• Семенова С.Н. 2015 Заходит сказочница (к)
  • Воеводиной Любовь Владимировны.
  • Что такое бисерное плетение.
  • Крылова Людмила Викторовна.
  • Техника «Оберни колготками».

  • Скачать 121.04 Kb.


    Дата17.08.2017
    Размер121.04 Kb.
    ТипСценарий

    Скачать 121.04 Kb.

    Сценарий открытия выставки «Подворье Параскевы»





    Сценарий

    открытия выставки

    «Подворье Параскевы»
    Разработал:

    Младший научный сотрудник

    МБУ «Шумячский музей»

    Семенова С.Н.

    2015


    Заходит сказочница (к): Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, гости долгожданные! Усаживайтесь ка по удобнее и слушайте мою сказочку.

    Давным-давно это было. Жила в одном хуторе девчоночка по имени Аннушка. Хорошая она была девчоночка: добрая да приветливая. Только вот росла она без родной матушки. Сколь себя помнит, все при мачехе да при мачехе.

    Мачеха у Аннушки - баба хозяйственная, домовитая, да больно уж строгая. Одно кричит:

    - Свечереет, сразу в хату за рукоделие.

    Аннушка по двору да по дому работу ловко делает, а вот с рукоделием беда у девчоночки. Нитки путаются, иголки пальцы колют. Мачеха заранее ветку молодой лещины выломала. Стоит над душою и чуть что стегает Аннушку по рукам:

    - Косорукая ты девка, - говорит. – Косорукая.

    В тот вечер, как раз под конец октября, отстегала мачеха Аннушку по ручкам сильнее сильного. Аннушка в сенцах села в уголок да плачет. Плакала она так, плакала, чует, кто-то по голове ее гладит. Подняла девчоночка глаза, стоит перед нею женщина красивая, глаз не отвести. Платье на ней светлое льняное, по рукавам да по полочкам мережки затейливые. Поясок атласной ленточкой струится, а волосы прибраны аккуратненько да легоньким платочком прикрыты.

    - Не плачь, - говорит женщина.

    - Ты кто? – спрашивает Аннушка.

    - Лишнего не спрашивай, давай лучше ткань да иголку.

    Взяла женщина в руки отрез ткани, нитку красную в иглу вдела.

    - Смотри, - говорит. – Смотри, Аннушка. Вот так надо. Вот так. Один стежок, второй, третий. Стежок за стежочком, вот уже и сама Аннушка пробует.

    Утром, лишь расцвело, Аннушка глаза открыла, нет никого рядом. Только глядь, лежит на полу куколка. Взяла Аннушка куколку, смотрит – не насмотрится. Куколка в сарафан льняной светлый ряжена, по рукавам да по полочкам мережки затейливые вышиты.

    А мачеха кричит:

    - Аннушка, садись за рукоделие. Аннушка, не долго думая, тут же на рушнике петушка красного вышила. Фыркнула мачеха, ногами потопала, а лещиной стегать не стала, пораньше спать Аннушку отпустила.

    Мало ли много ли времени прошло. Приехала Аннушку проведать родная тетушка с дальнего хутора. Тут Аннушка тетке куколку свою показала. Тетушка так и ахнула:

    - Это ж к тебе сама Параскева-Пятница приходила. Баб да девок первая заступница, в рукоделии первая помощница.

    Аннушка как выросла, слыла по округе первой рукодельницей. Все к ней своих дочек малых приводили мастерству учиться. Аннушка научить завсегда рада. А как устанут девчоночки, Аннушка из сундучка свою куколку достанет да начнет про Параскеву сказывать. А куколок таких с тех давних пор рукодельницы сами мастерить начали, верят, что с Параскевою любое рукоделие освоить можно.


    Вед: Тут и сказочки конец, а кто слушал молодец! Неспроста мы вам рассказали эту сказку. Сегодня мы с радостью открываем новую выставку, которая называется «Подворье Параскевы». Как вы уже поняли из сказки, речь у нас пойдет о Святой мученице Параскеве. А жила она в III веке в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних - пятницу, поэтому и назвали дочь Параскевою, что в переводе с греческого и означает - Пятница. Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу.

    За исповедание православной веры язычники схватили ее и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести богомерзкую жертву языческому идолу. С твердым сердцем, уповая на Бога, Параскева отвергла это предложение. За это она претерпела великие мучения: привязав ее к дереву, мучители терзали ее чистое тело железными гвоздями, а затем, бросили в темницу, а по истечении времени отсекли ей голову.

    Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием.

