• На одной волне со всей страной День России в «Ермаке»
  • Обзор лекций
  • Празднование «Дня вязания на публике»
  • В связи с набегом волонтеров в Верхнеусинском – острый дефицит резиновых сапог
  • Дождливый, но радостный поход в Ергаки
  • Путевые заметки Кызыл, как он есть



  • страница1/4
    Дата03.10.2017
    Размер0.64 Mb.

    Событие «Ермак» принимал гостей из волонтерского лагеря-спутника


      1   2   3   4



    c:\users\user\desktop\paper-crumpled-x-white-549647.jpg

    Событие

    «Ермак» принимал гостей из волонтерского лагеря-спутника

    «Долина Царей»

    В субботу 21 июня произошло очень важное событие в рамках уже легендарной международной археолого-географической экспедиции «Кызыл-Курагино» Русского географического общества. Впервые в истории проекта весь состав одного из двух волонтерских лагерей прибыл в гости к своим коллегам с целью познакомиться, обменяться опытом и впечатлениями, укрепить связи и просто отлично провести время. До этого несколько раз в течение прошлых лет «ермаковцы» посещали «Долину Царей», чтобы принять участие в церемонии открытия или закрытия сезона. В этот же раз обитатели «Ермака» выступили в роли принимающей стороны. Заранее была составлена и согласована между администрациями лагерей программа культурно-массовых и спортивных мероприятий этого знаменательного дня. На повестке дня значились: матч по волейболу и футболу, а также «Веселые старты» и концерт.



    d:\ермак_1_смена\приезд долины\img_2447.jpg

    За пару дней до приезда ребят из «Долины Царей» волонтеры «Ермака» на общем сборе обсудили и утвердили «концепцию приема гостей из лагеря-спутника». Проходящий в эти дни чемпионат мира по футболу навеял идею приветствия: все 70 волонтеров «Ермака» выстроились в шеренгу, растянувшись от самых ворот лагеря до его «лобного места» - у костровища. Когда же волонтеры из тывинского лагеря вышли из автобусов и направились вглубь территории «Ермака», их ожидала «приветственная стометровка» из представителей красноярского лагеря. Каждый волонтер принимающей стороны имел возможность обнять каждого гостя или пожать ему руку. Далее визитерам вручили апельсины. Этот фрукт был выбран не случайно, ведь оранжевый – традиционный цвет «Ермака», а гостеприимным хозяевам хотелось во что бы то ни стало подарить новоиспеченным друзьям из «Долины Царей» частичку себя, своего дома, пускай только временного, но такого любимого.

    Затем было знакомство с инфраструктурой лагеря, чайно-кофейная пятиминутка, после чего начался волейбольный матч между сборными «Ермака» и «Долины Царей». Сказать, что это был сверхзахватывающий матч - ничего не сказать. Игроки обеих команд продемонстрировали высокий игровой класс, очень приличный уровень командного взаимодействия и здоровое стремление к победе, максимальное уважение к своим визави. А болельщики, как из «Долины Царей», так и из «Ермака» показали высший пилотаж интеллигентной и, одновременно, пламенной поддержки своих спортсменов. Весь матч прошел на одном дыхании. Полтора часа упорной и красивой игры определили победителя – со счетом 3:2 выиграли волонтеры «Долины Царей». В перерывах между партиями и во время тайм-аутов зрители имели возможность насладиться выступлениями команды поддержки. Под динамичную песню девушки из «Ермака», облаченные в традиционную для чирлидинга форму, зажигали на сибирских просторах на радость всем присутствующим.

    Следующим, не менее приятным этапом визита, стал вкусный обед, после которого начались «Веселые старты». Это мероприятие прекрасно поспособствовало более близкому знакомству и укреплению взаимоотношений волонтеров «Долины Царей» и «Ермака». Четыре смешанные команды, состоящие из четырех парней и четырех девушек, представляющих оба лагеря, весело и задорно соревновались в пяти эстафетах («биатлон», «перекати колесо», «комплексная эстафета», «репка», «веселый таз»), конкурсе капитанов и перетягивании каната. Ребята продемонстрировали отличную физическую подготовку, высокие личностные и командные результаты. В итоге при подсчете очков разрыв между командами «Первые», «Саянские ананасы», «Победители» и «Комариный звон» оказался минимальным. И все же лавры победителей достались «Саянским ананасам».

