Скачать 220.86 Kb.


Дата25.08.2018
Размер220.86 Kb.

Скачать 220.86 Kb.

Совет: Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и в других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей



СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ

Мы уверены, что вы делаете всё, чтобы ваш ребёнок вырос человеком читающим, думающим, неравнодушным! И, наверняка, частенько сталкиваетесь с определёнными трудностями.

Наше приложение в первую очередь адресовано родителям. Мы хотим подсказать вам, дорогие взрослые, те пути, которые приведут вашего малыша к Книге. Чтению и Творчеству. «Читать — это ещё ничего не значит — считал выдающийся педагог КД Ушинский, — что читать и как понимать читаемое — вот в чём главное дело».
Три составляющие — семья, школа, библиотека — создают окружение, формирующее Человека Читающего, человека ХХI века дефицит внимания хотя бы одной из сторон негативно сказывается на ребенке в целом. Но страшнее всего, если из этого треугольника выпадает семья. Ведь любовь к Книге зарождается в раннем детстве. И главную роль в этом играют родители. А если до 10—12 лет ребёнок не научится читать творчески, рождая образы, то далее следует так называемое учебное поражение. Знания усваиваются самым простым и самым непродуктивным способом — зубрёжкой. Что, в свою очередь, приводит впоследствии к поражению и в профессиональной деятельности. Но ведь всем нам хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.
Как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению — кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.
СОВЕТ: Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и в других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.

Особое значение чтения заключается в развитии воображения — основы творчества, древние греки о строении атома знали примерно столько же, сколько знаем мы. При этом не было ни микроскопов, ни машин, ни компьютеров. Они обладали только силой воображения. Благодаря этой силе появляются люди, подобные Ломоносову. А книга уникальна тем, что как никакой другой вид искусства развивает воображение. В отличие от живописи, театра, кино, где мы воспринимаем готовые образы, читая, мы творим эти образы сами.
СОВЕТ: Развивайте воображение вашего ребенка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, освещенных в книге, представлять мысленно героев, продолжать написанное, прогнозировать, вдумываться в многозначность слова.

Но важно не только как, но и что читает ребёнок. Большое количество в круге чтения детей литературы сомнительного характера, пропагандирующей насилие, культ денег, страх, пессимизм, отчуждение от взрослых, никак не может нас радовать. Многие детские книги вместо реальной жизни дают ребенку ее имитацию, уводят в иные миры, где силы добра и силы зла приравнены друг к другу. Читая такую литературу, ребенок в своем нравственном развитии в лучшем случае буксует. А в худшем — деградирует, копируя ее героев. Разрушительная энергия подобных книг усиливает предрасположенность читателей к реальной агрессии и криминальному поведению.


СОВЕТ: Если ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в нее. Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.

Что касается восприятия читаемого текста, то замечены мировые тенденции: у нынешнего телевизионного и компьютерного поколения оно становится более поверхностным, а по характеру — клиповым. или калейдоскопичным, то есть коротким, вырабатываемым у ребенка от мгновенной и неожиданной смены различных впечатлений, не связанных друг с другом. Сегодняшние школьники, привыкшие к зрительной информации, более чем раньше нуждаются в иллюстрированных изданиях с широко представленным видеорядом. Текст без картинок отторгает их от чтения.
Тревожит и другое. Современные школьники часто не способны вычерпывать информацию из текстов разных типов, отбирать в тексте соответствующий заданию материал. Не умеют они, и находить в тексте скрытую или противоречивую информацию. Затруднение вызывает переход от детали текста к целому и наоборот, а также установление связи прочитанного с имеющимися знаниями и опытом. Не проявляют наши школьники умения домысливать текст, ставить вопросы и выдвигать гипотезы. А как следствие, дети не способны результативно действовать в нестандартной ситуации. Конечно, работе с текстом должна учить школа. Однако большую помощь в этом могут и должны оказать родители, те, кто более всего заинтересован в качестве образования и качестве жизни своих детей.
СОВЕТ: Если учитель в силу разных причин не научил школьников работать с текстом: писать рефераты, конспектировать, выражать собственную мысль, помогите ребенку. Приобретите на эту тему пособия, их сейчас много в книжных магазинах.


Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Принудительное чтение, как правило, неплодотворное. Плодотворным оно становится тогда, когда ребенок читает в силу интереса. Наличие или отсутствие интереса к чтению определяет отношение ребенка к книге и критерий ее оценки: интересная книга — значит хорошая, неинтересная — значит плохая. Интерес — это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, то есть обеспечивает влияние книги на читателя. Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит или утрачен интерес к этой сфере занятий.
Что мешает Чтению детей?
Главной помехой чтению многие родители и сами дети считают нехватку времени.
Вот что говорит об этом французский педагог-словесник Даниэль Пеннак, чья книга о чтении школьников «Как роман» (2005) во многих семьях, где есть дети, стала настольной:
«Коль скоро встает вопрос, есть ли время читать, стало быть, нет на то желания». Он считает, что проблема не в том, есть ли у каждого из нас время читать, а в том, подарим ли мы себе и нашим детям счастье быть читателями. Чтение, как и любовь — это просто образ жизни, для интересной книги всегда найдется время. Так же считают и многие наши специалисты. Речь идет не о дополнительном времени на чтение, а на более разумном его использовании. Умные родители используют испытанный ход: «Почитай мне, пожалуйста, пока я убираю (готовлю, шью и т.д.)». Они говорят о книгах, провожая ребенка в школу или встречая его, используют для этого время перед сном.
Большие нарекания у родителей и в адрес телевидения. Многие родители считают его не только главным конкурентом книги, но и из-за обилия вредной информации — главной помехой воспитания в целом. Некоторые даже запрещают смотреть телевизор, полагая, что этим уберет своего ребенка от его негативного влияния. Но есть и другое мнение. Нельзя оградить ребенка от микробов, он должен получить их, чтобы выработать иммунитет. Он должен уметь защищаться. И в этом отношении роль родителей огромна. На них ложится задача вводить ребенка в систему духовных ценностей, учить отличать хорошее от плохого, формировать у школьника собственную позицию в отношении тех или иных телепередач.
Общеизвестно, что телевидение отнимает ребенка от книги. Однако оно способно и привлечь его к книге. Надо только суметь этой способностью воспользоваться. Речь идет о том, чтобы от просмотра интересной передачи перекинуть мост к чтению школьника — предложить ему прочитать книгу на тему передачи, которая увлекла.
Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер. С одной стороны, через Интернет он открыл ребенку доступ к мировым запасам информации. Не выходя из дома,
человек может получить оперативную многоаспектную информацию по любому вопросу.
Существует детская сетевая библиотека в виде каталога, содержащего имена авторов, названия произведений, ориентированных на возраст, с указанием местоположения книг, изданных в России за последние 5 лет.


Следует упомянуть и Библиотеку Максима Машкова — самую известную электронную полнотекстовую библиотеку, открытую в 1994 году. В ней собрана по жанрам художественная литература, которой может пользоваться и школьник.
В последние годы Российская государственная детская библиотека создала справочное электронное аннотированное издание (Библиогид), которое ориентирует детей в современной и классической детской литературе. Два выпуска этого указателя вышло в издательстве (Школьная библиотека).
Многие считают, что ныне компьютер вытесняет книгу, однако наоборот — сегодня, как никогда, для освоения новых технологий требуется качественное чтение. Нельзя не упомянуть компьютер и как средство читательского общения детей, открывающее возможность для виртуальных обсуждений книг и диспутов на литературные темы, для самовыражения, связанного с книгой. Само пользование компьютером заставляет читать, писать, рисовать и самим создавать информацию. Надо сказать и еще об одном положительном качестве использования компьютера. Он приучает детей к гипертексту — основе нелинейного мышления, важность развития которого все более утверждается в современном мире.
Если влияние телевидения и компьютерных программ на чтение детей двойственно, то явно однозначной помехой общения с книгой является слабая техника чтения, касающаяся более всего младших школьников. Школьник, читающий по слогам, не способен полноценно воспринимать книгу. Его умственная энергия уходит на механическое складывание из букв и слогов слов и текста в целом. Это тормозит читательский интерес, эмоционально сковывает ребенка. Чтобы этот период не был затяжным, ребенку надо помочь.


