• Тетюшского муниципального района РТ» «Изведанными тропами по Тетюшскому району»
  • Авторы: Осипова Анна Владимировна, методист по туризму; Никоноров Дмитрий Владимирович, руководитель объединения
  • «Юные туристы-спасатели». г. Тетюши 2015 год Аннотация.
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА. Цель похода.
  • Продолжительность варки продуктов на костре
  • Упаковка и хранение продуктов.
  • Движение туристской группы.
  • БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ В ПОХОДЕ.
  • На что следует обратить особое внимание в походе с детьми 1. Снаряжение.
  • 2. Сколько килограмм может нести ребенок
  • Ребенок собирает рюкзак.
  • 4. Огонь и все, что с ним связано.
  • 5. Каменные осыпи.
  • 6. Стоянки на берегу реки, водоема.
  • 6. Несъедобные ягоды и грибы.
  • 7. Водные походы.
  • 7. Велосипедные походы.



  • страница1/4
    Дата10.11.2017
    Размер0.54 Mb.
    ТипСборник

    Сборник содержит подробное описание каждого туристического маршрута, рекомендации по прохождению маршрута, наглядный материал, приложения


      1   2   3   4

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    дополнительного образования детей

    «Центр дополнительного образования детей

    Тетюшского муниципального района РТ»
    «Изведанными тропами

    по Тетюшскому району»

    c:\users\анна\documents\2014-2015 учебный год\туристы\осипова а.в\на конкурс\подготовка к конкурсу\e1dacbc883ee.jpg

    Авторы:

    Осипова Анна Владимировна,

    методист по туризму;

    Никоноров Дмитрий Владимирович,

    руководитель объединения

    «Юные туристы-спасатели».


    г. Тетюши

    2015 год

    Аннотация.
    В данном методическом пособии представлены маршруты и отчеты о совершенных походов по Тетюшскому району РТ, педагогами МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей Тетюшского муниципального района РТ», методические рекомендации о безопасности детей в походе и о составлении отчетной документации. А также положительный опыт педагогов туристско-краеведческой деятельности по организации и проведению туристических походов.

    Сборник содержит подробное описание каждого туристического маршрута, рекомендации по прохождению маршрута, наглядный материал, приложения. Предназначен для преподавателей, студентов, учащихся школ, краеведов и всех тех, кто интересуется природой Тетюшского района Республики Татарстан.



    Оглавление

    1. Организация похода………………………..........................................4

    1.1. Цель похода………………………...……………………….……4

    1.2. Комплектование группы………………………………….…..….4

    1.3. Организация группы………………………………………….….5

    1.4. Питание в походе…………………………………….……….….5

    1.5. Упаковка и хранение продуктов ………………….………….…6

    1.6. Снаряжение……………………………………………………….7

    1.7. Движение туристской группы…………………...………………7

    1.8. Бивак ………………...……………………………………………8



    1. Безопасность детей в походе ……………………………...…………9

    2. Примерный километраж для пешеходных походов ………….......13

    3. ПОХОДЫ ПО ТЕТЮШСКОМУ РАЙОНУ……………….……….14

    4. Отчет о туристическом походе …………………………………….32

    5. Приложение …………………...…………………………………….37

    6. Фотогалерея походов ……………………………………………….44

    7. Список литературы ………………………...……………………….45

    Все люди с детства живут с мечтой о путешествиях. Каждый хочет увидеть, что-то новое, но не всем это удается. Одним не хватает сил, другим – настойчивости, третьим мешает природная лень. А ведь даже в нашем маленьком районе достаточно мест, которые стоит посетить.

    «Пешеходный туризм – наиболее массовый вид туризма. Его привлекательность и главная отличительная особенность в том, что на начальном этапе он доступен и полезен любому практически здоровому человеку, независимо от возраста и физического развития, предоставляет большую свободу в выборе маршрута в соответствии с эстетическими, познавательными и культурными потребностями участников путешествия».
    ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА.


    1. Цель похода.

