страница1/4
Дата22.01.2019
Размер1.16 Mb.

Средняя /Іубенщина


  1   2   3   4

Средняя /Іубенщина.

(Окончаніѳ *).

Западнѣе Хорошковъ, на лѣвомъ берегу Слѣпорода располо­жены Черевки у оврага,-по почтовой дорогѣ изъ Лубенъ на Зо- яотоношу и Переяслзвъ. Они мало напоминаютъ малорусское село. Убогія хаты разбросаны на голыхъ горбахъ. Не видно ни са- довъ, ни рощъ, далее отдѣльныя деревья рѣдки. Также обнажена и главная улица вдоль почтовой дороги; въ концѣ села у Слѣпо- рода постройки еще бѣднѣе. Вдоль праваго берега тѣнистой рѣчки потянулись луга и лѣсъ. По предположение А. М. Лазаревскаго1), Черевки—козачій выселокъ изъ Хорошковъ, а мѣстныя цреданія указываюсь на нѣкоего козака Череваия, Черевка или Череватого, какъ на основателя села. О немъ, однако, ничего неизвѣстно. Древнѣйшимъ родомъ признаются Сабадаши или Хоружи,— «воны стари хазяины» 2). Они живутъ надъ провальемъ на Муховцѣ, вблизи Слѣнорода. Затѣмъ слѣдуютъ куты: Шульгивка—жилье Шульгъ, ІІодилъ—Деркачивъ, Дикихъ, Евчепковъ, хорошковскихъ переселенцевъ, Киверей и Козловъ, Грозивка—Кирилленковь и Ма- чехъ. ГІослѣдніе сохранили слѣдующее восноминаніе: «Була колысь гетьманщына, лукамы сірилялы. Мій батько ходывъ у Йисъкивци учыться воювать. Батько було розсказують, шо одъ десяты дво- ривъ справлялы козака зъ конемъ и зброею. Предкы ще двохъ чужыхъ бралы на свою фамилію». Посреди села на нригоркѣ помѣщается довольно обширная Воскресенская церковь, обновлен­ная въ 1844 году. Старая церковь 1759 г., по воспоминанію церковной лѣтописи, была въ формѣ корабля и составлялась какъ бы изъ трехъ отдѣльныхъ церквей; какъ церковь, такъ и алтарь были граненые, своды стрѣльчатые. При поправкѣ церкви найдена была замѣтка 1844 г. объ обновленіи храма при насто- ятелѣ А. Верховскомъ, ста,ростахъ: Мачухѣ и Евченкѣ сь уча- стіемъ прихожанъ: Мавольскаго, Березняка, Оробьевскаго и ко- заковъ ПІульгъ г). Среди образовъ выдѣляются: сооруженная Кон- дратомъ Евченкомъ икона св. Варвары великомученицы, наступив­шей на меть, въ тяжелой серебряной піатѣ, и—Маріи Магдалины, изображенной свѣтлой блондинкой съ голубоватыми глазами, въ спущенной г,ъ плечъ рубашкѣ, напоминающей нѣсколько извѣст- ную картину Бетони. У изображеній Пресвятой Дѣвы виднѣются шитые рушники и бѣлые восковые цвѣты, согласно поэтическому обыкновенію, жертвуемые невѣстами3). Населеніе, достигавшее въ половииѣ ХѴПІ в. 500 душъ, въ настоящее время учетвери­лось; оно исключительно козацкое. Тѣмъ не менѣе экономическое ноложеніе его нельзя признать удовлетворительнымъ; правда, есть нѣсколько семей, владѣющихъ 30-ю дес. каждая, да лѣсколько 5—10-ю, но большинство «такыхъ, що нема и упруга». Кромѣ безземелья, причиной бѣдности мѣстные