• Москва, 2012 год ОГЛАВЛЕНИЕ
  • Общие положения
  • Создание на приграничных территориях особых или специальных экономических зон (свободные экономические зоны).
  • Российской Федерации
  • Приграничная торговля, обеспечение ее безопасности.
  • Кыргызская Республика



  • страница1/13
    Дата27.09.2017
    Размер2.31 Mb.

    Содружество независимых государств исполнительный комитет


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




    СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
    ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

    ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
    В ГОСУДАРСТВАХ – УЧАСТНИКАХ СНГ


    (информационно-аналитическая записка)

    Москва, 2012 год

    ОГЛАВЛЕНИЕ


    Общие положения……………………………………………………………..

    4

    Создание на приграничных территориях особых
    или специальных экономических зон
    (свободные экономические зоны)……………………………………………..

    7


    Приграничная торговля, обеспечение
    ее безопасности………………………………………………………………..

    10


    Проведение компетентными органами совместных мероприятий
    по мониторингу в области охраны окружающей среды,
    включая трансграничные реки, и рациональному
    использованию природных ресурсов, обеспечению
    санитарно-эпидемиологического, экологического,
    ветеринарно-санитарного благополучия населения,
    а также по охране территорий от заноса заразных
    болезней животных…………………………………………………………..

    21


    Разработка совместных программ по защите населения
    и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
    и техногенного характера, а также интеграция
    систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных
    ситуаций природного и техногенного характера приграничных
    территорий в целях повышения эффективности
    реагирования на чрезвычайные ситуации,
    имеющие трансграничные последствия………………………………………

    33


    Оказание поддержки соотечественникам, проживающим
    в приграничных районах, в сохранении
    и расширении гуманитарных связей………………………………………..

    45


    Повышение эффективности охраны и защиты
    государственных границ………………………………………………………

    49


    Инвестиционное и производственно-техническое
    сотрудничество…………………………………………………………………

    53


    Сельское хозяйство и продовольственное обеспечение…………………….

    60

    Транспорт………………………………………………………………………

    63

    Информационные технологии и связь……………………………………….

    64

    Правоохранительная деятельность…………………………………………..

    67

    Градостроительство и коммунальное хозяйство…………………………….

    74

    Регулирование миграции населения………………………………………….

    75

    Формирование рынка труда………………………………………………….

    75

    Здравоохранение………………………………………………………………..

    79

    Образование……………………………………………………………………

    84

    Научное и гуманитарное сотрудничество…………………………………….

    90

    Культура и спорт………………………………………………………………

    101

    Туризм………………………………………………………………………….

    115

    Осуществление погранпредставительской деятельности…………………..

    118

    Выставочно-ярмарочная деятельность………………………………………

    122

    Меры, направленные на упрощение процедур пограничного,
    таможенного, иммиграционного (миграционного)
    и иных видов контроля………………………………………………………...

    124


    Выводы и предложения………………………………………………………

    125

    Приложения




    1. Перечень документов о приграничном
    сотрудничестве, заключенных государствами
    – участниками СНГ………………………………………

    127


    2. Типовое соглашение между Правительством
    и Правительством
    о содействии приграничному сотрудничеству…………..

    139








    Общие положения

    Конвенция о приграничном сотрудничестве государств – участников СНГ (далее – Конвенция) от 10 октября 2008 года является основополагающим нормативным правовым актом, определяющим правовое поле приграничного сотрудничества государств – участников СНГ. Ее подписали Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан. Конвенция вступила в силу для Беларуси (22.06.09), Казахстана (19.03.10), России (22.06.09) и Таджикистана (22.06.09).

    Конвенция определяет основные принципы и направления развития приграничного сотрудничества на пространстве СНГ.

    В соответствии с Конвенцией основными механизмами сотрудничества приграничных территорий являются развитие приграничной торговли, экономических зон, создание органов по управлению приграничным сотрудничеством, заключение межрегиональных соглашений по приграничному сотрудничеству, совершенствование бюджетных и других инструментов региональной политики по развитию приграничного сотрудничества, координация конкретных налоговых, бюджетных, таможенных, пограничных и иных мероприятий, обеспечивающих дифференцированную приоритетность развития приграничных территорий.

