• Оглавление
  • От составителей
  • Маленькие герои большой войны



  • страница1/5
    Дата25.08.2018
    Размер0.59 Mb.
    ТипСборник

    Сборник сценариев по патриотическому воспитанию школьников Элиста 2015 Составители


      1   2   3   4   5

    БУ РК «Национальная библиотека им. А. М. Амур-Санана»

    Информационно-образовательный центр для детей и юношества


    Сборник сценариев по патриотическому воспитанию школьников

    Элиста 2015
    Составители:

    Болдырева Е. Б. – зав. национально-краеведческим сектором,

    Гучаева Л. Н. – зав. отделом обслуживания подростков и юношества,

    Тегесова Г. Н. – зав. отделом обслуживания дошкольников и младших школьников,

    Тюрбеева С. А. – гл. библиотекарь сектора литературы по искусству

    Редактор:

    Аргунова О. Е.

    Ответственный за выпуск:

    Кетчинова Н. Н. – зав. информационно-образовательным центром для детей и юношества БУ РК «Национальная библиотека им. А. М. Амур-Санана»

    70-летию Великой Победы посвящается…: сборник сценариев по патриотическому воспитанию школьников / сост.: Е. Б. Болдырева, Л. Н. Гучаева, Г. Н. Тегесова, С. А. Тюрбеева; ред. О. Е. Аргунова; отв. за вып. Н. Н. Кетчинова. – Элиста, 2015. – 38, [2] с.


    Оглавление





    От составителей 3

    Маленькие герои большой войны 5

    (урок мужества для учащихся младших классов) 5

    Есть у войны печальный день начальный… 13

    (час истории для учащихся 6–8 классов) 13

    Из пожара битв я песню вынес… 20

    (урок музыки об истории созданий калмыцких песен в годы Великой Отечественной войны) 20

    Героев светлые черты 23

    (обзор творчества калмыцких художников, посвященный войне и ее героям) 23

    28-я в боях за Калмыкию 28

    (тематический вечер для учащихся старших классов) 28

    Душа поэта и судьба солдата: 34

    война в произведениях народного писателя РК М. Б. Нармаева 34

    (тематический вечер для старшего школьного возраста) 34





    От составителей

    Уважаемые коллеги!

    В 2015 году наша страна отмечает великий праздник – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.

    Информационно-образовательным центром было подготовлено и проведено много мероприятий для детей, посвященных этой дате.

    В предлагаемом сборнике собран опыт работы центра по патриотическому воспитанию детей и подростков. В издание вошли сценарии, которые получили признание наших читателей.

    Надеемся, что материал, представленный в сборнике, будет иметь практическую ценность для работников детских библиотек, классных руководителей, педагогов-организаторов, учителей калмыцкого языка и литературы в патриотическом воспитании подрастающего поколения.



    Маленькие герои большой войны

    (урок мужества для учащихся младших классов)



    Оформление: электронная презентация, книжная выставка «Дети-герои Великой Отечественной войны», отрывки видеоматериалов о войне; видеофильмы «Начало войны», «Дети в годы Великой Отечественной войны», «Мальчишки у стен Ленинграда».

    Музыкальное оформление: песни «Мальчишки, мальчишки» (сл. И. Шаферана, муз. А. Островского), «Песня о пионерах-героях» (сл. Н. Добронравова, муз. С. Гребенникова), «Все о той весне» (сл. и муз. Е. Плотниковой).

    Действующие лица: ведущий 1 и 2; чтецы.
    Чтец: Детство, опаленное войной,

    Что об этом знаем мы с тобой?

    Мальчики и девочки страны

    Были в ту войну вовлечены.



    Ведущий 1: Есть события, даты, имена людей, которые навечно вошли в историю города, края, страны и даже в историю Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война, которая длилась 4 года – 1418 бессонных дней и ночей. 70 лет прошло с долгожданного дня Победы – 9 мая 1945 года.

    Ведущий 2: В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. И никто не подозревал, что их приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война.

    Такою все дышало тишиной,

    что вся земля еще спала, казалось,

    Кто знал, что между миром и войной

    всего каких-то пять минут осталось!

    С. Щипачев



    (Видео «Начало войны»)

    Ведущий 1: Фашистам очень хотелось закончить войну быстрой победой. Немецкие войска бомбили наши города и села с самолетов, расстреливали танками и пушками. И тогда весь наш народ от мала до велика, поднялся на защиту своей Родины, даже дети.

    До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разводили голубей, иногда даже участвовали в потасовках. Это были простые дети и подростки, о которых знали только родные, одноклассники и друзья.

