• С. И. БАРАНОВСКИЙ. С. В. ШИШЛО Логистика
  • УДК 339.18+658.7] (075.8) ББК 65.05я73
  • Лекция 1. ПОНЯТИЯ ЛОГИСТИКИ, ФАКТОРЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ План
  • 1. История логистики и ее основные понятия
  • Материальные потоки (МП)
  • Информационный поток (ИП)
  • Логистическая операция
  • Логистическая функция
  • 2. Факторы, этапы и уровни развития логистики
  • Уровни развития логистики .
  • 3. Эффективность применения логистики, связь с маркетингом
  • Лекция 2. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПОТОКИ, ОПЕРАЦИИ И СИСТЕМЫ План
  • 1. Материальные, информационные потоки Материальным потоком



  • страница1/7
    Дата15.05.2017
    Размер1.21 Mb.

    С. И. Барановский. С. В. Шишло логистика Тексты лекций для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятиях»


      1   2   3   4   5   6   7

    УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


    С. И. БАРАНОВСКИЙ. С. В. ШИШЛО


    Логистика

    Тексты лекций для студентов

    специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление

    на предприятиях» очной и заочной форм обучения


    Минск 2014

    УДК 339.18+658.7] (075.8)

    ББК 65.05я73

    Л 69

    Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом Белорусского государственного технологического университета.


    Рецензенты:

    доктор экономических наук, профессор

    кафедры логистики и ценовой политики

    Белорусского государственного экономического университета

    И. И. Полещук

    кандидат экономических наук, доцент,

    заведующая кафедрой экономики и управления научными исследованиями, проектированием и производством

    Белорусского национального технического университета



    Е. В. Гурина


    Барановский, С. И.

    Л 69 Логистика: тексты лекций для студентов специальности 1-26 01 07 «Экономика и управление на предприятиях» очной и заочной форм обучения / С. И. Барановский, С. В. Шишло. – Минск: БГТУ, 2014. – 84 с.


    Издание содержит тексты лекций по дисциплине «Логистика», рекомендованные базовой программой курса. Предназначено для студентов экономических специальностей очной и заочной форм обучения, заинтересованных в изучении особенностей современных методов организации и выполнения логистики на предприятиях.
    УДК 339.18+658.7] (075.8)

    ББК 65.05я73

    © УО «Белорусский государственный

    технологический университет», 2014
    ОГЛАВЛЕНИЕ


    Введение

    4

    Лекция 1. Понятия логистики, факторы ее развития и методология............................................................................................................

    6


    Лекция 2. Задачи и функции логистики, логистические потоки, операции и системы...............................................................................

    11


    Лекция 3. Закупочная логистика..........................................................

    19

    Лекция 4. Производственная логистика..............................................

    28

    Лекция 5. Распределительная (сбытовая) логистика.........................

    34

    Лекция 6. Логистика запасов................................................................

    42

    Лекция 7. Транспортная логистика......................................................

    52

    Лекция 8. Логистика складирования....................................................

    61

    Лекция 9. Сервис в логистике...............................................................

    73

    Лекция 10. Информационная логистика..............................................

    78

    Литература..............................................................................................

    82

    ВВЕДЕНИЕ

    В современных условиях хозяйствования важное значение имеет повышение эффективности функционирования промышленных предприятий. Можно выделить три основных пути повышения эффективности их функционирования: совершенствование техники, технологии и продукции, выпускаемой предприятием, совершенствование организации управления производством и совершенствование управления предприятием. Первый способ требует значительного вложения денежных средств. Промышленным предприятиям, в первую очередь, стоит обратить внимание на совершенствование процессов организации производства и управления предприятием, что может принести в среднесрочной перспективе повышение конкурентоспособности предприятия. Основными науками, занимающимися совершенствованием данных процессов, являются менеджмент, маркетинг, логистика и т. п.

    Логистика позволяет в значительной степени повысить эффективность промышленных предприятий. Так, по данным крупнейших аналитических компаний, использование современных логистических методов управления позволяет сократить производственные затраты от 5 до 15%, время выхода на рынок – от 15 до 30%, объемы материально-технических запасов – от 20 до 40%, затраты на закупку товаров – от 5 до 15% и увеличить прибыль – от 5 до 15%. Как видно из приведенных данных, использование современных логистических подходов управления предприятием позволяет значительно сократить затраты предприятия и повысить конкурентоспособность его продукции.

    В области логистики наблюдается рост числа исследований, научных разработок, организационных форм обучения и пропаганды знаний и навыков. При этом очевиден низкий уровень востребованности научно-практических инструментов организациями различных форм собственности Республики Беларусь.

