Скачать 280.73 Kb.


Дата13.11.2017
Размер280.73 Kb.
ТипОтчет

Скачать 280.73 Kb.

«Становление культуры обучения на протяжении всей жизни»




ОТЧЕТ

о проведении 15-ой Международной акции

«Неделя образования взрослых»

на тему:

«Становление культуры обучения на протяжении всей жизни».


описание: c:\users\1\desktop\kollage.jpg

План

1. Экспертная оценка темы года

2. Организационная работа

3. Содержание программы

4. Социальные технологии и формы работы, продемонстрированные в ходе проведения Недели

5. Результаты работы, рекомендации, адреса инновационного опыта

6. Мнения, впечатления участников

7. Перспективы работы

Введение
Особенностями Недели образования взрослых в 2014 году явилось:



  • включение в программу семинара-совещания Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации.




  • сосредоточение программы на проблемах развития обучающихся регионов, проведение экспертных семинаров, презентации в связи с этим по большому кругу целевых групп.




  • подготовка научно- методических материалов для региональных рабочих групп по проведению региональных и местных Недель образования взрослых




  • Впервые как субъект Федерации в Неделе образования взрослых участвовала Крымская область.:

  1. Черный Евгений Владимирович д.псих. н.,проф.,декан психологического факультета Таврического университета

  2. Быкова Елена Алексеевна,руководитель Центра социального обслуживания населения, Симферополь

  3. Репкина Татьяна Ивановна,руководитель общественной организации «Дети войны»,учредитель и руководитель Университета третьего тысячелетия, Ялта

  4. Левинец Людмила, руководитель Клуба для взрослых, Ялта

Наша организация обеспечила проезд и пребывание коллег из Крыма в Санкт_Петербурге . . Со всеми этими людьми сложились партнерские отношения во время проведения российско -украинской Недели образования взрослых, которая проходила по маршруту Симферополь-Ялта-Феодосия-Севастополь в сентябре 2013г,была посвящена теме «Обучение на протяжении всей жизни: традиции и инновации», главными событиями которой стали

  • экспертный семинар в Таврическом Университете с предшествующим социологическим исследованием образовательных потребностей населения Симферополя и Ялты, проведенного студентами по нашим методикам и под руководством проф . Черного Е. В. Было принято решение начать работу над проектом «Обучающийся регион Крым»,

  • Форум высших народных школ и университетов третьего возраста России и Украины http://cs618922.vk.me/v618922125/42df/fgqzz0hhllw.jpg

Надеемся на продолжение начатого в Крыму проекта. Коллеги выявили готовность к дальнейшему сотрудничеству.


  1. Экспертная оценка тематики года включала:

1.1.Определение базовых понятий Недели образования взрослых 2014:

  • Культура обучения на протяжении всей жизни.

  • Становление культуры обучения на протяжении всей жизни.

1.2.Обобщение опыта развития обучающегося сообщества в различных странах (в форме статей, представленных в коллективную монографию).
Это направление было поручено Экспертному совету, в состав которого входили отечественные и зарубежные ученые – специалисты в области образования взрослых:

Шадрина Т.В., к.п.н., доц. Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, председатель.

Горшкова В.В., д.п.н., проф., зав. каф. социальной работы Государственного университета профсоюзов

Лебедева С.С., д.п.н., проф., Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы

Литвинова Н.П., д.э.н., проф. каф. государственного и муниципального управления, зав. Лабораторией по проблемам образования взрослых

Санкт- Петербургского университета гуманитарного образования



Хорхе Каморс, зам. министра Министерства образования и культуры, Республика Уругвай.

Юкико Савано, Католический университет, проф., советник Министерства образования и науки, Токио, Япония

Антра Карлсен, Министерство образования и науки Норвегии, Агентство по обучению на протяжении всей жизни, гл.

Рита Глогер – Флендер, д.п.н., проф. Германия, Зиген.

Горина Георгеско, проф. Университета Питести, член проектной группы Европейской Ассоциации образования взрослых «Воспитание критического мышления через эстетический опыт» (Румыния).
Результатом работы Экспертного совета явилось определение базовых понятий, выявление основных противоречий, путей их разрешения, позитивных тенденций в развитии самого института образования и его отдельных подсистем, направлений развития принципов образования и технологий обучения:

I. Характерные черты становления культуры обучения на протяжении всей жизни в нашей стране:

Реальная жизнь современного российского общества характеризуется активными процессами развития образовательных институтов как социальных посредников, связующих мир культуры и человека.

