• Словарь литературоведческих терминов
  • Словарь



  • страница1/6
    Дата11.05.2018
    Размер1.47 Mb.

    Словарь литературоведч£ских tephlиhob и справочные hlatepиaлbl


      1   2   3   4   5   6

    СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧ£СКИХ TEPhlИHOB И СПРАВОЧНЫЕ

    hlATEPИAЛbl*


    А


    АКЦЄНТНЫЙ СТИХ — разновидность тонического стиха, в ко- тором урегулирояано только число ударений в строке, а число без- ударных слогов свободно колеблется. Например, у В.В. Маяковского:

    Мне бы

    памятник при жизни полагается no чину.

    Заложил бы
    ну-ка,
    Ненавижу

    всяческую мертвечину!

    Обожаю всяческую жизнь!

    * Словарь составле н по материалам следующи х словарей и справоини- ков: Литературі іая эііциклопедия: Слояарь лите ратури ых термиі іов: В 2 т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского.— М.; Л.: Изд-во Л.Д. Френкель, 1925 (hnp:/,feb-web.ru); Литературньtй эниикпопепический слопарь / Под общ. ред. В. М . Кожеяникова, П.А. Николаева. — М.: Сов. энциклопедия, 1987; Словарь литературоведческих терминов. — Ред.-сосТ.: Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. — М.: Просвещение, 1972; Квятковский А.П. W колыіый поэтический словарь. М.: Дрофа, 200П; Русова Н.Ю. От аллегории до ямба: Терминологииеский словарь-тезаурус по литературоведе- нию. — М.: Флинта: Наука, 2004; Большая литературная энциючопедия / Красов- ский В.Е. и др. — М.: Филол. о-во «СЛО ВО»: ОЛМА—ПРЕСС Образоваі іие, 2003.



    Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы 209

    АЛЛЕГfiРИЯ (греч. allegoria иносказание) художественный приём, основанный на изображении отвлечённой идеи, абстрактного понятия через конкретный образ, мысль. Взаимосвязь между образом и его значением устанавливается по сходству. Например, оливкован ветвь в руках человека издавна являлась аллегорическим изображе- нием мира, образ богини Фемиды (женщины с завязанными глазахtи и с весами в руках) аллегорическим изображением правосудия; змея, обвивающая чашу, — аллегория медицигіы; младенец с луком и стрелами Купидон — аллегория любви и т. д.

    В устном народном твориестве образы некоторых животных яв- ляются аллегори•іескими. Лиса аналог хитрости, заяц трусости, лев силы, сова мудрости и т. д.

    Как иносказание, аллегория ближе всего связана с мепіафорой и часто рассматривается как распространённая метафора, или как ряд метафоричсских образов, объединёиных в замкнутое пелое, в единый сложный образ.

    Например, А.С. Пушкин в стихотворснии «Во глубііне сиtіир- ских руд...» создал тілегорический образ свободы, которая «примет радостно у вхопа» декабристов-каторжников.

    М.Ю. Лермонтов в стихотворении •Поэт» нашел аллегорический образ «клинка, покрытого ржавчиной презренья», чтобы сравнить его с поэтом, утратившим своё «назначенье».


    АЛЛИТЕР ИЯ (от лат. al — к, при и litera — буква) — повто- рение одинаковых, однородных согласных, создающее благозвучие,

    «музыкальность», интонационную яыразительность.

    Например, в стихотворении К. Бальмонта «Влага» звуковой эф-

    фект создаётся за счет аллитерации «л»:



    Лебпдь уплып в полумглу, Вдаль, под луною белея, Ластятся волны к веслу, Ластится к влаге лилея.

    Одна из функций аллитерации — звукоподражание. В стихот- ворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» звуки «з», «ж», «ч», «р», «с» передают динамику боя: свист картечи, разрывы ядер и т. п.:



    Вам не видать таких сражений!.. Носtілись знамена, как тени,

    210 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017



    В дыму огонь блестеп,

    Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов ко.хоть устала,

    И ядрам пролетать мешала Tора кровавых men.
    АМФИБР И — в силлабо-тоническом стихосложении трёх- сложная стопа, в которой ударным является средний слоі (— - —):

    «разумный». В русской поэзии амфибрахий употребляется с начала XIX века. Например, А.С. Пушкин использовал амфибрахий в сти- хотворении «Гляжу, как безумный, на чёрную іиаль...», в «Песне о ве- щем Олеге», Н.А. Некрасов в песне «B минуту уныньл, о родина- мать!..» из поэмы •‹Кому на Руси жить хорошо» и т. д.


    ПECT — в силзіабо-тоническом стихосложении трёхслож- ная стопа, в которой ударныМ If В'іяется последний слог (— — -):

    «человєк». В русской поэзии впервые появился у А.П. Сумарокова (ода «Противу злодеев»). Используется, например, Н.А. Некрасо- вым в стихотворениях «Тройка», «Мы с тобой бестолковые люди...», А.А. Фетом («Я тебе ничего не скажу...»), А.Т. Твардовским («Я убит подо Ржевом...») и т. д.


    AIGФOPA (греч. anaphora — выkіесение) — единоначатие, no- вторение слова или группы слов в начале нескольких строф, стихов или полустиший. Анафора, как и вообще всякого рода повторение отдельных слов или выражений, придаёт стиху остроту и выразитель- ность, подчёркивая его важные смысловые моменты. Так, в строфе А.А. Блока:

    Опяшь с векоsой іпоскою Пригнулtісь к з re ковыли, ОNЯть за myмaшioLf рекою Ты кпичешь меня издали.

    Анафорическое «опять» оттеняет •вековечность» русской тоски и несмолкаемость голоса, который куда-то зовёт поэта.

    В стихотворении М. Цветаевой анафора задаёт ритм последова- тельной семантизации имени «Блок», «зашифрованного» в системе сравнений:


    Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы

    Нмя тво‘є — nmицa в руке,

    Имя тво‘є пьдинка на языке. ‘ Одно-единственное движенье губ.

    Имя тво’d — пять букв.

    211

    АНИМАЛЙЗМ (от лат. animal животное) направление в ли- тературе, в основу которого положено изображение животных и от- ношений человека и животного. Животное как объект изображе- ния наряду с другими явлениями окружаюш•го мира приобретает ценностно-смысловую и эстетическую харакзеристику. Например, в аниміъзистической поэзии С.А. Есенина («Корова» , «Песнь о соба- ке», «Лисица•») животное, сохраняя объективные, натуральные черты, становится безусііовным и полноправным лирическим объектом произведения.

    AHTAГOHfICTbI — непримиримые противника. Например: Чац- кий и Фамусов («Fope от ума» А.С. Fрибоедова), Базаров и Павші Петрович Кирсанов («Оттзы и дети•› И.С. Тургенева), Сатин и Лука («На дне» М. Fорького), Юрий Живаго и Павел Стрельников («До- ктор Живаго» Б.Л. Пастернака) и др.


    АНТПТЄЗА (греч. antithesis — противоноложение) — стилисіи- ческая фигура, состоящая в резком противопоставлении поня гий или образов. Чаще всего антитеза выражена открыто — через слова- антонимы, подчёркивающие контрастность изоfiражаемых явлений. Например, в пушкинском «Евгении Онегине» так сказано о противо- положных характерах Онегина и Јlенского:

    Они сошлись.

    ОЛН0 U КО;ИИНб

    Cmnxu и проза, л’єд и плшіенъ Не стопь различны меж собой.

    Фигура антитезы может служить прияципом построения для отдельных частей художественных произведений в стихах и прозе.- Например, история превращения помещика Плюшкина в «пpopexy на человечестве» в «Мёртвых душах» Н.В. Гоголя показывает, как скупость оборачивается расточительностью.



    212 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

    На антитезе строятся таюке заглавия многих произведений: «Вой- на и мир», «Преступление и наказание», «Шит и меч», «Коварство и любовь», «Красное и чёрное» и т. п.


    АССОНЙІС (от лат. assonare) — повторение одинаковых гласных. Ассонанс является ярким средством выразительности поэтического языка. Примером употребления ассонанса служит отрывок из сти- хотворения А.С. Пушкина:

    бј7ОЭЮЈ Лff л вдопь yЛffij W yмных, Вхожу пь во многопюдный храм, Cиэiry ль нeэк юпошей безулпых, Я предаюсь моим мечтам.

    В этом отрывке звучит гласный «у», придавая стиху унылую на- певность.
    АССОUИАЦИЯ — особая форма связи между несколькими пред- ставлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Например, реплика Раневской: «О, сам мой! После тёмной, ненаст- ной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя...» — ассоциативно порождает образ Эде- ма цветущего сада, где блаженствовал не знающий грека человек.
    АРХАЙЗМЫ — устаревшие слова, полностью вытесненные из современного словоутіотребления или заменённые другими, обозна- чающими те хе понятия. В худохественной литературе используются как выразительный приём для передачи колорита эпохи, речевой характеристики персонала, придания речи торжественности или ироничности и т. д. Например: «Одним толчком согнать ладью хи- вую...•» (А.А. Фет), «И тёмный кров уединенья...•, •От взоров черни лицемерной ...•» (А.С. Пушкин).
    АФОРЙЗМ (греч. aphorismos изречение) изречение, выра- хающее какую-нибудь обобщённую мысль, выявляющую общее и типическое в действительности, в лаконичной, художественно зао- стрённой форме. Афористическая манера писания и речи означа- ет сжатый, отрывистый способ выражения. В изобилии афоризмы рассыпаны в пьесе А.С. Грибоедова «Fope от ума»: «Служить бы рад,

    Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы 213

    прислуживаться тошно•», «Счастливые uacoв не наблюдают», «Кз’о беден, тот тебе не пapa•› и т. д.

    БАЛЛ ДА (от лат. ballo — танцую) — жанр лирической поэзии, носящий повествовательный характер. В основе баллады лежит не- обычный случай. Особое развитие баллада получила в поэзии сен- тиментализма и романтизма. В русской литературе зачинателем баллады как сюжетного жанра был В.А. Жуковский (•‹Людмила•›,

    «Светлана», «Лесной царь» и др.). Вслед за ним образцы русских бал- лад дали А.С. Пушкин («Песнь о вещем Олеге• и др.), М.Ю. Лермон- тов («Бородино•», «Спор», «Тамара•» и др.), И.Я. Козлов, А.К. Тол- стой, В.Я. Брюсов и цр.

    Жанр баллады в поэзии сопетского периода представлсн про- изведениями Н.С. Тихонова («Баллада о синем пакете» , «Баллада о гвоздях»), за ним следуют С. Есенин («Баллада о двадцати шести»), Э.Г. Багрицкий («Арбуз», «Контрабандисты•») и лр.
    БАСНЯ — это краткий нравоучгітельный рассказ в стихотворной форме. Действующими лицами иносказательного басенного сюжета чаще являются животные, неодушевлённые предметы, но нередко и люди. Структура басни предполагает повествование и вывод из него, т. е. определённое положение (правило, совет, указание), присо- единённое к повествованию и нередко представляющее собой заклю- чительное слово одного из действующих лиц. В русской литературе XVIII — XIX веков мастерами басенного жанра бьши А.И. Сумаро- ков, И.И. Дмитриев, И.А. Крылов. Из современных баснописцев наиболее известен С.В. Михалков.
    fiЁЛЫЙ СТИХ нерифмованный стих. Название произошло от того, что окончания стиха, где обычно помещается созвучие (рифма), остаются в звуковом отношении незаполненными (•белыми»). Тем не менее белый стих организован интонационно и ритмически. Бе- лым стихом написаны «Mope» В.А. Жуковского, «Вновь я посетил...• А.С. Пушкина, поэма «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова.

    214 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

    ВЕРЛИБР — см. СВОБОДН ЫЙ СТИХ.


    ВЁЧНЫЕ ОБРАЗЫ — образы, обобщающее художественное зна- чение которых выходит далеко за рамки их конкретно-исторического содержания и породившей их эпохи. Вечные образы запечатлевают самые общие, существенные стороны человеческой природы, выра— жают типичные, постоянные, повторяющиеся в истории человече- ского общества конфликты и ситуации. Классическими примерами ьечных образов служат Дон Кихот, Прометей, Fамлет, Дон-Жуан, Фауст. В русской литературе Молчалин, ХлестакоD, Мюшкин, Иу- душка Головлёв и подобные им образы живут долгие годы и даже столетия в сознании нескольких поколений, так как в них обобщены типичные, устойчивые черт ы человеческих характеров.
    ВЄЧНЫЕ ТЄМЫ наиболее знаиимые пзя человечества во все эпохи и постоянно повторяющиеся во всех национальных литерату— pax темы жизни и смерти, света и тьмы, любви, свободы, долга и т. д. Например, в романе М.А. Ьулгакова ‹•Мастер и Маргарита» вечные темы борьбы добра и зла, трусости, предательства, милосердия, люб- ви и творчества становятся предмстом размышлений пис-а геля и его героев.


    ГИПЁРБОЛА (греч. hyperbolë — преувеличение) — стилистиче— ская фигура, состоящая в явном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предме га или явления. Гипербола может состоять как в количественном преувеличении (например, «тысячу раэ», «целая вечность» и т. д.), так и в образном выражении, сочетаясь с другими стилистическими приёмами, рбразун гиперболические метафоръі, сравнения, олицетворения и т. п.

    Часто встречается гипербола в русских песнях и частушках. В духе народного приёма использует гиперболу Н.А. Некрасов:

    Я видывал, как она косит:

    Что взмах — то готова копна.

    Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы 215

    Своими гиперболами прославился Н.В. Гоголь («Редкая птица долетит до середины Днепра»), В.В. Маяковский («... говорю вам: мельчайшая пылинка живого ценнее всего, что я сделаю и сделал!»)



    Гипербола часто используется для того, чтобы указать на исклю- чительные свойства или качества людей, природных явлений, собы- тий, вещей. Например, в поэме М. lD. Лермонтова «Мцыри» юноша одерживает победу над хищным барсом, не уступая ему ь силе и лов- кОстИ:

    Ия был страшен в этот миг; Как барс пустынный, зоп и дик, Я tіпаменел, визжал, как он; Как будто сам я бьиі рождён

    В семействе барсов и волков Lloд свежи.+і nonoгoм песов.
    ГРАДЙЈИЯ цепь однородных членоя с постепенным нараста- нием іьіи убыванием их смысловой или эмоииональной значимости. (lапример: «Я звші тебя, но ты не оглянулась, / 11 сг’єзы лил, но ты не снизоішіа...» (А. $лок) восходящая градация. «Принёс он смертнут столу Ј Да ветве с увяджими листами...» (А.С. Пушкин) нисходя- щан градация.
    ГРОТЁСК (франц. grotesque — причудливый, комичный) — пpe- дельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Гротеск нарушает границы правдоподобия, придаёт изображс•нию условность и выводит образ за пределы вероятного, деформируя его. Основа гротеска немыслимое, невозможное, но необходимое писателю для достижения определённого художественного эффекта. Гротеск — это фантастическая гипербола. Гипербола ближе к реаль- ности, гротеск — к кошмарному, фантастическому сну, видению. Например, сон Татьяны Лариной (А.С. Пушкин «Евгений Онегин») наполнен гротескными образами чудовищ:

    Один в poгax с собачьей мордой, Другой с вешушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Гут остов чопорпый и гордый,

    216 Литература. Подготовка к ЕГЗ-2017



    Там карла с хвостиком, а вот

    Иолужуравль и полукот.

    Татьяна с ужасом видит в «шалаше убогом» фантастическую пля- ску: «рак верхом на пауке», «череп на гусиной шее / Вертйтся в крас- ном колпаке», «мельница вприсядку пляшет / И крыльими трещит и машет».

    В русской литературе актуальна сатирическая функция гротеска: Н.В. Гоголь («Нос»), М.Е. Салтыков-Щедрин (сказки, «История одного города»). К гротеску неоднократно прибегает В.В. Маяков- ский («Мистерия-буфф», «Клоп•›, «Баня» и др.). Использует rpo- теск А.Т. Твардовский («Тёркин на том свете»), А.А. Вознесенский («Оза»).

    МИЛЬ в силлабо-тоническом стихосложении трёхсложная стопа, в которой ударным является первый слог (- —): «дєрево». Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи» написано дактилем:



    Тучки небесные, вечные странники! Степью пазурною, цепью же!ичужною Mvиmecь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южнуіо.
    ДЕКАДЁНТСТВО (от лат. decadentia упадок) общее наиме- нование кризисных явлений культуры конца XIX начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни. Для декадентства характерна мистика, вера в сверхъестественные силы; крайний индивидуализм и воспевание смерти, разложения; погоня за внешней красивостью, вычурностью литературной формы. Отдель- ныс декадентские тенденции нашли отражение в литературе модер- низма (в символизме, футуризме, имажинизме, абстракционизме, сюрреализме).
    ДИАЈІОГ (от греч. dialogos) форма устной речи, разговор между двумя или несколькими лицами. В драме диалог является главным средством развития действия, основным способом изображения xa- рактеров. В лирике диалог используется с целью раскрытия позиций
      1   2   3   4   5   6

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Словарь литературоведч£ских tephlиhob и справочные hlatepиaлbl