    Каждый поход, будь то поход выходного дня, экскурсия или многодневный степенной поход, должен иметь цель. Перед походом могут ставиться различные цели: оздоровительные цели (прогулка по лесу, подышать свежим воздухом); учебные цели (научиться разводить костер); спортивные цели (преодоление сложных препятствий) и т.д. Цель похода должна быть четко сформулирована и доведена до сведения каждого участника. Это нужно для того, чтобы все участники похода одинаково понимали его цель, и между ними не возникало никаких разногласий.


    1. Комплектование группы.

    Комплектование группы очень тесно связано с целями похода, его осуществляем двумя способами:

    1. Когда намечаем цель похода, а потом подбираем подходящих участников (например степенной или категорийный поход, подбираем опытных участников для достижения поставленной спортивной цели).

    2. При втором способе организации похода нужно сначала выявить желающих участвовать в походе и лишь после этого намечать посильные для них цели (что более подходит для первого года обучения).

    Несколько слов о составе группы. Исходя из опыта работы - не следует формировать слишком многочисленные группы. Если в поход записалось 25-30 человек, то группа будет очень неоднородна как по своему туристическому опыту и возрасту, так и по интересам и физической подготовке. Обучать чему-либо в такой группе невозможно, все силы руководителя уйдут на организацию передвижения такой группы и обустройство быта. Максимально допустимая численность группы – 15 человек, самая удобная и мобильная группа из 8-10 человек.


    1. Организация группы.

    Организация похода обычно начинается с собрания заявлений от родителей о разрешении детей идти в поход. На занятии руководитель похода сообщает о цели и маршруте похода, сумме денег, которую надо будет внести каждому участнику, о том, что нужно взять с собой, распределяет поручения.

    При подготовке к организационному занятию педагогу нужно заранее составить список вопросов, которые на нем будут обсуждаться. Это нужно для того, чтобы разговор не носил хаотичный характер, не перескакивал с одного вопроса на другой и не уходил в сторону.

    Следует помнить, что знакомить ребят со списком необходимого снаряжения накануне похода поздно. Как правило, не у всех есть необходимое снаряжение (запасные брюки, железная тарелка и пр.), а также необходимо время для покупки продуктов питания. Поэтому организацию похода лучше всего провести за неделю до похода, чтобы у ребят было время собраться без спешки.


    1. Питание в походе.

    Продовольственный рацион определяется, прежде всего, продолжительностью и сложностью похода. На биваке все взятые продукты складываются вместе и устраивают общий стол. Руководителю группы ни в коем случае не следует поворачивать дело так, чтобы каждый сидел со своим куском. Момент напряженности и смущения при этом испытывают все ребята. Напротив, общий стол в походе воспринимается как нечто простое и естественное.

    Исходя из положительного опыта работы, рассмотрим вариант и порядок составления продовольственных рационов для продолжительных путешествий. Обычно за основу для таких расчетов принимается человека – день.


    - Хлеб……………………………………………400 г.

    -Крупы разные………………………………….100 г.

    - Макаронные изделия………………………….50 г.

    - Сливочное масло………………………………50 г.

    - Мясопродукты…………………………………100 г.

    - Сахар……………………………………………100 г.

    - Молоко сгущенное…………………………….50 г.

    - Рыба……………………………………………..50 г.

    - Колбаса копченая………………………………50 г.

    - Яйца……………………………………………..100 г.

    - Овощи…………………………………………..100 г.

    - Фрукты…………………………………………200 г.

    Или сухофрукты……………………….50 г.

    - Чай, кофе, какао………………………………15 г.

    - Соль……………………………………………20 г.
    Помимо основных продуктов питания в поход берут также лук, чеснок, перец, томатную пасту, лимоны. Используют также сухие супы, бульонные кубики. Все это позволяет разнообразить стол даже при сравнительно небогатом ассортименте.
    Продолжительность варки продуктов на костре


    Продукты

    Время варки




    Продукты

    Время варки

    Геркулес

    Манная крупа

    Гречневая крупа

    Овсяная крупа

    Перловая крупа

    Пшено


    10-20 мин.

