• Игра-путешествие по страницам истории родного края «Мой край Шатурский» Подготовила: учитель истории
  • Жевна Т.В. Сценарий 1 вед.
  • 2 вед.
  • «Славянская».
  • 1 вед.

  • Скачать 102.9 Kb.


    Дата08.08.2017
    Размер102.9 Kb.
    ТипСценарий

    Скачать 102.9 Kb.

    Сценарий 1 вед. Родина мы говорим волнуясь, Даль без края видим пред собой. Это наше детство, наша юность



    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    основная общеобразовательная школа

    имени Героя Советского Союза И.И. Борзова села Середниково

    Шатурского муниципального района Московской области



    Игра-путешествие по страницам
    истории родного края

    «Мой край Шатурский»

    Подготовила:

    учитель истории

    Жевна Т.В.

    Сценарий
    1 вед. Родина - мы говорим волнуясь,

    Даль без края видим пред собой.

    Это наше детство, наша юность.

    Это всё, что мы зовём судьбой.


    2 вед. Родина, Отечество святое.

    Родина отцов и дедов.

    Мы влюбились в эти клевера,

    Родниковой свежести отведав

    С краешка звенящего ведра.
    1 вед. Дорогие ребята! Игра-путешествие по страницам истории родного края состоит из 5 станций. Вам предстоит рассказать об отдельных этапах развития сёл и городов района, ответить на вопросы и загадки и показать материалы краеведческой работы.
    2 вед. Уже туман над полем розов,

    Раздольно зори занялись,

    А под окном моим березы

    В кадрили за руки взялись.


    1 вед. Итак – начинаем! Первая страничка «Славянская». Расскажите-ка, ребята, о жизни и быте наших предков.
    Сообщение ребят.
    1 уч. История поселения Шатурского района восходит к временам языческой Скифской Руси. Племена, жившие на нашей земле, до хазарского нашествия, вели кочевой и полукочевой образ жизни. Первыми использовали железо, полученное из болотистых руд и чёрно-красных глин, для производства доспехов и мечей. Поклонялись языческим богам, строили святилища. Главное святилище богу Перуну находилось на самой высокой точке района – нынешнего посёлка Туголес.

    Жители поселений занимались рыбной ловлей, охотой, собирали ягоды и грибы, из льна и конопли шили одежду, вели мелкую торговлю с купцами, переправляющими свой товар по пути «из варяг в греки».

    В период набегов кочевников оборонялись или просто уходили в глубь болота лесов.
    2 уч. Наш район – край Мещёрской низменности – был всегда богат лесами. Дерево имело в жизни народа огромное значение. Строительство домов, хозяйственных построек, предметов быта, украшения, посуда, бочки, прялки, музыкальные инструменты, корзины, короба и сундуки, цепа, кули, мебель – всё было деревянное. Уникальной постройкой можно считать баню, которая топилась дровами по-черному. Трубы не было, и дым окуривал и согревал баню. Всё это в целях избавления от болезней. Такие бани сохранились до середины 20 века.
    3 уч. В нашей местности росли вековые дубовые рощи. В деревнях Дубровка, Подлесное, Катчиково из-под рук мастеров-резчиков выходили деревянные изделия, которые ценились в Москве, Владимире, Рязани и Коломне. Особенным спросом пользовались бочки, дуги, сани, детали карет, сундуки, дубовые колокольни, резные дубовые перила и коньки крыш.

    Жили наши предки в избах, которые освещались горящими лучинами, вставленные в специальные подставки – светцы. Позже стали использоваться восковые свечи. Спали на деревянных кроватях; в комнате, в красном углу, под образами стоял стол, а вокруг него лавки с резными спинками и табуреты. На стол ставился вёдерный самовар и нехитрая деревянная и глиняная посуда.


    4 уч. (демонстрация слайдов)

    Старая русская пословица гласит: «Мой дом – моя крепость». Теплое, заботливое отношение к дому как к детищу своих рук и месту обитания семьи способствовало сохранению многих традиций. Любая изба была украшена деревянными резными символами. Главным узором было изображение солнца, которое считали всевидящим оком. Помещали его в верхних частях наличников и в центре ставень. Вокруг помещали витые ветви растений – образ богини леса. Мотив ромба – символа достатка в доме, плодородия – можно увидеть на ставнях, наличниках, торцах дома, крылечках, террасах. На верху крыши раньше помещали череп лошади. Считалось, что священная сила животного отгоняет от дома всякое зло. Позже верх крыши назвали «коньком», там было изображение головы коня. Другим украшением был резной петух, крик которого отгоняет нечисть.