    Но пришел час тяжелых испытаний, и в их маленьких детских сердцах разгорелась огромная любовь к Родине, боль за судьбу своего народа и ненависть к врагам. Не только на взрослых, но и на их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

    Ах, война, что же ты сделала, подлая?

    Стали тихими наши дворы.

    Наши мальчики головы подняли,

    Повзрослели они до поры.

    Б. Окуджава



    (Видео «Дети в годы Великой Отечественной войны»)

    Ведущий 2: Дети, оставшиеся в тылу, вместе со взрослыми сделали все возможное для обеспечения фронта всем необходимым. Тысячи школьников пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт отцов и братьев. Только на Кузнецком металлургическом комбинате, где особенно много работало молодежи, за годы войны было произведено такое количество стали, которой хватило бы для изготовления 100 млн. снарядов и 50 тыс. тяжелых танков.

    Чтец: Зачем ты, война, у мальчишек

    их детство украла –

    И синее небо,

    и запах простого цветка?

    Пришли на заводы работать

    мальчишки Урала,

    Подставили ящики,

    чтобы достать до станка…

    Собрал самых лучших рабочих

    директор завода,

    А было рабочим всего

    по четырнадцать лет.

    В. Радкевич

    Ведущий 1: Нельзя без восхищения читать о трудовом подвиге 16-летнего Мити Ключина. С помощью мастера цеха он быстро овладел специальностью слесаря. Пытливость и настойчивость помогли Мите перейти на обслуживание трех станков. Став бригадиром, он стал думать, как улучшить организацию труда. И это ему удалось. Бригада стала выполнять дневные задания на 260–270 %.

    (Видео «Мальчишки у стен Ленинграда»)

    Ведущий 2: Несмотря на огромные трудности, которые пришлось преодолевать сельским труженикам, все годы войны фронт и тыл обеспечивались сельскохозяйственными продуктами и необходимым сырьем. Рядом с дедами, матерями, старшими братьями и сестрами трудились и самые юные школьники сел и деревень. В каких только работах не участвовали сельские школьники! Они собирали металлолом, заготавливали дрова для семей фронтовиков, отгружали уголь, очищали от снега железнодорожные пути, участвовали в уборке урожая, сборе лекарственных трав, ухаживали за животными.

    Ведущий 1: Еще в мирное время Петя Серегин из Вологодской области во время каникул помогал брату убирать урожай на комбайне. А когда началась война, он заменил за штурвалом брата, ушедшего на фронт, и при норме 180 гектаров убрал урожай с площади более 400 гектаров.

    Ведущий 2: Руками школьников было изготовлено более миллиона различных изделий (конвертов, носовых платков, вязаных теплых вещей, вышитых кисетов для табака) в качестве подарков в действующую армию. Нетрудно представить, какую радость они доставляли воинам – фронтовикам.

    Как правило, каждая посылка с подарками сопровождалась письмом, которое не могло не задеть душу бойца. Во многих из них были письма под заголовком «Мсти за папу!». Это означало, что мальчик или девочка, которые готовили подарок, потеряли на фронте отца.



    Ведущий 1: Частыми гостями школьники были в госпиталях. Там они для тяжелораненых читали книги, письма, писали письма их родным и друзьям-фронтовикам, дежурили у их постели, выступали с концертами. Их серьезность, старательность вызывали у раненых не только волнение, но и огромное уважение к ним.

    Ведущий 2: Из воспоминаний бойца: «До сих пор не могу забыть, когда к нам, раненым, находившимся в Куйбышевском госпитале, пришли дети первого класса с концертом. Маленькую девочку, для того чтобы она была видна всем, поставили на табуретку. Она прочитала стихотворение Константина Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Стихотворение она читала так захватывающе, с таким пафосом, что у раненых появились слезы на глазах. Несколько раз по их просьбе она повторила его».

    Чтец: Синеглазая девчонка

    Девяти неполных лет…

    Льется песня нежно, звонко

    На больничный белый цвет.


    И под звуков переливы

    Чьи-то братья и отцы

    Вспоминают дом счастливый,

    Просят спеть еще бойцы.


    «Я спою, – в ответ девчонка, –

    Низко голову склонив,

    – Вот пришла к нам похоронка…

    Но я верю: папа жив!...»

