Скачать 229.89 Kb.


Дата14.03.2019
Размер229.89 Kb.
ТипРешение

Скачать 229.89 Kb.

Решение проблемной ситуации. Определение темы и цели занятия. Оформление



Ход мероприятия:

Решение проблемной ситуации. Определение темы и цели занятия.

Оформление:

На столе портрет В. И. Даля, четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка», «Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка» , свечи, цветы. .

Эпиграф к уроку: «Как сокровищница меткого народного слова, словарь В.Даля будет спутником не только литератора, но и всякого образованного человека, интересующегося русским языком» (В.В.Виноградов)

Как вы понимаете слова академика Виноградова

Ход урока:

Учитель вносит под музыку из передачи «Что? Где? Когда?» «чёрный ящик».



Учитель: Как вы думаете, что находится в чёрном ящике?

Учитель, выслушав детей, достает из «черного ящика» словарь В.И.Даля.



Учитель: Как могут быть связаны этот предмет и тема сегодняшнего урока? (дети высказывают свои предположения)

Учитель: Действительно, тема нашего занятия будет тесно связана с понятием «Словарь» и звучит она так: «Всероссийский словарный урок».

- Как вы думаете, а почему в теме нашего урока употреблено слово «всероссийский»? (выслушивает мнения)



Учитель: дело в том, ребята, что 22 ноября – день рождения Владимира Ивановича Даля, создателя уникального «Толкового словаря живого великорусского языка». Именно в этот день отмечается всероссийский День словарей и энциклопедий. Мы сегодня собрались с вами, чтоб вспомнить человека, который всю свою жизнь посвятил служению русскому народу, русскому языку, народному творчеству

  • - А что вы знаете о Владимире Ивановиче Дале? (выслушиваются ответы)

  • На сцене появляется Андрей со стопкой книг. На ходу он листает одну из них. Навстречу ему выходят Ира и Наташа с тетрадками в руках.

  • Ира. Андрюха, привет! Что это ты так нагрузился?

  • Андрей. Да Тамара Михайловна задание дала - написать творческую работу о словаре Даля.

  • Ира. Обыкновенный словарь. И чего учительница так восхищалась: «Кладезь мудрости!...»

  • Андрей. А я вот начал выполнять задание, открыл книгу и увидел, что тут много интересного.

  • Наташа. Ну что может быть интересного в словаре? Куча обыкновенных слов,

  • Андрей. Странно... Что же вы в таком случае в своих работах написали?

  • Ира.{открывает тетрадь). В толковом словаре В. И. Даля собрано слов. Они расположены в алфавитном порядке, ко многим подобраны однокоренные слова и синонимы. Например: слово, словарь, словник, словотолковник, словотолк, словарик, речник, лексикон, сборник слов.

  • Наташа. И у меня то же самое. Только я ещё написала, что ко многим словам в качестве примеров автор подобрал пословицы, поговорки и даже загадки: « В воде родится, а воды боится» (соль), «Кочет голенаст, кланяться горазд» (топор), «Мать толста, дочь красна, сын кудреват в поднебесье ушёл» (печь, огонь, дым).

  • Ира. Вот и всё. Что тут сложного. Носитесь с этим словарём, как кошка с котятами.

  • Андрей. Говоришь, как кошка с котятами?... А ведь это выражение из словаря Даля! Оно поясняет значение слова «кошка». Что, по-вашему, оно означает?

  • Ира.(смеётся). Ну ты даёшь! Да кто же этого не знает!

  • Наташа. Тебе и трёхлетний ребёнок ответит.



  • Андрей. А всё-таки?...

  • Ира.(растягивает слова). Кошка - это домашнее животное.

  • Андрей. И только?

  • Наташа. А что же ещё?

  • Андрей. А ведь Владимир Иванович Даль даёт девять толкований слова «кошка» (открывает книгу). Это домашнее животное. И якорь о четырёх лапах. И снаряд для осмотра выбоин в орудиях. И кожаный кошелёк, который носят на поясе. А ещё плётка с несколькими хвостами, коса на взморье, или отмель, рыбачий сачок, растение, игра.

  • Ира.(задумчиво). Да... А что там ещё про эту кошку?

  • Андрей. Пословицы: «Рано пташка запела, как бы кошка не съела»... «Знай кошка своё лукошко», « Напала на кошку спесь, не хочет с печи слезть», « Лакомка кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется».