СОВЕТ: Если ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении, делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги — яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить. Родителям полезно обзавестись специальными пособиями по обучению детей технике чтения. Сейчас таких пособий на книжном рынке появилось огромное множество.

Что могут родители?


Главные вопросы, которые беспокоят родителей: Как заставить ребенка полюбить книгу? И можно ли это сделать?
Вот как отвечает на этот вопрос Даниэль Пеннак.
Глагол “читать” не терпит повелительного наклонения. Есть несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими глаголами, такими как “любить”... или “мечтать”...
Попробовать, конечно, можно. Пробуем? Люби меня!”, “Мечтай!”. “Читай!”.
— Марш к себе и читай!
Результат? Никакого.
СОВЕТ: Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.

Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребенок еще не умеет читать сам. Когда же он — школьник, тогда родительское чтение для него многие считают излишним. Но это убеждение неверно. Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте. Не годится для этого чтение по школьному типу. Лучше сесть рядом в уютном тихом месте и читать произведение попеременно: часть читает взрослый, часть — ребенок.
Хорошо, если привычка к семейному чтению станет ритуалом проведения каждодневного совместного досуга в определенное время дня или вечера. Сам процесс чтения может сопровождаться ненавязчивой (в данном случае — НЕ в самом интересном месте) беседой: все ли понятно ребенку в ходе чтения, нет ли незнакомых ему слов, какие у него и у вас возникли предположения о дальнейшем развитии сюжета, интересно узнать, оправдаются ли эти предположения. Специалисты по семейному чтению предупреждают: не превращать беседу о книге в экзамен, избегать разговора проверочного характера, не заставлять ребенка пересказывать.
СОВЕТ: Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старанье. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.
По данным исследований, именно родителям в подавляющем большинстве обязаны наши читающие дети пробуждением интереса к книге.

Любящие литературу родители и детей приучают писать отзывы на книги, вести читательские дневники, которые помогают осмыслить произведение, понять свои впечатления, лишний раз подумать над авторским замыслом, соотнести прочитанное с реальной жизнью, для привития у ребенка интереса к чтению придумано немало хитростей. Вот некоторые из них. Чтобы сделать успешность ребенка в чтении наглядной, полезно вывесить на стене Экран прочитанных книг, где ребенок сам будет отмечать прочитанные книги, или устроить выставку рисунков по мотивам прочитанных книг и предложить ребенку прокомментировать свои рисунки. Способен разжечь любопытство ребенка и такой метод. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается (нет времени!). Заинтригованный ребенок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем.