    Л. Шмидт

    Ведущий 1: С первых дней войны повсюду в стране миллионы людей рвались на фронт. Вчерашние школьники, студенты, молодежь осаждали военкоматы, иногда даже завышая свой возраст. На фронт убегали мальчишки и девчонки, и в списках личного состава полков, кораблей Военно-Морского флота, партизанских отрядов появились юные участники. Бойцы оберегали их, как могли. Хотя на фронте безопасных мест не было. И вражеские пули, осколки авиабомб снарядов возрастом солдат не интересовались и убивали всех без разбору.

    Ведущий 2: За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями. А высоким званием Героя Советского Союза были удостоены Зина Портнова, Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик.

    (Звучит песня «Мальчишки, мальчишки», сл. И. Шаферана,

    муз. А. Островского)

    Когда протрубили

    Тревогу в любимом краю,

    Застыли мальчишки

    В суровом солдатском строю.

    Мальчишки, мальчишки,

    Вы первыми кинулись в бой,

    Мальчишки, мальчишки,

    Страну заслонили собой.

    Ведущий 1: Они порой делали то, что не под силу сильным мужчинам. Что руководило ими в ту грозную пору? Тяга к приключениям? Ответственность за судьбу своей страны? Ненависть к оккупантам? Наверное, все вместе.

    Чтец: Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

    Чтобы не было войн и смертей,

    Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

    Вечно юных своих сыновей.

    Дети детство узнали в руинах домов,

    Эту память вовек не убить,

    Лебеда – их еда, и землянка – их кров.

    А мечта – до Победы дожить.

    Ю. Воронов

    Ведущий 2: Они совершили истинный подвиг. И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов. О некоторых из них я хочу вам сегодня рассказать.

    Леня Голиков. Леня рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда немецкие захватчики заняли его родную деревню Лукино в Ленинградской области, Леня собрал на местах боев несколько винтовок, раздобыл гранаты, чтобы передать их партизанам. И сам остался в партизанском отряде, в котором воевал наравне со взрослыми. Он участвовал в 27 боевых операциях, нападении на вражеские колонны, взрыве железнодорожных и шоссейных мостов. 15 августа 1942 года юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в которой находился немецкий генерал, и раздобыл важные для фронта документы. Погиб Леня Голиков весной 1943 года в неравном бою. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.

    Марат Казей. Белорусскому школьнику Марату Казею было чуть больше тринадцати лет, когда он ушел к партизанам вместе со своей сестрой. Марат стал разведчиком. Пробирался во вражеские гарнизоны, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами. Сведения, которые он доставлял в отряд, помогали партизанам наносить врагу большие потери. Как и Леня Голиков, Марат взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны. В мае 1944 года при выполнении задания Марат попал в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона. Когда у Марата осталась одна граната, он подпустил врагов поближе и выдернул чеку… Марат Казей посмертно стал Героем Советского Союза.

    И он погиб, судьбу приемля;

    Как подобает молодым:

    Лицом вперед, обнявши землю,

    Которую мы не отдадим.

    Зина Портнова. Ленинградскую школьницу Зину Портнову война застала в Белоруссии. Где она гостила у бабушки. Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты», а позже стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. По доносу предателя ее арестовали.

    Угрюмый офицер сказал,

    что больше нет

    Терпенья у него, что это лишь начало

    Жестоких мук, каких не видел свет,

    Но желтая, как воск,

    она молчала.

    А. Безыменский

    На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников. Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее схватили и вскоре казнили. Зинаиде Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

    Валя Котик. В свои 12 лет Валя стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, расположении вражеских подразделений. На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени мальчик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль «Партизану Отечественной войны» II степени. Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

    (Звучит «Песня о пионерах-героях», сл. Н. Добронравова,

    муз. С. Гребенникова)

    Шумела гроза над землёю,

    Мужали мальчишки в бою…

    Знает народ: пионеры-герои

    Навечно остались в строю!

    Припев: Шли они сквозь бурю,

    Шли они сквозь ветер,

    И ветер песню, песню их сберёг:

    «У нас один, один лишь путь – к победе!

    И нету других дорог!»



    Чтец: Юные, погибшие герои,

    Юными остались вы для нас.

    Мы – напоминание живое.

    Что Отчизна не забыла вас.

    Жизнь и смерть – и нету середины,

    Благодарность вечная вам всем –

    Маленькие, стойкие мужчины,

    Девочки, достойные поэм!

    Л. Кузубов

    Ведущий 1: 40 тысяч сынов и дочерей Калмыкии сражались на фронтах Великой Отечественной войны за свободу и независимость Родины. Летом 1942 года фашистами была захвачена часть территории нашей республики, в том числе и столица – город Элиста. Освободила нашу землю от врагов 28-я Армия под командованием В. Ф. Герасименко.

