• Дистанция «Эффективный спикер»
  • Дистанция «Экспериментальный коллайдер»
  • Дистанция «Проблем. net »
  • Описание методик Дистанция «Эффективный спикер»
  • «Шифровальщик» (заочный этап)
  • «Спорщики»
  • С женой поссорился А.П.Чехов
  • «Фантазийка» Предлагается для обыденных повседневных вещей найти новое применение. «Дорисуйка»
  • СОДЕРЖАНИЕ ДИСТАНЦИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАРАФОНА ПРЕДПРИИМЧИВОСТИ Дистанция «Эффективный спикер»
  • Мышка-полевка и Аришка-аршинка Евгений Коновалов
  • Дистанция «Проблем. net » 14 ДЕНЬ Дистанция «Проблем. net »
  • «ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ШАХТЕРСКОЙ ПРОФЕССИИ»
  • «Экспериментальный коллайдер»

  • Скачать 312.25 Kb.


    Дата20.09.2017
    Размер312.25 Kb.

    Скачать 312.25 Kb.

    Сценарный план марафона предприимчивости «интересные факты шахтерской профессии»



    СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН МАРАФОНА ПРЕДПРИИМЧИВОСТИ

    «ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ШАХТЕРСКОЙ ПРОФЕССИИ»

    • Участники

    Учащиеся 1-5 классов МБОУ «Гимназия №12»

    Косвенные участники:

    Воспитатели летнего оздоровительного лагеря



    • Цель: формирование качеств предприимчивого человека

    • Задачи:

    - развивать исследовательское, системное и речевое мышление;

    - расширить знания о компании «СУЭК-Кузбасс»



    Ключевые ценности

    • Добровольность

    • Толерантность

    • Доступность

    Принципы:

    • Принятие и соблюдение правил

    • Принятие другого мнения

    • Соответствие содержания дистанции возрастным особенностям участников

    Условия:

    • Временные рамки:

    Июнь 2015 года

    Марафон – 15 дней (6 – дистанции, 9 – подготовка)



    • Наличие команд:

    7 команд МБОУ «Гимназия №12»

    • Место проведения:

    Гимназия №12Информационная работа:

    • Официальный сайт гимназии, раздел «Дневник марафона»

    • Школьное радио

    • Информационный стенд

    • Ленинск-ТВ

    • Материально-техническое:

    • Атрибуты команд /корпоративность/

    • Оформление станций

    • Призы (творческие работы, выполненные в кружках)

    • Грамоты

    • Ценные подарки

    Процедуры:

    Работа с воспитателями и вожатыми:



    • ежедневные информационные совещания;

    • выработка критериев оценки для дистанций;

    • изучение и апробация приемов, стратегий, техник

    Работа с посетителями летнего лагеря:

    • объяснение порядка прохождения дистанций;

    • апробация и отработка приемов, стратегий, техник

    Разработка плана проведения Марафона предприимчивости

    В плане отражаются:

    3 дистанции:


    • Дистанция «Эффективный спикер» – 1 день

    • Дистанция «Экспериментальный коллайдер» - 1 день

    • Дистанция «Проблем.net» – 4 дня

    Остальные дни – подготовка

    Разграничиваются задания при подготовке дистанции и непосредственно задания на смой дистанции при ее проведении



    Дистанция «Эффективный спикер»

    Задания при подготовке:



    1. «Тонкие и толстые вопросы»

    2. «НГОК-НГОК»

    3. «Школа оратора»

    4. «Спорщики»

    Задания на дистанции «Эффективный спикер»

    1. «Шифровальщик» (заочный этап)

    2. «Спорщики»

    3. «Реклама профессий»

    4. «Уложись в 25 слов»

    Содержание заданий связано с СУЭК

    Дистанция «Экспериментальный коллайдер»

    Задания при подготовке:



    1. «Да-нетка»

    2. «Загадочные слова»

    3. «Фантазийка»

    4. «Дорисуйка»

    .

    Задания на дистанции «Экспериментальный коллайдер»

    Задания:


    1. «Лента изобретений» (заочный этап)

    2. «Да-нетка»

    3. «Загадочные слова»

    4. «Фантазийка»

    Содержание заданий связано с СУЭК

    Дистанция «Проблем.net»

    Задания при подготовке:



    1. «Хорошо-плохо»

    2. «Что было бы, если…»

    3. «Загадалки»

    4. «Дерево предсказаний»

    Задания на дистанции «Проблем.net»

    ПРОЕКТ


    (творческий, информационный, …)

    1-й день – презентация проекта

    2, 3-й дни - реализация проекта

    4-й день – отчет о реализации проекта



    Награждение

    • Награждение подводится в день проведения дистанции:

    • «Эффективный спикер» – командное и индивидуальное награждение

    • «Проблем.нет», «Экспериментальный коллайдер» - командное награждение

    • В последний день – награждение по итогам прохождения всех дистанций

    Номинации – командные

    Описание методик

    Дистанция «Эффективный спикер»

    Задания при подготовке:



    1. «Тонкие и толстые вопросы»

    Знак вопроса можно сравнить с крючком, на который ловятся новые идеи. И, действительно, на хороший вопрос всегда интересно отвечать. Он является мощным инструментом развития мышления и пробуждения интереса. Но здесь мы имеем в виду вопросы, которые задают сами ученики.

    Мы знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет» или дать какой-то однозначный ответ. В технологии развития критического мышления такие вопросы называются «тонкими». Например, «Где Джек хранил пшеницу?». Но есть вопросы, на которые не ответить в двух-трех словах. Это «толстые» вопросы. Например, «Почему у коровы и старого пса сложились плохие отношения?».



    ?

    ?


