• Роль культуры для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства многонационального
  • Такой особенностью, прежде всего, является толерантность
  • Она является духовной основой модели межэтнических отношений в поли национальном обществе.
  • Задачи, стоящие перед культурно-досуговыми учреждениями
  • Миссия клубного учреждения
  • Модель этнокультурного воспитании в культурно-досуговых учреждениях
  • Второе направление
  • Третье направление
  • Взаимодействие КДУ с общественными организациями и формы их работы
  • Интерес - начало диалога



  • страница1/4
    Дата24.08.2018
    Размер0.87 Mb.
    ТипСборник

    Сборник методических рекомендаций Красноярск 2016 г


      1   2   3   4


    «Роль культуры в развитии международного

    общения и культурного диалога»
    Сборник методических рекомендаций

    Красноярск – 2016 г.

    Содержание

    1. Введение……………………………………………………………………. стр. 3

    2. Роль культуры для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства многонационального народа Российской Федерации……………………………………………………стр. 4




    1. Задачи, стоящие перед культурно-досуговыми учреждениями в сохранении национальных культур…………………………………………………… стр. 8




    1. Модель этнокультурного воспитании в культурно-досуговых

    учреждениях……………………………………………………………… стр. 9


    1. Взаимодействие Культурно-Досуговых Учреждений с общественными организациями и формы их работы………………………………………стр. 10




    1. Диалог культур - взаимодействие культур…………………………….. стр. 14




    1. Механизмы реализации международного общения и

    культурного диалога………………………………………………………стр. 18


    1. Материалы в помощь организаторам национальных и межнациональных

    мероприятий, праздников…………………………………………………стр. 19


    1. Приложение (сценарии межнациональных мероприятий)……………..стр. 24




    1. Заключение………………………………………………………………… стр. 58




    1. Литература………………………………………………………………… стр. 59

    «Возделывать себя, возделывать своё

    мироощущение, узнавать новое

    и тем самым обогащать себя.»


    Введение

    В ходе своего развития человечество создало систему материальных и духовных ценностей, объединенных емким, многогранным явлением и понятием – культура. Она проявляется во всех сферах человеческого бытия. А с тех пор как возникли различные расы, расовые типы, этносы, нации, одновременно формировалась и культура их общения, где культура стала преломляться через призму отношений между ними. Так появился вид культуры – «культура межнационального общения». В этой методичке автор предлагает разобраться в этом понятии - «культура межнационального общения», её структуре, функциях и значении. А также надеется, что методическое пособие будет полезным для работы с этносами, проживающими на территории Красноярского края, их общественными организациями, всем тем, кто по долгу службы или иному долгу призван заниматься национальными культурами. С одной стороны рассказать о культуре различных этносов, а с другой - ещё раз показать приёмы и способы воспитания толерантности, воспитания межнационального общения через традиционные и инновационные формы организации массовых мероприятий.

    Автор – составитель: Директор межнационального центра

    КГБУК КСК «Дворец Труда и Согласия» - Зорина В.С.

    Красноярск, 2016 – 59 стр.

    Роль культуры для возрождения и сохранения

    культурно-нравственных ценностей, укрепления

    духовного единства многонационального

    народа Российской Федерации
    В настоящее время государством признана первостепенная роль культуры для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства многонационального народа Российской Федерации и международного имиджа России. В определенной мере это еще более повышает социальную значимость учреждений культуры, которые реализуют особую миссию, заключающуюся в созидании духа отечественной культуры, формировании и укреплении ее ядра. В силу своей специфической деятельности учреждения культуры не только располагают богатейшим культурным и духовным наследием, являются хранителями и преемниками исторической и культурной памяти народа и посредниками в ее передаче последующим поколениям, сохраняют и приумножают культурное наследие, но и отвечают за сохранение культурных традиций народов России, ее культурного многообразия, формирование системы позитивных ценностей, несут ответственность за будущее страны, ее созидательный и творческий человеческий потенциал. Новая роль культурного развития России обозначена в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Впервые отдельным блоком в Стратегии прописана национальная безопасность отечественной культуры. Основные стратегические цели обеспечения национальной безопасности в сфере культуры определены: · расширение доступа широких слоев населения к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры и искусства путем создания современных территориально распределенных информационных фондов;

    - создание условий для стимулирования населения к творческой самореализации путем совершенствования системы культурно-просветительской работы, организации досуга и массового внешкольного художественного образования;

    - содействие развитию культурного потенциала регионов Российской Федерации и поддержка региональных инициатив в сфере культуры.