    На живописных иконах она предстает в виде суровой женщины высокого роста с лучезарным венком на голове. Нередко св. Пятницу представляли с кровавыми ранами, которые она, по поверьям, получала от уколов спиц и веретен, используемых женщинами во время работы в пятницу – день, когда существовал запрет на прядение и другие женские рукодельные занятия.

    В традиционном сознании пятница воспринималась как «несчастливый» день, особенно для каких либо начинаний. В народе говорили: «Кто дело в пятницу начинает, у того оно будет пятиться». Ни одна хозяйка в пятницу не сажала курицу на яйца, так как, по поверьям, цыплята не будут жить. Верили также, что из ребенка, зачатого в этот день, «выйдет детище недоброе».

    С наибольшим уважением к Параскеве Пятнице относились девушки и женщины, так как эта святая была покровительницей женщин и их занятий. Прежде всего, Параскева была покровительницей прядения и прях.

    Но в то же время, было много и запретов. Согласно народным поверьям, в пятницу не дозволяется прясть и ткать потому, что у Параскевы Пятницы засорятся глаза. А тот, кто прядет в пятницу, у того на том свете будут слепы отец с матерью. В пятницу, кроме занятий, связанных с изготовлением и украшением тканей, – прядение, тканье, шитье, вышивание и т. п. – существовал запрет на многие домашние работы. Нельзя было стирать. Запрещалось выносить золу из печи и чистить трубы, а также печь хлеб.

    Не разрешалось также мыться и купать детей, чтобы не напала болезнь. Если ребенка в пятницу все же искупали, то, чтобы он не стал «сохнуть», прибегали к специальному обряду: мать отдавала своего ребенка соседке, а та подходила с ним к окну и «продавала» его матери. Мать, взяв ребенка через окно, отдавала за него грош. Для верности дела эти деньги, согласно народным представлениям, следовало потратить в пользу св. Параскевы Пятницы.

    По пятницам существовали также ограничения на мужские работы. Так, нельзя было пахать и боронить землю, что отчасти отразилось в народной поговорке: «По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут».

    Кроме того, распространен был запрет смеяться в пятницу: в народе верили, что тот, кто в пятницу много смеется, в старости будет много плакать. В русских духовных стихах о страшном суде говорится, что соблюдение пятницы отворит человеку райские врата, а пренебрежение к ней уготовит адские муки.

    В народной среде сложилось двойственное отношение к пятнице: с одной стороны, этот день считался несчастливым, а с другой – «легким», поскольку следовало не работать физически, а лишь поститься и молиться.

    Вот и сегодня мы расскажем вам о людях, которые живут в нашем поселке. Глядя, на все эти экспонаты, я думаю, что прилюбила их святая Параскева, всегда поддерживает их творческие начинания и помогает им во всем.



    Вязаные игрушки.

    1. Искусство вязания игрушек возникло очень давно. Еще наши бабушки занимались этим творчеством. Существуют целые клубы любителей вязаных игрушек. Созданные любящими руками, теплые и мягкие на ощупь, вязаные куклы, мишки и собаки считаются отличным подарком для детей и даже для взрослых.

    Вязаную игрушку можно создать при помощи крючка или спиц. Обучиться мастерству вязания с помощью статьи невозможно, для этого нужна, в первую очередь, практика. А вот подробное описание техники вязания вы сможете найти в многочисленных книгах и журналах для рукодельниц, которые так и называются «Вяжем крючком».

    У нас на выставке представлены работы вязанные крючком Воеводиной Любовь Владимировны. Посмотрите, любую из этих игрушек можно подарить и ребенку, и взрослому, и каждый получит только положительные эмоции, ведь они такие милые, от них веет какой-то добротой, теплом и домом.



    Что такое бисерное плетение.

    А вот шикарные экспонаты. Настоящие произведения искусств. Это довольно старинное искусство рукоделия, которым в совершенстве владели ещё наши прабабушки. Работая с бисером, можно создавать не просто забавные изделия, но и настоящие шедевры.

    Древний Египет считается родиной бисера, и оттуда берёт начало плетение бисером. В Х веке искусство бисера обретает настоящий рассвет. Особенно преуспевают в производстве бисера венецианцы, при этом очень тщательно скрывая и охраняя секреты изготовления стеклянных бусинок. Украшению бисером подвергались и обувь, и одежда, и мелкие вещи, как, например, сумочки, чехлы к веерам, кошельки, чехлы для очков и многое другое.

    Народы Крайнего Севера так же использовали бисер. Шубы и унты, упряжки для оленей были украшены узорами из бисера.

    Своё понимание мира человек выражает через украшения. Тот, кто хоть раз попробовал себя в бисероплетении, захочет всегда продолжить заниматься этим чарующим искусством.