    10-12 мин.

    35-40 мин.

    1 ч.


    1 ч. 30 мин.

    30-40 мин.






    Рис

    Вермишель, лапша

    Рыба

    Говядина


    Свинина

    Фасоль, горох, бобы



    18-40 мин.

    10-18 мин.

    10-15 мин.

    1,5-2 ч.


    1-1,5 ч.

    2-3 ч.





    1. Упаковка и хранение продуктов.

    Следует иметь в виду, что магазинная упаковка совершенно не подходит для похода. Она нужна лишь для того, что бы донести продукты до дома. Основной тарой, в которую укладываются продукты для похода, являются матерчатые мешочки и пластиковые бутылки. В своих походах мы предпочитаем пластиковые бутылки, так как во время похода могут меняться и погодные условия, и маршрут. А с крупами находящимися в бутылках ничего не случится. Собираясь в поход можно договориться, чтобы каждый из участников принес из дома 2-3 бутылки. От использования консервов в стеклянных банках лучше отказаться. Большинство овощей, включая вымытый дома картофель, особенно не нуждается в упаковке.


    1. Снаряжение.

    Снаряжение делим на личное, групповое и специальное.

    1. Личное снаряжение: рюкзак, спальный мешок или одеяло, туристический коврик, КЛМН, туалетные принадлежности, запасная одежда и обувь, накидка от дождя (полиэтиленовая пленка), блокнот и ручка, спички.

    2. Групповое снаряжение: палатки с тентами, котлы (ведра) – 3 шт., половник-2 шт., топор, лопата саперная, пила или ножовка, ремонтный набор, медицинская аптечка, фонарики (по количеству палаток), фотоаппарат.

    Режущие и колющие снаряжения (топор, пила, ножи), а также пачкающие предметы (котлы) должны переноситься в чехлах.

    1. Специальное снаряжение: веревка основная 20 м. – 2 шт., веревка вспомогательная до 40 м. – 1 шт., страховочные системы – 2 шт., карабины – 6 шт., рукавицы – 2 пары.



    1. Движение туристской группы.

    Туристы, как правило, идут 50 минут и 10 минут отдыхают. Мы же используем оптимальный режим – 45 минут движения и 15 минут отдыха.

    Первый привал происходит через 10-15 минут после выхода на маршрут. Его называем «техническим» привалом. Он делается с целью выяснения всё ли у всех в порядке: не жмет ли обувь, удобно ли уложен рюкзак и т.п.

    Идти нужно по возможности с одной скоростью, ориентируясь на самых слабых участников. Чтобы вся группа во время похода держала темп по более слабым товарищам, их ставим в голову колонны, сразу после направляющего. Если идут два руководителя, то распределяемся так один в начале колонны, другой замыкающий. Недопустимо движение бегом!


    1. Бивак.

    Место для бивака выбираем по следующим требованиям:

    1)безопасность (не располагаться лагерем ниже по течению реки вблизи крупных деревень, скотных дворов, промышленных предприятий, так как вода может быть испорченной);

    2) наличие дров и воды (желательно чтобы был источник с хорошей питьевой водой, а дрова сухими);

    3)удобство для разворачивания бивака и отсутствие комаров и других насекомых.

    Для установки палатки нужно расчистить землю от камней, сучьев, мусора. Палатку устанавливают 2-4 человека. Установив палатку, укладываем в нее коврики и спальные мешки, под голову кладем мягкие вещи. Обувь ставим у входа, под полом. Освещаем палатку фонариком.

    Место для костра ставим в отдалении от палаток, сухого леса, торфяников. Для приготовления пищи не нужен большой костер. Наиболее пригодны для этой цели костры типа «шалаш» и «колодец». Для сушки одежды и обогрева используем большие костры с жарким пламенем, такие как «нодья» и «таежный» (см. приложение 1). Рубим дрова в стороне от костра и палаток, на освобожденной от людей площадке. На ночь топор убираем под пол палатки у входа.

