страница1/8
Дата01.07.2018
Размер2.16 Mb.

Состав слова Однокоренные родственные слова


  1   2   3   4   5   6   7   8









СОДЕРЖАНИЕ
1. Состав слова

2. Однокоренные.родственные слова

3. Ударение

4. Безударные гласные в корнях слов

5. Слитное написание приставок

6. Правописание приставок в-, над-, об-, от-, под-, пред-

7. Приставка с-

8. Правописание приставок на з — с

9. ъ после приставок

10. Повествовательные, вопросительные и восклинательные предложения

11. Главные и второстепенные члены предложения

12. Грамматический разбор по членам предложения

13. Предложение с однородными членами

14. Обращение

15. Прямая речь

16. Сложное предложение

17. Части речи

18. Имя существительное

19. Имена существительные собственные и нарицательные

20. (27). Имя существительное в предложении

21. (20). Падежи существительных

22. (21). Падежи существительных с предлогами

23. Склонение имён существительных

24. Склонение имён существительных на -ий -ия, -ие

25. Правописание имён существительных с суффиксами -ек, -ик

26. Правописание имён существительных с суффиксами -очк-, -ечк-

27 (28). Имя прилагательное

28 (29). Склонение имён прилагательных

29 (30). Правописание окончаний имён прилагательных

30 (32). Имя прилагательное в предложении

31. Повторительные упражнения на пройденное об имени прилагательном

32 (33). Имя числительное

33 (34). Склонение количественных числительных

34 (35). Правописание количественных числительных

35 (36). Склонение порядковых числительных

36 (37). Местоимение

37 (38). Склонение личных местоимений

38 (39). Местоимение в предложении

39 (40). Глагол

40 (50). Глагол в предложении

41. Глаголы на -ся

42. Приставки в глаголах

43. Лица глагола

44. Времена глагола

45. Два спряжения глагола

46. ь в окончаниях глаголов

47. Неопределённая форма глагола

48. -тся и -ться на конце глаголов

49. Повелительная форма глагола

50. Повторительные упражнения на пройденное о глаголе

51. Наречие

52. Наречие в предложении

53. Предлог

54. Союз

55. Повторительные упражнения на все пройденное

1. Состав слова.

Основа слова

Окончание

приставка

корень

суффикс

 

 

 



 

 

 



пере

лес

лес

лес

лес

лес

лес

лес

 

 

ок  



ник 

н

нич 

к 

 

 а

 

 

ой



ий

 и



Упражнение 1. Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы:

1.  Что называется корнем слова?


2.  В какой части слова заключается его основной смысл? Докажите  это на примере: дело, делать, дельный, деловой, отделка.
3.   Что называется окончанием слова? Укажите окончания в данных примерах: К  девочке пришла подруга. Девочка дала подруге книгу.
4.  Как  называется  часть  слова, стоящая  перед корнем? Как приставки изменяют основное значение слова? Объясните это на примерах: приходит, уходит, выходит, подходит.
5.  Как называется часть слова, стоящая между корнем и окончанием? Как суффиксы изменяют основное значение слова? Объясните это на примерах: море, моряк, морской.

Помните: в словах, имеющих самостоятельное значение, обязательно есть корень (приставки, суффикса, окончания может и не быть).

Упражнение 2. Образуйте новые слова от корня нёс при помощи приставок:  с-, в-,  от-, при-, до-, пере-,  про-,  об-, за-, раз-.
Составьте с новыми словами предложения.

Упражнение 3.  Выделите в данных  словах  приставки и корни.

Разводить, выводить, уводить, отводить, заводить, переводить, приводить, вводить, наводить, обводить, изводить, сводить, доводить.



Упражнение 4. Укажите в выделенных словах приставки и объясните, как изменяется значение выделенного слова от изменения приставки.

1. С звонким хохотом вбежали дети на крыльцо. 2. Миша побежал догонять товарищей. 3. На крик выбежала из избы бабушка. 4. Мимо нашей избы пробежали испуганные овцы. 5. Девочка перебежала на другую сторону улицы. 6. Прибежали в избу дети, второпях зовут отца. 7. С окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями.



Упражнение 5. Выпишите слова с корнем ход и отделите в них приставки.

1. Приходи, весна, скорее с весёлым солнцем и теплом. 2. Из-за большого леса солнышко выходит. 3. Медленно сходят в долину стада. 4. Войска совершили трудный переход через горы. 5. В темноте я с трудом нашёл выход на улицу. 6. У нашего дедушки медленная походка. 7. Кролики требуют внимательного ухода.



