• 8 класс 9 класс 10 класс



  • страница1/3
    Дата25.05.2017
    Размер0.51 Mb.

    Состояние и основные направления развития региональной системы образования


      1   2   3

    Состояние и основные направления развития региональной системы образования

    В канун нового учебного года в учреждениях образования традиционно подводятся итоги работы за прошлый учебный год.

    От объективности и глубины сделанного анализа, правильности определения причинно-следственных связей, принятых управленческих решений зависит качество дальнейшей работы.

    Надеемся, что активное обсуждение среди педагогов, родителей, общественности сделанного за год, постановка задач будут способствовать дальнейшему совершенствованию качества работы системы образования района.

    В областном конкурсе на лучшую организацию работы отделов образования, спорта и туризма по развитию региональных систем образования район занял 5 место, 2014 год – 3. Сохранены лидерские позиции по кадровому обеспечению учреждений образования (гимназия № 1 г.п. Зельва, Голынковская СШ, Елковская СШ, Теглевичский д/с-СШ, Князевская гимназия), укреплению материально-технической базы (гимназия № 1 г.п. Зельва, Голынковская СШ, ДЦРР № 1 г.п. Зельва, ОЛ «Голубая волна»), дошкольному образованию, участию в областных и республиканских воспитательных мероприятиях (гимназия № 1 г.п. Зельва, Елковская СШ, Деречинский д/с-СШ). Коллектив учреждения образования «Зельвенская государственная санаторная школа-интернат» занял 2 место по результатам областного конкурса на лучшую организацию жизнедеятельности интернатных учреждений в 2014 году и 1 место в районном смотре-конкурсе на лучшую организацию работы по охране труда.

    Вместе с тем утрачены позиции по итогам централизованного тестирования 2014 года, результативности участия в олимпиадах, научно-практических конференциях, информационно-методическому и социально-психологическому сопровождению учреждений образования, целевым направлениям на педагогические специальности, работе по охране труда, организации питания, физкультурно-оздоровительной работе. Эти же пункты были освещены в резолюции августовского совещания руководящих работников и специалистов системы образования, но не выполнены в полном объеме. В связи с этим в докладе больше внимания будет уделено тем проблемным вопросам, которые не позволили нам результативно сработать в 2014 году, а также будут определены задачи для качественной работы учреждений образования в будущем учебном году.

    По итогам рейтинга среди учреждений общего среднего образования за 2014 год лидирующие позиции занимают гимназия № 1 г.п. Зельва, Князевская гимназия (руководители Булак Н.В., Семеняко В.А.), среди учреждений дошкольного образования – дошкольный центр развития ребенка № 1 г.п. Зельва, ясли-сад № 3 г.п. Зельва, дошкольный центр развития ребенка д. Елка (заведующие Милешкевич Л.И., Роля Т.М., Люлькович Т.И.), что свидетельствует о качественной работе данных учреждений образования по повышению качества образовательного процесса. На районную Доску почета за высокие показатели в работе по итогам 2014 года занесен педагогический коллектив гимназии № 1 г.п. Зельва (руководитель Булак Н.В.).

    В районе функционирует 11 учреждений, реализующих программу дошкольного образования, из них - 2 дошкольных центра развития ребенка, 2 ясли-сада, 2 детских сада, 5 учебно-педагогических комплексов «детский сад-школа», в которых воспитывается 516 детей дошкольного возраста (в 2013 – 12 учреждений, 516 детей). Планомерно проводится оптимизация сети. С 1 сентября 2015 года будут закрыты дошкольные группы в Деречинском д/с-СШ, детском саду д. Кошели, что позволит сэкономить 16,4 млн. рублей. Созданная система удовлетворит потребность жителей района в предоставлении мест в учреждениях дошкольного образования. Государственный стандарт выполняется на 124 % (2013 – 120,2 %).

    В 2014/2015 учебном году открыты 35 групп кратковременного пребывания детей, в прошлом году - 23, из них - 12 на платной основе (2013 – 9). Оказывались гувернерские услуги по обучению и воспитанию детей в я/с № 3 г.п. Зельва, я/с № 4 г.п. Зельва, ДЦРР д. Елка, д/с д. Острово, Деречинском д/с-СШ, Ялуцевичском д/с-БШ, Мижеричском д/с-БШ. Это позволило увеличить охват детей дошкольным образованием до 92,7 % (прошлый год - 89,3 %, обл. -75,9 %), в том числе на селе – 93,2 % (2013 – 93,7 %). Вместе с тем имеются резервы в оказании платных образовательных услуг в Теглевичском д/с-СШ, Бородичском д/с-НШ.

    Финансирование Программы развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь в 2014 году предусматривало 202,0 млн. рублей, освоение составляет 100 % (2013 - 534,2 млн. рублей). В 2014 году на ремонт кровли я/с № 3 г.п. Зельва, я/с № 4 г.п. Зельва затрачено 80 млн. рублей. В учреждениях дошкольного образования за бюджетные средства произведен текущий ремонт на сумму 181,0 млн. рублей. Наиболее качественно подготовили к новому 2015/2016 учебному году учреждения руководители ДЦРР № 1 г.п. Зельва, ДЦРР д. Елка, яслей-сада № 3 г.п. Зельва, Бородичского д/с-НШ, Деречинского д/с-СШ (Милешкевич Л.И., Люлькович Т.И., Роля Т.М., Володько И.С., Мулярчик Е.В.).

