страница1/14
Дата20.10.2017
Размер2.94 Mb.
ТипСборник

Сборник материалов региональной научно-практической конференции профилизация школьного языкового и литературного образования


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ВЛАДИМИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ




СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ
региональной научно-практической конференции
ПРОФИЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО И ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


19-20 ноября 2008 года


г. Владимир

В сборник вошли материалы участников региональной научно-практической конференции «Профилизация школьного языкового и литературного образования», отражающие опыт, проблемы и перспективы преподавания русского языка и литературы на базовом и профильном уровне в регионе. Представлены разработки ученых-лингвистов, способствующие организации углубленного изучения предмета в школе; затронуты вопросы учебно-методического обеспечения процесса профилизации и подготовки учащихся к новым формам итоговой аттестации по предметам; освещены проблемы содержания и методики изучения программ элективных курсов профильного обучения и предпрофильной подготовки.

Данное издание будет интересно учителям русского языка и литературы, методистам, студентам педагогических вузов и ссузов, руководителям образовательных учреждений.
Редакционная коллегия:

Варюшенкова Е.Н., канд. филол. наук, - ответственный редактор;

Галичкина Н.В.,

Гулякова Н.С.,

Еремина И.К.,

Комкова Н.В.

Кудряшова Т.С.,

Максименко Н.Л.,

Полякова В.А.,

Самойленко Н.Е.,

Смирнова С.А.,

Соломина Н.А.,

Сысенко С.Н.,

Тюрина С.Е.,

Штуль Е.В.








© ВИПКРО, 2008

© Авторы, 2008




СОДЕРЖАНИЕ
I. ПРЕПОДАВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ НА ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЕ

Гулякова Н.С. (ГИМЦ, г. Владимир). Формы оказания методической поддержки учителям русского языка и литературы в условиях перехода к профильному обучению 5

Груздева Л.А., Суворова Н.Е. (ГМК, г. Ковров). Профильное образование в г. Коврове (гуманитарный профиль) 8

Еременкова Т.Ю. (ВИПКРО, г. Владимир). Использование технологии «Портфолио» в учебно-воспитательном процессе 11

Иванина А.В. (МОУ СОШ № 19, г. Ковров). Интеграция литературы с другими видами искусства на уроках и во внеурочное время как средство развития творческого потенциала учащихся 14

Корнилов Н.В. (ВГГУ, г. Владимир). О критериях разграничения определяемого слова и приложения в аппозитивных сочетаниях 19

Малышкина С.В. (МОУ СОШ № 17, г. Ковров). Развитие творческих способностей учащихся через организацию учебно-исследовательской деятельности в области филологии 22

Плышевская О.Д. (ВГГУ, г. Владимир). Методика изучения темы «Предложения с обращениями» в средней школе 27

Смирнова С.А. (ВИПКРО, г. Владимир). Работа с культурно-историческими аналогами как средство развития продуктивного мышления одарённых учащихся на уроках русского языка и литературы в профильных гуманитарных классах 33

Сорокина О.А. (МОУ СОШ № 6, о. Муром). Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся гуманитарного класса на уроках литературы 37

II. ПРЕПОДАВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ НА БАЗОВОМ УРОВНЕ

Альшина Э.А. (ПКЛ, г. Владимир). Диалог на уроке литературы как способ активизации коммуникативной и социокультурной деятельности учащихся старших классов негуманитарного профиля 40

Виноградова Т.И. (МОУ СОШ № 25, г. Владимир). Специфика преподавания литературы в профильных медицинских классах школы III ступени 45

Гужова В.В. (МОУ СОШ № 25, г. Владимир). Развитие мотивации учащихся профильных негуманитарных классов на уроках литературы 49

Захарова Н.С. (МОУ «Малыгинская СОШ», Ковровский район). К вопросу о формировании коммуникативной культуры учащихся (из опыта работы кружка «Школа юного журналиста») 52

Курленко Г.П. (МОУ СОШ № 21, г. Ковров). Организация работы с текстом в классе предпрофильной подготовки 55

Шабалина Л.И. (МОУ СОШ №25, г. Владимир). Формирование коммуникативной компетенции учащихся профильного (юридического) класса через филологический анализ текста 59

III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФИЛИЗАЦИИ. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Абрамова Е.А. (ВГГУ, г. Владимир). Использование принципов анализа текста при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ 63

Варюшенкова Е.Н. (ВГГУ, г. Владимир). Формулировка проблемы в сочинении по тексту 67

Гарнист Л.Е. (МОУ СОШ № 15, г. Гусь-Хрустальный). «Читать значит мыслить» (из опыта преподавания литературы по программе Р.Н. Бунеева) 68

Евдокимова Т.М. (МОУ СОШ № 8, г. Карабаново, Александровский район). Реализация компетентностного подхода в обучении русскому языку по УМК под редакцией Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина (10-11 классы) 72

Ильина С.А. (МОУ «Мошокская СОШ», Судогодский район). Потенциал УМК по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской в реализации целей профильного образования 74

IV. ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ

Горпинко Н.И. (лингвистическая гимназия № 23, г. Владимир). О преподавании элективного курса «Этика речевого общения» в старшей школе 79