Упражнение 6. К данным словам подберите ряд слов с тем же корнем и расставьте ударения.

Жар, стрел(а), мост, лес, цвет, соль, груз, бед(а).



Упражнение 7. Укажите в данных словах составные части: приставку, корень, суффикс, окончание — какие в них есть.

Река, сказка, звёздочка, длинный, выстрел, слепой, радость, победа, храбрецы, моряк, ветерок, лётчики, ледяной, переделка, походка, разведчик, полёт, рассказ, поход.



Упражнение 8. Перепишите, отделяя в словах приставки.

Приезд, проверка, заработок, обмерить, рассада, подводник, наездник, сожаление, восход, наседка, безделье, победитель, переход, перелётный, выписка, отметка, разъезд, надстройка, описка.



Упражнение 9. Перепишите и подчеркните в словах суффиксы.

Рама — рамка — рамочка. Гора — горка — гористый. Трава — травка — травушка — травинка. Старик — старость—старичок — старенький. Вред — вредный — вредитель. Дерево — деревцо — деревянный. Двор — дворовый — дворник. Стол — столяр — столовая. Дождь—дождичек—дождевой.



2. Однокоренные, родственные слова.



Гора— горка, горная (страна), гористый (край), горец, нагорный (берег), пригорок, Горки, Загорск, Красногорск.

Упражнение 10. Подберите родственные слова к данным словам; подчеркните в них корень и расставьте ударения.

Бег, ряд, стар, сад, дел(о), бел, пил(а), мест(о), вред, рыб(а), мер(а), лёт, пар.



Упражнение 11. Перепишите данные слова по группам так, чтобы в каждой группе оказались слова с одним корнем; корни слов подчеркните.

Жар, дым, лес, вода, жаровня, водяной, дымить, лесник, водянка, жаркий, лесной, жара, дымчатый, жарить, перелесок, дымок, водичка, лесничий, жаркое, дышать, лесистый, наводнение, Полесье, пожар, водник, лесоруб, пожарный.



Упражнение 12. Спишите текст и подчеркните однокоренные, родственные слова.

В ПИОНЕРСКОМ ЛАГЕРЕ.

       Летом мы жили в лагере. У нас был большой сад. За садом ухаживал старик-садовник. Он знал названия всех садовых цветов. В зтом году он посадил много новых цветов. Он рассадил их по краям дорожек. Мы любили наш сад и часто помогали садовнику в его работах по садоводству.

Упражнение 13. Такое же задание, как в упражнении 12.

НАШИ ЛЕСА.

       В Советском Союзе много лесов, особенно на севере. В лесной чаще водятся звери и птицы. В лесах работают артели лесорубов. Лес рубят по плану. В лесах есть места, где запрещено производить рубку деревьев. Это — лесные заповедники.

Упражнение 14. Определите разницу в значениях слов:

гора и горец, сани и санки, езда и наездник, земля и землянка, зима и зимовщик, цветок и цветник, груз и грузчик, сено и сенник, пасека и пасечник.



Упражнение 15. Определите корень в данных словах и объясните смысловую разницу между ними:

поле и полянка, пруд и запруда, берег и набережная, известие и вестник, граница и пограничник, вода и водник, пастух и подпасок, лес и перелесок, полк и полководец, знамя и знаменосец, шахта и шахтёр, стол и столяр.



Упражнение 16. От каких слов произошли:

а)  названия городов: Ленинград,   Сталинград,   Задонск, Беломорск, Енисейск;


б)  названия селений: Сосновка, Дубки, Бережки, Заречье, Горки, Антоновка, Снегирёво;
в)  клички животных: Сивка, Гнедко, Серко; Пестрянка, Бурёнка, Красотка; Жучка, Шарик, Каштанка.

3. Ударение.

Что называется ударением?
Какой слог называется ударным?
Может ли ударение влиять на смысл слова? Покажите это на примерах:
пa'ры — пары', бе'регу — берегу', стре'лки — стрелки'.


C изменением места ударения может меняться и значение слова.

Различные ударения иногда обозначают:


а)  различные слова:

парo'м — пa'ром         o'труби — отруби'


стои'т — стo'ит           прo'пасть — пропа'сть
дорo'га—дорогa'         пo'лки—полки'

б)  различные изменения одного и того же слова:

го'ры — горы'                бе'рега — берега'
стра'ны — страны'       го'рода — городa'
Вдали белели парусa'. На нашей лодке не было па'pyca.


