• Оборудование и материалы
  • Предварительная работа
  • Содержание, методы и приемы работы ИКТ, пособия Ведущий педагог
  • Обобщение
  • Основная часть. 1. Входит татарская хозяйка в национальном костюме
  • 4. Речевое упражнение
  • 5. Речевое упражнение
  • 6.Активизация словарного запаса
  • 7. Пальчиковая гимнастика.
  • 8. Динамическая пауза с элементами логоритмики.
  • 11. Входит башкирская хозяйка.
  • Обобщение ответов детей
  • Вопросы проблемного характера
  • 13. Рассматривание убранства юрты. Беседа.
  • Проблемные вопросы. (поискового характера)
  • Проблемная ситуация.
  • 14. Динамическая пауза. ( Дид. игра)
  • 15.Входит русская хозяйка.
  • 17.Динамическая пауза (закличка) 18.Продуктивная деятельность
  • Показ с комментариями (пошаговое выполнение)
  • Самостоятельное изготовление жаворонков детьми. (Помощь по необходимости.)
  • Сюрпризный момент
  • Чтение стихотворения ребёнком «Нам нужен мир». Исполнение песни муз. руководителем и детьми.

  • Скачать 133.88 Kb.


    Дата22.12.2017
    Размер133.88 Kb.

    Скачать 133.88 Kb.

    «солнце светит всем одинаково»



    КОМПЛЕКСНОЕ культурно-игровое педагогическое мероприятие

    познавательно-речевого цикла

    с элементами продуктивной деятельности
    Тема: «СОЛНЦЕ СВЕТИТ ВСЕМ ОДИНАКОВО»

    Программное содержание:

    1. Обогащение, уточнение и закрепление представлений о некоторых традициях, обычаях и быте народов Южного Урала (татарского, башкирского, русского), народных праздниках (Сабантуй, Каргатуй).

    2. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа, природе родного края.

    3. Развитие стремления к познанию национальных культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность.

    4. Развитие познавательных процессов (словесно-логического мышления, памяти, внимания, воображения, зрительного и слухового восприятия.

    5. Обогащение и активизация словарного запаса (гостеприимная, заботливая, работящая, трудолюбивая, чак-чак, ичпочмак, кыстыбый, Сабантуй, Каргатуй, юрта, кибитка, скворечник, жаворонок).

    6. Совершенствование навыков саморегуляции при контроле звукопроизношения.

    7. Упражнение в образовании относительных прилагательных (медовые, картофельные, мясные; кирпичный, деревянный, каменный).

    8. Совершенствование логоритмических навыков, мелкой и крупной моторики.

    9. Упражнение в количественном счете, ориентировке в пространстве.

    10. Развитие умения творчески применять ранее усвоенные технические навыки, выразительные средства изображения при изготовлении изделий из теста.

    11. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей, уважительного отношение к людям труда, наследию других народов, интереса к национальным народным играм.


    Оборудование и материалы:

    - медиацентр, презентация «Солнце светит всем одинаково»;

    - стилизованные сооружения: татарский дом, башкирская юрта;

    - музыка ???

    - образцы национальных блюд;

    - светодиодные фонарики;

    - костюмы (башкирский, татарский, русский) взрослые и детские;

    - оборудование для лепки жаворонков из теста;


    Предварительная работа:

    - просмотр фильмов, слайдов о быте, культуре народов, проживающих

    на Южном Урале, природе родного края;

    - чтение познавательной литературы;

    - изготовление поделок птиц из пластилина;

    - заучивание стихов, считалок, пословиц на татарском, башкирском, русском языках; разучивание татарской народной хороводной игры


    Группа: подготовительная к школе (дети с ЗПР и ОНР III уровня)
    Ход мероприятия и методические приемы

    Содержание, методы и приемы работы

    ИКТ, пособия

    Ведущий педагог

    I. Организационный момент:

    1. Беседа о Родине, Уральском Крае, Южном

    Урале.


    Вопросы:

    - В какой стране мы живём?

    - Как называется край в России, в котором мы живём?

    - Люди каких национальностей проживают на Южном Урале?

    Обобщение:

    Россия – большая, большая страна, в которой живут люди разных национальностей.



