• Рашидова Хадижат Абулгасановна
  • Методы исследования
  • Введение Пока свободою горим , Пока
  • Души прекрасные порывы! (А.С.Пушкин)
  • Основная часть Физико-географическое положение
  • ( 3.стр. 5.Алиев М.Г. Краткие историко-этнографические сведения об ауле Салта)
  • Происхождение названия села
  • Хозяйство и материальная культура
  • Духовная культура. Образование
  • Полевой материал, собранный в селении Салта.

  • Скачать 235.85 Kb.


    Дата21.03.2019
    Размер235.85 Kb.
    ТипИсследовательская работа

    Скачать 235.85 Kb.

    Шаг в будущее: Аул Салта. Музей под открытым небом




    XXII НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

    МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

    «ШАГ В БУДУЩЕЕ»

    Направление : социально-гуманитарные науки.

    Секция: история Дагестана

    Исследовательская работа на тему:



    «Шаг в будущее:

    Аул Салта. Музей под открытым небом»

    Работу выполнил: ученик 9 класса

    МКОУ «Салтынская СОШ им.М.Рамазанова»



    Дибиров Магомед Абуталимович

    С.Салта Гунибский район



    Руководитель работы: учитель нач. кл.

    МКОУ« Салтынская СОШ им.М.Рамазанова»



    Рашидова Хадижат Абулгасановна

    с.Салта Гунибский район

    тел.

    2016


    Аннотация

    Цель исследования: исследовать историю возникновения аула, провести краеведческое ознакомление и исследование важнейших событий произошедших в Салта, проанализировать архивные документы подтверждающие достоверную фактическую значимость полученных сведений об ауле.

    Задачи:

    • выяснение особенности развития материальной и духовной культуры Салтинцев, их многообразной общественной жизни;

    • описание важных исторических событий произошедших в селе или связанные с селом;

    • ознакомиться историческими, природными и культурными достопримечательностями с.Салта

    • расширение кругозора в изучении родного края.

    Методы исследования:

    Метод опроса-беседы, описательный метод, анализ информации первоисточников, маршрутный.



    Вывод:

    Аул Салта хоть и молодое село, но в то же время с довольно богатым и насыщенным историческим прошлым. С селом связанно довольно много исторических событий общедагестанского, а в некоторые периоды и даже общероссийского масштабов. Многие исследователи считали аул Салта – ремесленным и кустарным центром Дагестана.

    В нашем селе есть все, что нужно человеку для того, чтобы отдохнуть от суетливой городской жизни - тишина, пение птиц, речка. А какие удивительные горы и чистый воздух! В Салта очень много красивых мест. Природа щедро наградила село.

    В разное время аул Салта прославляли такие известные личности, как известный гениальный русский хирург Н.И. Пирогов, всемирно известный художник Франц Рубо, Немирович-Данченко, Е.И. Козубский, Расул Гамзатов, наиб имама Шамиля Омар-Дибир Салтинский, великий шейх, эмир Узун-Хаджи Салтинский и многие другие. Салтинцы во все времена стремились к знаниям всегда славились своими учеными.

    Мы, все выходцы из Салта, гордимся своими земляками, известными не только в Дагестане, но и за его пределами. Их имена на устах и в сердце каждого салтинца, их имена в названиях улиц, школ и т.д. Все подрастающее поколение селения Салта всеми силами старается быть похожими на них. Поистине есть чем и кем гордиться!

    Село с таким чрезвычайно богатым традиционным, культурно-историческим прошлым может по праву считаться музеем – «Музеем под открытым небом».



    Содержание

    Введение……………………………………………………………….........................................1

    Основная часть………………………...…………………..……………………………………..3

    1. Физико-географическое положение. ……...…………………………………………………3

    2. Происхождение названия села... ..………………………………………..………………… 3

    3. Хозяйство и материальная культура....………………………………………………….…..3

    4. Духовная культура …......…………………………………….………….................................5

    4.1. Образование…………………………………………………………………………………5

    4.2. Медицина……………………………………………………………………………….…...5

    4.3. Традиции……………………………………………………………………………….……5

    5. Боевая слава …………………………………………………………………………………..7

    Заключение..………………………………………………………………………..…………...10

    Приложение

    Введение

    Пока свободою горим,

     Пока сердца для чести живы,

    Мой друг, отчизне посвятим

    Души прекрасные порывы!

