• Должность: учитель начальных классов. Образовательное учреждение: Филиал МОУ Октябрьского сельского лицея в с. Абдуллово
  • Основные термины и понятия
  • 18, 16, 19, 19, 10, 33- 16, 20, 6,25, 6, 19, 20, 3,16 17,16,5,10, 15,1
  • Работа в группах
  • Презентация «Наша Родина»
  • Работа в группах: ЛЮДИ СХОДСТВА РАЗЛИЧИЯ
  • 7) Индивидуальная работа.
  • 8) Творческая работа «Дерево толерантности»
  • Используемый учебный материал



  • Дата19.05.2017
    Размер65.7 Kb.
    ТипУрок

    Россия наша Родина! Все мы разные, но все мы вместе



    Филиал МОУ Октябрьского сельского лицея в с. Абдуллово

    Тема: «Россия - наша Родина! Все мы разные, но все мы вместе»

    Курс: «Основы религиозных культур и светской этики»

    Форма проведения: урок.

    Возраст детей: 4 класс

    Автор: Зарипова Нафися Миниахметовна

    Должность: учитель начальных классов.

    Образовательное учреждение: Филиал МОУ Октябрьского сельского лицея в

    с. Абдуллово

    Год разработки: 2015г.

    Аннотация

    Урок и презентация к нему будет полезна тем педагогам, которые приступили к апробации в школах нового учебного курса ОРКСЭ в рамках модуля «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». По данному сценарию можно провести урок или внеклассное мероприятие, добавив выступление родителей по теме урока.



    ТЕМА : Россия - наша Родина!

    ЦЕЛЬ: Формировать представление учащихся о России как о многонациональном и многоконфессиональном государстве.

    ЗАДАЧИ: 1. Знакомить учащихся с многонациональным составом нашей страны.

    2. Формировать представление о многоконфессиональности населения



    Основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы.

    Оборудование: Презентация, дерево толерантности.

    Ход урока.

    1. Орг. момент.

    2. Актуализация ЗУНов.

    - Перед вами зашифрованная надпись. По буквам алфавита прочитайте, пожалуйста.



    18, 16, 19, 19, 10, 33-

    16, 20, 6,25, 6, 19, 20, 3,16

    17,16,5,10, 15,1

    (Россия- отечество- родина)

    - Как часто вам приходится слышать эти слова? (варианты ответа)

    2. Сообщение темы и цели.

    3. Работа по теме урока.

    1)- Что такое Отечество, Родина?

    - А почему мы решили, что именно Россия- наше отечество? Откуда мы знаем, что здесь жили наши предки? (Возможные варианты ответа- необходимо вывести на археологические находки)

    - Все предметы, созданные человеком , относят к понятию - материальный мир. Приведите примеры современного материального мира.

    - А что такое духовный мир?

    - Правильно, это наши традиции, обычаи, сказки, былины, письменность, язык и т.д.

    Работа в группах: (работают на листах)

    - Приведите примеры для данных понятий по двум столбикам



    Духовный мир Материальный мир

    Проверка.

    Рефлексия.

    - Какими дорогами нам шагать, чтобы поддерживать свой духовный мир?

    2)- Что такое культурные традиции?

    - Религиозные морально- этические культуры нормы ?

    - Что значит «религиозная культура» ?

    - Какие религии вы знаете?

    - Какие особенности отличают друг от друга каждую религию?

    Работа в группах. (работают на листах)

    - Что такое «морально- этические нормы»? На чем основаны эти нормы?



    Проверка.

    Рефлексия.

    - Добро, милосердие, справедливость, честь, долг. Так значит, неважно какой ты национальности и какую религию ты исповедуешь, поскольку ориентируешься ты на одно и то же?

    3) Презентация «Наша Родина»

    (Текст презентации сопровождается чтением детей)



    Слайды 1,2.

    Что мы Родиной зовём? И берёзки, вдоль которых

    Дом, где мы с тобой живём, Рядом с мамой мы идём.

    Что мы Родиной зовём? Наши праздники и песни,

    Поле с тонким колоском, Тёплый вечер за окном

    Что мы Родиной зовём? И под небом синим-синим

    Всё, что в сердце бережём, Флаг России над Кремлём.

    Слайд 3.

    У России величавой

    На гербе орёл двуглавый,

    Чтоб на запад на восток

    Он смотреть бы сразу мог.

    Сильный, мудрый он и гордый.

    Он – России дух свободный.

    Слайд 4.

    Белый цвет – берёзка.

    Синий - неба цвет.

    Красная полоска-

    Солнечный рассвет.

    Слайд 5.

    Москва – это Красная площадь.

    Москва – это башни Кремля.

    Москва – это сердце России,

    Которое любит тебя.

    Слайд 6.

    Он царя Петра творенье,

    Кораблей заморских флаги,

    Город славы, город сад.

    Вдоль Невы дворцов парад.

    Слайд 7.

    Города старинные, Словно птицы- лебеди

    Звон колоколов. Суздаль и Ростов.

    На широкой Волге Башенки резные,

    Тверь и Кострома, Чудо- терема

    Города старинные, Новгород на Волхове,

    Крепость на реке. Муром на Оке.

    Здесь дружины храбрые

    В бой вели князья,

    Конного и пешего

    Недруга разя.

    Слайд 8.

    Города старинные

    Мастерами славные.