    Основным показателем качества дошкольного образования является состояние здоровья воспитанников, его сохранение и укрепление. В 2014 году количество дней, пропущенных 1 ребенком по болезни, составляет 2,38 дня (в 2013 - 2,3, обл. – 3,8). В сравнении с прошлым годом на 2 % увеличилось количество детей с 1 группой здоровья, уменьшилось количество детей с 3 группой здоровья на 1,2 %, что свидетельствует о результативности работы учреждений дошкольного образования района по сохранению и укреплению здоровья воспитанников. Отсутствуют случаи заболеваемости детей в Теглевичском д/с-СШ. Вместе с тем самая высокая заболеваемость детей среди учреждений дошкольного образования в ДЦРР № 1 г.п. Зельва (4,0 %), в связи с чем руководителю данного учреждения необходимо проработать вопрос создания санаторной группы.

    На протяжении последних лет случаев травматизма среди воспитанников дошкольных учреждений не было.

    Удовлетворяются запросы семьи на предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного образования. Обеспечен 100-процентный охват детей пятилетнего возраста подготовкой к школе. Во всех учреждениях дошкольного образования организованы образовательные услуги сверх базового компонента. Наибольшее количество их в учреждениях дошкольного образования поселка. Услуги оказываются для 301 ребенка в возрасте 4-6 лет, что составляет 100 %, из них - 98,7 % на платной основе, что позволило заработать в 2014 году 61,4 млн. рублей.

    В 100 % учреждений дошкольного образования функционируют сайты. Наилучшие сайты созданы в ДЦРР № 1 г.п. Зельва, я/с № 3 г.п. Зельва, я/с № 4 г.п. Зельва. Требуют доработки сайты д/с д. Кошели, д/с д. Острово.

    Направлены бюджетные, внебюджетные и спонсорские средства на оснащение дошкольных групп учебно-педагогических комплексов «детский сад-школа» средствами обучения, игровым и учебным оборудованием в соответствии с установленными нормами на сумму 19,7 млн. рублей (Деречинский д/с-СШ, Бородичский д/с-НШ, Мижеричский д/с-БШ, Теглевичский д/с-СШ). В соответствии с Перечнем средства обучения на 05.09.2014 года составляют 84,65 %, прошлый год – 82 %, обл. показатель – 83,9 %. Наилучший показатель обеспеченности средствами обучения в ДЦРР д. Елка (92,5 %), Бородичском д/с-НШ (91,5 %) Ниже районного остается показатель обеспеченности в Деречинском д/с-СШ (68 %).

    С положительной стороны следует отметить работу по обеспечению качества дошкольного образования заведующего ДЦРР № 1 г.п. Зельва Милешкевич Людмилы Иосифовны, заведующего я/с № 3 г.п. Зельва Роля Тамары Михайловны, заведующего ДЦРР д. Елка Люлькович Тамары Ивановны, заместителей заведующих Каравайчик Татьяны Ивановны (ДЦРР № 1), Губарь Елены Ивановны (ясли-сад № 4), музыкального руководителя Шевченко Раисы Антоновны (ДЦРР д. Елка), воспитателей Воронович Дины Ярославовны (ясли-сад № 3 г.п. Зельва), Гасподарик Лилии Владимировны (ясли-сад № 4 г.п. Зельва), Литвинович Валентины Ивановны, Бортник Тамары Сергеевны (ДЦРР № 1 г.п. Зельва), Величко Людмилы Вацлавовны (Ялуцевичский д/с-БШ), Скибы Даны Ивановны (Бородичский д/с-НШ) и других.

    Принят ряд мер по повышению социального статуса работников системы дошкольного образования. В 2014 году заместители заведующих по основной деятельности Каравайчик Т.И. (ДЦРР № 1 г.п. Зельва), Губарь Е.И. (я/с № 4 г.п. Зельва) стали финалистами районного конкурса «Лучший заместитель руководителя дошкольного, общего среднего образования». Введены доплаты по контракту от 20 % до 40 % для всех категорий работников дошкольного образования, кроме учителей-дефектологов. С 01.09.2014 года в штатное расписание ДЦРР № 1 г.п. Зельва, я/с № 3 г.п. Зельва, я/с № 4 г.п. Зельва введена ставка педагога социального, что позволило осуществлять профилактику и коррекцию социальной адаптации детей дошкольного возраста, эффективное взаимодействие с родителями.

    Вместе с тем имеются резервы для повышения качества работы.

    С целью сохранения доступности дошкольного образования необходимо обеспечить развитие разных форм организации дошкольного образования, особенно на селе. Следует продолжить работу по модернизации материально-технической базы учреждений дошкольного образования, особенно в учреждениях дошкольного образования г.п. Зельва.