    Чтец: …Как мне памятны эти места.

    Здесь царила всегда тишина,

    Но пришла в наши степи война.

    …Там, где пыльные ветры свистят,

    Столько пало на землю солдат!

    Все ребята из Двадцать восьмой

    Каждый бился за край мой родной!

    А. Джимбиев



    Ведущий 2: Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории. Но люди не сидели сложа руки. В Калмыкии было создано несколько партизанских отрядов, в которые добровольно вступали юноши и девушки. Трудно было выполнять свои боевые задачи нашим партизанам. Укрыться практически негде – нет ни лесов, ни гор, ни болот, только открытая степь, где человека видать за версту.

    Но, несмотря на трудности, партизаны уничтожали оккупантов, срывали подвоз техники и боеприпасов, собирали и передавали командованию воинских частей сведения о противнике.



    Ведущий 1: Когда началась война, Юре Клыкову было всего 16 лет. Он мечтал стать разведчиком и любил читать книги про войну, про шпионов. Занимался спортом, закаливанием.

    Когда немцы были уже близко от Калмыкии, он вступил в истребительный отряд, а когда отряд расформировали, попал в партизанский отряд «Гром». В одном из неравных боев, где 22 партизана сражались против 300 немецких солдат, Юра вместе с другими тяжелоранеными бойцами был взят в плен.



    Ведущий 2: Все они стойко держались на допросах, несмотря на страшные пытки. Когда их вывели на казнь, Юра плюнул гестаповцу в лицо, а затем собрал последние силы, разбежался и ударился головой о каменную стену. Юра не дожил два дня до своего семнадцатилетия. Посмертно он был награжден орденом Отечественной войны I степени, в честь него названа улица нашего города.

    Ведущий 1: С Юрой Клыковым в одном отряде сражалась с врагами и отважная Маша Василенко. Когда началась война, Маша окончила седьмой класс, параллельно училась на курсах медсестер. Она была настоящей заводилой, хорошо держалась в седле, прекрасно стреляла из винтовки. Под шквальным огнем она перевязывала раненых, а в гестапо наравне с мужчинами выдержала пытки.

    Ведущий 2: Володя Косиев был другом Юры Клыкова. Увлекался спортом, был вратарем юношеской команды и очень любил читать.

    Он вступил в партизанский отряд «Павел» и вместе со взрослыми участвовал в боях, ходил в разведку. Однажды фашисты вышли на след партизан, 6 часов длился бой. Ночью немцы получили подкрепление солдат и офицеров, и утром бой завязался с новой силой. Немцы окружили отряд и оставшихся в живых взяли в плен.

    В тюрьме гестаповцы пытались добиться от Володи признаний, но он мужественно перенёс все. 13 ноября вместе с другими партизанами был расстрелян. За отвагу и мужество Володя Косиев был награжден орденом Отечественной войны 2 степени посмертно. Его именем названа одна из улиц Элисты.

    Ведущий 1: В 1942 году между селами Садовое и Аршань-Зельмень завязался неравный бой между несколькими красноармейцами и многочисленной колонной фашистов. Двум солдатам удалось уйти. Один из солдат прибежал в Годжур. Жители спрятали его в огромной куче кизяка.

    Немцы появились быстро, начали искать беглеца. Люди показали в сторону, где виднелся силуэт удаляющегося всадника. На самом деле это был Хоккин Лиджиев. Взрослые попросили мальчишку увести за собой фашистов, наказав: «Как увидишь выходящих из хотона немцев, сразу сворачивай в балку и по низинам уходи в Садовое. Там стоит наша воинская часть». Маленький Хоккин отлично справился с заданием.

    Через несколько дней в Аршань-Зельменский сельский совет пришло сообщение о награждении пионера Хоккина Лиджиева орденом Красной Звезды за спасение красноармейца и содействие в уничтожении фашистов.

    Ведущий 2: Большой вклад в победу над немецко-фашистскими оккупантами внесли подпольные патриотические группы. Одна из таких групп под руководством Говенко Ивана Тимофеевича действовала на территории Яшалтинского района в с. Красная Михайловка.

    В эту группу входили и его дочери Говенко Наталья – учительница и Говенко Агриппина (Груня) – ученица 8-го класса. Подпольщики распространяли листовки, укрывали от немцев хлеб и скот, спасали военнопленных, выполняли роль связных, ими были убиты начальник сельской полиции и три полицейских. По доносу предателей эта патриотическая группа была выдана карателям, которая зверски расправилась с ними.