    (А.С.Пушкин)

    Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим. Есть выражение: «Моя Малая Родина». Что оно обозначает? В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, деревня или город, улица, дом, где он родился. Это и есть его малая родина. Она у каждого своя, она одна-единственная, как мама.

    Моей малой Родиной является небольшое село в Гунибском районе с гордым названием Салта.

    Мне всегда хотелось рассказать о любимом, родном селе Салта, откуда я родом. Салта — моя малая родина, которую я очень люблю. В нашем селе есть все, что нужно человеку для того, чтобы отдохнуть от суетливой городской жизни - тишина, пение птиц, речка. А какие удивительные горы и чистый воздух!

    Самое большое богатство аула Салта – это люди, болеющие за свой край, за свою малую родину,  всю свою жизнь посвящающие упорному и нелёгкому труду. 

    В Салта очень много красивых мест. Природа щедро наградила село. Много гостей приезжает сюда, чтобы увидеть эти достопримечательности.



    Так у нас в селе есть удивительно красивые водопады. Один из которых - водопад в местечке «РаикIал» – уникален и оригинален и имеет весьма причудливую форму. Салтынская речка, проходя через удивительно красивый Кудалинский каньон, не доходя до аула Салта, вдруг неожиданно исчезает, низвергаясь вглубь земли, образуя подземный водопад высотой 7 м. Салтынская пещера входит в число охраняемых памятников.

    На окраине села Салта расположен еще один красивый водопад, который в дождливую погоду впечатляет своим мощным низвергающимся потоком.

    Но не только природной красотой примечателен этот аул… Есть еще много исторически важных и примечательных мест в селе о которых я подробнее расскажу в моей работе.

    Цель моей работы: исследовать историю возникновения аула, провести краеведческое ознакомление и исследование важнейших событий произошедших в Салта, проанализировать архивные документы подтверждающие достоверную фактическую значимость полученных сведений об ауле.
    Актуальность темы: интерес к прошлому, к истории всегда был присущ людям. Люди, естественно, хотят, чтобы те, кто будет жить, после них знали, как жили они и хотят оставить после себя память, хотят, чтобы их жизнь не была забыта. Вместе с тем их интересует и то, как жили люди раньше. Так всегда было, так и создавалась история.
    Маленькая Родина все равно большая,

    ведь она единственная.

    Ж.Ренар

    Основная часть

    1. Физико-географическое положение

    По сравнению с другими аварскими селениями Салта считается молодым селением. Расположено оно в 22 км к востоку от села Гуниб, в долине реки Багдакули.

    По преданиям, салтинцы переселились на то место, где сейчас находится село - 500 лет тому назад. Также есть предание, что еще ранее салтинцы жили где-то возле нынешнего поселка Ленинкент. Уже оттуда, из-за обилия в этом районе змей, салтинцы переселились на Левашинское плато и обосновались у местечка «Дерхъо». Затем сельчане купили землю у кудалинского хана и обосновались на том месте, где сейчас и стоит село.



    ( 3.стр. 5.Алиев М.Г. Краткие историко-этнографические сведения об ауле Салта)

    Нет также единого мнения, к какому из обществ: Цудахарскому или Андалальскому вольному обществу причислялось сел. Салта. Так известный исследователь Кавказа Неверовский, описывая меновую торговлю, которую между собой вели горцы, пишет, что «… главными пунктами, где собираются (горцы) для обмена: Салта, главное селение цудахарского общества, и Корода, селение андалальского общества…». В другом источнике записано, что в XVII в. салтынцы обратились к цудахарцам за помощью в борьбе с нападавшими на них кудалинцами. Цудахарцы «единодушно» согласились.