    В связи с расширением информационного пространства требует внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий и электронных средств обучения в учреждениях дошкольного образования г.п. Зельва, ДЦРР д. Елка, Бородичском д/с-НШ.

    С целью качественного развития системы дошкольного образования района в 2015/2016 учебном году необходимо обеспечить:

    - сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья воспитанников;

    - расширение вариативности новых форм дошкольного образования в Теглевичском д/с-СШ, Бородичском д/с-НШ, в том числе на платной основе;

    - внедрение в педагогическую практику учреждений дошкольного образования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ, электронных средств обучения; применение в образовательном процессе технологий, предполагающих личностно ориентированное взаимодействие педагогов и родителей с детьми, учитывающих закономерности и роль ведущей деятельности в их развитии;

    - качественное медико-психолого-педагогическое сопровождение каждого воспитанника через взаимодействие с территориальными учреждениями здравоохранения и другими участниками образовательного процесса;

    - модернизация материально-технической базы учреждений дошкольного образования.



    Вопросы для обсуждения:

    1. Какие наиболее востребованные родителями формы дошкольного образования на платной основе?

    2. Необходимо ли расширение сети образовательных услуг сверх базового компонента, так как предусмотренные программой дошкольного образования услуги не в полной мере удовлетворяют запросы родителей?

    По состоянию на 01.09.2015 г. в учреждениях общего среднего образования планируется обучение 1600 учащихся. Наблюдается уменьшение количества учащихся по сравнению с 2014 годом на 33 человека, уменьшение идет именно за счет сельских учреждений общего среднего образования. С количеством учащихся до 50 человек функционируют 2 учреждения образования: Мижеричский д/с-БШ им. В.Ляха – 35 учащихся, Теглевичский д/с-СШ – 35. Данным учреждениям необходимо активизировать работу по созданию приемных семей, принять меры по обучению всех детей микрорайона в вышеуказанных учреждениях.

    В 2015/2016 учебном году на III ступени общего среднего образования в учреждениях общего среднего образования вводится профильное обучение, которое предусматривает изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне и проведение факультативных занятий профессиональной направленности для ориентации на получение педагогических, военных и иных специальностей. Руководителям учреждений образования необходимо продумать модель организации профильного обучения в учреждении, которая должна оптимально удовлетворять потребности учащихся в получении качественного образования, соответствовать запросам учащихся и их законных представителей. Предварительно изучение предметов на повышенном уровне планируется в СШ № 2, 3 г.п. Зельва, Деречинском д/с-СШ, в связи с чем в данных учреждениях при проведении августовских секций педагогических работников необходимо качественно изучить основные направления работы по организации изучения предметов на повышенном уровне, мультипрофильного обучения; ГУ «Зельвенский районный учебно-методический кабинет» спланировать повышение квалификации педагогов, работающих в данных классах вышеуказанных школ.

    Анализ успеваемости за 2014/2015 учебный год свидетельствует о стабильности среднего балла успеваемости, который составил 7,42 (прошлый год-7,4). Лучшие результаты показывает гимназия № 1 – 8,58. Выше районного показателя успеваемость учащихся в СШ № 2 г.п. Зельва - 7,55, Елковской СШ – 7,6, Теглевичском д/с-СШ – 7,53, Князевской гимназии – 7,53, Каролинской СШ – 7,62, СШ № 3 г.п.Зельва – 7,55.

    Улучшилась успеваемость по сравнению с прошлым учебным годом, но остаётся ниже районного показателя в Деречинском д/с-СШ, Бородичском д/с-НШ, Мижеричском д/с-БШ (руководители Мулярчик Е.В., Володько И.С., Бондаренко С.А.). Самый низкий средний балл успеваемости в Ялуцевичском д/с-БШ, Голынковской СШ (руководители Свистун Е.З., Данилюк В.В.). Причина – недостаточный контроль со стороны администрации данных учреждений за качеством предметного преподавания, успеваемостью учащихся в отдельных классах, недостаточного выделения часов поддерживающих занятий для занятий со слабоуспевающими учащимися. В связи с чем руководителям вышеуказанных учреждений необходимо активизировать работу в данном направлении.

    В системе общего среднего образования уделялось внимание работе с одаренными детьми через организацию 10 межшкольных факультативов, проведение 4 районных и 2 областных мастер-классов, сотрудничество с Гродненским государственным университетом им. Я.Купалы по подготовке к централизованному тестированию, проведение 32 районных профориентационных мероприятий, работу 12 творческих групп педагогов.

    Данная работа позволила улучшить результаты выступлений во втором этапе республиканской олимпиады учащихся гимназии № 1 г.п. Зельва – 16,1 % (2013-15,8 %), СШ № 2 г.п. Зельва – 8,4 % (2013-6,7 %), СШ № 3 г.п Зельва – 15,4% (2013-9,3%), Деречинского д/с-СШ – 4,6% (2013-0), Каролинской СШ – 10 %, (2013-0), Князевской гимназии – 10 %, (2013-6,5%), Голынковской СШ – 7,0 %, (2013-6%), Ялуцевичского д/с-БШ – 25,0 (2013-0). Вместе с тем ухудшились результаты в Елковской СШ – 0 (2013-2,8%), Теглевичском д/с-СШ – 3,4% (2013-5,1%).