    О бесстрашии и мужестве Груни Говенко рассказывали односельчане: «…Груня Говенко открыто и смело выступала против немецких оккупантов. Она говорила, что за отца отдаст жизнь, что все равно придут наши советские войска и отомстят за нас». Говенко Иван Тимофеевич, дочери Наталья и Груня за мужество и героизм посмертно были награждены медалью «За отвагу».

    Ведущий 1: 70 лет назад закончилась Великая Отечественная война, 70 лет мы живем под мирным небом. И этим миром мы обязаны всем, кто воевал на полях сражений, работал на победу в тылу: взрослым, и детям, девчонкам и мальчишкам. Память о них всегда будет жить в наших сердцах. Будьте достойны их великого подвига!

    Чтец: И сколько б век людской не длился,

    Будь трижды проклята война

    За то, что мы на обелисках

    Детей читаем имена!



    (Звучит песня «И все о той весне!»)
    Литература:

    1. Абешев, А. Подвиг юного пионера / Андрей Абешев // Известия Калмыкии. – 2003. – 4 июля (№ 152–153). – С. 12.

    2. Залесский, С. Обагренный ковыль: док. повесть: [о партизанском движении на территории Калмыкии и о подпольной работе в городе Элисте в годы Великой Отечественной войны] / С. Залесский, П. Сухоруков. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 1960. – 112 с.: ил.

    3. Калмыкия в партизанском движении 1941–1945 гг.: док. материалы: борцам против фашизма, в годы Второй мировой войны посвящается / сост. В. З. Атуева. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 2006. – 432 с.: ил.

    4. Кочурова, С. Н. «Наравне со взрослыми ребята воевали…»: композиция в канун 9 Мая / С. Н. Кочурова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2013. – № 3. – С. 37–40.

    5. Пионеры – герои (альбом – выставка). Вып. 1. – М.: Малыш, 1973. – 28 с.

    6. Резник, С. В. Сражались со взрослыми рядом: литературно-музыкальная композиция / С. В. Резник // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2006. – № 3. – С. 20–23.

    Есть у войны печальный день начальный…



    (час истории для учащихся 6–8 классов)
    Оформление: книжная выставка «Помним. Славим. Гордимся», электронная презентация, видеозапись «Объявление о начале Великой Отечественной войны», отрывок из кинофильма «Брестская крепость», видеозапись «Ольга Берггольц. Нам от тебя никак не оторваться», отрывок из документальной хроники парада на Красной площади 7 ноября 1941 г., видеоклип на песню «Все о той весне» (сл. и муз. Е. Плотниковой) и слайды «Партизаны Калмыкии».

    Музыкальное оформление: песни в исполнении детей: «Безымянный солдат» (сл. и муз. О. Поляковой), «В далеком тревожном военном году» (сл. В. Коростылева, муз. И. Шварца), «Катюша», «Помни» (сл. и муз. Н. Устюжаниной), из кинофильма «Офицеры» (сл. Р. Хозак, муз. Е. Агранович); «Священная война» (сл. В. И. Лебедева-Кумача, муз. А. В. Александрова), «Солнечный круг» (сл. Л. Ошанина, муз. А. Островского).

    Действующие лица: ведущий 1 и 2; чтецы.
    Ведущий 1: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня вся страна отмечает День памяти и скорби. 22 июня 1941 года – одна из самых печальных дат в нашей истории, день начала Великой Отечественной войны.

    (Видеозапись, диктор Всесоюзного радио Юрий Левитан читает объявление о начале Великой Отечественной войны)

    Ведущий 2: По всей стране в этот день проходят мероприятия, посвященные памяти погибших в боях, замученных в фашистских лагерях, умерших в тылу от голода и лишений. Страна скорбит по всем, кто ценой своей жизни выполнил святой долг, защищая с первых дней войны наше Отечество. Война нанесла тяжелые раны. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч сел и деревень. Они совершали неслыханные зверства, не щадили ни стариков, ни детей. Война унесла почти 28 миллионов жизней советских людей. Победа досталась нам дорогой ценой.

    Ведущий 1: Первые дни, недели, месяцы были самые тяжелые, самые суровые. В одночасье рухнули надежды миллионов семей, были поломаны судьбы целых поколений. Великая Отечественная война шла 1418 дней. Но это были годы мужества, героизма, беззаветной любви к Отчизне. На защиту Родины поднялись все: мужчины, женщины, старики, дети.