  • Наташа.(тоже заглядывает в книгу). Тут и загадка про кошку есть: «Две ковырки, две подковырки, один вертун, два войка, третья маковка».

  • Ира (присоединяется к ним). А теперь отгадайте, что это: «Белая кошка лезет в окошко»? (Андрей и Наташа молчат). Свет! Вот ещё одна: «Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки. Много ли всех»?

  • Наташа и Андрей (вместе). Три!

  • Наташа. Пожалуй, в кино мы сегодня не пойдём - давай лучше работу переписывать.

  • Ира. Андрюшка, а что ты ещё о Дале знаешь?

  • Андрей. Пусть лучше он сам о себе расскажет.

  • Кто же он - создатель всемирно-известного словаря? В какое время жил?

  • Звучит музыка Чайковского, на сцене ведущие.

Учитель: давайте подробнее познакомимся с биографией выдающегося человека Владимира Ивановича Даля.

Рассказ о годах жизни В.И.Даля.

1- ученик Владимир Иванович Даль (1801-1872) был человеком разносторонним и, по отзывам знавших его людей, чрезвычайно одаренным хирургом, выдающимся писателем, гуманным чиновником-администратором. Но в историю русской культуры он вошел, прежде всего, как языковед, составитель неповторимого в своем роде «Толкового словаря живого великорусского языка».

2- ученик Родился В.И. Даль в г. Лугань, учился в Морском корпусе в Петербурге, вместе с П.С. Нахимовым. После непродолжительной службы на Черноморском флоте В.И. Даль едет изучать медицину в Дерптский университет. Здесь начинается его дружба с Н.И. Пироговым. Получив в 1829г. звание лекаря, он служит в действующей армии на юге, затем недолго — в Военно-сухопутном госпитале в Петербурге.

3-ученик «Сказки» принесли В.И. Далю литературный успех, он знакомится с А.С. Пушкиным, входит в его кружок. Ему довелось закрыть глаза смертельно раненому поэту. С 1833 по 1841гг. В.И. Даль служит в Оренбурге, участвует в Хивинском по ходе, в 1841-1849гг. он -влиятельный чиновник в Петербурге, затем в Нижнем Новгороде. Все это время В.И. Даль публикует свои многочисленные литературные произведения, в 1853г. - знаменитый поныне сборник «Пословицы русского народа».

4- ученик Выйдя в отставку в 1859г., В.И. Даль поселился в Москве и посвятил последние годы своей жизни завершению «Толкового словаря». Им осуществлено было первое издание и подготовлено к печати второе.

Словарь В.И. Даля пользуется неизменным успехом в самых широких слоях нашего общества.

5- ученик 53 года своей жизни Даль посвятил словарю. Он записывал речь солдат на привалах, говор крестьянской толпы на ярмарках; он изучал терминологию народных промыслов, вел обширную переписку со своими корреспондентами-любителями старины и народного быта, делал выписки из словарей и этнографических сочинений. Толковый словарь Даля — это хранилище народной мудрости, это подлинная энциклопедия жизни русского народа.

6- ученик Четыре толстых тома называются «Толковый словарь живого великорусского языка». «Толковым» не от того назван словарь, -шутил Даль, - что мог получиться и бестолковым, а от того, что он слова растолковывает».

  • Именно с Даля сочетание «толковый словарь» сделалось термином и прочно вошло в современный научный обиход.

  • 7-ученик: Ему было 11 лет,когда началась Отечественная война против французов... Он был ровесником А.С.Пушкина, современником декабристов многих из них знал близко... Даль был дружен с П.С.Нахимовым и с Н.И.Пироговым... Он был свидетелем отмены крепостного права в России... Его современниками былиК.Ф.Рылеев,И.А.Крылов,А.С.Грибоедов,М.Ю.Лермонтов,Н.В.ГогольД. Г. Чернышевский, З. А.Некрасов. А самое главное - В.И.Даль был создателем словаря,который стал гордостью нашего народа.

  • .

  • Ученик-8:В 1825 году Владимир Иванович Даль вышел в отставку и поступил в императорский университет на медицинский факультет.Когда началась война с Турцией, он служил военным врачом. Даль сблизился с солдатами, вслушивался в их разговоры,записывал народные слова и выражения.

