• 10 баллов 2. В каких стихотворениях встречаются следующие средства художественной выразительности
  • 10 баллов 3. Определите имя писателя по историко-литературным сведениям.
  • 4. Укажите, какие из определений литературных терминов являются верными, а какие неверными. Ответьте на каждый вопрос «да», если утверждение верное, или «нет», если утверждение неверное.
  • 8 баллов 5. Укажите, в чем заключается различие между такими жанрами, как былина и поэма. 5 баллов
  • 7. Назовите памятные места России, связанные с именем А. С. Пушкина. 4 балла 8. В каком произведении используется эпиграф
  • 9. Какие исторические события лежат в основе сюжета «Слова о полку Игореве» В каком веке они происходили 4 балла 10. Перечислите «низкие» жанры в литературе классицизма.
  • 4 балла 11. Прочитайте приведенный ниже фрагмент и напишите мини-сочинение (10-15 предложений), используя предложенные вопросы
  • 40 баллов Желаем успеха!

  • Скачать 60.55 Kb.


    Дата07.01.2019
    Размер60.55 Kb.

    Скачать 60.55 Kb.

    Совет ректоров вузов Томской области Открытая региональная межвузовская олимпиада 013-2014 по литературе класс





    Министерство образования и науки РФ

    Совет ректоров вузов Томской области

    Открытая региональная межвузовская олимпиада 2013-2014

    по литературе

    8 класс

    1. Установите соответствие между персонажами и принадлежащими им репликами из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»:

    а) «Я живу здесь уже три дни. Нашел помещика а) Простакова

    дурака бессчетного, а жену презлую фурию,

    которой адский нрав делает несчастие целого их дома».

    б) «Я и своих поросят завести хочу. Меня не проведешь». б) Правдин

    в) «Без наук люди живут и жили». в) Митрофан

    г) «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: г) Скотинин

    имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».

    д) «Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, д) Стародум

    за тридесято царство».



    10 баллов

    2. В каких стихотворениях встречаются следующие средства художественной выразительности:

    а) Как ландыш под серпом убийственным жнеца а) метафора

    Склоняет голову и вянет,

    Так я в болезни ждал безвременно конца

    И думал: парки час настанет.

    (К. Н. Батюшков)

    б) Редеет облаков летучая гряда; б) рефрен

    Звезда вечерняя, печальная звезда,

    Твой луч осеребрил увядшие равнины,

    И дремлющий залив, и черных скал вершины.

    (А. С. Пушкин)

    в) Я люблю кровавый бой, в) олицетворение

    Я рожден для службы царской!

    Сабля, водка, конь гусарской,

    С вами век мне золотой!

    Я люблю кровавый бой,

    Я рожден для службы царской!

    (Д. В. Давыдов)

    г) Опять весна; опять смеется луг, г) сравнение

    И весел лес своей младой одеждой,

    И поселян неутомимый плуг

    Браздит поля с покорством и надеждой. (Е. А. Баратынский)

    д) В темнице есть певец народный; д) эпитет

    Но – не поет для суеты:

    Срывает он душой свободной

    Небес бессмертные цветы.

    (А. И. Одоевский) 10 баллов

    3. Определите имя писателя по историко-литературным сведениям.

    а) «Меж тем к весне 1783 года кн. Дашкова, будучи директором академии наук, задумала издавать журнал. Козодавлев в ту пору при ней состоял советником. Опять ничего не сказав <…>, он принес Дашковой "Фелицу" -- и 20 мая, в субботу, ода внезапно появилась в первой книжке "Собеседника любителей российского слова". Теперь она должна была дойти до императрицы» (В. Ф. Ходасевич)

    б) «Почти все произведения <…> воспринимались читателями как непосредственные автобиографические признания писателя. <…> Даже в Эрасте «Бедной Лизы» усматривали черты автора повести»  (Ю. М. Лотман)

    в) «Жуковский охарактеризовал басни <…> как "поэтические уроки мудрости", "которые дойдут до потомства и никогда не потеряют в нем своей силы и свежести: ибо они обратились в народные пословицы, а народные пословицы живут с народами и их переживают".  6 баллов



    4. Укажите, какие из определений литературных терминов являются верными, а какие неверными. Ответьте на каждый вопрос «да», если утверждение верное, или «нет», если утверждение неверное.

    а) Аллегория – иносказание; изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа.

    б) Элегия – жанр сатирической поэзии, небольшое произведение, преимущественно стихотворное, нравоучительного характера.

    в) Монолог – разговор двух или нескольких лиц в литературном произведении.