    Постановка цели и мотивация:

    - Ребята, сегодня к нам в гости пришли три хозяйки, которые расскажут о трёх национальностях, проживающих на Южном Урале. Вам понравятся эти встречи. А что это за хозяйки вы сейчас увидите.



    1. Основная часть.

    1. Входит татарская хозяйка в национальном костюме:

    -Исянмисес! Ребята, это я с вами поздоровалась по-татарски. Здравствуйте.

    Проходите в гости в татарский дом.

    2.Рассказ - беседа:

    Татары – это гостеприимный народ. А как вы понимаете слово «гостеприимный»? (любит гостей принимать). Есть у татарского народа такая пословица, её вам расскажет Дима: «Кто гостей не любит звать, тому радости не знать».

    А когда принимают гостей, то приглашают к столу. В татарских семьях очень почитают старших, и к столу в первую очередь приглашают старших. А кто в ваших семьях старший? (бабушки и дедушки)

    Хозяйки готовили разные угощения. И я тоже их приготовила, посмотрите. Вы все их попробуете чуть позже, а сейчас послушайте как они называются.



    4. Речевое упражнение: (образование относительных прилагательных):

    Вот чак-чак. Это сладость из мёда. Ребята, как сказать по-другому, угощение из мёда, значит…(медовое угощение). А это ичпочмак – пирожки с мясом. Какой формы эти пирожки? (треугольной). Их название так и переводится «три угла» или «треугольники». А раз эти порожки с мясом, как про них можно сказать, какие они? (Мясные). Вот кыстыбый – такие лепёшки с картофелем. Раз они с картофелем, значит они …(картофельные). Все эти угощения приготовлены из муки. Как их назвать, какие они? (Мучные).



    5. Речевое упражнение в построении предложения в условном наклонении.

    - Ребята, какое угощение вы бы хотели попробовать? Речевой образец: Говорите так: «Я бы хотел попробовать…»



    6.Активизация словарного запаса:

    - Ребята, чтобы приготовить все эти угощения, хозяйка вставала очень рано и много трудилась. Какие слова вы можете подобрать, какая хозяйка? (Трудолюбивая, заботливая, работящая, умелая).



    7. Пальчиковая гимнастика.

    Татарский народ любит работать, но и умеет отдыхать. Татарские мамы играют в разные игры со своими детьми. Вот одна из таких игр. Диана с вами поиграет. Выполняйте вместе с ней.

    Разгибайте пальцы из кулака, начиная с большого, со словами:

    «Бу бармак – бабай,

    Бу бармак – аби,

    Бу бармак – ати,

    Бу бармак – ани,

    Бу бармак – ченти, анын исеме Диана».

    Есть такая же русская игра. Догадались ли вы какая? Играем на другой руке.

    «Этот пальчик дедушка,

    Этот пальчик бабушка,

    Этот пальчик папа,

    Этот пальчик мама,

    Этот пальчик наш малыш, зовут его…».



    8. Динамическая пауза с элементами логоритмики.

    А во - Вот другая игра, в которую любили играть татарские дети - «Темербай». Давайте и мы с вами поиграем в неё.


    ПРАВИЛА: дети берутся за руки, идут по кругу, говорят нараспев:
    «Пять детей у Терембая,
    Дружно, весело играют, (далее имитируют движения)
    В речке быстрой искупались,
    Наигрались, наплескались,
    Хорошенечко отмылись,

    И красиво нарядились!

    И ни есть, ни пить не стали.
    В лес под вечер прибежали,
    Друг на друга поглядели,
    Сделали вот так":
    (Ведущий делает какое-нибудь движение, все дети должны повторить.)

    9.Рассказ - беседа.

    У татар есть большой праздник – Сабантуй, или праздник плуга. Раньше его проводили перед тем, как пахать землю. А знаете ли вы, в какое время года пашут землю? (Весной). Да, правильно. И как раз в это время прилетали птицы. Татары почитали птиц и сочинили много стихов про птиц. Вот одно, послушайте Сашу.


    10. Вопрос-обобщение. Ребята, понравилось ли вам у меня в гостях? Сейчас я познакомлю вас с моей соседкой, башкирской хозяйкой. Расскажите ей, что вы узнали о татарском народе, его традициях.
    11. Входит башкирская хозяйка.