Особенно интенсивно создаются, «опривычиваются» и преобразуются разнообразные формы обучения взрослых, позволяющие на практике реализовать ценности, уже культивируемые в социуме, и потребности конкретного человека в образовании на разных этапах его жизни. В то же время возникающие в процессе образования новые нормы и ценности, правила и смыслы, технологии и проекты обогащают как развивающуюся систему образования, так и культуру общества.

В итоге можно говорить о том, что основные тенденции развития образования связаны с созданием тех условий, которые способствуют обучению и развитию человека в течение всей его жизни.

II. Однако в этом активном созидательном процессе выкристаллизовываются противоречия, которые, с одной стороны, свидетельствуют о серьезных проблемах и рисках современной социокультурной ситуации, а с другой, направляют поиски способов их решения, в том числе средствами культуры и образования.

Это противоречия: между развивающимися познавательными потребностями людей и реально существующими образовательными структурами в обществе;



    • между объективными процессами «сращивания» образования со всеми видами человеческой деятельности и функциональной неграмотностью человека в разных актуальных для него сферах жизни;

    • между господствующей потребительской психологией и стремлением человека к культуре и свободному созиданию;

    • между потребностью человека быть свободным от социальных внушений и манипуляций и необходимостью действовать в рамках заданного и т.п.

    • между фактически реализуемой всеми министерствами и ведомствами образовательной функцией и организационной разобщенностью между ними.

III. Современная социокультурная ситуация уже представляет реальные практики и достаточно богатый опыт разрешения подобных противоречий и проблем. Этому способствуют те позитивные социальные и социально-образовательные процессы, которые происходят в обществе:

  • общее повышение продолжительности и качества жизни людей;

  • расширение инклюзивного образования, создание доступной среды обучения;

  • активизация жизненной позиции увеличивающейся страты пожилого населения;

  • становление в обществе полифункциональной модели образования, предусматривающей активизацию процессов неформального и информального образования;

  • расширение числа субъектов организации обучения населения, образованием взрослых занимается не только министерство образования, а все министерства оказывают содействие в обучении взрослых;

  • повышение ценности формального и дополнительного образования в обществе, нашедшее свое проявление и в маркетинговых стратегиях предприятий, активно использующих образовательную компоненту;

  • развитие социального партнерства, межотраслевого и межведомственного взаимодействия, способствующих укреплению партнерства государства и гражданского общества.

IV. Позитивные тенденции наблюдаются и в развитии самого института образования и его отдельных подсистем.

1. Прежде всего, укрепляются и развиваются новые цели и ценности образования:

— поиск новых путей и механизмов трансформации в мировую культуру, общекультурных ориентиров жизни человека;

— ориентация на реализацию потребностей человека (человекоцентристский подход в образовании);

— расширение спектра образовательных услуг, возможностей выбора человеком путей образования и самообразования;

— появление практик признания компетенций, полученных вне системы формального образования, расширение разнообразных форм дополнительного образования;

— разработка межпоколенческих образовательных программ как гарантия преемственности поколений и условие сохранения единства нации;

— преодоление потребительской психологии и развитие культуры созидания в разных сферах жизни современного человека;

2. В образовательные процессы вовлекается все большее число людей- представителей разных социальных общностей и групп: молодежь, взрослые, пожилые люди; безработные, мигранты, люди с ограниченными возможностями; слушатели и вольнослушатели разнообразных курсов, студий, кружков;

3. Педагогическое сообщество пополняется специалистами-андрагогами.

Это преподаватели системы повышения квалификации, вузов, организаторы внутрифирменного обучения, наставники и коучеры тьютеры и тренеры, модераторы и фасилитаторы.