    Конвенция устанавливает, что важным ресурсом развития приграничного сотрудничества является вовлечение в решение этих вопросов органов власти государств – участников СНГ всех уровней, а также усиление координации их взаимодействия являются. В Конвенции также предусмотрено, что полноценное развитие приграничного сотрудничества базируется на взаимодействии центральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, на взаимном информировании государств – участников СНГ о принципах и приоритетах по развитию приграничного сотрудничества.

    Ниже приведен анализ хода реализации общих и системных положений Конвенции.

    В соответствии со статьей 3 Конвенции приграничное сотрудничество осуществляется преимущественно на основе соглашений между компетентными органами. Полный перечень таких документов приведен в Приложении 1.

    В Республике Беларусь вопросы о сотрудничестве в области миграции регулируются соглашениями между Министерством внутренних дел Республики Беларусь и ФМС России о сотрудничестве в области миграции и о взаимодействии компетентных органов в сфере миграции приграничных регионов в области борьбы с незаконной миграцией от 5 декабря 2008 года.

    Подразделениями по гражданству и миграции органов внутренних дел Республики Беларусь в 2011 году получено 28 запросов об оказании содействия подразделениям ФМС России, в первом полугодии 2012 года – 10 запросов. В рамках реализации указанного Соглашения проводятся рабочие встречи и совместные совещания.

    Вопросы приграничного сотрудничества отражены в разрабатываемом проекте Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о реадмиссии. Экспертные консультации между российской и белорусской делегациями по согласованию данного проекта Соглашения и Исполнительного протокола о порядке его реализации состоялись 29 марта 2012 года, в ходе которых рассмотрены и существенно доработаны тексты проектов указанных документов.

    Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в рамках своей компетенции взаимодействует с соответствующими структурами государств – участниц Конвенции по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с двухсторонними международными договорами и рядом многосторонних международных документов.

    Оказание медицинской помощи населению приграничных территорий Республики Беларусь осуществляется в рамках Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь, подписанным 24 января 2006 года и вступившим в силу с 5 марта 2008 года.

    В соответствии с данным Соглашением обеспечиваются равные права граждан обоих государств, постоянно проживающих на территории другого государства, на получение медицинской помощи, включая бесплатное лечение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации и в государственных учреждениях здравоохранения Республики Беларусь, закреплены равные права для граждан Республики Беларусь и граждан Российской Федерации, временно пребывающих и временно проживающих на другой территории, на получение скорой медицинской помощи и медицинской помощи в случае возникновения у них в период пребывания на территории другого государства заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

    Соглашение обеспечивает равные права гражданам Республики Беларусь и гражданам Российской Федерации, временно находящимся на территории другого государства и работающим там в учреждениях (организациях) по трудовым договорам, с гражданами другого государства, работающими в данных учреждениях (организациях), на получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации и в государственных учреждениях здравоохранения Республики Беларусь.

    Соглашение определяет механизм реализации права на получение медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения.

    Развитие сотрудничества Республики Беларусь с Российской Федерацией в области охраны окружающей среды осуществляется в рамках заключенных межправительственных и межведомственных международных договоров.

    Наиболее эффективно реализуется Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных водных объектов от 24 мая 2002 года. В рамках реализации Соглашения функционирует Совместная Белорусско-Российская Комиссия по охране и рациональному использованию трансграничных водных объектов и две рабочие группы по бассейнам рек Днепр и Западная Двина. С момента подписания соглашения проведено 6 заседаний рабочих групп и 6 заседаний Комиссии.

    Сотрудничество между Республикой Беларусь и Украиной в области охраны окружающей среды осуществляется в рамках соглашений:

    между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины о сотрудничестве в области охраны окружающей среды от 16 декабря 1994 года;

    между Правительством Республики Беларусь и Кабинетом Министров Украины о совместном использовании и охране трансграничных вод от 16 октября 2001 года, вступившее в силу с 13 июня 2002 года.