    - Хаумыхыгыз, здравствуйте, ребята. С удовольствием послушаю о том, что вы узнали.

    (выслушивает ответы детей).

    12. Рассказ - беседа с иллюстрациями.

    - А я приглашаю вас в Башкирию.

    - Чудесный край благословенный.

    - Светлы и прозрачны озера Башкирии.

    -Чудесной растительностью блистают луга и поля.

    - Свежи, зелены и могучи стоят леса.

    - Высокие горы.

    -Башкирия, и люди, населяющие её, заслуживают восхищения.

    - Как называется народ, который живет в Башкирии? – башкиры. Слово «Баш» - голова, главный; «корт» - вожак. Значит башкир – это главный, важный человек.

    -Башкиры – кочевой народ.

    - Что значит кочевать?

    Обобщение ответов детей:

    Кочевники не живут на одном месте, они меняют место своего жилища. Часто переезжают с места на место, потому что ищут пастбища (поля с травой для своих домашних животных, которых у них много целые стада)

    - Башкиры очень любят лошадей.

    И своих детей они рано приучали скакать верхом. Мальчиков сажали на коня в 2-3 года.

    - Мы говорили о том, что башкиры были кочевым народом, часто меняли свое жилье, свой дом.

    - А вообще из чего люди строят дома? (ответы детей)



    Вопросы проблемного характера:

    - Посмотрите на экран, представьте, что кочевники построили каменный дом. Подойдут ли людям – кочевникам каменные дома? (Ведь уезжая с места, они должны забрать и свой дом)

    - А какой дом подойдет кочевникам? (Который можно забрать с собой, т.е. который легко собрать, перевозить, поставить)

    - Поэтому башкиры собирают юрты(тирме). Это большой шатер, похожий на палатку, который сверху укрыт кошмами для тепла.

    - Я хочу вас пригласить в гости. В юрту. Кто запомнил башкирское название юрты? – (тирме)

    13. Рассматривание убранства юрты.

    Беседа.

    Сундук – для чего? В сундуке хранят одежду, предметы быта, отрезы ткани, платки, украшения. Поверх сундука горкой складывалась постель – одеяла, подушки.

    Где спали кочевники? (на полу, расстилают одеяла и подушки)

    На стенах развешивают ткани и вышитые полотенца.

    - А что ещё висит на стенах? - (одежда)

    - Старую одежду убирали в сундуки, а нарядную развешивали на стены.



    Проблемные вопросы. (поискового характера)

    - Ребята, как вы думаете, куда можно сесть?

    (Посмотрите, вдоль юрты расположены стеганые подстилки, на которые рассаживались гости. А посередине расстилалась вышитая скатерть.)

    - Почему сидели на полу? – (нет мебели, стульев)

    - Почему в юртах нет мебели?

    (Мебель нужно перевозить, она занимает много места в повозке.)

    - Давайте посмотрим, в каких же повозках перевозили мебель. Они называются кибитки, в них перевозят юрты и вещи, которые нужны для жизни.

    -Башкиры очень любят красивую чайную посуду. Это объясняется тем, что они гостеприимный народ.

    - И я вас тоже приглашаю на чаепитие.

    Проблемная ситуация.

    - Во сколько пиал мне нужно налить чай?



    Чаепитие.

    - А Эльмира споёт нам весёлую башкирскую песенку.

    -Башкиры - это очень веселый народ. Они очень весело отмечают свои праздники: устраивают различные соревнования, водят хороводы и играют в игры. У башкир есть праздник Каргатуй, посвящённый прилету птиц.

    14. Динамическая пауза. ( Дид. игра)

    - Давайте и мы с вами поиграем в башкирскую народную игру «Горле уйындар» - что переводится, как «Улетели, улетели»

    -Для игры нам нужно выбрать ведущего. Марат выберет ведущего с помощью считалки.

    - Особенно в эту игру дети любили играть весной. Почему? (Ждали прилета птиц.)



    15.Входит русская хозяйка.

    - Как у вас интересно! В какую игру вы играли?

    Русский народ тоже празднует праздник птиц.

    Я вас приглашаю в русскую избу. Добро пожаловать, дорогие гости, милости просим.