    При этом отмечается, что для противодействия угрозам в сфере культуры силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества обеспечивают:

    - эффективность государственно-правового регулирования поддержки и развития разнообразия национальных культур, толерантности и самоуважения, а также развития межнациональных и межрегиональных культурных связей;

    - сохранение и развитие самобытных культур многонационального народа Российской Федерации, духовных ценностей граждан, улучшение материально-технической базы учреждений культуры и досуга, совершенствование системы подготовки кадров и их социального обеспечения, развитие производства и проката произведений отечественной кинематографии, развитие культурно-познавательного туризма, формирование государственного заказа на создание кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и Интернет-ресурсов,

    - а также использование культурного потенциала России в интересах многостороннего международного сотрудничества.

    В этой связи изменяется миссия учреждений культуры в создании системы условий и средств для формирования толерантности в обществе, развития межнационального общения и борьбы с ксенофобией. Новая роль культурного развития характеризуется целым рядом новых явлений.

    Во-первых, происходит изменение мира трансляции культуры, которое осуществлялось в основном через специальную деятельность в условиях особо организованных учреждений, посредством возрастания роли других типов трансляторов культуры ранее для этого не использующихся (субкультуры, Интернет, средства массовой коммуникации, средства искусства: музыка, кино, видео и т.д.).

    Во-вторых, в культурно-образовательном пространстве появляются новые субъекты трансляционной деятельности: крупные корпорации, некоммерческие и общественные организации, заповедники, туристические объекты, музеи, отели, магазины и т.д., которые через различные виды своей деятельности выполняют роль трансляторов культуры, включая в эти процессы подрастающее поколение.



    В-третьих, расширяется образовательное пространство, ранее исчерпывающееся культурно-просветительными и образовательными учреждениями, новыми субъектами образовательной деятельности, конкурирующими с традиционными образовательными институтами.

    Неповторимый сплав элементов разных культур, сосуществующих разных этнокультурных традиций породили ряд особенностей, присущих российской цивилизации и выполнявших значимую роль на протяжении целого ряда общественно-исторических формаций. Такой особенностью, прежде всего, является толерантность. Роль и значение толерантности в обществе вытекает из ее сущности. Она является одной из основных универсальных ценностей современного общества. Как новая проблема глобального мира толерантность сегодня перестала быть проблемой только одной какой-либо сферы общественной жизни (религии, образования, национальных отношений и пр.), она приобрела статус глобальной социокультурной проблемы, проявляющейся во всех сферах жизнедеятельности. Толерантность является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов. В связи с усилением кросс культурной коммуникации между различными народами, регионами, которые далеко не однородны, необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности не только в отношениях между отдельными людьми, но и в отношениях на уровне семьи, общины, школы, трудового коллектива, других социальных образований и институтов, в том числе и при активном использовании средств культуры. В данном контексте средства культуры – это культура во всех ее проявлениях: искусство, культурное наследие, религия, средства массовой информации, наука, образование. Любая культура существует не сама по себе, а во взаимодействии с другими культурами, поэтому необходимо видеть в иной позиции, в другой системе ценностей, в чужой культуре не то, что враждебно моей собственной позиции, а то, что может помочь мне в решении проблем, которые являются не только моими собственными, но и проблемами других людей и других культур. В этом диалоге не только отдельные люди, но и культуры могут менять свою идентичность. В обобщенном виде можно дать следующее определение понятия «культура межнационального общения» - это нормы жизни, проявляющиеся в общении представителей различных национальностей. Она является духовной основой модели межэтнических отношений в поли национальном обществе. Культура межнационального общения имеет сложную структуру, она включает в себя нравственные, этические, идейные, теоретические, политические, бытовые аспекты сознания и поведения людей различных национальностей в процессе общения между собой. Соответственно она проявляется в семейной, бытовой, трудовой, общественной и политической сферах их жизнедеятельности. Структура культуры межнационального общения включает в себя принципы межэтнических отношений. Которые являются системой правил отношений между этносами, они взаимосвязаны, имеют важное значение, поскольку определяют позиции и поведение людей, программируют их. В структуру культуры межнационального общения входит также система взглядов этнической идентификации и самоидентификации. Так как от нее зависит то, насколько человек осознает и отождествляет себя с тем или иным этносом и соответствующим социумом. Осознание и отождествление человека с сообществом – это основа его активного поведения, принятие им норм и ценностей этого сообщества. Что ведет к усвоению им стереотипов поведения, своей роли в нем. В этом случае история, культура, традиции, обычаи, идеалы и ценности данного общества становятся неотъемлемыми элементами внутреннего содержания личности. Культура межнационального общения базируется на определенных ценностях и идеалах. Они изложены в соответствующих теориях и учениях. Культура межнационального общения – духовная основа межэтнических отношений. Совместное проживание представителей различных наций, с целью регулирования отношений между ними, чтобы обеспечить согласие, что является залогом успешного развития любого полиэтнического общества, выработало принципы, на которых основывается культура межнационального общения. Это, прежде всего, гуманизм, взаимное уважение, доверие между представителями различных наций, их взаимопомощь. Они означают тактичность в межнациональных отношениях, уважение национального достоинства, проявление уважения к национальному языку, традициям, обычаям, ценностям. Культура межнационального общения включает в себя активные контакты между представителями различных этносов, поскольку она проявляется именно в их общении, ей чужды национальная замкнутость, ограниченность, изоляция. Причем она предполагает общение между представителями разных этносов не только в трудовом процессе, на уровне общественной деятельности, но и в личной жизни, в быту. Мерилом зрелости культуры межнационального общения является активная позиция представителей различных национальностей, которая проявляется в их готовности оказать помощь и поддержку человеку независимо от его национальной принадлежности; нетерпимость к проявлениям любых форм национальной дискриминации. Культура межнационального общения призвана выполнять ряд задач или функций:

    - Во-первых, познавательную. Она несет знания истории, обычаев, традиций совместно проживающих этносов, без которых трудно себе представить их общение.

    - Во-вторых, воспитательную. Она целенаправленно формирует определенные качества личности, проявляющиеся в межнациональном общении. Ее сердцевину составляет приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям.

    - В-третьих, помогает вырабатывать способность практического поведения личности в конкретных ситуациях межнационального общения. Эта сторона культуры межнационального общения готовит человека к межэтническим контактам, в ходе которых действует ее коммуникативная функция.

    Чтобы межэтнические контакты, лежащие в основе межэтнического общения были конструктивными и плодотворными, они нуждаются в регулировании. И здесь культура межнационального общения выступает в роли регулятора межэтнических отношений. И, наконец, в полиэтническом обществе культура межнационального общения важна не просто сама по себе как таковая, хотя и это имеет большое значение, но она призвана в итоге консолидировать этносы для достижения их единства, как основы общественного спокойствия в целом. Недостаток культуры межнационального общения может проявляться в отношениях между представителями различных наций в виде недоверия, подозрения, в виде националистических настроений, национальной замкнутости, национального эгоизма. Особо следует выделить то положение, что понятие «культура межнационального общения» сложное, оно состоит из трех слов, где главная роль принадлежит культуре. Поскольку культура, включающая в себя нравственность, искусство, философию, религию является ареной наиболее устойчивого взаимодействия наций, их взаимопонимания и взаимообогащения. Межнациональное общение начинается, как правило, с межнациональных контактов и в первую очередь в области культуры, с понимания национальных культур, их взаимодействия, взаимовлияния и взаимообогащения. А это в конечном итоге в свою очередь формирует и развивает культуру межнационального общения. Культура межнационального общения – активная категория общественного развития. Ее уровень непосредственно и опосредованно влияет на состояние общества. Высокий уровень культуры межнационального общения ведет к открытости социальной системы, а, как известно, открытые системы восприимчивы к инновациям и динамизму. Напротив же, ее низкий уровень и отсутствие таковой чревато закрытостью социума и как итог его стагнацией – неподвижность в развитии.

    Таким образом, культура межнационального общения является духовной основой модели межэтнического согласия и в целом всей совокупности межнациональных отношений.



    Задачи, стоящие перед культурно-досуговыми учреждениями
    Деятельность учреждений культуры не может строиться только на организации, ибо она является, с одной стороны, государственной со всеми требованиями, которые предъявляются к подобного рода учреждениям, а с другой, – выступает, как социальная организация, сущность которой состоит в том, чтобы предоставить возможность для свободного и творческого проявления личности.

    Миссия клубного учреждения – развитие и приумножение духовно-нравственного и художественно-эстетического потенциала населения, сохранение традиционной культуры, развитие народного творчества и любительского искусства, создание достойной среды обитания для сельских жителей, организация межличностного общения и отдыха, эстетическое воспитание людей, формирование и удовлетворение культурных потребностей населения.

    Именно поэтому наиправейшей задачей КДУ стоит задача средствами народоведения приобщать население, и в первую очередь молодежь, к общечеловеческим ценностям: к нравственным, моральным, этическим правилам и нормам, эстетическим чувствам и отношениям, объединяющим всех людей Земли, страны, региона.