    Что касается отходов, во время движения группы фантики не выбрасываются, а на биваке, если вы составили рацион и упаковали продукты по рекомендуемой технологии, то проблем с уничтожением бытового мусора у вас не будет. Традиции спортивного туризма, традиции всех честных путешественников предполагают позаботиться о тех, кто придет после тебя. Если стоянка не убрана - на ней много мусора, валяются металлические банки, то в обязанность группы входит наведение порядка в месте привала. Многие могут не согласиться убирать чужой мусор. Но личный пример руководителя сразу решит все проблемы и споры. Это делает их сознательней, честней и порядочней.Костер для сжигания мусора желательно развести отдельно, подальше от лагеря и с учетом направления ветра. Это исключит оскорбление вашего обоняния тлеющим хламом. Когда "мусорный" костер хорошо разгорится, в его центр, в самый жар, закладывают стеклянные отходы. Сверху кладут металлические консервные банки. По мере обгорания олова с банок их откатывают в сторону и после остывания перфорируют - сплющивают в блин на камне обухом топора, скальным молотком или другим камнем. Эта процедура вызывает в обожженной жести множество микротрещин, что позволит еще быстрее уничтожить металлический хлам посредством ржавления. Перфорировать металлические банки желательно в очках, чтобы исключить попадание окалины в глаза.

    Стеклянные банки и бутылки выкатывают из костра, когда они раскалятся и деформируются от жара. Их сразу же, с соблюдением мер предосторожности, нужно облить водой. Стекло растрескается на хрупкие мельчайшие неопасные кусочки. Обработанный таким способом мусор можно закопать или заложить в глубокие щели между камнями.



    Нельзя сжигать на костре изделия из полихлорвинила, искусственной кожи, изоленту ПХВ, изоляцию проводов, непрозрачные пластиковые бутылки, линолеум. Если группа уже заканчивает маршрут, желательно вынести этот опасный синтетический мусор и поместить его в мусоросборник. При невозможности выноса мусор плотно пакуют, затем зарывают или заваливают камнями вдали от водоемов и растительности.
    БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ В ПОХОДЕ.
    Во время совершения похода основным источником опасности являются сами дети, а не походные условия. Во время движения по маршруту, когда дети заняты, а взрослые бдительны, обычно не случается никаких чрезвычайных происшествий.

    Опыт показывает, что основное число происшествий происходит на дневках, перекусах и т.п. Одним словом, когда детям нечем заняться, и их естественное стремление к познанию окружающего мира может обернуться неприятностями.Для того, чтобы дети были заняты во время похода, следует подготовить спортивные мероприятия (туристические этапы и пр.), радиальные выходы (исследование окружающей экосистемы), туристические игры (что более подходит для младших школьников) См. приложение №4. Чаще надо привлекать их в помощи при установке лагеря, сборе хвороста для костра, организовывать рыбалку, сбор ягод, грибов и других полезных дел.

    На что следует обратить особое внимание в походе с детьми

    1. Снаряжение.Хороший детский туристический рюкзак должен иметь удобно прилегающие широкие плечевые лямки S-образной формы, застегивающийся на груди фиксатор, не позволяющий плечевым ремням разъезжаться и вшитые светоотражающие элементы, делающие человека с рюкзаком более заметным в темное время суток. Один или два наружных кармана очень удобны для переноски мелочей и сувениров. Для рюкзаков объемом свыше 20 литров, желательно наличие поясного ремня.

    При выборе «взрослого» рюкзака для подростка, следует учитывать, что по способу крепления лямок рюкзаки бывают с «плавающей» подвеской и такие, где лямки и пояс намертво пришиты к мешку. «Плавающая» подвеска удобна тем, что расстояние между лямками и поясом можно менять по мере роста ребенка. Однако, будьте внимательны: в некоторых моделях подвеска сделана неудобно, рюкзак висит неустойчиво, при резких движениях его заносит вбок. В этом отношении гораздо удачнее модели с вшитой подвеской, основания лямок при этом удобно разнесены по горизонтали.