  • «Бывало на дневке, - рассказывал Даль, - соберешь вокруг себя солдат из разных мест, да и начнешь расспрашивать,как такой-то предмет в той или иной местности называется». Вот, например, такое простое слово «лужа».В разных областях России ее, оказывается, называют по-разному :в Костроме- «калуга», в Пскове- «лузь», на Севере-«лыва», а в Томбове- «мочажина». Вот и получается целая цепочка слов.



Ученик 9:Многое пришлось услышать Далю во время войны. Каждый день тетрадки пополнялись новыми записями. А однажды он стал сочинять сказки. Страшновато было отдавать их на суд читателей. Но он все-таки решился напечатать несколько.Придумал псевдоним-казак Луганский(по месту рождения).Первая книжка, в которую вошли пять сказок, увидела свет под названием «Первый пяток».

Сказки В.И. Даля знакомят детей с бесценным опытом живой народной жизни, учат добру, справедливости, любви к правде и труду.

  • Сценка

  • Ученик-10 Осенью 1832 года Владимир Иванович даль собрался с духом, взял своих «Русских сказок» и отправился в дом Жадимировского на углу Гороховой и Большой Морской, где в то время жил Александр Сергеевич Пушкин.С этих сказок и начались добрые и дружеские отношения В.И. Даля с А. С. Пушкиным, продолжавшиеся до последних мгновений жизни великого русского поэта.

  • Пушкин: Здравствуйте, сударь! Рад, рад познакомиться с вами!

  • Даль: А уж как я рад! Вот принес на ваш суд .(протягивает книгу).

  • П.:Я уже видел вашу книгу и порадовался ей. Хороша! (перелистывает страницы).Что за прелесть ,какой толк! И язык все народный! Так нянюшка моя Арина Радионовна разговаривала.

  • Д.: Не откажитесь принять в подарок сей скромный труд... А чем вы, Александр Сергеевич, в ближайшее время удивите поклонников вашего таланта, коли не тайна?

  • П.: Да какая тайна? Стихи пишу. А недавно вот сказку сочинил. ( наугад раскрывает книгу)

  • Мы объехали весь свет;

  • За морем житье не худо;

  • В свете ж вот какое чудо:

  • Остров на море лежит,

  • Град на острове стоит,

  • Каждый день идет там диво:

  • Море вздуется буриво,

  • Закипит, подымет вой,

  • Хлынет на берег пустой,

  • Расплеснется в скором беге-

  • И останутся на бреге

  • Тридцать три богатыря,

  • В чешуе златой горя,

  • Все красавцы молодые,

  • Великаны удалые,

  • Все равны как на подбор;

  • С ними дядька Черномор...

  • Возьмите на память (протягивает Далю книгу)

  • Д.:(рассматривая обложку). «Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Спасибо.

  • П. :Мужика русского благодарите, что нам, литераторам, язык такой подарил...

  • Д.: Да, народ владеет точным ,выразительным словом, которое, с позволения сказать, нашему обществу и незнакомо. Где нам учиться по-русски? Из книг не научиться, потому что писаны не по-русски, а в гостиных да салонах и подавно... Остается одно только -язык русский, какой и поныне живет в народе.

  • П.: Вот и прислушайтесь к нему внимательно, пометки делайте, отбирайте. Сказки -это хорошо! Но идите дальше. Займитесь составлением словаря.

  • Д.: А осилю?

  • П.: Осилите. Это же замечательно: как Крез, годами копить сокровища и вдруг открыть сундуки с ними пред изумленными соотечественниками!

  • Д. :Я подумаю.

  • П.: Тут и думать нечего.Вам позавидовать можно-жизненную цель имеете.

  • Д.: Что же получается? Искал рукавицы, а они за поясом?!

  • Ученик -11 :Зиму 1837 года Владимир Иванович Даль провел в Петербурге. Много работал.Бывали вечера, когда к нему заезжал Пушкин. Его интересовало все в работе Даля.

  • Через несколько дней стряслась беда, и Даль оказался у постели смертельно раненного Пушкина, стараясь облегчить его мучительные физические страдания. Перед смертью Пушкин подарил Владимиру Ивановичу свой старинный перстень с изумрудом.Этот перстень-талисман Александр Сергеевич никогда не снимал и считал, что он приносит поэтическую удачу. Когда же Пушкин узнал,что надежды нет, что он должен умереть, он надел перстень на руку Даля.