Что читать?
Школьное детство проходит быстро. Лимит времени на чтение ограничен, как и объем восприятия. Поэтому приходится думать о предпочтениях. Непродуманный отбор книг может привести к невосполнимым потерям, потому что есть книги, которые надо прочесть в определенном возрасте, для другого возраста они не представляют интереса.
Как не пропустить для сына или дочери ни одной ценной книги и дать ее именно тогда, когда она особенно нужна? Сейчас существует довольно мною изданий, в которых
можно найти рекомендации по возрастному детскому чтению. Но как бы ни были ценны печатные помощники в выборе книг для ребенка, с ними не может сравниться живая рекомендация библиотекаря — знатока детской книги и навигатора в мире книжной продукции. Обращение ребенка и его родителей в детскую или школьную библиотеку за помощью в выборе литературы для ребенка того или иного возраста — лучший путь к чтению ценной литературы.
СОВЕТ: Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку. Учите пользоваться ее фондами и справочным аппаратом. Консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг ребенку, доверьтесь его рекомендациям как специалиста.
Не менее важна и домашняя библиотека, дом, в котором нет книг, — говорил Цицерон, — подобен телу, лишенному души.
Семейное собрание детских книг во многом отличается от собрания книг для взрослых, детские книжные полки, особенно для детей до 10 лет, не терпят полных или многотомных собраний сочинений, в них предпочтительны отдельные иллюстрированные издания или сборники. Детские собрания динамичны: ребенок растет, вместе с ним меняется репертуар чтения и сам характер изданий для детей. Они рассчитаны не только на удовлетворение потребностей детей, но и на их опережение.
Пользуясь домашней библиотекой, постоянно обращаясь к книгам, стоящим на книжных полках, члены семьи любовно выделяют книги—долгожители. которые передаются из поколения в поколение, особую теплоту вызывают подаренные книги с автографами дарителей, книги—советчики, в которых содержатся полезные советы для всей семьи, книги— выручалочки, которые всегда выручают, если нужен срочный ответ на вопрос.


СОВЕТ: Читая книги, нужные сегодня, не следует забывать и о прошлом опыте чтения: домашняя библиотека тем и хороша, что в любую минуту можно взять книгу с полки и перечитать ее целиком или в отрывках, вспомнить, как она появилась в вашей библиотеке. Именно про собирателей домашних библиотек Виктор Шкловский говорил: «Не только вы собирали книги, но и они собирали вас».

Помимо книг в круг чтения ребёнка необходимо включать и детскую периодику — журналы и газеты.


СОВЕТ: Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!) с учетом его интересов и увлечений. Пусть ребенок вместе с вами выберет нужный журнал или газету из каталога «Роспечать». Выбранные самостоятельно периодические издания он будет читать охотнее.
Критериями удачной покупки книги для ребенка определенного возраста или класса являются:
1) доступность для данного возраста;
2) проверка качества издания временем;
3) способность книги быть помощником в обучении;
4) наличие иллюстративного материала;
5) гуманное содержание;
6) образный язык.
Надеемся, наши советы, подготовленные по материалам статьи И.И. Тихомировой из книги «Родительское собрание», помогут вам, дорогие взрослые, продвигаться вместе с вашими малышами по пути к творческому чтению, давайте объединим наши усилия для того, чтобы будущее наших детей было счастливым и успешным!





УЧИМ ПОНИМАТЬ ТЕКСТ.


Научить ребёнка читать... Как это много и как... мало! Всё зависит от того, что именно вкладываем мы в эти слова. Научить складывать буквы в слоги, а слоги в слова — важно, ведь это начало начал, первые шаги на пути к Книге. Но назовём ли мы малыша, осилившего эту премудрость, настоящим Читателем? Нет, конечно. Навык-то ещё не сформирован. Формированием навыка займётся школа. Кто из родителей не спрашивал с замиранием сердца: «А ваш сколько прочитал? Ух. ТЫ! 70 слов! А мой еле-еле ЗО» Проверка техники чтения, как контрольные по русскому и математике, — главный показатель успешности овладения школьной программой. Конечно, скорость тоже очень важна. В конце концов, чем быстрее ребёнок читает, тем меньше его страшат большие по объёму тексты и легче он их преодолевает. Но ведь скорость — это ещё не всё! Проверяя технику чтения, учитель обязан ещё и задавать вопросы на понимание прочитанного. Но этой стороне дела мы уделяем куда меньше внимания. И вот результат. По данным международного исследования РI5А, проводившегося в 2003 году, российские школьники (14—15 лет) заняли 34-е место среди 40 развитых стран. Есть над чем задуматься нам, взрослым!
Поэтому самая главная наша задача — научить ребёнка понимать то, что он читает. Это касается и учебной литературы ведь даже в школе ребёнок получает далеко не все
РI5А-тест — международная стандартизированная процедура измерения качества знаний 14-15-летних подростков в развитых странах мира. Первыми подверглись тестированию навыки чтения и глубина понимания прочитанного.

