• Актуальность
  • Подготовительный этап
  • Реализация проекта
  • Экологическое воспитание в семье
  • Итоги проекта
  • Исследовательский этап

  • Скачать 120.07 Kb.


    Дата06.02.2018
    Размер120.07 Kb.

    Скачать 120.07 Kb.

    Русская береза



    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

    комбинированного вида №8 «Теремок»



    Познавательно-исследовательский проект для детей средней группы

    «Русская береза»

    Выполнила: воспитатель

    Белоножкина Анна Сергеевна

    2017 г.
    Тип проекта: познавательно- исследовательский.

    Продолжительность: краткосрочный (две недели).

    Участники проекта:

    • воспитатель группы;

    • воспитанники средней группы;

    • родители воспитанников

    Актуальность

    красоту нашей природы.

    В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофыэкологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.

    Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами — дошкольными работниками.

    В «Концепции дошкольного воспитания» указывается на то, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности.

    Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого.

    Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

    Дети, которые ощущают природу, умеют наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними.

    С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

    Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовью к Отечеству. «Рыбе - вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину». Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

    Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

    С чего начинается Родина? А может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

    Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.

    Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!

    Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимую красоту нащей природы.

    Проблема:

    1. Дети проявляют большой интерес к природе, но не всегда понимают, что своими действием / бездействием могут принести ей вред.

    2. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее роли в жизни человека (оздоровительной, хозяйственной и эстетической).

    Цель: формировать познавательный и исследовательский интерес детейвоспитание чувства гордости и любви к русской берёзке.


    Задачи:

    1. Расширять представления детей о берёзе, её особенностях и отличиях от других деревьев; показать её красоту в любое время года

    2. Прививать умение отражать свои знания и впечатления в художественно – эстетической и игровой деятельности.

    3. Знакомить детей со стихами, сказками, песнями, поговорками, приметами, музыкальными произведениями и творчеством художников, связанными с берёзой.

    4. Развивать познавательный интерес, творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки.

    5. Способствовать накоплению детьми эмоционально - позитивного опыта общения с природой.

    6. Воспитывать любовь к русской природе, бережное отношение к ней.
    Ожидаемый результат:

    Предполагаю получить результаты в области экологического воспитания детей:

    • приобретение умения бережного отношения к березе, как живому объекту мира природы;

    приобретение знаний о пользе берёзы;

    • формирование представлений у детей о берёзе, как почитаемом дереве в России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается образ берёзы;

    • формирование умения видеть красоту окружающего мира;

    • формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире;

    • привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

    Кроме того, предполагается развитие познавательной активности детей, их эмоциональное развитие в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, приобретение навыков работы, участия в совместной деятельности со взрослым, с другими детьми.

    Подготовительный этап:

    • Подобрать детскую и педагогическую литературу; дидактические игры и др.;

    Собрать картотеку пословиц, поговорок, стихов о березе.

    Содержание проекта:

    - провести с детьми наблюдение за березой, обсуждать наблюдаемые явления;

    -провести исследовательский этап:

    • Изучаем листья;

    • Сравниваем дерево с кустом;

    - на основе наблюдаемого провести комплексные и обобщающие занятия, расширяющие представление о березе;

    Реализация проекта:

    1. Занятие познавательного цикла:

    - комплексное занятие «Во поле береза стояла»

    - познавательное занятие «Береза- друг сердечный»(лечебные свойства березы)

    - беседа «С кем ты дружишь, береза?»

    2. Чтение, заучивание наизусть, пересказ:

    - чтение и заучивание пословиц и поговорок о березе;

    - просмотр русской народной сказки «Как коза избушку поострила»;

    -чтение стихотворения А. Прокофьева «Люблю березу русскую», С. Есенина «Белая береза», И. Семенов «Береза»;

    3. Деятельность детей

    - рисование – «Береза- русская красавица»;

    - аппликация – «Береза- символ России»;

    - лепка – «Берёзка»;

    - пение песни – «Во поле береза стояла…»;

    - хоровод – «Береза белоствольная»;

    - рассматривание репродукций картин В. Н. Бакилева «Голубая весна», «Березовая роща»;

    - коллективная аппликация из листьев березы – «Осенняя береза».

    4. Совместная деятельность с детьми и родителями:

    - наблюдения за березой;

    - консультации для родителей: "Экологическое воспитание в семье"

    5. Ожидаемые результаты

    Расширенные представления детей о самом почитаемом дереве в России – березе, о значении ее жизни человека; оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; о ее взаимосвязи с окружающей средой; о значении березы в русском народном творчестве.

    6. Перспектива проекта

    Результатами проекта можно воспользоваться в работе с детьми в экологическом воспитании, исследовательской деятельности, на музыкальных занятиях, посвященных устному народному творчеству.



    Итоги проекта

    1. У детей повысился уровень познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.

    2. Развивались умения экспериментальной, исследовательской и практической деятельности.

    3. Расширились представления детей об окружающей действительности.

    4. Обогатился и активизировался словарный запас детей.

    5. У детей и их родителей повысился уровень экологической культуры.

    Кроме -того реализация проекта "Русская береза" научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дети рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.







    Исследовательский этап

    Изучаем листья

    1. Вопросы к детям

    - На дереве много листьев или мало?

    - Густая у него крона или нет?

    Дети объясняют свою точку зрения. Посмотрите сквозь крону на небо (чем меньше видно небо, тем гуще листва)

    2. Исследуем листок своего дерева. Предлагаю детям погладить листок руками: сначала сверху, а потом снизу.

    - Какой он? Гладкий, пушистый, шершавый, волосатый, мягкий?

    - А теперь потрогайте кончик листа.

    - Он острый или тупой?

    - Мягкий или твердый?

    - Какой край у листа, проведите пальчиком, ровный или с зубчиками. Выемками?

    - Что вам напоминает лист?

    3. –Какого цвета листья у нашего дерева? Светло-зеленого или темно-зеленого?

    - Есть ли на них пятнышки?

    - Все ли листья на дереве одинакового цвета?

    Задание детям: Найдите опавший лист и разотрите в руках. Чем пахнет? Что напоминает вам этот запах?

    4. Посмотрите, есть ли на листьях следы вредителей?

    5. Какие насекомые могли это сделать? Вместе с детьми поискать насекомых на дереве

    .

    Список использованной литературы:



    1. Багрова Л. А. «Я познаю мир. Растения» - детская энциклопедия. Москва«АСТ»,1998г.

    2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2003г.

    3. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва 2005г.

    4. Рыжова Н. «Наш дом – природа»: об экологических пособиях для детей.

    5. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском садуСредняя группа, - М.: Мозаика - Синтез, 2015.

    6. Шорыгина Т. А. «Деревья, какие они?» Москва 2010г.

    Художественная литература для детей.

    1. Е. Трутнева «Осень»,

    2. С. Есенин «Белая береза»,

    3. А. Прокофьев «Люблю березку русскую».

    4. И. Семенов «Береза»,

    5. Русская народная песня «Во поле березонька стояла»

    6. Б. Заходер «Почему деревья не ходят?»,

    7. В. Бианки «Лесная газета»«Волшебная береза»,



    8. http://www.playcast.ru/uploads/2015/09/24/15182706.png" >С. Воронин «Моя береза. Летом. Осенью. Зимой. Весной»,

    9. А. Лопатина «Мудрость дерева»«Жизнь дерева»

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Русская береза

    Скачать 120.07 Kb.