• На кого направлен проект
  • Актуальность и важность данной проблемы для села, района
  • ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Сбор и анализ информации по избранной проблеме
  • 2. Ресурсное обеспечение реализации проекта
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Задачи проекта осуществлены



  • страница1/7
    Дата14.09.2018
    Размер8.12 Mb.

    Социальный проект восстановление исторической памяти. «Никто не забыт, ничто не забыто»


      1   2   3   4   5   6   7


    Социальный проект

    ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ.

    «НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО»


    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение……………………………………………………………………

    Основная часть

    1. Сбор и анализ информации по избранной проблеме……………..

    2.    Ресурсное обеспечение реализации проекта …………………….

    3. Реализация проекта………………………………………………….


    Заключение…………………………………………………………………

    Приложения…………………………………………………………………



    ВВЕДЕНИЕ

    Великая Отечественная война… Все дальше и дальше уходят от нас события тех страшных дней. Об огненных верстах Великой Отечественной снимают фильмы, пишут стихи и музыку, рисуют свои полотна художники. Но самое главное – это память. Мы помним имена героев, известных и неизвестных, сражения, подвиги наших земляков, мы помним героическое прошлое великой России. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть тем далёким дням и событиям. Сегодня всё меньше рядом с нами свидетелей тех страшных и, одновременно, героических лет. К сожалению, современное молодое поколение плохо знает историю своей страны, уже не так остро воспринимает события прошлого. Мы хотим восстановить историческую справедливость, напомнить и рассказать о тех наших земляках, которые не вернулись с войны, о тружениках тыла, живущих в нашем селе, о ветеранах, о наших односельчанах, которые на себе испытали и вынесли все ужасы той далекой войны, поэтому мы начали работу над проектом «ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ. НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО» На территории деревни Малая Огаревка и поселка «Красногвардеец» проживают ветеранов - 1, вдов ветеранов - 2, тружеников тыла – 21, узники концлагерей - 1. Мы планируем посетить перечисленные категории нашего населения и собрать информацию (воспоминания, фотографии, документы) об участии наших земляков в Великой Отечественной войне. Первый наш шаг – это обращение в администрацию муниципального образования «Красногвардейское» с целью получить данные о количестве семей ветеранов и тружеников тыла, проживающих на территории нашего поселения, затем мы планируем посетить семьи ветеранов и тружеников тыла, потом обработать полученную информацию и на базе школьного краеведческого музея открыть экспозицию «Подвиг наших земляков», дополнить воспоминаниями наших односельчан о Великой Отечественной войне Книгу памяти, создать Паспорт памятника и альбом «Они в бессмертие ушли, они бессмертье заслужили», где рассказать о состоянии памятника на территории деревни Малая Огаревка и об уходе за ним.


    Цель проекта:
    •   Сбор информации (воспоминаний, фотографий, документов) об участии наших односельчан в Великой Отечественной войне и создание экспозиции «Подвиг наших земляков» в школьном краеведческом музее.

    Задачи  проекта:

    • включение учащихся в поисковую работу;

    • формирование патриотических чувств на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, чувства гордости за своих односельчан, привитие любви к своей малой Родине;

    • формирование активной гражданской позиции через участие в выполнении важного общественно-полезного дела – сбор информации и увековечивание памяти о наших земляках, участниках Вов, внесших свой вклад в дело Великой Победы.

    • усовершенствование навыков работы с различными источниками информации.



    Участники проекта:

    • учащиеся 6 – 10 классов  МКОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа» Тепло-Огаревского района Тульской области;

    • актив школьного краеведческого музея.


    На кого направлен проект:

    • учащиеся МКОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа» Тепло-Огаревского района Тульской области ;

    • жители сельского поселения «Красногвардейское» Тепло-Огаревского района Тульской области;

    • Администрация сельского поселения «Красногвардейское».