    По переписи 2015 года в селе проживало 709 человека

    1. Происхождение названия села

    Нет одной единой версии по поводу происхождения названия Салта. Чаще других упоминается версия, что название Салта происходит от аварского слова «сали» – песок, то есть село на песке. Еще одна версия, от слова «сала» – благородный, величественный, т.е. благородное село.

    Существует также легенда, согласно которой название села произошло от имен любящих друг друга сердец Салмана и Салтанат. Поженившись, они построили себе дом, завели хозяйство, обрабатывали землю – в общем, создали свое село. Если даже на горе стоял один дом, то это уже называлось селом. А вот какое имя ему дать, пришлось долго спорить: она хотела назвать его именем любимого человека – Салман, а он в честь нее – Салтанат. Никто не хотел уступать в своем решении, пока к Салтанат не пришла спасительная идея, составить из двух имен одно слово: к первой части его имени добавили вторую часть ее, и получилось Сал + та = Салта. Салману эта идея понравилась, наклонился он над землей и шепнул: «Салта», затем громко крикнул Салта! Слышите горы, реки и родники с сегодняшнего дня это имя моей земли!

    Да, я – Салта – жизнь начала свою с песка.

    Да, я – Салта! – И именем своим горда!

    Я – камни превратить в сады смогла.



    1. Хозяйство и материальная культура

    Многие исследователи считают Салта – ремесленным и кустарным центром. О Салта пишут, что она являлась также и торговым пунктом. Так, например, в Салта, продавали соль, которую Цудахаринцы добывали из шамхальских владений, а также в ауле происходил обширный меновый торг разными предметами промышленности (бурками, лезгинскими сукнами, оружием и проч.) при чем одним из предметов этого торга был порох, выделываемый преимущественно в андалальском обществе, где встречается самородная селитра.

    Каждую пятницу в Салта на базар собирались люди с окрестных сел.

    Раньше у салтинцев было сильно распространено земледелие. Среди горных сел Салта являлось одним из сел, где собирали зерно в большом количестве, и его хватало не только для прокормления своего населения, но и для обмена и продажи. Говорят, что иногда урожай зерна доходил до 12-13 тонн. Основными зерновыми культурами, которые возделывались жителями села, были кукуруза, ячмень, пшеница, рожь, просо, овес. Большое распространение получила кукуруза из-за большой урожайности и неприхотливости. Стеблями кукурузы вскармливали скот, а початки кукурузы после лущения зерна использовали как топливо. Зерно салтинцы для бартера вывозили в соседние общества и обменивали на мясо, сыр, масло и т.д. Активные двусторонние торговые связи поддерживали салтинцы с жителями соседних районов: аварцами, даргинцами, лакцами и др. Так, например, салтинцы доставляли в Цудахар мясо и шерсть, фасоль и кукурузу. Также неплохой урожай картофеля, фасоли и других овощей получали салтинцы на своих участках.

    В селе имелось 15 мельниц, построенных на берегу реки. На эти мельницы приходили люди и с окрестных сел.

    Развито было также у салтинцев скотоводство, а именно как и во всем горном Дагестане - овцеводство. Также в каждой семье было по 1-2 коровы. Почти каждая семья имела осла, а некоторые и несколько. С пастухами, которые пасли коров, обычно за их работу расплачивались зерном. Из домашней птицы в селе разводили изредка лишь кур. Судя по общему количеству лошадей, можно сказать, что почти каждый второй сельчанин имел в хозяйстве лошадь. Наличие лошадей в хозяйстве было своеобразным показателем состоятельности.

    Не последнее место в хозяйстве салтинцев принадлежало домашним промыслам и ремеслам. Развито было в селении и плотничество, а также резьба по дереву. Так, например, по словам Козубского Е.И.: «…в Салтах, выделываются особенно изящные (с горской точки зрения) поставцы для соли, ложки и т.п., вешающиеся на стену (учалтан) – по-аварски, (куслъ-анкъ) – по-даргински, (кашикъ-салаганъ) – по-кумыкски». Также в селение Салта местные мастерицы изготовляли узорную войлочную обувь.

