• Музейный урок по теме

  • Скачать 113.32 Kb.


    Дата25.09.2018
    Размер113.32 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 113.32 Kb.

    Составитель



    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    « Средняя общеобразовательная школа №13

    с углубленным изучением отдельных предметов»

    г. Губкин Белгородской области




    Музейный урок по теме:

    Составитель:

    учитель истории:

    Чурцова Ольга

    Васильевна.

    Губкин
    Головные уборы бойцов Красной Армии.

    (Музейный урок для учащихся средних классов)



    Цель урока:

    • Расширить знания учащихся о различных видах головных уборов в армии.

    • Формировать умения различать и описывать головные уборы солдат.

    • Воспитывать уважение к истории своей страны, армии. Формировать патриотические чувства учащихся.

    Оборудование: каска, будёновка, фуражка, пилотка, папаха.

    Литература:

    1. Второв О.А. Начало продолжения. Российское предпринимательство и российская социал-демократия. Библиотечка Общества купцов и промышленников. М.: 2003.

    2.Дерябин А.И. Гражданская война в России 1917 – 1922. Красная Армия. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.

    3.Липатов П.Униформа Красной Армии и вермахта. М.: Издательский дом «Техника - молодёжи»,1995.

    4. Малая Советская Энциклопедия. / Том IV ,VIII. Ст. «Троцкий». М.: Акционерное общество «Советская Энциклопедия», 1930.

    5.Форма одежды и знаки различия Красной и Советской Армии 1918 – 1945 гг. / Сост.: Харитонов О.В. (Артиллерийский исторический музей). Ред.: полковник Ермошин И.П. Л.: Методико-консультативный центр «Новикъ» им. А. В. Воронцова, 1960.

    6. Хренов М.М., Коновалов И.Ф., Дементиюк Н.В., Теровкин М.А. Военная одежда Вооруженных Сил СССР и России (1917 – 1990-е годы). М.: Воениздат, 1999.

    Урок проводится в школьном музее.
    Ход урока:

    1.Организационный момент.

    2.Основная часть: знакомство детей с головными уборами Красной Армии:
    А) Каска

    Б) Будёновка.

    В) фуражка

    Г) Шлем


    Д) Пилотка

    Ж) Папаха

    3.Закрепление новых знаний.

    4.Подведение итогов.


    Организационный момент.

    Ведущая: Здравствуйте ребята. Сегодня мы поговорим о головных уборах, которые носят солдаты. Какие головные уборы солдат, вы знаете?

    (Дети отвечают). Головные уборы солдат – это каска, будёновка, фуражка, шлем, пилотка, папаха, меховая шапка. Головные уборы носят солдаты всех армий мира, но они имеют определённые различия. Головные уборы насчитывают не одну тысячу лет. Они являются частью героических и трагических страниц истории.

    1. Традиция выделяться чем-либо среди других присуща человеку с незапамятных времен. Что касается вооруженных сил, то там это как говорится «сам Бог велел» - тут в пользу этого говорит и психологическое преимущество, и повышение боевого духа и еще много причин. Для бойца, служащего в подразделении, которое имеет официальное право на ношение «не того что все» – сама принадлежность к данной части является огромным решающим фактором.

    Головной убор — важный знак отличия.

    Традиции военной геральдики и символики, униформологии насчитывают не одно столетие в армиях того или иного государства. Так, до начала XX века знаки и различного рода эмблемы, носимые на форменной одежде, служили дополнением разнообразия, заложенного в расцветке и конструкции самих элементов воинского обмундирования. Да и сама униформа являлась скорее образцом эстетичности и парадной красоты, нежели была приспособлена к ношению в боевых и походных условиях в нашем современном понимании.

    В результате технической революции возросла специализация и многофункциональность родов войск, соответственно возникла необходимость в более тщательной разработке практичной, удобной униформы и воинских знаков различия и отличия.

    Сегодня мы поговорим о головных уборах в армии.

    2. А) В России после революции 1917 года все традиции русской армии во многом были упразднены или вовсе разрушены. С 1918 года в создаваемой на основе отрядов Красной Гвардии будущей Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) была почти полностью отметена историческая символика русской армии, а в последующие годы введена новая униформа.