    Выполнили задания больше чем на 50 % 39 учащихся или 21,1 %. Качественно выполнили задания 63,6 % участников олимпиады по русскому языку и литературе, 55 % - по белорусскому языку и литературе, 57,1 % - по информатике.

    Учащаяся СШ № 3 г.п. Зельва Бычкова Ангелина заняла во втором этапе призовые места по трем предметам, 5 участников (в прошлом году – 5) заняли по два призовых места во втором этапе (все учащиеся СШ № 3 г.п.Зельва).

    Самый высокий процент выполнения олимпиадных заданий по информатике – 100 % (СШ № 3 г.п. Зельва), трудовому обучению – 87,5 % и 84,3 % (СШ № 2 г.п. Зельва), белорусскому языку и литературе – 80 % (СШ № 3 г.п. Зельва), 79 % (гимназия № 1 г.п. Зельва).

    Вместе с тем нет победителей во втором этапе по физике, астрономии, истории (кураторы предметов Харько И.Н., Дереченник В.А.). Только по одному призовому месту заняли учащиеся по географии, обществоведению.

    Эффективно выступила команда района в этом году на третьем этапе республиканской олимпиады, 57,3 % дипломантов от представительства, 3 грамоты (2013 - 47,7 %). Однако результат в целом не удовлетворяет (-2 диплома). На протяжении последних лет район не принимает участия в областном этапе по истории, географии, химии, физике, астрономии (кураторы предметов Дереченник В.А., Кедало Ж.А., Харько И.Н.), не использованы в полном объеме резервы гимназии № 1 г.п. Зельва (руководитель Булак Н.В.). Причина - сменяемость методистов районного учебно-методического кабинета, что не позволяет качественно спланировать и организовать работу с одаренными учащимися. В связи с этим в 2015/2016 учебном году будет организована работа мастер-классов по данным предметам совместно с преподавателями из других районов, а также обращено особое внимание на работу районных творческих групп педагогов.

    По итогам заключительного этапа республиканской олимпиады по белорусскому языку и литературе дипломом 3 степени награжден Эльяшевич Максим, учащийся средней школы № 3 г.п. Зельва (учитель Эльяшевич Н.Н.), 2014 – 2 диплома.

    Уменьшилась результативность и в областной олимпиаде для учащихся среднего звена (-1 диплом). Награждены 4 учащихся (2014 – 5): гимназия № 1 г.п. Зельва, СШ № 3 г.п. Зельва, Голынковская СШ. По итогам областной олимпиады по черчению награждены 2 учащихся СШ № 3 г.п. Зельва (2014-1). Хотелось бы обратить опять же внимание гимназии № 1 г.п. Зельва (руководитель Булак Н.В.) на организацию качественной работы с одаренными учащимися среднего звена в учреждении и организацию на более высоком уровне работы районного центра по работе с одаренными учащимися.

    Необходимо отметить качественную и результативную работу по развитию олимпиадного движения в районе педагогов СШ № 3 г.п. Зельва: Эльяшевич Н.Н., Верстака С.Ф., Буткевич С.Н.; педагогов гимназии № 1 г.п. Зельва Урбанович М.М., Ольховик О.Н.; учителей трудового обучения СШ № 2 г.п. Зельва и Голынковской СШ Мазец М.В., Полховича Ю.Г. Для поощрения 69 одаренных учащихся в 2015 году из районного бюджета затрачено около 30 млн. рублей (2014 – 15 млн. рублей). В новом учебном году необходимо качественно спланировать работу с одаренными учащимися 5-8 классов на протяжении всего учебного года по подготовке к республиканской олимпиаде по учебным предметам, работу с учащимися 9-11 классов по подготовке ко второму и третьему этапам республиканской олимпиады, функционирование профильных смен на базе ОЛ «Голубая волна». В 2015/2016 учебном году в новом формате будет организована работа районного центра по работе с одаренными учащимися, открыты центры репетиторских услуг на базе гимназии № 1 г.п. Зельва, СШ № 3 г.п. Зельва, Деречинского д/с-СШ, Князевской гимназии.



    Вопросы для обсуждения:

    1. Необходимо ли проводить районные олимпиады для учащихся 5-8 классов или же достаточно только олимпиад по текстам управления образования Гродненского облисполкома?

    2. Какие новые формы работы вы можете предложить по работе с одаренными учащимися в районе?