    Кто…


    Дайте объяснение, почему…


    Что…


    Почему Вы думаете…


    Когда…


    Почему Вы считаете…


    Может…


    В чем разница…


    Будет…я


    Предположите, что будет, если…


    Мог ли…


    Что, если…


    Как звали…





    Было ли…





    Согласны ли Вы…





    Верно…





    Прочитайте рассказ Михаила Зощенко «Глупая история» и составьте

    три толстых и три тонких вопроса по тексту.



    ?

    ?

    Глупая история

    Михаил Зощенко

    Петя был не такой уж маленький мальчик. Ему было четыре года. Но мама считала его совсем крошечным ребёнком. Она кормила его с ложечки, гулять водила за ручку и по утрам сама одевала его. Однажды Петя проснулся в своей постельке. И мама стала его одевать. Вот она одела его и поставила на ножки около кровати. Но Петя вдруг упал. Мама думала, что он шалит, и снова поставила его на ножки. Но от опять упал. Мама удивилась и в третий раз поставила его около кроватки. Но ребёнок снова упал.

    Мама испугалась и по телефону позвонила папе на службу. Она сказала папе:

    - Приезжай скорей домой. Что-то с нашим мальчиком случилось – он на ножках стоять не может.

    Вот папа приезжает и говорит:

    - Это глупости. Наш мальчик хорошо ходит и бегает, и не может быть, чтобы он у нас падал.

    И он моментально ставит мальчика на ковёр. Мальчик хочет пойти к своим игрушкам, но снова, в четвертый раз, падает. Папа говорит:

    - Надо скорей позвать доктора. Наверно, наш мальчик захворал. Наверно, он вчера конфетами объелся.

    Позвали доктора. Приходит доктор в очках и с трубкой. Доктор говорит Пете:

    - Это что за новости! Почему ты падаешь?

    Петя говорит:

    - Не знаю почему, но немножко падаю.

    Доктор говорит маме:

    - А ну-ка, разденьте этого ребёнка, я его сейчас осмотрю.

    Мама раздела Петю, и доктор стал его слушать. Доктор послушал его через трубку и говорит:

    - Ребёнок совершенно здоровый. И это удивительно, почему он у вас падает. А ну-ка, оденьте его снова и поставьте на ножки. Вот мама быстро одевает мальчика и ставит на пол. И доктор одевает очки на нос, чтобы получше видеть, как мальчик падает. Только мальчика поставили на ножки – и вдруг он опять упал.

    Доктор удивился и говорит:

    - Позовите профессора. Может быть, профессор догадается, почему этот ребёнок падает.

    Папа пошёл звонить профессору, а в этот момент к Пете в гости приходит маленький мальчик Коля. Коля посмотрел на Петю, засмеялся и говорит:

    - А я знаю, почему у вас Петя падает.

    Доктор говорит:

    - Глядите, какой нашёлся учёный карапуз, - он лучше меня знает, почему дети падают.

    Коля говорит:

    - Поглядите, как Петя у вас одет. У него одна штанина болтается, а в другую засунуты обе ножки. Вот почему он и падает.

    Тут все заахали и заохали.

    Петя говорит:

    - Это меня мама одевала.

    Доктор говорит:

    - Не нужно звать профессора. Теперь нам понятно, почему ребёнок падает.

    Мама говорит:

    - Утром я очень торопилась, чтобы ему кашу варить, а сейчас я очень волновалась, и поэтому я так неправильно ему штанишки надела.

    Коля говорит:

    - А я всегда сам одеваюсь, и у меня таких глупостей с ногами не бывает. Взрослые вечно что-нибудь напутают.

    Петя говорит:

    - Теперь я тоже буду сам одеваться.

    Тут все засмеялись. И доктор засмеялся. Он со всеми попрощался, и с Колей тоже попрощался. И ушёл по своим делам. Папа пошёл на службу. Мама пошла на кухню. А Коля с Петей остались в комнате. И стали играть в игрушки.

    А на другой день Петя сам надел штанишки, и никаких глупых историй с ним больше не произошло.



    1. «НГОК-НГОК»

    Задание выполняется индивидуально, и затем результаты их выполнения представляются всей группе.

    Этап 1. У каждого участника лист бумаги и ручка. В верхней части листа все участники записывают буквы-стимулы. Их задача – за ограниченное время (3 минуты) составить как можно больше предложений из четырех слов: первое слово должно начинаться на первую букву, второе – на вторую, третье – на третью, четвертое – на четвертую; допускается использование предлогов (НГОК – новогодние гостинцы в открытой коробке). Когда три минуты истекли, участники подсчитывают написанные ими предложения, говорят, сколько их получилось, и каждый по очереди зачитывает одно-два наиболее, по их мнению, удачных.

    Этап 2. В течение еще трех минут сочинение предложений продолжается, потом подсчитываются и оглашаются результаты.

    Этап 3. Участники группы должны написать рассказ. Количество слов и предложений этого рассказа не регламентируется, но они должны начинаться на те же буквы в той же последовательности (НГОК-НГОК-НГОК…). Знаки препинания могут быть любыми и ставиться в любом месте. На выполнение этого задания – 5 минут. Когда эта работа завершена, участники зачитывают получившиеся рассказы. Содержание этих рассказов не комментируется и не оценивается.



    1. «Школа оратора»

    Типичные приемы для выступлений

    1. Жесты, мимика

    В первую очередь жесты и мимика должны соответствовать словам. Жесты должны быть открытыми. Прекрасным примером являются выступления Стива Джобса, для ознакомления с его ораторским искусством предлагается просмотр фрагмента фильма……

    2. Интонация, голос

    Нужно научиться играть голосом, говорить более низким. Для этого следует дома читать стихи то высоким, то низким голосом, то быстро, то медленно, постепенно ускоряя темп. Это поможет научиться управлять голосом.