    1 вед. Молодцы! А теперь ответьте на вопросы и разгадайте загадки.
    2 вед. 1. Не бык, а бодает, не ест, а хватает. Что схватит – отдает – снова в угол отойдет? (Это ухват – железная рогатина, с помощью которой доставались чугуны из печки).

    2. Конь черен – в огне проворен? (Кочерга – железная лопатка с загнутым концом. Ей мешали в печке дрова и угли).

    3. На чем и чем писали наши предки? (Писали на бересте гусиными перьями. Чернила делали из сока ольхи).

    4. Морщинистый Тит всю деревню веселит? (Гармошка).



    1 вед. Музыкальная пауза. Танец «Станцуем, Ваня».
    2 вед. Подари мне, батюшка, чудо - веретенышко,

    Серебряное донышко.

    Нитка белая бежит, веретенышко дрожит.

    Ты вертись, моя вертушка,

    Дорогая мне игрушка,

    Мне и весело и жарко,

    Я – то день-деньской кручу,

    Нитки белые сучу

    И тихонечко пою.

    1 вед. Следующая страничка – станция «Ремесла».

    Какие производства были в нашем районе встарь, какие ремесла?


    1 ученик: Наши предки были, поистине, с золотыми руками. Все, что вокруг них было, то и шло в дело. Собирали смолу, гнали деготь, варили поташ и стекло, делали селитру. Повсеместно занимались ткачеством, ткали бумажную ткань – нанку, которую в других местах привозили из Китая. Ткацкие станки стояли почти в каждом доме. Поэтому полы в избах были застланы домоткаными полосатыми дорожками. В деревнях Андреевские выселки и Вальковская были суконные фабрики, на которых делалось сукно и плис – бумажный бархат.

    В деревне Волосунино ткачи особенные жили. Из конского волоса они плели плети, веревки, матрацы, седла. Позже изготавливали ковры из бумажной пряжи. Известны до сих пор яркие Волосунинские ковры.


    2 ученик: Исстари ценились изделия из железа. Кузнецы в общине деревни Васюковки ковали доспехи, подковы, обручи к бочкам, делали детали к жерновкам. Почти в каждом поселении были кузнецы для местных нужд.

    В деревне Бармино кузнецы-ремесленники делали кольчуги для воинов, оплечья и латы. Позже – плели сетки, силки, капканы, рачевницы, детали к телегам, саням, плугам, каминные решетки.


    3 ученик: Делали в нашем крае глиняную и фарфоровую посуду, варили стекло. С 1824 года в Мишероне начал работать стекольный завод, открытый семьей Костеревых. Они объединили ряд мелких кустарных производств в окрестных деревнях. В 1830 году в районе, где сейчас проходит 32 километр железнодорожной ветки Кривандино-Рязановка, братьями Рыловыми был открыт стекольный завод, на котором изготавливалась стеклянная посуда для нужд винокуренных заводов деревни Алешино и деревень вокруг г. Егорьевска. Когда мы были на месте раскопок завода, видели остатки круглой стекловаренной печи, нашли чугунную заслонку.
    4 ученик: Занимались жители и скотоводством. Недалеко от д. Митинской находился конный завод. Было налажено кожевенное производство. В деревне Митинской крестьянин Пичков открыл кожевенную фабрику, на которой дубились и красились лошадиные, коровьи и овечьи шкуры, из которых в городе Егорьевске шили обувь.

    В деревне Тюшино шили пимы, различную обувь, валяли валенки. В Харлампеево и окрестных деревнях есть свои мастера, которые до сих пор из шерсти овец валяют валенки.


    2 вед. Много вы рассказали. Пришло время загадки разгадывать:

    1. Из какой древесины строились дома? И почему? (Дома строились из смолистых пород деревьев: сосны, ели, лиственниц. Срубы такие считались вечными. Из дуба строили редко – слишком дорого ценился дуб).

