• "Слепой козёл". Цель: Развивать слуховое внимание, ловкость. Ход
  • «Как на тоненький ледок»
  • Игры с прыжками Скакалка
  • Игры с метанием Муха
  • Подвижные игры с бегом «У медведя во бору.»
  • «Зайка беленький сидит.»
  • Подвижные игры с мячом Мячик кверху
  • Малоподвижные игры Ручеек

  • Скачать 388.87 Kb.


    Дата24.08.2017
    Размер388.87 Kb.

    Скачать 388.87 Kb.

    Русские народные игры, в которых принято было играть во время проведения обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря



    "Петушиные бои"

    Цель: Развивать ловкость, координацию движений. Учить соблюдать правила игры: не становиться на две ноги, одну руку держать за спиной. Поощрять дух соперничества.

    Материал: Мелок.

    Ход: На полу чертится круг, двое ребят становятся друг перед другом на одной ноге (другую ногу сгибают в колене и поддерживают рукой). По сигналу воспитателя дети начинают осторожно выталкивать друг друга плечом. Тот, кто остался в кругу - тот выиграл.

    "Слепой козёл".

    Цель: Развивать слуховое внимание, ловкость.

    Ход: "Жмурке" завязывают глаза и подводят к двери. Он стучится в неё, а играющие спрашивают: "Кто там?". "Слепой козёл", - отвечает "жмурка".

    Играющие все вместе говорят:

    Козёл слепой,

    Не ходи к нам ногой.

    Иди в кут,

    Там холсты ткут,

    -Тебе холстик дадут!

    Недовольный козёл снова стучит в дверь."Кто там?". "Апанас!", - отвечает козёл. "Апанас, ищи нас!", - с этими словами дети разбегаются. Жмурка прислушивается к шагам и старается кого-то поймать. Играющие увёртываются, а пойманный игрок становится "жмуркой".


    «Башмачник»

    Описание:

    Играющие становятся в круг и берутся за руки. В середину круга садится на скамеечку «башмачник» и делает вид, будто шьет сапоги, напевая:

    - Хорошенькие ножки, хорошенькие ножки, примерьте сапожки!

    В это время играющие быстро ходят по кругу, произнося слова:

    - Примеривай, примеривай!

    После этого «башмачник» должен, не вставая со своего места и не передвигая скамейки, протянув руку, поймать кого-нибудь из участников игры. Пойманный и «башмачник» меняются местами.
    «Бабка»

    Описание:

    Играющие загадывают друг другу загадки, причем загадка произносится вслух, но отгадывать ее должен только рядом стоящий, который в свою очередь загадывает загадку своему соседу и так далее. Не отгадавший три загадки штрафуется. Ему назначают выполнить какое-либо задание (спеть, сплясать и т.д.)

     

    «Гуськи»

     Описание:

    Играющие становятся в круг. В середине круга – «дедка». В руках у него бумажка или платок. «Дедка» машет платком, остальные поют:

    Сошлись гуси-гусаки вокруг дедки у реки.

    Стали гоготати, дедке кричати:

    - Дедка, дедка пощади, нас, гусяток, не щипли.

    Дай нам платочек, денег мешочек.

    «Дедка» дает одному из играющих бумажку и говорит:

    На, сумочку подержи, денежку не оброни.

    Другому он дает платочек и говорит:

    На, платочек подержи,

    Мне головку завяжи,

    Раз пятнадцать поверни.

    Получивший платок завязывает «дедке» глаза, подталкивает его, чтобы «дедка» вертелся. В это время дети передают друг другу бумажку. Верчение «дедки» и передача бумажки прекращаются одновременно. Дети кричат:

    Дедка, дедка!

    Бумажка пропала,

    Кому попала?

    «Дедка» старается угадать. Если угадывает, то «дедкой» становится тот, у которого в руках бумажка, если нет, то он опять выполняет роль «дедки».

     
    «Прялица»

    Описание:

    Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга стоит «жених». Играющие ходят по кругу, приговаривая:

    Прялица, кокорица моя.

    С горя выброшу на улицу тебя;

    Стану прясть, да попрядывать,

    На беседушку поглядывать.

    После этих слов «жених» выбирает себе «невесту». Игра продолжается  (другой «жених» выбирает себе «невесту»).


    «В каравай»

    Описание:

    Встав в круг, играющие поют:

    Шел павлин горою, все люди за мною.

    Одного нет у нас (имя одного из играющих).

    У его маменьки печка истопленная,

    Блины испеченные, каравай состряпанный,

    Этакий высокий, этакий широкий,

    Этакий низенький.

    Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывают вышину, ширину и т.д.


    «Летят – не летят»

    Описание:

    Выбирают двух водящих. Остальные играющие стоят, образуя круг. Водящие – в центре круга. Играющие должны или поднимать руки вверх и говорить «летят», или махать руками, приговаривая «не летят», отвечая тем самым на слова водящих.

    1. Грачи летят, на всю Русь кричат:

    - Гу-гу-гу! Мы несем весну!

    2. Журавли летят, на всю Русь кричат:

    - Гу-гу-гу! Недогнать нас не кому!

    3. Пчелы летят, бунчат, гудят:

    - Жу-жу-жу! Медову несу еду!

    4. Поросята летят, поросята визжат:

    - Хрю-хрю-хрю! Надоело нам в хлеву!

    5. Медведи летят, во все горло кричат:

    - Ры-ры-ры! Не пустим вас в боры!

    6. Комары летят, звенят, пищат:

    - Зы-зы-ps! Наточим наши носы!

    Ответивший неправильно выбывает из игры.



    «Чики-чики-чикалочки»

    Цель занятия: формировать у детей способность улавливать ритм потешки.

