• ХАРЦЫЗСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
  • ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ 2014-2015 учебный год
  • Петрушенко Светлана Михайловна
  • Фаустова Галина Владимировна
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИНФОРМАТИКИ Бакарюка А.И
  • Изложение основного материала.
  • Классный час: формы и методика проведения
  • Анализ теоретического материала
  • Практическое применение.
  • ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ КАК ДИАЛОГ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СО СТУДЕНТАМИ Зюбанова Л.Н
  • Анализ теоретического материала.
  • Описание личного опыта.
  • Обучение в сотрудничестве
  • Командно-игровая деятельность
  • САМОСТОЯИЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Клюткина Маргарита Геннадьевна

  • Скачать 424.35 Kb.


    страница1/3
    Дата07.11.2017
    Размер424.35 Kb.
    ТипСборник

    Скачать 424.35 Kb.

    Сборник подготовили: Сидаш Наталья Сергеевна


      1   2   3


    Харцызский металлургический техникум

    ГВУЗ «Донецкий национальный технический университет»

    ХАРЦЫЗСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

    embellishment with book

    школа педагогического мастерства








    ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ
    embellishment
    2014-2015 учебный год
    Материалы публикуются в авторской редакции

    Рецензенты:



    Петрушенко Светлана Михайловназаместитель директора по учебной работе территориального базового ГВУЗ «Макеевский политехнический колледж», преподаватель специальных механических дисциплин, специалист высшей категории.

    Фаустова Галина Владимировна – заместитель директора по учебной работе ХМТ ГВУЗ «ДонНТУ», преподаватель естественных дисциплин, специалист высшей категории, председатель методического совета.

    Сборник подготовили:



    Сидаш Наталья Сергеевна – заведующая учебно-методическим кабинетом Харцызского металлургического техникума ГВУЗ «ДонНТУ», преподаватель математики и информатики дисциплин, специалист 2 категории.
    Левицкая Ольга Ивановна - преподаватель электротехнических дисциплин, специалист высшей категории, преподаватель - методист

    В данном сборнике представлены результаты работы школы педагогического мастерства в Харцызском металлургическом техникуме. В тезисах докладах преподаватели поделились своим опытом, своими наработками, своим мастерством для использования педагогическим коллективом техникума, которые творчески подходят к своей деятельности и стремятся разнообразить и усовершенствовать свое мастерство.


    СОДЕРЖАНИЕ


    От редакторов

    4

    Бакарюка А.И., Использование активных методов обучения на занятиях информатики.

    6


    Емец Л.Н., Классный час: формы и методика проведения.

    8

    Зюбанова Л.Н., Творческий проект занятия как диалог преподавателя со студентами.

    10


    Клюткина М.Г., Самостоятельная работа студентов.

    12

    Левицкая О.И., Использование различных технологий для активизации работы студентов на семинарских занятиях.

    14


    Лозовая С.В., Роль наглядного пособия в образовательном процессе.

    16


    Неснова Т.И., Урина Н.В., Посещение и анализ занятия.

    18

    Полякова Н.И., Педагогическое мастерство преподавателя ВУЗ I – II уровня аккредитации

    21


    Прудченко Н.П., Особенности применения видеоматериалов и учебных презентаций в преподавании технических дисциплин.

    23


    Свиридова В.С., Создание электронных учебников с помощью программы Help&Manual

    25


    Отзывы о работе школы педагогического мастерства Харцызского металлургического техникума ГВУЗ «ДонНТУ»

    27

































    ОТ РЕДАКТОРОВ
    В последнее время содержание образовательного процесса обуславливает необходимость нового подхода к воспитанию и обучению студенческой молодежи и предполагает ориентацию на человека, личность.

    Требования к уровню профессиональной подготовки педагогического коллектива техникума выдвигают потребности формирования творческих, активных, ответственных специалистов. Это дает возможность переосмыслить традиционные формы и методы обучения и постоянно находиться в поиске новых педагогических технологий, которые направлены на активизацию работы студентов в учебном процессе.

    Для изучения профессионального опыта преподавателей техникума, предоставления помощи преподавателям в профессиональном саморазвитии и самоусовершенствовании в Харцызком металлургическом техникуме проводится школа педагогического мастерства.

    В 2014-15 учебном году основной формой работы школы были беседы, которые проводили преподаватели первой и высшей категории, а также мастер-класс по созданию электронных учебников. Работа проводились согласно плана, составленного по предложенным тематикам.

    На заседаниях школы педагогического мастерства преподаватели поделились личным опытом и наработками по проведению разных типов занятий, применению различным методов и форм.

