• Цель проекта
  • Задачи проекта
  • «Обучение в деятельн 2 Объект исследования
  • Предмет исследования.
  • Гидрохимия
  • Биология



  • Дата09.07.2017
    Размер53 Kb.
    ТипРешение

    С каждым годом в мире растет понимание того, что мы все живем в одной общей среде, стабильности которо



    Опыт работы по проекту ДЭМ «Малые водоемы Санкт-Петербурга»
    Стешина О.А., методист школы №389»ЦЭО»

    С каждым годом в мире растет понимание того, что мы все живем в одной общей среде, стабильности которо й можно достичь усилиями всего человечества изменением потребительского отношения к природе, когда каждый вносит свой посильный вклад в решение глобальных экологических проблем.

    Одним из компонентов главной цели экологического образования и воспитания является формирование у детей ответственного отношения к природе, экологически оправданного поведения, в основе которых лежат не только определенные знания и умения, но и желание активно защищать и облагораживать природную среду.

    Участие коллектива учащихся и педагогов школы № 389 «Центр экологического образования» в разработке и реализации проекта «Детский экологический мониторинг «Малые водоемы Санкт-Петербурга» является тем маленьким вкладом обеспокоенных людей в копилку совместных действий по решению существующих и предотвращению грядущих проблем окружающей среды.



    Цель проекта: формирование позитивного опыта взаимодействия с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности в процессе мониторинговых исследований системы прудов лесопарка Александрино на территории Кировского района Санкт-Петербурга.

    Задачи проекта:

    1. Выявление антропогенного влияния на объекты окружающей среды (систему прудов) для оценки учащимися экологической ситуации в районе наблюдения.

    2. Развитие умения самостоятельно применять полученные знания.

    3. Развитие способности к наблюдению и исследованию как методам познания в экологии.

    4. Формирование активной нравственно-экологической позиции учащихся по отношению к системе «человек-окружающая среда».

    Проект «Детский экологический мониторинг «Малые водоемы Санкт-Петербурга» эколого-образовательный, ведь ценить можно лишь то, что хорошо знаешь. Поэтому в основе проекта лежит принцип «Обучение в деятельн 2


    Объект исследования.

    Объектом Детского экологического мониторинга является система прудов лесопарка Александрино, расположенного в Кировском районе СПб.

    Территория лесопарка хорошо знакома учащимся школы №389 «ЦЭО». Это место отдыха жителей микрорайона. В этом парке проводятся сезонные экскурсии, практические занятия коллективов ЦЭО и поэтому выбор системы прудов лесопарка Александрино не случаен. Участники проекта выражают обеспокоенность экологическим состоянием данного места отдыха жителей и готовы своей исследовательской и практической деятельностью способствовать сохранению и развитию этого зеленого уголка Кировского района.

    Предмет исследования.

    Мониторинговые исследования планируются по пяти направлениям:



    1. Геоэкология – влияние антропогенных факторов на состояние водоемов.

    2. Гидрохимия – оценка экологического состояния системы прудов по гидрохимическим, органолептическим, санитарно-гигиеническим показателям.

    3. Агроэкология – оценка экологического состояния почвогрунтов дна и побережья водоемов.

    4. Биология – определение видового состава растительности и животных побережья и дна прудов.

    5. Мусор – оценка замусоренности прудов и береговой полосы.

    Мониторинговая деятельность строится по сезонному принципу и составляет 4 этапа, по завершении которых подводятся итоги на общих мероприятиях ( фестиваль, круглый стол, экологические акции и т.д.).

    В ноябре завершилась работа по 1 этапу ДЭМ, во время которой учащиеся получили теоретические знания о мониторинге как методе исследования окружающей среды, овладели методиками и практическими навыками полевых и камеральных исследований, познакомились с объектом исследования, составили план местности и провели фотосъемку.


    3

    В ходе работы по ДЭМ учащиеся прежде всего узнали историю лесопарка Александрино, которая восходит к середине 18 века. Рядом с усадьбой графа И.Г. Чернышева был разбит парк площадью более 100 гектаров, который украшали пруды и речка Новая. В годы ВОВ поместье Александрино было на переднем крае обороны Ленинграда и почни полностью разрушено. Но в 1960 году здание усадьбы и парк были восстановлены в прежнем виде, в 1984 году – проведен капитальный ремонт.



    Нынешнее положение парка и прудов вызывает тревогу у жителей микрорайона, т.к. находясь в кольце дорог и в центре жилого массива, природный объект испытывает на себе значительную антропогенную нагрузку и оказывает непосредственное влияние на экологическое состояние лесопарка Александрино.

    Исследовательская группа учащихся, занимавшая описанием прудов и прилегающей территории, обнаружила бытовой мусор, пакеты, бутылки, банки. В следующее посещение парка были принесены мешки, мусор был собран и вынесен в контейнер.

    Также участниками мониторинга был проведен социологический опрос, в котором принимали участие 167 человек. На основании соц. опроса были сделаны выводы о том, что жители не удовлетворены санитарным состоянием прудов и парка, хотят видеть эту территорию более приспособленной для отдыха, но только 43 % опрошенных готовы принять участие в благоустройстве парка.

    Исходя из этого, мы пришли к выводу, что впереди нам предстоит большая просветительская и пропагандистская работа с населением микрорайона.

    Начальные работы по оценке экологического состояния почвогрунтов дна и побережья системы прудов лесопарка Александрино показали, что содержание свинца, цинка, меди и кобальта в почве не обнаружено. Содержание мышьяка обнаружено в 3 раза больше ПДК, хрома в 6,5 раз больше ПДК и общесанитарного показателя вредности. Данные результаты исследования определяют дальнейшее направление работы: выявление происхождения тяжелых металлов в почве, выяснение вредного воздействия избытка хрома на окружающую среду.
    4

    Составной частью экологического мониторинга является биомониторинг: слежение за живыми организмами в экосистемах. В процессе этой работы были определены и описаны береговая растительность и животные водоемов.

    Были установлена последовательная смена 4 растительных поясов:


    1. пояс злаков, осок и хвощей, расположенных у воды;

    2. пояс воздушно-водных растений (камыш, тростник);

    3. пояс водных растений с плавающими листьями(рдест) и полностью погруженными(роголистник, элодея);

    глубоководная область, заселенная фитопланктоном.

    В пробах воды под микроскопом были обнаружены мелкие беспозвоночные животные: дафнии, коловратки, гидра, а также при исследовании придонного слоя прудов обнаружены моллюски прудовики и пиявки. Учащиеся были свидетелями удачной рыбалки местного жителя: он поймал карася. С его слов в прудах водится и ротан, а в прошлые годы в прудах водились плотва, щука и линь.

    Проведенные исследования грунта и воды прудов парка Александрино позволяют говорить о том, что небольшая глубина прудов дает возможность воде хорошо прогреваться в летнее-осенний период, а обитание в прудах мелких беспозвоночных, которые могут существовать только в чистой воде, свидетельствует о том, что в прудах благоприятные условия для их обитателей.

    Некоторая вытоптанность и замусоренность прибрежной полосы, накопление на дне органических остатков и следов человеческой деятельности служат причиной постепенного обмеления прудов и, как следствие, их зарастания. Все это говорит о том, что объект нашего мониторинга требует дальнейшей заботы и внимания.



    Это краткие итоги деятельности по 1 этапу мониторинга, которые были представлены в ГДТЮ СПб на Фестивале экологических проектов.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    С каждым годом в мире растет понимание того, что мы все живем в одной общей среде, стабильности которо