    Эти шедевры любезно предоставила нам Крылова Людмила Викторовна. Она родилась в Шумячах. После школы закончила Ельнинский с/х техникум. И работа ее была связана совсем не с творчеством. Но, как говорится «были бы руки на месте». Вначале Людмила Викторовна занималась квилингом, оригами, а затем, увидев прекрасное деревце из бисера, решила попробовать. И вот уже 2 года, как она с большим удовольствием делает эти замечательные шедевры.

    Живет в нашем районе, а точнее в селе Русском Дария Гелич. Учится она в 8 классе, хочет стать дизайнером или поваром. И очень мечтает иметь свою собственную лошадь. В свободное от учебы время Даша любит заниматься рукоделием. А любовь к рукоделию привила ей мама Надежда Анатольевна, которая преподавала в школе рисование и технологию. Так девочка уже во втором классе сделала свою первую работу. И теперь мы видим, что она занимается и вязанием, и вышиванием, и делает поделки из фольги, умеет шить кукол и многое другое, представленное на нашей выставке.

    Техника «Оберни колготками».

    Понадобились следующие материалы: клей ПВА, женские колготки, акриловые краски и салфетки.



    Вед: Дорогие наши гости, все мы убедились, что женские руки умеют все. А теперь, мы приглашаем вас отведать все то, что приготовили наши милые, трудолюбивые, прекрасные женщины.
    Мы знаем, что наша Русская кухня развивалась постепенно. У нас есть пельмени из Сибири и Урала, сырники и молочные блюда из Прибалтики, вареники, сало и борщ с Украины, а также многое из Еврейской и Немецкой кухни, очень много рецептов с Кавказа.

    Отличительная особенность блюд русской крестьянской кухни — практически не встречается такой приём как жарка. Как правило, пища готовилась в печи, поэтому очень широко используются варка, тушение, томление. Также для русской кухни характерна заготовка овощей и плодов при помощи квашения, соления и мочения.

    И так мы начинаем, вносите первое наивкуснейшее блюдо.

    1. ЩИ.

    Аппетитно пахнет щами!

    Кто обедать будет с нами?

    Со сметанкой белоснежной.

    Очень вкусной, очень нежной.

    Запах щами так манит.

    И животик так бурчит.

    Слюньки мы сидим, пускаем.

    И местечко занимаем.

    Быстро сели и сидим.

    На кастрюлю щей глядим.
    Щи появились в национальной кухне еще в 9 веке, когда к нам из Византии завезли капусту. Щи могут быть не только «богатыми» (с несколькими видами мяса), но и «постными».

    Интересный факт и в том, что в самые отдаленные уголки России наши соотечественники ездили со своими щами! Отправляясь зимой в длительные поездки, щи замораживали в специально сплетенных берестяных коробах объемом с ведро. На почтовых станциях кусок щей вырубали, кипятили и ели, причем вкус щей при заморозке только улучшался.



    2. ПРО САЛО

    Салом, и в жару и в холод,

    Утолишь всегда свой голод.

    Его мы любим очень,

    Есть готовы днем и ночью.

    Песни салу воспеваем,

    И поэмы посвящаем.

    Потому-что, круглый год

    Оно радость в дом несет.

    Сало на столе не раз

    Будет радовать твой глаз.

    Ну а если его нет,

    То не радостен обед.

    Завтрак, а еще и ужин,

    Будет сразу нам не нужен.

    Только с салом на столе

    Будет счастье на земле.

    3. Картошка.

    Без картошки жить на свете

    Очень даже грустно дети.

    Выручает нас всегда

    Эта скромная еда:

    И в пюрешке, и в мундирах,

    В первых блюдах, и в гарнирах,

    И вареной, и печеной,

    И хрустящей, и толченой.

    Про нее сказать не грех,

    Что картошка лучше всех!

    4. БЛИНЫ.

    Блин-блинок – румяный бок,

    Свежий и приятный, вкусный, ароматный!

    Испечен блинок на славу, всем он нравится по праву,

    Честь блину, блину хвала,

    Блин – «изюминка» стола!

    Все отведать блин хотят, стар и млад его едят,

    Блин-блинок отличный, сытный, масленичный!

    Никого не слушайте – вы блиночки кушайте,

    Ешьте вволю, не стесняйтесь, угощайтесь, наслаждайтесь!