    Актуальность и важность данной проблемы для села, района

    Особенно актуальна идея проекта сейчас. Война принесла неисчислимые беды всему Советскому Союзу и Тепло-Огаревскому району в частности. По данным Тепло - Огаревского РВК, на фронт было призвано 4828 человек, не вернулся 4041, из них погибли 1407 человек, пропали без вести 2265,

    погибли в плену - 45, умерли от ран и болезней 324. . Очень мало сведений о наших земляках, об их героическом вкладе в Победу. Мало информации, материалов по данной проблеме в краеведческих музеях школы и района. Практически нет информации о наших односельчанах в Интернете. Мы не хотим превратиться в «Иванов, не помнящих родства», мы хотим знать историю своей малой родины из первых уст, мы хотим услышать ее от очевидцев тех великих и грозных дней. Сейчас все чаще говорят о кризисе духовности современной молодежи. Не знает наше молодое поколение своих корней, предков, героев, отсутствует у молодых чувство патриотизма, гордости за свою Родину. Наш проект будет способствовать сохранению исторической памяти, собранные воспоминания станут важным и актуальным материалом для подготовки уроков литературы, истории, краеведения, для проведения культурно-массовых мероприятий, посвященных знаменательным датам. Но самый главный принцип нашей работы – это воспитание подрастающего поколения на ярких жизненных примерах наших земляков, воспитание духовности и уважения к нашей истории.
    Ожидаемые результаты

    1. Повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в осуществлении проекта поможет пробудить нашу историческую память.

    2. Готовность органов местного самоуправления выслушать доводы воспитанников и дать им информацию по запросу.

    3. Реальный вклад учащихся в деятельность воспитательной системы школы.

    4. Положительные изменения в сознании детей и подростков, повышение уровня общей культуры воспитанников.

    5. Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.

    6. Изменение общественного мнения, увеличения числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по сохранению исторической памяти нашей малой родины.
    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    1. Сбор и анализ информации по избранной проблеме

    Учащиеся 6-9-10 классов и актив школьного краеведческого музея взялись за осуществление этого проекта. Были сформированы 3 рабочие группы:



    • СОЦИОЛОГИ

    провели опрос тружеников тыла для уточнения информации о событиях Великой Отечественной войны на территории деревни Малая Огаревка и поселка Красногвардеец, а также об односельчанах, участниках Вов.
    Провели обработку результатов социологического опроса (Приложение №1 Воспоминания наших односельчан).


    • ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРУППА

    проводила работу с имеющимися документами, архивными данными, с Книгой Памяти, собранной нашими учащимися к 60-летию Великой Победы и дополненной к знаменательной дате 70 лет Великой Победы, создала списки ныне живущих тружеников тыла, узников концлагерей.

    • ГРУППА ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ СВЯЗЯМ

    написала обращение в администрацию МО «Нарышкинское» Тепло-Огаревского района и в администрацию сельского поселения «Красногвардеец» с просьбой оказать содействие при сборе информации о тружениках тыла и узниках концлагерей. Ответ получен. (Приложение №2)

    2.    Ресурсное обеспечение реализации проекта

    Первая часть осуществления проектабеседа с тружениками тыла, их анкетирование, работа с Книгой Памяти и архивными документами, встречи с родственниками погибших односельчан не требует материальных затрат, так как осуществляется силами учащихся школы и учителями на общественных началах. Для работы необходимы лишь фотоаппарат и компьютер, которые имеются в школе.

        Средствами для создания раздвижного стенда и для печати фотографий учащиеся не располагают, поэтому материальную базу мы искали в разных организациях, искали спонсоров. На нашу просьбу о спонсорской помощи откликнулся индивидуальный предприниматель Чудаков Сергей Викторович, который пообещал выделить пластик для изготовления раздвижного стенда.
    3. Реализация проекта.

    Группа социологов провела опрос и анкетирование тружеников тыла д. Малая Огаревка и пос. Красногвардеец. Анкета содержала следующие вопросы:



    • С чего для Вас началась Великая Отечественная война?

    • Какие события Великой отечественной Вам особенно запомнились?

    • Что Вы помните об оккупации Тепло-Огаревского района?

    • Как Вы работали в тылу?

    • Были ли Ваши родственники (братья, мужья) на фронтах, принимали ли они участие в сражениях?

    • Как вели себя фашисты на нашей территории?