    Однако на первых порах невозможно было в один момент придумать, разработать и произвести в массовом количестве униформу нового образца для Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Разрушив то, что было прежде, на пустом месте созидать нечто другое куда сложнее – да ещё в условиях гражданской войны в России. Поэтому при формировании частей РККА использовались запасы обмундирования старой русской армии, но, в основном, без знаков различия. Разрешалось также ношение предметов военного обмундирования произвольных образцов и гражданской одежды.

    Весь личный состав РККА, в основном, носил суконные фуражки, папахи (иногда с красной лентой на головном уборе). Командиры, комиссары и политработники часто носили кожаные фуражки и куртки. 7 мая 1918 года приказом Народного комиссара по военным делам был объявлен конкурс по разработке нового обмундирования для военнослужащих РККА, в котором приняли участие известные русские художники В.М. Васнецов, Б.М. Кустодиев, М.Д. Езучевский, С. Аркадьевский и другие.

    18 декабря 1918 года Реввоенсовет Республики (РВСР) утвердил новый тип головного убора, а также различительные знаки командного состава – в виде треугольников, квадратов, ромбов в зависимости от занимаемой должности. Тогда же определили и цвета приборных сукон для отличия обмундирования родов войск. В армейских частях опробовали 4 тысячи головных уборов, которые назывались тогда «богатырками», поскольку напоминали по внешнему виду древнерусские шлемы. Первыми «богатырку» надели красноармейцы Иваново-Вознесенска. Впоследствии красноармейский шлем-«богатырку» называли по именам военачальников, в части которых в первую очередь поступило новое обмундирование – М.В. Фрунзе и С.М. Буденного: «фрунзевка» и «будёновка». Последнее название укоренилось и вошло в словари русского языка, известно по сей день.



    Какова же история появления «будёновки»?(возможны ответы детей).

    Существует версия, что головной убор такой оригинальной формы был разработан ещё до революции и начал выпускаться в период Первой мировой войны, однако хранился на складах, и в войска не поступал. Одеть солдат в остроконечные суконные шлемы предполагалось на параде в Берлине, запланированном на лето 1917 года, где они должны были изображать русских витязей – богатырей (отсюда появилось само название «богатырка»). Модели шапки и шинели разрабатывал художник Виктор Васнецов.

    Имеются сведения, кто конкретно мог запустить в производство такой головной убор, как «богатырку»:

    «…на интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном Н.А. Второва по эскизам Васнецова и Кустодиева. Форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для войск русской армии, в которой она должна была пройти на параде победы в Берлине. Это были долгополые шинели с «разговорами», суконные шлемы, стилизованные под старорусские шоломы, позднее известные как «буденовки».

    Вполне логичным выглядит то, что «шлемы русского витязя» – «богатырки» были разработаны при Николае II для поднятия духа солдат, и напоминания о великой истории России .

    Всё же военно-политическому руководству Советской России стала очевидна необходимость введения для РККА регламентированной формы одежды. 10 ноября 1918 г.была создана Чрезвычайная комиссия по снабжению Красной Армии, во главе с Л.Б. Красиным.

    Приказом РВСР за № 116 от 16 января 1919 г. было объявлено первое описание зимнего головного убора для всех родов войск. Это был шлем из сукна защитного цвета на ватной подкладке (детям показывается головной убор или его внешний вид на картинке). Колпак шлема состоял из шести сферических треугольников, сужающихся кверху. В вершине вшивалась круглая пластинка диаметром 2 см, обтянутая таким же сукном. Спереди шлем имел простроченный овальный козырёк, а сзади – спускающийся вниз назатыльник с удлиненными концами, застегивающимися под подбородком на пуговицы. В сложенном виде назатыльник пристегивался петлями на кожаных хлястиках к двум пуговицам колпака, обтянутым цветным сукном. Над козырьком на шлем нашивалась суконная звезда диаметром 8,8 см. цветом по роду войск, очерченная по контуру чёрным кантом (для звезды из чёрного сукна была предусмотрена окантовка красной краской). В центре звезды крепился значок-кокарда.