    Кое – что из предметов быта мои бабушки и дедушки сохранили и сегодня, благодаря им я имею возможность «прикоснуться к истории».

    Одним из главных видов промыслов у салтинцев была обработка кожи. Как мы знаем, кожу используют для изготовления шуб, обуви, головных уборов и т.д. Овечьи шкуры обрабатывались для шуб и головных уборов, козьи и бычьи – для обуви. Эти изделия имели сбыт и за пределами области, их сбывали в Чечне а также в Терской области, где меняли их на пшеницу и кукурузу.

    В Салта обработкой кожи в конце XIX в. занимались около 25-ти хозяйств. Процесс изготовления кожи в Салта описывает и известный исследователь Дагестана Козубский Е.И

    Раньше салтинцы часто выезжали в промышленные города Кавказа и нефтепромыслы Баку. В предреволюционные годы большинство салтинцев было занято в нефтяной промышленности Баку, на цементном заводе Новороссийска и т.д.



    1. Духовная культура.

      1. Образование

    Салтинцы во все времена стремились к знаниям и всегда славились своими учеными. Сельчане почти поголовно были грамотными, читали и писали на арабском языке. Известными учеными из селения Салты были: Гасан-эфенди, Юсуф-эфенди, Махмудибир. Также известным ученым из Салта был Али Салтинский. Они были известны не только в Дагестане, но и во всем Арабском мире.

    XIX век дал много известных арабистов, арабистов-алимов, XX век – много руководящих работников. В 20х, 30х, 40х годах XX века много салтинцев работало на ответственных руководящих должностях в разных районах. Были среди них: председатели райисполкома; первые секретари райкома партии в таких селах как Агвали, Кахиб; вторыми и третьими секретарями в селении: Унцукуль, Ботлих Цумада, Ахвах, Чарода, прокурорами многих районов; член верховного суда; начальник НКВД; зав. земотдела и т.д. Многие работали юристами, учителями, врачами, нефтяниками.

    И сегодня село славится такими фамилиями как Каримов К.К., Ахлаков И.И., Серажутдинов О.А., Загидов З.А. – «герой России», Дибиров Д.М. - адвокат, Каримов М.Г.—доктор физ. н., Шапиев К.М. – заслуженный врач РД, Хадисов П.Х., Манапов А.М., Сайгидов А.М.,- скульптор, «Заслуженный художник Росии», Магомедов М.Ш. – профессор, доктор с/х наук, Алиев М.А. – зам главврача РКБ, Каримов А.И. – полковник, Ахлакова А.И. – главврач РГЦ, Гусейн Манапов - певец и многие многие другие.


      1. Медицина

    Также у салтинцев было распространено народное врачевание-знахарство. Умение лечить народными методами передавалось из поколений в поколения.

    Был у нас в селе и признанный народный целитель Джамаллудинов Д.Д., которого знали и за пределами Дагестана. Джамаллудин Джамалулдинович – автор многочисленный медицинских рецептов, лечил травами, даже владел гипнозом. Свое дело всегда делал с удовольствием и очень много работал над собой.




      1. Традиции

    Особой популярностью в селе пользовалось такое мероприятие как «гваи», куда собиралась вся молодежь для выполнения сельскохозяйственных и других работ. Эти мероприятия организовывала одна семья. Труд не оплачивался. «Гваи» сопровождались шутками да прибаутками. Нередко на «гваях», узнав получше друг друга, молодежь намечала себе спутников жизни. К сожаленью, в скором будущем «гваи» останутся в воспоминаниях народа.

    Как и в других селах Нагорного Дагестана в Салта был широко распространен и существует по ныне культ дождя (обряд «вызова» дождя). В Салта был распространен обряд, связанный с магическим использованием животных. Происходило это так. Со всех домов селения собирали деньги, на них покупали барана (масть не имела значения) и во главе с муллой сельчане, в том числе женщины и дети, шли на гору под названием «ЦIад гIариниб меер», резали барана, совершали ритуальный обряд, а затем раздавали мясо, собравшимся на горе сельчанам. Также в Салта почитается как праздник обряд (день первой борозды).