жители считаютъ еще: пьянство, лѣнь и щегольство молодежи. Населеніе вообще до­вольно красивое, выще средняго роста, а въ фамиліяхъ: Дерка- чей, Сабадатей ') и Шульгъ—высокаго. производить однако не­выгодное впечатлѣніе. Среди заплатанныхъ одеждъ стариковъ, иногда почти рубищъ, мелькаютъ: картузы, пиджаки, узкія мап- талоны молодежи. Женскіе очипки низкіе часто замѣнены такі. называемой повязкой, похожей на капоръ или сборникъ, откры- вающій много волосъ спереди и сзади. ,Невѣсты прикалывають бѣлые цвѣты къ волосамъ. И женщины, и дѣвицы «запинаются» платками. У щеголихъ грудь литнячокъ, длинныхъ и съ зубчи­ками на рукавахъ, красиво расшита черными или цвѣтными нит­ками. Корсеты хорошеиькіе, «до складокъ», съ пуговками сзади; больше кофтъ. Зачастую увидишь дивчыну въ кофтѣ, длинномь платьѣ и шиньонѣ 4).
За Черевками, въ сторонѣ отъ проѣзікей дороги, надъ до­линой Слѣпорода, на крутизнѣ помѣстился хуторъ Маволыцина, крайне бѣдный, оборванный. Основанъ онъ былъ черевковскимъ козакомъ Ереміемъ Москаленкомъ, выслужившимся въ дворянство, а сынъ его, Тимофей, прозваніемъ Лецикъ, былъ уже майоромъ. О немъ сохранилась добрая память: «Лецикъ жаливъ людей. Було дитей нас клыка, медомъ накормыть, каже: «Се мои ного- нычи, орачи, пастухы». Вдова Лецика вышла замужъ за ремон­тера, подполковника Мавольскаго, «лытвына» изъ Черниговской губ. Мавольскій отличался чудачествомъ: «Прыйде було молодыця. воливъ напувать; якъ не затанщое передъ нымъ, то не дасть и напоить. Въ Черевкахъ жывъ панокъ Горобець и Маволг.скій его прыгласыть: пыоть соби, и веде его Мавольскій у комору, пере- кыда у засикъ; а разъ посадылы пьяного Горобця, и два чоло- вика ведуть. Мавольскій бувъ чмутъ 5), любывъ насмихаться. Ле- цыкъ жаливъ людей, а Мавольскій, яісъ посердытся, такъ такъ пожаліе—абы вставъ». Крестьяне (40 дворовъ, 256 душъ) «пид- хожи». «Тоди, якъ выйшовъ у друге село, тамъ его и не шу- кають» 5). Фамиліи ихъ: Верескуны, Голубенки. переименованные въ ІІелыпенкивъ, Деревянки~-черевковскіе, Крайсвитни—хорош- ковскіе, Лисаненви—изъ «Гадячого», Савченки, Сластены и То- лошни. Кромѣ шутовства Мавольскій былъ еще и неустаннымъ хозяиномъ. Хозяйство было значительно: два пруда и остатки плотины съ отвѣсной почти стѣной существуютъ и теперь. По словамъ крестьянъ: «паны загатылы и одвернулы Слипородъ къ Черевкамъ». Было шесть экономическихъ и шесть крестьянскихъ нлуговъ. «Винъ кохався у волахъ, хлибонаха велыкый». Воловъ было 37 паръ, 12 возовъ посылалъ за солью. Въ табунѣ ходило 25 матокъ, больше рыжихъ, при двухъ жеребцахъ: рыжемъ и бу- ланомъ. Было 200 штукъ баранты; коровъ же и гулевого скота немного. На панскихъ земляхъ выпасывались и 15 крестьянскихъ коровъ.