    2. Сколько килограмм может нести ребенок? Для детей от 10 до 16 лет приблизительно вес рюкзака можно рассчитать по формуле: вес рюкзака в килограммах должен быть не больше половины возраста ребенка (в годах).

    3. Ребенок собирает рюкзак. Что будет в рюкзаке у ребенка? Кстати, принцип «все тяжелое — вниз рюкзака», которому когда-то нас учили в школьнойтурсекции, сейчас, строго говоря, не верен. Это действовало для старых «колобковых» рюкзаков, которые при иной укладке стремятся опрокинуть назад, что смерти подобно. Если у ребенка современная походная модель, то самые тяжелые вещи должны «давить на плечи».

    Что касается одежды и обуви, то она должна быть хорошей, удобной. Одежда должна соответствовать погоде — будьте аккуратны, так как дети более остро ощущают нарушение теплового режима, а неожиданный тепловой удар (или переохлаждение) не добавят хороших воспоминаний о походе. Надо посоветовать детям походную одежду ярких цветов (желтый, оранжевый, красный) — в экстремальной ситуации это облегчит поиски ребенка, сделает его заметным на земле и на воде. Ботинки должны быть на жесткой подошве (разумеется, уже немного разношенные). Практически нигде нельзя полностью исключить присутствие змей, поэтому открытая обувь — неприемлема! В пеших походах, даже если жарко, лучше одеть детей в брюки и верхнюю одежду с длинными рукавами, иначе разбитые коленки и поцарапанные руки будут обязательно, и могут нарушить походный график движения.

    4. Огонь и все, что с ним связано. Вряд ли стоит упоминать о том, что с момента, когда костер уже горит, детей выпускать из виду нельзя. Еще в начале похода следует решить вопрос о том, что разрешено детям в отношении костра, а что запрещено. Все запреты должны быть аргументированными. Помогать разжигать костер — можно и нужно. Подкладывать хворост в костер — можно, вынимать из костра ветки и размахивать зажженным кончиком — нельзя, чтобы случайно не попасть в лицо товарищу. Подкидывать в разгоревшийся костер лапник и подобное, дающее много искр — нельзя, т.к. разлетающиеся искры могут поджечь сухой лес (луг), попасть в лицо окружающим или прожечь их одежду. Чтобы избежать ожогов, не разрешайте младшим детям самостоятельно снимать каны с огня, наливать себе горячий чай. Старшим детям можно это разрешить с использованием костровых рукавиц и под присмотром руководителя. Каждый раз проверяйте надежность ручек канов и крючков кострового троса, устойчивость таганка. Детей лучше приглашать к столу, когда суп (каша) в мисках уже достаточно остыли. Если ребенок привык кушать горячий суп, положите ему на колени кусочек пенки (сидушку), а уже на пенку — миску, чтобы, сделав неловкое движение, ребенок не пролил горячее на колени. В этой связи миски с большим плоским дном лучше — они устойчивее, но, правда, хуже умещаются одна в другую. Если уж говорить и о материале, то металлическая посуда имеет преимущество перед пластиковой: во-первых, в металлической посуде суп быстрее остывает, а во-вторых, температура миски дает представление о температуре содержимого.

    5. Каменные осыпи. Напомним, что отсутствие таковой — одно из необходимых условий при выборе места для стоянки. Предполагается, что осыпи будут подстерегать вас во время движения по маршруту и радиальных вылазок. Перед тем, как их преодолевать, не поленитесь лишний раз рассказать и показать детям, как нужно идти, чтобы не спускать друг на дружку камни.

    6. Стоянки на берегу реки, водоема. Вода притягивает детей всех возрастов: одно бесконечное бросание в воду камней и палок чего стоит. Бороться с этим бесполезно, да и не нужно. Поэтому на такой стоянке необходимо непрерывно держать в поле зрения всех детейю Известны случаи, когда в походах дети соскальзывали в воду с наклонных каменных плит, расположенных у самой воды (с которых так удобно смотреть на речку, рыбачить и т.д.). Такую же опасность представляют просто крупные камни и скальные обломки, расположенные над водой — с них ребенок может упасть в воду, просто оступившись (например, бросая в воду очередной камень). Швыряние камней в воду опасно тем, что камень вместо воды может угодить в товарища, который в момент броска резко встал или переместился. Необходимо почаще напоминать детям о такой опасности, а руководителю следить, чтобы дети не искали камни «на линии огня».