    3. Личные истории

    Подкрепляя сказанное историями из личного опыта, Вы сильно увеличите вес Ваших слов. Поэтому подготовьте истории по тематике выступлений, короткие, интересные, запоминающиеся.

    4. Искусство ответа на вопросы

    Не торопитесь отвечать на вопрос, сделайте паузу. Сложный вопрос разделяйте на составляющие. В случае затруднения с ответом просите повторить вопрос, либо уточнить его смысловые аспектыМожно уточнить, какая конкретно информация интересует. В случае непредвиденного вопроса можно просить время на поиск ответа. Не отвечайте на вопрос сразу и немедленно. Попытайтесь вначале определить подоплеку вопроса, выявить лежащее в его основе намерение

    Важные мелочи

    Фразы. Короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую боле 13 слов. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Паузы — очень важный элемент выступления. Известно, что слова звучат убедительнее после минипауз. Не следует говорить без паузы дольше, чем 5,5 сек.

    Время. Аудитория внимательно слушает и воспринимает речь не более 15-20 минут.

    Темпоритм. Самая благоприятная скорость для восприятия — приблизительно 100 слов в минуту.

    Грамотность. Проверьте по словарям значения «умных» слов, которые вы используете. Выясните правильность их произношения.

    Конспект. Основные тезисы речи лучше записать на небольшие карточки. Читать текст не рекомендуется, желательно выучить его наизусть и произносить по памяти, лишь время от времени заглядывая в свои заметки.

    Репетиция. Отшлифуйте фразы, интонацию, мимику перед зеркалом. Выступление не должно быть монотонным, поэтому следует менять тембр голоса, подчеркивая новые и важные мысли.

    Место выступления. Если предусмотрена трибуна — докладчик должен быть виден по грудь. Если во время публичного выступления придется сидеть, то нельзя сутулиться, опираться на подлокотники и спинку, забрасывать ногу на ногу, сцеплять руки на коленах, на груди, вертеть в руках посторонние предметы.

    Одежда. Универсальное правило успешного публичного выступления— не допускать дисбаланса между тем, что вы говорите, и тем, как вы выглядите. Одежда и обувь не должны доставлять вам внутренний дискомфорт и отвлекать внимание аудитории.

    Психологический настрой. При выходе к аудитории двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений. Не спешите сразу начинать выступление, сделайте паузу (5-7секунд), чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение. При сильном волнении сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи.

    Контакт с аудиторией. Обведите взглядом всю аудиторию. Зафиксируйте для себя взглядом нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры в вашем выступлении, затем начинайте говорить.

    Приветствие. Представление может осуществляться без посредника или при помощи посредника. — Позвольте представиться! — Разрешите представиться! Далее выступающий называет свою фамилию, имя и отчество в именительном падеже, а также (при необходимости) место работы (учёбы), должность и профессию.

    Общение с аудиторией. Обращение к аудитории помогает установить доверительный контакт в ходе выступления. Косвенными обращениями могут служить такие выражения: «Как вам известно», «Уверен, что вас это не оставит равнодушными» и т.д.

    Жесты и мимика дают человеку куда больше впечатлений, чем всё, что вы произносите. Во время публичного выступления не застывайте, будто памятник, двигайтесь естественно. Нужно показать себя живым и энергичным. Примите открытую позу и время от времени демонстрируйте улыбку.

    Аудитория. Учитывайте культурные, национальные, религиозные и прочие особенности аудитории. Также с большой осторожностью нужно использовать шутки на национальную или религиозную тематику.

    Эмоциональность. Бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика в сердцах слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И, наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление затронет аудиторию, если оратор говорит о накипевшем на душе, если аудитория поверит в искренность выступающего.

    Неожиданности. Воспринимайте философски любые неожиданности и неловкости — поломку микрофона, падение на пол стакана с водой, внезапную паузу и т.п. Лучше всего реагировать на это с юмором, обыграть в выгодном для себя ключе.

    Последний акцент — прощание. Завершая речь, необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в финале останется в памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления.


    1. «Спорщики»

    За основу берутся видеоролики программы «Галилео. Спорщики». Каждая кинолента сопровождается кратким описанием и оценкой, чтобы облегчить выбор. Материалы размещены на сайте http://videobox.tv/v/5tuI4-n8uu-1jbH26Ixun9jmzqj7k--Y26LJm_Kfzw/
    Дистанция «Эффективный спикер». Задания:

    1. «Шифровальщик» (заочный этап)

    Предлагается зашифровать предложение, зафиксировав только начальные буквы слов. Команды должны предложить свои варианты «расшифровок» получившихся аббревиатур.

    1. «Спорщики» (см. выше)

    2. «Реклама профессий»

    Представить рекламу профессии. Способ презентации профессии-на выбор команд.

    1. «Уложись в 25 слов»

    В киноиндустрии есть такой термин Лог Лаин (log-line). Лог (Log) с английского языка - это амбарная книга. Лаин (Line) с английского языка - строка. Все вместе переводится как - запись в амбарной книге. Первоначально термин возник у кладовщиков кинопрокатных компаний. Представьте себе общую тетрадь. На левой странице вы записываете номенклатуру товара (№, дата, количество пленки и т.д.), а на правой странице краткое содержание. Но так, чтобы поместилось в одну строку. Стихийно возник стандарт записи - 25 слов. Позже этот термин позаимствовали директора-кинопрокатчики, от них он перешло к продюсерам, потом к редакторам, режиссерам и в самый последний момент пришел к сценаристам. Если сценарист хочет ознакомить продюсера со сценарием, то он должен прислать ему краткое описание этого сценария, состоящие не более чем из 25-и слов. И задача сценариста, непросто уложиться в двадцать пять слов, но и написать так, чтобы это зацепила продюсера.

    Задание: Уложите в формат log-line содержание текста.



