страница1/4
Дата14.01.2018
Размер0.53 Mb.
ТипСценарий

Сценарий общешкольного мероприятия «Дни воинской славы России. Герои земли русской»


  1   2   3   4


Сценарий общешкольного мероприятия «Дни воинской славы России. Герои земли русской».

Цель: воспитание чувства гордости за свою родину, знакомство с героическими страницами прошлого.

Задачи:

Пробудить познавательный интерес к истории государства, её культуре;



Воспитывать патриотизм, понимание и уважение к истории России.

Оборудование.

Мероприятие сопровождается мультимедийным оборудованием.

Ход мероприятия.

Вед. Сегодня мы открываем героическую летопись России. На долю нашего государства выпало много тяжелых испытаний. Не раз судьба ее зависела от мужества её солдат, оружия и конечно, от умения и таланта её полководцев: Суворова, Нахимова, Кутузова, Донского, Невского.

вед. Дни воинской славы России. Сегодня о них пойдет речь. В феврале 1995 года был принят Федеральный закон Российской Федерации «О днях воинской славы (победных днях) России», где был установлен перечень этих дат. Днями воинской славы России являются дни побед русского оружия над врагами Отечества.

Давайте назовем их.

^ 9 мая – День победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов

27 января – День снятия блокады Ленинграда, 1944 год

2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве, 1943 год

23 февраля – День защитников Отечества

18 апреля – День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере, Ледовое побоище, 1242 год

^ 10 июля – День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении, 1709 год

9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут, 1714 год

23 августа - День разгрома советскими войсками немецко- фашистских войск в Курской битве, 1943 год

11 сентября – День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра, 1790 год

8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией, 1812 год

21 сентября – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве, 1380 год

4 ноября – День народного единства. День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов, 1612 год

7 ноября – День проведения военного парада на Красной площади в г. Москве, 1941 год

1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп, 1853 год

5 декабря – День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой, 1941 год

24 декабря День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 г.)

вед. Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Вед.

«Не ходите на Русь!»-



«Не ходите на Русь!»-

Но враги наступали кроваво …

И тогда нам вручала родная страна

Вместе с грозным оружьем

Поля нашей славы,

Наших предков великих

Святые для нас имена.

Вед. Год 1242. Ледовое побоище.

На голубом и мокроватом

Чудском потрескавшемся льду

В шесть тыщ семьсот пятидесятом

От Сотворения году,

В субботу, пятого апреля,

Сырой рассветною порой

Передовые рассмотрели

Идущих немцев тёмный строй.

Под нами лёд, над нами небо,

За нами наши города,

Ни леса, ни земли, ни хлеба

Не взять вам больше никогда.

Князь перед русскими полками

Коня с разлёта развернул,

Закованными в сталь руками

Под облака сердито ткнул.

«Пусть с немцами нас бог рассудит

Без проволочек тут, на льду,

При нас мечи, и, будь что будет,

Поможем божьему суду!»

Был первый натиск немцев страшен.

В пехоту русскую углом,

Двумя рядами конных башен

Они врубились напролом.

И, только выждав, чтоб ливонцы,

Смешав ряды, втянулись в бой,

Князь , полыхнув мечом на солнце,

Повёл дружину за собой.

Подняв мечи из русской стали,

Нагнув копейные древки,

Из леса с криком вылетали

Новогородские полки.

По льду летели с лязгом, с громом,

К мохнатым гривам наклоняясь;

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.

И князь, едва остыв от свалки,

Из-под руки уже следил,

Как беглецов остаток жалкий

К ливонским землям уходил.

^ Вед. Год 1380. День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве.

Он княжил в бурную эпоху,

Тяжёлых и коварных дней,

Междуусобиц суматоха,

Борьба за власть среди князей...

Стонала Русь от иноверцев,

Под игом Золотой Орды,

В слезах тонуло её сердце,

И дни уж были сочтены...

Мамай готовился к походу,

На дерзкую, отныне, Русь,

Чтоб задушить её народы,

Князей разрозненную грусть...

Встал на защиту князь Московский,

Он бросил клич другим князьям,

На бой священный, судьбоносный,

Цепей ордынских сбросить срам...