    Утратил свое значение обряд, некогда бытовавший в сел. Салта. Он заключался в посещении невестой и ее подруг в дни религиозных празднеств (Курбан-байрам и т.п.) дома жениха. Там их вкусно угощали, устраивали для них веселье, танцы. А перед уходом мать и сестры жениха одаривали каждую из подруг и невесту каким-либо подарком (отрез материи, чулки, платок и т. п.).

    В Салта свадьбой распоряжались зятья (мужья родных или двоюродных сестер). Сейчас чаще в такой роли выступает дружки жениха (бахарасул гъудул).



    Рождение сына в Салта издревле принято отмечать метанием стрел в потолок дома новорожденного. Причем на один конец стрелы прикрепляли подарок или деньги. Затем отец младенца угощал «стрельцов» свежесваренным мясом и другими яствами. От рождения до годовалого возраста ребенок был уязвим для всевозможных заболеваний, причину которых народное сознание видело в кознях злых сил, поэтому были распространены разнообразные магические столбы их отвращения и защиты ребенка. Это всевозможные предметы, пришиваемые к одежде ребенка – раковины каури, перламутровые бусины и пуговицы, особые пятнистые бусы от «сглаза» и т.д. В качестве оберега под подушку ребенка клали какой-нибудь стальной предмет, чаще нож или ножницы. Первый раз стричь ребенка должен был уважаемый в селе человек или тот человек из родственников на кого желали, чтобы был похожим ребенок. По поверьям, это качество магически переходило к ребенку по мере его роста.

    Интересно описал годекан аула Салта В.И. Немирович-Данченко: «На площади собрался почти весь аул. Посреди ярко горели костры. У костра толпился весь народ. С папахами на затылках, опираясь на рукоятку кинжалов, молодежь салтинская прислушивалась к рассказам стариков о далеком времени, когда их очи сверкали еще по соколиному, а в руках не иссякла сила. Кое-где сказочники тешили народ преданиями о богатырях: и порой шепот удивления бежал оттуда, когда импровизатор сосредотачивал эффект на слишком невероятном подвиге».

    Долгими скучными зимними вечерами мужчины страдали от безделья. Женщины же занимались ковроткачеством и так далее. Поэтому мужчины проводили время тем, что гостили друг у друга, беседовали на полезные темы. При этом они брали с собой маленькие подарки, а то иногда и часть от ужина (хинкал, чуду, чурек и т.д.). К сожалению, с появлением телевидения и радио такие посиделки вытесняются из жизни сельчан.


    1. Боевая слава Салта

    Защита отчего дома, Родины — всегда была святым долгом и по­четной обязанностью.

    С честью исполнили ее салтинцы. Сражение под Салта во времена Кавказской войны — трагическая страница истории. На защиту свое­го отечества, не задумываясь, встали сотни бесстрашных сынов. Их отвага и доблесть вызывали уважение противника. Их героическая самоотверженность вдохновила известного художника Франца Алексеевича Рубо на создание бессмертного полотна «Штурм Салта».



    По случаю взятия Салта князь Воронцов, который руководил осадой аула Салты, в 1849 г. в своем отчете за 1846-1849 гг. Николаю I, писал, что «во время осады Салтов мог ослепнуть, его мучили всякие болезни, он чудом избавился от этих напастей», произвел парад. 15 сентября был зачитан приказ кн. Воронцова, где он благодарил и восхвалял своих солдат. Однако Воронцов не разрешил салютовать и показал колонну, везущую раненных. Один ее конец уже достиг сел. Ухлыб, а другой еще не вышел из Цудахара. Сам Воронцов писал: «При долголетнем опыте мне редко случалось видеть неприятеля более упорного и стойкого, как гарнизон Салты, сопротивление этого гарнизона превосходит все, что в Европейской войне может быть известным. Подтверждением этого служит отчет князя А.И. Барятского за 1857-1859 гг., где Салта стоит после Ахульго по трудности осады и по жертвам».

