• Краткая характеристика школьного лесничества «Михеич».
  • СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
  • Повторение прой- денного
  • Основне древесные и кустарниковые породы лесов в России
  • Камеральные работы. Обработка материалов, собранных во время летней экспедиции
  • Искусственное лесовосстановление
  • Основные формы, методы работы школьного лесничества «Михеич».
  • Анализ деятельности. Природоохранная деятельность
  • Агитационная и просветительская работа.

  • Скачать 161.12 Kb.


    Дата30.01.2018
    Размер161.12 Kb.

    Скачать 161.12 Kb.

    Школьное лесничество как эффективная форма непрерывного экологического образования



    Школьное лесничество как эффективная форма

    непрерывного экологического образования.
    Никто не будет оспаривать тот факт, что детские впечатления самые сильные, и остаются в памяти те, что вызывают сильные эмоции. Природа не может оставить человека равнодушным, контакт с ней всегда эмоционален, потому именно в детском возрасте важен непосредственный контакт детей с природой и чем более продолжителен и более част он будет, тем богаче станет духовный мир ребенка. Именно этого непосредственного живительного контакта лишен современный урбанизированный ребенок.

    Современный молодой человек, лишенный самого простого общения с природой, не может жить вне ее, без использования ее ресурсов - от этого зависит здоровье человека, продолжительность его жизни. Первые годы своей жизни человек тратит на изучение, освоение знаний, накопленных человеческим обществом, формируется как творческая гармонически развитая личность.

    Очень важную роль в этом процессе играет экологическое воспитание школьников, оно готовит из детей грамотных, активных членов общества, знающих и понимающих основные правила взаимоотношения человека и природы, активно участвующих в различных экологических акциях, всю свою жизнь бережно относящимся природным объектам.

    Одним из вариантов организации внеклассной работы школьников экологического направления является школьное лесничество. Представляя собой очень интересную и полезную форму работы, она требует от руководителя очень много творчества, глубоких знаний, желания и умения работать во внеурочное время с детьми. Поэтому далеко не в каждой школе имеется такая форма организации.

    Педагогический коллектив нашей школы не один год искал пути гармонизации учебной и внеучебной деятельности школьников. В деревне только и есть, что Дом культуры с очень скудной материальной базой, с недостатком специалистов для работы с детьми, поэтому школа должна предоставить всем своим учащимся равные и полноценные возможности для выявления и развития личностных потенциалов. На помощь нам пришло Илекское лесничество, которое поддержало добрую инициативу.

    Организовывая в 2011 году школьное лесничество, мы своей главной целью ставили привлечь максимальное количество детей к общению с природными объектами. Мы стремились организовать не только познавательную, но и интересную практическую работу детей с природными объектами в прилегающих лесах. Старались сделать эту работу последовательной и целенаправленной в рамках непрерывного экологического образования детей с 1 по 11 класс. Нацеливались на то, что организуя практическую деятельность детей в школьном лесничестве, можно получить не только воспитательный и познавательный результаты, но и осуществлять реальные практические дела по улучшению экологии.

    Экологическая социально значимая деятельность, организованная в условиях социально-педагогического партнерства, ориентирована на погружение ребенка в процесс становления собственного социального опыта, отвечающего возможностям и устремлениям личности ребенка в ее самореализации, на создание специальных условий и оказание необходимой помощи воспитанникам в реализации свободного и ответственного выбора в воплощении социальных инициатив через участие в работе школьного лесничества.
    Цель социально-педагогического партнерства: формирование социально-активной личности средствами школьного лесничества.

    В ходе реализации программы социально-педагогического партнерства также решаются следующие задачи:

    1. Формирование базовых компетентностей современного человека:

    - информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

    - коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

    - самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

    - самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

    - выявление профессионально сориентированных учащихся, проявляющих интерес и способности к дополнительным занятиям по биологии, химии, экологии и смежным наукам.