    С женой поссорился

    А.П.Чехов

    - Черт вас возьми! Придешь со службы домой голодный, как собака, а они черт знает, чем кормят! Да и заметить еще нельзя! Заметишь, так сейчас рев, слезы! Будь я трижды анафема за то, что женился!

    Сказавши это, муж звякнул по тарелке ложкой, вскочил и с остервенением хлопнул дверью. Жена зарыдала, приложила к лицу салфетку и тоже вышла. Обед кончился.

    Муж пришел к себе в кабинет, повалился на диван и уткнул свое лицо в подушку.

    "Черт тебя дернул жениться! - подумал он. - Хороша "семейная" жизнь, нечего сказать! Не успел жениться, как уж стреляться хочется!"

    Через четверть часа за дверью послышались легкие шаги... "Да, это в порядке вещей... Оскорбила, надругалась, а теперь около двери ходит, мириться хочет... Ну, черта с два! Скорей повешусь, чем помирюсь!"

    Дверь отворилась с тихим скрипом и не затворилась. Кто-то вошел и тихими, робкими шагами направился к дивану.

    "Ладно! Проси прощения, умоляй, рыдай... Кукиш с маслом получи черта пухлого! Ни одного слова не добьешься, хоть умри... Сплю вот, говорить не желаю!"

    Муж глубже зарыл свою голову в подушку и тихо захрапел. Но мужчины слабы так же, как и женщины. Их легко раскислить и растеплить.

    Почувствовав за своей спиной теплое тело, муж упрямо придвинулся к спинке дивана и дернул ногой.

    "Да... Теперь вот мы лезем, прижимаемся, подлизываемся... Скоро начнем в плечико целовать, на колени становиться. Не выношу этих нежностей!.. Все-таки... нужно будет ее извинить. Ей в ее положении вредно тревожиться. Помучу часик, накажу и прощу..."

    Над самым ухом его тихо пролетел глубокий вздох. За ним другой, третий... Муж почувствовал на плече прикосновение маленькой ручки.

    "Ну, бог с ней! Прощу в последний раз. Будет ее мучить, бедняжку! Тем более что я сам виноват! из-за ерунды бунт поднял..."

    - Ну, будет, моя крошка!

    Муж протянул назад руку и обнял теплое тело.

    - Тьфу!!.

    Около него лежала его большая собака Дианка.

    Дистанция «Экспериментальный коллайдер»

    Задания при подготовке:



    1. «Да-нетка»

    Игра способствует развитию внимания, речи, умению устанавливать причинно-следственные связи, позволяющие снять психологические зажимы, развивающие навык анализа решения жизненных проблем. Необходимо разгадать некоторую тайну, заданную ведущим. Для разгадки тайны участники должны задавать вопросы, требующие ответа "да" ли "нет". Ведущему можно давать следующие ответы: «да», «нет», «и да, и нет», «это не существенно», «не знаю».

    Н. Хоменко выделил типы задач для игры «Да-Нет»:

    1) Определить значение атрибута. В задачах этого типа требуется отгадать конкретное значение заданного атрибута:

    а) задачи с линейными атрибутами - высота самой высокой горы, рост самого маленького человека, даты каких-либо событий и т.п.

    б) задачи с «географическими» атрибутами - название страны, города, науки, архитектурного стиля и т.п.

    2) Описать объект (система атрибутов и их значение). Необходимо определить какими атрибутами (признаками) описывается заданный объект и каковы значения этих атрибутов. Например: «Он ходил, но обувь не снашивал. Что это?» или «Какой объект я задумал?»




    1. «Загадочные слова»

    «Звуковая клякса». Образ неизвестного слова.

    Произносится незнакомое слово или бессмысленное сочетание, например, курлембарута. Звучание слова, его ритм порождают какие-то ассоциации. Необходимо описать возникший образ.

    Независимо от выбранного звукового комплекса, наделение его значением (семантизация объекта) распределяется на такие тематические группы:

    быт;


    природа;

    географические объекты;

    объекты техники;

    человек и его социальные роли;

    состояния эмоциональное и физическое;

    фантастические персонажи и объекты.



    1. «Фантазийка»

    Предлагается для обыденных повседневных вещей найти новое применение.

    1. «Дорисуйка»

    За одну минуту изобразите пять кружочков.

    Понятие «творчество» всегда оставалось предметом анализа многих наук. Многогранность мира творчества отразилась в различных его определениях. Несмотря на некоторые различия в этих определениях можно выделить общие признаки:

    новизна;

    оригинальность;

    отход от шаблона;

    неожиданность;

    целесообразность;

    ценность.

    Рассмотрим только один из его существенных признаков, без которого нет творчества - это «новизна». В области техники понятия «новизна» и «прототип» играют значимую роль при патентовании нового технического решения. Эти же понятия являются определяющими при оценке творческой деятельности в любой области.

    Прообразом способа оценки творчества по новизне является работа Г.С. Альтшуллера «Краски для фантазии», в которой приводится шкала оценки научно-фантастической литературы. «Новизна» является первым критерием этой интересной шкалы, а уровни новизны фантастической идеи представлены в следующем виде:

    Идея (ситуация, сюжет) использована повторно "один к одному" или перекрывается более полной идеей.

    Прототип изменен, но нет качественно новой идеи.

    Прототип изменен так, что появляется качественно новая идея.

    Новая идея, не имеющая близких прототипов в литературе.



    Уровни новизны (по материалам статьи Гафитулина М. «Уровни творчества или Рождение новизны»)

    1 уровень — репродуктивный.

    Новизны нет. Деятельность направлена на повторение прототипа (ранее известного). Выполненное полностью копирует прототип.Девиз уровня: «Так может каждый!»

    Изобразить квадрат.