    Салтинское сражение во многих отношениях было особенным. Впервые в здешней войне система подземелий и закрытых сообщений с бойницами была доведена до совершенства, и впервые в истории русской армии она была использована в Салтах. Для защиты от навесного огня были проделаны подземные и подвальные строения, а каждая сакля была обращена в отдельную цитадель с большим числом бойниц, расположенных в несколько ярусов. Вход в один из таких туннелей сохранился и по сей день, в одном из дворов села, а выход находится в нескольких километрах от села. Кроме того на окраине села, в местности «Агьикь» есть небольшой подземный проход, которые местные жители называют «Шамилевская нора», благодаря которому в последние дни осады села спаслась небольшая часть гарнизона горцев.

    Известный исследователь Кавказа Зиссерман также выражает свое восхищение героизмом защитников аула. Он пишет, что: «Салты, осада коего длилось 52 дня, после неслыханно геройской защиты, после двукратно отбитого штурма, после ожесточенной бойни за каждую саклю, пало, наконец, от совершенного истощения сил гарнизона горцев, лишенного воды и возможности перевязать раненных.… Тут горцы показали, с каким неприятелем имеем мы дело. Подробности этой осады были бы интересны и поучительны для всякого военного читателя, и едва ли даже знаменитая защита Сарагосы может выдержать сравнение с защитой горцами Салты». «…Михаил Семенович (Воронцов) придает чрезвычайное значение взятию Салты, стоившей таких напряжений и больших жертв…».

    Не было покоя салтинцам и после разрушения Салтов. Колониальные власти не разрешали селиться салтинцам в Салтах. Царская администрация боялась, что в случае восстановления сел. Салты, оно может снова стать опорным пунктом Шамиля. Поэтому любое оживление Салтов быстро подавлялось войсками.

    Среди наибов имама Шамиля был и салтинец – Омар-Дибир Салтинский. Старожилы аула рассказывают, что он был высокого роста и физически развит, с благородной душой. Омар-Дибира все очень уважали. Имам Шамиль очень ценил его. В бою он был очень смелым. Уважал своих воинов и заботился о них.

    Самим салтинцам разрешили снова заселиться на старом месте лишь только в 1869 году, спустя 22 года после штурма и полного разрушения Салтов. В Салта была построена также и военная крепость.

    В 1877 г. в Дагестане вспыхнуло восстание. По утверждению старожил именно салтинская молодежь выступила первой. Возглавлял непокорную царской администрации салтинскую молодежь сын легендарного наиба Шамиля Омар-Дибира Салтинского Гаджи-Али. После подавления восстания только из Салта было выслано около 150-200 человек и сослано в Сибирь более 40 человек.

    Во время гражданской войны Салта называли красным партизанским селом. Известным в то время салтинцем был Узун-Хаджи Салтинский. Вначале он был на стороне большевиков и боролся с белогвардейцами. Как алим и шейх он был известен по всему Кавказу. Он был продолжателем дел имама Шамиля. Узун-Хаджи Салтинский призывал горцев бороться с армией генерала Деникина, который захватил Дагестан. После изгнания деникинцев Узун-Хаджи начинает борьбу и с красноармейцами. Он создает эмират, который сразу после смерти Узун-Хаджи распался. В селе имеется улица названная его именем.

    Также сельчане участвовали и в первой мировой войне. Это Рамазанов Мирза, Алиев Гитинав, Магомед сын Омара, Магома сын Урху-Мулала, Али сын Варанги и другие.

    Во время Великой Отечественной войны многие салтинцы отправились на фронт, более 90 из них остались на полях сражения, около 274 женщин, стариков и подростков заслужили медали «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.».

    Салтинцы принимали участие, в боях начиная от Карелии и до Кавказских гор, в освобождении многих стран восточной Европы. Многие дошли и до Берлина, а некоторые затем даже участвовали в войне с Японией.