    Анализируя деятельность белорусских предприятий в современных условиях хозяйствования, можно сказать, что на предприятиях используются отдельные логистические операции (снабжение, распределение, складирование и т. д.), которые не интегрированы в единую логистическую функцию. Поэтому одной из основных задач, стоящих перед руководством предприятий, является создание единой логистической системы, которая способна интегрировать все логистические операции, выполняемые внутри и за пределами предприятия. Данная система должна подчиняться основным стратегическим, тактическим и операционным целям деятельности лесопромышленного предприятия.

    Логистика – это дисциплина, которая необходима современному экономисту. Ему нужно четкое понимание того, как должны быть организовано движение материальных и информационных потоков, способы организации транспортировки товаров, обеспечение необходимого логистического сервиса, организации системы распределения с рациональными затратами.

    Представляемые тексты лекций предназначены для студентов экономических специальностей Белорусского государственного технологического университета с целью получения специалистами современных знаний по организации и осуществлению логистики. Это позволит сформировать у них прогрессивные взгляды на цели материального производства, обращения продукции, подготовит к практическим действиям в современных условиях в соответствии с пониманием основных принципов движения материальных и информационных потоков.

    Лекция 1. ПОНЯТИЯ ЛОГИСТИКИ, ФАКТОРЫ

    ЕЕ РАЗВИТИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
    План


    1. История логистики и ее основные понятия.

    2. Факторы, этапы и уровни развития логистики.

    3. Эффективность применения логистики, связь с маркетингом.

    4. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности
    фирм.
    1. История логистики и ее основные понятия
    Понятие логистики имеет свою давнюю историю. Слово «логистика» является греческим по происхождению. В Древних Афинах была специальная должность – «логист», или чиновник общественного самоуправления (в V в. до н. э. их насчитывалось около 30). Логисты ежегодно назначались путем жеребьевки. В их обязанности входила проверка отчетов других чиновников (срок полномочий которых истекал), и передача этих отчетов на утверждение совета почетных граждан, решение которого было окончательным. В Древнем Риме логистами назывались чиновники, выполнявшие некоторые административные и религиозные функции. Во времена византийского императора Льва VI (866-912 гг.) логистика определялась как искусство снабжения армии и управления ее перемещениями. Немецкий исследователь профессор Г. Павеллек отмечает, что назначением логистики в Византийской империи было «платить жалованье армии, должным образом вооружать и распределять ее, своевременно и в полной мере заботиться о ее потребностях, т. е. руководить движением и распределением собственных вооруженных сил».

    В 1884 г. американский институт военно-морского флота ввел понятие «логистика» для нужд навигации.

    Широкое развитие принципы логистики получили в годы Второй мировой войны в области материально-технического обеспечения американской армии, а также организации взаимодействия между поставщиками вооружения и продовольствия, транспортом и войсками.

    Впервые в истории «Великий логистический проект» был осуществлен в Советском Союзе в начальный период Второй мировой войны. Тогда большое количество предприятий, находящихся под угрозой оккупации, были демонтированы, перевезены в глубь страны и запущены в эксплуатацию (часто под открытым небом). Они в кратчайшие сроки стали выдавать продукцию для фронта.

    Наряду с тактикой, стратегией и разведкой термином «логистика» может также обозначаться снабженческо-сбытовая деятельность гражданских предприятий.

    Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах.

    Поэтому во многих западных странах логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она оформилась как новый вид теории о реализации управления движением товарно-материальных ресурсов в сфере обращения, а затем и производства.

    В 1950-х гг. было признано, что задачи регулирования материальных потоков могут успешно решаться с помощью методов, применяемых в военной логистике. Большое развитие она получила в 1960-70-е гг. в Японии, где занимала ключевые позиции при разработке и реализации сложных систем управления и хозяйствования.

    К 1980 г. оптимизация хозяйственного управления потребовала освоения и применения методов физического распределения. Логистика выделилась из маркетинга и находит все большее применение в экономике, становится самостоятельной областью науки и практики, оставаясь в тесном взаимодействии с маркетингом.

    Мы рассматриваем логистику как научную и практическую деятельность по управлению материальными и связанными с ними информационными, финансовыми и людскими потоками от точки их возникновения до точки конечного потребления с целью наиболее полного удовлетворения нужд потребителей с рациональными затратами.

    К основным понятиям логистики относятся: материальный поток, информационный поток, логистическая операция и функция, логистическая цепь (цепочка поставок), логистическая система.

    Материальные потоки (МП) образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя в определенный промежуток времени. МП (грузы) протекают между различными предприятиями или внутри одного предприятия. МП имеет размерность: т/мес, м3/кв., шт./дн. и др.