Но пробил час кровавой сечи,

Туманным утром сентября,

К двенадцати часам он встретил,

Мамая - лютого врага!

В два раза войско превосходит,

Мамай со ставкой на холме,

А Дмитрий князь, с копьём в народе,

Готов к сражению, на коне...

Земля от ужаса дрожала,

Рекой лилАсь людская кровь,

О, Русь, судьба твоя сражалась,

За жизнь, свободу и любовь!

В момент решительный и шаткий,

С засады конница пришла,

Зажало войско мёртвой хваткой,

Добив жестокого врага...

Мамай бежал с остатком малым,

Донской с победою шагал,

Империи он дал начало

И сыну княжить завещал!

^ Вед. Год 1612. День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов.

Россию в гари и крови

От ляхов лихоимства

Мы снова вспоминаем в дни

Народного единства:

Москву сожжённую врагом,

Смятенье в сердце каждом,

Кровопролитие кругом

И смерть невинных граждан.

Пожарский, Минин, слава вам,

Быть вновь Москве свободной.

Снискали славу по делам

Вы в памяти народной.

Нижегородские полки

В сражение вступили.

Пусть жертвы были велики,

Враг изгнан из России.

^ Вед. Год 1709. День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении

Открылись мне поля Полтавы

При свете утренних лучей,

Где кровь лилась для русской славы,

Где Карл разил к беде своей.

Там недалеко есть могила,

Там падшие зарыты в ней;

И одинока и уныла

Стоит она среди полей.

Там за победу со слезами

Царь Петр молился небесам;

Там крест поставил он с словами –

На память будущим векам!

^ Вед. Год 1790. День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 г.)

Слава, Слава Адмиралу,

И Эскадре Русской Слава!

Севастополь заложил,

Флаг Андреевский, чтоб был!

Флаг Андреевский высОко

Поднимал, чтобы далёко

Увидала вся Земля

Подвиг Русского Царя!

Тем царём был Русский Дух,

Не заменит его вдруг

Ни звезда, ни пирамида,

Ни богиня Артемида.

Славься, славный Ушаков,

Несть числа твоих врагов,

Славы Флага не уроним,

Мы побед баталий помним,

^ Вед. Фёдор Фёдорович Ушаков— выдающийся русский флотоводец, адмирал. Турки с почтением и страхом называли его "Ушак-паша".

Вед. Год 1790. День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова.

Вед.

Он Россию свою



В самом трудном бою

Был готов защищать.

Был он дерзок и смел,

Одного не умел:

Не умел отступать.

Генералиссимус Суворов

Солдату друг, солдату брат

Генералиссимус Суворов

Да что там Альпы,

Да что там горы,

С ним для солдата нет преград.

Он Россию любил,

Он России служил,

Ростом мал, да удал.

И никто не забыл,

Как он брал Измаил,

Как геройски всегда воевал.

^ Вед. Год 1812. 8 сентября День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией Наполеона.

Беда пришла в края родные.

Французы вторглись на поля.

Знамена взвились боевые.

И застонала русская земля.

Все на защиту родины вставали,

Но враг силен, он все идет вперед,

А сапоги «мусьев» поля, луга топтали.

Тогда в Кутузова уверовал народ.

И Александр, уступив народу,

Его позвал отчизну защищать.

Вед. : Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были схватки боевые

Да, говорят, еще какие.

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина

Вед. Год 1853.День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп. В Синопской бухте полностью уничтожен Турецкий флот.

Синоп горел. Шипел скворчащий порох,

И черный дым укутал корабли.

Здесь о судьбе задуматься бы в пору,

Но всё меняет резкий возглас: "Пли!"

Свистит шрапнель, и мечутся матросы,

Шумит вода - прибойный пенный вал,

И, рукавом стирая кровь и слезы,

Сам адмирал схватился за штурвал.

"Еще один!". Грохочет эхо взрыва,

И Турция опять теряет флот.

Горит огонь над кромкою прилива...

Синоп горит - последний их оплот...

Выходят герои.

вед. Пусть без страха жалуют к нам в гости.

Но кто на русскую землю с мечом

Придет, тот от меча и погибнет,

На том стояла и стоять будет

Русская земля.

вед. Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

«Слава Вам, борцам суровым!»

(День воинской славы России. Куликовская битва.)