    История русских блинов берет свое начало в глубине веков. Считается, что первый блин испекли приблизительно в 1005 г – 1006 г, поэтому русским блинам уже точно больше тысячи лет!
    Блины на Руси давно уже являются обычным блюдом русской кухни, но в стародавние времена, блины у славян имели особое, ритуальное значение, а их приготовление было обрядовым, целым таинством, куда не допускались посторонние. Рецепты блинов передавались из поколения в поколение, от матери к дочери, от бабушки к внучке. Хозяйки готовили опару для блинов с вечера, втайне от домашних, при свете месяца, приговаривая: "Месяц, ты, месяц, золотые твои рожки, взгляни в окошко, подуй на опару".
    5. КИСЛАЯ КАПУСТА.

    Люди кислую капусту

    И хрустящую, допустим,

    Все почти что, любят кушать.

    Ее варят, жарят, тушат,

    Часто ложат в пирожки

    Из просеянной муки.

    И в салат она годится

    Очень вкусная вещица.
    6. ГРИБЫ.

    Тихо, вместе, не в раздоре,

    В пряном, ласковом рассоле,

    Собрались в одной кадушке

    Грузди, рыжики, волнушки.

    Говорят мне: - Будь бодрей!

    Нас попробуй поскорей!

    Хочешь - вилкой, хочешь - ложкой,

    С хлебом, с луком да с картошкой.

    Ешь давай, а не глазей,

    Да зови к столу друзей!

    7. СОЛЕНЫЕ ОГУРЦЫ.

    Огурцы везде в почёте,

    А солёные — вдвойне.

    Лучше закусь не найдёте

    В ресторане и на пне.

    Что там гамбургер заморский,

    На зубах тот не хрустит.

    Огурец солёный скользкий,

    Возбуждает аппетит.
    8. ЯИЧНИЦА.

    Ах, яичница-глазунья,

    Твои глазки хороши.

    И яичницу-глазунью

    Все мы любим от души.
    Сковородочка при этом

    Будет верно вам служить.

    Мы желаем, чтоб в согласье

    Вы могли всю жизнь прожить.


    9. ДРАНИКИ.

    1.Хороши вареники, просто чудо пряники

    Ну а я девчоночка восемнадцать лет

    Полюбила вкусные из картошки драники,

    Что состряпал вечером паренек-сосед

    Хороши у Ванечки

    Со сметанкой дранички

    Съела только парочку

    Как же устоять

    Чем платила Ванечке

    Не узнает мамочка

    Завтра с Ваней дранички

    Будем есть опять.
    10. КАША.

    Запомните эту историю нашу,

    Пляшите, играйте, но кушайте кашу!

    И пшёнку, и гречку, перловку и манку,

    С клубникой и сливками - ешьте овсянку.

    Полезной и вкусной должна быть еда,

    И каша, поэтому с нами всегда!
    Каша – самое распространенное и почитаемое блюдо русской кухни: «Где каша, там и наши!» Каша – символ здоровья и благоденствия, предмет религиозного почитания на Руси.
    Кашу варили и в будни, и в праздники. Она занимала почетное место и на крестьянском столе, и на царском. У каши даже был свой праздник – День Акулины-гречишницы (26 июня). За неделю до праздника или через неделю после него по народному календарю сеяли гречиху. А на саму Акулину варили «мирскую кашу», столы выносили на улицу и потчевали той кашей странников и нищих, а соседи хвастались друг перед другом – чья каша вкуснее?
    11. КИСЕЛЬ.

    Впереди планеты всей

    Я несу, несу кисель!

    Не флажок и не ракетку,

    Не для Бобика котлетку,

    Не для Мурзика рыбешку,

    Не для Витеньки гармошку.

    Я кисель несу для всех,

    Впереди планеты всей.
    В 997 году осадили печенеги Белгород. Из-за страшного голода жители решили сдаться врагам, но один старец надоумил сварить из остатков овса и меда кисель и опустить его в колодец. Пришли печенегские парламентеры, а горожане на их глазах из колодца черпали кисель и ели его. Сняли печенеги осаду, решили, что нельзя победить народ, который сама земля кормит.

    12. КОНЬЯК.

    Если ветер, если стужа

    В жилах кровь остановилась,

    Срочно меры принять нужно,

    Чтоб здоровье сохранилось.

    Чтоб по венам потекло

    Благодатное тепло.

    Вот живительная влага!

    Коньяк — напиток благородный!

    Плесни его на дно бокала,

    Теплом руки его согрей

    И, чтобы в жилах кровь играла,

    За счастье и удачу пей!

    К концу подходит вечер, засиделись...

    Уходят гости, гости дорогие.

    На славу насмеялись и напелись,

    Назавтра вновь нас ждут дела мирские!
    И побежим по замкнутому кругу,

    Смирившись с предоставленной нам ролью.



    Но будем долго вспоминать друг с другом

    Последнее весёлое застолье!

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Сценарий открытия выставки «Подворье Параскевы»

    Скачать 121.04 Kb.