4. Идут активные процессы развития нового содержания образования, приближенного к реалиям жизни, новым культурным практикам:

обучение новым специальностям;

— развитие новых компетенций и функциональной грамотности в разных видах деятельности в рамках традиционных профессий (компьютерная грамотность для врачей и учителей, правовая для коммунальных служб, коммуникативная для работников сферы обслуживания и т.п.);

— освоение функциональной грамотности разными группами населения независимо от возраста, профессии и социального статуса (пожилыми людьми, молодыми мамами, любителями искусства, лицами, имеющими хобби, заботящимися о своем здоровье и т.п.) - финансово-экономическая грамотность, в сфере дизайна, медицинская, педагогическая, психологическая и т.п.;

— овладение культурой гражданского общества; образование взрослых как средство против национализма, шовинизма и ксенофобии - создание в различных формах образования взрослых возможностей для соответствующего взаимного обучения, размышления, диалога; овладение навыками научно обоснованного природопользования; формирование активной жизненной позиции, личной и социальной ответственности за сохранение окружающей среды и умений ее реализовывать

— освоение различных видов искусств, в том числе прикладного (дизайн - студии, изостудии, музыкальные школы для детей и взрослых.

5. Развиваются принципы образования и разнообразные технологии обучения:

- утверждается междисциплинарный, интегративный подход;

- практикоориентированность в обучении;

- более широкое использование современных технологий обучения (ИТ- технологий, интерактивные технологии; арттехнологии; кейс-технологии и

др.).
Данные определения были представлены в раздаточных материалах для обсуждения и впоследствии с дополнениями и уточнениями были утверждены в качестве преамбулы Заключительной резолюции.



c:\users\1\appdata\local\temp\rar.147\1.jpg


  1. Организационная работа включала:

2.1.Согласование целей и задач Недели образования взрослых 2014 с Министерством образования и науки РФ.

2.2.Формирование Международного Экспертного совета.

2.3.Формирование Оргкомитета, в функции которого входило следующее:

Обеспечение участия образовательных организаций и представителей социальных партнеров с целью демонстрации межведомственного взаимодействия в Санкт-Петербурге и Великом Новгороде.


Организаторами Недели образования взрослых в 2014г. стали:
Министерство образования и науки Российской Федерации,

УРАО «Институт непрерывного педагогического образования и

образования взрослых»,

Российский государственный педагогический университет им А.И. Герцена,

Институт повышения квалификации специалистов профессионального

образования,

Восточно-Сибирская государственная академия образования,

Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина,

Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной

работы,


Санкт-Петербургский государственный технологический университет

растительных полимеров,

Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического

образования,

Государственная Полярная академия,

Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования



РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге», как обычно, выступила в роли

Координатора.
2.4 Привлечение к совместной работе социальных партнеров

Неделя образования взрослых продемонстрировала реальное межведомственное взаимодействие на примере координатора – Региональной общественной организацией «Дом Европы в Санкт-Петербурге», активно сотрудничающей с широким кругом социальных партнеров:

- Министерство образования и науки Российской Федерации

- учреждения Комитета по науке и высшей школе (ВУЗы, колледжи, лицей, ИППО и ОВ РАО);

- учреждения Комитета по культуре – театры, музеи, библиотеки, дома культуры;

- учреждения Комитета социальной политики: комплексные центры социального обслуживания населения; Дом интернат для детей инвалидов (Петергоф);

- учреждения Комитета по труду и занятости населения: службы занятости в Санкт-Петербурге и Великом Новгороде;

-организации Комитета по образованию: школы, детские сады, ИМЦ Красносельского района, ИМЦ Центрального района.

- организации Комитета по торговле: кафе, книжные магазины и т.п.

Администрация г. Иркутска

Общественная Палата Республики Татарстан

-Женский кризисный центр, Псков.

- Международный Совет по образованию взрослых.

- Датский институт культуры и т.д.

-Акмолинский национальный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Казахстан,
2.5.Рассылка предварительной информации о Неделе образования взрослых 2014 по регионам России.

2.6.Установление контактов с зарубежными участниками;

2.7.Подготовка Программ приема, презентаций, учебных визитов, тренингов, мастер-классов и т.д.

2.8.Обсуждение Программы и ее утверждение.

2.9.Организация объявленных мероприятий

2.10.Подготовка отчета образовательными организациями и представителями социальных партнеров.

Все члены Оргкомитета выполнили возложенные на них поручения. Особо следует отменить работу д.п.н, к.т.н.проф Горшкова А.С, главного менеджера к.э.н.Савенковой к.п.н. О.В.Радевской Н.В, Кострыкина А.В,,Шорникова Г.Ф,к.п.н. Мухлаевой Т.В.