Цель: Воспитание любви к Родине, уважения к ратной славе русского воина и воинской обязанности, чувства долга и ответственности за историческое прошлое, свободу и независимость народа и государства.

Задачи:

развитие и упрочение знаний и представлений об историческом прошлом России, о героической истории борьбы русского народа за свободу и независимость нашей Родины;



воспитание патриотизма на примере героических подвигов русских воинов и народа в борьбе с иноземными захватчиками;

воспитание чувства долга и ответственности перед предками, Родиной и народом за поддержание и сохранение безопасности, свободы и независимости, уважения к воинской службе;

развитие творческих способностей;

воспитание коллективизма и чувства общности и единства поколений в судьбе народа и Родины.

Место действия:

Актовый зал школы, кабинеты истории, математики и литературы (помещения школьного историко-этнографического музея «Истоки»).

Оборудование:

Декорации монастырской кельи (стол с пером, чернильницей, свитком и свечей, скамья, темные занавеси);

стенд с иллюстрациями героических событий русской истории;

стенд с работами учащихся к Дню воинской славы;

портреты исторических деятелей и военачальников Российского государства.

государственные символы Руси и России.

Участники и действующие лица:

Ведущий (учитель)

монах-летописец (учащийся)

Евпатий Колврат, рязанцы (учащиеся 3-4 классов)

Александр Невский, новгородцы (учащиеся 7 класса)

Дмитрий Донской, русские воины на Куликовом поле (учащиеся 6 класса)

Козьма Минин, Дмитрий Пожарский, ополченцы (учащиеся 5 класса)

М.И. Кутузов, Наполеон, русские воины и ополченцы 1812 года (учащиеся 8-9 классов)

Ход занятия:

Ведущий:


- Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней,

Вспоминай их добрым словом –

Слава им – борцам суровым.

Слава нашей стороне

Слава русской старине!

(Гимн России, затем, приглушенно, до затихания – Римский-Корсаков «Садко»)

Ведущий (по ходу действия ведущий демонстрирует иллюстрации, картины, портреты исторических деятелей, полководцев, героев, соответствующие событиям):

- В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах,

О земле о нашей русской

Быль записывал монах.

Монах:

- Я писал зимой и летом,



Озаренный тусклым светом.

Я писал из года в год

Про великий наш народ.

О нашествии Батыя

Написал я в грозный час

И слова мои простые

Сквозь века дошли до вас.

(музыка: Римский-Корсаков «Шахерезада» I часть)

Ведущий:

-1223 год. Первое нашествие татар на Россию. Огромная татарская орда в полмиллиона человек спустя 13 лет вновь двигалась на Русь с целью покорить ее. Во главе орды был хан Батый. Их путь лежал к Рязанской земле…

3-4 классы:

– Ой, лихо! Лихо! Ой, беда!

Стоит орда! Грозит орда!

Рязань! Рязань! Теперь тебе,

Твоим несчастным горожанам

Уже не выстоять в борьбе,

Не совладать с жестоким ханом.

Горят хоромы, терема –

Все, чем Рязань была богата.

Пять дней оборонял народ

Свой край, как говорит сказанье,

И пять ночей небесный свод

Пылал над стонущей Рязанью.

И к ним, как воин и как брат,

Горя упорно жаждой мщенья,

Пришел рязанец Коловрат

И стал готовить ополченье.

Впервые дрогнула орда,

От ужаса теряя разум,

И двинул Коловрат тогда

Всю силу на монголов разом.

И столько жизней смерть взяла,

Что под ногами твердь стонала,

Пока рязанского орла

Шакалов стая окружала.

И вот у ног Батыя он –

Евпатий Коловрат убитый.

Когда б тот воин был моим,

У сердца я б держал такого!

А над землей клубился дым…

Он гнал людей лишенных крова,

В лесах, на страх монгольким ханам,

На славу первым партизанам.

Ведущий:


- Евпатий Коловрат – некто из рязанских вельмож, собрал небольшую дружину и внезапно напал на станы Батыя. Силы были неравные. Многие дружинники погибли, иные взяты в плен, сам Евпатий был закидан из камнеметов. Хан Батый преклоняясь перед мужеством княжеского воеводы и его ратников, приказывает отпустить всех пленных и отдать им тело Евпатия Коловрата.