    Пример выполнения задания на 1 уровне:





    2 уровень – репродуктивно творческий. Новизна есть. Деятельность направлена на самостоятельное небольшое изменение прототипа, существенным образом не меняет первоначальный образец. Выполненное повторяет прототип, но с незначительными изменениями, не приводящими к его новому качеству. Новизна достигается за счет изменения (замены, добавления или удаления) нескольких параметров прототипа.

    Девиз уровня: «Так может большинство!»

    3 уровень – творческо репродуктивный. Новизна есть. Деятельность направлена на значительное изменение прототипа, существенным образом меняет первоначальный образец. Выполненное базируется на прототипе (знании об известном), значительно изменяет его и приводит к новому качеству. Происходит выход за рамки задания. Новизна достигается за счет: снятия ложных ограничений, которые отсутствуют в данных условиях, но мысленно подразумеваются; выполнения известного другим способом, другими средствами; расширения сферы применения известного (многофункциональность); включения прототипа как части целого, т.е. объединение прототипа с таким же либо чем-то другим; решения противоречия: прототип есть и его нет.

    Девиз уровня: «Так могут только некоторые!»

    4 уровень – творческий. Новизна есть. Деятельность направлена на создание по собственному замыслу ранее неизвестного (объективно или субъективно нового), оригинального. Выполненное не имеет прототипа. Новая идея достигается за счет: замены исходной функции прототипа, т.е. исчезновение признаков первоначального образца и появление новых элементов для реализации новой функции; высокого уровня обобщения и выход на методологический уровень. Девиз уровня: «Так может только один!»

    Примеры выполнения задания на 4 уровне:

    "Квадрат",

    "x2",


    "Прямоугольник с одинаковыми сторонами"

    Дистанция «Экспериментальный коллайдер». Задания:



    1. «Лента изобретений» (заочный этап)

    Выстраивается лента изобретений, где первый рисунок – как это было в самом начале, как предмет выглядел, какими свойствами обладал и т.д., рядом изображается современный облик этого предмета (например, велосипед –его первоначальный вид и вид современный).

    1. «Да-нетка»

    2. «Загадочные слова»

    3. «Фантазийка»

    Дистанция «Проблем.net»

    Задания при подготовке:



    1. «Хорошо-плохо»

    Позволяет в обыденных предметах, ситуациях увидеть противоречивые свойства. Ребенку необходимо объяснить, почему данный объект или ситуацию можно назвать «хорошими» или «плохими».

    Например, «Идет дождь - это хорошо или плохо?» Начинать работу целесообразно с предметов, имеющий нейтральный характер. В таких объектах легче увидеть противоречивые свойства, т.к. в сознании ребенка еще нет относительно них устоявшихся стереотипов.

    Далее называются объекты, имеющие положительный и отрицательный характер. В них также устанавливаются как положительные, так и отрицательные свойства. Например, «Родители не разрешают долго смотреть телевизор - это хорошо или плохо?»

    «Хорошо-плохо»

    Напишите, хорошо или плохо то, что существуют

    а)стол _____________________________________

    б)отметка «двойка» ___________________________

    в) праздник __________________________________



    1. «Что было бы, если…»

    Подумайте, что может произойти, если ...

    "... дождь будет идти, не переставая."

    "... люди научатся летать, как птицы."

    "... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."

    "... оживут все сказочные герои."

    "... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."



    1. «Загадалки»

    Вам надо загадать слово, обозначающее любой объект или процесс. Для того, чтобы его отгадали другие участники работы, надо придумать 3 подсказки, в которых значение загаданного слова объясняется другими словами (загаданное слово использовать нельзя!). Если после первого объяснения слово не отгадано, предлагается второй вариант объяснения, но уже другими словами. Если и в этом случае слово не отгадано, предлагается третий вариант подсказки.

    1. «Дерево предсказаний»

    Мы постоянно занимаемся построением прогнозов, что-то предполагаем. Вместе с тем, насколько прочные основания, на которых покоятся наши предположения. Для развития умения обосновывать, аргументировать свои прогнозы предлагается прием «Дерево предсказаний». Его лучше «выращивать» при работе с текстом, имеющим сюжетную линию. Тема записывается на стволе. Она должна содержать вопрос, адресованный в будущее. Веточки – это аргументы, листочки - обоснования прогнозов.

    «Вырастите Дерево предсказаний»

    Два мудреца в одном тазу

    Пустились по морю в грозу…



    Дистанция «Проблем.net». Заданиe:

    ПРОЕКТ


    (творческий, информационный, …)

    1-й день – презентация проекта

    2, 3-й дни - реализация проекта

    4-й день – отчет о реализации проекта



    СОДЕРЖАНИЕ ДИСТАНЦИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАРАФОНА ПРЕДПРИИМЧИВОСТИ

    Дистанция «Эффективный спикер»

    Задания при подготовке (содержание заданий подбирается классными руководителями самостоятельно, опираясь на описание предлагаемых методик)



    1. «Тонкие и толстые вопросы»

    2. «НГОК-НГОК»

    3. «Школа оратора»

    4. «Спорщики»

    Дистанция «Эффективный спикер»

    Задания при проведении дистанции:



    1. «Шифровальщик» (заочный этап)

    Для расшифровки предлагаются представляемые командами «шифры» предложений. Пример: НЧЗПНМУ; КСДУИПИ; ШПНГМТ.

    Неправильных ответов нет. Все мнения выслушиваются и принимаются.



    1. «Спорщики»

    Задания для дистанции начинаются со слов: «Спорим, что….». Далее выслушиваются все варианты предлагаемых решений проблемы и презентуется правильный ответ.

    Примеры заданий : http://www.youtube.com/watch?v=DFsBpyGYFHE



    1. «Реклама профессий»

    Участникам предлагается прорекламировать любую шахтерскую профессию (на выбор). На подготовку дается 5 минут. В распоряжении команд альбомные листы, краски, фломастеры.