    • Как вы встретили Победу? (Приложение №3)

    Информационная группа уточнила списки тружеников тыла, ветеранов Вов по архивным данным и по материалам Книги Памяти из школьного краеведческого музея.

    Группа по общественным связям организовала встречу с родственниками погибшего на фронте сержанта Сенина Г.И . М.М.Макарова рассказала о своем прадеде Сенине Г (Приложение №4. Сочинение о Сенине Г.И)

    Информационная группа занималась сбором информации о наших земляках – Героях Советского Союза Данилове Петре Алексеевиче и Попове Василии Ивановиче и оформила эти воспоминания в виде сочинения.( Приложение №5)

    Наша инициатива по восстановлению исторической памяти не осталась незамеченной. Учащиеся школы приняли участие в конкурсах разного уровня с целью популяризации этой идеи. Они принимают участие в ежегодном конкурсе «Память» (Мелехина К. и Шамилова К. – учащиеся 10 класса, Щербаков Илья – ученик 6 класса), в конкурсе «Наследники Великой Победы», «Следы былой войны в лесу прифронтовом…» и др.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Завершена работа над проектом «ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ. НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО».



    Цель проекта -  сбор информации (воспоминаний, фотографий, документов) об участии наших односельчан в Великой Отечественной войне и создание экспозиции «Подвиг наших земляков» в школьном краеведческом музее.

    Задачи  проекта осуществлены: учащихся 6,9,10 классов занимались и продолжают заниматься поиском информации и документов об участии наших земляков в Великой Отечественной войне.

    Это способствует формированию патриотических чувств на основе чувства гордости за своих односельчан, привитию любви к своей малой Родине.

    Участие в большой востребованной работе способствует формированию активной гражданской позиции.

    Работая над проектом, учащиеся использовали различные способы получения информации: анкетирование, обработка статистических материалов, работа с ОБД «Мемориал», с Книгами Памяти, беседы с родственниками погибших и т.д. Это способствовало усовершенствованию навыков работы с различными источниками информации.

    Но самым важным, на наш взгляд, являются положительные изменения в сознании детей и подростков, повышение уровня общей культуры воспитанников, а также изменение общественного мнения о школе и учащихся.
    ПРИЛОЖЕНИЯ

    1.Воспоминания наших односельчан.


    2.Обращение учащихся МКОУ «Красногвардейская СОШ» к специалисту первой категории МО «Нарышкинское» Аксеновой Г.М. об уточнении информации по ветеранам Вов и труженикам тыла.

    Ответ учащимся МКОУ «Красногвардейская СОШ» специалиста первой категории МО «Нарышкинское» Аксеновой Г.М.


    3. Анкета
    4. Сочинение ученицы 10 класса Шамиловой Камиллы «Умирал солдат известным, умер неизвестным…»
    5. Сочинение ученицы 10 класса Мелехиной Кристины «Наши земляки – Герои Советского Союза»
    Приложение №1. Воспоминания наших земляков.
    О Великой Отечественной войне вспоминают:

    Ходова Анна Антоновна

    Мне было 18 лет, когда наша семья переехала в п. Красногвардеец. Работала я с ранних лет птичницей, ходила по наряду, училась на курсах трактористов. Во время войны я работала на тракторе и очень этим гордилась: могучая машина подчинялась мне, девчонке. Моя радость от труда была припорошена печально: родные и близкие мне люди сражались на фронте с фашистами. А мы, односельчане, ждали вестей с фронта, с опаской поглядывая на почтальона: в какой дом зайдет, радость или беду он несет.

    Самое страшное, что осталось в памяти – это оккупация. Поздней осенью 1941 года немцы пришли в нашу деревню. Они встали на постой в наши дома. Фашисты вели себя безобразно: грабили местных жителей, выгоняли на холод маленьких детей и стариков, унижали людей

    Мы прятались от немцев в погребах. Было холодно, есть нечего, хорошо, если у какой-нибудь хозяйки в погребе стояла кадушка с огурцами или капустой. Но оккупация продолжалась недолго. В начале зимы немцев погнали советские войска. После освобождения района опять был тяжелый труд на полях. Но мы жили одной мыслью – мыслью о Победе.