    Дети сидят на стульчиках напротив воспитательницы. Она говорит текст потешки ясно, отчетливо, с веселой интонацией, подчеркивая ритмичность:

    Чики-чики-чикалочки,

    Едет Ваня на палочке,

    А Дуня в тележке

    Щелкает орешки.

    Повторяет потешку несколько раз, причем вставляет в текст имена присутствующих детей (Вова, Таня и др.). Предварительно спрашивает: «Теперь про кого сказать?» Побуждает детей повторять «чики-чики-чикалочки».

    На следующем занятии воспитательница, после того как прочтет потешку, повторяет ее еще раз, при этом она берет за обе руки детей по очереди предлагает каждому ребенку ритмично под ее чтение попрыгать на двух ногах (молча).
    «Воробей»

    Все дети становятся в круг. Внутри круга стоит ведущий.

    Дети скачут по кругу в одном направлении, а ведущий внутри круга в другом направлении, и при этом приговаривает:

    Скачет, скачет воробей-бей-бей,

    Собирает всех друзей-зей-зей,

    Много, много разных нас-нас-нас,

    Выйдут...(Леночки) сейчас-час-час.

    Названные дети входят в круг, берут ведущего за руку и игра повторяется до тех пор, пока не будут названы имена всех детей.



    Фанты

    Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и каждому говорит:

    Вам прислали сто рублей.

    Что хотите, то купите,

    Черный, белый не берите,

    "Да" и "Нет" не говорите!

    После этого он ведет с участниками игры беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился отдает водящему фант. После игры каждый, кто нарушил правила, выкупает свой фант.

    Играют не более десяти человек, все участники игры имеют по несколько фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью.

    Ведущий ведёт примерно такой разговор:

    - Что продаётся в булочной?

    - Хлеб.

    - Какой?


    - Мягкий.

    - А какой хлеб ты больше любишь: чёрный или белый?

    - Всякий.

    - Из какой муки пекут булки?

    - Из пшеничной. И т.д.

    При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки. Читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы и поговорки, прыгают на одной ножке. Фанты могут выкупаться сразу же после того, как проиграют несколько человек.

    Правила игры. На вопросы играющие должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.
    «Дарики-комарики».

    Эта универсальная игра для всего дошкольного возраста. Большой и указательный палец соединяются вместе, образуется клюв. Это будет комарик. Делаем движения, как будто летает комарик, под слова:

    «Дарики, дарики, летают комарики.

    Летели кружились(пауза), в носик вцепились:

    кусь!»

    Ребенок должен отреагировать и спрятать, закрыть носик руками. В паузу комарики не летают, т.е. руки взрослого как бы зависают в воздухе, потом вы называете ту часть тела, которую комарики хватят. И под слово «кусь» комарики кусают (руку, щеку, ухо, ногу, и.т.д.)


    «Каравай»

    Количество игроков: любое

    Это широко известная игра. Играют, как правило, несколько человек. Обычно играют на именины, но можно и просто поиграть, потому что весело. Все становятся в круг, взявшись за руки. Именинник встает в центре круга. Затем, водят хоровод вокруг именинника с песенкой: «Как на Юлины (папины, Катины…) именины испекли мы каравай»; Круг расширяется, на сколько позволяют руки: «Вот такой ширины»; Круг сужается, все встают как можно ближе и руки вперед: «Вот такой ужины»; Круг расходится немного, и все поднимают руки вверх: «Вот такой вышины»; Все присаживаются на корточки, руки к полу: «Вот такой нижины»; Снова хоровод: «Каравай, каравай. Кого хочешь, выбирай. Я люблю конечно всех, но а Юлю (папу, Катю…) больше всех!» и все обнимают Юлю (папу, Катю…). В другой вариации выбирают нового «именинника»: «Я люблю конечно всех, но а маму (Бабу, куклу…) больше всех!». Тогда выбранный именинник встает в круг, и игру начинают с начала.

    «Огуречик, огуречик…»

    На одном конце зала — воспитатель (ловишка), на другом — дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

    «Огуречик, огуречик,

    Не ходи на тот конечик.

    Там мышка живет,

    Тебе хвостик отгрызет».


    дети убегают на свои места, педагог их ловит. воспитательпроизносит текст в таком ритме, чтобы дети смогли на каждое слово прыгнуть 2 раза

    Молчанка
    Перед началом игры все играющие произносят певалку:

    Первенчики, червенчики,

    Летали голубенчики

    По свежей росе,

    По чужой полосе,

    Там чашки, орешки,

    Медок, сахарок -

    Молчок!


    Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеётся или скажет слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился.

    Правила игры . Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.





    «Золотые ворота» 

    Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившееся цепочка должна пройти под воротами.

    «Воротики» произносят:

    Золотые ворота

    Пропускают не всегда!

    Первый раз прощается,

    Второй запрещается,

    А на третий раз

    Не пропустим вас!

    После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».



    «Как на тоненький ледок»

    Как на тоненький ледок

    Выпал беленький снежок,

    Выпал беленький снежок,

    Ехал Ванюшка-дружок.

    Ехал Ваня, поспешал,

    Со добра коня упал.

    Где упал, там лежит,

    Никто к Ване не бежит.

    Две девочки увидали,

    Скоро к Ване подбегали,

    На коня Ваню сажали,

    Путь- дорогу показали.


    Игры с прыжками

    Скакалка

    Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство. Перед началом игры говорят следующие слова:

    Чтоб был долог колосок,

    Чтобы вырос лен высок,

    Прыгайте как можно выше.

    Можно прыгать выше крыши.



    Игра "Лягушки"

    На земле или на асфальте начертить небольшой квадратик - дом. Вокруг дома - четыре листика вперемежку с четырьмя кочками - пруд.