    2. Создание условий для определения школьниками области сферы своей будущей профессиональной деятельности, ее продуктивного освоения и профессионального самоопределения.
    Однако приходилось наблюдать (особенно в первый год работы школьного лесничества) такую проблему, как низкий уровень активности детей в экологических акциях и социальных проектах, направленных на сохранение и улучшении экологической ситуации.

    Причин этому несколько, и первой является то, что некоторые дети не хотят принимать участие в таких мероприятиях. Среди многих взрослых встречались, и до сих пор встречаются, скептики, которые сомневаются в перспективах деятельности школьного лесничества, утверждают, что скоро «развалится» этот кружок, тем самым закладывают сомнения и в детские души: «А стоит ли? Ведь скоро не будет школьного лесничества»? У значительной же части детей нет опыта и системы участия в экологических мероприятиях.

    Исходя из существующей ситуации, считаем, что сейчас в работу школьного лесничества просто необходимо вовлечение максимального количества школьников с 1 по 11 класс, так как главным итогом этой работы будет воспитание из них людей, которые любят, берегут родную природу, умеют общаться с ней, благоустраивать и преумножать ее богатства.
    Краткая характеристика школьного лесничества «Михеич».

    Школьное лесничество «Михеич» Мухрановской средней общеобразовательной школы образовалось в 2011 году. Инициаторами этого доброго дела стали Илекское лесничество во главе с Хвостовым В.И., участковым лесничим Чапаевского лесничества Китовым Геннадием Ивановичем и директором школы.

    В 2011 году была разработана нормативно-правовая база: договор о сотрудничестве, положение о школьном лесничестве, определены основные направления работы.

    Состав школьного лесничества меняется и дополняется каждый год. Возраст членов с 10 –15 лет (5-9 классы).


    Кружковцы работают по Программе:

    СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


    Разделы

    Краткое содержание и средства бучения

    Количество часов

    Теория

    Практика



    Собрание школьного лесничества




    2













    1. Наша помощь лесу

    Производство лесных культур:

    - посадка деревьев



    2

    2

    Работы в дендросаду




    14

    2. Лесное семенное дело (заготовка лесных семян)

    2

    4

    3. Пропаганда идей бережного отношения к лесу (проведение лекций в школьном музее)

    1

    4










    2.Повторение прой-

    денного

    1. Общие понятия о лесе

    6




    2. Значение леса в жизни человеческого общества (знакомство с Лесным Кодексом)

    6




    3. Лесоводство – наука о жизни и выращивании леса

    6




    Осенняя экологическая тропа




    4

    4. Леса земного шара, их охрана

    2




    5. Основные функции лесов: водоохранные, почвозащитные и др.

    4






















    3.Основне древесные и кустарниковые породы лесов в России

    1. Хвойные породы

    4

    2

    2. Лиственные породы

    14

    8

    3. Кустарники

    8

    6










    Изготовление кормушек, конкурс кормушек




    2

    Отчет фенологов об осенних наблюдениях




    2

    Конкурс рисунков: «Береги ПРИРОДУ!»




    2

    Сбор гербария древесно-кустарниковых растений в безлистном состоянии




    4

    4.Лес и среда



    1. Учение о лесе, как о фитоценозе

    2




    2. Типы леса

    4

    2

    3. Влияние климата на распространение, видовой состав и продуктивность лесов

    2




    4. Значение влаги для жизни леса

    2




    5. Влияние почвы и подстилающих грунтов на состав и рост насаждений

    2




    6. Влияние света на рост деревьев и плодоношение, на подрост

    2

    2










    5.Камеральные работы. Обработка материалов, собранных во время летней экспедиции

    1. Оформление гербария




    2










    3. Подготовка работ на областные и Всероссийские конкурсы




    2

    Конкурс «Лесная книга», подготовка и проведение




    4

    6.Рост и развитие леса

    1.Особенности роста древостоев отдельных пород

    4

    2

    2. Классификация деревьев в лесу

    4

    2

    3. Образование простых, сложных, чистых, смешанных, одновозрастных и разновозрастных древостоев