    Примеры профессий: маркшейдер, проходчик, мастер-взрывник, горноспасатель и т.д.

    После истечения времени каждая команда представляет рекламу профессии.


    1. «Уложись в 25 слов»

    Участники читают текст и сжимают его содержание таким образом, чтобы оно укладывалось в 25 слов. Лучшим спикером признается тот, кто не только выдержит лимит слов, но и передаст наиболее точно содержание рассказа.

    Мышка-полевка и Аришка-аршинка

    Евгений Коновалов

    Про угольные пласты расскажу. Разно их исстари прозывали: атаман, алмаз, зайчик, кащеевский, булатовский — всех не перечесть, всего более сотни названий наберется. Всякий угольный пласт прозвание свое неспроста имеет. Народ ведь тороват на выдумку. Такое, часом, услышишь, что и поверить нелегко.

    Быль это или небылица — вам судить. В стороне от Ирминского рудника за Луганью-речкою выработалась одна мелкая шахтенка. Побросали углекопы свои землянки и на новые места ушли, кто куда. Одни на голубовские, другие на шубинские шахты, а кто и на лисичанские подались. Осталась только сиротка Аришка. Куда ей идти? Годов двенадцать-тринадцать ей. Росточком совсем мала. Подойдет она к шахтному стволу, откуда отец не вернулся, и вздыхает горько: 
    — Папка, родимый, тяжело мне одной!
    Веет сыростью из подземелья. Холодно и страшно. А тут вскоре и есть нечего стало. Зачастила она на огородные грядки, ушедшими брошенные.

    Подобрала однажды тут же чуть живую мышь и в землянку к себе отнесла.


    Привязалась полевка к сиротке, так и осталась у нее. Ручной сделалась. А вот уже и осень на дворе посвистывает. Ходит Аришка за хворостом далеченько, а мышь-то у неё всегда в кармашке. С ней ей занятней и веселей.
    Забрела однажды она в глубокую балку. Много хворосту набрала. Стала подымать, а мышь — скок наземь! Видит Аришка, как что-то большое и рыжее метнулось невдалеке.
    — Лиса! — поняла сиротка. — Конец полевке!
    Схватила она хворостину и с криком бросилась на хитрющую в колючие заросли. Лиса от нее. Все бы хорошо, да провалилась Аришка в какую-то яму. Вот беда-то!
    А как выбралась, глядит: руки у нее черные, одежонка черная вся в угле.
    — Ну и хитра же лисица, — думает девочка, где нору себе устроила. Прямо в дыре, где угольный пласт вышел!
    Тут и полевка у ее ног багряной листвой шуршит.

    Пришла в землянку, печь натопила, жарко. Наутро снег выпал.


    — Вот и все! — думает Аришка. — Зима настала. Чем кормиться? Где хворост брать?
    Тихо, зябко, одиноко, только мышь тут же ползает, попискивает. И чудится ей, будто оборотилась полевка в добрую девицу и будто ее, как младшую сестру, ведет за руку. Подвела она Аришку к расписной печке, а печь так жаром и пышет. И топится эта печь углем цвета синего, без единой породинки. А вкруг печки — чистые лавки. На лавках тех — пироги да хлебы белые, ржаные и пеклеваные. Хочет испробовать Ариша хлеба того, поесть — не может руки протянуть, будто плети они у нее повисли. Замелькало вдруг все в глазах, и вот сдается, что несут ее быстрые кони куда-то и так ржут зычно…

    Приоткрыла глаза девушка и видит через слюдяное окошко, что и взаправду стоит у ее землянки пара лошадей, впряженных в сани. 


    Может, заблудились люди, — думает Аришка. — Надо бы выйти, на шлях направить.
    Кое-как вышла. Видит — два богатых мужика сидят в санях, да так бранятся меж собою, что неловко и слушать. Вдруг откуда-то и третий появился. Лицо доброе, приветливое. Поглядел он на нее и спрашивает с усмешкою незлобивой:
    — А что это еще за фитюлька-пигалица? Что за мелюзга? Чья? Откуда?..
    И все с шуткой да прибауткой, такой душевный человек оказался. Выпытал у сиротки все про ее житье. Загрустил слегка с ее слов.
    — Видишь, — говорит, — мы тут уголь ищем для богатея одного. Никак не найдем! Знаем, что где-то в этих краях добрячие пласты залегают, а вот где — неизвестно. А тут, как назло, зазимка приспела! 
    …Опечалился человек совсем.

    Аришка говорит:


    — Я могу место указать, только далеко отсюда, в терновом урочище.
    Оживился приезжий.
    — Укажи место, сделай милость!
    Поехали. Сирота дорогу указывает. Спешились у крутого обрыва. Непролазное, дикое место: коренья, валежник, кустарник. Как тут место отыскать угольное?
    Вспомнила тут Аришка, что лисы тут шатаются, и говорит:
    — След лисий на снегу ищите.
    Набрели на след скоро. Сыскали и нору лисью и пласт угольный. Завернул в тряпку кусок каменного угля добрый человек — для пробы.

    Так девчушка-сиротка лисий пласт открыла. Весною, когда на месте лисьей норы закладывали новую шахту, где-то неподалеку отыскали артельщики еще один угольный пласт. Уголь пласта этого мягок и податлив. Прозвали работные люди его как бы в шутку «Аршинка» в честь приемной дочери того доброго человека, который на руднике горно-мастеровым служит.

    На данной дистанции награждение победителей осуществляется за каждое конкурсное задание. Определение лучших и награждение происходит в день проведения этапа.