    Играть могут двое, четверо, шестеро ребят. Один из играющих - Лягушка-квакушка, остальные - лягушата.

    Лягушка-квакушка учит лягушат прыгать, она стоит справа от пруда, а лягушата - слева. Каждый лягушонок становится на квадратик - дом и, внимательно слушая команды Лягушки-квакушки, прыгает, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь тоже на обе ноги.

    Лягушка четко и громко командует, один лягушонок прыгает, а остальные следят за тем, правильно ли он это делает. Например, команда может быть такая: "Кочка!.. Листик!.. Листик!.. Дом!.. Листик!.. Кочка!.. Кочка!.." - или любая другая, где дом, листик и кочка чередуются так, как захочет Лягушка-квакушка.

    Если лягушонок прыгал высоко и не перепутал ни одной команды, он становится рядом с Лягушкой, а если ошибся - к лягушатам и должен будет после всех учиться прыгать снова.

    Весёлые, как девочки,

    Проворные, как мальчики,

    Зелёные, как листки,

    Прыгучие, как мячики -

    Весёлые,

    Проворные,

    Прыгучие подружки -

    Зелёные,


    Зелёные,

    Зелёные лягушки!

    Все квакают и квакают

    И слышно вдалеке:

    Ква-ква! Ква-ква!

    Бре-ке-ке!


    Игра "Щенок"

    Чтобы поиграть в эту игру, надо выбрать площадку, на которой есть дерево, кустик, - такие предметы, за которыми можно прятаться. Посредине площадки нарисовать круг размером с автомобильное колесо. Положить в круг мяч-"ватрушку".

    Один из играющих - щенок, другой ребенок - хозяин щенка. Хозяин отворачивается, а щенок прячется. Щенок перебегает из одного укрытия к другому и время от времени подает голос: "Гав!" Когда хозяин найдет щенка, он быстро бежит в круг, где лежит мяч. Туда же бежит и щенок. Если щенок первый схватит "ватрушку", он убегает, а хозяин должен его поймать. Если же первым схватит "ватрушку" хозяин, щенок должен "служить": хозяин подбрасывает вверх мяч, а щенок, не выходя из круга, ловит его. Если мяч пойман, щенок старается выскочить из круга, а хозяин должен поймать его - тогда они вместе "идут домой". А если щенок убежит, играющие меняются ролями.

    Ну как я мог?

    Ну как я мог?

    Я так щенка обидел!

    Пропал щенок,

    Пропал щенок,

    Никто его не видел.

    А он хотел,

    А он хотел,

    Попробовать ватрушку...

    Вернись щенок,

    Вернись щенок,

    Коричневые ушки.

    Лягушки в болоте.

    С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). .лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят:

    Вот с намокнувшей гнилушки

    В воду прыгают лягушки.

    Стали квакать из воды:

    Ква-ке-ке, ква-ке-ке

    Будет дождик на реке.

    С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.


    Почта

    Игра начинается с переклички водящего с игроками:

    - Динь, динь, дань!

    - Кто там?

    - Почта!

    - Откуда?

    - Из города...

    - А что в городе делают?

    Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.

    Правила игры. Задания могут придумывать и сами участники игры.



    Игры с метанием
    Муха

    На земле очерчивается круг. В центре вбивается кол, на него вешается кружок – «муха». Играющие встают за кругом и бросают палочки, кусочки дерева - стараются сбить «муху» с кола. У кола стоит караульщик, который должен всякий раз, как «муха» сбита, снова вешать ее на кол. Когда играющие бросят все свои «снаряды», то бегут за ними, и кто, вернувшись, не успеет занять свое место, тот становится караульщиком у «мухи».



    Кто дальше бросит?

    Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8 - 10 м от каждой команды.

    По сигналу игроки каждой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка. То же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница,в чьей команде большее число участников добросят мешочки до флажка.

    Правила игры . Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.


    "Бабки".

      Старинная   народная   игра   «Бабки»   основана на попадании в цель. Раньше для этой игры использовали надкопытные  суставы  ног  домашних  животных  - бабки.   Отсюда и произошло название игры, которое сохранилось до сих пор. В настоящее время имеются в продаже деревянные бабки и биты.

    Двое детей делят бабки и биты поровну. Свои бабки они устанавливают на одной линии (через 5 см.), между бабками одного и второго играющего имеется небольшое расстояние. В 3 м. от первой линии чертят вторую, с которой дети по очереди выбивают бабки. Выигрывает тот, кто выбьет свои бабки первым.

    Можно предложить и другой вариант игры. Все бабки устанавливаются рядом, и детям дается задание выбить как можно больше бабок определенным количеством бит.



    Подвижные игры с бегом

    «У медведя во бору.»

    Все играющие стоят, свободно группируясь на одной стороне площадки, на противоположной стороне проводится линия — опушка леса. За линией, в двух-трех шагах от нее, находится берлога медведя.

    Играющие подходят к медвежьей берлоге и начинают делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе приговаривают:

    У медведя во бору

    Грибы, ягоды беру,

    А медведь сидит

    И на нас рычит.

    Когда дети произнесут последнее слово — «рычит», «медведь» с рычанием выскакивает из берлоги и старается кого-нибудь поймать. Пойманного он отводит в берлогу. Игра кончается, когда будут пойманы трое—пятеро.



    Вариант 2.(авторский). Когда дети произнесут последнее слово — «рычит» быстро приседают и закрывают глазки ладошками, стараются сидеть неподвижно. «Медведь» забирает в берлогу того, кто зашевелился.