    По результатам работы школы педагогического мастерства в 2014-15 учебном году было принято решение о создании сборника тезисов доклада, с которыми преподаватели техникума выступали на заседаниях школы педагогического мастерства. Тематика тезисов, приведённых в сборнике, направлена на:



    • формирование высоких профессиональных идеалов, потребности педагогов в постоянном профессиональном развитии и усовершенствовании мастерства педагогического коллектива техникума;

    • повышение профессионального уровня развития творческого потенциала преподавания;

    • оказание помощи каждому преподавателю реализоваться в профессии и в преодолении трудностей в начальных периодах работы молодых преподавателей;

    • стимулирование творчества и стремления к усовершенствованию и к профессиональному росту преподавателей техникума.

    В сборнике также представлены отзывы молодых преподавателей, являющихся в свою очередь оценкой выступлениям преподавателей.

    Благодарим всех преподавателей, которые приняли участие в школе педагогического мастерства в этом учебном году и ждем новых интересных выступлений в будущем.



    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИНФОРМАТИКИ
    Бакарюка А.И. – преподаватель информатики

    и математики,специалист 1квалификационной

    категории ХМТ ГВУЗ «ДонНТУ»
    Актуальность темы. Одна из характерных черт современного образования является резкое увеличение объёма информации, которую необходимо усвоить студентам. Увеличение объёма информации наблюдается во всех дисциплинах и конечно же в информатике. Это влечёт за собой изменение объёмов знаний и замену одних  - другими более важными для формирования компетентного человека. Для каждого предмета вырабатывается своё понятие информатической компетентности. Переход от обучения "знаниям, умениям и навыкам" к компетентностному подходу потребует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу — использование активных методов обучения в учебном процессе и способов их  контроля.

    Изложение основного материала. Активное обучение – способ организации учебного процесса, при котором получение студентами ЗУН доминирует над их передачей преподавателем, а используемые методы, формы и средства стимулируют данный процесс, учитывают индивидуальные особенности студента и обеспечивают требуемый уровень мотивации. При такой форме организации учебного процесса преподавателю необходимо грамотно формировать и правильно направлять познавательную деятельность студента, сориентировать его в информационном пространстве и вовремя предоставить необходимую методическую помощь. Осуществление активного обучения сложнее для преподавателей, чем традиционный учебный процесс, т. к. преподаватель должен не только сформировать учебную задачу, провести ее моделирование и наметить возможные пути решения, но и преподнести условия студентам так, чтобы пробудить интерес к исследованию и создать ситуацию успешности [1].

    Под активными методами обучения понимаются методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе, в противоположность "традиционным подходам", где студент играет гораздо более пассивную роль.

    В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные методы обучения:


    • практический эксперимент (демонстрационный и студенческий);

    • метод проектов;

    • групповые обсуждения, КВН;

    • мозговой штурм;

    • деловые игры;

    • ролевые игры;

    • баскет-метод;

    • тренинги;

    • обучение с использованием компьютерных обучающих программ;

    • анализ практических ситуаций (case-study) [2].

    Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью студентов (большинство методов обучения можно использовать в небольших группах). Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей к занятию.

    Приведем примеры использования активных методов обучения на занятиях информатики:



    • занятия - деловая игра, где имитационной моделью в данном случае выступает работа фирмы по сборке и продаже компьютеров, а игровой моделью является рабочий день такой фирмы;

    • практический эксперимент, где студентам предлагается выполнить поиск информации в интернете по ключевым словам;

    • баскет-метод, где одному из студентов предлагается выступить в роли экскурсовода по музею компьютерной техники, в материалах для подготовки он получает всю необходимую информацию об экспонатах (тема: «История возникновения и развития принтеров»);

    • синквейн-способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам (тема: «Основы программирования Delphi», ключевые слова для стихотворения – цикл, сложный, разный, повторяется, работает, зацикливается, без цикла нельзя, важно);

    • метод проектов, где студентам в начале изучения целого раздела выдается задание, которое они выполняют по определенной технологии проблема – проектирование (планирование) - поиск информации – продукт - презентация (раздел «Компьютерные презентации», тема: «Создание презентации по специальности»);

    • обучение с использованием компьютерных обучающих программ, например тестовая программа, которая при ответах студента показывает правильные и неправильные ответы(можно сделать вывод для себя),которую можно разработать по любому из разделов дисциплины.

    Вывод. Широкие дидактические возможности компьютерных и телекоммуникационных средств позволят обеспечить высокий уровень наглядности учебного материала, активизацию познавательной деятельности студентов, повышение мотивации учения, подготовку выпускников к жизни в условиях формирующегося информационного общества [3].
    Перечень ссылок

    1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр “Академия”, 2000.

    2. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения. Тренинги, дискуссии, игры. М.: Ось-89, 2003.

    3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М.: Издательский центр “Академия”, 2009.