(музыка: опера Римского-Корсакова «Садко», затем - кантата С. Прокофьева «Александр Невский»).

Ведущий:

- Сын великого князя Ярослава Всеволодовича, внук знаменитого Всеволода Большое Гнездо, правнук Владимира Мономаха. В 16 лет стал князем – наместником в Новгороде, сменив отца. Прославился подвигами в защиту Русской земли от захватчиков с Запада. В 1240 г. в сражении на Неве разбил шведское войско, за победу получил прозвание Невского. В 1242 г. остановил наступление Ливонского ордена в битве на Чудском озере, разбив войско немецких рыцарей. Что же касается татар, то Александр Невский был храбрый и гордый князь, но ему пришлось смирить себя ради сохранения Руси.

7 класс:

Александр Невский:

– Слушай! Слушай, добрый люд,

Слову князя внемли!

Хан Батый жесток и лют,

Разоряет земли.

Губит нас проклятый враг

Грабит нас безбожно,

Но от хана, как-никак

Откупиться можно:

Дань заплатим. Спору нет,

Стянем пояс туже,

Но ливонец – наш сосед, -

Дело тут похуже!

Вдруг захватят города

И начнут селиться,

И прости-прощай тогда

Русская землица!

Учащиеся:

- Выходили в смертный бой

На врагов проклятых

И с дружиной наравне

Мужики в овчинах,

Кто пешком, кто на коне,

Даже при дубинах,

Грохот, ржанье, стон и крик,

наши жмут сильнее,

А ливонец не привык

Получать по шее

Как! Куда теперь бежать

В панцире пудовом?

Или сняв его дрожать

На пути ледовом?

И по льду 7 верст пешком,

В плен дружиной взяты,

Шли ливонцы босиком,

Побросавши латы.

Эти ратники в борьбе

Землю отстояли!

Ведь спасли они тогда

Русскую землицу.

Ал. Невский:

- Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но кто на Русскую землю с мечем придет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля!

(музыка: М. Мусоргский, «Гном»)

Ведущий:

- Уже более 100 лет жила Русь под татарским игом, и вот некогда успешные набеги татар прекратились в 1377 году, когда Московский князь Дмитрий Иванович отказался платить Орде дань…

Монах:

- С чего бы слово мне начать



О славе тех времен?

Большую, тысяч в триста, рать

Привел Мамай на Дон.

Ведущий:


- Князю Дмитрию Ивановичу за его короткую жизнь (39 лет) довелось немало воевать. Чтобы избавить Русь от ордынского ига, он объединяет вокруг Москвы многие княжества, чтобы вместе выступить против хана Мамая. Сражение, положившее конец татаро-монгольскому игу, состоялось на Куликовом поле…

6 класс:


Дмитрий Донской:

- Мамаево побоище

Все знают на Руси!

Там ратники к плечу плечо

С врагом сошлись грудь в грудь,

И места не было мечом

Иль палицей взмахнуть.

Стоял такой великий стон

Шел бой с такою кровью

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья…

Учащиеся:

Никто остановить не мог

Смятенного потока

Орда катилась на восток

Гонимая жестоко.

Мамай бегущих увидал

Их крики услыхал он,

И сам, как баба, зарыдал,

И сам завыл шакалом.

Ведущий:

- Дмитрий Иванович до самого конца бился в сражении. Затем, объезжая поле брани, останавливался над убитыми князьями и каждого оплакивал. Похоронив с честью убитых русских воинов, великий князь повелел ежегодно в октябре месяце в Дмитриеву субботу поминать убиенных в этой битве на Куликовом поле. Это поминовение он установил на вечные времена, доколе существует Россия.

Почтим минутой молчания в год 625 со дня Куликовской битвы, защитников земли Русской.

(минута молчания)

Монах:

- Как мне закончить быль мою



О поле Куликовом?

Кому я славу пропою?

Кого прославлю словом?

Руси достойных сыновей –

Отчизны честь и силу…

А князя Дмитрия Донским

С тех пор прозвал народ,

И слава добрая за ним

До наших дней живет.