    Вариант 3. (авторский). Играющим раздаются разноцветные платочки. Когда дети произнесут последнее слово — «рычит», воспитатель дает команду ловить детей с платочками красного цвета. Следующий раз – с платочками зеленого цвета и т.д.

    «Зайка беленький сидит.»

    Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста.

    Описание: дети сидят на стульчиках или скамейках по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину комнаты, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст:

    Зайка беленький сидит

    И ушами шевелит.

    Вот так, вот так Он ушами шевелит.

    Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.

    Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Надо лапочки погреть.

    Со слова «хлоп» дети хлопают в ладоши.

    Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать, Скок-скок, скок-скок, Надо зайке поскакать.

    Со слов «скок- скок» дети подпрыгивают на обеих ногах.

    Мишка зайку испугал, Зайка прыг и ускакал.

    Воспитатель показывает игрушку мишку - и дети убегают на свои места.

    «Лохматый пес»

    Особенности игры и ее воспитательное значение. Эта игра носит сюжетный характер: в ней создается образ, которого нужно опасаться. Задача ребенка состоит в том, чтобы идти навстречу этой опасности и даже дотронуться до нее, но не убегать до определенного сигнала (последнего слова текста). Таким образом, игра учит детей управлять своим поведением, преодолевать боязнь и не пасовать перед трудностями. Образный характер ее способствует развитию воображения, а совместная деятельность — сближению и объединению детей. Описание игры и приемы ее проведения. Воспитатель чертит на земле круг. Это дом для лохматого пса. На расстоянии 2— 3 шагов от него проводит черту, до которой обязательно должны дойти дети. От этой черты на расстоянии 15—20 шагов рисуется вторая черта, где дети будут спасаться от лохматого пса. Такая подготовка привлекает внимание малышей. Пользуясь этим, взрослый настраивает их на игру и объясняет ее правила.

    Вначале роль лохматого пса берет на себя воспитатель. По его указанию все дети подходят к черте, обозначающей их дом, берутся за руки и выстраиваются в шеренгу. Один из них (наиболее смышленый) находится в центре. Он будет направлять движение детей и задавать его темп. Чтобы показать, как это нужно делать, воспитатель сначала сам ведет шеренгу и произносит следующие слова, которые вместе с ним повторяют дети:

    Вот лежит лохматый пес,

    В лапы свой уткнувши нос.

    Тихо, смирно он лежит,

    То ли дремлет, то ли спит.

    Подойдем к нему, разбудим

    И посмотрим, что-то будет!?

    Взявшись за руки, дети подкрадываются к черте. Когда будут сказаны последние слова, они дотрагиваются до пса, который, сидя с закрытыми глазами, позволяет себя погладить и приласкать. Вдруг неожиданно для всех пес открывает глаза и лает, а малыши убегают в свой дом (за черту). Пес бегает за детьми, лает на них и снова возвращается в свой дом. Игра начинается сначала. Каждый пес дважды выполняет свою роль.



    Правила игры.

    1. Не дотрагиваться до пса до тех пор, пока не кончится текст.

    2. Пес не шевелится и не открывает глаз до тех пор, пока его не тронут.

    3. Бежать в свой дом и спасаться от пса можно только после того, как он залает.



    Советы воспитателю. Постарайтесь создать выразительный образ лохматого пса —добродушного по характеру. А сердится он потому, что ему мешают спать. Пес никому не причиняет вреда и даже не ловит детей, а только прогоняет их громким лаем. Эта роль требует выразительных движений: пес обходит вокруг своего дома, залезает в него, устраивается поудобней (исполнитель роли присаживается на корточки, прячет нос в ладони, закрывает глаза).

    При объяснении этой роли следует подчеркнуть, что пес не шевелится, когда дети до него дотрагиваются, но они не должны его толкать и дергать, потому что он может рассердиться. Важно, чтобы пес залаял неожиданно для всех. Этот момент может подсказать взрослый, дотрагиваясь рукой до ребенка или подавая ему сигнал. В этой игре пес не ловит детей. Чтобы малыши успели отдохнуть от бега, пес должен некоторое время подвигаться в свободном пространстве, полаять и т. п., прежде чем снова занять свое место или прежде чем выберут другого исполнителя роли. Будить пса дети идут ровной шеренгой, согласуй свои шаги с ритмом текста. Нужно следить за этим при повторении игры. Обычно детей больше всего привлекает роль лохматого пса. Каждый стремится получить ее и выражает свое нетерпение. Чтобы все участники игры были удовлетворены, можно выбирать не только пса, но и двух щенков, которые будут действовать вместе с ним.


    Лиса и зайцы

    До начала игры на песке чертится круг диаметром 10 м. Выбирается водящий — «лиса», все остальные игроки — «зайцы». Лиса остается за пределами круга, зайцы располагаются в круге. Ведущий дает сигнал, лиса вбегает в круг и пытается поймать зайцев. Выбегать за пределы круга зайцам не разрешается. По сигналу ведущего лиса выскакивает из круга. Подсчитывается число пойманных зайцев. Выбирается новая лиса. Побеждает та из лис, которая сумела поймать больше зайцев.



    «Мыши водят хоровод»

    Цель: упражнять в выполнении движений. Взрослый рассказывает, что все дети будут мышками, а кто-то один — котом Васькой. Ребенка, согласившегося быть котом, взрослый сажает в укромный уголок площадки, спрашивает: Как кот мяукает, знаешь?

    Далее объясняет всем: Мы — мышки, будем водить хоровод, бегать, играть, веселиться, но как только проснется Васька-кот, сразу разбегайтесь, чтобы кот вас, мышек, не поймал. Покажите, как мышки бегают. Быстро-быстро и тихо-тихо, чтобы не будить кота. А как они пищат?