    6. Несъедобные ягоды и грибы. В походе все дети имеют завидный аппетит. Но, к сожалению, многие ребята не обладают достаточными навыками, чтобы хорошо различать ягоды. Поэтому в самом начале похода с ними надо обязательно провести соответствующую беседу. Школьникам часто бывает достаточно наглядно показать, как выглядит бледная поганка, волчий глаз, бузина и др. Это в любом случае будет полезно. Наличие в аптечке сорбентов (активированный уголь, смекта) строго обязательно, количеством, необходимым для лечения одного человека в течение нескольких дней.

    7. Водные походы. Наверное, это наиболее массовый вид туристических походов, в которые берут с собой большее количество детей, так как в таких походах руководители испытывают меньшие физические нагрузки и могут позволить себе взять с собой больше вещей и продуктов (главное все это доставить до реки).

    По нашему глубокому убеждению, пока дети выступают пассивными участниками похода, везде, где есть хотя бы малая вероятность оверкиля, дети должны быть проведены по берегу.

    Даже если вы научили ребенка держаться на воде, надо помнить, что в случае аварии у него может просто не хватить физических сил, чтобы справиться с течением. Если вы считаете, что вам не обязательно надевать спасательный жилет (а лучше все-таки надеть, что бы подать пример), дети всегда должны быть в жилете, в том числе (это важно!) и на просмотрах препятствий и обносах, когда вы заняты техническими проблемами, а дети подчас остаются без присмотра. Объем (в литрах) жилета должен быть не менее 20-25% массы человека (в килограммах). Часто детские спасательные жилеты, которые продаются в магазинах, необходимо дорабатывать самостоятельно, чтобы они смогли полностью выполнять свои функции. Прежде всего, необходимо проверить, есть ли у спасжилета паховая петля (лента, соединяющая переднюю и заднюю части спасжилета). Если нет, то ее надо пришить. В случае переворота судна спасжилет без паховой петли может оказаться отдельно от ребенка (не дай Бог, но это возможно). В последнем случае надувные емкости спасжилета нужно защитить тканевым чехлом и пришить паховую стропу. Очень желательно, чтобы сплавная одежда была тоже ярких цветов. На речках, которые перечислены в перечне водных маршрутов, рекомендуемых для походов с детьми, аварийные ситуации маловероятны, но все равно возможны, и лучше, чтобы они закончились благополучно. Адреналин лучше получать в другом месте и в другой компании.

    7. Велосипедные походы. В этом виде походов обязательным элементом является велошлем. Движение вдоль более или менее оживленных автомобильных дорог должно происходить только по обочине правой стороны дороги (если движение правостороннее)! Поскольку обочины бывают труднопроезжие (песчаные и т.п.), а соблазн двигаться по краю асфальта велик, для велопоходов выбираем маршруты с минимумом автомобильных дорог. Это, конечно же, сильно отразится на километраже похода (в сторону уменьшения). Для движения вдоль автомобильных дорог необходимо установить порядок следования в цепочке, и разъяснить ребятам, что соблюдать установленную очередность необходимо, и обгоны недопустимы. Порядок следования и интервал выбирается таким образом, чтобы контролировать всех самостоятельно передвигающихся детей. Сохранять действие ли этого правила на грунтовых, лесных дорогах — на усмотрение руководителя. Звездочка велосипеда должна иметь защиту, т.к. велика вероятность поранить ногу, перетаскивая велосипед через бревно или другое препятствие. Детям, которые передвигаются на велосипедах самостоятельно, необходимо время от времени напоминать об опасности, которую таит в себе пользование передним тормозом.
      1   2   3   4

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Сборник содержит подробное описание каждого туристического маршрута, рекомендации по прохождению маршрута, наглядный материал, приложения