    Суконный шлем-буденовка образца 1927 г. шился из серого шлемного сукна (показ портрета курсанта Фирсова М.Н. в будёновке, март 1939г.):

    шесть сферических треугольников образовывали колпак, шишак увенчивала обтянутая сукном пуговица. Сложенный назатыльник пристегивался к колпаку малыми форменными пуговицами, в развернутом виде застегивался на две спереди. На колпак над простроченным для прочности козырьком нашивалась 8-см звезда цветом по роду войск, на нее крепилась большая эмалевая красного цвета. На подкладку шла хлопчатобумажная ткань, шлем нередко утеплялся ватой. Опыт войны с Финляндией показал непрактичность буденовки в новых условиях - стальной шлем на нее не надевался, от мороза она защищала плохо; но продержалась до 1943 г., особенно в формируемых частях.

    Образец значка-кокарды для головных уборов был установлен приказом Народного Комиссара по военным делам 29 июля 1918 года № 594. Он изготавливался из жёлтой меди и имел форму пятиконечной звезды с перекрещенными плугом и молотом в центре (не путать с серпом и молотом – эта эмблема появилась на военных кокардах в 1922 году). С лицевой стороны значок покрывался красной эмалью. Наружные концы звезды вписывались в круг диаметром 36 мм, а внутренние – 20 мм.

    Суконный шлем с простёганным мягким козырьком имел цветную пятиконечную звезду с расцветкой по роду войск (в то время красного цвета звезда нашивалась только на левый рукав летней рубахи или шинели). Так, в пехоте носили малиновую звезду на шлеме, в кавалерии – синюю, в артиллерии – оранжевую, в инженерных и сапёрных войсках – чёрную, летчики аэропланов и воздухоплаватели аэростатов – голубую, пограничники – традиционно зелёного цвета. Звезда имела чёрную окантовку; соответственно, для чёрной звезды ввели красную окантовку. Шлем носили в холодное время. Из трёх типов подобных головных уборов, созданных для Красной Армии, суконные шлемы времён гражданской войны были самыми высокими и имели крупные звёзды.

    13 апреля 1922 года был изменён красноармейский значок. Вместо плуга и молота на нём стали изображать серп и молот(показ значка).

    Такой знаменитый головной убор красноармейцев, как будёновка просуществовал вплоть до июля 1940 года. Приказом НКО СССР за № 187 от 5 июля 1940 года вместо зимнего шлема, т.е. «будёновки», введены шапки-ушанки.

    В наши дни «будёновка» является лишь атрибутом художественных фильмов о Красной Армии и Гражданской войне, и стала предметом коллекционирования любителей военной истории.



    2. Б) В июле 1940г. для снабжения войск ввели зимнюю шапку-ушанку,(показ шапки или её внешний вид на картинке) схожую с существующей; для срочнослужащих – из хлопчатобумажного шлемного сукна и искусственного меха серого цвета.

    Эти, "на рыбьем меху", ушанки встречались в армии еще в начале 60-х. Командирские были суконные, с натуральной или искусственной овчиной серовато-желтого цвета и большой красной звездой на налобнике. Генералу полагалась каракулевая папаха с донышком цветного сукна по роду войск, перекрещенным золотым галуном, и с кокардой посередине колпака (показ папахи или её внешний вид на картинке).

    Высшему, старшему и среднему начальствующему составу разрешено шить шапки за свой счёт из натурального барашка и серого каракуля.

    Папаха, меховая шапка надеваются с небольшим наклоном в правую сторону, а шапка-ушанка — прямо, без наклона так, чтобы нижний край папахи, шапки-ушанки, меховой шапки - на ширине одного - двух пальцев, горизонтально приложенных над бровями. Центр кокарды (звезды, эмблемы) должен находиться над переносицей.

    Ношение шапки-ушанки с опущенными наушниками разрешается при температуре —10° С и ниже; в строю наушники опускаются по приказанию командира.

    При опущенных наушниках концы тесьмы шапки-ушанки должны быть связаны под подбородком; при поднятых наушниках связанные концы тесьмы заправляются под наушники.