    Зиновьева Екатерина Алексеевна

    В 1929 году наша семья переехала в п.Красногвардеец, обосновались, налаживалась жизнь.

    Но вот грянула война, и за один день изменилась наша жизнь. Внешне все оставалось по-прежнему: вставало и заходило солнце, шли дожди, и дул ветер, исполнялась работа в доме и в поле. А в душе поселились страх и ожидание чего-то чудовищного и неизведанного. Жили мы в бараке, что находился на теперешней улице Центральной. Семей в нем было много, жили дружно. Немцы Поволжья тоже проживали в поселке. Но как только началась война, всех этапировали кого-куда. Осталась только Павлина Вагнер (муж у нее русский был). С 2-мя детьми: 4-х лет и 8-ми месяцев. Она-то помогла мне спасти Хожайкова Виктора Ивановича, который служил в авиации и попал в окружение. Как попал сюда - не расспрашивала. Родом Виктор Иванович из Тамбова. 4 ноября 1941 года немцы подходят к п.Красногвардеец, и Хожайков, советский военнослужащий, просит, чтобы его спрятали. Встретила я его у подруги, к которой зашла в гости на праздник Казанской Божьей Матери. Жила Таня в д. Ломовка. Отец ее никак не соглашался оставить Виктора у себя, хотя одежду дал. Судить его нельзя – семья, неизвестность, разговоры о казнях – все имело влияние на решение каждого человека. И тогда мы, молодые, горячие головы ( я да Галина Лукинична Минко) решили спрятать его у себя, так как дом мой был на краю поселка, то и зашел Виктор к нам. Семья у нас – мама, 3 ребенка. Так и остался Виктор у нас.

    Немцы дважды пытались забирать его, да Павлина, немка, обрила ему голову, уверяла немцев, что он малоумный, психически больной. Каким-то образом делала ему струпья да замазывала их зеленкой. Таким образом, Павлина помогла мне спасти советского солдата. Когда немцев прогнали, Хожайко ушел в армию. Сначала войска пошли на Волово. Оттуда - дальше. 30 мая 1944 года он умер от ран в п. Гусино, Гусинского района, Смоленской области. Похоронен в братской могиле.

    Помню еще, как вошли в наш поселок немцы. Случилось еще это в ноябре 1941 года. Прошли по улице 4 танка с пехотой на броне. Наловили гусей и поехали в Александровку. К вечеру появились мотоциклисты, которые шли со стороны в п. Волово, д. Митрополье.

    Однажды в первой половине декабря появились у нас военнопленные, 200 человек русских солдат. Куда их гнали – Бог ведает. Охраняли пленных 10 солдат – немцев, 2 собаки. Сзади колонны – повозка. Остановились на ночлег в складе. Холод. Мороз. Солдаты разуты. Многие лишь в гимнастерках.

    И снова помогла Павлина Вагнер: пришла ко мне и предложила пойти к немцам, с целью – уговорить их расселить пленных по домам. Немцы разрешили, так как не хотели мерзнуть вместе с пленными. А в совхозе всего 45 семей. Разобрали, кто сколько мог. У нас было 7 человек . Настелили соломы на пол да и улеглись.…Кормили, кто чем мог. В ночь трое убежали, так и не нашли их. Остальных погнали дальше на Рублино.

    Так и запомнилась мне война: голод, холод, пленные, работа без отдыха, конница Белова. Сибиряки, высокие, могучие, в белых полушубках, гнавшие немца назад, молодость...
    Егорочкина Анна Васильевна

    Работала я свинаркой в то время. Уходили на работу рано, возвращались поздно. Иногда удавалось в обед вырваться домой, ведь делали и запарку, и картошку варили; корма готовили, чистили - всё за нашими руками. И вот однажды выдался такой день - в обед домой идем, каждый думает о том, что успеет за 2-3 часа дома сделать. Громкоговоритель висел на столбе (теперь таких и не увидишь) а из него доносятся слова Сталина: «Братья и сестры…» Народ толпится: объявили о начале войны. Кто плакал, не пряча слез, кто домой молча пошел.