Упражнение 17.  Скажите и запишите  предложения по данному образцу со следующими словами:

воды,   руки,   доски,  реки,   города,   леса,   края,  горы,  моря, озёра, дома, учителя.

Образец: В реке много воды. Зашумела весенние воды.

Правильно произносите следующие слова:

атмосфе'ра                 кo'мпас                      ромa'н


баро'метр                   краси'вее                   рубе'ж
библиоте'ка               креме'нь                    сре'дства
гу'сеница                   не'нависть                 ста'туя
де'ятельность            пара'граф                   хода'тайство
добы'ча                      портфе'ль                  хозя'ева
заржа'вел                   прези'диум                хлo'пок

Помните:   правильное   произношение  так   же   важно, как и правильное письмо.

Упражнение 18. Составьте и запишите 8 предложений, употребляя по выбору данные выше слова. Расставьте ударения.

Упражнение 19. Прочитайте предложения, отмечая голосом ударения в выделенных словах.

1. Будь де'ятельным и честным сыном своей Родины. 2. В слу'чае моего отсутствия, передай книгу сестре. 3. Железо ржа'веет на воздухе. 4. Я прочёл интересный рома'н. 5. Что может быть краси'вее гор, позолоченных яркими лучами восходящего солнца! 6. Углекопы повысили добы'чу угля. 7. По накова'льне молотом я бью и песню о труде пою. 8. Для отражения вражеского наступления были использованы все сре'дства: артиллерия, танки и авиация.



Упражнение 20. Спишите текст и расставьте ударения в словах.

       Мы въезжаем на пригорок. Солнце уже печёт. Низкие холмы разбегаются, как волны. Между ними вьются овраги.


      Всё дальше и дальше едем мы. Становится жарко. По дороге клубится пыль. Холмы всё ниже и ниже. Деревьев почти не видно. Кругом одни поля. Вот она, безграничная украинская степь!

Упражнение 21. Прочитайте стихотворение. Объясните выражение: Флаг, переполненный огнём, цветущий, как заря. Спишите стихотворение и расставьте ударения в словах.

СОВЕТСКИЙ ФЛАГ.

Флаг, переполненный огнём,       То молот вольного труда,
Цветущий, как заря,                       Серпа изгиб литой,
И тонким золотом на нём             Пятиконечная звезда
Три доблести горят:                       С каймою золотой.

Н. Тихoнов.

4. Безударные гласные в корнях слов.

Одинаково ли произносятся гласные под ударением и без ударения?


Сравните произношение выделенных гласных в словах:
водa'— вo'ды, рекa'—ре'ки, пoля'— пo'ле.
Как можно проверить правописание безударных гласных?
Покажите это на примере: холмы, встречать, шалун, чистота, рядовой.

Упражнение 22 (21). Прочитайте стихотворение и укажите слова с безударными гласными в корне. Можно ли эти гласные проверить ударением?

Для нас сады весною зацветают,
И нашим нивам не видать конца.
И шумным говором наш слух ласкают
Кудрявые зелёные леса.
В колодцах наших, речках и озёрах
Прозрачна и живительна вода.
По сочным травам в луговых просторах
Пасутся наши тучные стада.

Янка  Купала.



Упражнение 23 (22). Спишите текст и объясните правописание выделенных букв.

     Сегодня журавли прилетели. Зиму провели они на тёплом юге, где всегда греет солнце. Пока летят они к нам, много чудесного видят. Видят они и поля, и леса, широкие реки и большие болота. Видят города с высокими домами и много-много деревень и селений. Пролетали они над морем и видели на нём большие корабли и маленькие лодочки с белыми парусами.



Упражнение 24 (23). Спишите стихи, вставляя в слова пропущенные гласные. Объясните их правописание.

1.  Подруга дней моих суровых,
Г...лубка дряхлая моя,
Одна в глуши л...сов с...сновых
Д...вно, д...вно ты ждёшь меня.

А.  С. Пушкин.

2.  В л...сной глуши, в лощине мшистой,
Из-под з...мли между к...рней
Бьёт вверх р...дник струёю чистой
И змейкой вьётся между пней.

А. М а й к о в.



Упражнение 25 (24). Спишите примеры, вставьте пропущенные гласные и объясните их правописание.