    Классный час: формы и методика проведения
    Емец Лилия Николаевна,

    зам. директора по воспитательной работе,

    специалист высшей категории.
    Актуальность темы рассматривается в психологической перестройке в деятельности и общении педагога со студентами, в использовании им в своей практике такие формы работы со студентами, которые позволили бы ему достичь должного уровня в общении. Цель данного выступления показать разновидность такой воспитательной формы как классный час и научить педагогов работать с этой формой.

    Анализ теоретического материала Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Под такой формой воспитательной работы понимается: гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия; это форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации, которой играет педагог. Классный час – это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованный деятельности, способствующей формированию у них систему отношений к окружающему миру. Классный час выполняет функции: просветительскую; ориентирующую; направляющую; формирующую

    В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач.

    1. Создание условий становления и проявления субъективности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

    2. Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке.

    3. Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка.

    4. Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности.

    5.Формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности школьников [1].

    Практическое применение. Методика и приемы проведения классных часов соответствуют конкретным условиям (материальная база учебного заведения, возрастные и психологические особенности студентов, их уровень знаний и поведения, интересам). Классный час может проводиться в форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа (час классного руководителя), это может быть экскурсия или тематическая лекция. Время распределяется и планируется классным руководителем и обучающимися. Но также следует учитывать, что возможно экстренное классное собрание или замена одной формы проведения классного часа другой по тем или иным причинам.

    Необходимо отметить, что классный руководитель, проводя воспитательный час или классное собрание, решает разные задачи, изменяет содержание и методы проведения той или иной формы классного часа. Но в то же время, нельзя не заметить, что все формы классного часа связаны друг с другом. Методика организации и проведения классного часа помогает определить его содержание. Содержание классных часов определяется, прежде всего, социальным «заказом» общества, приоритетными направлениями воспитательной работы в современных условиях, уровнем развития студентов, их увлечений, интересов, а также необходимостью усвоением студентами духовного наследия родного народа (язык, культура, традиции, обычаи). Содержание классных часов следует так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к ее оценке, от общих оценок к развернутым суждениям

    Разнообразие форм проведения классного часа постоянно пополняется новыми формами: беседа (этическая, равенственная);диспуты; встречи с интересными людьми; викторины по различным областям знаний; дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме); КВНы; интерактивные игры; игры- путешествия; театральные премьеры; тренинги; читательские конференции [2].

    Содержание классного часа и его методическое обеспечение тесно взаимосвязаны. Содержание и методика проведения классного часа зависят от курса обучения студентов, а также от целей и задач, которые ставит классный руководитель. Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и.т.д. Это можно сделать, например, при помощи анкетирования или беседы.

    При подготовке классного часа необходимо: определить тему и сформулировать цель; подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и.т.д. по теме; составить план (сценарий) проведения классного часа; дать задание студентам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом); определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей.

    Вывод. Таким образом, классный час может проводиться в различных формах. Задача классного руководителя разнообразить эти формы по содержанию и методике проведения, добиваясь при этом решения конкретных задач воспитания. Классное руководство, безусловно, не сводится к проведению классных часов раз в неделю. Однако, в суматохе ежедневных забот, занятий, в потоке дел у классного часа может быть своя, очень важная роль. Каждому классному руководителю нужно подходить к этому вопросу серьёзно и компетентно и результат не заставит себя ожидать.

    Перечень ссылок

    1.Ткаченко В.М.Отдельные вопросы практической педагогики.//Организация учебно-воспитательного процесса.-К.:НМЦ.-вып.9, 2007.



    2.Школа классного руководителя/Составитель М. Голубенко.--:К.:Школьный мир,2005.-128 с.
    ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ КАК ДИАЛОГ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СО СТУДЕНТАМИ
    Зюбанова Л.Н., преподаватель

    специальных механических дисциплин,

    специалист высшей категории
    Актуальность темы. Процесс преподавания предполагает применение новых педагогических и информационных технологий. Применение этих технологий дает возможность решать дидактические цели занятий более эффективно, повышает результативность обучения.

    Анализ теоретического материала. Теоретический материал доклада описывает необходимость внедрения в учебный процесс новые педагогические и информационные технологии. Приводятся примеры обучения в сотрудничестве. Практически все преподаватели, использующие в своей практике обучение в сотрудничестве, отмечают, что их студенты становятся друзьями не только при выполнении общих заданий на занятии, но и дружески относятся друг к другу. Рассмотрены варианты этого метода обучения.

    Описание личного опыта. Практически метод обучения в команде был применен на занятии по дисциплине «Техническая механика» в группе студентов второго курса обучения.

