• Мотивированные
  • Немотивированные
  • Обозначение владельца торгового предприятия
  • Антропонимы.
  • Космонимы и астронимы.

  • Скачать 76.41 Kb.


    Дата08.08.2017
    Размер76.41 Kb.

    Скачать 76.41 Kb.

    Современные тенденции образования эргонимов в Усть-Ордынском округе



    Современные тенденции образования эргонимов в Усть-Ордынском округе.

    В своей работе мы взяли один раздел – это семантика эргонимов. Эргоним – это термин, закрепленный Натальей Владимировной Подольской для обозначения наименования делового объединения людей, а эргонимия – для обозначения всей совокупности названий деловых объединений людей.

    Термином семантика обозначают науку о значениях слов (именуемую также семасиологией), сами значения слов и план исследования, выделяющий отношение языковых единиц к обозначаемым ими предметам. Нами под семантикой понимается преимущественно второе – значения имен, их смысловая сторона, связанная с их знаковой природой.

    По степени семантической мотивированности значения, эргонимы делятся: мотивированные и немотивированные. Деление эргонимов на мотивированные и немотивированные, прежде всего, связано с ассоциативным восприятием данного наименования, его схожестью с основным товаром и услугами, предлагаемыми данными экономическими объектами. В плане установления лексико-семантических разновидностей эргонимии Усть-Ордынского округа, мы выделили следующие группы эргонимов по их значению.



    Мотивированные:

    Наименование четко определяет род деятельности данного экономического объекта. Их намного меньше, чем немотивированных. Имя выделяет объект из ряда подобных и в то же время оно вводит его в ряд:



    «Буузная» кафе,

    «Хлебный» продуктовый магазин,

    «Позная» кафе,

    «Автозапчасти» авторазборка,

    Магазин «Пекарня» в с. Харат.

    Но в ряду подобных каждое имя выделяет; каждое имя индивидуально, и в то же время оно состоит из языкового материала, общего для всех слов данного языка. Система языка стремится подчинить себе имя, а его индивидуальное употребление и, в частности, личное желание индивида, обладателя имени, стремятся обособить его от других слов.

    Немотивированные:

    «Южанка» продуктовый магазин,



    «Элегия» кафе,

    «Нива» продуктовый магазин,

    «Байкал» гостиница,

    «Калинка» - продуктовый магазин (с. Харат).

    Из приведенных нами примеров видно, что выбор наименования для того или иного экономического объекта не является спонтанным, однако прямую связь с понятием, лежащим в основе не всегда можно выявить.



    Эргонимы-существительные с суффиксом –ок-/-ек-, -ик-, которые встретились в с. Харат:

    Детский сад «Теремок», детский сад «Петушок».



    Обозначение владельца торгового предприятия: продуктовые магазины: «Беляевский», «У тетя Люси», «У Боноевых», «У Аркадия» (с. Харат)

    Характерно, что названия растений, животных, драгоценных камней, астрономических и метеорологических явлений используются обычно в названиях предприятий, которые не участвуют в производственной деятельности: магазины, кафе, рестораны и проч.

    Из приведенных примеров видно, что немотивированные значения встречаются чаще и гораздо лучше выполняют аттрактивную функцию. Позволяют отличить конкретную компанию, услугу или изделие от подобных. Это достигается легкостью произнесения и запоминания. Основная ориентировка делается на ассоциации.

    Как показывает материал, эргонимы Усть-Ордынского округа образуют довольно обширную тематическую группу:



    1. Топонимы. Объекты, связанные с деятельностью человека, достаточно разнообразны по своему характеру. Это государства, провинции, области, районы, поселения (от крупнейших городов до отдельно стоящих домов), внутригородские объекты (улицы, площади, парки, кварталы).
      Названия предприятий, магазинов, фирм - это названия принципиально иного ономастического ряда, несмотря на то, что они порой очень тесно соприкасаются с топонимами:

    «Сибирь» продуктовый магазин,

    «Баргузин» продуктовый магазин,

    «Аларская долина» продуктовый магазин и др.

    1. Оронимы. Сюда относятся эргонимы образованные от названий гор и возвышенностей:

    «Эдельвейс» супермаркет,

    «Саяны» продуктовый магазин,

    1. Гидронимы. В эту группу мы отнесли эргонимы, образованные от названий водных объектов:

    «Байкал» продуктовый магазин,

    «Ангара» продуктовый магазин,

    1. Антропонимы. Имя – это знак, на основании которого индивидуализируется и определяется личность человека. Назвать имя – значит тотчас вызвать в сознании мысль о том, кто назван.
      Как и родители при выборе имени для своего ребенка, опираются на определенные принципы, то же наблюдается и при выборе эргонима:

    1) имя должно быть модно;

    2) имя должно быть красиво, благозвучно;

    3) имя «в честь» кого-то, родственника, известного человека.