    Дистанция «Экспериментальный коллайдер»

    Задания при подготовке (содержание заданий подбирается классными руководителями самостоятельно, опираясь на описание предлагаемых методик)



    1. «Да-нетка»

    2. «Загадочные слова»

    3. «Фантазийка»

    4. «Дорисуйка»

    Дистанция «Экспериментальный коллайдер»

    Задания на дистанции:



    1. «Лента изобретений» (заочный этап)

    В детском оздоровительном лагере ребятам предлагается соединить и нарисовать сказочные предметы и предметы реальные. Лучше, если эти предметы будут связаны с шахтовым производством. Например, гномы с кирками из сказки «Белоснежка» и современный шахтер с отбойным молотком.

    Этап проводится заочно, в день проведения дистанции вывешиваются все предложенные участниками рисунки.



    1. «Да-нетка»

    Участникам марафона предлагается догадаться, о каком предмете угольной промышленности идет речь, построив вопросы таим образом, что на них можно отвечать только «Да» или «Нет».

    Предлагаемые объекты:



    http://www.salemarket.ru/listings/dd/2371/products/vb_pruur6go.jpg отбойный молоток

    http://grafitnn.ru/sites/default/files/brpr_f62sh.jpg

    респиратор



    https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=1f2af633407d1d08d4a2acba2e66bf9d&n=33&h=170 шахта

    http://powerware-tpk.ru/components/com_cobacatalog/images/normal/064-00b.jpgшахтерские сапоги

    http://www.rgt.ru/images/catalog/516_1.jpgпроходческий комбайн

    1. «Загадочные слова»

    Участникам предлагаются различные слова, связанные с угледобычей. Задача участников –определить, что это и рассказать о своих догадках. (подробное описание методики см. выше). После высказанных предпоожений ведущий дает краткую информацию о предмете или явлении шахтерской профессии.

    КОНОГОНКАфайл:sgd5.jpg



    Коногонка (она же лампа, правильное название — светильник головной) — индивидуальный осветительный прибор, используемый шахтёрами.

    Название произошло от профессии коногона — рабочего, сопровождающего поезда подземнойконной откатки. Именно его «несут с разбитой головой» в старинной горняцкой песне. Коногоны первыми стали носить рудничную лампу на околышке головного убора.

    «ШАХТЕРИКИ»http://www.ipnews.in.ua/wp-content/uploads/2012/08/021_consol_energy_corp1.jpg

    Роба — разновидность грубой рабочей одежды свободного покроя, не сковывающая движений во время работы. Обычно изготавливается из плотной ткани, например, парусины или брезента. Шахтерская роба называется «шахтерки».

    КВЕРШЛАГ http://specural.com/sites/default/files/styles/slovar_max/public/images/slovar/kvershlag_1.jpg?itok=iphccyme

    Квершлаг (нем. Querschlag) — горизонтальная, реже наклонная, подземная горная выработка, не имеющая непосредственного выхода на земную поверхность и пройденная по вмещающим породам в крест простирания пласта полезного ископаемого. Квершлаг предназначается для вскрытия полезного ископаемого, транспортирования грузов (самоходным, рельсовым или конвейерным транспортом), а также для передвижения людей, вентиляции, стока воды и т. д.

    ШТРЕК http://ic.pics.livejournal.com/mishainik/27670587/821759/821759_original.jpg

    Штрек (от нем. Strecke — маршрут) — горная выработка, не имеющая непосредственного выхода на земную поверхность, лежащая в горизонтальной плоскости и проходящая по простиранию рудного тела.


    1. «Фантазийка»

    Участникам предлагаются различные предметы шахтерской професии. Задача: предложить нетрадиционные способы использования данных предметов.

    http://starina.info/foto/b/3150a.jpg

    Лампа Деви и лампа Вольфа.



    http://img05.taobaocdn.com/bao/uploaded/i5/t1tlfpxhxqxxa_4u38_102212.jpg_600x600.jpg Обушок – инструмент для добычи горных пород

    http://xn--d1abbscb0aqe0a.xn--p1ai/uploads/images/news/53fb679a2812378615bdcc105ced3105.jpg Каска

    http://27.img.avito.st/1280x960/1517244427.jpg Транспортерная (конвейерная) лента шахтная

    На данном этапе оценивается оригинальность предлагаемых идей, творческий подход.

    Определение победителей и награждение проводится в день проведения дистанции.

    Дистанция «Проблем.net»

    Задания при подготовке (содержание заданий подбирается воспитателями самостоятельно, опираясь на описание предлагаемых методик)



    1. «Хорошо-плохо»

    2. «Что было бы, если…»

    3. «Загадалки»

    4. «Дерево предсказаний»

    Дистанция «Проблем.net»

    Заданиe:


    ПРОЕКТ

    (творческий, информационный, …)

    1-й день – презентация проекта

    Участники Марафона презентуют свои идеи проектов. Способ презентации идей –на выбор авторов; тип проекта может быть любой.

    Презентация проекта состоится в первые дни смены, в последующие дни участники готовят проект, репетируют.

    2, 3-й дни - реализация проекта

    В течение двух дней состоится реализация проекта. Участники представляют на суд жюри свои подготовленные проекты. В зависимости от типа проекта это может быть сценка, песня, флеш-моб (тогда готовится мини-концертная программа); так же это может быть проведенная акция, выставка и т.д.

    4-й день – отчет о реализации проекта

    В четвертый день участники отчитываются о реализации проекта: что получилось, что было неожиданным, что пошло не так, как планировали и т.д. Форма отчета может быть любой.

    Награждение

    В последний день лагерной смены проводится награждение команд, принявших участие в Марафоне предприимчивости. Награждаются самые яркие, активные команды, показавшие мастерство на всех дистанциях, а так же проводится индивидуальное награждение участников Марафона предприимчивости.