2.11.Формирование рабочей группы, состоящей из волонтеров-преподавателей, студентов ВУЗов Санкт-Петербурга для оказания помощи в дни проведения Недели и подготовки зарубежных документов к публикации материалов Недели.

/Переводчики:

Балажи Ольга Павловна,к.э.н. - англ.язык, Сапего Ирина Васильевна ст.преподаватель СПбИГО - англ.язык,Виноградова Ирина Геннадьевна - ст.преподаватель СПбИГО - нем.язык, Сятчихина Александра – студентка 3 курса факультета филологии и журналистики СПбИГО,Ушакова Анастасия - студентка 3 курса факультета филологии и журналистики СПбИГО,Фоменко Анастасия - студентка 3 курса факультета филологии и журналистики СПбИГО, Мажарова Татьяна - студентка 3 курса факультета филологии и журналистики СПбИГО, Королёва Алиса - студентка 3 курса факультета филологии и журналистики СПбИГО

Менеджерыc:\users\1\desktop\dsc_0016.jpg

Шкирская Валерия 4 курс, ГМУ

Ларионова Анастасия 4 курс, ГМУ,Грибалева Татьяна 4 курс, ГМУ, Александр Шалин

3. Содержание программы

3.1. Содержание программы формировалось, исходя из задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г.г., №599, п.1, подпункт «в», абзац четвертый и материалов, представленных Экспертным советом, что предопределило включение в программу не только учреждений формального образования, но и разнообразных субъектов, реализующих неформальное образование, а также представлены нетрадиционные формы использования образования в качестве маркетингового инструмента учреждениями и организациями, не связанными с образованием (кафе, сеть книжных магазинов «Буквоед»).

3.2.Сохраняя традиции Недели образования взрослых в России, в программу включили однодневные поездки в г. Пушкин и в Великий Новгород

В Великом Новгороде круглый стол открыл президент Университета д.социол.н , проф. Гавриков А.Л. .В своем выступлении он осветил роль Университета в развитии обучающегося сообщества в регионе на примере многолетней работы и участия региона во всех Неделях образования взрослых. Д.п.н.,проф. Шерайзина Р.М. основное внимание уделила программе переподготовки управленцев области, что позволяет вести целенаправленную работу в развитии образования взрослых.

Большой интерес вызвал доклад Иванова В.Г, зам.руководителя Департамента социальной защиты населения Новгородской области.
3.3.Принципиальной позицией разработчиков программы является наличие параллельных программ на выбор, что позволяет максимально учесть интересы участников, вплоть до предоставления индивидуальных маршрутов (например, среди участников были 1 представитель социальной защиты из Симферополя Быкова Е.А и 1 представитель из службы занятости Татарникова Е.Г., Министерство труда и социальной политики Магаданской области.. Им были предоставлены стажировки в соответствующих службах города со специальным тьюторским сопровождением руководителей этих организаций, что позволило им ознакомиться с опытом работы и установить профессиональные контакты).

3.4.Материалы, представленные учреждениями города и иногородними участниками, предполагается включить в четыре очередные тома коллективной монографии образования взрослых:


  • Философско-антропологические предпосылки развития человека в условиях образования на протяжении всей жизни, т.1

  • Политика образования на протяжении всей жизни, т.2.

  • Повышение квалификации занятого населения: интеграция академической и корпоративной систем, т.4

  • Образовательные и просветительские программы для старшего поколения, т.5.


4.Социальные технологии и формы работы, продемонстрированные в ходе проведения Недели
4.1.Собственный опыт участников Недели в различных формах обучения взрослого населения, по мнению организаторов, является наиболее эффективной формой знакомства с разнообразием форм работы андрагога.

4.2.Содержание Программы определило разнообразие социальных технологий и форм работы, продемонстрированных в ходе проведения Недели.

4.3. Поэтому в течение Недели участникам была представлена возможность посещения и участия в 28 формах работы, (см. Программу): лекции, семинары, семинар-совещание, пленарные и секционные заседания, рабочие группы, круглые столы, Форум народных школ, тренинги, индивидуальные маршруты, стажировки, метод проектов, кейс-стади, дидактические игры, дискуссия, экскурсия, музейная педагогика, социальные ролики, работа в группах сменного состава, агентство социальных инициатив, учебные визиты, мастер-классы, презентации организаций, выставки, профессиональные конкурсы («Красивая школа», парикмахеры, сварщики), арт-терапия, сетевое взаимодействие (договор Обучающийся регион), формирование фокус групп.

