Скачать 251.31 Kb.


Дата21.09.2017
Размер251.31 Kb.
ТипЛитература

Скачать 251.31 Kb.

Славные сыны Чувашской земли, внесшие заметный вклад в историю культуры Санкт- петербурга Егоров Петр Егорович (1731 – 1789)



Славные сыны Чувашской земли, внесшие заметный вклад

в историю культуры Санкт- Петербурга
Егоров Петр Егорович (1731 – 1789)
А

рхитектор, один из авторов знаменитой ограды Летнего сада, Работал в Канцелярии от строений в Петербурге.


Проживал с семьей на 6-й Рождественской улице в слободе на Песках

в частном доме. Похоронен в ограде Рождественской церкви.

Литература:

Краткая чувашская энциклопедия. Чебоксары. 2001.

Кузнецова Э.Ф. Архитектор Петр Егоров. Чебоксары. 2003.


СЛАВНЫЙ СЫН ОТЕЧЕСТВА
Железо, покорясь влиянию огня,

Здесь легкостью дивит в прозрачности ограды,

За коей прячется и смотрит сад прохлады,

Полтавская рука сей разводила сад!

Петр Вяземский

Взгляните на решетку Летнего сада, которая отражается зеленью высоких лип, вязов и дубов!

Какая легкость и стройность в ее рисунке.

Константин Батюшков

Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград…

Анна Ахматова

В начале 40-х годов XVIII века в Поволжье была сильная засуха. От голода вымирали целые поселения. Грузинский князь Е.Л. Дадиани – сподвижник императора Петра Великого, объезжая свои поместья в Нижегородской губернии, оказывал помощь крестьянам, попавшим в большую беду. Не тогда ли в одном из сел ему встретился случайно смышленый мальчишка-сирота с живыми и удивительно пытливыми глазами? Благородный князь Егор Дадиани взял его на воспитание. О своем безрадостном детстве будущий архитектор Петр Егоров напишет следующее: «Родом я прежде был чувашенин, вывезен в малолетстве господином генерал-майором артиллерии князем Дадиановым в Россию и им окрещен православной вере греческого исповедания…»

В доме князя Петр Егоров получил разносторонние знания, был обучен математике, рисованию и основам архитектуры. Зимой 1755 года по рекомендательному письму Е.Л.Дадиани он подает челобитную на имя императрицы Елизаветы Петровны с просьбой принять его в школу при Канцелярии от строений в Санкт- Петербурге. Успешно выдержав все испытания, Петр Егоров становится учеником первого класса «архитектурной команды». Начиная с этого времени, вся его жизнь будет связана с созидательным трудом по облагораживанию северной столицы. Усердие и трудолюбие, любознательность и одаренность будущего архитектора педагогами Императорской Канцелярии от строений сразу же были замечены. Петру Егорову с первых лет учебы стали доверять ответственные работы: он участвует в съемке генерального плана Петергофа (1756), копирует чертежи отдельных залов Зимнего дворца (1759).

Первой самостоятельной работой П.Е. Егорова является разработка в 1763 году чертежей проекта церкви Успения Пресвятой Богородицы (позже ее стали называть Екатерининской). Этот собор был построен в1765-1768 г.г. в городе Пярну (Эстония).

По повелению императрицы Екатерины II этот храм должен был служить образцом православных церквей в Прибалтике. В последующие годы были построены подобные соборы: знаменитый Петропавловский собор в Риге, а также храмы в городах Тарту и Куресааре (ныне г. Кингисепп).

В течение двух с половиной веков на эстонской земле величаво стоит Екатерининская церковь, которая является красивейшим архитектурным памятником города.

В 1765 году Петр Егоров направляется на строительство Училища для мещанских девушек (входит в ансамбль Смольного – Воскресенского Новодевичьего монастыря).

В последующие годы П.Е.Егоров, как опытный архитектор, привлекается активно к работам по возведению Мраморного дворца на Царицыном лугу (1768-1785), составлению проекта Иордани – павильона для празднования водоосвещения на Неве (1769-1774), разработке чертежей проектов домов адмиралов Г.А. Спиридова и А.Н. Сенявина (1771- 1773).

Вершиной творчества талантливого архитектора по праву считается шедевр мировой культуры – ограда Летнего сада (1770-1786). Еще в XIX веке ученый Д.Соколов писал, что «набережные Петербурга и решетки Летнего сада могут быть причислены к чудесам мира».

Почти 15 лет жизни отдано замечательным зодчим этому чудному творению, соединившему просто, изящно и гармонично гранит и металл. Сохранились чертежи ограды, выполненные рукой Петра Егорова, в архивах имеются десятки документов, свидетельствующих об участии его в возведении на берегах Невы величавого и монументального памятника искусства. Ему, как опытному мастеру своего дела, поручались ответственные работы по составлению смет, заключению контрактов и приемке готовых деталей ограды от тульских литейщиков, путиловских каменотесцев и мастеров медных украшений.

В создание этого памятника архитектор Петр Егоров вложил сполна свой ум, талант и тепло сердца. В год окончания строительства ограды Летнего сада (1786 г.) за многолетний добросовестный труд и честное служение Отечеству Петр Егорович Егоров был утвержден в надворные советники.

В последние годы жизни Петр Егоров занимался разработкой проекта Рождественской церкви на Песках. Величавый пятиглавый собор, построенный в 1779-1788 г.г. в слободе, где жили многие архитекторы и живописцы северной столицы, до наших дней не сохранился; он был разрушен в 30-х годах прошлого столетия.

Петр Егорович Егоров умер в 1789 году, похоронен в Санкт-Петербурге.

Имя славного сына Отечества навеки вошло в историю искусства, как одного основоположников русского классицизма в зодчестве. Имя П.Е.Егорова высоко почитаемо и на его Родине - в Чувашской Республике; в 2001 году в столице Чувашии в г. Чебоксары открыт памятник замечательному сыну чувашской земли - талантливому архитектору.





Кикин Петр Андреевич (1775 – 1834)





Уроженец чувашской земли, государственный деятель, генерал-майор, участник Отечественной войны 1812 года, меценат, один из инициаторов возведения в Москве Храма Христа Спасителя. Проживал и служил в Санкт-Петербурге.

Литература:

Краткая чувашская энциклопедия. Чебоксары. 2001.

Петр Андреевич Кикин родился 27 декабря 1775 года в городе Алатырь Симбирской губернии ныне Чувашской Республики в дворянской семье. Окончил Московский университет. До 1815 года находился на военной службе: младшим офицером гвардейского Семеновского полка, офицером генерального штаба, участник ряда войн конца 18 – начала 19 в.

В Отечественной войне 1812 г. удостоился звания полковника, по должности – дежурного генерала штаба 1-й армии, затем Главного штаба Русской армии. Участник Бородинской битвы, заграничных походов Русской армии в 1813-14 г.г.

Награжден Георгиевским крестом 3-й степени. В 1816-26 годах на государственной службе: статс-секретарь при императоре Александре I, сенатор. Выйдя в отставку, жил в своем имении в Рязанской губернии.

Кикин П.А – известный меценат; один из учредителей и первый председатель Общества поощрения художников (СПб). С его помощью К.П.Брюллов, А.Г Венецианов, А. А. Иванов и другие художники смогли совершенствовать свое мастерство за границей. Он один из инициаторов возведения в Москве храма Христа Спасителя в честь победы в Отечественной войне 1812 года.





Бичурин Никита Яковлевич (1777 – 1853)





Китаевед, востоковед и историограф, педагог и литератор, член-корреспондент Российской императорской академии наук, действительный член Азиатского общества в Париже, четырежды лауреат Демидовской премии. Проживал и работал в Александро-Невской лавре, похоронен на Ново-Лазаревском кладбище лавры (Некрополь XVIII века). Имеется надмогильный памятник. В селе Мурино, где летом проживал ученый-востоковед, проводятся ежегодно чувашские весенние праздники Акатуй.

Литература: Краткая чувашская энциклопедия. Чебоксары. 2001.

Денисов П.В. Слово о монахе Иакинфе Бичурине. Чебоксары . 2007.

Иакинф

Бичурин – выдающийся российский ученый

Бичуринские «глубокие познания и добросовестные труды

разлили столь яркий свет на сношения наши с востоком»

А.С.Пушкин

В некрополе 18 века Александро-Невской лавры есть надгробный памятник с загадочной эпитафией, написанной китайскими иероглифами. Перевод надписи на черном граните гласит: «Постоянно прилежно трудился над увековечившими его славу историческими трудами». Этот памятник поставлен на могиле монаха Иакинфа Бичурина.

Имя Никиты Яковлевича Бичурина вписано в историю российской науки и просвещения как крупного ученого 19 века: одного из основоположников востоковедения, первого составителя многотомного китайско-русского словаря и блестящего переводчика с восточных языков на русский. Монах Иакинф современниками был признан по праву лучшим синологом Европы.

Никита Яковлевич Бичурин родился 29 августа (9 сентября) 1777 года в селе Акулево (ныне Типнеры) Чебоксарского уезда Казанской губернии в семье чувашского священнослужителя. В течение четырнадцати лет Никита обучался в Казанской духовной семинарии, преобразованной в 1798 году в академию. В этом учебном заведении он учился прилежно и, освоив курсы грамматики, синтаксимы, пиитики (поэзии), риторики, философии и богословия, получил прекрасное духовное образование. По окончании академии Никита Бичурин в двадцатидвухлетнем возрасте принял монашество и вскоре был назначен настоятелем Иоанновского монастыря с одновременным исполнением обязанностей преподавателя высшего красноречия в Казанской духовной академии.

В 1802 году Иакинф Бичурин назначается настоятелем Иркутского Вознесенского мужского монастыря и ректором Иркутской семинарии.

В 1807 году Святейший Синод определил архимандрита Иакинфа главой духовной миссии в Китае. Сразу же после прибытия в Пекин Н.Я.Бичурин увлеченно стал заниматься изучением китайского языка. В течение пяти лет он собрал более 10 тысяч иероглифов, систематизировал их и подробно описал значение каждого символа. Иакинф проник в тайны мудрых законов древней китайской письменности. В результате он профессионально освоил разговорную и письменную речь китайцев.

За 14 лет пребывания в Китае Иакинф Бичурин хорошо узнал и искренне полюбил китайский народ. Китайцы бескорыстно помогали ему.

Когда в 1821 году глава духовной миссии возвращался на родину, с ним через пустыню Гоби следовал целый караван. Не шелк, не фарфор и не порох вывез монах Иакинф в Россию из Китая. Пятнадцать верблюдов несли тяжелые вьюки весом в 400 пудов с книгами, рукописями, географическими картами, рисунками, которые Бичурин кропотливо собирал и покупал на многочисленных рынках и в книжных лавках Пекина. В этом заключалось его служение Отечеству.

После возвращения из Китая в Петербург Н.Я.Бичурин за упущения в миссионерской деятельности был строго наказан Священным Синодом и сослан в монастырь на остров Валаам. Через три года, благодаря своим глубоким знаниям культуры и языка Китая, отец Иакинф смог вернуться в Петербург. По ходатайству влиятельных лиц из Государственной коллегии иностранных дел император Николай 1 высочайше повелел: «Причислить монаха Иакинфа Бичурина к Азиатскому департаменту». И в 1826 году он был переведен из Валаамского монастыря в Александро-Невскую лавру.

В жизни монаха начался новый этап подвижнического труда, который был необыкновенно плодотворен. Накопленные им глубокие знания Востока, колоссальный запас нерастраченной творческой энергии позволили Н.Я. Бичурину в последующие 20 лет написать свыше семидесяти первоклассных сочинений по философии, истории, географии, этнографии, социальному устройству и культуре не только Китая, но и других стран Центральной и Восточной Азии.

Княгиня Зинаида Волконская, урожденная княжна Белосельская-Белозерская, оказала бескорыстную поддержку бедному монаху в издании первой его книги под названием «Описание Тибета». В знак благодарности Иакинф на титульной странице книги поставил посвящение Волконской. Эту книгу Н.Я.Бичурин преподнес поэту Александру Пушкину с дарственной надписью: «Милостивому государю моему Александру Сергеевичу Пушкину от переводчика в знак истинного уважения».

Часть книг отца Иакинфа сразу же после выхода в свет в Петербурге была переведена на французский и немецкий языки. Это принесло Н.Я.Бичурину европейскую славу.

В 1828 году за выдающиеся заслуги в области востоковедения Иакинф Бичурин был заслуженно избран членом-корреспондентом Императорской академии наук. По представлению группы французских ученых в 1831 году он становится действительным членом Азиатского общества в Париже. Четыре раза Академия присуждала Н.Я.Бичурину Демидовские премии – высшую награду России. Первой отметили труд «Историческое обозрение ойратов и калмыков».

Н.Я.Бичурин дважды (1830-1831, 1835-1838) принимал участие в экспедициях по Сибири. В Кяхте (Бурятия) им было основано училище китайского языка. Во время поездок по Забайкалью он встречался со ссыльными декабристами. Особые дружеские отношения связывали его с Николаем Бестужевым.

В Санкт-Петербурге, посещая литературный салон князя В.Ф.Одоевского и общаясь с лучшими деятелями русской культуры: А.С.Пушкиным, В.Г.Белинским, И.А.Крыловым, А.И.Герценом, И.И.Панаевым, М.И.Глинкой др., - Бичурин приобщился к литературной работе.

Востоковед и историк Н.И. Веселовский о нем писал: «С этого времени начинается его неутомимая литературная деятельность, изумлявшая не только русский, но даже иностранный ученый мир».

Переводы, очерки и полемические статьи отца Иакинфа Бичурина систематически печатались в периодических отечественных изданиях и за рубежом. С присущей ему страстностью Н.Я.Бичурин настойчиво полемизировал со многими европейскими учеными, изображавшими Китай страной варварской и отсталой, с особой гордостью он защищал русское востоковедение.

В последние годы жизни Н.Я.Бичурин выезжал на лето из Александро-Невской лавры в Мурино – большое село, принадлежавшее графу Воронцову. Здесь, на загородной даче своего друга А.И.Карсунского, вдали от столичной суеты, он занимался переводами древних китайских рукописей. Внучка Александра Карсунского Н.С.Моллер вспоминала: «Отец Иакинф пользовался в Мурино большой популярностью и уважением. Его все там знали – как дачники, так и крестьяне – с мала до велика. Крестьяне называли его отец Иким, и предание о нем сохранилось между ними до сих пор. По свойственной ему доброте он помогал каждому из крестьян, кто обращался к нему за помощью. Больным, дряхлым и одиноким он сам носил деньги. Были у него и влюбленные нищие, которым по праздникам он давал серебряные монеты. Не только муринские крестьяне, но из всех окрестных деревень приходили к нему за помощью, и никому он не отказывал в ней. За это его знали и любили не только в Мурине, но и во всей окрестности…»

Отец Иакинф скончался в возрасте 76 лет в келье Александро-Невской лавры. Жизнь оборвалась 11 (25) мая 1853 года. Но память о великом монахе осталась в его бессмертных творениях. Бичуринские работы – высокий образец описания жизни народов. В фундаментальных трудах Н.Я.Бичурина содержатся уникальные сведения об истории китайцев, монголов, тибетцев, калмыков и других народов Востока. Эти сведения до сих пор не утратили свои ценности, они востребованы мировой культурой.



Яковлев Иван Яковлевич (1848 -1930)


Выдающийся деятель культуры и просвещения чувашского народа, педагог - демократ, писатель, переводчик, общественный деятель, создатель современной чувашской письменности. По долгу службы часто приезжал из Симбирска в Санкт-Петербург в Министерство просвещения России. В 1905 году был на приеме императора Николая II в Новом Александровском дворце в Царском Селе и имел беседу с ним по вопросам просвещения чуваш. В последние годы жизни проживал в семье старшего сына в п. Елизаветино под Гатчиной.

Литература: Краткая чувашская энциклопедия. Чебоксары. 2001.

Яковлев И.Я. Моя жизнь. Москва. «Республика». 1997.

Яковлев Иван Яковлевич родился 13 апреля 1848 года в д. Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Тетюшского района Татарстана). В 1863 году окончил землемерно-таксаторские классы и до конца 1866 г. служил землемером. В 1970 г. окончил Симбирскую классическую гимназию, в 1875 г. – историко-филологический факультет Казанского университета.

В 1968 г. гимназист Иван Яковлев открыл в Симбирске частную школу, ставшую в последующем первой национальной школой, первым педагогическим учебным заведением чувашского народа – знаменитой Симбирской чувашской школой.

В 1971 году И.Я. Яковлев с помощью своих соратников составил чувашский алфавит на основе русской графики и разработал букварь, который в 1872 г. был переработан. Новый «Букварь для чуваш» выдержал при жизни автора 30 изданий и предназначался не только для обучения основам грамоты, но и для развития необходимых норм поведения.

В 1875 – 1903 годах И.Я. Яковлев служил инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, в 1903 – 19 г.г. руководил созданным им в Симбирске чувашским педагогическим учебным заведением. Как окружной инспектор он организовал и руководил временными педагогическими курсами и съездами народных учителей, открыл множество сельских школ для народов Среднего Поволжья. Творчески использовав педагогическое наследие Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского и их последователей, разработал и успешно внедрил в жизнь теорию обучения в многоязычной начальной школе, которая легла в основу Правил о начальных училищах для инородцев, утвержденного Министерством народного просвещения 31 марта 1906 года. Его педагогическая система охватывает вопросы организации и руководства учебно-воспитательным процессом в начальной школе, подготовки учителей широкого профиля, просвещения взрослого населения.

Яковлев И.Я. сделал очень много для издания учебников, перевода с русского на чувашский язык и издания художественной, исторической, медицинской, сельскохозяйственной, музыкальной, методической и другой литературы. Им было издано свыше 100 книг и брошюр, которые способствовали росту грамотности и образованности народа, повышению его хозяйственного опыта и культурного уровня, развитию мировоззрения и национального самосознания.

Дело, начатое И.Я. Яковлевым, переросло в движение за национальный подъем чувашского народа, в котором участвовали тысячи представителей чувашской и русской интеллигенции и крестьян.

Имя Ивана Яковлевича Яковлева присвоено Чувашскому педагогическому институту (ныне педагогическому университету), общеобразовательным средним школам в селах Аликово и Бичурино, в Чебоксарах ему установлен памятник, открыт мемориальный музей, его именем назван проспект.
НАШ ПАТРИАРХ

Просветитель и духовный наставник чувашского народа Иван Яковлевич Яковлев (1848-1930г.г.) вошел в историю России как выдающийся педагог и талантливый организатор просвещения нерусских народов, составитель на основе русской графики (кириллицы) чувашского алфавита и автор первого букваря на родном языке, литератор и книгоиздатель, общественный деятель и мыслитель. Прогрессивная система начального обучения, разработанная Яковлевым, стала фундаментом воспитания учащихся в знаменитой Симбирской чувашской школе, основанной им в 1868 году. Эта школа явилась кузницей педагогических кадров и подлинным центром подъема культуры чувашского народа. До 1917 года в ее стенах было подготовлено около 1000 учителей – первых ростков интеллигенции Чувашии.

Великой заслугой И.Я.Яковлева является также то, что почти за 30 лет службы в должности инспектора Казанского учебного округа он выполнил титаническую работу по подъему культурного уровня населения Поволжья и Приуралья. В самых глухих местах Симбирской, Казанской, Самарской и других губерний он содействовал открытию новых и преобразованию старых училищ. Инспектор назначал учителей, обеспечивал их учебными материалами, проводил учительские съезды и курсы, оказывал школам финансовую и хозяйственную помощь.

«Нет страшнее и вреднее зверя, нежели невежество». Иван Яковлев

Заметный след И.Я.Яковлев оставил в религиозной сфере просветительства. При его личном участии на чувашский язык были переведены Псалтирь и Новый Завет, он организовал перевод и издание Закона Божьего, четырех книг Моисея, Ветхого Завета.



«Спешите делать добро! И будьте добрыми. Доброта – основное человеческое качество. Доброта и есть человечность». Иван Яковлев

По служебным делам И.Я.Яковлев не раз бывал в Санкт-Петербурге. О своей встрече с императором Николаем II в северной столице наш патриарх оставил следующие воспоминания: «Я представлялся государю императору Николаю Александровичу в 1905 году, 31 мая или 1 июня – хорошо числа не помню – в Царском Селе, в Новом Александровском дворце. Представление произошло при следующих обстоятельствах. В начале мая того года я был вызван в Петербург – в комиссию для выработки правил и узаконений об образовании инородцев Приволжского края (а потом – и Сибири).



Во главе нашей комиссии стоял известный славист профессор Антон Семенович Будилович. Когда занятия комиссии кончились, бывший тогда министром народного просвещения генерал Глазов пожелал представить членов комиссии государю императору. Считаю нужным заметить, что министр особенно сочувственно относился ко мне…Государь вышел к нам без свиты, в сюртуке. Первым стоял профессор Будилович, второй - Софья Владимировна Чичерина (племянница статс-дамы Александры Николаевны Нарышкиной), потом кто-то третьим, четвертым – я, за мною остальные…Государь держал себя просто. У него были симпатичные, ласковые глаза… Подойдя ко мне, государь задал мне несколько вопросов: «Вы переводили книги на чувашский язык? Какие книги? Где служили? Сейчас вы инспектор Симбирской чувашской школы?» и т.д.

Я ответил, что Чувашская школа основана мною, что мною переведены на чувашский язык буквари, священные книги, книги богослужебные, Евангелие. «А еще какие другие книги?» - спрашивает меня государь. «Петрушевского – рассказы по русской истории». На это государь ответил: «Патриотическая книга. Хорошо, что перевели ее. Благодарю вас!». Государь с полупоклоном, не подавая вторично руки (кажется, теперь не помню ясно), отошел к следующему. Все заметили, что со мною он говорил 8 минут, т.е. больше, чем с кем-либо другим».

Имя И.Я Яковлева присвоено Чувашскому государственному педагогическому институту (ныне университет), общеобразовательным школам в селах Аликово и Бичурино, в Чебоксарах ему установлен памятник, открыт мемориальный музей, его именем назван проспект.






Крылов Алексей Николаевич (1863 -1945)

Уроженец чувашской земли, кораблестроитель, механик и математик, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда. Жил и работал в Санкт-Петербурге. Его имя увековечено в СПб мемориальными досками на зданиях Академии наук (Университетская набережная, 5), Военно-морской Академии им. Адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова (Набережная Ушаковская, 17/1), монументальным надмогильным памятником на Литераторских мостках на Волковом кладбище. Его имя присвоено улице и научным учреждениям в Санкт- Петербурге.

Литература:

Краткая чувашская энциклопедия. Чебоксары. 2001.

Крылов А.Н. Мои воспоминания. Москва. 1942.



Крылов Алексей Николаевич родился 3 августа 1863 года в сельце Висяга Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне д. Крылово Порецкого района Чувашской Республики). После окончания Морского училища в Санкт-Петербурге (1884) и кораблестроительного отделения Морской академии (1890) почти 50 лет преподавал в этой академии, Петербургском (Ленинградском) политехническом институте и других вузах.

С 1900 года он заведовал Опытовым бассейном Морского ведомства для испытаний моделей судов, в 1908- линкоров. 10 г.г. в качестве главного инспектора кораблестроения и председателя Морского технического комитета возглавлял кораблестроение всей России, имел звание генерал-лейтенанта флота. В последующие годы консультировал по вопросам судостроения на ряде заводов, участвовал в проектировании и постройке первых отечественных линкоров.

Крылов А.Н. с 1916 г. руководил Главной физической обсерваторией и Главным военно-метеорологическим управлением, с 1917 г. – директор Физической лаборатории (позже института) Академии наук. В 1919 г. он назначен начальником Морской академии. В 1921 – 27 г.г. находился за рубежом в составе комиссии для возобновления научных контактов и решения практических народно-хозяйственных задач, связанных с укреплением морского и железнодорожного транспорта.

Крылов А.Н. с возвращением из-за рубежа (1927) продолжал преподавать в Морской академии, с 1928 года руководил Физико-математическим институтом АН СССР, в 1932 г. утвержден директором Института физики АН. Он активно участвовал в решении основных технических вопросов военного и гражданского судостроения в СССР, внес большой вклад в укрепление в ВМФ.

Труды А.Н. Крылова посвящены теории корабля, теории магнитных и гироскопических компасов, артиллерии, механике и математике. Он разработал теорию килевой качки, теорию вибрации, таблицы непотопляемости судов, создал ряд корабельных и артиллерийских приборов. Учёный построил первую в России машину интегрирования дифференциальных уравнений, предложил метод решения так называемого векового уравнения. Ценны труды Крылова А.Н., посвященные разработке наследия классиков науки – И.Ньютона, Л.Эйлера, К. Гаусса и др. Им созданы яркие очерки жизни и деятельности Ж.Лагранжа, П.Л. Чебышева и др.

За большой вклад в отечественную науку А.Н. Крылов удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда, лауреата Сталинской премии 1-й степени, он награжден 3 орденами Ленина. Крылов А.Н. – обладатель диплома Почетного члена Английского общества корабельных инженеров.

Имени академика А.Н. Крылова присвоено родной деревне в Чувашской Республике, улицам в Санкт-Петербурге и Алатыре, кораблям и учреждениям.


Пименов Павел Павлович (1873 – 1954)

Первый из чуваш, кому присвоено в 1910 году ученое звание профессора. Врач - инфекционист, доктор медицинских наук. Жил и работал в Санкт-Петербурге, Ленинграде.

Литература:

Краткая чувашская энциклопедия. Чебоксары. 2001.

Пименов Павел Павлович родился 31 мая 1873 года в селе Асакасы Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Аликовского района Чувашской Республики). Он окончил медицинский факультет Варшавского университета с отличием (1902 г.), был оставлен там же в ординатуре. Пименов П.П. – участник русско-японской (1904 -05), Гражданской (1918 – 21), Великой Отечественной войн (1941 – 45).

В 1905 – 10 годах Пименов П.П. работает ассистентом кафедры экспериментальной физиологии Петербургской Военно-медицинской академии. В 1908 году, выполнив научную работу под руководством профессора И.П. Павлова, защитил диссертацию по теме «Особая группа условных рефлексов» на степень доктора медицинских наук. В 1910 году ему присвоено ученое звание профессора.

Педагогический и врачебный путь Пименова П.П. многогранен: профессор клиники инфекционных болезней медицинского факультета Петербургского университета (1910 – 1917), доверенный врач работников Смольного, организатор и руководитель противоэпидемической службы в Петербурге (1918 – 22), ассистент-преподаватель в Ленинградском медицинском институте (1923 – 29), профессор кафедры инфекционных болезней Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (1930 – 47).

Основные его труды посвящены профилактике и лечению инфекционных болезней в войсках Вооруженных Сил. В годы Великой Отечественной войны он был назначен начальником отдела инфекционных болезней системы здравоохранения Ленинграда.






Никольский Николай Васильевич (1878 – 1961)



Историк,этнограф, журналист-публицист, основатель и издатель первой чувашской газеты «Хыпар» (Вести), учёный-исследователь, доктор исторических наук (1947), педагог-просветитель, профессор (1928), общественно-политический деятель. Начиная с января 1906 года, чувашское землячество в Петербурге вести с родного края стало получать благодаря газете «Хыпар».

Литература:

Краткая чувашская энциклопедия. Чебоксары. 2001.

Журналисты Чувашии. Чебоксары. 2005.



Никольский Николай Васильевич родился 17 мая 1878 года в д. Юрмекейкино Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Моргаушского района Чувашской Республики).

По окончании Казанской духовной академии в 1903 – 1915 гг. работал в различных учебных заведениях Казани. В 1906 году основал первую всечувашскую газету «Хыпар», первый номер которой вышел 21 января 1906 г. С января по май им было выпущено 22 номера этой газеты.

С 1903 по 1950гг. (исключая 1932-1945) Н.В.Никольский был занят педагогической деятельностью. С 1915 года работал приват-доцентом, в 1919-22 профессором Казанского университета, в 1921-22гг. – директор Восточной консерватории, в 1922-31 - доцент, профессор Восточного педагогического института. При его участии основаны Северо-Восточный археологический и этнографический институты для представителей нерусских народов, три национальные учительские семинарии, начато издание учебников на национальных языках.

Одновременно Никольский Н.В. вел большую научную работу. Им опубликовано около 200 научных трудов по истории и этнографии чувашского народа, в том числе книги «Этнографические заметки о чувашах Козьмодемьянского уезда Казанской губернии» (1911), «Христианство среди чуваш Среднего Поволжья в XVI – XVIII веках» (1912), «Краткий курс этнографии чуваш» (1929).

Никольский Н.В. скончался 2 ноября 1961 г., похоронен в Казани.

Кокель Алексей Афанасьевич (1880 – 1956)





Первый профессиональный художник из чувашей, живописец, график, ученик И.Е.Репина, профессор, член Союза художников СССР.

Литература:

Краткая чувашская энциклопедия. Чебоксары.

Кокель Алексей Афанасьевич родился 1 марта 1880 года в с. Тарханы Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Батыревского района Чувашской Республики). Учился в Тарханском сельском училище, окончил Нормальную школу при Академии художеств в Санкт-Петербурге (1906), Высшее художественное училище Академии художеств по индивидуальной мастерской И.Е. Репина. За дипломную картину «В чайной» (1912) был удостоен поездки в Италию для совершенствования в профессиональном мастерстве (1912-1913). Картина экспонировалась на Всемирных выставках в Мюнхене и Венеции (1913) и принесла Кокелю А.А. всемирную известность.

В 1916 году по рекомендации И.Е. Репина Кокель А.А. начинает преподавать в Харьковском художественном училище. С этого времени вся его дальнейшая жизнь и творчество навсегда связана с Украиной. Был организатором и первым ректором Харьковского художественного института (1921 – 23), затем до конца своей жизни – профессором и зав. кафедрой живописи и рисунка. Этот Вуз стал подлинным центром художественного образования на Украине.

Кокель А.А. заведовал изосекцией Военно-окружного комиссариата (1918-22), был организатором и председателем Ассоциации художников Червонной Украины (1922-23).

Основные произведения Кокеля А.А.: «Портрет чувашской женщины» (1906), «Уральские заводы» (1908), «В чайной» (1912), «Итальянцы» (1913), «Семейный портрет» (1914), «Из чувашской сюиты» (1919), «Венчание. Чуваши.»(1920) , «Ликбез» (1935), « Зима» (1943), «Донец» (1956) и др.

Кокель А. А. скончался 4 февраля 1956 г., похоронен в Харькове. Его именем названа одна из улиц столицы Чувашии. В с.Тарханы Батыревского района открыта музей-усадьба Кокеля А.А.



Золотов Николай Яковлевич (1898 – 1957)

Л

итературовед, журналист, литературный критик,


фольклорист и публицист. Член Союза писателей СССР.

Участник Гражданской (1918-21) и Великой Отечественной войн

(1941- 45). В историю культуры Санкт-Петербурга заслуженно

вошел как инициатор и один из организаторов объединения

чувашской диаспоры в Ленинграде в 20-х годах прошлого века.

Учился в аспирантуре под руководством академика Марр Н.Я. и

работал научным сотрудником в Академии наук СССР

(Университетская набережная,5). Жил на Васильевском острове,

11 линия, дом 2, кв. 26.

Литература:

Краткая чувашская энциклопедия. Чебоксары. 2001.

Журналисты Чувашии. Чувашское книжное издательство. 2005


Золотов Николай Яковлевич родился 30 июля 1898 года в д. Синерь Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Аликовского района Чувашской Республики).

Окончил Симбирскую чувашскую учительскую школу (1918), учился в Москве в Коммунистическом университете народов Востока (1921) и в аспирантуре при Институте истории культуры АН СССР в Ленинграде (1925-26).

В историю чувашской журналистики Н.Я. Золотов заслуженно вошел как инициатор и организатор Союза журналистов и писателей «Канаш». В1923 – 25 гг. вместе с Д.С. Эльменем он возглавлял эту творческую организацию. В этот же период Николай Золотов был основателем и первым редактором литературно-художественного журнала «Сунтал», (Наковальня), первый номер которого вышел в июле 1924 г., и сатирического журнала «Капкён» (Капкан).

В 1925 году по приглашению академика Н.Я.Марр Николай Золотов выехал в Ленинград, где вначале учился в аспирантуре, по окончании которой работал в Академии наук СССР научным сотрудником 1-го класса. Сразу же с приездом в Ленинград он активно включается в работу по объединению чувашей-питерцев. В Доме просвещения народов Востока для земляков проводились культурно-массовые и научно-практические мероприятия: читались лекции по истории чувашского края, проводились беседы со студентами по этнографии, об истоках древнего чувашского языка, плодотворно работали кружки поэзии и фольклора, драмкружок; всеобщей любовью пользовался коллектив чувашского хора.

Золотов Николай Яковлевич скончался 27 марта 1967 года, похоронен на кладбище родной деревни Синерь.


Хузангай Петр Петрович (1907 – 1970)


Народный поэт Чувашии, переводчик, общественный деятель. Член Союза писателей СССР(1934). Участник Великой Отечественной войны (1941 – 45).

В 30 - х годах прошлого века Петр Хузангай жил несколько лет в Ленинграде на Васильевском острове, работал в архивах города и Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина. Часто выступал со стихами перед земляками. Пророческими сказались с началом Великой Отечественной войны строки из его стихотворения «Неприступный Ленинград»:

Сурова Невская волна,

Свинцом блестит вода.

Не будет пленницей она –

Ничьею! Никогда!

Литература:

Краткая чувашская энциклопедия. Чебоксары. 2001.

Юрьев М.И. Писатели советской Чувашии.Чебоксары. 1975.


Хузангай Петр Петрович родился 9 января 1907 года в с. Сихтерме Спасского уезда Казанской губернии (ныне с. Хузангаево Алькеевского района Республики Татарстан). Окончил Литературный институт им А.М. Горького.

Основной темой поэзии Хузангая П.П. 1920 – 30-х годов является возрождение родного народа, его языка, культуры, интимная лирика. Военная тематика – поэма «Таня» (1942), «+.нтер\ юрри» (Песнь Победы,1945), роман в стихах «Аптраман тавраш» (Род Аптрамана,1946) занимают особое место в его творчестве. В 1950 – 60-хгг. в поэзии Хузангая П.П. происходит органическое слияние лирической напевности, живой народной речи и публицистических элементов стиля. Такие циклы стихов, как «Эпир Ро==ийёра пурёнатпёр» (Мы живём в России), «Кун=ул т\пинчен» (С вершины лет), «Тилли юррисем» (Песни Тилли) «Хушка хумсем» (Вздыбленные волны) и др., показывают, что поэт тяготеет к философии, размышляющей поэзии.

Ряд стихотворений П.П.Хузангая положен на музыку. Он известен как автор множества взыскательно-строгих статей, посвященных чувашской литературе. Петр Хузангай перевёл на чувашский язык произведения А.С. Пушкина, Ш. Руставели, У. Шекспира, В. Маяковского и др.

Народный поэт Чувашии Хузангай Петр Петрович скончался 4 марта 1970 г., похоронен в Чебоксарах.



Хирбю Григорий Яковлевич (1911 – 1983)



Композитор, дирижер. Член Союза композиторов СССР (1944). В 1932 – 37гг. учился в Ленинградской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. В этот же период руководил чувашским хором, состоящем из более 30 исполнителей, в Доме просвещения народов Востока. Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР (1945), РСФСР (1968), Народный артист РСФСР (1974).

Литература:

Краткая чувашская энциклопедия. Чебоксары. 2001.

Илюхин Ю.А. Композиторы советской Чувашии. Чебоксары.1982.



Хирбю (Хирбиков) Григорий Яковлевич родился 27 ноября 1911 года в д. Чикмезино Чебоксарского уезда Казанской губернии (ныне д. Аксарино Мариинско-Посадского района Чувашской Республики). Окончил Чувашский музыкально-театральный техникум (1932) как дирижер хора, Ленинградскую консерваторию (1937, класс композиции Х.С. Кушнарёва).

В 1944-51 гг. Григорий Хирбю руководил вокальным ансамблем Чувашского радио. С 1965 г. – председатель правления Хорового общества Чувашской АССР.

Среди сочинений талантливого композитора: опера «Нарспи» (1967), музыкальные комедии «Цветущая Родина» (1957), «Выйди, выйди за Ивана» (1965), «Патриотическая оратория на стихи М. Сеспеля» (1970), оратория «Народ, раскрепощённый Октябрём» (1977). кантаты, увертюры, сюита, концерт для гобоя с оркестром, хоры, песни, романсы, обработки.

Хирбю Григорий Яковлевич скончался 17 августа 1983 года, похоронен в Чебоксарах.





«ЯНТАШ» , №2(17),

Санкт-Петербург, 2008, июнь

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Славные сыны Чувашской земли, внесшие заметный вклад в историю культуры Санкт- петербурга Егоров Петр Егорович (1731 – 1789)

Скачать 251.31 Kb.