знания только от учителя — довольно большую часть он должен добывать сам, читая параграфы учебников, правила, дополнительную литературу и художественной, о которой мы и будем вести речь. Поэтому очень важно научить школьника работать с книгой. И с художественной тоже. Часто можно слышать возмущённые возгласы: (Как? Разве можно препарировать, разбирать прекрасное? Как можно анализировать произведения искусства?) Не только можно, но и нужно! И восприятие текста от этого не только не пострадает, а, наоборот, станет куда более осмысленным и полным. А вот непонимание печатного текста — это серьёзная преграда между ребёнком и Книгой.


Мы подготовили для вас ряд подсказок по материалам замечательного пособия «Как учить работать с книгой» авторы ГГ. Граник,
С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая, книга выпущена в 2007 году издательством «МОЙ УЧЕБНИК».
Любой текст, будь то записка «Купи хлеб!», письмо из летнего лагеря или роман Л.Н. Толстого «Война и мир» — это своего рода посредник в общении между автором и читателем. Каждый текст создаётся с определённой целью и всегда ДЛЯ читателя.
А теперь представьте, что вам оставлена некая сумма денег и записка «Купи шерхебель». Цель автора ясна — попросить о покупке. Но текст выполнит свою посредническую функцию только в том случае, если вы понимаете, что такое шерхебель или самостоятельно выясните это с помощью словаря. А если сумма явно велика, можете ли вы истратить сдачу на положим, очередной детектив?

Мы должны помочь читателям-школьникам и научиться понимать все сигналы текста, и адекватно реагировать на них. Начнём с первой задачи.


Понимание — многоступенчато. Первая ступень — это понимание каждого слова, каждого словосочетания, каждого фразеологического оборота, входящего в текст.

ВНИМАНИЕ К СЛОВУ
«НЕЗНАКОМЦЫ» ПРОХОДЯТ МИМО.
Наши дети с самого детства знают наизусть чуть ли не все сказки Корнея Чуковского и Александра Сергеевича Пушкина. А всё ли в этих сказках малышам понятно? Задавали ли вам ваши собственные ребятишки вопросы, услышав, что доктор Айболит
И каждого гоголем,
Каждого моголем.
Гоголем-моголем,
Гоголем-моголем.
Гоголем-моголем потчует.
Или, что у Старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке’ А.С. Пушкина
Парчёвая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею.
Частенько малыши и не спрашивают, что значат незнакомые слова. А некоторые спрашивают, но, не получив от ВЗРОСЛЫХ вразумительного ответа раз-другой, перестают это делать. А уж в школе и вовсе всем всё ясно, даже в баснях Ивана Андреевича Крылова:
Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло...