Гусарова О.Б., (МОУ «Кондряевская ООШ» (Судогодский район) Элективный курс предпрофильной подготовки в малокомплектной школе 81

Журухина Е.И. (МОУ СОШ № 2, г. Судогда). Формирование предметных компетенции по русскому языку на занятиях элективного курса 85

Ключкова Т.В. (МОУ «Бутылицкая СОШ», Меленковский район). Проектно-исследовательская деятельность учащихся в рамках преподавания элективного курса по литературе 91

Кобякина Ю.А. (МОУ «Волосатовская СОШ», Селивановский район). Практическая направленность элективных курсов как средство социализации учащихся 94

Пронькина Е.И. (МОУ «Ильинская СОШ», Судогодский район). Из практики работы элективного курса «Топонимика родного края» в рамках предпрофильной подготовки 97

Стребкова С.М. (МОУ «Ставровская СОШ №1», Собинский район). Системный подход к изучению языка на занятиях элективного курса «Комплексный анализ текста» 101

V. ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТАМ

Амоскина Т.В. (МОУ СОШ № 1, г. Радужный). Мультимедийный проект как активная форма обучения старшеклассников (из опыта работы) 103

Болотина О.Ф. (МОУ СОШ №1, г. Меленки). Проектно-исследовательская деятельность учащихся на основе ведущих педагогических технологий 106

Бурцева Е.П. (МОУ СОШ № 14, г. Александров). Роль проектно-исследовательской деятельности старшеклассников в осуществлении процесса профилизации 108

Воронина Л.В. (МОУ «Андреевская СОШ», Судогодский район). Роль сетевых телекоммуникационных проектов в повышении мотивации школьников к изучению предметов 111

Гайдуль А.В. (МОУ «Иваново-Эсинская СОШ», Ковровский район). Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в профильных классах технического уровня 113

Галкина И.В. (МОУ СОШ №2, о. Муром). Особенности творческого литературно-языкового проекта 118

Жданова И.В. (МОУ СОШ №2, о. Муром). Роль проектно-исследовательской деятельности старшеклассников в осуществлении самореализации личности 122

Ишмаева Л.А. (МОУ СОШ №3, г. Петушки). Специфика медиапроекта по литературе 127

Мухотдинова Е.Н. (МОУ СОШ №18, о. Муром). Роль проектно-исследовательской деятельности учащихся в повышении мотивации к изучению русского языка и литературы (из опыта работы) 130

Томникова М.В. (МОУ «Новосельская СОШ», Суздальский район). Проектно-исследовательская деятельность старшеклассников 135

Часовских И.П. (МОУ СОШ №3, г. Петушки). Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности через проектно-исследовательскую деятельность 139

I. ПРЕПОДАВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ НА ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЕ
Гулякова Н.С,

ГИМЦ (г. Владимир)
ФОРМЫ ОКАЗАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ УЧИТЕЛЯМ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

В Концепции модернизации Российского образования существенное внимание уделяется осуществлению перехода к предпрофильной подготовке и профильному обучению в школе. В основу этого положена идея обновления старшей ступени общего образования, то есть образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Поэтому осуществление перехода к предпрофильной подготовке и профильному обучению стало одним из приоритетных направлений в работе городского методического объединения учителей русского языка и литературы.

С целью наиболее успешной реализации этой программы и оказания методической поддержки учителям русского языка и литературы в городском информационно-методическом центре г. Владимира организована работа различных профессиональных объединений:



  • тематические консультации;

  • семинары-практикумы;

  • заседания городского методического объединения учителей русского языка и литературы;

  • проблемный семинар;

  • информационное совещание;

  • лекции в рамках Дней науки.

Учитывая тот факт, что знание нормативно-правовой базы является основополагающим при организации процесса профилизации, для учителей, преподающих в 8-11 классах, была проведена тематическая консультация «Профильное обучение: нормативно-правовая база, программы, учебно-методические комплексы, возможные методические подходы к изучению предметов образовательной области «Филология». О задачах, стоящих перед профильной школой, шла речь на информационном совещании «Профильное обучение в старших классах как способ удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей учащихся». Данные профессиональные встречи носили теоретический характер. Их цель - обеспечение информационной поддержки педагогов. В ГИМЦ создана методическая копилка, в которую включены перечень нормативных актов, рекомендательный список литературы по профильному обучению, требования Стандарта образования к уровню знаний, умений и навыков учащихся на базовом и профильном уровнях среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе и т.д.

Для руководителей методических объединений учителей русского языка и литературы был проведен теоретический семинар «Подходы к организации профильного обучения», а также семинар-практикум «Создание условий для организации профильного обучения».

Преподаванию предметов филологического цикла в школе III ступени было уделено внимание на проблемном семинаре «Особенности преподавания русского языка и литературы в школе III ступени», проведенном совместно с ВИПКРО в 2004-2005 учебном году. В рамках этого семинара естественным образом поднимались вопросы, связанные с требованиями к уровню знаний учеников старшей школы на базовом и профильном уровне, с проблемой преподавания элективных курсов. Учителя–словесники предложили провести городской конкурс учебно-методических материалов по преподаванию русского языка в старшей школе. В конкурсе приняли участие 20 педагогов из 17 образовательных учреждений города. На суд жюри были представлены материалы разнообразных видов: конспекты уроков, тематическое планирование, элективные курсы, система работы, методические рекомендации и разработки, богатый дидактический материал, система мониторинга и контроля и т.д.