    Информационный поток (ИП) – совокупность циркулирующих на предприятии, между предприятием и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля над логистическими операциями. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов. Размерность ИП зависит от носителя данных: док./сутки, кб./сек. и др. Наличие логистического ИП, включающего в себя сбор данных о МП, их передача, обработка и систематизация с последующей выдачей готовой информации обязательны. МП и ИП имеют направления, которые могут не совпадать.

    Логистическая операция – это обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потоков (складирование, транспортировка, комплектация, погрузка, разгрузка, внутреннее перемещение: сбор, хранение и обработка данных и т. д.). Логистические операции можно разделить на две группы: с МП и ИП.

    Логистическая функция – это комплекс логистических операций, направленных на преобразование и движение материального и связанного с ним информационного потока.

    В логистической цепи выделяют следующие главные звенья: поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции; потребление готовой продукции. В зависимости от количества звеньев, различают три уровня сложности цепей поставок:



    1. прямая цепь поставок;

    2. расширенная цепь поставок;

    3. максимальная цепь поставок.

    Можно дать два определения логистической системы. Во-первых, логистическая система – это интегрированная логистическая сеть, состоящая из подсистем (цепей поставок, предприятий, посредников и т. д.), целью функционирования которой является полное удовлетворение спроса за счет предоставления товаров с максимальной ценностью и оптимальными логистическими затратами.

    Во-вторых, логистическая система – это интегрированная система, объединяющая в себе все логистические операции в организации (предприятии) и с наибольшей эффективностью обеспечивающая движение материального и информационного потоков, начиная от закупки сырья и комплектующих и заканчивая распределением готовой продукции и услуг.


    2. Факторы, этапы и уровни развития логистики
    Развитие логистики, помимо стремления фирм к сокращению временных денежных затрат, связанных с движением грузов, определили следующие факторы:

    - усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения (переход от рынка продавца к рынку покупателей);

    - создание гибких производственных систем;

    - использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач;



    • ускорение научно-технического прогресса в коммуникациях, внедрение в хозяйственную практику фирм ЭВМ последних поколений, используемых в сфере товародвижения;

    • унификация правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности, устранение различного рода импортных и экспортных ограничений, стандартизация технических параметров путей сообщения, подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств в странах, осуществляющих интенсивные мирохозяйственные связи между собой.

    Важную роль в создании объективных возможностей для развития логистики сыграл технический прогресс в средствах связи и информатики. Он позволил на более высоком уровне проводить контроль всех основных и вспомогательных процессов товародвижения.

    Уровни развития логистики. Анализ ведущих промышленных стран позволил выявить в их рамках четыре последовательные стадии развития логистики.

    Для первой стадии развития логистики характерен ряд следующих моментов. Компании работают на основе выполнения сменносуточных плановых заданий, форма управления логистикой наименее совершенна. Область действий логистической системы обычно охватывает организацию хранения готовой продукции, отправляемой с предприятия, и ее транспортировку. Работу системы логистики на данной стадии ее развития в компании обычно оценивают величиной доли затрат на транспортировку и другие операции по распределению продукции в общей сумме выручки от продажи.

    Для систем логистики второго уровня развития характерно управление потоком производимых предприятиями товаров от последнего пункта производственной линии до конечного потребителя. Контроль системы логистики распространяется на следующие функции: обслуживание заказчика, обработка заказов, хранение готовой продукции на предприятии, управление запасами готовой продукции, перспективное планирование работы системы логистики. Работа логистической системы оценивается исходя из сопоставления данных сметы расходов и реальных затрат.

    Системы логистики третьего уровня контролируют логистические операции от закупки сырья до обслуживания конечного потребителя продукции. К дополнительным функциям таких систем относятся: доставка сырья на предприятие, прогнозирование сбыта, производственное планирование, добыча или закупка сырья, управление запасами сырья или незавершенного производства, проектирование систем логистики. Единственная сфера, которая не контролируется менеджером по логистике, – это повседневное управление предприятием. Работа системы оценивается не путем сравнения затрат прошлого года или сметы расходов, а сравнивается со стандартом качества обслуживания.

    Число предприятий, использующих логистические системы четвертого уровня развития, пока еще невелико. Область действий логистических функций здесь в основном аналогична той, что характерна для систем логистики третьей стадии развития, но с одним важным исключением. Такие компании интегрируют процессы планирования и контроля операций логистики с операциями маркетинга, сбыта, производства и финансов.
    3. Эффективность применения логистики, связь с маркетингом
    По данным Европейской логистической ассоциации, применение логистики позволяет сократить время производства товаров на 25%, снизить себестоимость производства продукции до 30%, сократить объемы материально-технических запасов от 30 до 70%.