    Снятый головной убор держится в левой свободно опущенной руке; шапка-ушанка, меховая шапка должны быть обращены кокардой (звездой) вперед, а папаха — кокардой в левую сторону; нижний край папахи, меховой шапки должен быть обращен вниз, шапки-ушанки — вправо.

    При головных уборах носится иголка с ниткой, которые должны находиться в шапках-ушанках — под козырьком.



    2 В) Летними головными уборами были: фуражка, пилотка, панама.

    Головной убор - фуражка - впервые появился в русской армии в 1797 г. В XVIII и в начале XIX в. войсковые соединения выделяли в военное время особых людей - фуражиров - для заготовки продовольствия, фуража, топлива и строительных материалов для кавалерийских и артиллерийских частей. Выполнять эти обязанности в шляпах было крайне неудобно. Тогда и появились впервые выдаваемые фуражирам так называемые фуражные шапки, представлявшие собой остроконечный суконный колпак, перегнутый пополам. В таком виде фуражная шапка напоминала современную пилотку. Повседневная фуражка, принятая для всех категорий военнослужащих, имела цветной околыш по роду войск и верх защитного цвета с кантами - по обводу донца и на стыке тульи с околышем. Над угловатым удлиненным "ворошиловским" козырьком с валиками по краю пристегивался на две латунные пуговки со звездой черный клеенчатый подбородный ремешок. Тулья была чуть выше околыша, с выпуклой передней частью; внутрь вставлялся стальной пружинящий ободок. Посередине околыша прикреплялась большая красная звезда. Верх фуражек красноармейцев и младших командиров часто делался хлопчатобумажным, командирских - только шерстяным.

    У фуражки пехотинца околыш и канты были малинового сукна, у химика - черные, у кавалериста - соответственно синий и черные; у артиллериста - "цвета дыма и пламени" (черный и алые) - этой расцветке почти два столетия; такую же имели серые танкистские фуражки, но у командира околыш был черного бархата, у красноармейца - суконный. Военнослужащего инженерных войск и связиста отличали черный околыш и синие канты (расцветка петлиц и кантов часто совпадала); интенданта и медика - темно-зеленый и алые.

    В ряде случаев предвоенная расцветка фуражек сохранилась по 70-е гг.

    В 1924 г. сложилась цветовая гамма фуражки пограничника: зеленый верх; темно-синий, до черноты, околыш; малиновые (теперь - алые) канты. Фуражка внутренних войск НКВД имела верх синего сукна, крановый околыш (сохранивший свой цвет доныне) и малиновые канты.

    Пилотки, предназначавшиеся и для комбинированной носки со стальным шлемом, изготовлялись из той же ткани, что и обмундирование. У комсоставских по донышку колпака и краю отворота шла цветная окантовка, спереди нашивалась суконная звездочка цветом по роду войск, поверх нее крепилась маленькая эмалевая. В начале 1941 г. на военное время ввели защитные пилотки без цветных деталей.

    Введенная в марте 1938 г. хлопчатобумажная панама для жарких районов, с широкими простроченными полями, с вентиляционными блочками в клиньях колпака, дошла до наших дней с минимальными изменениями. Подбородный ремешок довоенной изготовлялся из основной ткани, подкладка - из красного коленкора; спереди на колпак нашивалась красная звезда диаметром 7,5 см, в центре прикреплялась эмалевая. Панама танкистов была серой.

    В 1940 г. приняли генеральские фуражки - походную (она же повседневная) и парадную. Первая, с защитным верхом, околышем и кантами породу войск, оснащалась подбородным лаковым ремешком, пристегнутым на две золоченые малые гербовые пуговицы с бортиком. Только золотой генеральской кокардой отличалась она от раннего образца маршальской. Фуражки Маршалов Советского Союза и общегенеральские были одинаковы. Повседневная вместо лакового ремешка имела золотой плетеный шнур-филигран - современный офицерский отличается от него только качеством и чуть большей длиной. Летом фуражку носили с белым чехлом с выстрочным кантом. Парадная делалась с верхом из габардина стального цвета.



    3. На нашем уроке вы познакомились с головными уборами бойцов Красной Армии..