    По итогам централизованного тестирования 2015 года имеем 1 стобалльный результат по математике (2014-0) у учащегося СШ № 3 г.п. Зельва Эльяшевича Максима. По 8 предметам из 11 районный показатель выше областного (2014-2). Вместе с тем не преодолели минимальный порог 24 учащихся или 19 %: по физике – 11, математике – 10, химии – 1, английскому языку – 1, белорусскому языку – 1. Не преодолели минимальный порог учащиеся СШ № 2 г.п. Зельва – 10 учащихся, СШ № 3 г.п Зельва – 4, Князевской гимназии – 5, Елковская СШ – 1, Деречинский д/с-СШ – 1, Каролинская СШ – 2, Теглевичский д/с-СШ – 1 (руководители и.о. Бурдук Е.А., Комякевич Л.И., Семеняко В.А., Лебедь А.В., Мулярчик Е.В., Вежновец О.Ю., Латош Т.П.). Руководителям вышеуказанных учреждений образования необходимо обратить внимание на качество и результативность профориентационной работы с учащимися 11-х классов, а также на качество предметного преподавания по физике, математике.

    Системно осуществляется работа по распределению выпускников учреждений общего среднего образования по каналам дальнейшего обучения и трудоустройства. Общее трудоустройство выпускников школ и гимназий района составляет 100 %. По сравнению с прошлым годом общий процент поступивших в ВУЗы увеличился на 4,9 % и составил 60,3 %(2014 – 55,4 %). Всего в ВУЗы и ССУЗы поступило 92,8 % (2014-82,7%) выпускников средней школы. Лучшие показатели поступления в ВУЗы в 2015 году: гимназия № 1 -100 %, Елковская СШ – 70 %, СШ № 2 г.п. Зельва – 68 %, СШ № 3 г.п. Зельва – 64 % (руководители Булак Н.В., Лебедь А.В., и.о. Бурдук Е.А., Комякевич Л.И.).

    Из 13-ти медалистов - все поступили в ВУЗы на бюджет.

    Из 177 выпускников 9-х классов поступили в средние специальные и профессионально-технические учебные заведения 36,7 % выпускников, из них – 20,3 % в ПТУЗы (2014 год – 20,2 %).

    Вместе с тем отсутствуют выпускники, которые поступили в ВУЗы, в Теглевичском д/с-СШ (руководитель Латош Т.П.), низкий процент поступления выпускников средней школы в ВУЗы в Голынковской СШ– 27 %, Каролинской СШ – 42,8 % (руководители Данилюк В.В., Вежновец О.Ю.). Ежегодно в 10 класс остаются учащиеся, имеющие низкую мотивацию к учебе, в СШ № 2 г.п. Зельва, Теглевичском д/с-СШ (руководители и.о. Бурдук Е.А., Латош Т.П.). В связи с этим в 2015/2016 учебном году необходимо направить работу Совета по профориентации на ориентацию выпускников базовой школы 2015 года, которые имеют низкую мотивацию, к обучению в средние специальные, профессионально-технические учебные заведения на рабочие специальности. Отделу образования, спорта и туризма взять под контроль профориентационную работу в вышеуказанных учреждениях.

    В учреждениях образования проводится работа по организации исследовательской деятельности учащихся. По итогам районной научно-практической конференции ежегодно занимают лидирующие позиции гимназия № 1 г.п. Зельва (9 дипломов, 100 % дипломов от представительства), 2014 – 1 место; СШ № 3 г.п. Зельва, 2014 - 2 место; СШ № 2 г.п. Зельва, 2014 - 4 место, Князевская гимназия, 2014 – 3 место (руководители Булак Н.В., Комякевич Л.И., и.о. Бурдук Е.А., Семеняко В.А.). Отмечается повышение качества выполнения исследований учащимися гимназии № 1 г.п. Зельва, СШ № 2 г.п. Зельва, Голынковской СШ, Елковской СШ.

    Вместе с тем ухудшилось качество подготовки работ учащимися Ялуцевичского д/с – БШ, Каролинской СШ (0 призовых мест; 2014 - 1), Теглевичского д/с – СШ (одно призовое место; 2014 - 4), руководители Свистун Е.З., Вежновец О.Ю., Латош Т.П., что свидетельствует о недоработке учреждений образования в данном направлении.

    Значительно снизилась и результативность в областном конкурсе исследовательских работ по учебным предметам учащихся учреждений общего среднего образования «Хрустальная Альфа» (- 4 диплома): только работа Януль Натальи, учащейся гимназии № 1 г.п. Зельва, отмечена дипломом 3-й степени в секции «Иностранные языки» (учитель Пузач В.Г.). По итогам рецензирования и защиты исследовательских работ членами жюри были выявлены недостатки в неумении учащихся структурировать материал, вести научный диалог, отвечать на вопросы в рамках заявленной темы, низкий уровень свободного владения материалом исследования. Причинами являются недоработки со стороны педагогов, районного учебно-методического кабинета в качественном методическом сопровождении учащихся учреждений общего среднего образования при подготовке к областному и республиканскому этапам. Для повышения результативности участия в научных конференциях, конкурсах в 2015 году со стороны районного учебно-методического кабинета необходимо организовать по всем предметам более системную работу по развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности. С данной целью необходимо на заседаниях методических формирований педагогов проанализировать деятельность школьных научных обществ, подготовительную работу победителей районной научно-практической конференции; провести установочный семинар для научных руководителей исследований, а также целесообразно непосредственно участникам конференции предоставить возможность индивидуального консультирования по структуре содержания и правилам оформления исследовательской работы и тезисов как с руководителями других секций, так и с сотрудниками учреждения образования «Гродненский областной институт развития образования».