    Что делать? Старые люди, помня прежние войны (германскую, гражданскую) посоветовали спрятать одежду, обувь (у кого была) , скотину, как только немцы подходить начали. Вскоре и немцы пожаловали. Жители перед их приходом стали прятать вещи, уводить в лес скотину.

    Мы корову хотели с матерью спрятать. Да куда идти? Так и осталась корова на дворе, вместе с поросятами.

    3 дня немцы стояли в нашем селе. У соседей скотину порезали, а у нас – не тронули, видно, оказались порядочные, понимали, что и нам жить как-то надо.

    Пошли через 3 дня немцы на Тулу , да вскоре в бега пустились. Вновь через наше село шли, и вновь те же самые немцы оказались у нас. Помню, говорят что-то, а мы не поймем. Лишь потом поняли: «Хорошие вы люди, мы опять к вам. »



    Такая вот она, война, для всех – разная.
    Приложение №2. Обращение учащихся.

    Приложение №3. Анкета.

    - С чего для Вас началась Великая Отечественная война?

    - Какие события Великой отечественной Вам особенно запомнились?

    - Что Вы помните об оккупации Тепло-Огаревского района?

    - Как Вы работали в тылу?

    - Были ли Ваши родственники (братья, мужья) на фронтах, принимали

    ли они участие в сражениях?

    - Как вели себя фашисты на нашей территории?

    - Как вы встретили Победу?


    Приложение №4.

    Сочинение ученицы 10 класса Шамиловой Камиллы.

    Умирал солдат известным, умер неизвестным…

    Что такое подвиг? Словарь Ожегова дает нам короткое, но емкое толкование этого слова: «Подвиг-это героический, самоотверженный поступок». А мне, ученице 10 класса, такое объяснение кажется неточным, недостаточным. Недавно я зашла в наш школьный краеведческий музей и увидела старую пожелтевшую фотографию военных лет. На ней изображен наш земляк Сенин Гордей Иванович, без вести пропавший во время Великой Отечественной войны на далекой Смоленщине. Как эта фотография попала в наш музей, какова судьба человека, изображенного на ней? Я провела свое маленькое расследование и узнала о трагической судьбе нашего земляка.

    Много лет в нашей сельской школе преподавателем математики работает Макарова Марина Михайловна. Именно она принесла в дар школьному музею военную фотографию своего дедушки и рассказала потрясающую историю его жизни . Сенин Гордей Иванович героически сражался в 1943 году на далекой Смоленщине. Сельцо Утехово, что неподалеку от города Рославль. Здесь в 1943 году шли ожесточенные бои. Советские солдаты стойко сражались за каждый метр родной земли, за каждый дом в селе. За каждый палисадник. Именно здесь воевал старший сержант Гордей Сенин, уроженец деревни Хомутовка Тепло-Огаревского района Тульской области. Бои были изнурительными. Село несколько дней переходило из рук в руки. Освободить населенный пункт от фашистов – такая задача была поставлена перед старшим сержантом Сениным. Особенно досаждали немецкие снайперы. Один из них залег на небольшой возвышенности, спрятался в высокой траве под березкой и косил, косил наших бойцов. Многие солдаты погибли в этом бою, погиб и наш земляк. Село Утехово ценою нечеловеческих усилий было освобождено от гитлеровцев. Долгие годы родственники старшего сержанта Гордея Сенина ничего о нем не знали. «Пропал без вести» многим в далекие военные годы пришло такое сообщение. Так бы и не узнали родственники нашей Марины Михайловны, где похоронен их прадед, дед и отец, если бы не поисковый отряд из города Десногорска. Хорошо, что есть еще люди, которые считают своим долгом заниматься поиском останков воинов, погибших в этой жестокой войне.