    6

    2

    4. Смена пород

    4




    Изготовление скворечников




    8

    Отчет фенологов о зимних наблюдениях




    2

    Фенонаблюдения за отдельными породами (закрепляется по 2 породы за учащимся, записываются феностадии)




    2

    Развешивание скворечников




    8













    7.Искусственное лесовосстановление

    1. Понятие о лесных культурах

    8




    2. Схемы посадки лесных культур и проекты создания лесных культур в Илекском лесхозе

    4













    4. Озеленение населенных пунктов




    4

    Отчет фенологов о весенних наблюдениях




    2

    Выезд в байрачный лес для сбора гербария весенних трав.




    6










    8.Летние каникулы

    1. Летняя экологическая экспедиция




    80

    2. Работы в дендросаду







    3.Экологический лагерь







    4. Областной слет юных лесоводов, подготовка и участие








    Основные формы, методы работы школьного лесничества «Михеич».
    Тесное взаимодействие педагогов, детей, работников лесничества, родителей по реализации задач школьного лесничества способствовало установлению социально-педагогических партнерских отношений, которые позволили объединить усилия всех в вопросах формирования и воспитания у учащихся ценностного отношения к жизни (Природе, Человека как части природы); бережного отношения учащихся к Природе.

    Эти вопросы продуктивно решаются в социально значимой деятельности, в которую включаются все участники социально-педагогического партнерства. Деятельность характеризуется особенностями форм, масштабностью, регулярностью, системностью.

    Направления деятельности:

    - Учебно-исследовательская;

    - Эколого-просветительская, эколого-образовательная;

    - Природоохранная, лесозащитная;

    - Лесохозяйственная, лесоводческая.

    В рамках этих направлений в школе велась и ведется следующая работа:

    - Участие в научно-исследовательской деятельности («Экологические проблемы села Мухраново»). Научно-исследовательская деятельность в работе школьного лесничества является системообразующей, главным фактором, обеспечивающим целостность образовательного процесса и дополнительного образования. Научно-исследовательская деятельность уникальна в том контексте, что она отражает потребности детей и взрослых, предусматривает связь с другими видами деятельности.

    - Участие в акциях природоохранного характера «Чистые берега», «Чистое село», «Посади миллион деревьев» и др.

    - Участие в районном и областном форуме «Зеленый край – зеленая планета»,»За чистоту родного края».

    - Участие в конкурсах фотографий и рисунков и др.


    Анализ деятельности.

    1. Природоохранная деятельность

    Школьное лесничество действует круглый год. Очерёдность занятий и их программа планируется в зависимости от сезона года. Летнее (каникулярное) время используем для практической работы в лесу, экскурсий и походов в лес. Зимние (учебные) месяцы используем в основном для теоретических занятий по лесохозяйственным дисциплинам.

    На закреплённой территории учащиеся летом и зимой несут дозорную службу, пресекают нарушения правил пожарной безопасности. Разворачивают кампанию «Антипал», в предновогодний период – «Сохраним елку».

    Большое внимание в работе школьного лесничества уделяется изучению природы, проведению фенологических наблюдений, экскурсиям, походам по родному краю.

    На счету нашего лесничества много хороших дел. За нами закреплено 20 га земли.

    Участвуя в акции «Посади миллион деревьев», на пришкольном участке заложили дендропарк, саженцы из которого впоследствии пошли на озеленение пришкольного участка села. Кружковцы вместе с руководителем выезжают в лесной питомник и оттуда привозят саженцы.

    Практически вся школа участвует в трудовых операциях «Чистое село», «Чистые берега», «Школьная клумба».

    Весной этого года, принимая участие в акции «Посади дерево», было высажено:


    1. Клен канадский – 23 шт.

    2. Дуб - 20 шт.

    3. Липа – 17 шт.

    4. Сосна – 10 шт.

    5. Рябина – 15 шт.

    6. Береклест – 25 шт.