    Улицы кузнечные,

    Улицы гончарные.

    Площади торговые,

    Праздничные ярмарки –

    Из Ельца - матрёшки,

    А из Тулы пряники.

    Города старинные-

    К солнышку лицом –

    Для России стали

    Золотым кольцом.

    Слайд 9.

    Если долго-долго-долго

    В самолёте нам лететь.

    Если долго-долго-долго

    На Россию нам смотреть,

    То увидим мы тогда

    И леса, и города,

    Океанские просторы,

    Ленты рек, озёра, горы…

    Мы увидим даль без края,

    Тундру, где звенит весна,

    И поймёшь тогда, какая

    Наша родина большая,

    Необъятная страна.



    Слайд 10.

    Ладога, Ладога,

    В небе чаек гам

    Мы плывём на

    остров,

    Остров Валаам.

    Ладога, Ладога,

    Голубая ширь.

    На скалистом озере

    Чудо - монастырь.

    Ладога, Ладога,

    Красота земли, -

    Голубика – ягода

    В капельках зари



    Слайд 11.

    На Кавказе любят

    Сладкий виноград.

    Здесь хозяин гостю,

    Как родному, рад .

    Слайд 12.

    - Вы на Волге были?

    - Были.

    - Что вы делали?

    - Удили.

    - Кто попался на крючок?

    - Нам попался судачок.

    - Как не верить вам, ребята?

    - Волга рыбою богата.

    В стороне степной Песни нам поют,

    Землю сушит зной. Молока дают.

    Здесь растят коней,

    Как растят детей:

    Слайд 13.

    Уральские горы

    По каменным плитам

    Ведут за собой нас

    В страну малахита.

    В страну, где не счесть

    Драгоценных камней,

    В страну работящих

    И добрых людей.

    Слайд 14.

    Живут в России разные У каждого народа

    Народы с давних пор. Язык свой и наряд.

    Одним – тайга по нраву, Один – черкеску носит,

    Другим – степной простор. Другой надел халат.

    Вывод:

    - Посмотрите, как много людей живут в России и все мы среди них.

    4)- И все мы разные, но нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать. Все мы разные: по внешности, по характеру, по национальности, мировоззрению, но тем не менее у нас много общего. Давайте вместе назовем эти сходства и различия.

    Работа в группах:

    ЛЮДИ

    СХОДСТВА РАЗЛИЧИЯ

    - У вас на столах лежат разноцветные листы бумаги. На одном вы пишите сходства, а на другом – различия.

    Затем листочки вывешиваются под соответствующие заголовки на доске и зачитываются.

    Проверка.

    Рефлексия.

    5)Обсуждение


    1. Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?

    2. Национальность влияет на взаимоотношения людей?

    3. Какие религии вы знаете?

    4. Как вероисповедания объединяют или разъединяют людей?

    5. Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?

    6. Как общаются между собой старые и молодые люди?

    Вывод: О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими. Выделяют особенности речи, умение грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура. Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые? Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т.д.)

    1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?

    2. Хорошо или плохо, что все мы разные?

    3. Как жить в мире, где столько разных людей?

    Вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

    6) - А какие мы сами? Чем мы отличаемся друг от друга?



    Индивидуальная работа. (на листочках)

    - Я предлагаю каждому из вас подписать листочки и написать о каких-то трех признаках, которые отличают его от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов, внешних данных, черты характера. Информация должна носить позитивный характер. Я зачитаю ваши записи, а вы попробуете отгадать автора утверждений.



    Чтение учителем листочков учащихся, согласившихся на озвучивание их работы.

    - Видите как хорошо, что все люди разные, не похожи друг на друга: мы становимся интересны друг другу, можем найти нестандартные решения проблем, учимся друг у друга.

    - Наша жизнь – как большой театр, а мы с вами – актеры. У каждого из нас свои роли.

    7) Индивидуальная работа. (на листочках)

    Запишите на листочках: КТО Я? И после этого напишите свои жизненные «роли»: ученик, сын, внук, друг, помощник и т.д. давайте посмотрим, что вы написали.

    - Можно наверняка добавить к списку ролей и «сосед», и «знакомый», и «пассажир»… У каждого из нас этих ролей много. Одни роли приходят и уходят, другие остаются навсегда. Одни нам нравятся, а другие нет, и мы хотим от них скорее избавиться. Просто все воспринимают нас по-разному, да и мы относимся ко всем по-разному. Если бы мы с большей долей терпения, уважения, симпатии, понимания относились друг к другу, то и роли в жизни нам исполнять было бы проще.

    8) Творческая работа «Дерево толерантности»

    - У вас на столах есть зеленые листочки, где вы напишите, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. Эти листочки приклеиваем на символический рисунок дерева без листьев.

    4. Итог:

    - И еще раз вернемся к вопросу «Все мы разные – хорошо это или плохо?» (ответы детей)

    - А сейчас я приглашаю вас на заключительные «Техасские объятия». Все встают в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по команде все делают шаг внутрь.

    5. Рефлексия:

    - Сколько народов проживает на нашей территории?

    - А какую религию они исповедуют?

    - А какие у них культурные традиции?



    Используемый учебный материал

    Учебная литература для учителя



    Видео- и аудиоматериалы

    Интернет - ресурсы

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Россия наша Родина! Все мы разные, но все мы вместе