(музыка: 1-й концерт для фортепьяно с оркестром П.И. Чайковского)

Ведущий:

- Осенью 1614 г., когда поляки и шведы хозяйничали в Москве и Новгороде, из Троице-Сергиева монастыря пришла грамота с призывом спасения родной земли. По инициативе нижегородского посадского старосты Козьмы Захаровича Минина было решено отдавать пятую часть всего достояния каждой семьи, монастыря, церкви для подготовки ополчения. Начальником ратной силы решили призвать храброго воина – князя Дмитрия Михайловича Пожарского.

5 класс:

Горит, пылает, стонет Русь

Под игом польских банд.

И стойко бились москвичи

Со шляхтой и огнем.

От москвичей призыв идет

По городам до волжских вод

Всю землю нашу охватив,

Дошел до Нижнего призыв,

До старосты, до мужика –

Нижегородца – мясника,

Что звали Минин-сухорук,

Он весь народ собрал вокруг.

Минин Кузьма:

- Волжане! Православный люд!

Повсюду русских ляхи бьют!

Ужели враг непобедим?

Ужели землю отдадим?

Нет! За собой народ ведя,

Пойдем мы, жизни не щадя.

Не пощадим домов клетей,

Ни золота, ни серебра!

Учащиеся:

Поволжье Минин призывал,

Он ополченье собирал…

И эту рать в туманной мгле

По нераспаханной земле,

Где колос уж давно не цвел

К Москве, к столице он повел.

И бежал Ходкевич с ляхами,

Напрямик бежал в Литву,

Ни оружием, ни страхами

Одолеть не мог Москву.

Ведущий:


- Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной.

Он отмечен годом, днем

И начертано на нем:

«Гражданину Минину

И князю Пожарскому –

Благодарная Россия».

(музыка: Л. Бетховен, Симфония № 6)

Монах:

- Гроза 12 года настала



Кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский Бог?

Ведущий:


- С Отечественной войной 1812 года связано имя Михаила Илларионовича Кутузова. Князь Смоленский, полководец, генерал-фельдмаршал, ученик А.В. Суворова. Участник русско-турецких войн и штурма Измаила. При покорении Крыма получил ранение в голову и лишился глаза, при осаде Очакова опять получил ужасную рану в голову. Главный военный доктор, осмотрев раненного после выздоровления, восклицает: «Должно полагать, что судьба бережёт голову Кутузова на что-нибудь великое, ибо он остался жив после двух ран, смертельных по всем правилам науки медицинской!» Пророческие слова доктора сбылись в августе 1812 г. в битве с французами.

8-9 классы:

- Наполеон принёс миру горе, смерть, разрушение.

Чего он хочет?

Под небом места хватит всем

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он – зачем?

Наполеон:

- В Европе я сыскал славу непобедимого.

На пути к мировому господству осталась одна Россия.

Я раздавлю её

Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги.

Если возьму Петербург, то возьму Россию за голову,

Если возьму Москву, то поражу её в самое сердце,

Итак – Москва…

Кутузов:


- Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоённый,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля -

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не священный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Учащиеся:

- У русского царя в чертах есть палата

Она не бархатом, не золотом богата,

Не в ней алмаз венца хранится под стеклом,

Но сверху донизу, во всю длину кругом,

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода.

И вечной славою 12 года.

М. Кутузов, Багратион, Раевский, Милорадович, Репнин-Волконский, Тормасов, Кутайсов,

Барклай-де-Толли, Ермолов, Дохтуров.

Ведущий:

- Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей

Оглянись на предков наших

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым,

Слава нашей стороне,

Слава русской старине! (2 раза, все, хором)

(музыка: Бородин, опера «Иван Сусанин» - «Славься»)

Ведущий:

А впереди у народа и земли Русской были новые испытания, другая, еще более тяжкая и жестокая Отечественная война – 1941-45 годов. В школьном музее (кабинете истории) вы видите карты военных действий, портреты выдающихся военачальников Советской армии – полководцев, под чьим руководством наш народ отстоял свое право на жизнь и свободу в Великой Отечественной войне. В экспозиции музея – материалы о наших героях-земляках, их личные вещи. Им и подвигам других солдат и командиров той войны будут посвящены многие школьные традиционные недели и дни Славы, Мужества, Памяти в предстоящем учебном году.

  1   2   3   4

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Сценарий общешкольного мероприятия «Дни воинской славы России. Герои земли русской»