Скачать 323.18 Kb.


Дата08.11.2018
Размер323.18 Kb.

Скачать 323.18 Kb.

С точки зрения конструктора, деталь



С точки зрения конструктора, деталь — это элемент конструкции, безупречно выполняющий свое функциональное (служебное) назначение в условиях эксплуатации. Например, карданный вал автомобиля с классической компоновкой должен передавать крутящий момент от коробки передач главной передаче и при подъеме в гору с максимальной нагрузкой, и при максимальной скорости движения по трассе, и при движении по неровностям, и при любых других режимах. При этом он не должен вызывать дополнительного шума и вибраций автомобиля, при его работе не должно быть больших потерь мощности, не должна появляться неравномерность скорости вращения валов главной передачи при равномерной работе двигателя и т.д.

С точки зрения технолога, та же деталь является предметом производства, которую нужно изготовить за возможно короткий срок и с минимальными затратами. Технолог должен решить, каким методом получить заготовку, какие операции обработки резанием и в каком порядке применять, чтобы обеспечить заданную конструктором точность размеров и формы, чистоту поверхности, твердость поверхности и сердцевины, какой контроль предусмотреть, чтобы обеспечить технические требования, заданные конструктором на чертеже, в процессе изготовления всей партии деталей и т.д.

В частности, чтобы обеспечить динамическую уравновешенность карданного вала, технолог должен либо обеспечить высокую точность его изготовления, либо предусмотреть операции по статической и динамической балансировке вала.

Из приведенного примера видно, что классификацию деталей проводят с учетом конструкторских и технологических требований по следующим четырем признакам:

функционально-геометрическому;

размерному;

точностному;

применяемому материалу.

Геометрическая форма детали предопределяется ее функцией и вместе с габаритными размерами, показателями точности, материалом и его твердостью, в свою очередь, определяет технологию ее изготовления для конкретного типа производства.

В основу иерархической системы конструкторско-технологической классификации, представленной на рис. 2.2, положена и геометрическая форма, и служебное назначение (функция) детали, тесно связанные между собой. На следующих уровнях классификации форма деталей уточняется. Например, подкласс валы делится на группы: ступенчатые валы, шпиндели, валы-шестерни, ходовые винты, валы-червяки и кулачковые валы.

Затем, в зависимости от наличия осевых и радиальных отверстий, шпоночных пазов, шлицевых поверхностей, резьбы и комбинаций указанных функциональных поверхностей, каждая группа делится на подгруппы и т.д.

По второму признаку (габаритным размерам) все детали подразделяются на четыре группы:

мелкие (с максимальным размером до 100...200 мм);

средние (до 100...500 мм);

крупные (до 400... 1000 мм);

особо крупные (более 800 мм).

Границы между группами условны и нечетки. В некоторых случаях технологи-производственники предпочитают относить деталь к той или иной габаритной группе по ее массе.

По третьему признаку (наиболее высокому квалитету точности, установленному хотя бы на один размер детали) все детали также делятся на четыре группы:

высокоточные (4-й и 5-й квалитеты);

точные (6-й и 7-й квалитеты);

средней точности (8—10-й квалитеты);

неточные (11 —14-й квалитеты).




Рис. 2.2. Конструкторско-технологическая классификация деталей машин
По четвертому признаку (применяемому материалу) детали разделены на семь групп:

стали конструкционные;

стали легированные;

чугуны;


алюминиевые сплавы;

медные сплавы;

пластмассы;

прочие материалы.

Механические свойства и обрабатываемость резанием заготовок из стали существенно изменяются при их термической обработке. Поэтому в первой и второй группах выделяются следующие подгруппы заготовок: из стали в состоянии поставки, из улучшаемой стали, из цементируемой стали и из закаливаемой стали.

Множество деталей становится системой (функциональной единицей и (или) машиной), когда между ними путем осуществления различных соединений устанавливаются размерные связи. Классификация соединений



деталей в автотракторостроении приведена на рис. 2.3.
Рис. 2.3. Классификация соединений деталей в автотракторостроении
Следует отметить, что в автотракторостроении используется такое многообразие деталей и оно так часто обновляется и дополняется, что провести полную классификацию деталей практически невозможно. Каждый завод и фирма поэтому чаще всего классифицирует детали по служебной принадлежности: детали тормозной системы, детали коробки передач, детали подвески и т.д.

Коьрта
Контакты

    Главная страница


С точки зрения конструктора, деталь

Скачать 323.18 Kb.