4.4.Особое значение имела работа в целевых группах (фокус группах):


Школьники и учителя

Круглые столы по конкурсу «Красивая школа»,



  • участие в конкурсе Социальных роликов,

  • конкурс творческих работ детей по итогам Сочинской олимпиады,

  • волонтерское обслуживание учебных визитов в школы во время Недели, проведение экскурсии по школе,

  • выставка работ учащихся, занимающихся в ОДОД.

Встречи в школах запомнились участникам как очень интересные, прошедшие в теплой атмосфере и давшие старт совместным программам в перспективе

Молодежь, студенчество

    • Санкт-Петербургский государственный технологический университет растительных полимеров. Международная научно-практическая конференция студентов и аспирантов, посвященная памяти заслуженного деятеля науки РФ проф. Соминского В.С. «Молодежь, образование и наука XXI века».

    • Работа молодежи в минигруппах по модели «Открытого пространства» по теме «Создание обучающегося сообщества в целях устойчивого развития». Кострикин А.В., Национальный Совет молодежных и детских объединений России Почетный работник сферы молодежной политики, заместитель председателя, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы.

    • Фестиваль социальных роликов, посвященных Международному дню солидарности молодежи.

    • Деловая игра по курсу «Территориальная организация населения» в Санкт-Петербургском институте гуманитарного образования» на тему: «Условия развития обучения на протяжении всей жизни в регионах России (сравнительный анализ)». Цель игры - определение регионов, где необходима активизация деятельности в образовании взрослых.

Люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации

Рабочие группы сменного состава (калейдоскоп знаний). СПбИГО

  • Профессиональное образование инвалидов в процессе их реабилитации. д.п.н., проф. Лебедева С.С, Санкт-Петербургский Государственный институт психологии и социальной работы;

  • Работа с семьей. Социально-гендерные проблемы - Женский кризисный центр, Васильева Н.В., Псков.



Старшее поколение представлено с учетом акцента в документах МОиН РФ
23.04 Ознакомление участников с Методическими рекомендациями для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по поддержке и обучению старшего поколения использованию информационных технологий и сети Интернет в повседневной жизни, подготовленными Экспертным Центром электронногогосударства и ФГАУ «Федеральный институт развития образования»

24.04. Рабочие группы сменного состава (калейдоскоп знаний). СПбИГО. Развертывание работы высшей народной школы для старшего поколения. к.п.н, доцент Гордина О.В. ВСГАО, Иркутск; Директор № 61 школы г.Новокузнецка Кемеровской области. Ковтун С.Ю.

25.04.Образовательные и просветительские программы для старшего поколения).

VI Форум ВНШ, СДО КЦСОН и университетов третьего возраста в ЛенЭКСПО. Ведущая к.п.н., доц. Восточно- Сибирской государственной академии образования Гордина О.В., Иркутск. Выступление директора Датского Института Культуры Финна Андерсена. Презентации участников, перекличка регионов

Чествование преподавателей неформального образования, удостоенных звания «Народный просветитель» за 2013 г., ведущая Родионова Р.Р., культорганизатор Дома культуры В.В. Маяковского п.Металлострой, Колпинского района

Круглый стол «Перспективы образования старшего поколения» - постановка проблем. Модератор: д. эн. проф. Литвинова Н.П. , президент РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге». Б.К. Сантош Кукреджа, директор региональной культурно-просветительской общественной организации «Санкт-Петербургский Центр Брахма Кумарис, Т.И.Репкина, Ялта, Крым.

Презентация программ, форм, методов и технологий работы со старшим поколением (отдельный план)

Осмотр выставки «Старшее поколение». Выст. комплекс «Ленэкспо», Павильон 7

Датский Институт Культуры, директор Финн Андерсен: Официальный прием преподавателей, удостоенных звания «Народный просветитель» за 2013 год.

26.04. Дискуссия «Потенциал развития межпоколенных программ в контексте интеграционных процессов в социальной сфере» (на примере Пушкинского района).