1. Я помню гор высокие в...ршины, прозрачных вод в...сёлые струи. 2. Днём и ночью грузит поезда чёрным зол...том Караганда. 3. По дорожкам, по сн...гам, по л...сным лужайкам приск...кал на праздник к нам длинноухий зайка. 4. Над р...систыми лугами в...терок н...чной гуляет. 5. В р...ке м...стами глубь ясна. 6. Пахнул в...терок, заш...птал в тростнике. 7. Наша речка льётся, сер...брится, вьётся через пашню и л...сок.



Упражнение 26 (25). Выпишите из стихотворения выделенные слова с безударными гласными в корне; рядом с каждым таким словом напишите проверочное слово.

МЫ СТРОИМ.



Пройдёшь по родимому краю
На север, на юг иль восток,
Повсюду шумит, не смолкая,
Стремительный жизни поток.
И ранней и поздней порою
Разносится песня труда.
Мы строим, мы строим, мы строим
Заводы, дома, города...
Хлеба колосятся густые,
Встают над водою мосты,
Сады мы сажаем в пустыне,
Подземные рубим пласты.

Образец: Не смолкa'я — смo'лкнуть.

Упражнение 27 (26). Спишите рассказ, вставляя пропущенные гласные. Объясните их правописание.

ИЗ ЖИЗНИ ВАНЮШКИ.

(Из  прошлого.)

Сидит В...нюшка в м...стерской и вспоминает р...дную д... ревню. Где теперь милые п...ля, покрытые хл...бами? Какой среди них простор и раздолье! Где лес, в котором он собирал ягоды и гр...бы? Где та р...ка, в которой он л...вил плотву и пескарей и резал об осоку ноги? Какая быстрая и светлая эта р...ка! Где з...лёные луга, на которых он сушил и сгр...бал сено? Сколько к...локольчиков и ромашки на этих лугах! Где р...дная избушка? Где любимые товарищи и друзья? Всё куда-то д...леко отодвинулось.



Упражнение 28. Спишите статью и рядом с каждым выделенным словом напишите проверочное слово.

НА РАВНИНЕ.

          Мы выехали ранним утром. За холмом всходило солнце. Дул влажный ветерок. Над прудом стоял туман. Пыли не было. Сильная роса лежала на траве. Вот мы выехали за деревню. Впереди зеленели поля. Далеко видно кругом. Поднимается солнце, стало теплее. Небо ясно. Высоко в небе звенят жаворонки. Вьётся река синеющей лентой. За ней расстилаются зелёные луга, а за лугами — холмы.

Упражнение 29. Спишите примеры и в выделенных словах подчеркните безударные гласные, не проверяемые ударением.

1. От продажи излишков хлеба колхоз получил большой доход. 2. Разведчика ранило в колено. 3. В нашем городе с каждым годом количество населения увеличивается. 4. На горе вид нелся дом с белыми колоннами. 5. Комары и мошки надоедливо садились на лицо. 6. У нас новый комод. 7. Конопля росла бурно.



Упражнение 30. Даны слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением. Выпишите слова на тему „Город", составьте с ними 8 предложений (по выбору). Безударные гласные, не проверяемые ударением, подчеркните.

Вокзал, республика, улица, громадный, магазин, киоск, комод, диван, аптека, завод, квартира, трамвай, казак, театр, сигнал, сирень, автомобиль, амбар, вагон, билет, комната, плакат.



Упражнение 31. Данные слова с не проверяемыми ударением гласными распределите по трём темам: 1) занятия людей, 2) орудия труда, 3) машины. Непроверяемые гласные подчеркните.

Комбайн, бригадир, долото, молоток, трактор, капитан, топор, командир, сеялка, матрос, гончар, молот, маляр, портной, лопата, милиционер, багор, артиллерист.



Упражнение 32. Из данного списка слов выпишите слова на тему „Время". Непроверяемые гласные подчеркните.

Календарь, коллектив, месяц, минута, молотьба, порошок, январь, юноша, якорь, февраль, апрель,  колодец,  коромысло,  сентябрь, абажур, вчера, октябрь, пасека, ноябрь,  чемодан, артель, одежда, верблюд, декабрь, секунда,  газета,  сегодня,  каникулы.



Упражнение 33. Даны слова с безударными  гласными,   не проверяемыми   ударением.   Слова эти  относятся к теме   „Растения".   Выпишите их, разделив по значению на шесть групп: 1) деревья, 2) злаки, 3) овощи, 4) цветы, 5) кусты, 6) травы.

