• Общая характеристика работы
  • Степень теоретической изученности темы



  • страница1/3
    Дата20.08.2018
    Размер1.54 Mb.
    ТипАвтореферат

    Решения в дизайне меховых изделий


      1   2   3



    На правах рукописи

    МОРОЗОВА

    Марина Владимировна
    ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ

    РЕШЕНИЯ В ДИЗАЙНЕ МЕХОВЫХ ИЗДЕЛИЙ

    17.00.06 «Техническая эстетика и дизайн»



    Автореферат

    диссертации на соискание ученой степени

    кандидата искусствоведения

    Санкт-Петербург

    2010
    Работа выполнена в ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский

    государственный университет технологии и дизайна»


    Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент

    Ванькович Светлана Михайловна

    Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор

    Савельева Ирина Николаевна
    кандидат искусствоведения, доцент

    Габриэль Галина Николаевна


    Ведущая организация: Санкт-Петербургская государственная

    художественно-промышленная

    академия им. А. Л. Штиглица

    Защита состоится 22 декабря 2010 года в 10.00

    на заседании диссертационного совета Д 212.236.04

    при Санкт-Петербургском государственном университете технологии и

    дизайна по адресу: 191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18,

    Инновационный центр.


    С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке СПГУТД.
    Автореферат разослан 22 ноября 2010 года.

    Общая характеристика работы

    Актуальность исследования


    Специфика дизайна изделий из меха в России такова, что практика инновационного проектирования, основанная на реализации ведущей роли дизайнера, не применяется сегодня в достаточной степени для создания эстетически ценной и технически совершенной продукции. Опыт художественного проектирования в данной области, накопленный западноевропейскими дизайнерами, остается не до конца осмысленным и не используется отечественными модельерами в полной мере. В настоящее время индустрия мехового производства в России, к сожалению, недостаточно развита. На фоне дефицита интереса к инновационной дизайнерской деятельности в сфере массового отечественного производства одежды из меха возникает необходимость обращения к теоретическим и практическим исследованиям в этой области.

    Инновационный дизайн предполагает комплексный подход к решению задач по становлению отечественной отрасли производства одежды из меха, где роль дизайнера направлена в первую очередь на создание меховых изделий, выполненных в условиях малого серийного производства и являющихся объектами дизайна костюма, обладающих эстетическими, функциональными, эргономическими и технико-технологическими свойствами. Инновационное проектирование включает создание новых приемов дизайна мехового полуфабриката и собственно проектную творческую деятельность дизайнера, направленную не только на эстетическое составляющее меховых изделий, но и на их композиционное и функциональное единство, способствующее повышению эффективности производства, его рентабельности и прибыльности.

    Постоянное изменение спроса на разнообразные виды и фактуры натурального меха побуждает дизайнеров создавать инновационные формы проектных материалов, применять новые методы при их моделировании и своевременно создавать новую продукцию, пользующуюся наибольшим спросом.

    Инновационные методы моделирования и проектирования изделий из меха дают неограниченные стилистические возможности для широкой деятельности дизайнера, вследствие чего в настоящее время активно используются ведущими мировыми Домами Моды Италии, такими как Фенди (Fendi), Мацци (Matti), Джулиана Тессо (Giuliana Teso), и Франции – Кристиан Диор (Christian Dior), Ревильон (Revilione).

    В этой связи в отечественной меховой промышленности возникает необходимость привлечения к проектированию опытных специалистов в области дизайнерской деятельности, ведущих внедрение перспективных проектов и новых технологий производства.

    Таким образом, в настоящее время является особенно актуальной задача искусствоведческого исследования инновационных методов проектирования и определения принципов формообразования в дизайне изделий из меха. Также важной представляется разработка рекомендаций по внедрению инновационной дизайнерской деятельности в производство меховой продукции. Результаты данного исследования могут быть эффективны при создании отечественных изделий из меха, обладающих высокими потребительскими качествами и способных выдержать конкуренцию на современном рынке.


    Степень теоретической изученности темы


    Научную литературу, связанную с дизайном меховых изделий, условно можно разделить на три направления. К первой группе относится литература, посвященная проблемам моделирования, проектирования и изготовления одежды из меха. К ним можно отнести работы таких отечественных авторов, как Пармон Ф.М. «Одежда из кожи и меха: традиции и современность» (М., 2004), Горина Г.С. «Моделирование формы одежды» (М., 1982), Терская Л.А. «Теоретические основы проектирования меховых изделий» (М., 2001). Значимыми являются специальные сбориники, в которых дается описание традиционных и новых методов изготовления и дизайна мехового полуфабриката «Разработка новой продукции в области работы с мехом норки и лисы» (Международный центр дизайна «Saga Furs of Scandinavia», Копенгаген, 1999); «Мех» («Fur», Копенгаген, 2005); «Производство мехового полуфабриката и готовые меховые изделия» («Rauchwarenherstellung und Pelzkonfektion», Leipzig, 1979).

    Второе направление научной литературы составляют труды специалистов, где меховые изделия изучаются в контексте характеристики методов первоначальной обработки мехового полуфабриката в сфере новых химических технологий, оказывающих существенное влияние на дизайн изделий из меха. В этой категории можно перечислить сборники и специальные издания: Горячев С.Н. «Новое в меховом производстве» (М., 2000), «Развитие меховой промышленности России: сборник тезисов Межрегиональной научно-практической конференции» (М., 1991), «Зарубежный опыт: Реферативный обзор» (ЦНИИ информационных и технически-экономических исследований легкой промышленности – Меховая промышленность, М.,1997), «Новое в технологии мехового производства, методов контроля качества продукции и технологических процессов» (М., 1981), «Российская меховая промышленность XXI века» (М., 2006).

    Третье направление представляет ряд отечественной и зарубежной литературы, посвященной истории моды и творчеству современных дизайнеров, где ассортимент меховых изделий остается недостаточно изученным. К значимым аналитическим работам на русском языке относятся исследования Горбачевой Л.М. «Костюм XX века. От Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро» (М., 1996), Зелинг Ш. «Мода. Век модельеров. 1900–1999» (Köln, 2000); «История моды с XVIII по XX век» (Коллекция Института костюма Киото); Современная энциклопедия «Мода и стиль» (М., 2001), которые представляют, в основном, коллекции из текстильных материалов. Среди современных периодических изданий можно выделить новое литературное обозрение «Теория моды», выпускающееся с 2006 г.

    К сожалению, исчерпывающего исследования в области проектирования изделий из меха в отечественном дизайноведении не проводилось. Возможно, данная проблема связана с невысокой степенью заинтересованности российских производителей и научных организаций в этом вопросе. Частичную информацию по истории дизайна одежды из меха, о существующих сегодня модных тенденциях, инновационных методах проектирования и моделирования в этой области, можно найти лишь в зарубежных специализированных журналах: «Pellice Moda» (Италия), «Saga Magazine» (Дания), «Fur» (Германия), а также в новой российской периодике последнего десятилетия: «Меха мира», «Мир кожи и меха», «Меха и мода».

    Необходимо отметить, что комплексных научных исследований, посвященных проблеме инновационных решений в формообразовании меховых изделий, в нашей стране не проводилось или, по крайней мере, их результаты не публиковались.

    Современные исследователи не освещают в полной мере вопрос, связанный с творческой деятельностью дизайнера по проектированию изделий из меха. Искусствоведческое исследование в этой области и разработка на его основе практических рекомендаций по внедрению инновационной дизайнерской деятельности в отечественное производство меховых изделий не утрачивают своей актуальности и практической значимости.


      1   2   3

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Решения в дизайне меховых изделий