    (Звучит 1 куплет песни «Священная война»)

    Ведущий 2: Брест первым принял на себя удар фашистской армии. Три с половиной тысячи человек противостояли целой вражеской дивизии, усиленной танками, самолетами, артиллерией. 28 дней длилась героическая оборона Брестской крепости. Почти все защитники погибли, но их подвиг останется в веках.

    (Отрывок из фильма «Брестская крепость»)

    Ведущий 1: В дни героической обороны Брестской крепости отважно сражались сыны калмыцкого народа: Александр Ташнинов, Венициан Майоров, Санджи Оликов, Церен Пасугинов, Николай Санджиев. Большинство защитников Брестской крепости погибли, лишь немногим удалось вырваться из вражеского кольца.

    (Звучит песня «Безымянный солдат» (сл. и муз. О. Поляковой))

    Ведущий 2: Не померкнет в веках подвиг Ленинграда. 900 дней и ночей обороняли жители любимый город. Более 600 тысяч ленинградцев погибло. Голос поэтессы Ольги Берггольц, работавшей на радио, стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда.

    (Видеозапись «Ольга Берггольц читает свое стихотворение»)

    Ведущий 1: Дети блокадного Ленинграда вели себя, как герои. Таня Савичева – девочка из блокадного Ленинграда. Девять страничек из ее дневника, с трудом выведенных обессиленной рукой, стали обвинительным документом над главарями фашистской Германии на процессе в Нюрнберге.

    Танин дневник – это боль Ленинграда,

    Но прочитать его каждому надо.

    Словно кричит за страницей страница:

    Вновь не должно это все повториться.

    (Звучит песня «В далеком тревожном военном году» (сл. В. Коростылева, муз. И. Шварца))

    Ведущий 2: Осень 41 года. Враг у стен Москвы. Несмотря на это было решено провести парад на Красной площади 7 ноября. Парад воодушевил воинов и весь советский народ. Если Москва торжественно отмечает праздник, значит, страна непоколебима, оборона столицы крепка. Прямо с Красной площади солдаты шли на передовую, они стояли насмерть, но не пропустили врага к сердцу Родины.

    трывок из документальной хроники парада на Красной площади

    7 ноября 1941 года)

    Ведущий 1: Самыми крупными сражениями в начале войны были: битва под Москвой, Сталинградская битва, Курская битва. В середине лета 1942 года началась историческая Сталинградская битва, которая продолжалась более полугода. Город был превращен в груду развалин, погибли сотни тысяч людей, но враг был остановлен. Здесь в 1943 году начался великий освободительный поход советской армии. Победа в битве под Москвой стала зарей освобождения всей нашей земли от фашистских захватчиков. Много замечательных стихотворений было рождено войной. В 1941 году было написано стихотворение Константина Симонова «Жди меня». Оно придавало солдатам силу и веру, вселяло надежду, что война закончится и все вернутся домой.

    Чтец: Жди меня, и я вернусь.

    Только очень жди,

    Жди, когда наводят грусть

    Желтые дожди,

    Жди, когда снега метут,

    Жди, когда жара,

    Жди, когда других не ждут,

    Позабыв вчера.

    Жди, когда из дальних мест

    Писем не придет,

    Жди, когда уж надоест

    Всем, кто вместе ждет.

    Жди меня, и я вернусь,

    Не желай добра

    Всем, кто знает наизусть,

    Что забыть пора.

    Пусть поверят сын и мать

    В то, что нет меня,

    Пусть друзья устанут ждать,

    Сядут у огня,

    Выпьют горькое вино

    На помин души…

    Жди. И с ними заодно

    Выпить не спеши.

    Жди меня, и я вернусь,

    Всем смертям назло.

    Кто не ждал меня, тот пусть

    Скажет: – Повезло.

    Не понять, не ждавшим им,

    Как среди огня

    Ожиданием своим

    Ты спасла меня.

    Как я выжил, будем знать

    Только мы с тобой, –

    Просто ты умела ждать,

    Как никто другой.

    К. Симонов. Жди меня

    Ведущий 2: Ребята! Вы хорошо знаете историю нашей страны? Предлагаем вам принять участие в викторине о Великой Отечественной войне.