    В течение 2014/2015 учебного года проводилась работа по повышению квалификации кадров системы образования района. Прошли повышение квалификации на базе ГрОИРО 122 специалиста – 100 %, на базе АПО г. Минска - 17 (106 %) педагогических работников. Районным учебно-методическим кабинетом транслируется материал, полученный на курсах повышения квалификации педагогами района: материал анализируется и изучается на заседаниях методического совета и методических формирований, что позволяет повысить качество образования, организацию методической работы.

    Методическая работа в межкурсовой период являлась неотъемлемой частью системы дополнительного образования педагогов и ставила перед собой цель – создание условий для постоянного совершенствования деятельности педагогических кадров в соответствии с требованиями современных достижений науки и практики, развития педагогического творчества и профессионального мастерства. Для реализации данной цели, с учётом запросов и потребностей педагогов рационально сформирована методическая сеть, которая состоит из разнообразных районных методических формирований: 36 методических объединений (далее – МО), 5 школ, 2 клуба, 3 творческие группы, сетевое сообщество учителей иностранного языка. Наиболее системно и результативно была организована методическая учёба педагогов руководителями районных методических объединений: Рудой Е. М. (МО учителей русского языка и литературы), Соколовской Е.В. (МО учителей белорусского языка и литературы), Трофимович И.Д. (МО учителей информатики). Методическая учёба педагогов, которая начиналась на уровне районных методических объединений, продолжилась в учреждениях образования района. Анализ материалов мониторинга в учреждениях образования показал, что наиболее значимая методическая работа с педагогическими кадрами в 2014/2015 учебном году была организована в гимназии № 1 г.п. Зельва (заместитель директора Драцевич О.Н.), Князевской гимназии (заместитель директора Наруш О.Н.), СШ № 2 г.п. Зельва (заместитель директора Талеркова И.В.), СШ № 3 г.п. Зельва (заместитель директора Бабарика Т.П.), ДЦРР № 1 г.п. Зельва (заместитель заведующего Каравайчик Т.И.), я/с № 3 г.п. Зельва (заместитель заведующего Третьяк Т.И.), я/с № 4 г.п. Зельва (заместитель заведующего Губарь Е.И.).

    С 01.08.2015 года районный учебно-методический кабинет функционирует как ГУ “Зельвенский районный учебно-методический кабинет”.

    Одним из стратегических направлений в образовании района является инновационная деятельность.

    C целью совершенствования научно-методического обеспечения деятельности учреждений образования, внедрения результатов научных исследований и инновационных достижений в массовую практику в 2014/2015 учебном году организована деятельность (+4 инновации к 2013 году) по реализации инновационных проектов «Внедрение модели сопровождения процессов социализации подростков в интернет-пространстве «Классный руководитель в социальной сети» учреждением образования «Государственная гимназия №1 г.п. Зельва», «Внедрение модели формирования языковой личности в условиях государственного двуязычия» учреждением образования «Государственная средняя школа № 3 г.п. Зельва», «Внедрение модели обеспечения преемственности обучения на разных ступенях общего среднего образования на основе метапредметного подхода» учреждениями образования «Учебно-педагогический комплекс Деречинский детский сад - средняя школа», «Учебно-педагогический комплекс Теглевичский детский сад - средняя школа». В ходе мероприятий первого года реализации инновационных проектов заместителями директора по учебной работе (Чечет Т.Т., Бабарика Т.П., Супрун Н.И., Крупич С.С.) собраны материалы для подведения промежуточных итогов инновационной деятельности: диагностика учителей, обучающихся, разработаны фрагменты уроков, оформлены материалы работы творческих групп педагогов, оформлены аннотированные каталоги изученной литературы, в дневниках зафиксированы наблюдения и выводы инновационной деятельности, анкетирование учащихся, анкетирование законных представителей обучающихся; анкетирование педагогов.

    В 2015 году созданы условия для начала инновационной деятельности в учреждении образования «Князевская гимназия» по теме «Внедрение модели устноисторических исследований родного края как средства формирования социально-гражданских компетенций учащихся».

    Вместе с тем не организована инновационная деятельность в учреждениях дошкольного образования, хотя в ДЦРР № 1 г.п. Зельва, ДЦРР аг. Елка, я/с № 3, 4 г.п. Зельва (руководители Милешкевич Л.И., Люлькович Т.И., Роля Т.М., Шишловская Е.Ф.) есть резервы для реализации инновационных проектов. С целью успешной организации инновации необходима целенаправленная работа всех методических структур: ГрОИРО – РУМК – ДУ по вопросам теоретической и практической подготовки педагогов к инновационной деятельности; методической помощи в разработке инновационных проектов. Районному учебно-методическому кабинету необходимо организовать курсовую подготовку для заместителей заведующих по основной деятельности учреждений дошкольного образования и оказать методическую помощь в межкурсовой период по разработке, экспертизе, утверждению и реализации инновационных проектов, спланировать и провести семинар «Организация и содержание инновационной деятельности в дошкольном учреждении».