    Ход игры:

    Мыши водят хоровод - дети тихо передвигаются и подпевают за взрослым.

    Ля-ля-ля!

    На печурке дремлет кот.

    Ля-ля-ля!

    Тише, мыши, не шумите,

    Кота Ваську не будите.

    Вот проснется Васька-кот —

    Разобьет наш хоровод!

    Мышки не слушаются, бегают, пищат.

    Вот проснулся Васька-кот, Разбежался хоровод!

    Кот бегает за мышками: Мяу-мяу-мяу! Мышки разбегаются. По желанию детей игра повторяется 2—3 раза.
    «Солнышко – ведрышко»

    Описание:

    Выбирают водящего – «солнце». Остальные дети – «спящие». Они поют:

    Гори, солнце, ярче –

    Лето будет жарче,

    А зима теплее,

    А весна – милее.

    На две первые строчки песенки играющие идут хороводом. На следующие две – поворачиваются друг к другу лицом и делают поклон. Затем подходят ближе к «солнцу». Оно говорит: «Горячо», затем догоняет детей. «Солнце», догнав «спящего», дотрагивается до него. Он «просыпается» (выбывает из игры).


    «Дед»

    Описание:

    Играющие выбирают «деда», а сами отходят в сторону и договариваются о какой-нибудь полевой работе и производят характерные для нее движения. Затем подходят к «деду» и говорят:

    - Здравствуй, дед!

    «Дед» отвечает:

    - Здравствуйте, дети ! Где вы были?

    - На работе.

    - Что делали?

    Дети повторяют движения, изображающие работу. «Дед» угадывает, что обозначают эти движения. Дети ведут хоровод и поют про свою работу:

    У нас серпы-то золотые,

    А мы работники-то молодые! Время жито жать.

    Или что- то про другие действия.

    Кончив петь, убегают, а «дед» догоняет. Пойманный становится «дедом».
    «Бабочки и ласточка»

    Описание:

    Играющие изображают бабочек, водящий – ласточка – их ловит. Все поют:

    Бабочки летают, пыльцу собирают,

    На цветочек сели, дальше полетели.

    Ласточка встанет и бабочек поймает.

    Пойманный становится «ласточкой».


    «Водить козла»

    Описание:

    Дети берутся попарно за руки, образуя вереницу. Передние пары образуют ворота, через которые последняя пара пробегает так, что первая оказывается за ней и т.д. В конце концов первая пара становится последней. Поется песня:

    Вскочил козел в огород,

    Потоптал козел лук – чеснок.

    Хватили козла за рожок,

    Повезли козла на торжок,

    Продали козла за три рубля,

    За три рубля купили три узла! Ура!

    После этого дети бегут через ворота, образованные передней парой.


    Филин и пташки

    Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др.

    Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.

    На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином. Правила игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.


    Бабка Ёжка

    В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

    Бабка Ежка

    Костяная Ножка

    С печки упала,

    Ногу сломала,

    А потом и говорит:

    — У меня нога болит.

    Пошла она на улицу

    — Раздавила курицу.

    Пошла на базар

    — Раздавила самовар.

    Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает
    Пирог

    Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).

    Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

    Вот он какой высоконький,


    Вот он какой мякошенький,
    Вот он какой широконький.
    Режъ его да ешь!

    После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор,

    пока не проиграют все в одной из команд.
    Капуста

    Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:

    Я на камушке сижу,

    Мелки колышки тешу.

    Мелки колышки тешу,

    Огород свой горожу,

    Чтоб капусту не украли,

    В огород не прибежали

    Волк и лисица, бобер и курица,

    Заяц усатый, медведь косолапый.

    Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.


    Палочка выручалочка
    Я куплю себе дуду

    И на улицу пойду!

    Громче, дудочка, дуди,

    Мы играем, ты води!


    Водящий закрывает глаза и встает лицом к стене. У стены рядом с ним помещают палочку-выручалочку, сделанную из дерева (длиной 50 - 60 см, диаметром 2 - 3 см) и ярко окрашенную, чтобы ее хорошо было видно в зеленой траве.

    Водящий берет палочку, стучит ею по стене и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла. Кого первым найдет, тот за палочкой пойдет». После этих слов он идет искать. Заметив кого-то из играющих, водящий громко называет его по имени и бежит к палочке, стучит по стене, кричит: «Палочка-выручалочка нашла... (имя игрока)». Так водящий находит всех детей. Игра повторяется. Первый найденный при повторении игры должен водить. Но игрок, которого нашли, может добежать до палочки-выручалочки раньше водящего со словами: «Палочка-выручалочка, выручи меня» - и постучать по стене. Затем бросить ее как можно дальше от стены и, пока палочку ищет водящий, спрятаться. Водящий опять быстро бежит за палочкой и повторяет действия, описанные выше.

    Правила игры. Нельзя подсматривать, когда дети прячутся. Водящий должен говорить слова медленно, чтобы все дети успели спрятаться. Искать детей водящему следует по всей площадке, а не стоять возле палочки-выручалочки. Дети могут перебежать с одного места укрытия в другое, пока водящий ищет палочку-выручалочку и ставит ее на место.

    Вариант. Дети могут выручить игрока, которого нашли. Кто-то из играющих незаметно выходит из укрытия, быстро бежит к палочке-выручалочке и со словами: «Палочка-выручалочка, выручи... (называет по имени того, кого выручает)» - стучит ею по стене. Затем палочку бросает как можно дальше. Пока водящий ищет ее, дети прячутся.



    Гуси-гуси

    Выбираются «хозяйка» и «волк». Остальные играющие — «гуси». «Хозяйка» сзывает гусей, «гуси» ей отвечают.

    — Гуси-гуси!

    — Га-га-га

    — Есть хотите?