  • Ученик 12 :С легкой руки Александра Сергеевича Пушкина Даль занялся составлением словаря русского языка, хотя по образованию не был филологом. Работа эта продолжалась 53 года. Труд всей его жизни был оценен по достоинству. Словарь Владимира Ивановича Даля был удостоен Золотой медали Русским географическим обществом. Далю присудили Ломоносовскую премию и избрали почетным членом Академии наук. Владимиру Ивановичу так и не пришлось стать академиком. Но до последних дней он записывал слова и их значения. И перед самой смертью,уже не в силах встать с постели,позвал дочь и попросил: «Запиши словечко»



  • Ученик 13

  • Владимир Иванович Даль был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции, написал для школьников учебники «Ботаника» и «Зоология».

  • Ученик 14С детства Даль любил, по его собственному признанию, «копаться над какой-нибудь ручной работой»: он умел сколотить табурет и выточить на станке шахматы, построить модель корабля и изготовить тончайшее украшение из стекла. Но где бы ни был Даль, чем бы ни занимался, он прислушивался к речи людей - крестьян, ремесленников, солдат.

  • Ученик 15 Идут годы. На дворе уже XXI Век! Одни слова из нашей речи исчезли, за последнее десятилетие появилась масса новых слов! Но так же, как и раньше, мы открываем замечательную книгу - «Толковый словарь живого великорусского языка» и с благодарностью вспоминаем его автора - Владимира Ивановича Даля. Человека, который собирал слова.


Просмотр видеоролика о Дале.

Но как же получилось так, что главным делом его жизни стало собирание слов. С чего всё началось?

  • (Слайд 9, звучит музыка Свиридова«Зимняя дорога»).

«Замолаживает»? Что это?

«По серому насту сани идут легко, словно под парусом. Снег лежит в поле длинными грядами. Поле бескрайнее, как море. Ветер гудит, метёт снег низом. Снежные валы колышутся, текут, плещут в борта саней.

Ямщик, закутанный в тяжёлый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмётся от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо. Седок молод. Мичман – первый на флоте офицерский чин.

Ямщик тычет кнутом в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, басит, утешая:

- Замолаживает.

- То есть как это “замолаживает”?

- Пасмурнеет, - коротко объясняет ямщик. - К теплу.

Мичман суетится, вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандаш, долго дует на окоченевшие пальцы, выводит старательно: «Замолаживать – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакивать тучками, говоря о небе, клониться к ненастью».

Летят сани по снежному полю, метет низовка, а мичману уже не холодно. И не потому, что замолаживает, заволакивает тучами небо – когда еще пройдет ненастье, отпустит мороз! – а потому, что задумался мичман о своем, залетел смелой мыслью далеко за край бескрайнего поля. И про холод забыл.

Морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву, где-то у Зимогорского Яма, затерянного в новгородских снегах, человек принял решение, которое повернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал в книжке первую страничку. Одна страница – какая малость, но, как говорил Пушкин, “понемногу сокровища растут”. Это было рождение “Толкового словаря”».



Учитель:

Итак, слово «замолаживает» положило начало будущему словарю. К 1831 году материалов и записей у Даля накопилось уже столько, что для их перевозки однажды пришлось использовать верблюда.

И вот какая история приключилась однажды.

«Золотой верблюд» (слайд 11)

Врач В.И. Даль оперировал, лечил, перевязывал. И был у Даля свой верблюд. Обыкновенный живой верблюд, с горбами, с тяжелыми, мягкими лапами, с грустными глазами, теплой мордой и презрительно поджатыми губами.


Далю верблюд был дороже золота. Он возил не поклажу, а 10 лет жизни. Верблюд был нагружен тетрадями со словами.
Верблюд пропал во время боя. Даль перевязывал раненых, а когда вернулся в обоз – верблюда нет. Даль признавался потом, что осиротел с пропажею своих записок.
Через неделю казаки привели отбитого верблюда. Туркам не понадобилось 10 лет жизни Даля. Слова были целы.
Даль обнял верблюда за шею, прижался лбом к пыльной и жаркой шерсти, да так и стоял, ослабев.
Может, и хорошо, что пропали записки. Он понял, что не увлечение это было, а призвание. Так “золотой верблюд” укрепил решение Даля – заниматься собиранием слов.

Исследовательская работа.

Работа с «Толковым словарем живого великорусского языка» В. И. Даля.

Учитель. Русский язык обладает огромным словарным богатством, но как сберечь это сокровище, не дать ему потеряться? Вот здесь и приходят на помощь людям словари.. Об истории происхождения словаря В. И. Даля нам расскажут наши ученики.