    В учреждениях образования района складывается положительная тенденция по внедрению информационных образовательных технологий в повседневную практическую деятельность педагога.

    Одним из показателей работы учреждения по качеству образования является сертификация педагогических работников как пользователей информационных технологий. 234 педагога района имеют сертификаты, что составляет 83,3 % от всех педагогических кадров. Все директора и заместители директоров по учебной и воспитательной работе учреждений образования получили сертификаты пользователя (100 %). Наибольшее количество сертифицированных пользователей в гимназии № 1 г.п. Зельва (95,2 %), Князевской гимназии (93,1 %), СШ № 3 г.п. Зельва (92,6 %). Ниже районного остается показатель сертификации педагогов в Бородичском д/с – НШ (50 %, директор Володько И.С.), Мижеричском д/с – БШ (64 %, директор Бондаренко С.А.), Голынковской СШ (72 %, директор Данилюк В.В.), Деречинском д/с – СШ (74 %, директор Мулярчик Е.В.), Теглевичском д/с – СШ (75 %, директор Латош Т.П.), Ялуцевичском д/с – БШ (77 %, директор Свистун Е.З.), Елковской СШ (77 %, директор Лебедь А.В.). В 2015/2016 учебном году директорам вышеперечисленных учреждений образования необходимо оказать практическую помощь педагогам в подготовке к сдаче сертификационного экзамена через организацию индивидуальных и групповых занятий и консультаций по основам компьютерной грамотности и довести данный показатель до 92 %.

    На заключительном этапе X республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» из всех представленных работ блог историко-краеведческого музея «Светоч» средней школы № 3 г.п. Зельва» (руководитель Сидорко Л.Б.) награжден дипломом 2-ой степени, имеем 1 диплом на областном этапе (гимназия № 1 г.п. Зельва). Ведется работа по присвоению музею звания «народный».

    Вместе с тем, как показывает практика, несмотря на высокий уровень сертифицированных пользователей, администрации учреждений образования не могут обеспечить высокую результативность своей деятельности с применением информационно-коммуникативных технологий (это прослеживается в недостаточно качественном заполнении базы ПараГраф, обновлении информации на сайтах (СШ № 2 г.п.Зельва, детские сады д. Кошели, д. Острово). В учреждениях образования района функционируют 6 виртуальных кабинетов, 12 блогов, сайт шестого школьного дня (СШ № 3 г.п. Зельва), сайт “Классный руководитель в соцсети” (гимназии № 1 г.п. Зельва), сетевое сообщество учителей иностранного языка. Только педагоги гимназии № 1 г.п. Зельва, СШ № 3 г.п. Зельва активно включаются в работу по созданию информационных ресурсов. Для этого в 2015 году для педагогов района на базе гимназии № 1 г. п. Зельва было проведено 4 платных мастер-класса. Вместе с тем не проводится в полном объеме работа по созданию информационных ресурсов сельскими учреждениями образования. С целью повышения компьютерной компетентности учебно-методическому кабинету необходимо оказывать качественную практическую помощь педагогам по внедрению информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс, а на местах – администрации учреждений образования.

    Проводилась работа по популяризации деятельности учреждений образования и педагогов района в средствах массовой информации, предметных журналах. За первое полугодие 2015 года в республиканских средствах массовой информации освещен опыт работы 15 педагогов (2014 – 26). Наиболее активно выступили с публикациями в «Настаўніцкай газеце» педагоги гимназии № 1 г.п. Зельва (Ющик Н.Г., Горчичко Н.В.), Князевской гимназии (Кевлюк Е.Б., Скуба А.А.), СШ № 3 г.п. Зельва (Бабарика Т.П.), СШ № 2 г.п. Зельва (Талеркова И.В), я/с № 3 г.п. Зельва (Третьяк Т.И.).Четыре педагога санаторной школы-интерната поделились опытом работы на страницах "Настаўніцкай газеты" (Струг И.Л., Харитонова Е.С., Шелестович И.И., Косперчик Т.К.).

    Вместе с тем не освещен опыт работы в республиканских средствах массовой информации педагогов Деречинского д/с – СШ, ДРРР д. Елка, д/с д.д. Острово, Кошели (руководители Мулярчик Е.В., Люлькович Т.И., Черток О.К., и.о. Колбаско Г.В.).

    Проведена работа по обеспечению положительного функционирования и развития информационно-библиотечных центров. Информационно-библиотечные центры обеспечены программно-технологическими комплексами для автоматизированной деятельности библиотекарей по учёту и выдаче литературы - закуплены и установлены 12 программных комплесов “БиблиоГраф”, созданы электронные каталоги и банки данных методической и учебной литературы. Выделено 12 компьютеров для автоматизации работы библиотекаря, установлены 13 компьютеров и 3 ноутбука с доступом в Интернет для работы педагогов и учащихся. В пользовании информационно-библиотечных центров 1 сканер, 6 принтеров, 1 ксерокс, 2 ламинатора, 2 мультимедийные установки,1 комбинированное устройство. Во всех учреждениях общего среднего образования функционируют информационно-бибиотечные центры (2014-7, 2015 -12). Создание ИБЦ позволило аккумулировать в библиотеке все электронные учебники, энциклопедии, дополнительные материалы для учителей и учащихся. Кроме того созданы базы данных электронных средств обучения, а также формируется банк мультимедийных презентаций к урокам и воспитательным мероприятиям. Информационно-библиотечные центры предоставляют условия для реализации принципов доступности, непрерывности образования, самостоятельности учащихся и педагогов в обучении и преподавании с использованием ИКТ.