    — Да-да-да!

    — Ну, летите же домой!

    — Серый волк под горой,


    Не пускает нас домой,
    Зубы точит,

    Съесть нас хочет!

    — Ну летите, как хотите, только крылья берегите!

    «Гуси» разбегаются, «волк» их ловит. Когда «волк» переловит всех «гусей», «хозяйка» говорит ему:

    — Волк, у тебя на дворе много свиней и других зверей. Пойди прогони их.

    «Волк» просит ее прогнать их. «Хозяйка» трижды делает вид, что прогоняет зверей, но не может прогнать всех. Тогда «волк» идет прогонять их сам, а «хозяйка» в это время уводит «гусей» домой.



    Салки

    Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я — салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я — салка!»

    Игра повторяется.

    Правила.


    1. Если играющий устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.

    2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.

    3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.

    "Гуси"

    Для игры нужен рисунок на асфальте, где изображаются гусиный дом, извилистая тропинка, пруд.

    Все дети - гуси. Один из них - вожак. Он поведет гусей из дома на пруд. Все движения, которые делает гусь-вожак, повторяют гуси. Гуси идут друг за другом, на цыпочках, поджимают то одну, то другую ногу, машут крыльями, поворачивают голову в разные стороны. Но при этом никто не должен сойти с тропинки, оступиться. Все повторяют за вожаком: "Га-га-га!"

    Когда вожак скажет: "И скорей бегом на пруд!", гуси на перегонки бегут к пруду.

    Друг за дружкою гуськом

    Ходят гуси бережком.

    Впереди идёт вожак,

    Он шагает важно так -

    Га-га-га!

    Гуси все за вожаком

    Вперевалочку, шажком.

    Шаг шагнут, другой шагнут,

    Низко головы нагнут.

    Га-га-га!

    Гуси крыльями взмахнут,

    И скорей бегом на пруд!


    Горелки.

    Играющие становятся в две колонны (парами, впереди - водящий). Все хором произносят:

    Гори, гори ясно,

    Чтобы не погасло.

    Глянь на небо -

    Птички летят.

    Колокольчики звенят!

    Раз, два, три - беги.

    С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны: один - слева, другой - справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удается это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару.

    "Воробушки"

    Перед началом игры начертить на земле площадку, а на ней - дерево с домиками-гнездышками, окошко, дорожку, скамейку, аллейку. Гнездышек на дереве должно быть столько, сколько будет в игре детей. Кто-нибудь из них будет кошкой. Кошка стоит за площадкой в любом месте.

    Ребята поют песенку про воробушков и перелетают с дорожки на скамейку, со скамейки на аллейку и т. д., до тех пор пока не произнесут: "И на дерево от кошки -Шур! - скрылась!"

    Кошка вбегает на площадку и старается схватить воробушка, пока он летит в гнездышко. Пойманный становится кошкой, а игра продолжается.

    Воробушки, бойтесь кошки -

    Не скачите по дорожке,

    Не сидите на скамейке,

    Не летайте по аллейке,

    Под окном не клюйте крошки:

    Попадёте рыжей кошке -

    Мур-мур-р-р! - в лапы.

    Стайка дружных воробьишек -

    Чик-чирик! Слетела с крыши,

    Посидела на скамейке,

    Полетала по аллейке,

    Поклевала быстро крошки

    И на дерево от кошки -

    Шмур-р-р! – скрылась




    Мороз-Красный нос

    На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий - Мороз-Красный нос. Он говорит:

    Я Мороз-Красный нос.

    Кто из вас решится

    В путь-дороженьку пуститься?

    Играющие отвечают:

    Не боимся мы угроз

    И не страшен нам мороз.

    После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.

    Лиса и куры

    Дети изображают кур. Один из играющих - петух, другой - лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По указанию педагога (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит: "КУ-КА-РЕ-КУ!" Куры убегают, взлетают на насест (бревно, скамейку). Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые не успели быстро подняться на насест и удержаться на нём. После двух-трёх кратного проведения игры выбирают других детей на роль петуха и лисы.




    Лошадки.

    Играющие разбегаются по всей площадке и на сигнал воспитателя "Лошадки" бегут, высоко поднимая колени. На сигнал "Кучер" - обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Воспитатель может повторить один и тот же сигнал подряд.



    Воробушки и кот.

    Дети-воробушки прячутся в свои гнёздышки (за линию, в кружки, нарисованные на земле) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки греется на солнышке кот. Как только кот задремлет, воробушки вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот просыпается кот, мяукает и бежит за воробушками, которые улетают в свои гнёзда.




    Краски.

    Играющие сидят на скамейке (на бревне, поваленном дереве).  Выбираются продавец и покупатель,  покупатель отходит в сторону. Дети договариваются с продавцом, кто какой краской будет. Приходит покупатель и говорит:  «Стук, стук, стук». -  «Кто там?» - спрашивает продавец.  Покупатель называет свое имя (Вова, Катя). «Зачем пришел?» - «За краской». - «За какой?» - «За красной (синей, желтой и пр.)». Если такая краска есть, продавец говорит, сколько она стоит (в пределах 10), и покупатель столько раз хлопает продавца по вытянутой вперед ладони.  С  последним  хлопком  ребенок,  изображающий названную краску, убегает, а покупатель его догоняет и, поймав, отводит в условленное место.

    Если названной краски не окажется, продавец говорит покупателю: «Скачи по красной (синей и т. д.) дорожке на одной ножке». Покупатель прыгает на одной ноге до условленного места и возвращается. Игра продолжается. Дети меняются ролями по очереди.

    Курочка-хохлатка.