    В августе 1998 года десногорские поисковики провели раскопки захоронений советских солдат на территории бывшего Екимовичского района Смоленской области. Были обнаружены останки 84 воинов, найдены 6 медальонов, в четырех из них были обнаружены записки, которые удалось прочитать. Поисковики разыскали вдову и сына погибшего на смоленской земле старшего сержанта Гордея Сенина. 25 сентября 1999 года, в день освобождения Смоленщины, в Десногорске прошла траурная церемония перезахоронения останков советских воинов. Самым почетным гостем на смоленской земле стал сын погибшего возле села Утехово старшего сержанта Гордея Сенина, уроженца тульской земли, Михаил Сенин. Ему пришлось проводить отца в последний путь через пятьдесят семь лет после его гибели. Теперь могила нашего героического земляка находится рядом с Курганом Славы в городе Десногорск. Десногорские поисковики передали семье Михаила Сенина личные вещи его отца. Просто чудом сохранились солдатская каска, расческа, авторучка, обломок химического карандаша, медальон, ложка, мыльница – все это было аккуратно уложено в сумке-планшете. В медальоне сохранилась записка с едва различимыми строчками. Удалось расшифровать домашний адрес и фамилию, имя, отчество жены, а теперь вдовы, нашего героического земляка. Эти вещи и фотографию старшего сержанта Гордея Сенина семья Макаровых передала в наш школьный краеведческий музей.

    О перезахоронении останков нашего земляка в городе Десногорск можно прочитать в «Парламентской газете» от 30 сентября 1999 года. Статья называется «Еще одно поле памяти», написал ее журналист Геннадий Курносов. Старший сержант Гордей Иванович Сенин – почетный гражданин города Десногорск.

    Я часто посещаю наш школьный музей, почему-то люблю приходить туда одна. И здесь в полной тишине подолгу рассматриваю фотографию, боевые реликвии нашего земляка, тихонечко прикасаюсь к ним и чувствую незримую связь поколений, мне кажется, что я знаю, о чем думал сержант Сенин перед своим последним боем. А думал и мечтал он о встрече с семьей, с сыном, которого ему так и не удалось подержать на руках, думал о своей маленькой родине, вспоминал о березках, растущих возле дома.

    Так что же такое подвиг? Это обычная, мирная, честная жизнь. Это труд на благо Родины. Это любовь, которую тебе дарят близкие, а ты хранишь и боишься расплескать хоть капельку. Это память, память о героях, известных и неизвестных, отдавших жизнь за мир и покой родной земли, память, запечатленная на старых фотокарточках…
    Приложение №5.

    Сочинение ученицы 10 класса Мелехиной Кристины.

    Наши земляки – Герои Советского Союза
    Кровь Отчизны потоками

    льется,


    Застонала земля, запылала,

    Братья, будем бороться,

    бороться,

    бороться,

    Чтобы иго фашистское пало!
    Далёкая глубинка… Небольшие деревеньки, затерявшиеся в полях Тепло-Огаревского района. Это моя малая родина – деревня Малая Огаревка и село Плёсы, почти исчезнувшее с лица земли. Здесь, в Малой Огарёвке, родилась я, живут мои родители, мои друзья. Жизнь в нашей деревне спокойная, неторопливая. Все друг друга знают, мы готовы помочь каждому, попавшему в беду, или, наоборот, разделить на всех радость.

    Над Малой Огаревкой и Плёсами неторопливо прошумели годы Октябрьской социалистической революции, утихли горячие споры по поводу организации колхозов и совхозов, промчались времена огненного лихолетья Великой Отечественной, потихоньку забываются трудности советского периода.

    Наступило время перемен, свободы, демократии. А что же случилось с моей малой родиной? Остались люди, мои замечательные, трудолюбивые земляки. Они не требуют наград за свой тяжелый труд, просто живут честно и работают.

    А чем же в истории знамениты деревня Малая Огаревка и село Плёсы? Когда я училась в Упской начальной школе, то каждый год, весной, с душевным трепетом и замиранием сердца ожидала праздника Великой Победы. Именно в этот день мы, школьники, могли прикоснуться к великой истории. Мы узнали о героическом прошлом Малой Огаревки и села Плесы, о наших земляках, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны.

    В глубине деревенского кладбища затерялась скромная могила Попова Василия Ивановича. Здесь похоронен Герой Советского Союза.