Интересный и содержательный материал, отражающий систему работы педагога по преподаванию русского языка в старших классах, представила на конкурс учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 25 Виноградова Т.И., победитель конкурса лучших учителей России в рамках приоритетного национального проекта в области образования в 2007 году. В них нашло место тематическое планирование уроков русского языка на основе рекомендованных УМК с учетом особенностей школы и профиля класса, конспекты уроков по изучению отдельных тем программы по русскому языку, материалы для мониторинга качества знаний учащихся (тесты, контрольные задания и т.д.).

Серьезное внимание городским информационно-методическим центром уделяется оказанию методической помощи учителям русского языка и литературы по организации и проведению элективных курсов. Для учителей 8-11 классов были организованы встречи «Элективные курсы по русскому языку и литературе – основа успешной социализации учащихся», «Представление элективных курсов для школы Ш ступени». Большой интерес словесников вызвал семинар «Моделирование и апробация программ элективных курсов для профильной и предпрофильной подготовки», где была представлена панорама опыта работы по данному направлению учителей гимназии № 3, а также опыт преподавания русского языка и литературы в профильных негуманитарных классах учителей средней школы № 24.

Широкий отклик у учителей русского языка и литературы нашёл конкурс элективных курсов, проводившийся сначала на уровне города, а затем и на уровне региона. Среди материалов элективных курсов, опубликованных в «Сборнике программ элективных курсов предпрофильного и профильного обучения» и рекомендованных для проведения занятий в школе, представлены авторские курсы восьми учителей русского языка и литературы г. Владимира. Городской информационно-методический центр счел необходимым не только осветить результаты регионального конкурса, но популяризировать данные программы элективных курсов. С этой целью на семинары-практикумы приглашались авторы программ, которые не только знакомили коллег с содержанием программы, но и проводили мастер-классы по использованию данных элективных курсов. Т.А. Кезимова, учитель высшей квалификационной категории средней школы № 19, победитель конкурса лучших учителей России в рамках приоритетного национального проекта в области образования в 2006 году, пригласила коллег на открытое занятие, которое она проводила с учащимися 10 класса по программе элективного курса «Основы информационной культуры», разработанного ею совместно с учителем информатики Дубовой С.Н. Авторскую программу и опыт ведения элективного курса «Подготовка учащихся к выполнению заданий по русскому языку в тестовой форме» представила один из авторов Кудряшова Т.С., учитель высшей квалификационной категории средней школы № 2. Большой профессиональный интерес проявляют педагоги не только г. Владимира, но и области к программе элективного курса «Этика речевого общения», автором которого является Горпинко Н.И., учитель первой квалификационной категории лингвистической гимназии № 23. В 2008 году Надежда Ивановна выступила перед коллегами с презентацией, отражающей опыт работы по программе этого элективного курса.

Так как классов филологического профиля в городе немного, встает вопрос о специфике преподавания русского языка и литературы в профильных негуманитарных классах, где, как известно, на преподавание литературы отводится крайне малое количество часов. Поэтому в 2007-2008 учебном году на базе городского информационно-методического центра работал проблемный семинар «Проблемы преподавания русского языка и литературы в профильных негуманитарных классах». Учителя средних школ № 2, 16, 25, 36 и ПКЛ представляли свой опыт работы в классах такого рода: подходы к преподаванию русского языка и литературы, в т.ч. и использование инновационных технологий, тематическое планирование уроков литературы с учетом профиля класса (медицинский, архитектурный, естественно-научный, физико-математический).

Традиционными в г. Владимире стали Дни науки «Роль науки в образовательной практике», проводимые во время осенних каникул. Перед учителями русского языка и литературы выступали Цуккерман А.С., доц. кафедры русского языка ВГГУ, Шарапова М.Э., доц. кафедры журналистики ВлГУ. Тема их выступления - «Проблемы в осуществлении преемственности между школьным и вузовским образованием». Выявление общих проблемных моментов преподавания русского языка в старшей школе, особенно в профильных гуманитарных классах, подготовка учащихся к поступлению на филологические специальности в высшие учебные заведения – вот далеко не полный круг проблем, поднятых во время этих профессиональных встреч.

Результатом работы профессиональных объединений, целью которых было оказание методической поддержки учителям-словесникам в условиях перехода к профильному обучению, стало создание методической копилки. В нее вошли:



  • диск «Профильное обучение и преподавание русского языка и литературы», на котором представлены нормативная база, концепция профильного обучения, презентации учителей–словесников г. Владимира;

  • сборник методических рекомендаций, подготовленный методистом ГИМЦ;

  • указатель литературы «Организация профильного обучения в образовательных учреждениях. Элективные курсы», подготовленный библиотекой ГИМЦ.

