• «Муза в храме науки» Цели
  • Оборудование
  • План проведения урока
  • Ход урока Создание эмоциональной атмосферы.
  • Д.И.Менделеев – А.А.Блок



  • страница1/4
    Дата20.04.2018
    Размер1.87 Mb.
    ТипСценарий

    Сценарий нетрадиционного урока литературной гостиной для старшеклассников (11 класс)


      1   2   3   4

    Сценарий нетрадиционного урока - литературной гостиной для старшеклассников (11 класс)

    Снижение интереса школьников к чтению, а особенно к чтению русской классики – явление, характерное для многих школ России. Особенно остро эта проблема стоит перед учителями, работающими в школах, например, химико-биологического профиля. Учителям литературы приходится постоянно решать проблему формирования интереса к предмету, повышения познавательной активности учащихся.
    Оригинальные по форме уроки включают один из основных внутренних мотивов учащихся к изучению предмета – интерес. Подготовка к необычным урокам приобщает учащихся к чтению научной и научно-популярной литературы, развивает их творческие способности.
    В нашей школе с химико-биологическим профилем мы, учителя литературы и химии, организовали и провели литературную гостиную, посвященную научной деятельности Д.И.Менделеева и творчеству А.А.Блока. В преддверии гостиной с учащимися была проведена на уроках химии и литературы заочная экскурсия в Шахматово и Боблово, имения, которые связывали две великие русские фамилии – Блока и Менделеева.
    На этом нетрадиционном уроке учащиеся в полной мере смогли продемонстрировать свои знания биографий двух известных людей, умение анализировать факты, сопоставлять их, а еще актерские способности.
    Так получился урок в нетрадиционной форме – литературная гостиная.


    «Муза в храме науки»

    Цели:

    • обобщить и расширить знания учащихся о жизни и творчестве А.А.Блока и Д.И.Менделеева;

    • реализовать принцип взаимосвязи урочной и внеклассной работы с целью повышения интереса учащихся к учению;

    • использовать интеграцию литературы, науки и искусства для эстетического, нравственного и духовного воспитания учащихся, активизации их познавательной деятельности.

    • приобщить учащихся к чтению художественной, научной и научно-популярной литературы.

    • воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою Родину.

    • развивать творческие способности учащихся.

    Оборудование:

    • Мультимедийная презентация (портреты Д.И.Менделеева и А.А.Блока; репродукции картин А.И.Куинджи, В.М.Васнецова, И.И.Шишкина)

    • Оформление кабинета в стиле литературной гостиной (столики, свечи, цветы, сборники стихотворений А.А.Блока)

    • Оформление доски:
      - высказывания («Вопросы искусства были близки Менделееву в такой же степени, как и вопросы науки» (Я.Д.Минченков),
      «Шахматово – гнездо, из которого вылетел лебедь новой русской поэзии» (С.Соловьев),
      «Века наши будут когда-нибудь характеризоваться появлением естествознания в науке и пейзажа в искусстве» (Д.И.Менделеев).


    План проведения урока

    • А.А.Блок и Д.И.Менделеев


    • Образ женщины в трудах Д.И.Менделеева и А.А.Блока как образ матери, как выражение прочного, постоянного, сокровенного, нравственного, чистого и гуманного.
    • Любовь Менделеева и Александр Блок.
    • Способы познания действительности средствами науки и искусства.
    • Вступление. Психологический портрет А.А.Блока и Д.И.Менделеева.
    Ход урока

    1. Создание эмоциональной атмосферы.

    Звучит музыка И.С.Баха, текст идет на фоне музыки.

    О, я хочу безумно жить:
    Все сущее – увековечить,
    Безличное – вочеловечить,
    Несбывшееся – воплотить!

    И тщетно, страсти затая,


    В холодной мгле передрассветной
    Среди толпы блуждаю я
    С одной лишь думою заветной:
    Пусть светит месяц – ночь темна.
    Пусть жизнь приносит людям счастье, –
    В моей душе любви весна
    Не сменит бурного ненастья.