Слова басни заучиваются наизусть. А попробуйте спросить у второклашек, почему ворона названа вещуньей и кто такая вещунья вообще. А в зобу — это где? А спёрло? Сейчас так распространено это слово в значении (утащить, украсть), что не исключены самые забавные ответы. И окажется, что значения отдельных слов дети не знают, соответственно, смысл фразы в целом угадывают приблизительно. Но вопросов, увы, не задают. Исследования педагогов и психологов подтвердили, что школьники почти никак не реагируют на непонятные слова. Новое, незнакомое слово проскальзывает ми мо их сознания, не вызывает желания узнать, что это такое, не заставляет ни задуматься, ни заглянуть в словарь, ни обратиться с вопросом к старшим. И это не частный случай, а достаточно широко распространённое явление. Это равнодушие к слову, следовательно, к мысли, её оттенкам — один из результатов того печального явления, которое называется формализмом знаний. Эта проблема касается не толь- ко литературы, но и всех изучаемых в школе предметов и сохраняется (и даже нарастает) на протяжении всего обучения в школе. Нередко непонимание слов отражает непонимание важнейших понятий изучаемого материала, которое дети не осознают и не пытаются преодолеть. Так, методист Е.И. Перовский, беседуя с учениками У — УI классов, установил, что им неясен смысл слов сословие, колонизация, тирания, монархия, оратор, император, династия, граф, церковь, епископ, монах, мозаика, фрески и т.д. А ведь без понимания этих слов невозможно сознательное усвоение курса истории. А всё потому, что мы не научили ребёнка с самого детства выделять незнакомое слово и стараться узнать, понять его смысл. Но вернёмся к художественной литературе.
Не зная отдельных слов, школьник может либо совсем не понять текст, либо понять недостаточно полно, либо исказить его смысл.
Так, прочитав угрозу Мойдодыра грязнуле:
И Тебе головомойку,
Неумытому, дадут —
Прямо в Мойку,
Прямо в Мойку
С головою окунут!
дети, не обратив внимания, что слово Мойка написано с большой буквы, скорее всего, решат, что героя собираются макать с головой в раковину, что, хоть и комично, но не соответствует истине. Только обратив внимание на написание слова, они узнают, что грязнуле грозит купание в речке!
В других случаях потеря отдельных слов, не влияя на
понимание всего текста, обедняет его восприятие.

Приведём примеры:
А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»:
Жили они в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Дети в целом уясняют, что жили Старик со Старухой бедно. Но зная, что землянка — это жилище, вырытое в земле и покрытое сверху крышей, они бы смогли представить, насколько бедно. А она ещё и ветхая, то есть старая, дырявая, пришедшая в негодность от времени!

К.И. Чуковский. «Бармалей»: Со слонами на ходу поиграли в чехарду... Ну, поиграли и поиграли... А если знать, что чехарда — это игра, в которой игроки перепрыгивают друг через друга? Представляете: перепрыгнуть через слона, да ещё на ходу! А слон, перепрыгивающий через Ванечку! Конечно, не поймёшь этого — общий смысл сказки не пострадает. Но такая яркая картинка пропадёт!


К.И. Чуковский. «Телефон»: — А много ли прислать? да пудов этак пять или шесть:
Больше ему не съесть, он у меня ещё маленький!
Понятно, что пуд — это много. Но насколько много? Пуд — это примерно 16 с половиной килограммов. Почти 100 килограммов шоколада! А каждая плитка «Алёнка», весит 100 граммов. Это же 1000 шоколадок!
И ещё из той же сказки: Постой, не тебе ли на прошлой неделе я выслал две пары
отличных калош? — Ах, те, что ты выслал на прошлой неделе, мы давно уже съели и ждём не дождёмся, когда же ты снова пришлёшь к нашему ужину дюжину
новых и сладких калош!
Две пары! Это же всего по штучке каждому — папе, маме и Тотоше, и одна — на добавку, да разве бедные крокодилы наедятся? А вот дюжина — это уже побольше: по 4 калоши на нос. Но ведь если малыш не поинтересуется, что такое пара и дюжина, он всего этого не поймёт.
Неполное и неточное понимание слов не дает возможности представить все реалии, о которых сказано в тексте. Мы говорили о сказках, а теперь пример посеръёзнее.
В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» фраза «уланы с пёстрыми значками, драгуны с конскими хвостами» обычно кажется детям вполне ясной. Мало кто из школьников знает, что уланы — это лёгкая кавалерия, вооруженная пиками, слово значки в данном случае обозначает не нагрудные знаки, а флаги, прикреплённые к пикам, «драгуны с конскими хвостами» — это другой вид кавалерии: к шлемам драгун прикреплялись конские хвосты. Таким образом, школьники не только не понимают многого, но и не отдают себе в этом отчета, не умеют выделить непонятное и сосредоточить на нём свои познавательные усилия. Такие ситуации, как справедливо отмечает преподаватель Московского полиграфического института В.И. Свинцов, не только приводят к непосредственным информационным потерям (непониманию каких-то участков текста), но и способны воспитывать устойчивую привычку к приблизительному усвоению смысла сообщения, иногда проносимую человеком через всю жизнь. И, к сожалению, неполное восприятие текста не вызывает у детей ни тревоги, ни чувства потери.