    Осуществление логистической деятельности тесно переплетается с другими видами деятельности на предприятии. Наиболее тесное взаимодействие логистики происходит с маркетингом.

    Маркетинг и логистика представляют собой самостоятельные направления производственно-хозяйственной деятельности, тесно интегрированные между собой. Наилучший результат можно получить при умелом использовании обеих концепций одновременно.

    Одной из важнейших функций логистики является организация материально-технического обеспечения потребителей. Требования потребителей заключаются не только в удовлетворении потребностей производства в сырье, материалах и изделиях высокого качества, но и в обеспечении поставок точно в срок, по выгодным ценам на услуги логистического характера при минимальном уровне совокупных затрат. Чтобы в полной мере выполнить эти требования и удовлетворить потрбности потребителей, необходима активная маркетинговая деятельность.

    Сущность маркетинга заключается в управлении производством, продвижении на рынок и выгодной реализации продукции, ориентированной на существующий спрос.
    Лекция 2. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ.

    ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПОТОКИ, ОПЕРАЦИИ И СИСТЕМЫ
    План

    1. Материальные, информационные потоки.

    2. Логистические операции с материальными и информационными потоками.

    3. Методологические принципы формирования и функционирования логистических систем.


    1. Материальные, информационные потоки
    Материальным потоком называются грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу.

    Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам:



    • отношение к логистической системе;

    • натурально-вещественный состав потока;

    • количество образующих поток грузов;

    • удельный вес образующего поток груза;

    • степень совместимости грузов;

    • консистенция грузов.

    По отношению к логистической системе материальный поток может быть внешним, внутренним, входным и выходным.

    Внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.




    Внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы.

    Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды.

    Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для предприятия оптовой торговли его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств.

    При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному.

    По натурально-вещественному составу материальные потоки подразделяют на одноассортиментные и многоассортиментные. Такое разделение необходимо, так как ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, осуществляющем торговлю мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.

    По количественному признаку материальные потоки бывают массовые, крупные, средние и мелкие.

    Массовым считается поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожным составом или несколькими десятками вагонов, колонной автомашин, караваном судов и т. д.

    Крупные потоки – несколько вагонов, автомашин.

    Мелкие потоки образуют такие количества грузов, которые не позволяют полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требуют при перевозке совмещения с другими, попутными грузами.

    Средние потоки занимают промежуточное положение между крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями.

    Материальные потоки по удельному весу образующих их грузов классифицируют на тяжеловесные и легковесные.

    Тяжеловесные потоки обеспечивают более полное использование грузоподъемности транспортных средств, требуют для хранения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках железнодорожным транспортом). Примером тяжеловесного потока может служить процесс транспортировки металла.

    Легковесные потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м3 – например, табачные изделия в процессе транспортировки образуют легковесные потоки.

    По степени совместимости образующих поток грузов выделяют совместимые и несовместимые материальные потоки. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

    По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных грузов.

    Насыпные грузы (например, зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство – сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах.

    Навалочные грузы (соль, уголь, руда, песок и т. п.) как правило, минерального происхождения. Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Так же как и предыдущая группа, обладают сыпучестью.

    Тарно-штучные грузы имеют самые различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинномерные и негабаритные грузы.

    Наливные – грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например перегрузка, хранение и др., выполняются с помощью специальных технических средств.

    Выделяют следующие основные параметры материальных потоков:

    – скорость;

    начальная, конечная и промежуточные точки движения;

    – траектория;

    – плотность;

    – интенсивность;

    – мощность;



    Информационный поток – совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток соответствует материальному и может существовать в бумажной и электронной формах. Выделяют следующие информационные потоки:

    – по направлению движения: горизонтальный и вертикальный;

    – по отношению к системе: внутренний, внешний, связующий (входной и выходной).

    – по времени функционирования: стационарный, периодический (с жесткими ограничениями времени передачи), оперативный (обеспечивающий связь абонентов в диалоговом режиме);

    – в зависимости от назначения: директивный, нормативно-справочный, отчетный, вспомогательный.

    По отношению к материальному потоку выделяют:

    – опережающий информационный поток во встречном направлении (сведения о заказе);

    – опережающий информационный поток в прямом направлении (уведомление о прибытии груза);

    – одновременный информационный поток в прямом направлении (сведения о количественных и качественных параметрах материального потока - сопровождающие документы);

    – запаздывающий информационный поток во встречном направлении (претензии, подтверждения).

      1   2   3   4   5   6   7

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    С. И. Барановский. С. В. Шишло логистика Тексты лекций для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятиях»