• Положение о библиотеке Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы п. Азанка
  • 1. Общие положения
  • 2. Задачи библиотеки
  • 3. Функции библиотеки
  • 5. Управление. Штаты
  • 6. Права и обязанности библиотеки

  • Скачать 127.64 Kb.


    Дата12.06.2017
    Размер127.64 Kb.

    Скачать 127.64 Kb.

    Средней общеобразовательной школы п. Азанка



    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа п. Азанка

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор МКОУ СОШ п. Азанка

    ____________ Казакова О.И.

    «___»____________ 201__г.
    Положение о библиотеке

    Муниципального казенного общеобразовательного учреждения

    средней общеобразовательной школы п. Азанка
    1. Общие положения

    1.1. Положение о библиотеке Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы п. Азанка (далее – Положение) разработано на основе Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения.

    1.2. Библиотека является структурным подразделением Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы п. Азанка (далее – Школа), участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения  права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

    1.3. Библиотека  руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами, решениями, письмами, инструкциями Министерства образования и науки Российской Федерации.

    1.4. Деятельность библиотеки отражается в Уставе школы. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании Школы.

    1.5. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.

    1.6. Цели деятельности библиотеки:


    • формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;

    • их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;

    • повышение эффективности информационного обеспечения образовательного процесса.

    1.7. Фонд библиотеки предоставляется во временное бесплатное пользование участникам образовательного процесса (обучающимся, сотрудникам Школы, родителям (законным представителям)).

    1.8. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой информации определяется в Правилах пользования библиотекой и библиотечными ресурсами.

    1.9. Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.

    1.10. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.


    2. Задачи библиотеки

    2.1. Основными задачами школьной библиотеки  являются:



    • обеспечение образовательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно - библиографического обслуживания учащихся, педагогов и других сотрудников школы;

    • обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, сотрудникам школы, родителям (законным представителям) обучающихся (далее — пользователям) доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);  коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;

    • воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;

    • формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

    • совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.


    3. Функции библиотеки

    3.1. Для реализации основных задач библиотека:



    3.1.1. формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения:

    • комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;

    • пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций;

    • аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении (публикаций и работ педагогов общеобразовательного учреждения, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.);

    • осуществляет размещение, организацию и сохранность документов

    3.1.2. создает информационную продукцию:

    • осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;

    • организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю школы;

    • разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);

    • обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;

    3.1.3. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:

    • предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;

    • создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);

    • организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;

    • оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;

    • организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;

    • содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов, CD-дисков, презентации развивающих компьютерных игр);

    • руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного дня, в классах компенсирующего обучения, в коррекционных классах (при их наличии);

    3.1.4. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:

    • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;

    • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;

    • содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;

    • создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;

    • организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий;

    • осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом;

    • способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами;

    3.1.5. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (законных представителей) обучающихся:

    • удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;

    • консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;

    • консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.

    3.1.6. ведет документацию по учёту библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.

    3.1.7. обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда; организует работу по сохранности библиотечного фонда.

    3.1.8. взаимодействует с библиотеками района, города с целью эффективного использования библиотечных ресурсов.
    4. Организация деятельности библиотеки

    4.1. Руководство библиотекой и контроль за её деятельностью осуществляет директор школы, который утверждает нормативные и технологические документы, планы и отчёты о работе библиотеки.

    4.2. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с уставом школы.

    4.3.За организацию работы и результаты деятельности библиотеки отвечает библиотекарь, который являются членом Педагогического совета школы.

    Библиотекарь ежегодно представляет на утверждение директору школы:

    годовой план работы библиотеки – до 30 августа;

    годовой отчет о работе библиотеки – до 25 августа

    4.4. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами общеобразовательного учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки.

    4.5. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителем, школа обеспечивает библиотеку:


    • гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);

    • необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;

    • телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;

    • ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;

    • библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.

    4.6. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.

    4.7. Библиотека вправе предоставлять платные библиотечно-информационные услуги, перечень которых определяется уставом школы.

    4.8. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета общеобразовательного учреждения. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов.

    4.9. Режим работы школьной библиотеки определяется библиотекарем в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы.

    При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:


    • двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;

    • одного раза в месяц - санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;

    • не менее одного раза в месяц - методического дня.

    4.10. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе библиотека школы взаимодействует с библиотекой сельского Дома культуры.
    5. Управление. Штаты

    5.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и уставом школы.

    5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет директор школы.

    5.3. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекарь, который несет ответственность в пределах своей компетенции за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом школы.

    5.4. Библиотекарь назначается директором школы, является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета школы.

    5.5. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист (методист) по учебным фондам и школьным библиотекам информационно-методического центра.

    5.6. Библиотекарь разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы:


    • положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;

    • положение о платных услугах библиотеки;

    • планово-отчетную документацию;

    • технологическую документацию.

    5.7. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации.

    5.8. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.

    5.9. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
    6. Права и обязанности библиотеки

    6.1. Библиотекарь имеет право:



    • самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы и положении о библиотеке школы;

    • проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;

    • определять источники комплектования информационных ресурсов;

    • изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;

    • определять в соответствии с правилами пользования библиотекой и библиотечными ресурсами школы, утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским комитетом или советом школы виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеке;

    • вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере);

    • участвовать в управлении школой в порядке, определяемом уставом школы;

    • иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и директором школы или иными локальными нормативными актами;

    • быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;

    • участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.

    6.2. Библиотекарь обязан:

    • обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;

    • информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;

    • обеспечить научную организацию фондов и каталогов;

    • формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;

    • совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;

    • обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;

    • обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой общеобразовательного учреждения;

    • отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательного учреждения;

    • повышать квалификацию.

    7. Права и обязанности пользователей библиотеки



    7.1. Пользователи библиотеки имеют право:

    • получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;

    • пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

    • получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

    • получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания и другие источники информации;

    • продлевать срок пользования изданиями;

    • получать  тематические,  фактографические,  уточняющие  и  библиографические справки на основе фонда библиотеки;

    • участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;

    • обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.

    7.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:

    • соблюдать правила пользования школьной библиотекой;

    • бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;

    • поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;

    • пользоваться ценными и справочными изданиями и материалами только в помещении библиотеки;

    • убедиться при получении печатных изданий  в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом библиотекаря. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых печатных изданиях несет последний пользователь;

    • расписываться в читательском формуляре за каждое полученное издание (исключение: обучающиеся 1—4 классов);

    • возвращать материалы в школьную библиотеку в установленные сроки;

    • заменять издания школьной библиотеки в случае их утраты или порчи на равноценные им, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования школьной библиотекой;

    • полностью рассчитаться со школьной библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Средней общеобразовательной школы п. Азанка

    Скачать 127.64 Kb.