    А потом был футбол, да такой футбол, который с гордостью можно было показать на «Маракане». Со счетом 7:2 выиграли парни из «Ермака».

    Завершающим этапом насыщенной программы дня стал концерт, во время которого девушка из «Долины Царей» прочла потрясающее по силе и глубине стихотворение, которое она сама написала, впечатлившись природными красотами Тывы. Творческий марафон продолжил ее коллега-англичанин. Горловое пение в его исполнении высоко оценили многочисленные слушатели и зрители, собравшиеся у главной сцены лагеря. «Ермаковцы» же представили танцевальный номер в исполнении девушек-чирлидеров, и вокальный – в исполнении мужского трио. Еще одну песню подарили всем присутствующим представители администрации «Ермака». Апофеозом того субботнего дня стало исполнение гимна экспедиции «Кызыл-Курагино» со сцены, который тут же подхватили практически все волонтеры «Ермака» и «Долины Царей». Тот самый гимн, который уже звучал во время телемоста с Сергеем Шойгу, состоявшемся в начале сезона в «Долине Царей». Так, прозвучав в небе Тывы и Красноярского края, гимн, посвященный экспедиции, как бы символизировал масштабность и перспективность проекта «Кызыл-Курагино», участники нынешней июньской смены которого очень сблизились и подружились.

    Ребятам из «Долины Царей» явно понравилось в гостях у «ермаковцев», а те, в свою очередь, высказали надежду, что ответный визит состоится довольно скоро, потому что очень хочется продолжить общение с такими интересными и близкими по духу людьми. Провожали гостей под «Прощание славянки». Под аккомпанемент этого национального и всеми любимого марша, символизирующего проводы в дальнее путешествие, «ермаковцы» каждый день уезжают на раскоп. Эта идея явно приглянулась волонтерам из «Долины Царей». Субботние мероприятия четко обозначили потребность дальнейшего обмена идеями, впечатлениями, опытом и эмоциями между волонтерами обоих экспедиционных лагерей, которые теперь стали намного ближе.

    d:\ермак_1_смена\приезд долины\img_0338.jpg

    d:\ермак_1_смена\приезд долины\img_0325.jpg

    d:\ермак_1_смена\приезд долины\img_2487.jpg

    На одной волне со всей страной

    День России в «Ермаке»

    12 июня в Российской Федерации отмечается один из самых молодых государственных праздников нашей страны – День России. Именно в этот день состоялся первый съезд народных депутатов РСФСР, который принял Декларацию о государственном суверенитете России и провозгласил Конституцию. 12 июня не прошел стороной и лагерь «Ермак».

    Этот день для ребят был насыщен различными мероприятиями, как спортивными, так и творческими.

    Праздничный день начался с волейбола. Обе команды - администрации и волонтеров, были достаточно сильными, практически не уступали друг другу ни в одном из элементов игры. Борьба за первенство была напряженной и накалялась каждую минуту, команды шли на равных, игра становилось все зрелищнее и зрелищнее. И все же одной из команд суждено было стать победителем. В этот день фортуна сопутствовала команде волонтеров, выигравших со счетом 3:2.

    Довольно весомый вклад в победу волонтерской команды внесла и группа поддержки, состоящая из представительниц прекрасного пола нашего лагеря: Леры, Гульнары, Айгуль, Ксении, Елены, Насимы и Миляуши. Девушки своими зажигательными танцами и веселыми кричалками поддерживали игроков в течение всего матча. Судьей матча была мастер своего дела, организатор спортивно-массовых мероприятий «Ермака» – Елена Михайловна. Победители были награждены сладкими подарками – шоколадными батончиками – ценным источником углеводов, необходимых для восстановления сил после такого красивого, динамичного и бескомпромиссного матча.

    Вторая половина дня прошла не менее интересно, ведь ребята должны были познакомить всех со своей малой Родиной в рамках «презентации городов». Каждый из волонтеров для всех присутствующих провел мини-экскурсию по своему городу. В этот день ребята смогли побывать сразу в нескольких городах России и даже за рубежом. Данное мероприятие сблизило волонтеров с разных уголков мира, поскольку мы узнали друг о друге еще больше. Представление городов происходило разными способами и в различных форматах: с помощью мультимедиа (супер-класс здесь показали красноярцы), в виде повествования, часто в шуточной форме. Очень веселым, живым и запоминающимся стало выступление ребят из 3 и 4 палаток: они за короткий промежуток времени «съездили-слетали-сплавали в гости друг к другу», выдав насыщенный номер-компиляцию «туров выходного дня» по своим родным городам.

    День России прошел в «Ермаке» на «ура»! Все без исключения волонтеры получили массу положительных эмоций и приличное количество полезной и интересной информации. Каждое такое мероприятие еще больше сплачивает и без того дружный коллектив нашего лагеря, - ребят из разных, столь далеких уголков земного шара.

    СКИФОЛОГИЯ


    Обзор лекций

    12 и 14 июня в Культурном центре лагеря «Ермак» были прочитаны лекции, посвященные древней истории региона, в районе которой мы, волонтеры, как раз и находимся в рамках экспедиции «Кызыл-Курагино». Название этого региона - Хакассо-Минусинская котловина. А предмет лекции - история народов, населявших ее в IV –I тыс. до н.э. Перед нами выступили сотрудники Института истории материальной культуры РАН – ведущие специалисты в области археологии Тувы, Красноярского края и Хакасии – А.В. Поляков и И.П. Лазаретов.

    В День России, 12 июня, кандидат исторических наук, начальник Саянской археологической экспедиции Андрей Поляков, не считая краткой предыстории периода палеолита, сделал темой своей лекции основные археологические культуры, оставившие след в районе современного маршрута «Кызыл-Курагино» - афанасьевскую, окуневскую, тагарскую. За лекционный час был освещен интереснейший феномен, малоизвестный широкой публике – индоевропейское проникновение в страны Центральной Азии. Последствия его ощущались даже спустя три тысячелетия, во всяком случае, Плиний-Старший со слов участников цейлонского посольства ко двору римского императора Клавдия описывал жителей Западного Китая как рыжеволосых людей со светлыми глазами.

    Именно так выглядели пришедшие на берега Енисея в начале IV тыс. до н.э. племена афанасьевской культуры – первые европеоиды Восточной Сибири. Кочевники почти 2-х метрового роста, знавшие обработку металла и двигавшиеся на повозках, запряженных волами, наводили ужас на местные племена, знавшие только примитивные каменные орудия. Афанасьевцы принесли с собой доселе неизвестный в этих краях похоронный обряд, который воспроизводили потом последующие местные культуры – захоронение в каменных курганах. Погребальная камера кургана имитировала утробу матери, где покойный клался в позе эмбриона головой на восток. Этот погребальный обычай видоизменился лишь в X-IX веках до н.э. с появлением скифских захоронений, где покойника стали укладывать на спину, а позже и строить специальные склепы, куда помещались мумифицированные тела нескольких поколений одного рода.

    Окуневская археологическая культура, возникшая в II тыс. до н.э. в результате смешения афанасьевцев с местным монголоидным населением, до 60-х годов XX века считалась разновидностью афанасьевской. Особенности погребального обряда и искусство окуневской культуры стали основной темой лекции старшего научного сотрудника Института истории материальной культуры Игоря Павловича Лазаретова. Окуневцы изменили форму кургана с круга на квадрат, стали делать погребения в каменных ящиках в противовес деревянным срубам афанасьевцев. Но наибольший интерес представляют их воззрения о мире, мифологические образы в искусстве. Современному человеку трудно представить смысл магического ритуала, в ходе которого окуневцы совершали разграбление могил, изымая у покойных и раскрашивая хной черепа, а иногда и целые скелеты, а потом вкладывали в другую могилу. Насколько необычен и своеобразен был мир духов и богов окуневцев, можно судить по многочисленным рисункам и стеллам, оставленным ими в горах и степях по берегам Енисея и в Саянских горах. Среди них можно найти и солярные знаки, и существ со множеством рогов, ушей и третьим глазом на лбу, нос воображаемых существ обычно изображался горизонтальной чертой. Своеобразная окуневская мандала – круг, вписанный в квадрат – считалась символом космоса и, войдя в современную геральдику, заняла свое место на государственном гербе и флаге Республики Хакасия.

    Самое знаменитое произведение окуневского искусства - Улуг Хуртуях тас - трехметровая каменная стела, скульптура символизирующая материнство и плодородие. Даже в середине прошлого века была объектом культового поклонения у хакасов. Археолог А. Липский в 1954 г. описывал обряд поклонения, в ходе которого рот изваяния мазался сметаной, скульптура поилась молочной водкой – аракой, а у ног статуи ставились корзины с подношениями.

    Не была обделена вниманием и культура тагарских скифов. Главным образом, рассматривались похоронный обряд и его эволюция. О масштабе племенных союзов и степени развития материальной культуры сибирских скифов в начале VII века до н.э., то есть времени, когда скифские поселения в Геродотовой Скифии только появляются, можно судить по известному кургану Аржан-2, сокровища которого хранятся в Тывинском Национальном музее. Более поздний Салбыкский курган поражает воображение только размерами: 25 метров высоты, диаметр насыпи – полкилометра.

    Логическим завершением повествования лектора стал рассказ о том, как скифы, возводившие столь величественные сооружения, двинулись на запад, и дошли до Причерноморья, откуда когда-то начали свой путь афанасьевцы. Эпоха индоевропейских вторжений длиною в три тысячи лет на этом завершилась. В дальнейшем все великие кочевые миграции двигались с востока на запад, раскручивая колесо истории в обратную сторону.




    c:\users\user\desktop\a00010601.gif

    АТИПИЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ


    Празднование «Дня вязания на публике»
    В субботу, 14 июня, состоялся великий русский праздник «День вязания на публике». Гуляния прошли «на ура». На итоговом концерте каждая палатка продемонстрировала разные поделки, сделанные из подручных материалов, а позже творческие номера. Мы увидели отдалённо похожего героя фильма «Изгой» - Уилсона от палатки №3, девчонки из шестого отряда презентовали птицу, которая первоначально подразумевалась как олень. А Артём Андриянов из седьмой палатки смастерил из материала, которым топят печь, своеобразный мухомор.

    Девушки из четвёртой палатки, используя свои дизайнерские способности, представили дефиле платьев, изготовленных из материала, который мы используем совершенно для других целей. Не обошлось и без девчонок пятого отряда, которые обозначили эмблему своей палатки. Позже шли творческие номера. Мы услышали лирическую песню в исполнении Любови из Твери, которой аккомпанировал Иван из Красноярска.

    В финале программы были устроены конкурсы. На сцену были приглашены трое желающих, которым было предложено на время съесть грушу и яблоко (в оригинале, это конечно же, должна быть хурма, вяжущая рот). Не у дел всех оставил Вячеслав Раскурин из Астрахани, который, по всей видимости, тренировался дома на арбузах. У девушек в том же конкурсе, но уже без яблока, не было равных Алеевой Юлии из Красноярска. Следом этим же участникам предполагалось из одного каната связать как можно больше узлов. Победителями стали Шалаев Михаил из Челябинска и Гульнара Мурзагалиева из Волгограда.

    И чтобы хоть как-то соответствовать сути праздника, в конце программы Елена Евсеева из Сибая продемонстрировала салфетку, которую она вязала на протяжении всего концерта на глазах у всех собравшихся, а значит, праздник удался.



    d:\ермак_1_смена\кызыл_вязание\img_1349.jpg

    ВОЛОНТЕР В САПОГАХ


    В связи с набегом волонтеров в Верхнеусинском –

    острый дефицит резиновых сапог
    Сегодня после общего сбора в лагере «Ермак» – радостное оживление. Ура! Снега подтаяли, и мы идем в Ергаки! Мы носимся со счастливыми улыбками, а бывалые волонтеры и организаторы просвещают нас: «Там о-о-о-чень грязно и мокро в июне! Без резиновых сапог - никак!». Озадачены. Оказывается, у 10 из нас резиновых сапог с собой нет.

    И вот оперативно собравшись, под чутким руководством Рената Зайнахитдиновича, 10 забывчивых волонтеров уже сидят в ПАЗике. Едем в цивилизацию! В Верхнеусинское - за сапогами!

    Уже по дороге выясняется забавный факт – все 10 пассажиров укомплектованы правильно и сапоги можно покупать оптом – размеры от 35 до 45.

    И вот шопинг начался! Массовые примерки сидя, стоя, и в прыжке на одной ноге, отчаянные попытки примерять на ногу 35 размера какой-то детский сапожочек, ибо «Это все, что есть из мелкого!».

    Спустя 10 минут – первый магазин опустошен. В Верхнеусинском прогнозируется острый дефицит резиновых сапог. Но трое из нас еще необуты. И мы отправляемся в следующий центр сапогорезинового шопинга. И здесь оказывается ровно 3 пары! И все нужных размеров! Правда, с 35 размером опять проблема: правый сапог – синий, левый - голубой. Но возможность пойти в одно из самых красивых мест Саян, скидка в 50 рублей и дружный хор поддержки волонтеров убеждает покупать. Фортуна нам улыбается. Все обуты. Сапоги в Верхнеусинском все-таки закончились. Мы сразу же начинаем оперативно верить в эффективность талисманов, купленных в Кызыле, дух Ермака, нами же придуманный, и прочие мистические штуки.

    По дороге обратно, обнимая пакеты с покупками и окрыленные невиданной удачей, наперебой рассуждаем, как использовать фортуну максимально: то ли ехать в город и покупать лотерейные билеты, то ли вернуться на раскоп и оперативненько найти пару древних кладов…



    d:\ермак_1_смена\верхнеусинское\img_0654.jpg

    БЛИЖЕ К НЕБУ


    Дождливый, но радостный поход в Ергаки

    Сегодня, 23 июня – наш последний и, наверное, самый долгожданный поход – идем в Ергаки. Этот природный парк создан не так давно – в апреле 2005 года. Но, по праву считается одним из красивейших и интереснейших мест Красноярского края.

    Еще с вечера лил дождь, и ночью мы тоже просыпались от стука капель по палаткам. Пойдем или не пойдем? Вот в чем вопрос.

    6:30 – подъем. И дождь все-таки перестал. Тучи же спустились в лагерь и сидят на крышах палаток. Утренний кофе в резиновых сапогах. И мы едем.

    Серо, мрачно, влажно… В автобусе нет обычных оживленных разговоров и песен. Песни в плеере. Плеер на двоих: кому-то правый наушник, кому-то – левый. И уснуть на чьем-то плече, пока за окном ползут туманы. Тучи на вершинах полупрезрительно смотрят на ряд автобусов медленно едущих вперед. Откроешь глаза – скалы и туман… Откроешь снова: Ус – серый, вспенившийся, неправдоподобного цвета, как обратная сторона зеркала.

    Остановка возле визит-центра природного парка «Ергаки», на 614 км федеральной автотрассы М-54. В экспозиционном зале нам предоставляется возможность совершить виртуальное путешествие в геологическое прошлое Саян, познакомиться с флорой и фауной региона, традициями первых русских, освоивших край. Еще минуту назад полусонные, мы радостно, почти с детским восторгом, начинаем нажимать кнопочки акустической системы и слушать голоса животных и искать на больших рельефных настенных картах место лагеря «Ермак».

    На улице возле визит-центра тоже выстраивается очередь из волонтеров – все хотят запечатлеться на память с кабаргой на ладони – символом природного парка, и, не менее колоритными, медведем и кабаном.