Круглый стол в преддверии Дня Победы, посвященный мудрости и опыту, способствующим поддержанию мира в мире - «Виват сокровищница опыта!»

29.04. Программы социальных партнеров

Мастер-класс «Танцевально-двигательная терапия, опыт социально-досугового отделения КЦСОН Адмиралтейского р-на».

Образовательная среда библиотек: компьютерная грамотность и клубная работа со старшим поколением.
Управленцы, специалисты, работающие со взрослыми

  • Участие в семинаре – совещании «Концепция непрерывного образования взрослых: приоритеты, пути реализации». Модератор: директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации Золотарева Н.М., и семинаре «Законодательное и нормативное обеспечение в сфере дополнительного профессионального образования». О приоритетах государственной политики, законодательном и нормативном обеспечении в сфере дополнительного профессионального образования, проведенном Аниськиной Н.Н., ректором Ярославской гос. академии промышленного менеджмента. Доклады вызвали большой интерес и много вопросов






  • Рабочие группы сменного состава (калейдоскоп знаний). СПбИГО

1.Управление развитием обучающегося сообщества в регионе. Роль муниципалитета в развитии человеческого потенциала, д.п.н., проф. Шерайзина Р.М, НовГУ им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, к.э.н. кафедрой ГМУ СПбИГО Кирсанов С.А., Куриленкова О.А. Администрация г. Иркутска.

2.Сетевое взаимодействие некоммерческих организаций как условие развития обучающегося сообщества. д.п.н , проф..Сафина З.Н., руководитель аппарата председателя общественной палаты Казани, Республика Татарстан, Представитель Администрации г.Боровичи Новгородской области.


Специалисты, работающие со взрослыми

Все остальные программы адресованы большинству участников, с возможностью углубления знаний и обмена опытом в родственных сферах: работа в вузах, колледжах, лицеях ,школах а также расширения представлений о политике, технологиях и формах работы со взрослыми учащимися.

Особое место в этих программах было отведено посещению Института педагогического образования и образования взрослых (ФГНУ ИПООВ РАО) 28.04.2014 «Презентация результатов новейших исследований

в области образования взрослых»

Руководитель – докт.пед.н., професор, засл. работник высшей школы А.Е.Марон

В семинаре приняли участие сотрудники и руководители различных учреждений общего и профессионального образования взрослых из Санкт-Петербурга, Иркутска, Ярославля, Липецка, Тюмени, Ижевска, Хабаровска, Перми, Братска, Тобольска, Магадана, Екатеринбурга, Кирова, Тувы; из Японии и Норвегии.
Вступительное слово: директор ФГНУ ИПООВ РАО, докт.пед.н., проф. И.И.Соколова.

c:\users\1\desktop\ов.jpg

Раскрыты основные цели деятельности института, головного научно-исследовательского института в стране, занимающегося комплексными фундаментальными и прикладными исследованиями в области прогнозирования и развития непрерывного педагогического образования, общего и профессионального образования взрослых; являющегося современным междисциплинарным научным учреждением, имеющим в арсенале высококвалифицированный научно-исследовательский кадровый потенциал. Кратко представлены полученные в течение последних лет наиболее значимые для теории и практики результаты исследований, актуальная проблематика фундаментальных и прикладных исследований в современных условиях социально-экономического развития страны, перспективы развития Института в области образования взрослых и просветительской деятельности.

Были заслушаны научные сообщения:

• Развитие андрагогики как области профессионально-педагогического знания и социальной практики (А.Е.Марон, докт.пед.н., ФГНУ ИПООВ РАО)

Раскрыто современное понимание андрагогики, этапы ее становления как науки, субъекты и объекты изучения андрагогики, ее различные аспекты (философско-культурологический, методологический, социально-психологический, дидактико-технологический, управленческий); особенности моделей опережающего образования, формирования потенциала саморазвития личности, открытого образования взрослых; продуктивные технологии профессионального обучения.

• Образование взрослых в контексте продуктивных тенденций мирового развития (Т.В.Мухлаева, канд.пед.н., ФГНУ ИПООВ РАО)

Рассмотрены роль и основные цели образования взрослых в свете «Повестки дня в области развития после 2015 года», принятой государствами-членами ООН в 2010 г.; их конкретизация в программе ЮНЕСКО «Образование для всех» (2012); проанализированы результаты состоявшегося в марте 2014 г. виртуального семинара Международного совета по образованию взрослых ICAE «Образование взрослых и развитие: после 2015 года"; современные задачи и деятельность крупнейшей в Европе организации в области образования взрослых «Европейской ассоциации образования взрослых» и Программы Совета Европы в области образования «Песталоцци» и участие Института в их работе.
На «Трибуне участников акции «Неделя образования взрослых в России» обсуждались проблемы:

• Современный андрагог – каков он?

• Технологии обучения взрослого: в чем социальные и профессиональные эффекты?

• Новые модели образования взрослых: Какова продуктивность и опережающие эффекты?


С сообщениями о различных аспектах образования взрослых в регионах России, а также зарубежных странах выступили участники семинара:

• Савано Юкико, Токио, Япония. Католический университет, проф., советник Министерства образования и науки;

• Антра Карлсен, Норвегия, Министерство образования и науки, Агентство по обучению на протяжении всей жизни, гл. координатор;

• Якушева Л.М., Тобольск, руководитель Многофункционального центра повышения квалификации (МФЦПК);

• Соловьева М.Ф., Киров, клубы, занимающиеся этнокультурными и культурно-историческими исследованиями;

• Татарникова Е.Г., Министерство труда и социальной политики Магаданской области.


В ходе «Презентации и экспертизы инновационного опыта»

с сообщениями-презентациями выступили:

• Монахова Л.Ю. (докт.пед.н., проф., ФГНУ ИПООВ РАО): Праксеологические среды в образовании взрослых;

• Коменский А.М. (канд.пед. н., засл. учитель РФ, директор Лицея информационно-коммуникативных технологий № 590, С.-Петербург): Современный лицей как самообучающаяся организация;

• Марон А.Е. (докт.пед.н., проф., ФГНУ ИПООВ РАО): Электронная презентация образовательных текстов.
Все участники семинара получили диски с подготовленными аналитическими материалами по образованию взрослых в России; интернет-навигатором и списком современной литературы в области образования взрослых.

В методологическом отношении важным также было посещение РГПУ им А.И Герцена.

Кроме педагогического и андрагогического направления,очень интересно прошли занятия в разнообразных формах для руководителей колледжей и лицеев. Приводим в качестве примера презентации

Высокую оценку получила дискуссия, развернувшаяся в Торгово-экономическом университете по проблемам бизнес- образования.


5.Результаты работы, рекомендации, адреса инновационного опыта
5.1.Созданы предпосылки для проведения 16-ой Недели образования взрослых как в масштабе России, так и в регионах и городах, поскольку все участники получили научно-методическое пособие Недели образования взрослых в России, подготовленное РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге». 5.2.Расширился круг людей ознакомившихся с актуальными проблемами образования взрослых.

5.3.Установлены партнерские связи между организациями, развивающими близкие по целям программы либо проектирующие общую программу (например, школы-победительницы конкурса «Красивая школа» 2013 г. провели мастер-классы, презентации для новых участников).

5.4.Обобщаются материалы организаций, представляющих свою работу, и иногородних участников, будут опубликованы до конца 2014 г.

5.5.По результатам работы многочисленных круглых столов были сформулированы предложения и рекомендации по расширению социального партнерства и сетевого межведомственного взаимодействия:



  • создать Межведомственные научно-методический советы по обучению на протяжении всей жизни как орган государственно - общественного управления развитием человеческого потенциала на региональном и местном уровне - региональные и местные власти;

  • по итогам региональных и местных акций проводить обобщение материалов и осуществлять мониторинг состояния образования взрослых в стране - Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации;

  • разработать систему стимулирования учреждений системы образования, создающих условия для доступного неформального образования категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке (пенсионеры, мигранты, безработные, многодетные, приемные семьи и др.);

  • реализовать масштабную федеральную рекламную кампанию по популяризации непрерывного образования в СМИ.


6. Мнения, впечатления участников
По итогам круглых столов и учебных визитов происходил опрос участников по их впечатлениям от посещений. Вечерами обсуждались итоги каждого дня. По окончании Недели проводилось анкетирование (анкета Приложение 2).