    Обучение в сотрудничестве -обучение в совместной работе (обучение в малых группах) дает возможность повысить качество усвоения излагаемого преподавателем материала. Закрепление материала лекции на тему «Условия равновесия сходящейся системы сил» проводилось в подгруппах - более сильные студенты излагали часть материала в своих подгруппах, а более слабые студенты излагали изученный материал для всей группы. Таким образом, материал лекции усваивается качественно. Кроме того, эта методика дает возможность практически сразу определить лидера. И в дальнейшем при проведении занятий по такой методике идет по уже использованной схеме – студенты сами группируются и распределяют обязанности среди членов подгруппы. Что важно для самого студента в таких занятиях – чувство ответственности за себя и подгруппу – воспитывается в будущем руководителе рабочего звена предприятия.

    Командно-игровая деятельность - разновидность организации групповой деятельности. Преподаватель поясняет новый материал, организовывает групповую работу для формирования ориентации и предлагает турнир между командами. В этом случае докладывает вся команда по отдельным вопросам лекции. В команде студенты самостоятельно определяют роли каждого из них во время выполнения совместного задания: слежение правильности выполнения заданий партнером, мониторинг активности каждого члена команды в решении совместного задания - составление уравнений равновесия плоской системы сходящихся сил, решение задачи аналитическим и геометрическим способами. Кроме того, командам предлагается самостоятельно составить условия задачи с применением производственных ситуаций – установка светильников в цехе (определяются реакции в гибких связях), монтаж оборудования на шарнирных опорах и т.д.

    В результате применения командно-игрового метода студенты овладевают материалом лекции легче, чем если бы лекция излагалась традиционно.



    Вывод. Основные принципы - одно задание на группу, заинтересованность группы, распределение ролей - один из более эффективных методов обучения. Но преподавателю необходимо ориентироваться в своей деятельности не на отдельные принципы обучения, а на их систему, которая обеспечивает оптимизацию процессуальной и содержательной стороны учебного процесса. Творческое использование принципов обучения обеспечивает эффективность всего дидактического процесса, дает возможность развитию личности, поднимает самооценку будущего руководителя производства.
    Перечень ссылок

    1. Ягупов В.В. Педагогика, Учебное пособие. - К.: Либидь, 2003.

    2. Кузьминский А.И., Омеляненко В.Л., Учебное пособие. - К.: Знания, 2007.



    САМОСТОЯИЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
    Клюткина Маргарита Геннадьевна

    преподаватель специальных механических

    дисциплин высшей квалификационной категории
    Актуальность темы. Проблема развития самостоятельной познавательной деятельности студентов техникумов и колледжей относится к числу тех, которые имеют важнейшее значение для их будущей профессиональной деятельности. Выбор темы исследования обусловлен новыми требованиями к системе образования в государстве, необходимостью получения высококвалифицированных молодых кадров во всех сферах деятельности, в особенности при условии восстановления разрушенного промышленного комплекса и его модернизации.

    Анализ теоретического материала. Сложившиеся за многие годы организация и функционирование учреждений среднего профессионального образования практически не учитывают, что в стране изменилась социально-экономическая ситуация и возникла новая образовательная парадигма, ориентированная на личность обучающего. [1]

    Развитие самостоятельной познавательной деятельности студентов будет успешным, если для этого будут решены следующие задачи: [2]



    • теоретический анализ опубликованных по исследуемой теме работ, изучение состояния проблемы развития самостоятельной познавательной деятельности студентов в учреждениях среднего профессионального образования;

    • определены возможности и особенности развития самостоятельной познавательной деятельности студентов при изучении указанных дисциплин;

    • организационно-педагогического обеспечения развития самостоятельной познавательной деятельности студентов техникума[3]

    Описание личного опыта. На протяжении пяти лет я в своей преподавательской деятельности использовала токую форму самостоятельной работы, как создание компьютерной игры (для освоения и контроля знаний) по дисциплине «Инженерная и компьютерная графика». Эта форма работы студентов даёт им возможность показать и знания предмета и проявить свои творческие способности.

    На занятиях я часто использую проведения нормаконтроля чертежей самими студентами. Такой вид самостоятельной деятельности позволяет студентам обобщить полученные знание и применить их в обстановке приближенной к производственной, кроме того прививает чувство ответственности за принятые решения, закрепляет умения работы со стандартами. Использование на уроке элементов конструирования (в форме создания рабочей ситуации «Конструкторское бюро») развивает творческие способности студентов и вызывает интерес к изучаемой дисциплине. Создание кроссвордов, рефератов, тестов с использованием программ ПК разнообразят учебный процесс и дают преподаватель возможность использовать дифференцированный подход в процессе обучения.

      1   2   3

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Сборник подготовили: Сидаш Наталья Сергеевна

    Скачать 424.35 Kb.