    А вторая задача - создавать благоприятные условия в культурно-досуговом учреждении для одновременного восприятия молодежью общечеловеческих ценностей и культур нескольких народов, сосуществующих продолжительное время в едином культурном пространстве региона, формируя в них чувство эмпатии - осознанного сопереживания, приятия и толерантности (терпимости) к общности и разности культур, понимание равнозначности и равноправия существования их в современном мире, не может быть оторвана от первой. Также для успешного осуществления межкультурного общения представители молодежной группы должны иметь высокий уровень общей культуры, хорошо знать культуру своей страны. Этнокультурные помехи могут возникать не только в условиях непосредственного, но и опосредованного межкультурного общения, когда отсутствие необходимых знаний может привести к случаям этнолингвистической функциональной неграмотности. Способствуя формированию определенного образа жизни через изучение отечественных и мировых этнических культур, полиэтническая образовательная среда способствует распространению чувства общности с другими народами с целью сохранения культурного разнообразия мира. При этом необходимо учитывать, что любой этнос сегодня развивается в двух направлениях: во-первых, идет процесс постепенной универсализации человечества и понимание того, что мир един, и планета - наш общий дом, во-вторых - идет процесс сохранения национальной самобытности.

    Если говорить о молодёжной среде, то межнациональные отношения здесь имеют свои характерные, специфические черты. Если в детском, а затем в подростковом возрасте межнациональные отношения, противоречия не занимают большого места, то с годами, по мере взросления и до 30 лет, обострение противоречий, непонимание, националистические настроения возрастают. Этнокультурное воспитание как целостный педагогический процесс передачи подрастающему поколению традиций, социальных норм и культурных ценностей этноса является неотъемлемой частью процесса становления личности человека, оказывает влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое и физическое развитие. Одна из определяющих ролей в сохранении и развитии национально-культурных и культурно-исторических традиций народов России отводится социально-культурным, культурно-просветительским учреждениям. В

    них этнокультурное воспитание молодежи реализуется в социокультурной деятельности культурно-досуговых учреждений.
    Модель этнокультурного воспитании

    в культурно-досуговых учреждениях
    Многообразие национального (этнического) состава и религиозной принадлежности населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на ее территории народов являются общим достоянием российской нации, служат фактором укрепления российской государственности, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации. Действительное же отличие России от большинства других стран заключается в уникальном объединении на ее территории обществ, различающихся уровнями социального и культурного развития. Полиэтнический состав населения, свободное сосуществование и активное влияние разных этнических традиций и языков придают культурно-цивилизационному обществу особую устойчивость и открытость. Следовательно, в основу этнокультурного воспитания должны быть положены такие идеи, которые позволят превратить его в эффективный социокультурный механизм, предопределяющий этническую и над этнической целостность общества, решающий задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности. Особое место в социализации населения занимают социальные институты, такие как образование и культура. Именно социально-культурная деятельность располагает огромным воспитательным потенциалом, который формируется и организуется специалистами учреждений культуры и их активом. Модель реализации этнокультурного воспитания в культурно-досуговых учреждениях мы выстраиваем, основываясь на толковании термина «модель», устоявшемся в современной научной литературе.

    Для формирования этнокультурной личности система культурно-досуговых учреждений в нашем Красноярском крае располагает необходимым арсеналом средств и может быть охарактеризована как этническое пространство, где идет процесс формирования этнокультурной личности.

    На этническом пространстве возможно использование модели, состоящей их трех основных направлений, при этом каждое направление отличается достаточным уровнем эффективности и способствует реализации задач этнокультурного воспитания.

    Первое направление - этнокультурная направленность воспитания. Это направление отличается традиционностью. Оно заключается в проведении мероприятий воспитательного характера на уровне краевых, общегородских, поселенческих праздников. Ярким примером может служить подготовка и проведение календарных национальных праздников: русской Масленицы, Дня весеннего равноденствия – Навруза для мусульман, Дня Святого Михаила, Янова дня для католиков, Сагаалгана – бурятского праздника белого месяца, татарского Сабантуя и т.д.

    Второе направление. Полное этнокультурное направление становления личности предполагает систематическое использование элементов этнокультуры в воспитательной работе, создание при досуговых учреждениях: любительских объединений, клубов по интересам, коллективов национального самодеятельного (любительского) творчества, в задачу которых входит тщательное изучение, хранение и использование материалов фольклора, устного народного творчества. Особенно ярко это выражается в хореографии и песенном, музыкальном творчестве. Кроме того, предполагается тесная связь молодежи с учреждениями образования и дополнительного образования, их целенаправленное взаимодействие, при котором этнокультурные традиции, обряды и ритуалы становятся главной частью бытия.

    Третье направление. Направление компромиссного этнологического и всеобщего соединения механизмов формирования личности может быть использована в многонациональном государстве, где грамотные межнациональные отношения предполагают глубокое изучение и бережное сохранение собственной культуры, и одновременно - формирование интереса и стремления к освоению культуры другого, живущего рядом народа. Это тот самый вариант формирования гражданина и патриота, ощущающего свою абсолютную гармонию с миром путем освоения не только своей культуры, но и культуры других народов.