Безусловно, углубленное изучение русского языка и литературы требует от учителя серьезной дополнительной профессиональной подготовки. То, что уже проделано учителями в плане профилизации, изучается городским методическим объединением учителей-словесников, и самый интересный опыт тиражируется. Однако, несмотря на тот объем работы, который проделывается учителями русского языка и литературы, нельзя не отметить, что в связи с переходом к профильному обучению мы начинаем терять то, что годами наработано в литературном и языковом образовании, что способствовало формированию определенного уровня культуры учащихся. В условиях, когда на изучение родного языка и литературы отводится соответственно 1 и 2 часа в неделю, говорить о полноценном языковом и литературном образовании вряд ли возможно, тем более, что литературу пытаются вывести из числа обязательных предметов для изучения в старшей школе.

Процесс профилизации не должен сопровождаться вытеснением из образовательного процесса предметов, которые способствуют формированию личности, ее воспитанию и гражданскому становлению.


Груздева Л.А.,

Суворова Н.Е.,

ГМК (г. Ковров)
ПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В г. КОВРОВЕ

(гуманитарный профиль)

Учебный предмет «Русский язык» в системе школьного образования занимает особое место: он является объектом и средством обучения. В связи с переходом на федеральный базисный учебный план 2004 года и принятием новых образовательных стандартов необходимо обозначить основные изменения содержания образования по русскому языку:



  • сокращение избыточного теоретического материала и устранение излишней детализации;

  • усиление речевого аспекта содержания курса русского языка;

  • усиление внимания функциональной стороне языковых единиц и явлений;

  • усиление общеобразовательной роли русского языка в успешном усвоении учебных предметов;

  • введение элективных курсов, обеспечивающих гуманитарный профиль образования в старшей школе.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим специальной целью преподавания русского языка в основной школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Федеральный базисный учебный план 2004 года предусматривает обязательное изучение предмета на этапе основного общего образования в объеме 735 часов. В том числе: V кл. – 210 ч. , VI кл. – 210 ч., VII кл. – 140 ч., VIII кл. - 105 ч., IX кл. - 70 ч.

С учетом возрастающей роли русского языка в многонациональном федеративном государстве и обязательности экзамена по этому предмету при поступлении в любой вуз введен учебный предмет “Русский язык” для изучения на этапе среднего (полного) общего образования в объеме 70 часов (1 час в неделю) на базовом уровне и 210 часов (3 часа в неделю) на профильном уровне. Законодательным Собранием Владимирской области утверждён Закон о региональном компоненте, включающий дополнительный час в 10-11 классах на изучение русского языка.

Базовый и профильный уровни различаются не только объемом информации, но и структурными, содержательными и организационными особенностями образовательного процесса.

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Данный уровень обучения обеспечивает общекультурное развитие человека.

Содержание обучения русскому языку на профильном уровне отобрано и структурировано также на основе компетентностного подхода и обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность давать исторический комментарий к языковым явлениям; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение в собственной речевой практике полученных учащимися знаний и умений, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста.

Из 24 муниципальных образовательных учреждений – школ г. Коврова – только в шести есть классы гуманитарного профиля.

Предпрофильная подготовка в г. Коврове представлена широким спектром элективных курсов (курсов по выбору):



  1. «Практическая фразеология» (Гимназия № 1).

  2. «Беседы о русской стилистике и культуре речи» (Гимназия № 1).

  3. «Теория и практика сочинений разных жанров» (ООШ № 2).

  4. «Деловой русский язык» (ООШ № 2).

  5. «Культура русской речи» (СОШ № 3).

  6. «Трудные случаи пунктуации « (СОШ № 4).

  7. «Лингвистический анализ текста» (СОШ № 5).

  8. «Культура речи» (СОШ № 5).

  9. «Принципы русской орфографии» (СОШ № 9).

  10. «Теория и практика сочинений разных жанров» (СОШ № 10).

  11. «Лингвистический анализ текста»» (СОШ № 13).

  12. «За строкой поэтического текста» (СОШ № 17).

  13. «Русское правописание» (СОШ № 19).

  14. «Теория и практика сочинений разных жанров» (СОШ № 21).

  15. «Основы русской словесности» (СОШ № 22).

  16. «Риторика» (СОШ № 22).

  17. «Лексика и фразеология русского языка» (СОШ № 22).

  18. «Выразительное чтение» (СОШ № 22).

  19. «Духовные ценности Отечественной культуры» (СОШ № 23).

  20. «Трудные случаи правописания» (СОШ № 24).

  21. «Развивай дар речи. Сочинения разных жанров» (СОШ № 24).

Несмотря на то что в тринадцати школах города предложены курсы гуманитарной направленности, только в шести сформированы профильные гуманитарные классы. Это гимназия № 1, школы №№ 9, 10, 21, 22, 23.

Так, в 2008 – 2009 уч. году социально-гуманитарными классами в СОШ № 9 являются 10 – б и 11 – в. Для реализации профильного обучения в этих классах учащимся предлагаются различные спецкурсы, факультативы, часы дополнительного образования, например, курсы: «Азбука журналистики» (10 ч.); «Риторика в юридической практике» (8 ч.); «Орфографический практикум» (16 ч.); кружки: «Культура русской речи», «Межкультурное общение». Это позволяет каждому учащемуся выстроить свою собственную траекторию развития.

В СОШ № 23 в классах социально-гуманитарного профиля курс русского языка изучается 4 часа в неделю (2 часа – базовый уровень, 1 ч. – региональный компонент; 1 ч. – компонент образовательного учреждения). Курс русского языка в классе социально-гуманитарного профиля усилен элективным курсом «Теория и практика написания сочинений разных жанров». С целью приобщения учащихся к чтению русской мировой классики, формирования культуры художественного восприятия, развития эстетического вкуса, культуры речи, развития литературно-творческой, исследовательской работы учащихся, осуществления преемственности в содержании школьного и вузовского образования в данном классе введен курс «Мировая художественная культура».

В СОШ № 21 ведущей тенденцией в изучении литературы на профильном уровне является получение качественного образования посредством дифференциации обучения, реализации потребностей учащихся в соответствии с их интересами, запросами и сохранение здоровья через обеспечение вариативности.

Для формирования нравственного потенциала школьников, их социально-культурной адаптации в обществе, что немаловажно для профильного гуманитарного образования, в учебный план гуманитарных групп 10 и 11 классов включен предмет «Мировая художественная культура». Особенностью филологического образования в этой школе является введение Риторики как учебного предмета в школе III ступени. Введение данного курса обусловлено необходимостью формирования знаний о речи общекультурного плана и овладения коммуникативно-речевыми умениями. Своим содержанием, логикой построения Риторика как учебный предмет отвечает этим требованиям.

В 11 социально-гуманитарном классе СОШ № 10 усиление внимания к овладению русским языком осуществляется при помощи введения факультативного курса «Практическая стилистика» и проведением индивидуальных занятий.

Для более эффективной организации профильного обучения в городе методическим кабинетом г. Коврова в течение 2006 – 2008 гг. был проведен ряд семинаров, посвященных данной проблеме. Наиболее актуальными из них оказались следующие: «Элективные и ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников», «Профильные курсы по литературе: содержание, проблемы, опыт», «Профильное обучение и социализация личности», «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования».

В организации профильной работы есть аспект, который требует более широкого внимания. Если с профильными классами ситуация более или менее ясна и опыт работы уже накоплен, то элективные курсы вызывают у многих учителей затруднения. ГМК г. Коврова для учителей гуманитарного цикла проведен теоретический семинар «Элективные курсы в профильных классах», на котором освещены вопросы создания условия для углубленного изучения отдельных предметов программы в предпрофильной подготовке, дифференциации содержания образования, преемственности общего и профессионального образования. Также учителя русского языка и литературы были ознакомлены с алгоритмом разработки программы элективного курса.

Для более успешной реализации концепции профильного обучения ГМК предоставил учителям разнообразные материалы, которые включают в себя не только теоретические аспекты профильного обучения, но и предложил для использования в практической работе элективные курсы федерального уровня (например: Павлова Т. И. Научная речь. 10 – 11 класс // Русский язык в школе. – 2006. - № 3; Чертов В. Ф. Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. // Программы элективных курсов. Литература. 10 – 11 классы. Профильное обучение. – М.: Дрофа, 2007.); регионального уровня (например: Амоскина Т. В. «Искусство понимания художественного текста», Воронина Л. В. «За строкой поэтического текста», Романова Л. П. «Культура общения и речь») и муниципального уровня (Малова Е. Ю. «Обучение деловому письму»; Малышкина С. В. «Тайна имени, или занимательная ономастика», Сухобокова Л. И. «Основы редактирования. 10 – 11 класс», Суслова Т. С. «Деловое письмо», Борискина И. А. «Структурно-лингвистический анализ поэтического текста»).

Таким образом, организация профильного обучения в городе связана:



  1. с созданием новых типов образовательных учреждений для старшей ступени средней школы, обеспечивающих полноценное профессиональное самоопределение;

  2. с использованием новых педагогических технологий;

  3. с организацией педагогического взаимодействия в городском образовательном пространстве.

Для эффективного управления качеством профильного образования важна своевременная оценка его результатов. С этой целью управление образования и городской методический кабинет г. Коврова работают над созданием единой системы муниципального мониторинга, основными инструментами которого станут тестирование учащихся и создание ими портфолио учебных достижений.

Еременкова Т.Ю.,

ВИПКРО (г. Владимир)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО»

В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В настоящее время, в условиях введения профильного обучения и предпрофильной подготовки в современной школе, очень актуальной становится проблема применения новых образовательных технологий, которые основаны на деятельностном подходе. Таковой является технология «Портфолио» - портфель индивидуальных образовательных достижений.

Эта технология отвечает целям, задачам личностно-ориентированного обучения и делает портфолио рабочим инструментом, позволяющим эффективно контролировать, планировать и оценивать собственные образовательные достижения. С точки зре­ния отслеживания и оценивания процесса обучения и его результатов, портфолио позволяет решить две основные задачи:


  • проследить индивидуальный прогресс учащегося в течение длительного периода обучения в широком образовательном простран­стве и различных жизненных контекстах;

  • оценить его образовательные достижения и дополнить ре­зультаты традиционных форм контроля.

Портфолио позволяет решить следующие важные педагогические задачи, поставленные системой профильного обучения:

    • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

    • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

    • расши­рять возможности обучения и самообучения;

    • поощрять активность и самостоятельность учеников;

    • содействовать индивидуализации образования школьников;

    • повышать обоснованность выбора профиля и эффективность его коррекции.

Термин «portfolio» в 70-е годы прошлого века был заимствован педагогикой из бизнеса и политики. Широко используются выражения «портфель инвестиций», «портфель акций», «министерский портфель» и т. д.

С начала 90-х гг. в русской речи слово «портфолио» стало означать набор фотографий манекенщицы или папка эскизов дизайнера, на основании которых работодатель оценивает претендента на место.

Самое общее определение портфолио — это серия работ одного автора, объединенных общей темой. Существует ряд определений, уточняющих и поясняющих термин «учебный портфолио»:


  • антология работ учащегося, предполагающая его непосредственное участие в их выборе, а также их анализ и самооценку;

  • выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год);

  • коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующих не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях по сравнению с предыдущими результатами;

  • систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых;

  • способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения;

  • форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося.

Учебный портфель — это еще и возможность обеспечить более активное вовлечение родителей в процесс обучения и учения ребенка, более адекватно оценивать как сильные, так и слабые стороны своих детей как учеников и более активно сотрудничать со школой.

Существует несколько видов портфолио. Но наиболее часто используемые - два: личный и тематический.

В документах по предпрофильной подготовке оговорено содержание личного «Портфолио» («Раздел документов», «Раздел работ», «Раздел отзывов»), варианты заполнения («комплексные», состоящие из трех разделов, и «простые» - только из одного) и преимущества «портфеля достижений». Могут быть различными и варианты предъявления: портфолио – рабочая папка, которая собирается учеником и хранится у него: портфолио – приложение к аттестату об основном общем образовании, оформляется на бланке установленного образца классным руководителем с выставлением итогового балла образовательного рейтинга выпускника основной школы и подписывается администрацией школы.

Практика показала, что портфель – рабочая папка может состоять и из четырех разделов.



  1. «Мой портрет» (информация о владельце).

  2. «Портфолио документов» (официальные документы).

  3. «Портфолио работ» (творческие работы, направления активности).

  4. «Копилка» (памятки, инструкции, полезная информация).

Какие материалы может содержать первый раздел?

Он должен включать в себя:



  • личные данные учащегося, ведущего портфолио (автобиография, резюме, эссе «Разрешите представиться»);

  • результаты психологической диагностики,

  • информацию, помогающую ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания.

Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов; ставит цели, анализирует достижения; проводит самоанализ итогов года. Есть возможность проанализировать, происходят ли изменения в его рассуждениях, остается он на твердых позициях или его размышления меняются в соответствии с изменением возраста, определенных событий и т. д.

Например: анкета «Немного о себе», «Моя семья»; тест «Кто я? Какой я?»; анкета «Кто ты?»; методика определения ценностей «К чему я стремлюсь в жизни?»; тест «Самооценка»; методика «20 человечков», «Я и мое будущее»; анкета изучения мотивации «Зачем я учусь»; карта «Мои интересы, склонности, потребности и возможности».



2 раздел – официальные документы.

В этом разделе помещается перечень представленных в портфолио официальных документов – все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности:



  • дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня;

  • грамоты за участие в конкурсах;

  • сертификаты;

  • благодарственные письма, свидетельства и т. д.;

  • индивидуальный план предпрофильной подготовки;

  • зачетная книжка прохождения элективных курсов.

В данном разделе допускается представление копий документов. Также возможно фиксирование документов, представленных в разделе, в таблице, а сами документы или их копии могут храниться дома у ученика.

3 раздел – творческие работы.

В данный раздел ученик помещает результаты различных творческих, проектных, исследовательских работ, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и пр.

Материалы, размещенные в данном разделе, дают широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.

4 раздел – копилка.

В этом разделе ученик может разместить памятки, инструкции, полезную информацию, которыми он пользуется при подготовке к различным делам: памятки «Как работать над рефератом», «Секреты успеха на уроке», «Поход в библиотеку», «Как писать сочинение», «Как учить стихотворения», полезная информация «Как формировать свой характер», «Как управлять своими интересами и склонностями», советы «Отношения с родителями», «Школа и ты» и другое.

Так же, как и личный, тематический «Портфолио» может включать в себя тоже несколько разделов. Вот какие разделы тематического портфеля предлагают педагоги Псковской лингвистической гимназии:

1 раздел «Портрет» - в нем автор может представить себя любым доступным для этого способом – эссе, сенквейн, вступительная статья – обоснование темы;

2 раздел «Коллектор» - представляет собой раздел, содержащий любую информацию, которую учащийся собирает в соответствии с темой, но она не является продуктом его деятельности (словарные и энциклопедические статьи, материалы периодических изданий и другое);

3 раздел «Рабочие материалы» включает в себя информацию, которая была использована автором портфолио в процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий: графические материалы, тексты сообщений и докладов, различные творческие, самостоятельные и контрольные работы и другое;

4 раздел «Мои достижения» содержит работы, которые демонстрируют прогресс в обучении. Обязательным является наличие рефлексивного комментария к каждому материалу этого раздела, пояснение почему он считает данную работу своим достижением.

Конечно, это не единственная структура портфолио. И каждый педагог вправе выбрать ту, которая подходит именно его представлению по данному вопросу. Учителя отмечают, что портфель позволяет организовать деятельность по осознанию и оценке учениками своих учебных достижений, обоснованно определиться с выбором предметов и профиля дальнейшего обучения или даже будущей профессии, адекватно строить планы на будущее, в выборе ссуза, вуза и других образовательных учреждений, планировать дальнейшую деятельность с учетом достигнутого, овладевать навыками самопрезентации и формировать реальную самооценку выпускников основной школы, глубже освоить тот или иной материал в своем темпе, своими методами, получить индивидуальный результат, т.е. стать субъектом деятельности. В то же время, использование учебного портфеля дает учителям возможность эффективно руководить работой каждого ученика, осознавать, как происходит процесс обучения, какими приемами он может пользоваться для решения стоящих задач, насколько эффективны те или иные стратегии для того или иного ученика, что наиболее соответствует его индивидуальности.

Вот как представляют учителя значимость портфолио, расшифровывая каждую букву в этом слове:

П презентация, перспектива, поддержка самостоятельности;

О – оригинальность, ответственность, опора, отбор, одобрение, осознание себя;

Р – резюме, результат, рефлексия, развитие, реальность;

Т – творчество, трудности, которые надо преодолеть;

Ф – фантазия, факты, функциональность, фиксация результатов;

О – овладение новыми вершинами, оценка-самооценка, осознание, объективность, осмысление;

Л – любовь (к себе), личность, лицо, любознательность;

И – интерес к миру вокруг, исследование, информация, индивидуальность, итог, интеллект, источник;

О – особенности, ожидание, образ, объективный взгляд на себя, откровенность, отзывы, обобщение.

Безусловно, существуют реальные трудности и противоречия во внедрении данной технологии в учебный процесс. Но вместе с тем учебный портфолио дает новый толчок развитию проблемы оценки, показывает возможные направления обновления традиционной системы и, в конечном счете, формирует новое понимание самого процесса обучения. Это особенно актуально на современном этапе перехода на предпрофильную подготовку в основной школе и профильное образование в старшей школе.


Иванина А.В.,

МОУ СОШ № 19 (г. Ковров)
ИНТЕГРАЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА

НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Стремление к интеграции учебного материала … является естественной и ведущей тенденцией всемирного и отечественного образовательного процесса», - пишет доктор педагогических наук Михаил Богуславский. В своей работе я интегрирую литературно-гуманитарное и художественно-эстетическое образование. При этом рассматриваю интеграцию не как самоцель, а средство и принцип в осуществлении развивающего обучения и воспитания. Опыт педагогической деятельности складывался в период работы в лицейских, в профильных: социально-гуманитарном и физико-математическом - классах.

Важнейшими предпосылками возникновения его явились провозглашаемые в современной педагогической науке идеи модернизации российского образования, ориентированного на формирование внутренней нравственной, интеллектуальной, эстетической культуры личности.

В педагогическом опыте с помощью интегратора (видов искусства: литературы, живописи, архитектуры и музыки) создаю условия для реализации воспитательных и развивающих учащихся целей через


  • коррекцию программ по литературе,

  • создание системы уроков,

  • применение нестандартных форм уроков,

  • использование различных форм внеклассной деятельности.

Идея интеграции не новая в педагогике. Еще в середине XIX века в различных странах Западной Европы (более всего в Германии) начали создавать комплексные программы, авторы которых стремились объединить изучаемые явления вокруг какого-то единого стержня-интегратора. В нашей отечественной педагогике интегрирование достигло своего апофеоза в 20-е годы XX столетия (комплексные методы обучения). Уже в начале 30-х годов все новаторские, хотя и не бесспорные, педагогические поиски были прерваны и советская школа надолго вернулась к традиционной предметной системе преподавания. Периодически раздавались призывы к межкурсовым и межпредметным связям. Со второй половины 80-х годов интегрированные подходы в отечественном образовании вновь начинают доминировать. Интеграция в современном образовании не дань моде, а реальная потребность, помогающая формированию целостности восприятия мира: предметная система обучения мозаична и эту целостность разрушает.

Богуславский предупреждал о сложности преподавания интегративных курсов и о возможных издержках учебного процесса: по его мнению, «...ахиллесовой пятой интеграции всегда выступало снижение знаний по конкретным дисциплинам, которые жертвовались во славу связей между явлениями».

Строя свою педагогическую систему, я определила для себя, что возможный путь предупреждения этих негативных последствий – выбор подходов к интеграции. Я не объединяю содержание образования литературы, музыки и изобразительного искусства в интегративный курс, скажем, искусствоведение, не опираюсь на герменевтику (т.е. не договариваюсь об общих для учителей литературы, музыки, ИЗО способах коммуникативного общения с учащимися на уроках) а из имеющихся подходов использую два:


  • интеграцию по методу развивающего обучения (использую художественные средства выразительности произведений искусства для воспитания учащихся и развития познавательной и эмоциональной сфер их личности);

  • использую содержание образования искусствоведческих дисциплин (литературы, ИЗО, музыки) для более глубокого познания предмета изображения искусства - Человека.

Оба подхода обеспечивают создание условий для формирования и развития личности учащихся и реализации творческого потенциала. На уроках возможны:

  1. формирование представлений учащихся о различных видах искусства;

  2. интеграция жанров литературы, музыки, живописи, кинематографии;

  3. расширение представлений о художественном образе, о времени и пространстве, изобразительных средствах в художественном творчестве. На интегрированных уроках воспитывается художественно-эстетический вкус как психологический механизм восприятия произведений искусства.

Педагогическая идеология МОУ средней общеобразовательной школы № 19 г. Коврова строится на убеждении, что уровень развития, которого достигают дети в период обучения в школе, в значительной степени определен содержанием и технологией обучения. Идея, что обучение оказывает решающее влияние на процесс умственного развития и что только такое обучение является хорошим, высказана Л. Выготским.

При корректировании программы учитываю общедидактические принципы современной педагогики. Темы интегрированных уроков и занятий спланированы по классам. Содержание их способствует реализации общешкольной целевой программы «Одаренные дети».

Программа по предмету дополнена темами интегрированных уроков, продуманы формы их проведения, учтены возможности интеграции урочной и внеурочной деятельности, отдельные темы вынесены для изучения во внеаудиторное время. Интегрированы следующие темы по литературе 5-11 классов:


  • мифология и фольклор;

  • духовная литература;

  • лиро-эпические жанры;

  • жанры лирики, эпоса, драмы.

Темы интегрированных уроков по содержанию обширны, рассчитаны на детей с возрастной нормой интеллектуального развития или выше (см. Приложение «Тематика интегрированных уроков с 5 по 11 класс»).

Интегрированные уроки имеют особенности в приемах и формах проведения. «Жизнь по природе своей диалогична. Жить - значит участвовать в диалоге» (М.М.Бахтин, академик, литературовед, психолог и философ).

На интегрированных уроках используется оргформа УЧЕБНОГО ДИАЛОГА, направленная на деятельностное обучение. Учебный диалог как диалог двух культур (взрослой и детской) обеспечивает общение учителя и учеников, рефлексию и самореализацию личности вступающих в него (моей и учащихся). Учебный диалог позволяет выявлять «точки удивления» по теме разговора и актуализировать мыслительный потенциал.

Часто применяю эвристическую беседу и дискуссию (диспут).

Эффективны нестандартные формы: концерт, урок-наоборот, урок-путешествие и другие. Предусмотрены экскурсии, КВН, брейн-ринг, литературно-музыкальный вечер.

Интегрированные уроки рождают целостную картину окружающего мира через восприятие художественных произведений литературы, музыки, ИЗО, которые сделали предметом своего интереса Человека и его внутренний, духовный мир.

Решая интеллектуальные задачи по сравнению, анализу произведений разных видов искусства, учащиеся тренируют умения сравнения, анализа и классификации информации, получаемой на уроках литературы, ИЗО и музыки.

Интегрированные уроки помогают воплотить пережитое в художественно-творческой деятельности. У учащихся искусство вызывает неподдельный интерес и становится потребностью самовыражения. Оно оказывает детям большую помощь в самостоятельной творческой деятельности на уроках не только литературы, но и по другим предметам, и во внеурочное время, так как учащиеся нашей школы имеют детское информационное издание «Зеркало», художественную галерею ковровских художников «Истоки» и активно участвуют в различных творческих конкурсах, проектах. Содержание интегрированных уроков углубляет искусствоведческие знания учащихся.



  1. Диагностика творческих способностей детей показывает положительную динамику по умению выстраивать ассоциативно-речевые картины.

  2. В классах, где проводятся интегрированные уроки, высокий уровень общелитературной грамотности: качество обучения в выпускных классах 80% - 86%, а в переводных классах - также выше 80%. По результатам ЕГЭ-2007 качество знаний ,в том числе и по части С, составило 87% .

  3. Благодаря этой работе создаются условия для презентации достижений учащихся в индивидуальной научной и творческой деятельности.

А. Искусствоведческие знания, полученные на уроках литературы, позволили подготовить из числа учеников группу экскурсоводов для школьной Галереи ковровских художников. В 2007 году экскурсовод нашей галереи стала призером (2 место) городского конкурса экскурсоводов школьных музеев.

Б. Среди моих выпускников всегда есть медалисты (в 2007 году - два золотых и один серебряный, среди будущих выпускников 2009 года 1 претендент на медаль). Выпускница Галкина Мария, лауреат первой городской конференции по литературе, поступила на филологический факультет Нижегородского государственного педагогического университета, показав знания и умения в искусствоведении (по литературе и театральному искусству.

В. Среди учеников только за последние три года есть победители городского конкурса чтецов, лауреаты ежегодных литературных Никитинских чтений, лауреат второй городской научно-практической конференции по литературе 2007 года за работу «Интерпретация романтических сюжетов Гёте в творчестве М. Цветаевой и В. Жуковского», лауреат II степени открытого Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Первые шаги», дипломант открытого Всероссийского конкурса научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Юность, наука, культура».

Мой педагогический опыт представлялся и одобрен на методическом объединении учителей русского языка и литературы г. Коврова, на семинаре руководителей управлений образования Владимирской области, на открытом Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации».


Приложение

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Сборник материалов региональной научно-практической конференции профилизация школьного языкового и литературного образования