    2. Почему бревна по краям не пилились, а обрубались? (Пила разрыхляет края бревен, и дерево быстро гниет. Обработанные топором торцы бревен делались непромокаемыми).

    3. Что означает фраза «Уйти в отход?». (Среди мужчин нашего края плотники уходили весной ближе к городам на заработки. Они строили дома, амбары, часовни, монастырские постройки. Возвращались поздней осенью. Это и значило – уйти в отход, а мужчин называли отходниками.

    4. Что это за деталь, кем она сделана? (Это сошник, часть сохи. Сделана она кузнецом из металла).
    1 вед. Переходим на станцию «Топонимика».

    Объясните значение и происхождение названий рек, озер, сел и деревень края Шатурского.


    1 ученик. Начну с речки Летовки. В греческой мифологии слово «Лета» означает «реку забвения», мол, «в Лета попал – беспамятным стал». Однако у тихой Летовки было еще 3 названия: Летва, Литовка, Литова. И вот откуда. В нашу местность 2 раза было массовое переселение населения из западных земель, которое называли «Литва». Это были белорусы, поляки, прибалты.

    А вот происхождение названия нашего села простое. Село Середниково находилось на середине Касимовского торгового тракта: Москва – Касимов и на перекрестке дорог из Москвы на Владимир, Коломну, Рязань.


    2 ученик. Это понятно. А вот название деревень Самойлиха и Тарбеиха? Самое странное название деревни и озера близ поселка Радовицкий мох – Сыльма. Однако все очень просто. Слово Сырма означает овраг, обрыв, а слово Сель – низкая ложбина. Тарбеиха – от слова тербище – капище идолопоклонников.

    А Самойлиха, в переводе – самое лихое место. Основа деревушки находилась на Касимовском спуске, равнине, среди лесов и болот, на самом трудном участке торгового тракта. По преданию, именно здесь находился стан разбойников – лихих людей, которые грабили проезжавших по дороге. Войсками Павла I разбойники были разогнаны и переловлены, а название осталось.


    3 ученик. Деревня Левошево располагалась рядом с Петровской и называлась Левашево. Жители деревни выращивали садово-ягодные культуры, пекли пироги и возили их на продажу на рынок Преображенского Погоста у Святого озера. Леваш – пастила из ягод. Леваши – пироги с ягодами. Просто и интересно.
    4 ученик. Немного о происхождении названий сел. Кривандино ранее называлось Кривалдино. Попробуем расшифровать: кривули – коленчатые брусья для крепления лодки, алдия – ладья. Другое предположение: селение, расположенное на извилистом берегу реки Поля – кривулей.

    Название села Ильмяны произошло от слова Ильм – вяз. Известно, что еще Иван Грозный заказывал в Муромском сельце, - ныне Дмитровский Погост, колымаги для конюшенного двора из вяза.



    1 вед. Вижу, знаете вы много и читаете.

    1. Скажите-ка лучше, что означают слова «Вервь», «Волость», «Стан»? (Вервь – крестьянская община, состоящая из нескольких поселков (весей). Волость – совокупность общин в одной местности, объединенных выборными органами управления.

    Стан – совокупность нескольких владений на территории распавшихся общин).

    2. Что означает название: Шут гороховый?

    (Горох – самая дешевая культура. шуты и скоморохи смешили людей погремушкой, внутри которой был горох. «Гороховый» значит «дешевый»).
    Танец «Красны девицы».
    1 вед. Сейчас, ребята, мы открываем главную страницу истории родного края «Шатура – город Энергетиков». Что услышим от вас о родном городе?
    1 ученик. Еще до Первой мировой войны вокруг деревни Тарбеиха широко велись работы по добыче торфа для нужд России. Руководил работами по подготовке торфяных полей Иван Иванович Радченко в районе Петровского и Кобелево. Весной 1918 года предприятия Петровско-Шатурское и Петровско-Кобелевское получили официальное название «Шатурские государственные торфяные разработки». С 1919 года началось строительство, а 25 июня 1920 года была пущена временная электростанция. Через 5 лет, 6 декабря 1925 года пущена Шатурская ГРЭС. Сам город Шатура начинался с поселка Шатурторф, который построен был в 1921 году. Параллельно велись строительные работы и на Черном озере. Шатура, как город, стал только к 1936 году. Назван город в честь сельца Шатур.
    2 ученик. Сейчас город Шатура – это районный центр на юго-востоке Московской области. В центре красивый сквер. Вокруг него расположены здания администрации, народного суда, военкомата, клуб имени Нариманова.