    В рамках Соглашения по трансграничным водам успешно работает институт Уполномоченных правительств Украины и Республики Беларусь, ежегодно, поочередно на территории сторон, проводятся рабочие встречи, на которых рассматриваются наиболее актуальные вопросы управления водными ресурсами. Так, 11 июля 2012 года подписано Соглашение о статусе Белоозерской водопитающей системы Днепровско-Бугского канала, расположенных на территории Украины.

    Приграничное сотрудничество также осуществляется в рамках подписанного 25 октября 2011 года Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Польша и Правительством Украины о создании трансграничного биосферного резервата «Западное Полесье», а также планируемого к подписанию Соглашения между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерством охраны окружающей среды Украины о сотрудничестве в области охраны и устойчивого использования трансграничных природоохранных территорий.

    Республика Беларусь регулярно осуществляет обмен информацией о текущем состоянии и перспективах развития науки и техники, о планируемых научно-технических мероприятиях, об инновационных проектах и разработках с представителями науки и образования Брянской, Смоленской, Псковской, Калининградской, Ленинградской и Новгородской областей Российской Федерации.

    Сотрудничество приграничных регионов Витебской области Республики Беларусь осуществляется в рамках договоров, действующих с Краснинским и Руднянским районами Смоленской области и Себежским, Псковским, Великолукским районами Псковской области Российской Федерации. Сформирован и реализуется План мероприятий по торгово-экономическому сотрудничеству Витебской области Республики Беларусь со Смоленской областью Российской Федерации.

    Гомельским областным исполнительным комитетом Республики Беларусь заключено 18 соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с административно-территориальными единицами Российской Федерации и три соглашения о сотрудничестве с административно-территориальными единицами Республики Казахстан, а также с регионами Украины в рамках Соглашения о создании приграничного сообщества еврорегион «Днепр».

    Договорно-правовая база сотрудничества Минской области Республики Беларусь с Российской Федерацией и Украиной представлена 56 соглашениями о сотрудничестве с различными регионами указанных стран. На уровне районов Минской области Республики Беларусь заключено 98 соглашений.

    В соответствии со статьей 4 Конвенции Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ подготовлено Типовое соглашение между Правительством и Правительством о содействии приграничному сотрудничеству. Решением Экономического совета СНГ от 21 июня 2012 года указанное Типовое соглашение одобрено и рекомендовано для возможного использования при подготовке нормативных правовых актов, принимаемых на межправительственном уровне в сфере приграничного сотрудничества (Приложение 2).

    В соответствии со статьей 5 Конвенции государства-участники могут создавать совместные органы по приграничному сотрудничеству в порядке, установленном национальным законодательством. Информация о создании указанных совместных органах из государств – участников Конвенции не поступала.



    Статья 7 Конвенции определяет конкретные направления деятельности, способствующие развитию приграничных территорий. Ниже приведены данные государств – участников Конвенции о ходе реализации положений данной статьи.

    Создание на приграничных территориях особых
    или специальных экономических зон (свободные экономические зоны).

    На граничащих с Российской Федерацией территориях в Республике Беларусь создано три свободные экономические зоны (далее – СЭЗ): СЭЗ «Витебск», СЭЗ «Гомель-Ратон» и СЭЗ «Могилев». Все СЭЗ республики являются комплексными, по видам экономической деятельности преобладает обрабатывающая промышленность.

    Задачами СЭЗ являются:

    развитие промышленности, расширение объемов торговли и экспорта, увеличение притока валюты, внедрение передового управленческого опыта и наиболее прогрессивных ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий;

    повышение деловой активности, конкурентоспособности и экспортного потенциала отечественной экономики, проведение модернизации действующих предприятий, содействие их реформированию с использованием передовых технологий организации и управления производством;

    развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, основанных на новых и высоких технологиях;

    разработка механизмов создания благоприятного инвестиционного климата, проведения структурной перестройки национальной экономики и ее интеграции в мировые экономические отношения, адаптации к рыночным условиям хозяйствования для последующей трансформации на другие территории республики;

    развитие торгово-экономического сотрудничества с другими государствами, расширение международного торгового обмена через Республику Беларусь;

    вовлечение в производственную деятельность неиспользуемого имущества, развитие и обеспечение эффективного использования имеющейся инженерной и транспортной инфраструктуры;

    повышение загрузки имеющихся производственных мощностей и занятости населения.