    С проводниками выходим на тропу от Тармазаковского моста до озера Радужное. А дальше, говорят, посмотрим по погоде. Справа и слева – целые поля цветущих жарков – нереально яркие и позитивные на фоне туманных гор. А Спящий Саян вдали и вправду спит, под ватным одеялом туч.

    После первых метров тропы начинается дождь. Шлепаем резиновыми сапогами по болоту, запаковываемся в дождевики. Дождь переходит в ливень. Из-под капюшонов видны только лужи и грязь, и ботинки того, кто идет впереди.

    Тропа извивается, поднимется выше. Дождь иногда затихает, и разрешает цепочке идущих поднять глаза на мокрые замшелые лиственницы, курумники, горящие сине-оранжевыми цветами берега ручьев.

    А потом снова ливень, дорожка, скользкие камни и корни, глубокие лужи, одинокие кочки… И ноги идущие впереди: топ-топ, чвак-чвак… И даже если подниматься тяжело, мокро и холодно, ты вдруг понимаешь, что идя след в след этим ботинкам сорок пятого размера, ты можешь все. Да, три недели в «Ермаке» не прошли зря – мы не просто стали ближе друг другу. Здесь, в волонтерском лагере в саянской тайге рождается настоящая дружба, доверие, а может и больше…

    Проходим первое озеро – Уютное. Дальше – еще тропа, еще рывок – и перед нами нерадужное Радужное. Дождь.

    Фотографируемся. Мокрые люди. Мокрые фотоаппараты. Мокрый и тяжелый Висячий камень. Мокрые горы над озером. Обнять дерево – единственный выход: укрыться под большим природным зеленым зонтиком и кинуть прощальный взгляд на всю эту красоту. Дальше не пойдем.

    Шлепаем вниз – насквозь мокрые и счастливые. Тропа превратилась в ручеек, а настоящие ручьи и вовсе возомнили себя полноправными реками – перекатываются через мостики.

    Поход? Или полпохода? Ергаки нас не приняли? Или на нас реализовался один из законов Мерфи? Нет, мы «ермаковцы», мы оптимистичные и верим только в хорошие приметы. Значит, мы вернемся сюда еще раз. Обязательно!

    Путевые заметки

    Кызыл, как он есть

    Это история о том, как однажды 70 волонтерам 1-й смены лагеря «Ермак» очень повезло воплотить в жизнь мечту нобелевского лауреата. В конце 80-х американский физик Ричард Фейнман решил посетить Кызыл – единственный город на Земле, в названии которого нет гласных букв. В английской версии название пишется «Kyzyl», а «y» – буква согласная, хотя может обозначать и гласные, и согласные звуки. Великий ученый, к сожалению, не успел при жизни реализовать задуманное. А вот нам повезло больше, и 15 июня 2014 года ермаковцы отправились в столицу республики Тыва.

    Кызыл производит впечатление города древнего. Если бы мы не знали, что ему на самом деле 100 лет – предположили бы минимум 800. Видимо, все те древние народы, которые здесь проживали, оставили свой след, свой отпечаток. Не в архитектуре или ландшафте, как обычно бывает, а как-то мистически, в атмосфере самого города.

    Кызыл – центр Азии. И хотя собственно монумента мы не увидели, – новый возведут только к концу лета и 100-летию города – центральность, как и древняя историчность, здесь ощущается. В этом вопросе у Кызыла единственный конкурент – город Юнгерен в Китае. Например, в Европе претендентов на центр континента – целых семь.

    Кызыл – как лоскутное одеяло. Он объединил тувинцев, русских, хакасов, татар и бурят. В этом городе уживаются буддизм, шаманизм, протестантизм и православие. Грандиозное здание музея соседствует с заурядными постройками советского периода, куда капитализм внес поправку, в виде магазинов и парикмахерских на первых этажах.

    К тому же, если в большинстве городов есть разделение на две части, например правый и левый берег, или верхний и нижний город, то Кызыл разделен Большим, Малым и Верхним Енисеем, как торт на тарелке.