    Здесь я не могу не отметить и отвагу моих сельчан , которые в 1942 году 17летними юношами добровольно ушли на фронт.

    И в том же 1942г. мой сельчан Каримов Карим Каримович записался в Первый Дагестанс­кий кавалерийский эскадрон, фор­мировавшийся в г. Буйнакске. Командиром эскадрона был назначен Кара Караев.

    Первое боевое крещение сельчанин принял при взятии станицы Ищерской под Моздоком. Мужественно и самоотверженно сражался посла­нец Страны гор под Моздоком, Батайском, Азовом, Ростовом-на-Дону, участвовал в боях за Таганрог. Отсюда, его направили в бро­нетанковую школу, где готовили танкистов.

    Через три месяца, в день взятия Таганрога, в августе 1943 г. он снова на фронте уже в качестве командира боевого отделения танка. В одном из таких боев, под Ка­ховкой, 19-летний юноша-сержант был ранен в день своего рождения, 13 октября. Семь месяцев находил­ся он на лечении в госпиталях Таганрога, Ростова, Вольска. Мо­лодой и сильный организм победил смерть. И парень снова просился на фронт, но был признан годным только к нестроевой службе. Его направили в воинскую часть Баку в качестве командира взвода.

    У нас в селе установлен скульптурный комплекс «Подвигам Салтинцам», автор которого тоже салтинец, известный дагестанский скульптор Алигаджи Сайгидов.

    Отважные воины, отражав­шие штурм родного села, прославили его и обессмертили свои имена, навсегда оставшись в благодарной памяти народной и беспристраст­ных скрижалях времени.

    Кроме того, в селе установлен «Первый народный памятник примирения врачам и дохтурам, сестрам и фельдшерам в честь 200-летия Пирогова Н.И».

    Из книги «Пироговские чтения» 1979 я выделил для себя следующие строки:

    «Я имею задачей, - пишет Пирогов Николай Иванович, - испытать возможность приложения эфирных паров к производству операций на поле сражения». В середине июля 1847 года мы спустились с вершины Турчидага и с отрядом пехоты отправились под аул Салты – осажденный аул. Здесь мы и организовали временный полевой лазарет.

    «Россия, опередив Европу нашими действиями при осаде Салтов, - писал он, - показывает всему просвещенному миру не только возможность в приложении, но неоспоримо благодетельное действие эфирования над ранеными на поле самой битвы. Мы надеемся, что отныне эфирный прибор будет составлять, точно так же, как и хирургический нож, необходимую принадлежность врача».

    Интересный факт по этому поводу приводит известный краевед, заслуженный учитель РСФСР Б.И.Гаджиев: «Я был свидетелем оживленной полемики в Салтах, где жители разделились на две группы. Одна группа считала, что Пирогов делал операции в местности Гагухраал, другая – в Иццухе. Это же здорово и замечательно! Нынешние салтинцы являются потомками их горцев, что во главе с наибом Шамиля Умар-Дибиром Салтинским и Идрисом Гергебильским в течении почти 2х месяцев оборонялись против царских войск. И вот нынешние салтинцы берегут правду, легенды и предания о великом хирурге, рассказывают о нем, будто его в глаза видели, будто были лично с ним знакомы».
    Заключение

    Изучив весь собранный материал о своей малой Родине, я сделал следующие выводы.

    Аул Салта хоть и молодое село, но в то же время – это край щедрой природы, незыблемых традиций, богатой и насыщенной событиями истории. Многие исследователи считали аул Салта – торговым, а также ремесленным и кустарным центром Дагестана.

    С селом связанно довольно много исторических событий общедагестанского, а в некоторые периоды и даже общероссийского масштабов. В разное время аул Салта упоминали и прославляли такие известные личности, как известный гениальный русский хирург Н.И. Пирогов, великий театрал Немирович-Данченко, прославленный исследователь Кавказа - Е.И. Козубский, наиб имама Шамиля Омар-Дибир Салтинский, великий шейх, эмир Узун-Хаджи Салтинский, всемирно известный художник Франц Рубо – картина «Штурм аула Салта», Расул Гамзатов - «Сказание о русском докторе», Мужской хор Института певческой культуры «Валаам» - «Солдатская песня Отряда Князя Аргутинского-Долгорукого» и многие другие.