    На сегодняшний день в Республике Казахстан создано 9 специальных экономических зон.

    Активно функционирующие СЭЗ условно можно разделить на три группы:

    промышленно-производственные зоны – «Морпорт Актау», «Онтустж», «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» и «Астана - новый город» в части индустриальной субзоны (Индустриальная зона г. Астаны);

    сервисные – «Бурабай» и «Астана – новый город» в части строительной субзоны;

    технико-внедренческая зона – «Парк инновационных технологий».

    Кроме того, в рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010–2014 годы в конце 2011 года созданы три новые Специальные экономические зоны с конкретной отраслевой направленностью:

    СЭЗ «Сарыарка» – развитие металлургии и металлообработки, созданная в Карагандинской области в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 24 ноября 2011 года № 181;

    СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» – развитие транспортно- логистического потенциала, созданная в Алматинской области в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 24 ноября 2011 года № 187;

    СЭЗ «Павлодар» – развитие химической и нефтехимической отраслей промышленности, созданная в Павлодарской области в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2011 года № 186.

    В целом на территории СЭЗ Республики Казахстан привлечено инвестиций на сумму более 725 млрд. тенге, в том числе 602 млрд. тенге частных инвестиций и 122 млрд тенге. бюджетных средств на строительство инфраструктуры.

    Для улучшения инвестиционной привлекательности и условий для инвесторов в июле 2011 года в Республике Казахстан принят новый Закон о СЭЗ, который позволяет:

    привлечь профессиональные управляющие компании с международным опытом управления;

    привлечь иностранную рабочую силу в упрощенном порядке;

    предоставлять услуги инвестору по принципу «одного окна», что позволяет ускоренную регистрацию инвесторов на территории СЭЗ и получения необходимых документов (в том числе разрешительных);

    вместе с действующими налоговыми льготами предусмотрены дополнительные налоговые льготы, такие как НДС, арендная плата за землю, социальный налог и увеличение предельной нормы амортизации от 15% до 40 % (СЭЗ «ПИТ»).

    В Российской Федерации администрацией Псковской области проводится активная работа, направленная на создание на территории региона особой экономической зоны. 19 июля 2012 года было подписано постановление Правительства Российской Федерации №729 «О создании на территории Псковского района Псковской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа» (ОЭЗ ППТ) – «Моглино». В настоящее время разрабатывается проект соглашения между администрацией Псковской области и Министерством экономического развития Российской Федерацией о создании на территории Псковского района Псковской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа. Развитие особой экономической зоны «Моглино» осуществляется в соответствии с трехсторонним меморандумом, подписанным между Минэкономразвития России, Администрацией Псковской области и сингапурской компанией JURONG Сonsultants.

    На территории ОЭЗ ППТ «Моглино» будут представлены следующие сектора: производство сельскохозяйственного оборудования, коммунальной техники, электротехники и бытовой электроники, а также производство автокомпонентов, строительных материалов, железнодорожной техники, упаковки и предприятия логистики. Компаниям-резидентам ОЭЗ ППТ для размещения предприятий определенных отраслевых кластеров будут предоставляться участки с готовой инфраструктурой, региональные и федеральные налоговые льготы, таможенные преференции.



    Приграничная торговля, обеспечение ее безопасности.