    Эта модель этнокультурного воспитания представляет собой специальную организацию согласованной деятельности таких социальных институтов, как культура, образование, семья и других субъектов области.


    Взаимодействие КДУ с общественными организациями

    и формы их работы
    В Основах законодательства Российской Федерации о культуре гарантируется право на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности народов и иных этнических общностей, проживающих на территории Российской Федерации, на защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания. Всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности, предоставляется право на культурно-национальную автономию. Правовую основу для продуктивных действий, как отдельных регионов, так и диаспор в этом направлении составляет Закон РФ о национально-культурной автономии (1996). В главе IV говорится о следующем: «В целях обеспечения права граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на сохранение и развитие национальной культуры национально-культурные автономии могут: организовывать коллективы профессионального и самодеятельного искусства, кружки по изучению национального культурного наследия, достижений национальной культуры; проводить массовые мероприятия в области национальной культуры: фестивали, конкурсы, смотры, выставки и другие мероприятия; учреждать организации, занимающиеся художественными народными промыслами и ремеслами; издавать произведения исторической, художественной, музыкальной, фольклорной, этнографической литературы на национальных (родных) и иных языках; создавать негосударственные (общественные) образовательные учреждения по подготовке творческих работников, педагогических и иных кадров в области национальной культуры; разрабатывать и представлять в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о сохранении и развитии национальной культуры; заключать договоры с неправительственными организациями, находящимися за пределами Российской Федерации, о культурном обмене и сотрудничестве в области сохранения национальной культуры».

    На основании данного закона Российской Федерации в Красноярском крае создано более 80 национально-культурных общественных организаций, обществ, центров, автономий, землячеств, которые активно сотрудничают с культурно-досуговыми учреждениями. Тем более, что именно в учреждениях культуры в ходе творческой деятельности в рамках различных коллективов, студий, ансамблей у молодых людей формируется осознание принадлежности к родной культуре, появляется мотивация к изучению народных традиций. Тем самым, в работе учреждений культуры с молодежью акцент все более смещается с досуговой функции на функцию воспитания. Уникальность нашего региона, в прекрасной атмосфере диалога между различными национальностями и религиозными конфессиями.

    В г. Красноярском крае на базе Гражданской Ассамблеи создано и успешно работают 14 общественных палат, среди которых не маловажную роль играет Палата национальностей и Совет национальных молодёжных объединений, которые являются основными инструментами Правительства края по взаимодействию с национальными общественными автономиями и объединениями. В Палату национальностей входят представители национально – культурных общественных объединений – председателей НКО. Создание такого органа стало свидетельством социальной активности общественных объединений, выражающих интересы самых разных народов. Для сохранения своей культуры, языка и традиций диаспоры само организуются. Национально-культурные объединения стали появляться в Красноярском крае с конца 1988 года. К началу 2006 г. их количество достигло 69, в т. ч. 60 зарегистрированных. Сегодня их более 80… С филиалами и представительствами их число достигает двух сотен. В работе этих объединений принимают участие пред­ставители почти 50 народов, проживающих на территории региона. Наиболее развита сеть национально-культурных объединений (НКО) у русских — 9 (в т. ч. 6 казачьих), коренных народов Севера — 8 (по 8 национальностям), немцев — 3 (без учета свыше 30 филиалов и центров). По 4 НКО имеют поляки и азербайджанцы, по 3 — татары и узбеки; по 2 — буряты, киргизы, лезгины, литовцы, таджики, хакасы и чуваши. Еще 20 национальностей имеют по одному НКО, а в обще­ственной организации «Страна гор — Дагестан» работают представители 7 народов этой республики. Организационные формы национальных объединений самые различные: общества, ассоциации, центры, автономии и т. п. К примеру, национально-культурных автономий (НКА) 16, в том числе 9 регионального и 7 местного уровней. По 2 автономии имеют чуваши и немцы, по одной — азербайджанцы, армяне, белорусы, евреи, киргизы, лезгины, литовцы, поляки, татары, узбеки, украинцы и хакасы.

    Власть взаимодействует с ними через различные переговорные площадки, самой главной из которых стала Гражданская ассамблея Красноярского края (ГрАКК). Она объединяет 14 Общественных палат, в т. ч. палату национальностей и палату коренных народов Севера. Именно здесь обсуждаются и решаются на ежемесячных заседаниях основные вопросы межнационального сотрудничества и проведения национальных и межэтнических мероприятий при содействии органов государственной власти. При управлении общественных связей губернатора края работает Совет молодежных национальных объединений края. Это одна из перспективных форм работы, поскольку молодежь — наиболее максималистски настроенная группа населения, подверженная влиянию, в том числе идеологическому.

    Координационные функции по взаимодействию с национальными общественными объединениями выполняют:

    - Управление общественных связей Губернатора Красноярского края;

    - Палата национальностей Гражданской Ассамблеи Красноярского края;

    - Министерство культуры края;

    - Центр международных культурных связей;

    - Межнациональный центр культурно-социального комплекса «Дворец Труда и

    Согласия»;

    - Дом дружбы народов Красноярского края;

    - национально-культурные объединения и автономии края - национальных

    общественных организаций, (в дальнейшем НКО, НКА, центры национальных

    культур в территориях края),

    - Совет национальных молодежных объединений Красноярского края «Мир»;

    - другие лица, на которых возложены обязанности по рассмотрению вопросов

    культурного развития, возрождения и сохранения национальных культур Красноярского края.

    А также - выражением государственной политики, направленной на обеспечение необходимых условий для свободного этнокультурного развития. Добровольный союз национально-культурных общественных объединений - важное звено в долгосрочном проекте развития культурной самобытности всех наций и народностей, проживающих в Красноярском крае, нацеленном на преодоление отчужденности человека, как от своей культуры, языка, традиций, так и от культуры других этносов.

    По последним данным Всероссийской переписи населения 2010 года, численность населения Красноярского края,  составляет 2 852 810 человек. Всего на территории края расположены 1763 населенных пункта.



    Национальный состав, от общей численности населения, составляет:

    - русские (88,08%),

    - украинцы (1,34%),

    - татары (1,23%),

    - немцы (0,79%),

    - азербайджанцы (0,58%),

    - чуваши (0,38 %),

    - армяне (0,38 %),

    - белорусы (0,35%),

    - киргизы (0,30%),

    - узбеки (0,23%),

    - таджики (0,23%),

    - мордва (0,15%),

    - хакасы (0,15%),

    - марийцы (0,12%),

    - башкиры (0,11%),

    - тувинцы (0,10%),

    - лезгины (0,10%),

    - молдаване (0,10 %),

    - эстонцы, эстонцы-сету (0,08%),

    - латыши (2,184 – 0,07%).

    Численность коренных малочисленных народов Севера это - долганы (0,21 %), эвенки (0,16%), ненцы (0,13%), якуты (0,05%), кеты (0,03%), нганасаны (0,02%), селькупы (0,01%), энцы (0,01%), чулымцы (0,01%), а также к вышеперечисленным

    народам можно добавить и хакасов.      Русские и некоторые другие

    национальности, которые в качестве землепроходцев осваивали огромные территории Енисейской губернии, являются «старожильческим населением». К этой категории относятся татары, чуваши, мордва, немцы, евреи, народы Балтии и др.

    Условно все народы Красноярского края можно поделить на четыре крупные группы: русский этнос, коренные малочисленные народы Севера (КМНС), национальные меньшинства, мигранты и лица без гражданства. У русских есть свои этнокультурные (казачество), этнотерриториальные (старожилы-ангарцы) и этноконфессиональные группы (старообрядцы), также существуют проблемы с национальным самосознанием и психологией, богоискательством и языком (заимствования, сленг, ненормативная лексика). Как мы видим, национальный состав Красноярского края отличается чрезвычайной пестротой и большим разнообразием, ставшими результатом сложных этнокультурных, демографических и политических процессов, поэтому в социокультурном пространстве Красноярского края особое внимание уделяет вопросам сохранения и развития национальных традиций, обычаев, культуры.
    Диалог культур - взаимодействие культур

    На примере «пространственной карты» Красноярского края мы рассмотрим взаимодействие разных культур, их слияние в один большой этнокультурный хоровод. Чем более развита национальная культура, тем более она способна к включению в сферу духовного общения ценности культуры различных наций и тем большие возможности она представляет для духовного обогащения личности.

    Диалог культур - это межэтнические, межнациональные контакты. Диалог соседствующих культур является важным фактором в регулировании межэтнических отношений. Взаимодействие культур - это древний исторический процесс, векторы которого могут иметь и противоположные направления.

    Взаимодействие, диалог культур в современном мире - процесс сложный и возможно иногда болезненный. Диалог предполагает активное взаимодействие равноправных субъектов. Взаимодействие культур и цивилизаций предполагает и какие-то общие культурные ценности. Диалог культур может выступать как примиряющий фактор, предупреждающий возникновение войн и конфликтов. Он может снимать напряженность, создавать обстановку доверия и взаимного уважения. Тем более это важно понимать лицам, работающим с национально-культурными общественными организациями, и особенно лидерам НКА. Вся история человечества - это диалог. Диалог пронизывает всю нашу жизнь. Он является по своей действительности средством осуществления коммуникационных связей, условие взаимопонимания людей. Взаимодействие культур, их диалог - наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений. И наоборот, когда в обществе есть межэтническое напряжение и тем более, межэтнические конфликты, то диалог между культурами затруднен, взаимодействие культур может носить ограниченный характер в поле межэтнической напряженности данных народов, носителей данных культур.

    Взаимодействие культур - это взаимообусловленный, двусторонний процесс.

    Диалог - это всегда развитие, взаимодействие. Это всегда объединение, а не разложение. Диалог - это показатель общей культуры общества. “Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже…» писал М.М. Бахтин1.

    Красноярский край – удивительный по своему национальному разнообразию. Его культурные традиции имеют глубокие исторические корни, о чем свидетельствуют археологические раскопки и наскальные рисунки, подтверждающие первобытную культуру ранних цивилизаций. Большое историческое влияние на формирование современной культуры края оказал фактор переселенчества, мозаичное переплетение северных, центральных и южно-русских, украинско-белорусских и иных традиций, частично сохранившихся и испытавших взаимовлияние, составляют национальное своеобразие современной культуры Красноярского края, где единой семьёй проживает более 159 народов и народностей, а это значит, что на территории в 2339,7 тыс. км2 проживает на сегодня 2828,2 тыс. человек (2010), в том числе представители коренных малочисленных народов: долганы, чулымцы, эвенки, ненцы, кеты, нганасаны, энцы, селькупы. Судьба тесно связала судьбу народов, населяющих наш край с великой Россией. И, несмотря на преобладание российской культуры, каждый народ бережно хранит традиционный веками сформировавшийся уклад жизни, чтят обычаи предков, щедро делятся достижениями своей уникальной культуры. В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполняемым функциям. Одними из самых ярких и показательных явлений такого рода являются народные обычаи и традиции, их дальнейшее возрождение и развитие происходит благодаря проведению фестивалей, конкурсов, ярмарок и праздников. Они являются современной формой существования народной художественной культуры имеют большое значение для создания в регионе благоприятной социокультурной среды, несёт познавательную и обучающую нагрузку, стимулирует культуротворческую активность населения, улучшают межэтническую коммуникацию. Так как Красноярский край является многонациональным, соответственно и его праздничный календарь разнообразен. В Красноярском крае успешно реализуется этнокультурное направление народной художественной культуры. Стало традиционным проведение дней национальных культур (украинской, азербайджанской, хакасской, бурятской и др.) и национальных праздников: праздник урожая «Оп-майда» (Кыргызская национально-культурная автономия), народный татаро-башкирский праздник «Сабантуй» (татарская национально-культурная автономия «Яр»), встреча Нового года «Навруз» (национально-культурные центры республик Средней Азии), «Сагаалган» – бурятский Новый год (бурятская национально-культурная автономия «Алтан Гэрел», «Чыл пазы» – хакасский Новый год (хакасская национально-культурная автономия «Алтын Сыын»), национальный еврейский праздник «Пурим» (еврейская национально-культурная автономия «Гаскала»), праздник финской культуры «Калевала» (сибирское финское общество «Ингрия»), «Михайлов День», «Янов день» (прибалтийские народы) и другие.

    Особое внимание уделяется проведению молодёжных межнациональных мероприятий, в которых принимают участие практически все молодёжные объединения национально-культурных автономий края – это и межнациональный фестиваль «Содружество на Енисее», межнациональный КВН, и межнациональный молодёжный «Брейн-ринг, статус международного конкурса в 2015 году получил конкурс красоты и таланта «Мисс Азия-Сибирь», Межнациональный Навруз, День Средней Азии этот список можно продолжать и дальше.

    Для того, чтобы понять их истоки, надо, прежде всего, изучать историю народа, его культуру, соприкоснуться с его жизнью и бытом, попытаться понять его душу и характер. Любые обычаи и традиции в своей основе отражают жизнь той или иной группы людей, обычаи и традиции - это те ценные жемчужины в океане жизни народа, которые он собрал на протяжении веков как результат практического и духовного постижения реальности. Обычаи и традиции любого народа - это его “приданое” при вступлении в огромную семью человечества, живущую не только на территории края, но и на всей планете. Для того, чтобы этносы, проживающие на территории Красноярского края лучше понимали друг друга и жили в мире и согласии, необходимо формирование пространства толерантных межэтнических и межконфессиональных отношений, возрождение, сохранение и развитие этнической самоидентификации, чем и занимается межнациональный центр КСК «Дворец и Согласия». Национально – культурные автономии Красноярского края, с которыми плотно взаимодействует межнациональный центр, вносят большую лепту в развитие краевой культуры, так как способствуют осуществлению диалога культур в проведении больших массовых национальных и межнациональных мероприятий и праздников, где происходит их взаимное проникновение. Рассказывая друг другу о своём народе через традиции и обряды, которые демонстрируются на подобных мероприятиях, узнавая больше о своих «соседях», люди начинают понимать и принимать человека другой национальности. Тем самым национально–культурные автономии помогают созданию атмосферы межнационального согласия в Красноярском крае. Но чтобы понимать язык чужой культуры, человек должен быть открыт к культуре отечественной.



    Обмен культурным опытом происходит тогда, когда мы – досуговые учреждения совместно с НКО организуют мероприятия, связанные с традиционным торжеством отдельного народа, в нем принимают участие представители других национальных обществ. Показывая свое уважительное отношение к другим культуре, обычаям, традициям и желая познакомиться с ними, представители других этносов принимают участие в праздновании, поздравляют друг друга. Установка на максимальное сохранение культурного многообразия является одной из важнейших стратегических задач, стоящих перед отраслью «культура» в крае. Вся история человечества - это диалог. Диалог пронизывает всю нашу жизнь. Он является по своей действительности средством осуществления коммуникационных связей, условие взаимопонимания людей. Взаимодействие культур, их диалог - наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений. И наоборот, когда в обществе есть межэтническое напряжение и тем более, межэтнические конфликты, то диалог между культурами затруднен, взаимодействие культур может носить ограниченный характер в поле межэтнической напряженности данных народов, носителей данных культур. Когда заканчивается диалог, заканчивается всё! Процессы взаимодействия культур более сложные, чем наивно когда-то считали, что идет простая “перекачка” достижений высокоразвитой культуры в менее развитую, что в свою очередь логично подводило к выводам о взаимодействии культур как источнике прогресса. Сейчас активно исследуется вопрос о границах культуры. Существует и такое мнение, что культуры развиваются обособленно и изначально враждебны друг другу. Хотя весь цивилизованный мир давно уже понял, что “Диалог - это общение с культурой, реализация и воспроизводство ее достижений, это обнаружение и понимание ценностей других культур, способ присвоения последних, возможность снятия политической напряженности между государствами и этническими группами. Диалог - это понимание своего “Я” и общение с другими. Он всеобщ и всеобщность диалога общепризнана”. Диалог предполагает активное взаимодействие равноправных субъектов. Взаимодействие культур и цивилизаций предполагает и какие-то общие культурные ценности. Диалог культур может выступать как примиряющий фактор, предупреждающий возникновение войн и конфликтов. Он может снимать напряженность, создавать обстановку доверия и взаимного уважения. Понятие диалога особенно актуально для современной культуры. Сам процесс взаимодействия и есть диалог. Культурная замкнутость ведет к гибели культуры. Современные культуры сформированы в результате многочисленного и длительного культурного взаимодействия. Диалог - это всегда развитие, взаимодействие. Это всегда объединение, а не разложение. Диалог - это показатель общей культуры общества. “Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже....Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом..., между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур... При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, но они взаимно обогащаются” Интерес - начало диалога. Диалог культур - это потребность во взаимодействии, взаимопомощи, взаимообогащении. Влияние одной культуры на другую реализуется только в том случае, если существуют необходимые условия для такого влияния. Одним из главных объективных противоречий, свойственных культурам всех народов мира, является противоречие между развитием национальных культур и их сближением. Поэтому необходимость диалога культур является условием самосохранения человечества. А формирование духовного единства есть результат диалога современных культур.

    Культура народа может процветать лишь тогда, когда процветает общечеловеческая культура. Поэтому, заботясь о национальной, этнической культуре, следует очень беспокоиться и об уровне общечеловеческой культуры, которая едина и многообразна. Едина - в смысле включения в себя многообразия исторических и национальных культур. Каждая национальная культура своеобразна и единственна. Её вклад в общечеловеческий культурный фонд уникален и неповторим. Взаимодействие культур - это взаимообусловленный, двусторонний процесс. Многообразие культур - объективная реальность. Обмен духовными ценностями, знакомство с достижениями культуры других народов обогащает личность. Взаимообогащение национальных культур в плане восприятия инонациональных ценностей происходит на неодинаковом уровне.

    Но чтобы понимать язык чужой культуры, человек должен быть открыт к культуре отечественной. От родного - к вселенскому, только так можно постичь лучшее в других культурах. И только в таком случае диалог будет плодотворен. Участвуя в диалоге культур, надо знать не только свою культуру, но и сопредельных культур и традиций, верований и обычаев. Именно поэтому, одной из основных задач в работе межнационального центра КСК «ДТиС» является организация и проведение межнациональных форм культурно – массовой работы.

      1   2   3   4

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Сборник методических рекомендаций Красноярск 2016 г