    16.Рассказ - беседа.

    У русского народа много традиций. Вот одна из них.

    Перед тем, как построить дом, нужно посадить дерево. Растёт дерево, растёт дом. Дерево считалось семейным. Оно приносило счастье, удачу и благополучие.

    - Как вы думаете, кто селился на дереве?

    - Как люди заботились о птицах?

    Вывод – обобщение: Да, о птицах на Руси люди заботились исстари и пекли из хлебного теста жаворонков. Затейливые старушки пекут этих жаворонков особенными вычурами и выходят закликать весну.
    17.Динамическая пауза (закличка)
    18.Продуктивная деятельность:

    Изготовление жаворонков из теста



    - Ребята, мы с вами сегодня тоже испечём жаворонков. Я приготовила каждому по кусочку теста и научу вас делать жаворонков, чтобы по-настоящему почувствовать приход весны и создать хорошее настроение.

    Показ с комментариями (пошаговое выполнение)

    - Берём кусочек теста и раскатываем колбаску, затем завязываем её в узелок, но сильно не затягиваем.

    - Как вы думаете, где будет голова, а где хвост?

    - Что находится на голове у птицы? (клюв, глаза)

    Клюв нужно немного вытянуть.

    - А из чего можно сделать глаза? (из изюма)

    Посмотрите, голова готова.

    А чтобы получился хвост, нужно его прищипнуть.

    - Посмотрите, какой красивый жаворонок получился!

    Вопросы:

    - Саша, как ты будешь делать птицу?

    - Женя, как ты сделаешь хвост?

    - Приступайте к работе.



    Самостоятельное изготовление жаворонков детьми. (Помощь по необходимости.)

    - Какие замечательные птицы получились! Как вы думаете, гостям они понравятся?

    - Диана, а тебе нравятся наши птицы, почему?

    - Сейчас мы отдадим наших птиц повару, и она их испечёт.



    Сюрпризный момент

    (Внесение заранее испечённых жаворонков).



    III. Заключительная часть.

    - Ребята, вот и наступила весна. Мы рады, что вы побывали у нас в гостях, у нас – у трёх хозяек, и узнали, что среди народов, проживающих на Южном Урале, много общего: общие традиции, общие праздники. И чтобы так продолжалось и дальше всем нам нужен мир.



    Чтение стихотворения ребёнком «Нам нужен мир».

    Исполнение песни муз. руководителем и детьми.

    Слайды «Москва. Кремль», «Леса и поля Южного Урала», «Березовая роща», «Карта Урала», «Люди разных национальностей» с муз. сопровождением.

    Татарская народная мелодия.

    Слайд «Татарский дом»

    Татарские национальные блюда

    Татарская народная пальчиковая игра.

    Татарская народная хороводная игра «ТЕМЕРБАЙ».

    Татарское стихотворение «Скворец» в переводе на русский язык

    Башкирская народная мелодия.
    Слайд Башкирия

    Слайд Озера

    Слайд Луга, поля

    Слайд Леса

    Слайд Горы

    Слайд Башкиры

    Слайд Пастбища с лошадьми

    Слайд Мальчик на коне


    Слайд Каменный дом

    Слайд Юрта

    Предметы быта башкир.

    Слайд Кибитки

    Считалка на башкирском языке.

    Русская народная мелодия.


    Слайд Русская изба

    Слайд Дерево

    Слайд Дерево и дом

    Слайд Птицы на дереве


    Закличка

    Тесто, изюм.

    светодиодные фонарики

    Музыкальный

    руководитель

    Логопед


    Логопед

    Логопед


    Логопед
    Логопед

    Логопед


    Логопед

    Дефектолог

    Дефектолог

    Дефектолог

    Воспитатель

    Воспитатель,

    Музыкальный

    руководитель.

    Воспитатель

    Логопед,

    Дефектолог,

    Воспитатель,

    Музыкальный

    руководитель.

    Музыкальный

    руководитель.



    Подготовили и провели: учитель- дефектолог Джалагания С.Л.

    Учитель – логопед Хакимова Д.В.



    Воспитатель Кунгурова Ю.В.

    Муз. Руководитель Пономарёва Л. А.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    «солнце светит всем одинаково»

    Скачать 133.88 Kb.