Далѣе по Слѣпороду расположены ближайшіе хутора ла- зорской волости ІІріймины, состоящіе изъ трехъ отдѣльныхъ сли­вающихся хуторовъ: Андрущины, Гомеливщины и ГІріймовщины. Они выстроены по плану возлѣ двухъ просторныхъ квадратныхъ выгоновъ съ мельницами. Андруіцина принадлежала прежде Ан- друсским'ь, сначала Владиміру, потомъ его сыну Николаю, кото- раго сестра Варвара вышла замужъ за Павла Прійму; затѣмъ родъ Андрусскихъ прекратился въ уѣздѣ, а хуторъ перешелъ ІІріймамъ. Крестьяне (239 душъ) носятъ фамиліи: Бганы, Кале- ниченки, за высокій ростъ прозванные Дрохвами, Клемки, по уличному чудаки, потому что дѣдъ ихъ былъ «чудный» (ориги- налъ), Клёменки, Чуприны. Шевченки. Хозяйство въ хуторѣ было довольно значительно: винокурня, 5 плугов,ъ экономическихъ и 1 людской. Часть Пріймовщины, прилегающей къ Андрущинѣ, на- зывается Гомеливщиной отъ уличыаго прозванія бывшаго вла- дѣльца И. Ф. Пріймы-Гомела х). Здѣсь живутъ: Бараненки, Гар- бузы, Мартенки и Шаповалы. Людямъ у- него жилось недурно, нерѣдко онъ и расиивалъ съ ними. Главнымъ его занятіемъ была пасика, съ зимы выходило 100 иней. Въ Пріймовщинѣ живетъ старинная фамилія Пріймъ. «Воны крипосни паны»—говорятъ крестьяне, соединяя съ этимъ словомъ понятіе: потомственные, владѣвшіе крестьянами. Основаніе извѣстности рода положено Семеномъ Пріймой, весьма послѣдователъно двигавшимся по служб!;. «Въ 1724 г., —читаемъ въ дневникѣ генеральнаго под- скарбія Я. Марковича,—сотники дали вотумъ быть Пріймѣ Се­мену атаманомъ въ Лубнахъ». Судя по приказу Маркевича: «Ка- залемь атаманови Пріймѣ о сливахъ старатись 6), видно, что, по- слѣдній вскорѣ послѣ вотума вступилъ въ должность. Въ 1740 г. встрѣчаемъ его сотникомъ первой лубенской сотни, въ 1744 г. лубенскимъ обознымъ, а съ 1749—1750 г. эсауломъ 7). Жителей въ ГІріймовщинѣ съ Гомеливщиной 233; они называются: Дем- ченки (Джухили), Зузули. Иваньки, ГІестеренки и Попомаренки (Чохлы). Особеннаго развитія достигло хозяйство при ІІавлѣ Пріймѣ. У него была винокурня, три шинка, гопчакъ (земляный млынъ), на которомъ мололи волами и лошадьми, пять экономи­ческихъ плуговъ, стадо коровъ при двухъ быкахъ мѣстной сѣрой породы, до 1000 шпанокъ и табунъ въ 15 матокъ при двухъ жеребцахъ: «Кони булы сыво-зализни, яблукови, просто якъ вы- рисувани. Кони, покы не запобигъ манифестъ. ходылы по ко- зацькымъ землямъ и козацьки заходылы ажъ у двиръ»’.
1-6

За Пріймовщиной съ холма, занятаго обширной усадьбой Ѳ. И. Дейкуна, бывшаго предсѣдателя лубенской земской управы,

а крестьянскими хатами8), открывается видь на долину Слѣпо- рода, перерѣзанную длинной греблей, съ рядами вербъ, кустами лозы и очерета, и на село Воронинцы, расположенное на левы- сокихъ берегахъ рѣки. ІІо мѣстнымъ преданіямъ село основадо Вороною, одновременно съ двумя другими осадчими: Черевкомт,, оселпвшимъ Черевки, и Лазаремъ, основателемъ Лазирокъ. При основаніи Ворона успѣлъ оббѣжать верхомъ и занять землю со стороны Черевокъ, а повернувшись увидѣлъ Лазаря, объѣзжав- шаго отъ Лазорокъ, почему воронинская дача пошла къ Черев- камъ. Это темное народное преданіе подтверждается предположе- иіемъ покойнаго А. М. Лазаревскаго 9) об
  1   2   3   4

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Средняя /Іубенщина