    В учреждениях общего среднего образования работают 14 библиотекарей, 2 из них имеют сертификаты пользователя информационных технологий (Теглевичский д/с-СШ, СШ № 3 г.п.Зельва).

    Заслуживает внимания положительный опыт работы библиотекарей СШ № 3 г.п. Зельва (Левицкая Анна Владимировна), Елковской СШ (Шкуда Жанна Анатольевна). В информационно-библиотечном центре СШ № 3 г.п. Зельва реализуются инновационные формы работы, направленные на совершенствование системы библиотечно-информационной поддержки образовательной деятельности учреждения образования на основе использования современных информационных технологий.

    Однако существует ряд проблем. Не везде созданы реальные условия для подготовки библиотекарей к реализации задач ИБЦ (в гимназии № 1 г.п.Зельва не подключен Интернет), в Голынковской СШ, Ялуцевичском д/с-БШ (руководители Данилюк В.В., Свистун Е.З.) имеется недостаточное материально-техническое оснащение современными техническими средствами, необходима замена библиотечных стеллажей и шкафов информационно-библиотечных центров СШ № 2, гимназии №1 г.п.Зельва (руководители и.о. Бурдук Е.А., Булак Н.В.) современной функциональной мебелью. Остаётся актуальной проблема пополнения фондов современными энциклопедическими изданиями, литературой для детей и подростков в гимназии № 1, СШ № 2 г.п. Зельва,СШ № 3 г.п. Зельва (руководители Булак Н.В., и.о. Бурдук Е.А., Комякевич Л.И.).

    В 2015/2016 году работу информационно-библиотечных центров необходимо направить на решение следующих задач:

    - повышение профессиональной компетентности библиотекарей через проведение семинаров-практикумов, открытых массовых мероприятий, консультаций, круглых столов;

    - активизация деятельности информационно-библиотечных центров, внедрение в практику работы креактивных форм популяризации чтения;

    - обобщение и распространение опыта работы лучших библиотекарей ИБЦ, используя средства массовой информации, сайты школ.

    Вопросы для обсуждения:


    1. Какие формы методического сотрудничества методистов РУМК, по вашему мнению, наиболее приемлемы в работе с педагогами учреждений образования?

    2. Ваши предложения по совершенствованию работы РУМК с учреждениями образования.

    В системе образования района работают 374 педагога в учреждениях общего среднего образования (2014 – 367 педагогов). Понизился образовательный уровень педагогов школ на 1,7 %, (2014 – 87,5 %), увеличилось число педагогов с первой и высшей категорией на 2,4 и составляет 74,6 % (2014 – 72,2 %). Улучшился процент сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории на 25 % и составляет 100 % (2014 – 75 %).

    В 2014/2015 учебном году продолжилась работа по профессиональной ориентации на педагогические специальности выпускников школ. По итогам 2014, 2015 годов наиболее успешно проводится работа по поступлению на педагогические специальности по целевым направлениям в СШ № 2 г.п.Зельва - 3 направления, Елковской средней школе - 2, средней школе № 3 г.п. Зельва - 1 направление (руководители и.о. Бурдук Е.А., Лебедь А.В., Комякевич Л.И.). Вместе с тем на протяжении трёх лет нет ни одного заключённого целевого направления на педагогические специальности с выпускниками Деречинского д/с-СШ, Голынковской СШ.

    С 2014 года была организована работа факультатива «Профессия –педагог» среди учащихся 9-10 классов в Деречинском д/с-СШ и учащихся 8-9 классов Князевской гимназии (17 учащихся). В рамках данного факультатива районным учебно – методическим кабинетом организованы совместные мероприятия с педагогическим факультетом УО «Гродненский государственный университет им. Я.Купалы» и Волковысским колледжем УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы». Анализируя проведённую работу среди учащихся 8-10 классов, посещавших данный факультатив, изъявили желание поступать на педагогические специальности 5 учащихся, что составляет 29 %.





    8 класс

    9 класс

    10 класс










    Всего

    Выбрали

    Всего

    Выбрали

    Всего

    Выбрали

    Все

    го


    Выбрали

    Князевская гимназия

    5

    1

    4

    2 (после 11-го кл. будут поступать в ГрГУим. Я. Купалы)







    9

    3

    Деречинский д/с-СШ







    4

    1 (после 9-го кл. в Гродненский гуманитарный колледж)

    4

    1 (после 11 кл. будет поступать в ГрГУ им.Я. Купалы)

    8

    2

    ВСЕГО




    1




    3




    1

    17

    5
      1   2   3

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Состояние и основные направления развития региональной системы образования