Ученик 16 Словарь состоит из четырех томов. В его основу даль положил народный язык. В словаре содержится около 200 тыс. слов. Наряду с лексикой литературного языка первой половины 19 века здесь представлены областные слова, терминология разных профессий и ремесел, около 30 тыс. пословиц и поговорок.

Ученик 17Алфавитный способ расположения слов В.Даль считал «мёртвым списком слов». Поэтому он выбрал себе средний путь – однокоренные слова группируются в гнёзда, а во главе такой группы стоит глагол или имя. Это помогает увидеть происхождение слова и его связь с другими словами. Владимир Иванович объясняет значение слова. Даёт словообразовательную характеристику слова и языка в целом. Современные учёные высоко оценили это.

В состав словаря вошёл не только народный язык, но и книжные слова, «чужеслова» (то есть иностранные слова), областные слова и местные по употребению (то есть диалектизмы), церковно-славянские и устаревшие слова.



В.И.Даль первым в отечественной науке называет свой словарь толковым.Наша с вами задача – выявить, какие способы использовалавтор для толкования слов. А для этого нужно заглянуть в этот словарь. На столах у вас лежат листы бумаги, где выписаны отдельные статьи из «Толкового словаря живого великорусского языка».

Ученик 18 Часто при возникновении каких-либо вопросов о языке, при разрешении языковых сомнений или споров приходится произносить или слышать от других такие фразы: «посмотрим у Даля», «сошлюсь на Даля», «встречается у Даля», «а что по этому поводу пишет Даль», «обратимся к Далю». И говоря «Даль», все мы имеем в виду одно и то же: «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

Ученик 19 Таким образом, словарь Даля - это уникальное явление в истории не только русской, но и мировой лексикографии, это национальная сокровищница русской культуры. У поэта С. Маршака есть замечательное стихотворение «Словарь»

Ученик 20 Чтение наизусть стихотворения С.Я. Маршака «Словарь»

Усердней с каждым днем гляжу в словарь,

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах — события печать.

Они дались не даром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой...»

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

Ведущий 21: И все же смыслом жизни, самым главным для Даля стало составление “Толкового словаря живого великорусского языка”. Долгие годы он мечтал поселиться в Москве, и в 1859 году его мечта сбылась. Владимир Иванович собрал за свою жизнь 200000 слов. Если их просто записать столбиком в тетрадь (без пояснений), то понадобится 450 ученических тетрадей в линейку. Для упорядочения материала Даль склеивал большие коробки, куда складывал длинные листы, написанные в алфавитном порядке. Они складывались на полках - так выглядела рукопись словаря. Он мечтал поскорее пустить свой корабль на воду. Его мечта сбылась.

Ученик 22:
То ловишь отзвук древнего напева,
То говор поздних дней.
И слово состоит, подобно древу,
Из веток и корней.
Незыблема его первооснова
На много тысяч лет.
Выходит так, что у любого слова
Есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся как звенья,
И так растет строка.
И можно различать сердцебиенье родного языка.
...Сидят теперь четыре института
Над словарем одним,
А Даль все так же нужен почему-то,
А Даль незаменим. 
М Матусовский
Ведущий 2 3: Работа над словарем потребовала от составителя словаря энциклопедических знаний. Даль был любознательным и трудолюбивым человеком. Он понимал толк в земледелии и торговле, коневодстве и рыболовстве, судостроении, знал многие ремёсла. Он умел сколотить табурет, выточить на станке шахматы. Построить модель корабля и изготовить тончайшее украшение из стекла, Даль знал 12 языков. Кроме русского, он знал немецкий, французский, английский, а также украинский, белорусский и сербский, владел татарским, башкирским и казахским.
Ведущий 24: Одновременно с работой над словарем Даль работал и над сборником “Пословицы русского народа”, куда вошли не только пословицы, но и поговорки, скороговорки, загадки. Каждую пословицу он переписывал дважды на узких полосках бумаги, Даль называл их “ремешками”. Один “ремешок” шел в словарь, как пример для пояснения, а другой в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. 180 тетрадей, куда Даль вклеивал “ремешки” - это 180 тем.Среди них “ Ум-глупость”, “Народ-мир”, “Правда –кривда” и т.д.
Даль собрал 30130 пословиц. Если склеить “ремешки” друг с другом, получится лента длиною в 7 километров.