    Кызыл – маленький и компактный, особенно для жителя мегаполиса. Здесь есть и министерства, и университет, и фонтаны, и парк. Все рядышком, практически в пределах пешей доступности. Но все-таки – Кызыл неуютный. Какой угодно – лоскутный, центральный, древний и не древний одновременно, одухотворенный, мистический, даже самый криминальный, как гласит современная статистика, но все-таки неуютный…

    А еще Кызыл совсем не «кызыл», то есть не «красный». Политический подтекст 20 века пропал, и красный городок стал каким-то бело-желто-серым… По крайней мере, таким он предстал перед нами.

    Одной из главных целей нашего путешествия было посещение музея. Еще до поездки довелось слышать, что Национальный музей Алдана Маадыр (60 богатырей) – музей одной экспозиции – сокровищ Аражана-2. Действительно, именно она - самая обширная, интересная и уникальная.

    Но, кроме того, в музее представлены многие экспозиции. Буддистский зал с совершенно особой атмосферой и запахом благовоний, уникальными масками и коллекцией сутр, статуэток божеств, музыкальных инструментов.

    Зал Великой Отечественной войны – на удивление компактный. Фото абсолютно всех участников из Тывы представлены на стендах. Такая ситуация, наверное, не возможна ни в одном областном, краевом или республиканском музее. Хотя в то время Тыва и не входила в Советский Союз, а помогала совершенно добровольно.

    Еще два зала совершенно уникальны: выставка работ художницы-самоучки Нади Рушевой и зал олимпийского огня в Тыве.

    Обычно человек не может сконцентрироваться в музее – все запомнить, усвоить, просто проглядеть каждый экспонат. А вот в Национальном музее Тывы – это возможно! И это прекрасно! Музей не вызывает у посетителя скуки. Посмотреть можно все, а то что особо понравилось – разглядеть внимательно, и, конечно же, послушать экскурсовода.

    Естественно, особое внимание волонтеров «Ермака» было направлено на аражанское золото. Столь бурный интерес вызвало не то, что это один из самых популярных и дорогих металлов мира. Золото Аражана-2 интересно нам потому, что мы - тоже археологи, кто-то по профессии, кто-то по призванию, кто-то по случайному стечению обстоятельств. Так что теоретически у нас есть все шансы совершить такое же открытие.

    А еще – это золото говорящее. Оно говорит о быте и культуре, об окружающих реалиях того времени, о мировосприятии древних народов, об их высокоразвитых технологиях.

    Напарник по пикету, опытный ювелир, с которым довелось поделиться впечатлениями о музее, восторгается мастерами того времени. Из его слов, сделать много одинаковых фигурок, например кошачьих хищников, которыми была расшита одежда, несложно – нужна всего лишь пара-тройка форм для отлива. Большее же удивление вызывает мелкий золотой бисер, которым расшиты штаны «царя» из кургана. Даже в наше время такая технология слишком сложная и дорогая.

    Это золото заставляет задуматься: не воспринимать историю, как единую восходящую линию – от дикости к цивилизации. Люди, некогда здесь жившие, были развиты не менее нас. Просто у них было другое отношение к жизни, природе, себе, Вселенной…

    Хотя нам, современным людям, просвещенным насчет невероятной роскоши олигархов, все-таки сложно представить, зачем человеку, даже могущественному и наделенному властью, восьмикилограммовые золотые штаны.

    В общем, нам посчастливилось увидеть Кызыл, каким он есть и каким скоро уже не будет. Когда до Кызыла дойдет железная дорога – город, безусловно, изменится…

    И мы, увидевшие много интересного, погрузившиеся в атмосферу буддийского дацана, все как на подбор с браслетами или кольцами с нанесенными мантрами, уезжали с немного философско-романтичным настроением. Все-таки ощущать себя видящим и помнящим старое и одновременно несущим новое – потрясающее состояние, которое суждено испытать не каждому человеку, и, может быть, даже не каждому поколению.



    d:\ермак_1_смена\кызыл_вязание\img_1603.jpg

    МНЕНИЕ

      1   2   3   4

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Событие «Ермак» принимал гостей из волонтерского лагеря-спутника