• Сборник летописей городов, сёл и деревень Урала и Зауралья. Печатный орган Южно-Уральского Регионального Отделения
  • Калистратова Эммилия Алексеевны, Охапкин Юрий Дмитриевич, Печерин Андрей Владимирович, Щербина Денис Владимирович, Плаксина Марина Георгиевна, Рябухо Людмила Викторовна
  • Зимину Нину Павловну
  • Сафронниковой Натальи Юрьевны.
  • Получилось следующее.
  • Григорий Иванович Буткин



  • страница1/7
    Дата10.09.2018
    Размер1.93 Mb.
    ТипСборник

    Род Буткиных


      1   2   3   4   5   6   7

    Газета № 22 (317) от 24 июля 2012 года.









    Сборник летописей городов, сёл и деревень Урала и Зауралья.

    Печатный орган Южно-Уральского Регионального Отделения

    Межрегиональной Ассоциации генеалогов-любителей. Челябинск

    Род Буткиных. Служение и жизнь

    Светлана Буткина
    (В статье речь пойдет о:

    заслуженном учителе Григории Ивановиче Буткине,

    потоиерее, новомученике Александре Григорьевиче Буткине,

    протоиерее, новомученике Николае Григорьевиче Буткине –

    проповеднике и миссионере,

    о «враге народа» и Герое труда

    – Николае Александровиче Буткине)
    Занимаясь исследованиями по линии рода Буткиных, последние 3 года я углубилась в изучение жизни и деятельности двух священииков этого рода – Александра и Николая. Родились они в семье сельского учителя Григория Ивановича Буткина, а по линии матери, Ольги Ефимовны, принадлежат к известному священническому роду Ляпустиных. Осенью 1937 года оба брата, живущие в то время в разных городах, репрессированы и вскоре расстреляны. [1] [2] Мой муж, Буткин Николай Владимирович, приходится им внучатым племянником. Хотя это родство и не прямое, но все же и не очень далекое – о священниках остались семейные воспоминания и небольшие мемуарные записи их брата (родного деда моего мужа). После 1917 года семья претерпела сильные изменения. Всех ее членов разметало по Росси от Казани до Владивостока, а следы Александра, Николая и их семей практически потерялись.

    В 1990-х годах мой муж делал попытки родовых поисков, но лишь сейчас электронные средства связи открыли возможности для широкого исследования.

    С кратких Интернет-данных началось мое подробное узнавание жизни священников Буткиных. В разных регионах запрашивались следственные дела, изучался архивный и библиотечный материал, много данных оказалось в Екатеринбургских Епархиальных Ведомостях (1886-1917 гг.). Чудесным образом нашлось немало фотографий (в нашей семье их не осталось). В поисках родственников и фотоматериалов мне помогли профессионалы и люди, давно занимающиеся родовыми исследованиями – Калистратова Эммилия Алексеевны, Охапкин Юрий Дмитриевич, Печерин Андрей Владимирович, Щербина Денис Владимирович, Плаксина Марина Георгиевна, Рябухо Людмила Викторовна. В своей работе я также нашла союзницу – Зимину Нину Павловну – старшего научного сотрудника Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН, занимающуюся составлением Книги памяти священнослужителей Уфимской епархии.

    Материал о жизни Григория Ивановича Буткина – заслуженного учителя села Бродокалмак Челябинской области, собран при содействии Бродокалмакской школы, благодаря активной деятельности преподавателя истории Сафронниковой Натальи Юрьевны. В школе помнят и любят своих основателей.

    В результате, передо мной предстала картина целожизненного служения многих членов семьи Буткиных. Христианское понятие служения означает воплощение в жизни двух главных заповедей Христа – любви к Богу и любви к ближним. Такое служение несли не только священники Александр и Николай, но и их отец – учитель, и сын священника Александра – Николай Александрович (о его жизни рассказали дочери, проживающие во Владивостоке).
    Получилось следующее.
    Во второй половине XIX-го начале XX-го веков Буткины известны в Нижней Туре, как купцы. Торговали мануфактурой и колониальным товаром (сахар, чай, кофе). Один из братьев Буткиных – Ефимий Ефимович, по ведомостям Трехсвятительской церкви значится церковным старостой с 1887 года. [3]

    Григорий Иванович Буткин родился в Нижнетуринском заводе 19 января 1853 года.

    Его сын Николай так вспоминает историю жизни своего отца, как она начиналась:

    «...Сын торговца, начавший свою карьеру за прилавком, отец мой скоро понял, как трудно быть здесь честным человеком. Дружба с людьми иного рода совершенно оттолкнула его от торгового дела, и он избирает другой путь. Но, прежде чем встать на него, нужно было чему-либо поучиться. Друзья помогли в этом. Энергично взялись они готовить отца на учителя. Успехи ученика превзошли ожидания. Он скоро был готов к экзамену. Но здесь пришлось столкнуться с суровой неподатливой волей родителя. И вот совершился неизбежный разрыв и изгнание.

    Как живо представляется мне отец. С книжками, с малым запасом провизии, без гроша денег идет он в Верхотурье сдавать экзамен на учителя. Тут не могу не вспомнить одного обстоятельства.

    Всего больше – рассказывал отец – я боялся экзамена по Закону Божию. И вот сплю накануне него и вижу во сне – подходит ко мне Человек, по виду Симеон Праведный и говорит – так ясно: «Не бойся, – спросят «Иже Херувимы». Проснулся, думаю. «Неужели пророчество». Выучил твердо херувимскую, прочёл кое-что о Литургии, выхожу к экзаменационному столу, батюшка спрашивает: «Ну-ка прочтите «Иже Херувимы»… [4]

    Характер Григория Ивановича выделялся большой жизненной активностью. Под его руководством была развернута художественная самодеятельность в школе и на селе. Он организовал хор и самодеятельный артистический кружок, сам выступал на сцене. Очень любил пьесы Островского. [5]

    Статья шадринского краеведа В.П. Бирюкова из газеты «Трудовая правда» за 1922 год озаглавлена – «Бродокалмакский просветитель» и посвящена 45-летнему юбилею учительской службы Григория Ивановича. Юбиляру преподнесли рукописный журнал «Пробуждение деревни» в 74 страницы, состоящий из 9 авторских работ, с подписью на обложке «Дорогому юбиляру Г.И. Буткину от благодарных Вам бывших учеников и соратников».

    Владимир Павлович пишет о Григории Ивановиче: «...пройдя только начальную школу, дополнительно подготовившись самообразованием, стал в 24 года учителем в Кривском селе Шадринского уезда, а через 8 лет перешел в Бродокалмак.

    Войдя в Бродокалмакском вместо школы в избушку на курьих ножках, он вскоре же добился устройства хорошего здания. Впоследствии это здание отошло под городское училище, а рядом выросло новое здание для начальной школы.

    Еще теперь деревня в большинстве случаев видит в школе какую-то роскошь, что же было 40 – 50 лет назад? Каково же должно быть тогдашнее положение учителя?». [6]



    Действительно, что такое просвещение уральской глубинки – села Кривское и Бродокалмак Шадринского уезда (ныне Курганской и Челябинской области)? Григорий Иванович и его сподвижники являлись энтузиастами в деле воспитания и просвещения села!
      1   2   3   4   5   6   7