    Итого – 110 шт. деревьев

    Большую помощь лесу оказывают неутомимые лесные санитары – птицы. Для них на территории школьного лесничества мы развешиваем искусственные гнезда, участвуя в акции «Кормушка на ладошке». Зимой расставляем в лесу кормушки, подкармливаем животных.

    Во время практических занятий ребята изучают таксации – определяют объём древесной массы в насаждениях, ежегодный прирост древесины и др. Знакомятся с основными таксационными признаками леса – породным составом, возрастом, полнотой, типом и условиями произрастания. Кружковцы научились пользоваться измерительными приборами – буссолью, высотомером, полнотомером, мерной вилкой. Самостоятельно разбираются в лесоустроительных материалах, таксационных названиях, планшетах, планах лесонасаждений.

    Великим делом нашего школьного лесничества можно считать работу по обустройству родников.

    С первого дня создания школьного лесничества ребята взялись за обустройство родников. Родник «Белые ключи», далеко известный за пределами Илекского района – это то, с чего начали наши кружковцы. Они очистили территорию возле родника, очистили подъезды к роднику.

    В 2013 году в урочище «Белые ключи» была найдена новая жила живительной воды. С сентября по октябрь велась работа по восстановлению родника (очистка источника, выкладывание камнями, установка сруба). Затем были проведены исследования воды на биохомический состав. Родник назвали «Школьный» - такое решение приняли в результате голосования. Работа была проделана огромная, теперь не менее трудная задача стоит перед кружковцами и всеми, кто будет приезжать на родник - сохранить источник, а на прилегающей территории, - порядок.

    Весной этого года была открыта ещё одна жила природного источника воды. Работа была проведена в той же последовательности. Новый родник пока ещё не готов принять своих первых посетителей: вода в нем должна самоочиститься от песка, от вкуса и запаха сруба. Весной уже можно будет испить из него прохладной родниковой воды.


    1. Агитационная и просветительская работа.

    Регулярно проводятся мероприятия по изготовлению и распространению агитационного материала: плакаты, листовки и аншлаги на противопожарную тематику, по правилам поведения в лесу.

    Представители Илекского лесничества всегда главные гости на школьных мероприятиях. На праздничных линейках они чествуют своих кружковцев, отмечают подарками и грамотами активных членов школьного лесничества.


    Наши победы.

    1. 1 место в районном фотоконкурсе «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» в номинации «Природа родного края» , 2 место в районном форуме «Зеленый край – зеленая планета».

    2. Диплом 1 степени за победу в областном конкурсе «За чистоту родного края».

    3. Грамота по итогам областного заочного смотра школьных лесничеств 2012 – 2013г. (за грамотную подготовку и творческий подход к работе)

    4. Грамота за активное участие в областном слете школьных лесничеств Оренбургской области.

    5. Свидетельство: обучающиеся Мухрановской СОШ являются членами областного общественного экологического движения «Сурок».

    6. 3 место в районном конкурсе «Студент года-2014» за проект «Эколого-туристическая тропа «Белые ключи».

    7. 2 место в областном конкурсе фотографии «Уголок родной природы» в номинации «Дары леса».

    Деятельность школьного лесничества – это не эпизодические мероприятия, а целостная, спланированная, круглогодичная, системная, целенаправленная работа.

    Деятельность школьного лесничества наполнена глубоким, эмоциональным содержанием. Участвуя в ней, ребята из школьного лесничества приобретают творческий, профессиональный, социальный опыт, занимаются исследовательской деятельностью, тесно сотрудничая с представителями Илекского лесничества.

    Работа по непрерывному экологическому воспитанию школьников интересна и значима. Опыт работы и деятельность школьного лесничества освещается в местной районной газете.



    Вывод: система непрерывного экологического образования образованная на базе школьного лесничества «Михеич» в МБОУ Мухрановская ООШ позволяет воспитать из детей любознательных, творческих личностей, любящих Природу Родины и бережно относящимся к ее богатствам.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Школьное лесничество как эффективная форма непрерывного экологического образования

    Скачать 161.12 Kb.