    Одна из трагических страниц истории села это сражение под Салта во времена Кавказской войны. На защиту свое­го отечества, под знамя имама Шамиля не задумываясь, встали сотни бесстрашных сынов. Их отвага и доблесть вызывали уважение противника. Затем уже в 1877 г. когда в Дагестане вспыхнуло антиколониальное восстание, одними из первых выступили и салтинцы. Также сельчане участвовали и в первой мировой войне. В период революции и гражданской войны Салта называли красным партизанским селом. Во время Великой Отечественной войны многие салтинцы отправились на фронт и принимали участие, в боях начиная от Карелии и до Кавказских гор, в освобождении многих стран восточной Европы. Многие дошли и до Берлина, а некоторые затем даже участвовали в войне с Японией.

    Салтинцы гордятся своими земляками, известными не только в Дагестане, но и за его пределами. Сельчане во все времена стремились к знаниям и всегда славились своими учеными. Их имена на устах и в сердце каждого салтинца, их имена в названиях улиц, школ и т.д. Молодежь села старается быть похожими на них.



    Село с таким богатым культурно-историческим прошлым может по праву считаться музеем – «Музеем под открытым небом»!

    Список литературы.

    1. Алигаджиева Р.М. «Все – в имени твоем, Салта!» Махачкала, Изд-во «Лотос», 2007 г.

    2. Алиев Б.Г. Союзы сельских общин в Дагестане в XVIII – пер. пол. XIX вв. Махачкала, 1999 г.

    3. Алиев М.Г. Краткие историко-этнографические сведения об ауле Салта. // Газета «Салтинский годекан» № 1- 4. Махачкала, 2009 г.

    4. Гаджиев Г.А. Дагестанские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М. 1991 г.

    5. Зиссерман. Двадцать пять лет на Кавказе (1842-1867 гг.). Часть 1. Тифлис, 1879 г.

    6. Козубский Е.И. Очерк кустарной промышленности. // Труды первого съезда деятелей по кустарной промышленности Кавказа в городе Тифлисе. - Тифлис. 1902 г.

    7. Магомедов Р.М. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала. 1992 г.

    8. Межэтнические связи народов Дагестана во второй половине XIX–XX в. // Кавказский этнографический сборник. Т.IX. Москва, 1989 г.

    9. Мухаммед-Тахир аль-Карахи. Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах. Части 1 и 2.. Мах. 1990 г.

    10. Неверовский А.А. Краткий исторический взгляд на Северный и Средний Дагестан в топографическом и статистическом отношениях. СПб. 1847 г.

    11. «Пироговские чтения» М., 1979 г.

    12. Саидов М-С. Салта. На авар. яз. Махачкала, - 2011 г.

    13. Свидерский Л.Ф. В горах Дагестана. Путевые впечатления, случайности и антропологические заметки. Петровск, 1903г.

    14. Увайс Увайсов. Аулы-крепости Салта и Гергебиль, 1847-1848гг. Махачкала, 2000 г.

    15. Увайс Увайсов, "Дагестанская правда" // 10.09.1997 г.

    16. Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. М. 1993 г.

    Полевой материал, собранный в селении Салта.

    1. Информатор: Каримов Гасайлав – 1933 г. р.

    2. Информатор: Садыкова Айшат – 1930 г. р.

    3. Информатор: Абасова Патимат Исрапиловна-1925 г.р

    Электронные ресурсы

    1. http://dagestan.rgo.ru/ekspedicii/vodopady-dagestana

    2. http://www.moidagestan.ru

    3. http://rfwiki.org

    4. http://www.odnoselchane.ru

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Шаг в будущее: Аул Салта. Музей под открытым небом

    Скачать 235.85 Kb.