    За городом, в полях весною воздух
    дышит.
    Иду и трепещу в предвестии огня.
    Там, знаю, впереди морскую зыбь
    колышет
    Дыханье сумрака – и мучает
    меня.
    Я помню: далеко шумит, шумит
    столица.
    Там, в сумерках весны,
    неугомонный зной.
    О, скудные сердца!
    Как безнадежны лица!
    Не знавшие весны тоскуют над
    собой.
    А здесь, как память, лето
    невинных и великих,
    Из сумрака зари – неведомые
    лики…

     


    1. Д.И.Менделеев – А.А.Блок

    1. Биографы А.А.Блока

    Столица царской России – Санкт-Петербург начала восьмидесятых годов XIX в. На Университетской набережной Невы, на Васильевском острове, в уютной квартире «ректорского дома», в культурной семье, хранящей память о благородных традициях дворянской интеллигенции сороковых годов, растет светлокудрый мальчик – Саша, Сашура, как его ласково зовут в семье.

    Глава семьи – профессор-ботаник Андрей Николаевич Бекетов – уволен с должности ректора за «студенческие беспорядки». Совсем недавно «грянул взрыв с Екатеринина канала» и бомбой народовольца Гриневицкого был убит царь Александр II.

    Семья живет замкнутой жизнью. Науки, литература, милое старинное «красноречие», стихи Жуковского, Полонского, Майкова, Фета, Апухтина создают в доме особую атмосферу духовной чистоты и благородства и одновременно замкнутости от окружающего мира. Дед читает лекции в университете, летом бродит с внуком по окрестностям своей небольшой усадьбы в селе Шахматово под Москвой, учит маленького Сашу основам ботаники (интерес к естественным наукам сохранится у Блока в течение всей жизни).

    Блок почти не знал своего отца – профессора юридического факультета Варшавского университета Александра Львовича Блока, с которым мать будущего поэта Александра Андреевна рассталась еще до рождения сына. Чуткая, впечатлительная женщина с необычайно тонкой, хрупкой, нервной натурой, подверженная болезненной экзальтированности, мать была самым близким другом Александра Блока до последних дней его жизни (она пережила сына на два года).

    Блок. Мы с мамой почти одно и то же.

    Серебристыми крылами
    Зыбь речную задевая,
    Над лазурными водами
    Мчится чайка молодая.
    На воде букеты лилий,
    Солнца луч на них играет,
    А из струй реки глубокой
    Стая рыбы выплывает.
    Облака плывут по небу.
    Журавли летят высоко.
    Гимн поют хвалебный Фебу.
    Чуть колышется осока.


    Она знала сына до конца. Во всех его слабостях и страстях, во всей его душевной высоте.

    Мать Блока. Он только одного беспокойства не доставил – на аэропланах не летал. А так – я вечно за него боялась; или утонет, как Сапунов (художник), или пойдет по рельсам и заглядится на что-нибудь, хоть на девушку какую-нибудь (помните, «стройная, с тугой косою»), а поезд налетит на него и раздавит, или еще что-нибудь...
    Сашенька, деточка, душенька! День начинается и кончается мыслью о тебе.

    1. Биографы Д.И.Менделеева

    Менделеев родился 8 февраля 1834 г. в г. Тобольске в семье директора гимназии. Его отец в этот год ослеп на оба глаза, вследствие чего должен был оставить службу и перейти на скудную пенсию. Воспитание детей (Менделеев родился 14-м ребенком в семье) и все материальные заботы о многочисленной семье целиком легли на плечи матери Марии Дмитриевны, энергичной и умной женщины, которая для улучшения материального положения семьи взяла на себя тяготы управления стекольной фабрикой своего брата, находившейся в
    2,5 км от Тобольска.


    Менделеев до конца своих дней сохранил благодарную память о Марии Дмитриевне.

    Матери Дмитрий Иванович посвятил один из самых значительных своих трудов – «Исследование водных растворов по удельному весу» (1887). Глубоким уважением и искренней горячей любовью дышит трогательное посвящение ее памяти, сделанное в этой монографии.



      1   2   3   4

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Сценарий нетрадиционного урока литературной гостиной для старшеклассников (11 класс)