Ученик 2 5: “Толковый словарь живого великорусского языка” принес Далю бессмертие.
Созданное В.И. Далем иначе как подвигом не назовешь - подвиг всей его жизни. Он собрал слова, которые можно назвать “родные россыпи жемчужин”.
На родине Даля в городе Луганске в честь его названа улица. Здесь, на улице Даля, дом №12, открыт музей писателя. Восточно-украинский Национальный Университет в городе Луганске носит имя В.И.Даля. Мемориальной доской отмечен дом в Нижнем Новгороде, где жил Даль. Мемориальная доска установлена и на доме в Москве, где жил писатель в последние годы жизни. Похоронен Даль на Ваганьковском кладбище в Москве.


Стихотворение «Мой Даль»

Тишина. Идет урок.


Учитель тихо говорит.
Чтение вслух и между строк,
Ручка иногда скрипит.
Учитель говорит о Дале –
Затих и умник, и непоседа.
Мы многого о нем не знали,
Тем интереснее беседа.
Ну как такое происходит:
И врач хороший он, хирург,
И инженер, мосты возводит,
И Пушкина он близкий друг.
Песни, сказки, поговорки
Собирает он в тетрадь.
И значение слов различных
Может вам истолковать.
Умный, честный, справедливый,
С душою чистою, как снег. 
Он, конечно, муж ученый.
И хороший человек.
Край родной наш, несомненно,
Он делами прославлял.
И поэтому, конечно, 
Я пример с него бы взял.

Учитель: Память о таких людях не должна умереть. Даль незаменим и сегодня. Его труды не пропали даром. Даль передает сегодняшнему поколению всю свою любовь к русскому народу и его языку. Сохранить наш язык в его величии - одна из главных задач сегодняшнего времени.

Человек умер, но его труды остались. Мы пользуемся словарями Даля, читаем его сказки, восхищаемся пословицами и поговорками, собранными им, играем в игры.

Начало формы

Конец формы

А юбиляру- словарю какие слова сказали бы вы?

Ученик 1: это кладезь народной мудрости;

Ученик 2:сокровищница народного слова;

Ученик3: энциклопедия русского языка

Смотрим видеоролик о словаре Даля.\
Учитель: Впереди нас ждут интересные задания. Выполняя задания, вы будете пользоваться словарями как справочными пособиями. Команда, справившаяся с заданием первой и правильно выполнившая задание, получает воздушный шарик.

(Класс делится на группы, работа ведется в группах

Задание «Путешествуем вместе».



Учитель. На ваших столах лежат туристические путевки. Определите, к какому языку относятся слова, указанные в путевках, и вы узнаете название страны, куда предстоит совершить путешествие игрокам вашей команды.

Задание первой команде

Задание второй команде

Задание третьей команде

Лабиринт стр465

Фрак стр271

Экзамен стр 730

Мавзолей стр481

Ремонт стр 235

Экватор стр730

Ответ: слова греческого происхождения. Страна –Греция.

Ответ: слова французского происхождения. Страна –Франция.

Ответ: слова латинского происхождения. Страна –Италия.

Прежде чем я приглашу вас пройтись по иностранным магазинам , вы должны выполнить следующее задание.

Игра « Третий лишний».(Одновременно с пресс-конференцией)

На доске помещены слова в 3 ряда. Каждая команда получает свою колонку слов и через определенное время должна удалить с доски лишние слова в своем ряду.



Коврига стр 454

Регент стр 234

Кимвал стр319

Десерт стр 290

Адъютант стр 9

Вырец стр159

Кокарда стр 454

Азям стр9

Серенада стр 587

1.Пресс-конференция.

Группа «Знатоков» из 3-х учеников заранее изучает историю возникновения и принцип построения «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Группа «Корреспондентов» из 5-ти учащихся готовят вопросы по данной теме.

Сколько лет В. Даль посвятил работе над составлением «Толкового словаря живого великорусского языка»?

(В.И.Даль начал собирать слова для своего словаря в 1819 году, а последние записи были внесены буквально перед смертью автора. Таким образом, можно сделать вывод о том, что В.И.Даль работал над созданием словаря 53 года.

- Когда был опубликован «Толковый словарь живого великорусского языка»?

Первое издание словаря датируется 1863-1866 г., второе - в 1880г. (именно оно переиздается и по сей день.) Даже за неделю до смерти Даль велел своей дочери внести в рукопись словаря четыре новых слова, которые он услышал от прислуги).