    Эргонимы могут быть образованы по отантропонимическому принципу номинации, когда производящей основой для названия служат имена, фамилии или отчества основателей, владельцев предприятий.


    Появление и функционирование подобных наименований, на наш взгляд, объясняется неопределенностью и хаотичностью деловой жизни в наши дни, когда почти невозможна узкая специализация на достаточно долгий срок: сегодня прибыль приносит торговля предметами бытовой химии, завтра – продуктами питания. И таких эргонимов наибольшее количество:
    а) женские личные имена:

    «Елена» продуктовый магазин;

    «Ирина» – кафе;

    «Надежда» – продуктовый магазин;

    б) мужские личные имена:

    «Антошка» – кафе;

    «У Данилы» – продуктовый магазин;

    «У Давида» – кафе;

    г) фамилии: «Андрияновский» – продуктовый магазин;

    1. Зоонимы. Зоонимы – имена различных животных, птиц и пр. особый отдел ономастики со своими традициями, которые варьируют в значительном диапазоне у разных народов и в разные эпохи. Термин зооним применяется как к нарицательным словам – названиям видов животных, так и к индивидуальным кличкам животных. Групповые имена животных, даются всему виду в целом. Индивидуальные имена (клички) домашних и диких животных имеют существенные отличия, поскольку это собственные имена – онимы. Дикие животные обычно не получают систематических, регулярно даваемых кличек.

    На следующем этапе номинации от зоонимов образуются эргонимы:

    «Багира» – продуктовый магазин;

    «Три поросёнка» – продуктовый магазин;

    «Чайка» – продуктовый магазин;

    1. Нумеронимы:

    «Аптека №38» – аптека;

    «1000 мелочей» – хозяйственно-бытовой магазин;

    «Три поросенка» – продуктовый магазин;

    «555» – продуктовый магазин.

    1. Фитонимы. Собственные индивидуальные названия отдельных растений в нашей современной действительности встречаются довольно редко. Чаще названия деревьев входят в состав микротопонимов: Под вязом, У кривой ветлы, Под дубами. Именование самих растений, а не местности около них, восходит к эпохе анимизма, когда на начальных этапах одухотворялись растения как таковые, особенно отдельно стоящие деревья или деревья причудливой формы, а на более поздних – такие деревья мыслились как обиталища одного, нескольких или многих духов, которым приносились соответствующие их рангам жертвы:

    «На березке» – кафе;

    «Рябина» – продуктовый магазин;

    «Ургы» от бур. ургы ‘подснежник’– продуктовый магазин.

    «Кедр» - продуктовый магазин (с. Харат)

    1. Хрононимы. В ономастике хрононимами принято считать обозначения определенных дат, отрезков и точек времени. Например: Новый год, Рождество, Пасха, Первомай, эпоха Минь (в Китае), Сагаалган (новый год по восточному календарю) и т.п. Нередко от названий периодов и отрезков времени образуются эргонимы: Весна (магазин).

    2. Космонимы и астронимы. Этот раздел ономастики пока что мало разработан; нет достаточно четкой терминологии. Представляется, что конкурирующие термины космонимия и астрономия должны поделить между собой «сферы влияния». Космические дали необозримы и бесконечны, в связи с чем термин космонимия может быть принят как более общий, включающий названия галактик, звездных скоплений, туманностей, созвездий. Термин астроним может быть закреплен за названиями отдельных небесных тел: звезд, планет, астероидов, комет. Космонимы и астронимы представлены в следующих названиях:

    «Звездочка» – детский сад;

    «Солнышко» – детский сад;

    «Наран» от бур. наран ‘солнце’ – продуктовый магазин.

    В состав эргонимии Усть-Ордынского округа включаются определения, которые подчеркивают национальный характер кухни бурятский, ресторан европейской кухни.



    Подводя итоги главы, следует отметить, что в процессе именования немаловажную роль играет и позиция номинатора, стремящегося сделать название семантически насыщенным. Таким образом, можно заключить, что в Усть-Ордынском округе преобладают эргонимы, происхождение которых ведется от топонимов и антропонимов. Это связано с тем, что топонимы и антропонимы являются самыми важными объектами ономастического пространства. В дальнейшем планируется продолжить изучение данной темы, и, возможно, выработать ряд рекомендаций для номинации вновь возникающих комплексных объектов Усть-Ордынского округа – именно это и является мегацелью нашего исследовательского проекта. Современный язык, на развитие которого огромное влияние оказывают стремительные социальные, культурные и экономические изменения, изобилует названиями товаров и фирм. Современная ономастика богата большим количеством таких названий. Очевидно, этот феномен можно объяснить более масштабным разнообразием исторических, культурных и социальных фактов той или иной страны.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Современные тенденции образования эргонимов в Усть-Ордынском округе

    Скачать 76.41 Kb.