    Вопросы:

    1. Каким городам после ВОВ присвоено почетное звание «Город-герой»? (Москва, Ленинград, Сталинград, Тула, Киев, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Минск, Брест)

    2. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней)

    3. Назовите солдат, которые водрузили Знамя Победы над рейхстагом. (Михаил Егоров, Мелитон Кантария)

    4. Каких полководцев и военачальников ВОВ вы знаете? (Георгий Константинович Жуков, Александр Михайлович Василевский, Иван Степанович Конев, Родион Яковлевич Малиновский, Константин Рокоссовский, Михаил Ефимович Катуков, Семен Константинович Тимошенко)

    5. Назовите имя и фамилию отважного летчика из «Повести о настоящем человеке». (Александр Маресьев, управлял самолетом после ампутации обеих ног)

    6. Кто является автором повести «Сын полка»? (Валентин Катаев)

    7. Кто написал рассказ «Судьба человека»? (Михаил Шолохов)

    8. Сколько дней длилась ВОВ? (1418 дней)

    9. Какие песни о войне вы знаете? («Катюша», «В землянке» и др.)

    Ведущий 1: Песни, как люди, у каждой своя судьба. Кто не знает замечательной песни «Катюша» с легкой и запоминающейся мелодией. Этим ласковым женским именем стали называть ракетные боевые установки, наводившие ужас на гитлеровские войска в июле 41 года.

    (Звучит песня «Катюша»)

    Но никогда не заживают раны,

    Тревожит память сердце ветерана

    И возвращает в прошлое она.



    (Звучит песня «Помни» (сл. и муз. Н. Устюжаниной))

    Ведущий 2: Воины Калмыкии мужественно и стойко боролись за свободу и независимость нашей Родины. 23 защитника удостоились высшей воинской почести – звания Героя Советского Союза. 70 лет мы живем без войны. И мы должны помнить о тех, кто ради нас отдал самое дорогое – свою жизнь.

    Десятки тысяч сынов и дочерей Калмыкии самоотверженно боролись с фашистскими захватчиками. Об одном из них Эрдни Деликове красноармейская газета Южного фронта «Во славу Родины» писала в июле 1942 года: «Грозная битва за Дон ежемесячно рождает героев, могучих богатырей. Эрдни Деликов – лучший среди них, славный из славных, отважный из отважных. О нем с гордостью говорит весь фронт. Его имя с восхищением будет повторять вся страна»…



    (Звучит песня из кинофильма «Офицеры» (сл. Р. Хозак, муз. Е. Агранович))

    Ведущий 1: Партизаны Калмыкии бесстрашно сражались против фашистских оккупантов. Их имена навсегда вошли в историю и останутся в памяти поколений. Давайте послушаем песню «Все о той весне», посвященную всем защитникам Родины. В ней звучит надежда и вера в свою страну, благодарность за великий подвиг.

    (Просмотр слайдов «Партизаны Калмыкии»)

    О войне написано немало произведений. Заглядывая в завтрашний день, писатели и поэты были уверены, что память о Великой Отечественной войне будет священной всегда. Эта память вечна.



    Чтец: Постарела мать за много лет,

    А вестей от сына нет и нет.

    Но она всё продолжает ждать,

    Потому что верит, потому что мать.

    И на что надеется она?

    Много лет, как кончилась война.

    Много лет, как все пришли назад,

    Кроме мёртвых, что в земле лежат.

    Сколько их в то дальнее село,

    Мальчиков безусых, не пришло.

    ...Раз в село прислали по весне

    Фильм документальный о войне,

    Все пришли в кино – и стар, и мал,

    Кто познал войну и кто не знал,

    Перед горькой памятью людской

    Разливалась ненависть рекой.

    Трудно было это вспоминать.

    Вдруг с экрана сын взглянул на мать.

    Мать узнала сына в тот же миг,

    И пронёсся материнский крик;

    – Алексей! Алёшенька! Сынок! –

    Словно сын её услышать мог.

    Он рванулся из траншеи в бой.

    Встала мать прикрыть его собой.

    Всё боялась – вдруг он упадёт,

    Но сквозь годы мчался сын вперёд.

    – Алексей! – кричали земляки.

    – Алексей! – просили, – добеги!..

    Кадр сменился. Сын остался жить.

    Просит мать о сыне повторить.

    И опять в атаку он бежит.

    Жив-здоров, не ранен, не убит.

    – Алексей! Алёшенька! Сынок! –

    Словно сын её услышать мог...

    Дома всё ей чудилось кино...

    Всё ждала, вот-вот сейчас в окно

    Посреди тревожной тишины

    Постучится сын её с войны.



    Андрей Дементьев. Баллада о матери

    Чтец:

    – Нет, ребята, я не гордый.

    Не загадывая вдаль,

    Так скажу: зачем мне орден?

    Я согласен на медаль.

    На медаль. И то не к спеху.

    Вот закончили б войну,

    Вот бы в отпуск я приехал

    На родную сторону.