Пшеница, берёза, ромашка, ячмень, тополь, горох, орешник, ольха, акация, смородина, овёс, огурец, малина, капуста, осина, колокольчик, черёмуха, яблоня, картофель, конопля, фиалка, чеснок, морковь, жасмин, боярышник, осока, лебеда, одуванчик, калина, арбуз.



Упражнение 34. Из данного списка слов выпишите слова, обозначающие явления природы; запомните их написание.

Мороз, железо, восток, олово, ураган, запад, океан, иней, серебро, заря, горизонт, север, гавань, берег, автомобиль, облака, овраг, корабль, проталина, метель, урожай, мешок, заяц, работа, лагерь, костёр, зарево, зарница.



Упражнение 35. Все слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением, помещённые в упражнениях 29, 30, 31, 32, 33, 34, расположите столбиками по данным группам:

о

е

и

а

вокзал
громадный

республика
театр

улица
киоск

магазин
аптека

Упражнение 36. Выпишите в свой словарик географические названия и выделите в них безударные гласные, не проверяемые ударением.

Океан, велосипед, пожар, корабль, акула, якорь, облака, капитан, канат, гавань, маяк, беседка, кушак, караван, тайга, обезьяна, матрос, лоцман, вагон, ураган, железо, бамбук, север, орешник, плантация, Кавказ, овраг, запад, горизонт.



Упражнение 37. Выпишите из данной статьи слова, которые можно включить в „Железнодорожный словарик".

НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ.

        Мы приближаемся к станции. Ровной лентой уходит вдаль полотно дороги с блестящими полосками рельс. Вот и семафор. Впереди темнеет чёрное от дыма паровозное депо. За ним высится водокачка. То и дело раздаются короткие хлопотливые свистки паровозов. На запасных путях стоят товарные вагоны. Подходим к вокзалу. Только что ушёл пассажирский поезд на Харьков. Вокзальная платформа опустела. Окно билетной кассы закрыто. Машиниста с кочегаром сменила другая бригада, и они спешат домой. Стрелочник разговаривает о чём-то со сцепщиком вагонов. Сторож подметает сор. Станция готовится к приёму скорого поезда из Баку.

Упражнение 38. Спишите статью и в выделенных словах подчеркните безударные гласные, не проверяемые ударением.

ОГОРОД.


       Огород был позади двора. Сейчас же за двором был небольшой садик. Несколько кустов крыжовника, малины, смородины и три большие яблони. Дальше тянулись гряды.  На них  были посажены морковь, репа, капуста, редька; свешивались с борозды плети огурцов; торчал на тычинках горох; от лёгкого ветерка покачивал головками спелый мак.

Упражнение 39. Такое же задание, как в упражнении 38.

      Чего только не даёт дерево людям! Брёвна и доски для постройки жилищ, дрова для их отопления, столы, скамейки, парты, кровати, корыта. Лодки, телеги, сани, бороны сделаны из дерева. Скрипка, балалайка, гитара, рояль родились в лесу. Из древесной коры плетут лапти, делают мочало, ткут кули и рогожи, гонят дёготь. Листья дерева вместо соломы служат подстилкою для скота. Из ветвей вяжут веники и мётлы, плетут корзины.



Упражнение 40. Такое же задание, как в упражнении 38.

1.   Мы  отстояли   свободу   и  независимость своей Родины. 2.    Александр   Васильевич   Суворов  был  великий  полководец. 3.  По пустыне медленно шёл караван верблюдов. 4. Вчера мы ландышей нарвали. 5. Тускло горела керосиновая лампа. 6. Мама купила новое решето. 7. За печкой трещал сверчок. 8. Золотая осень бывает в сентябре. 9. Завтра в нашей школе спектакль. 10. На песке блестела рыбья чешуя.  11. Ящерица грелась на солнышке. 12. На бахче поспевали арбузы. 13. Пионеры быстро поставили на поляне палатки.



5. Слитное написание приставок.

Солнце за тучку зашло.

В первом случае (за тучку) за — отдельное слово, предлог. После него можно вставить ещё слово: за какую тучку? за тёмную тучку.

Во втором случае (зашло) за — часть слова, приставка. После неё вставить слова нельзя.



Упражнение 41. Объясните, какое новое значение придают слову приставки.

1. Шёл (по дороге), дошёл (до школы), пришёл (в класс), вышел (из дома), перешёл (через речку), зашёл (за товарищем), сошёл (с крыльца), обошёл (весь сад),  ушёл  (в  лес),  пошёл (в сельсовет).

2. дать

/               \


  1   2   3   4   5   6   7   8

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Состав слова Однокоренные родственные слова