    Воспитатель изображает курицу, дети - цыплят. Один ребёнок сидит на скамейке, вдали от остальных детей. Это кошка дремлет на солнышке. Курица-мама выходит с цыплятами гулять. Воспитатель говорит:

    Вышла курочка-хохлатка,

    С нею жёлтые цыплятки.

    Квохчет курочка: "Ко-ко,

    Не ходите далеко".

    Приближаясь к кошке он говорит:

    На скамейке у дорожки

    Улеглась и дремлет кошка...

    Кошка глазки открывает

    И цыпляток догоняет.

    Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые вместе с курицей убегают.

    .


    Ловишка в кругу

    На площадке чертят большой круг. В середине круга кладут палку. Длина палки должна быть значительно меньше диаметра круга. Величина круга от 3 м и более в зависимости от количества играющих. Все участники игры стоят в кругу, один из них - ловишка. Он бегает за детьми и старается кого-то поймать. Пойманный игрок становится ловишкой.

    Правила игры. Ловишка во время игры не должен перепрыгивать через палку. Это действие могут совершать только участники игры. Вставать на палку ногами запрещается. Пойманный игрок не имеет права вырываться из рук ловишки.


    Стадо

    Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные - овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха: Пастушок, пастушок,

    Заиграй во рожок!

    Травка мягкая,

    Роса сладкая,

    Гони стадо в поле,

    Погулять на воле!

    Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

    Правила игры. Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Волк овец не ловит, а салит рукой. Пастух может только заслонять овец от волка, но не должен задерживать его руками.

    Птицелов

    Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого - птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:

    В лесу, во лесочке,

    На зеленом дубочке,

    Птички весело поют,

    Ай! Птицелов идет!

    Он в неволю нас возьмет,

    Птицы, улетайте!

    Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становится птицеловом.

    Правила игры. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.



    Волк

    Все играющие - овцы, они просят волка пустить их в лес погулять: «Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу!» Волк отвечает: «Гуляйте, гуляйте, да только траву не щиплите, а то мне спать будет не на чем». Овцы сначала только гуляют в лесу, но скоро забывают обещание, щиплют траву и поют:

    Шиплем, щиплем травку,

    Зеленую муравку,

    Бабушке на рукавички,

    Дедушке на кафтанчик,

    Серому волку

    Грязи на лопату!

    Волк бежит по поляне и ловит овец, пойманный становится волком, игра возобновляется.

    Правила игры. Гуляя по лесу, овцы должны расходиться по всей площадке.



    Пчелки и ласточка

    Играющие - пчелы летают по поляне и напевают:

    Пчелки летают,

    Медок собирают!

    Зум, зум, зум!

    Зум, зум, зум!

    Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

    Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.



    Пастух и стадо

    Дети изображают стадо (коровы или овцы) и находятся в хлеву (за условной чертой). Водящий – пастух, он в шапке, за поясом хлыст, в руках рожок, и находится немного поодаль стада. По сигналу «Рожок!» (свисток или музыка) все животные спокойно выходят из домов, бегают, прыгают, ходят по пастбищу, по сигналу «Домой!» все возвращаются в свои дома.



    Заря

    Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

    Заря-зарница,

    Красная девица,

    По полю ходила,

    Ключи обронила,

    Ключи золотые,

    Ленты голубые,

    Кольца обвитые -

    За водой пошла!

    С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей.

    Игра повторяется.

    Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.


    Подвижные игры с мячом
    Мячик кверху

    Участники игры встают в круг, водящий идет в середину круга и бросает мяч со словами: «Мячик кверху!» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же он промахнулся, то остается вновь водящим: идет в центр круга, бросает мяч кверху - игра продолжается.

    Правила игры. Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова: «Стой!» - продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающиеся на пути предметы.

    Шлепанки

    Играющие встают в круг лицом к центру на расстоянии одного шага один от другого. Начинается игра с выбора водящего. Дети считают по порядку до пяти, пятый - водящий.

    Можно использовать считалку:

    Петушок, петушок,

    Покажи свой кожушок.

    Кожушок горит огнем,

    Сколько перышек на нем?

    Раз, два, три, четыре, пять...

    Невозможно сосчитать!

    Водящий выходит в центр круга. Называет по имени одного из детей, бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении. Играющий, чье имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает его (шлепает ладонью). Число отбиваний мяча устанавливается по договоренности, но не более пяти. После отбиваний мяч перебрасывается водящему, и игра продолжается, пока кто-то из играющих не уронит мяч. В этом случае игра начинается сначала. Тот, кто уронил мяч, встает на место водящего.

    Правила игры. Отбивать мяч нужно стоя на одном месте. Играющий встает на место водящего только в том случае, если он поднял мяч с земли.
    Выгони мяч

    На противоположных сторонах площадки отмечают две коновые линии. Расстояние между ними 5 - 10 м.

    Играющие делятся на две команды, встают друг против друга за линиями. По жребию одна из них начинает игру. Дети поочередно сильным ударом ноги посылают мяч в сторону своих противников. Те стараются не пропустить мяч за черту кона, отбивают его ногой. Если мяч не докатился до линии кона, то играющие передают его руками. Так мяч переходит от команды к команде, пока не пройдет за линию кона. Играющий, пропустивший мяч, штрафуется (сзади него кладут любой предмет). Выигрывает команда, набравшая меньшее количество штрафных очков.

    Правила игры. Встречая мяч, играющий может выйти за коновую линию) только на один шаг. Если мяч послан слабо и не докатился до кона, играющий также штрафуется.



    Шар

    На площадке чертят круг диаметром 1 м, в центр его кладут шар. На расстоянии 3 - 5 м от круга играющие роют каждый себе по ямке. В одном ряду с играющими стоит водящий, но у него нет ямки. Стоя у ямок, дети по очереди бросают в шар палкой-битой. Шар нужно выбить из круга, но так, чтобы он выкатился за черту.