ПРИЧИНЫ ПОТЕРЬ

Недопонимание смысла слов происходит по разным причинам. Одна из них — это иллюзия понимания, которая возникает в тех случаях, когда текст в целом ясен и смысл отдельных слов как бы вычитывается из контекста. Однако не всегда контекст становится надёжной опорой. Приведём примеры.
М.Ю. Лермонтов. «Бородино»:
Ну, ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи.
И все на наш редут.
Слово редут однозначно понимается как военное укрепление, смысл слова вытекает из содержания рассказа. Но вот другой случай.
Кто кивер чистил, весь избитый.
Кто штык точил, ворча сердито.
Кусая, длинный ус.
«Что такое кивер?» — спросит себя читатель, если он уже дорос до постановки такого вопроса. «Что-нибудь из военного снаряжения, близкое к штыку, а может быть, какой-нибудь другой вид оружию», — подскажет ему контекст. Так возникает иллюзия понимания, и школьник продолжает читать с чувством уверенности в правильном восприятии текста. При этом он или совсем не ощущает потери, или чувствует некоторую неясность, но не знает, существенна она или нет. А между тем « кивер, весь избитый» — это очень важная деталь, говорящая о тяжести и опасности повседневной ратной жизни, о том, что этот воин не раз бывал на волосок от смерти. Ведь кивер — это высокий металлический головной убор (цилиндрической или конусообразной формы), предназначенный для защиты головы от ударов холодным оружием.
Пример из «Мойдодыра» К.И. Чуковского:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса...
Конечно, ребёнок понимает, что вакса и клякса — это какая-то грязь. Но ведь, зная значения этих слов, мы понимаем, что герой — не так уж мал, раз самостоятельно чистит свои ботинки (это как надо было размахивать щёткой, чтобы вакса оказалась на шее!) и пишет чернилами.
Опасность возникает и тогда, когда встречается слово многозначное или изменившее с момента создания текста свой смысл. Например, героиня басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» говорит: «Я без души лето целое всё пела» делать что-то без души в современном понимании значит небрежно, кое-как, спустя рукава. В басне же у этих слов другой смысл: позабыв про всё без памяти. Другая причина нечёткого и неполного восприятия текста
— привычка не обращать внимания на непонятные слова — уходит корнями в раннее детство. Маленький ребёнок, познающий мир, и в том числе речь, ещё не имеет жизненного опыта. Его словарный запас мал. Поэтому вполне естественно, что малыши не понимают многих слов или даже понимают только отдельные слова из читаемых книг, И эта привычка может сохраниться надолго.


ЧТО ДЕЛАТЬ?

Декламируя наизусть строки К. Чуковского:


Утюги за сапогами,
Сапоги за пирогами.
Пироги за утюгами,
Кочерга за кушаком... —
малыши могут и не знать отдельных слов. Здесь их в первую очередь привлекает ритм стиха, ощущение всеобщего движения, кутерьмы. Растолковывать таким маленьким детям значения слов ещё рано: у них нет достаточного запаса синонимов, которые можно было бы использовать для объяснения. Но тут на помощь приходят картинки. Выбирайте для чтения книги с яркими, подробными, качественными иллюстрациями. Встречая в тексте незнакомое ребёнку слово, показывайте на рисунке соответствующий предмет.
Несколько слов о дословном запоминании текстов. На первых порах оно, несомненно, помогает детям осваивать речь. Но позже, в дошкольном и младшем школьном возрасте, такое запоминание становится тормозом для развития умения пересказывать своими словами и, следовательно, понимать читаемое. Пересказ своими словами требует понимания, а дословное воспроизведение часто маскирует непонимание, для того чтобы дословное запоминание не сковывало развития мышления и речи ребенка, нужно при повторном чтении сказок или рассказов варьировать текст: не искажая смысла, употреблять синонимы, менять порядок слов в предложении и порядок самих предложений.
Иногда дети, сталкиваясь с непонятными словами на слух, «расправляются» с ними по-своему, переиначивая смысл текста. Вот типичные примеры: «И тотчас же щетки, щетки затрещали, как три тётки»; «Как ныне сбирает свои вещи Олег»; «Скакун лихой! Ты господина из боя вынес, как стрела, но злая рыба осетрина тебя во мраке догнала». Стоит обсуждать смысл получившейся фразы, объяснять значение непонятных слов, доводя до понимания верное содержание текста.
Кроме того, надо приучать ребенка спрашивать о значении непонятных слов. Поначалу задавать вопрос, «Какие слова тебе непонятны?» А если «всё понятно», спрашивать, что значит то или иное слово, чтобы выяснить, правильно ли ребёнок их понимает.
Тут есть ещё одна сложность. Нам, взрослым, слово может казаться знакомым и понятным. Но дети сейчас действительно мало читают. Мы-то, не видя самих предметов, прекрасно знали из многочисленных текстов, что такое кочерга, мельница, корыто и т.д. А нашим детям уже надо специально объяснять значение этих слов. Так что даже если вам слово кажется широко известным, не помешает уточнить у ребёнка, знакомо ли оно ему.

Постепенно надо приучать ребёнка самостоятельно выделять незнакомые слова. Такую задачу нужно ставить перед ним постоянно, с каждым текстом, на всех уроках. Это должно стать потребностью. Где-то в три года такая потребность есть у каждого малыша. Но, к сожалению, не без помощи> взрослых. к школе она уже чаще всего утрачивается и её приходится формировать уже специально. Тут важно несколько моментов.


Во-первых, нередко и в семьях и в школе складывается неправильное, нездоровое отношение к тому, что ребёнок не понимает чего-то: факт непонимания ставится ему в вину, может вызвать упрёк, выговор или насмешку. Поэтому дети чаще предпочитают скрыть свое непонимание, нежели обратиться к старшим или к одноклассникам за помощью. Отношение взрослых к незнанию со стороны школьника должно быть тактичным, интерес к непонятному, стремление обнаружить неясное надо поощрять и постоянно стимулировать. Ведь посмотреть в глаза своему незнанию или непониманию — это первый толчок к тому, чтобы захотеть узнать и понять.
Во-вторых, если вы не уверены, что сами знаете точное значение слова, не стоит ограничиваться приблизительными, туманными формулировками. В конце концов, даже взрослый человек не обязан знать всё, И если вы обнаружите своё незнание, это не уронит ваш авторитет в глазах ребёнка. Но, конечно, в том случае, если вы вместе проясните этот вопрос. И тут на помощь придут словари, энциклопедии, Интернет. Вы не только найдёте ответ на конкретный вопрос ребёнка, но и научите его самостоятельно добывать нужную информацию.

ИТАК, первейшее условие верного восприятия текста понимание каждого его слова.
Мы должны научить детей вычленять из текста непонятные слова и выяснять (спрашивать, искать в словаре, Интернете) их значение. Ни один вопрос ребёнка не должен оставаться без ответа.

Будем рады, если у вас дома сложится полезная библиотечка, которая раскроет вам секреты мастерства приобщения вашего ребенка к книге и чтению.


Мы будем признательны вам, мама, папа, бабушка, дедушка если вы расскажете о вашем опыте семейного чтения. Главная цель — привить детям любовь к чтению, к книге. А без вашей помощи это практически невозможно.
И вместе мы возродим Читающую нацию, вырастим конкурентоспособных образованных граждан.
Пусть нашим девизом станет: «От качества чтения — к качеству жизни — нашей и России!»

Удачи! И удовольствия от совместного творчества!

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Совет: Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и в других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей

Скачать 220.86 Kb.