Скачать 36.56 Kb.


Дата02.11.2018
Размер36.56 Kb.

Скачать 36.56 Kb.

Шатровое зодчество. Церковь Вознесения в Коломенском



Шатровое зодчество. Церковь Вознесения в Коломенском
Традиция устанавливать памятники зародилась в глубокой древности. Древнегреческие и древнеримские города были украшены многочисленными статуями выдающихся правителей и полководцев, триумфальными арками, напоминавшими о славных победах, торжественными колоннами... В Древней Руси памятниками служили специально воздвигавшиеся кресты, часовни и в особых случаях храмы. Чаще всего сооружение храмов-памятников было связано с военными победами. Так, в память о победе над монголо-татарами на Куликовом поле (1380 г.) был построен храм Рождества Богородицы в Бобренёвском монастыре под Коломной. Знаменитый Покровский собор на Красной площади в Москве, больше известный как храм Василия Блаженного, был воздвигнут по повелению Ивана Грозного в честь победы русских полков над Казанским ханством в 1552 г. Однако не только военные победы отмечали строительством храмов, памятников. Были и другие события, казавшиеся современникам достойными увековечения в кирпиче и камне. Один из самых счастливых и долгожданных дней в жизни московского государя Василия III наступил 25 августа 1530 г. Царь радовался не просто как отец, увидевший своего первенца, но и как правитель огромной неспокойной страны, понимавший, что если он не оставит наследника, то после его смерти в русских землях вновь начнутся смуты и междоусобья и здание единого государства, с таким трудом созданное его отцом Иваном III, даст опасные трещины. А ждать наследника Василию Ивановичу пришлось долго - целых 25 лет. Его первая жена, бездетная Соломония Сабурова, уже давно томилась в монастыре. Да и вторая, Елена Глинская, не сразу подарила ему наследника. И вот, наконец, Бог дал царю сына... Радовался стольный город! Гудели в Москве колокола, люди в церквах горячо молились о здравии новорождённого княжича. Василий III дал благочестивый обет: построить деревянный храм-памятник во имя небесного покровителя своего долгожданного сына - Святого Иоанна Предтечи. Ровно через год, в августе 1531 г., в урочище Старое Ваганьково, неподалёку от Кремля, обещанный Богу храм был поставлен. Все необходимые детали были подготовлены заранее, и на сборку сооружения был потрачен всего один день, причём великий князь сам участвовал в строительстве.

Другим памятником, связанным с рождением Ивана IV, стал знаменитый храм Вознесения в подмосковном великокняжеском селе Коломенское.Возведен в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки.

Он был освящён 3 сентября 1532 г., накануне дня, в который за два года до того был крещён наследник Василия III. Своей удивительной красотой и необычными пропорциями новая церковь поразила воображение современников. Церковь Вознесения в селе Коломенском является одним из самых выдающихся произведений русских зодчих. В 1542 году русский летописец записывает: "Бе же церковь та вельми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде на Руси".

И действительно, храм в Коломенском открывал новую страницу в истории средневековой русской архитектуры. В каменной архитектуре XVI века искания нового национального стиля наиболее полно выразились в строительстве столпообразных шатровых храмов.

На крутом живописном берегу Москвы реки вознёсся огромный, устремлённый ввысь 62-метровый белокаменный столп. Его мощное основание вырастает из хитросплетения, словно парящих над землёй галерей. Многогранное стрельчатое основание храма завершается тройными заостренными кокошниками, напоминающими языки замершего пламени. А над ними на стройном восьмигранном основании возвышается шатёр, венчающий всё здание. Грани шатра перевиты узкими каменными гирляндами, похожими на нитки драгоценного жемчуга. Верх его покрыт небольшой аккуратной главкой с золочёным, сверкающим на солнце крестом. Символика нового храма была очевидна. Весь его облик, величественный и торжественный, говорил о Двух событиях: небесном (которое дало ему имя) - о Вознесении Сына Божьего к Отцу, на престол Царя царей, и земном (которое стало поводом к строительству) - о рождении наследника престола Московского государства. Внутреннее пространство церкви просторно и, благодаря оригинальному устройству окон, наполнено светом и воздухом.

Это чудо поражало не только своих, но и европейцев. Знаменитый французский композитор Гектор Берлиоз, побывавший в Коломенском в середине XIX в., писал: "Много я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой след в этом селе, было для меня чудом из чудес... Во мне всё дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломлённый".

Главным, что отличало храм в Коломенском от всех предшествовавших ему русских храмов, был именно каменный (кирпичный) шатёр. До того все русские храмы завершались сводами и венчающими их главами (куполами на барабанах). Главками венчались и колокольни. Правда, своды многих соборов в XVв. всё сильнее и сильнее вытягивались вверх, однако ни одному зодчему не приходило в голову заменить их высоким шатром.

Скульптурность и динамичность архитектурного образа сооружения достигнуты благодаря тому, что отдельные объемы башни не имеют явно выраженных горизонталей, не членятся резко друг от друга, а плавно переходят один в другой при посредстве промежуточных композиционных звеньев - закомар и кокошников. Архитектурный образ сооружения, простой и ясный, стремительный и монументальный, резко отличается от композиции культовых построек более раннего времени.



Архитектура церкви Вознесения оказала огромное влияние на последующее развитие русского зодчества. Тип стройной высотной композиции в ансамбле стал с этого времени характерным для городской, сельской и монастырской архитектуры.

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Шатровое зодчество. Церковь Вознесения в Коломенском

Скачать 36.56 Kb.