    ПЛАН-СЕТКА ПРОВЕДЕНИЯ МАРАФОНА ПРЕДПРИИМЧИВОСТИ


    1 ДЕНЬ

    Открытие

    Презентация Марафона предприимчивости

    НГОК-НГОК




    2 ДЕНЬ

    Игра «Хорошо -плохо»

    Школа оратора


    3 ДЕНЬ

    Что было бы, если…

    Тонкие и толстые вопросы


    4 ДЕНЬ

    Дерево предсказаний

    Загадалки


    5 ДЕНЬ

    Дерево предсказаний

    Презентация идей «Проблем.net»

    Да-нетка



    6 ДЕНЬ

    Спорщики



    7 ДЕНЬ

    Спорщики



    8 ДЕНЬ

    Найти применение предметам

    Фантазийка


    9 ДЕНЬ

    «Загадочные слова»

    Лента изобретений


    10 ДЕНЬ

    Дистанция «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КОЛЛАЙДЕР»

    Шифровальщики



    11 ДЕНЬ

    Дистанция «ЭФФЕКТИВНЫЙ СПИКЕР»


    12 ДЕНЬ

    Дистанция «Проблем.net»




    13 ДЕНЬ

    Дистанция «Проблем.net»


    14 ДЕНЬ

    Дистанция «Проблем.net»


    15 ДЕНЬ

    Закрытие Награды находят своих героев. Марафон предприимчивости.



    Отчет о проведении МАРАФОНА ПРЕДПРИИМЧИВОСТИ

    «ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ШАХТЕРСКОЙ ПРОФЕССИИ»

    Открытие:

    - Здравствуйте, ребята! Сегодня первый день лагерной смены. И эта лагерная смена будет не такой, какой была всегда. Все 15 дне школьного летнего оздоровительного лагеря пройдут в виде марафона. А что такое МАРАФОН?

    - Да, это дистанция. И таких дистанций у вас будет три: Эффективный спикер, на которой вы покажете свои способности к ораторскому исскусству, т.е. искусству выступать на публике, умение донести свои мысли лаконично и правильно; Экспериментальный коллайдер, который покажет, как вы способны мыслить нестандартно, раскроет все грани вашего таланта изобретателя и дистанция Проблем.net., к которой вы будете готовиться почти всю лагерную смену и в последние 2 дня покажете, как сработали ваши команды и расскажете, что получилось, а что можно было бы и доработать.g:\images\фотографии0001\фото0343.jpg

    К каждой дистанции марафона необходимо тщательно готовиться. Поэтому на каждый день будут расписаны методики для подготовки в той или иной дистанции, они представлены в пособии «Методический конструктор», который есть уже на каждом компьютере в игровых комнатах. Воспитатели и их помощники вожатые будут готовить вас к прохождениям дистанций. На самих дистанциях каждый отряд представляет команду, но состав в зависимости от содержания дистанции может меняться. Содержание дистанций имеет профессиональную ориентацию на шахтовую промышленность и шахтовые специальности.

    Первая и самая продолжительная дистанция Проблем.net. будет представлена уже сегодня. Каждый отряд представляет свое видение, свою презентацию этой дистанции. Здесь нет никаких ограничений. Это может быть проект, творческий номер и т.д.g:\images\фотографии0001\фото0347.jpg

    В рамках презентации проекта дистанции отрядами были представлены проекты танцев «Королева», «Миткки Маус», флеш-моб, танец-песня «Ру-Ру-Ру», сценка по сказке А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке», отрывок из оперы «Волк и семеро козлят». Таким образом, все представленные проекты должны были быть творческими.

    В течение лагерной смены воспитатели совместно с ребятами обучались и отрабатывали различного рода методики. f:\марафон\фото лагерь\dsc06796.jpg

    Поведение дистанций марафона

    5 день смены летнего оздоровительного лагеря был представлен дистанцией «Экспериментальный коллайдер», на которой участники демонстрировали свои изобретательские способности и нешаблонный подход к решению проблем. Особо понравилось участникам содержание видео заданий «Спорщики» из программы «Галилео». Но кроме этого в презентациях были представлены и другие задания шахтерской тематики.Участники Марафона познакомились с особенностями нашего региона, с плотностью залегания пластов угля, с особенностями шахтовых выработок на территории города. В школьном музее им были представлены не только образцы шахтовых ламп разных поколений, но и удивительные исторические факты о шахтах и шахтовом оборудовании. При чем после всего услышанного участник должны были самостоятельно предложить способы современного использования представленных на выставке предметов.f:\марафон\фото лагерь\dsc06811.jpgf:\марафон\фото лагерь\dsc06829.jpg

    Данная дистанция была представлена в сюжете «Городской панорамы» на местном телевидении Ленинск ТВ http://ria-leninsk.ru/25476

    Дистанция «Эффективный спикер» раскрывала ораторские способности учащихся. Они рекламировали шахтерские специальности, расшифровывали предлагаемые аббревиатуры словами из шахтерского лексикона и т.д. Как оказалось, на публике выступать – очень сложное и ответственное дело.f:\марафон\фото лагерь\dsc06930.jpg

    13 и 14 дни лагерной смен участники марафона представляли результаты работы над своими проектами в рамках дистанции «Проблем.net». Все творческие номера были встречены аплодисментами и получили высокую оценку членов жюри. Это единственная дистанция, которая не отражала шахтерскую тематику. Все проекты были творческими. f:\марафон\фото лагерь\dsc07014.jpgf:\марафон\фото лагерь\dsc06978.jpg

    По результатам проведенных дистанций все участники и победители были отмечены призами.



    Необычное проведение смены летнего оздоровительного лагеря не только не дает скучать ребятам, но и способствует развитию нестандартного, предприимчивого мышления, а так же имеет профориентационную направленность.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Сценарный план марафона предприимчивости «интересные факты шахтерской профессии»

    Скачать 312.25 Kb.