    Родился Василий Иванович в селе Плесы Тепло-Огаревского района. В полдень 22 июня 1941 года все жители села собрались около сельсовета, чтобы прослушать сообщение советского правительства. Вася Попов уже тогда твердо решил для себя, что обязательно пойдет на фронт и будет сражаться за свою Родину. Но лет было маловато. Призвали Василия Ивановича в ряды Советской Армии только в 1943 году. И почти сразу Попов попадает в Белоруссию, где идут ожесточенные бои с фашистами. Наш земляк был молод, но уже командовал стрелковым отделением в составе 17-го гвардейского полка 3-го Белорусского фронта.

    Это случилось 24 июня 1944 года. Враг укрепился на вершине холма, местность хорошо просматривалась. И он жестоким пулеметным огнем косил наших бойцов. Отделение под командованием Попова Василия Ивановича по-пластунски преодолело проволочное заграждение и забросало вражеский дзот гранатами. В плен были захвачены 4 немецких солдата и два пулемета. За этот подвиг Василий Иванович получил благодарность от командования.

    Осенью 1944 года отделение Попова было выслано на разведку реки Березины. Командир поставил перед бойцами задачу: навести через реку понтонные мосты, чтобы обеспечить переправу для частей Советской Армии. Василий Иванович вместе с товарищами попытался незаметно добраться до Березины, но, к несчастью, наши бойцы были обнаружены. Немцы попытались окружить отделение и взять в плен советских солдат. Заметив опасность, командир отделения Попов проявил смекалку: он разделил бойцов на две группы: одна открыла шквальный огонь по фашистам, вторая направилась к реке, чтобы навести переправу. Операция удалась: было уничтожено 12 гитлеровцев и наведен мост через Березину. За этот подвиг наш земляк опять был отмечен командованием.

    Война заканчивалась. Советская армия наступала. В Оршанском районе под деревней Якимово Василий Попов заметил засаду: в поле, во ржи, прятались немцы. Над отделением нависла опасность: бойцы могли быть расстреляны, благо местность хорошо просматривалась. И опять на помощь нашему земляку приходит смекалка: одного бойца Василий Иванович посылает в тыл предупредить командира батальона, а сам с оставшимися солдатами открывает шквальный огонь по фашистам, тем самым отвлекая внимание врагов на себя. И снова победа! Гитлеровцы разбиты, а наши бойцы спасены. За мужество, отвагу, героизм, проявленные во время Великой Отечественной войны, Василий Иванович Попов был удостоен звания Героя Советского Союза.

    Да, славится земля русская своими богатырями! Вот и на моей малой родине, в деревне Малая Огаревка, жил и работал Петр Алексеевич Данилов. В 1941 году юношу призвали в действующую армию. Он был начальником политотдела по работе среди комсомольцев в 3-ей армии. Своим боевым задором, смелостью, решительностью П. А. Данилов воодушевлял молодых бойцов. Это случилось в 1944 году. Нашим подразделениям нужно было переправиться через реку Днепр. Но немцы открыли ожесточенный огонь. Переправа задержалась. Тогда Данилов смело поднял своих бойцов в атаку со словами: «За Родину! За партию!» Вражеские пулеметы были уничтожены, а наши войска переправились на другой берег Днепра. В этой решительной схватке с врагом Петр Алексеевич Данилов пал смертью героя. Советское командование посмертно присвоило ему звание Героя Советского Союза.

    Мы гордимся нашими отважными земляками. В нашем школьном музее собран большой материал о Героях Советского Союза П. А. Данилове и В. И. Попове. Этих людей давно уже нет в живых. Но в нашей деревне живут их близкие, родственники, которые всегда готовы рассказать нам, детям, о наших отважных соотечественниках.

    Медленно течет река времени… Уходят в прошлое люди, эпохи… Но жива память человеческая. Мы верим, что незабвенны будут в истории имена героев, которые помогли освободить нашу Родину от фашистской заразы.



      1   2   3   4   5   6   7

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Социальный проект восстановление исторической памяти. «Никто не забыт, ничто не забыто»