    Буду ль жив еще? – Едва ли.

    Тут воюй, а не гадай.

    Но скажу насчет медали:

    Мне ее тогда подай.

    Обеспечь, раз я достоин.

    И понять вы все должны:

    Дело самое простое –

    Человек пришел с войны.

    Вот пришел я с полустанка

    В свой родимый сельсовет.

    Я пришел, а тут гулянка.

    Нет гулянки? Ладно, нет.

    Я в другой колхоз и в третий –

    Вся округа на виду.

    Где-нибудь я в сельсовете

    На гулянку попаду.

    И, явившись на вечерку,

    Хоть не гордый человек,

    Я б не стал курить махорку,

    А достал бы я «Казбек».

    И сидел бы я, ребята,

    Там как раз, друзья мои,

    Где мальцом под лавку прятал

    Ноги босые свои.

    И дымил бы папиросой,

    Угощал бы всех вокруг.

    И на всякие вопросы

    Отвечал бы я не вдруг.

    – Как, мол, что? – Бывало всяко.

    – Трудно все же? – Как когда.

    – Много раз ходил в атаку?

    – Да, случалось иногда.

    И девчонки на вечерке

    Позабыли б всех ребят,

    Только слушали б девчонки,

    Как ремни на мне скрипят.

    И шутил бы я со всеми,

    И была б меж них одна...

    И медаль на это время

    Мне, друзья, вот так нужна!

    Ждет девчонка, хоть не мучай,

    Слова, взгляда твоего...

    – Но, позволь, на этот случай

    Орден тоже ничего?

    Вот сидишь ты на вечерке,

    И девчонка – самый цвет.

    – Нет,- сказал Василий Теркин

    И вздохнул. И снова: – Нет.

    Нет, ребята. Что там орден.

    Не загадывая вдаль,

    Я ж сказал, что я не гордый,

    Я согласен на медаль.

    Александр Твардовский. Отрывок из поэмы «Василий Теркин»



    (Чтение стихотворения А. Балакаева «Диилвр»)

    Ведущий 2: Прошло 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо войны до сих пор не затихает в людских душах. Память об этой войне как неутихающая скорбь навсегда останется в сердцах тех, кто выжил, детей и внуков миллионов солдат, отдавших свои жизни за мир, в котором мы живем. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Ребята, сохраним благодарную память о тех, кто первым встал на защиту нашей Родины и помнить подвиги героев войны.

    Сегодняшний урок истории подошел к концу. Давайте докажем своими добрыми делами, что вырастем достойными защитниками Родины. Пусть всегда будет мир, пусть всегда будет счастье, пусть всегда будет радость!



    (Звучит песня «Солнечный круг»)
    Литература:

    1. Зайцева, Л. А. Дети и война: литературно-музыкальная композиция / Л. А. Зайцева // Читаем, учимся, играем. – 2006.– № 5. – С. 97–100.

    2. Захарова, А. Н. Вечной памятью живы: вечер памяти / А. Н. Захарова, Г. Н. Тарасова // Читаем, учимся, играем. – 2006. – № 6. – С. 105–108.

    3. Липович, В. В. «Жестокая правда войны» / В. В. Липович // Воспитание школьников. – 2005. – № 4. – С. 66–71.

    4. Лихачева, Л. Д. Ради жизни на земле: мероприятие, рассказывающее о песнях Великой Отечественной войны / Л. Д. Лихачева // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 5. – С. 75–79.

    5. Сараева, Т. Н. «О доблестях, о подвигах, о славе…»: познавательная игра на военную тематику / Т. Н. Сараева // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 12. – С. 51–53.

    Электронный ресурс:

    1. «Дыхание эпохи: хроника пламенных лет Калмыкии»: [Электронный ресурс]: к 70-летию Великой Отечественной войны / Нац. б-ка им. А. М. Амур-Санана РК; сост. Н. Н. Кетчинова, Ю. Д. Биткеева, Е. Б. Болдырева, О. А. Бондарева, Л. Н. Гучаева, Э. В. Дакинова, Л. В. Сангаджиева, Г. Н. Тегесова, С. А. Тюрбеева; ред. О. Е. Аргунова; комп. дизайн и техн. обеспечение Д. Д. Ермакова; отв. за вып. Н. Б. Уластаева; науч. консультант У. Б. Очиров. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. – Элиста: Нац. б-ка, 2014. – 1 электрон. опт. диск (DVD-R).


      1   2   3   4   5

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Сборник сценариев по патриотическому воспитанию школьников Элиста 2015 Составители