    г) Описательная поэма – поэтическое произведение, посвященное изображению природы, бытовых сцен, произведений искусства и т. п. 8 баллов

    5. Укажите, в чем заключается различие между такими жанрами, как былина и поэма. 5 баллов

    6. Какая новая лексика вошла в нашу культуру в связи с появлением интернета? Приведите примеры этих слов. 5 баллов

    7. Назовите памятные места России, связанные с именем А. С. Пушкина.

    4 балла

    8. В каком произведении используется эпиграф:  «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю». 4 балла

    9. Какие исторические события лежат в основе сюжета «Слова о полку Игореве»? В каком веке они происходили? 4 балла

    10. Перечислите «низкие» жанры в литературе классицизма.

    4 балла

    11. Прочитайте приведенный ниже фрагмент и напишите мини-сочинение (10-15 предложений), используя предложенные вопросы.

    Есаулы привезли сыновьям Тараса благословенье от старухи матери и каждому по кипарисному образу из Межигорского киевского монастыря. Надели на себя святые образа оба брата и невольно задумались, припомнив старую мать. Что-то пророчит им и говорит это благословенье? Благословенье ли на победу над врагом и потом веселый возврат на отчизну с добычей и славой, на вечные песни бандуристам, или же?.. Но неизвестно будущее, и стоит оно пред   человеком подобно осеннему туману, поднявшемуся из болот… <…>

    Остап уже занялся своим делом и давно отошел к куреням. Андрий же, сам не зная отчего, чувствовал какую-то духоту на сердце. Уже козаки окончили свою вечерю, вечер давно потухнул; июльская чудная ночь обняла воздух; но он не отходил к куреням, не ложился спать и глядел невольно на всю бывшую пред ним картину. На небе бесчисленно мелькали тонким и острым блеском звезды. Поле далеко было занято раскиданными по нем возами с висячими мазницами, облитыми дегтем, со всяким добром и провиантом, набранным у врага. Возле телег, под телегами и подале от телег - везде были видны разметавшиеся на траве запорожцы <…> Обложенный город, казалось, уснул. Шпицы, и кровли, и  частокол, и стены его тихо вспыхивали отблесками отдаленных пожарищ. Андрий <…> yаконец и сам подошел он к одному из возов, взлез на него и лег на спину, подложивши себе под голову сложенные назад руки; но не мог заснуть и долго глядел на небо. Оно все было открыто пред ним; чисто и прозрачно было в воздухе. Гущина звезд, составлявшая Млечный Путь, поясом переходившая по небу, вся была залита светом. Временами Андрий как будто позабывался, и какой-то легкий туман дремоты заслонял на миг пред ним небо, и потом оно опять очищалось и вновь становилось видно.

       В это время, показалось ему, мелькнул пред ним какой-то странный образ человеческого лица. <…> Наконец он не вытерпел и спросил:

       - Скажи, кто ты? Мне кажется, как будто я знал тебя или видел где-нибудь?

       - Два года назад тому в Киеве.

       - Два года назад... в Киеве... - повторил Андрий, стараясь перебрать все, что уцелело в его памяти от прежней бурсацкой жизни. Он посмотрел еще раз на нее пристально и вдруг вскрикнул во весь голос: - Ты - татарка! служанка панночки, воеводиной дочки!.. <..>

       - Скажи, скажи, отчего, как ты здесь? - говорил Андрий, почти задыхаясь, шепотом, прерывавшимся всякую минуту от внутреннего волнения. - Где панночка? жива ли еще она?

       - Она тут, в городе. <…>

       Андрий остолбенел.

       - Панночка видала тебя с городского валу вместе с запорожцами. Она сказала мне: "Ступай скажи рыцарю: если он помнит меня, чтобы пришел ко мне; а не помнит - чтобы дал тебе кусок хлеба для старухи, моей матери, потому  что я не хочу видеть, как при мне умрет мать. Пусть лучше я прежде, а она после меня. Проси и хватай его за колени и ноги. У него также есть старая мать, - чтоб ради ее дал хлеба!" <…>

       Много всяких чувств пробудилось и вспыхнуло в молодой груди козака.

      

    (Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»)

    1) Какую роль занимает в общем сюжете произведения данный эпизод?

    2) Почему этот фрагмент начинается и заканчивается упоминанием о матери?

    3) Как переданы в этом отрывке чувства Андрия?

    4) Почему в этом эпизоде много внимания уделяется описанию июльской ночи?

    5) Как связан данный фрагмент с судьбой главных героев повести?


    40 баллов

    Желаем успеха!

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Совет ректоров вузов Томской области Открытая региональная межвузовская олимпиада 013-2014 по литературе класс

    Скачать 60.55 Kb.