    Основное взаимодействие по линии борьбы с экономическими преступлениями в Республике Беларусь осуществляется посредством регулярного обмена информацией между органами внутренних дел, а также направлением просьб об оказании содействия. На постоянной основе проводятся рабочие встречи руководства отделов внутренних дел и подразделений по борьбе с экономическими преступлениями приграничных районов, на которых рассматриваются проблемные вопросы взаимодействия в борьбе с экономической преступностью и разрабатываются меры, направленные на повышение эффективности сотрудничества органов внутренних дел сопредельных государств. В феврале 2012 года проведена рабочая встреча сотрудников Столинского РОВД УВД Брестского областного исполнительного комитета Республики Беларусь и Дубровицкого РО УМВД по Ровенской области Украины по вопросу взаимодействия при отработке зон пограничного и таможенного контроля. В ходе встречи организован обмен имеющейся оперативной информацией о гражданах, занимающихся контрабандным перемещением товаров через Государственную границу. Намечен ряд совместных мероприятий по выявлению и пресечению противоправных действий, определен порядок взаимного информирования при задержании граждан с контрабандным товаром. В июне 2012 года на территории Кобринского района сотрудниками Кобринского РОВД Брестского областного исполнительного комитета Республики Беларусь проведена рабочая встреча с коллегами из Волынской области Украины, в ходе которой была получена оперативная информация в отношении граждан Украины, занимающихся незаконным перемещением через Государственную границу Республики Беларусь свежемороженого мяса с последующей его транспортировкой в Российскую Федерацию.



    Кыргызская Республика сообщила, что 26 апреля 2009 года правительствами Республики Казахстан и Кыргызской Республики подписано Рамочное соглашение о создании международного центра приграничного сотрудничества (далее – МЦПС) «Аухатты – Кен-Булун» и «Айша-биби – Чон-Капка». По этому соглашению для МЦПС кыргызской стороной был выделен земельный участок площадью 50 га в Манасском районе Таласской области, а с казахстанской – выделены 5 га в селе «Айша биби» Жамбыльской области.

    В 2012 году Таласским управлением архитектурно-строительного надзора разработан план-схема строительства приграничного рынка и закончено архитектурно-планировочное задание (АПЗ).

    АО «Кыргызгипростройем» проведена топографическая съемка и составлен генеральный план. Построен временный мост через дренажный канал; подведено временное электроснабжение.

    С казахстанской стороны заказчиком разработки юридической документации по строительству рынка было определено ТОО «Универсальный оптовый центр приграничной торговли», которому выдан государственный акт на право временного землепользования в аренду сроком на 49 лет, участок под строительство рынка площадью 5 га рядом с пограничным переходом «Айша-биби». Были проведены работы по снятию плодородного слоя и произведена отсыпка гравием площадки под строительство рынка на 0,5 га. Закуплены строительные блоки для ограждения. Решены вопросы возмещения компенсации за сельхоз потери в размере 6 605 тыс. тенге.

    По МЦПС «Аухатты – Кен-Булун» Кыргызская Республика сообщила, что в Ысык-Атинском районе на территории Кен-Булунского айыльного округа Чуйской области функционирует рынок ОсОО «Деверши-III», которому выделен участок 5 га, территория рынка огорожена, имеются подъездные пути для автомобильного транспорта, построена весовая с грузоподъемностью 30 тонн. Имеется соответствующая инфраструктура для обслуживания клиентов (гостиница, баня, душевая, кафе, станция технического обслуживания, складские помещения для хранения товаров и автостоянка). На рынке производится купля продажа овощей, картофеля и других продуктов предпринимателями обоих государств.

    Однако с казахстанской стороны работа по открытию приграничного рынка пока не ведется, поэтому рынок «Деверши-III» не может получить статуса приграничного рынка. Создание казахстанской стороной приграничного рынка позволило бы увеличить объемы межгосударственного товарооборота, в том числе экспорта. При необходимости у рынка «Деверши-Ш» имеется возможность увеличения своей территории.

    Вопросы развития приграничной торговли между Кыргызской Республикой и Республикой Казахстан рассматривались на заседании подкомиссии по приграничному сотрудничеству при кыргызско-казахстанском Межправительственном Совете 29 июня 2012 года в г. Астана.

    В ходе заседания стороны договорились оказывать всемерную поддержку в развитии двусторонних торгово-экономических отношений и изучить вопросы по развитию приграничного сотрудничества и внести предложения о целесообразности проведения совместной работы по строительству международных центров приграничного сотрудничества «Айша биби – Чон-Капка» в Таласской области Кыргызской Республики, «Аухатты – Кен-Булун» в Чуйской области и приграничной торговли «Кеген-Каркыра» в Исык-Кульской области Кыргызской Республики.


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Содружество независимых государств исполнительный комитет