Почему свой словарь В. Даль назвал толковым?



(«Словарь назван толковым, потому что он не только переводит одно слово другим, но толкует, объясняет подробности значения слов и понятий им подчиненных», - такое объяснение названию словаря дает Даль в эпиграфе к нему. Позже это название закрепилось за всеми подобными словарями.)

А сколько слов включает в себя «Толковый словарь живого великорусского языка»?

( 200 тысяч слов).

Но в «Словаре современного русского литературного языка» (1948 -1965), подготовленном Академией наук СССР слов значительно меньше – 120 тысяч. Чем же вызвано такое расхождение? Неужели в русском языке слов стало меньше?

(Конечно же, нет. Такое различие (200 тысяч слов и 120 тысяч) легко объяснить. В «академическом» словаре содержатся лишь слова литературного языка, а в словаре Даля отражается разговорный язык, областные, диалектные слова).

В чем заключается необычность данного словаря?

(Современные словари русского языка обычно составляет большая группа специалистов-филологов, В.И.Даль создавал свой словарь в одиночку, к тому же он не имел специального филологического образования. О себе и своем словаре Даль говорил: «Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает его лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик, собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка»).

- Чем было вызвано появление словаря В. И. Даля? Какую цель ставил перед собой автор «Толкового словаря живого великорусского языка»?

(В. И. Даль горячо сетовал на отрыв книжно-письменного языка его времени от народной основы, от живого русского языка, на обильное засорение книжной речи «чужесловами», то есть словами, заимствованными из западноевропейских языков. «Пришла пора подорожить народным языком и выработать из него язык образованный», - писал Даль. Составляемый им словарь должен был отвечать этой задаче. Автор-составитель понимал, что путь преобразования литературного языка долгий и сложный, посильный лишь грядущим поколениям писателей и ученных. Свою роль он осознавал как роль начинателя большого и важного дела. Убежденная уверенность Даля в высоких достоинствах русского языка, в безграничной способности к его совершенствованию, в полной возможности своими национальными средствами выразить им любую мысль не покидала его на протяжении всего творческого пути и определила характер составленного им словаря. Своим словарем и обильно введенными в него материалами народной речи Даль стремился указать современникам средства народного обновления русского литературного языка XIX века. И, действительно, «Толковый словарь» Даля сыграл очень большую роль в подъеме интереса к живым говорами русского языка и к народной основе литературной речи.).



Учитель. Приглашаю вас пройтись по иностранным магазинам.

Задание 7. « Контрольная закупка».

Команды получают корзины с конвертами, куда помещены названия товаров. Пользуясь толковым словарем В.И.Даля, ученики должны определить значение написанных слов. ( Для быстроты работы около каждого слова указаны страницы и том словаря).


Задание первой команде

Задание второй команде

Задание третьей команде

Кафтан стр 450

Ерш стр107

Сало стр 574

Порфира стр 549

Короп стр458

Паляница стр 456

Учитель. – Какой магазин вы посетили? (Овощная лавка/магазин одежды/зоомагазин)

- Что вы купили в магазине



Итог урока

Чтобы выяснить, насколько вы запомнили все, о чем сегодня говорили, подведем итоги:

  • Назовите город, где родился В.И.Даль. (Луганск)

  • Какими профессиями владел Даль? (моряк, военный врач, писатель, собиратель слов

  • Каким именем подписывался Даль. (Казак Луганский)

  • Как называется главный труд всей жизни Даля. (Толковый словарь живого великорусского языка)

  • Назовите сказки В.И.Даля.

VI. Рефлексия. Ученик – родитель.

Ребята, представьте, что сейчас, например, 2034 год. Вы – взрослые люди и уже стали родителями. Ваши дети учатся в нашей школе. Попробуйте объяснить им важность нашего сегодняшнего мероприятия «Всероссийский словарный урок».



( Высказывания детей)

Домашнее задание: (Слайд 13) предлагаю вам попробовать себя в роли составителя словарей. Составьте один из несуществующих словарей (15-30 слов). Тематика – по выбору:

- словарь моих любимых слов;



- словарь самых важных слов\

Заключение: Урок хочу закончить словами Константина Георгиевича Паустовского:»Читайте! И пусть в ваше жизни не будет ни одного дня , когда бы не прочли ни одной строчки, хоть одной странички из новой книги.

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Решение проблемной ситуации. Определение темы и цели занятия. Оформление

Скачать 229.89 Kb.