    Одновременно тот, кто выбил шар, и водящий бегут в поле: один - за битой, а другой - занять лунку. Если водящий первым займет лунку игрока, выбившего шар, то он меняется с ним ролями.

    Тот из играющих, кто промахнется или ударит по шару так слабо, что он не выкатится из круга, оставляет свою палку в поле, пока кто-нибудь из товарищей не сделает удачного удара. Тогда все игроки, чьи палки лежат в поле, бегут за ними. Водящий бежит за шаром, кладет его в центр круга, бежит к лункам и старается занять одну из них. Если никто из играющих не попадет в шар, то водящий катит его по земле в любую лунку. В чью лунку шар попадет, тот и становится водящим. Если шар не попал в лунку, то водящий остается прежний.

    Правила игры. Бросая биту, играющие не должны выходить за линию. Водящему следует вначале положить шар в центр круга, а затем занимать лунку.


    Блуждающий мяч

    Все играющие, кроме водящего, встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу большой мяч. Водящий бегает вне круга, старается дотронуться до мяча рукой. Если это ему удалось, то он идет на место того игрока, в руках которого находился мяч, а играющий выходит за круг. Игра повторяется.

    Правила игры. Передавая мяч, играющие не должны сходить с места. Нельзя мяч передавать через одного, можно только рядом стоящему игроку. Водящему запрещается заходить в круг. Мяч можно передавать в любую сторону. Передача мяча начинается с того игрока, за которым стоит водящий перед началом игры. Играющий, уронивший мяч, становится водящим

    Большой мяч

    Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадает в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется.

    Правила игры. Играющие не берут в руки мяч в течение всей игры, они перекатывают его только ногами.

    Малоподвижные игры

    Ручеек
    Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара,
    взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее.

    Игра проводится в быстром темпе. Играют, пока не надоест.



    У дядюшки Трифона

    Играющие берутся за руки, образуя круг, водящий – в середине. Все поют или приговаривают:

    У дядюшки Трифона семеро детей,

    Семеро детей, и все сыновья.

    Они не пьют, не едят,

    Друг на друга глядят

    И все делают вот так.

    При этом водящий, выполняет какие – либо движения, а все играющие должны повторить их. Тот, кто не успевает повторить движения или повторяет их неточно, платит фант. Движения должны быть забавными.



    Жмурки

    Выбирается «жмурка». Ему завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя. Между играющими и «жмуркой» происходит диалог.

    — Кот, Кот, на чем стоишь?

    — На квашне.

    — Что в квашне?

    — Квас,


    — Лови мышей, а не нас.
    После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их
    ловит, Кого он поймал — тот становится «жмуркой».


    Сосед, подними руку.

    Играющие, стоя или сидя (в зависимости от уговора), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: "Руки!" тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает сидеть (стоять), не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа - левую, сосед слева - правую, т.е. ту руку, находится ближе к игроку, стоящему (сидящему) между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т.е. поднял не ту руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями.

    Играют установленное время. Выигрывает тот ребенок, кто ни разу не был водящим.

    Правила игры . Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только пытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда на выполняется.



    Коршун и наседка.

     В игре участвуют несколько  детей. Один из играющих выбирается коршуном, другой -   наседкой. Остальные дети - цыплята, они становятся за наседкой, держась друг за друга, а стоящий впереди - за наседку. На противополож­ной стороне площадки очерчивается кружок - гнездо коршуна. По сигналу взрослого  «Коршун!»  ребенок-коршун  вылетает из гнезда и старается поймать цыпленка, стоящего последним в колонне.  Наседка,  распустив  крылья   (вытянув  руки  в  стороны), защищает своих цыплят, не дает коршуну схватить цыпленка. Все цыплята следят за движениями коршуна и двигаются за наседкой, не отрываясь друг от друга, стараясь помешать коршуну поймать последнего.

    Пойманного цыпленка коршун отводит к себе и гнездо. Когда он поймает 2 - 3 цыплят, на роли коршуна и наседки выбираются другие дети.

    Если играющих больше 10 человек, можно играть двумя группами по очереди. Можно играть и одновременно (при наличии достаточного места) двумя группами.

    Правила игры: наседка не должна хватать коршуна руками, она может только преграждать ему путь; коршун вылетает из гнезда только после сигнала взрослого; во время ловли цыпленка коршун не должен хватать наседку за рук

    Колпачок и палочка.

     Играющие становятся в круг. С помощью считалки выбирается водящий, он получает палочку и становится на середине круга. Взрослый надевает ему на голову  красивый  колпак так, чтобы он доставал до носа. Дети, держась за руки, бегут по кругу и говорят: «Раз, два, три, четыре, пять — будет палочка стучать». Водящий в это время стучит палочкой об пол. С последним словом дети останавливаются, а водящий протягивает палку в сторону детей. Тот, на кого укажет палка, берется за ее конец и называет водящего по имени, а водящий отгадывает, кто его назвал. Игра продолжается с новым водящим.



    Ключи.

    Играющие дети встают в кружки, начерченные на земле. Водящий подходит к любому из играющих и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает: «Пойди к Саше (Сереже) постучи». Во время этого разговора играющие стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять кружок, свободный во время перебежки. Если он долго не сможет занять кружка, то может крикнуть:  «Нашел ключи!»  Все играющие должны  при  этом   поменяться  местами,  и  водящий  занимает чей-нибудь кружок. Ребенок, оставшийся без места, становится водящим.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Русские народные игры, в которых принято было играть во время проведения обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря

    Скачать 388.87 Kb.