    Главная улица – проспект Ильича – это место, где раньше была деревня Тарбеиха. Сохранились в городе дома, построенные в 20-30 годах прошлого столетия. Гордостью города являются школы и энерготехникум, который готовит будущих энергетиков.

    В городе работают промышленные предприятия: ГРЭС № 5, мебельная компания «Шатура». С 1979 года основан Научно-исследовательский центр лазерных технологий.
    3 ученик. Судьба некоторых наших односельчан была связана с городом Шатура.

    Среди них – Волков Николай Иванович (слайд фотографии). Он был в бригаде плотников, которые работали на строительстве поселка Шатуры в 1927-1930 гг. В 1941 г. Николай Иванович ушел на войну и погиб в 1942 году. О своем отце рассказал его сын Волков Василий Николаевич, ветеран войны. Он часто приходил в нашу школу, передал материал в школьный музей.

    Хочу рассказать немного о пожилой жительнице села – Гужовой Ирине Дмитриевне. Родилась она в деревне Запутная в 1925 году. В 30-х годах ее семья переехала в Шатуру. Отец, Загладин Дмитрий Алексеевич, был прорабом на стройке, он участвовал в строительстве школы № 2.

    Единственной средней школой в городе была школа № 1. Называлась она школа – комбинат. В 1941 году Ирина Дмитриевна закончила 7 классов школы № 2 и поступила в 8-ой класс школы – комбината. Но из-за войны учебу пришлось оставить, и Ирина Дмитриевна пошла работать на железнодорожную станцию на погрузку дров для Москвы. После войны ее направили работать на станцию Бармино, где она работала до 1992 г.


    2 вед. В разгаре июнь, стало жарко и сухо,

    Недавно сирень за окном отцвела.

    А ныне метель тополиного пуха,

    Как первой порошей, асфальт замела.

    За дымной Шатурой, вдали, в перелесках,

    Последние песни пропел соловей,

    Озера туманные в радужных всплесках

    Зарю умывают волною своей.


    1 вед. Открываем последнюю страницу – станция

    «Мой край Шатурский». Вам слово, ребята!

    1 ученик: Важной вехой в истории нашего края стало образование в октябре 1956 года Шатурского района. В него входило 2 города – Шатура и Рошаль, 10 поселков и 151 деревня. В 1959 году Коробовский район был присоединен к Шатурскому. Этот год и стал годом окончательного образования Шатурского района.

    В 2006 году на территории Шатурского района было образовано 7 поселений, из них 3 городских: Шатурское, Мишеронское, Черустинское, и 4 сельских: Дмитровское, Пышлицкое, Кривандинское и Радовицкое.


    2 ученик. Шатурский район – один из самых экологически чистых в Московской области. Природа богата и разнообразна. Здесь мы можем увидеть растения черноземной зоны: хохлатка, пролеска, венерин башмачок, серебристый тополь, ковыль. Край богат рыбой и дичью. Красивые, разнообразные озера, тихие реки, вековые сосновые боры, дубовые рощи. Даже болота у нас особенные. Летом шумят камышом, а осенью краснеют от клюквы.
    3 ученик. Всегда тянулись сюда люди из Москвы: рыбы половить, уток пострелять. Край наш богат историей, природой и людьми.

    Мы гордимся своей Родиной, стараемся сохранить исторические ценности и традиции наших предков.

    Шатурский край зовут глубинкой,

    Тепло и ласково зовут.

    За лес с грибами и черникой,

    За невзыскательный уют,

    За множество болот мещерских,

    За синь озер, за ширь полей.

    И каждый, кто живет здесь – знает:

    Нет края лучше и милей!


    1 вед. Заканчивается наше путешествие! Спасибо вам, ребята!
    2 вед. Послушайте песню «Гляжу в озера синие…»

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Сценарий 1 вед. Родина мы говорим волнуясь, Даль без края видим пред собой. Это наше детство, наша юность

    Скачать 102.9 Kb.