  1. Общее впечатление практически у всех отвечавших - положительное. Отмечается актуальность, высокая полезность участия, полезность встречи на «местах». Полезный опыт, накопленный за 15 лет регионами, участвующими в Неделе образования взрослых. Чрезвычайно богатое содержание. Появились новые идеи, наметились пути реализации.

  2. Какие идеи были взяты участниками на вооружение: всех участников зинтересует опыт Обучающихся регионов, формы и методы работы с людьми пожилого возраста, организация взаимодействия с государственными структурами. Идеи Высшей народной школы.

  3. Участники наметили совместную работу с участниками из Симферополя, Иркутска, Братска, Хабаровска, Улан-Удэ, Ялты, с городами, имеющими опыт в проведении НОВ, школами, колледжами г. Санкт-Петербурга.

  4. Отношение к проведению региональной Недели различается по регионам – у одних – это любимый проект, другие намерены провести в ближайшем году, но есть и те, кто не планирует пока.

  5. Практически единогласно считают необходимым обучение по программе «Обучающийся регион» и предлагают создать экспертную группу из тех, у кого накоплен опыт.

  6. На следующей Неделе считают необходимым осветить работу с мигрантами, инвалидами, современные технологии в образовании взрослых, проблемы частного образования.

  7. Замечания по организации касаются обширности программы, предлагают сфокусировать на 1-2 проблемах и поменьше «демократии» (выбора).

  8. Пожелания. Успехов и дальнейшего развития программы.

От организаторов Недели образования взрослых добавим, что для нас общий результат оказался противоречивым.

С одной стороны, замечательно, что в Неделе участвовали руководители Министерства образования и науки, эксперты Министерства, что позволило познакомиться с актуальной образовательной политикой нашего государства, со статистикой и путями ее совершенствования в ближайшее время.

С другой стороны, по понятным причинам, очень занятые люди -руководители региональных органов управления, смогли быть только день -полтора, что не позволило им познакомиться с работой учреждений образования и социальными партнерами, пообщаться со специалистами в области образования, поэтому очень бы хотелось, что бы 15-летний опыт проведения Недели образования взрослых был ими все-таки воспринят и не начинали все с нуля.

Очень надеемся, что эта Неделя знаменует новый этап в развитии массовой работы со взрослым населением в регионах России.

Выражаем искреннюю благодарность руководителям Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации

Золотаревой Наталии Михайловне и Шмельковой Ларисе Витальевне за помощь и доброжелательное отношение в период совместной работы!
Благодарим Заместителя Министра Климова Александра Алексеевича за содействие в подготовке и проведении Недели образования взрослых- 2014.

Выражаем глубокую признательность

Соколовой Ирине Валерьевне,, депутату Государственной Думы пятого и шестого созыва. Члену фракции «Единая Россия». Заместителю председателя комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей,

Канаеву Николаю Митрофановичу,

профессор Московского Института государственного управления и права, Эксперт-консультанту по делам ЮНЕСКО Дипломату, Чрезвычайному и Полномочному Посланнику МИД России, вице-президенту Международного союза писателей,



Беличенко Владимиру Владимировичу, Члену Экспертно-консультативного совета Комитета по образованию Федерального Собрания Государственной Думы Российской Федерации

за добрые напутствия в приветствиях в день торжественного открытия Недели образования взрослых-2004 в конференц- зале Санкт- Петербургской Академии постдипломного педагогического образования



Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество в развитии обучающегося сообщества в нашей стране!

7. Перспективы работы

7.1. По итогам обсуждения решено Неделю образования взрослых 2015г. провести в форме Передвижного института повышения квалификации по областям и республикам Северного Кавказа. Тема года «Развитие поликультурного пространства образования взрослых».

7.2. На основе обобщения материалов акций «Неделя образования взрослых 2012-2014гг завершить издание 10-томной монографии «Образование на протяжении всей жизни: разнообразие идей, концепций, форм, методов, технологий»- РОО « Дом Европы в Санкт-Петербурге».

7.3. Опубликовать отчет и резолюцию на сайтах организаций-участников


По поручению участников

Координатор Международной акции «Неделя образования взрослых»

Нина Петровна Литвинова,

президент РОО "Дом Европы в Санкт-Петербурге", д.э.н., профессор кафедры ГМУ, зав .Лабораторией проблем образования взрослых в условиях глобализации СПб Института гуманитарного образования

тел:8-921-404-56-04,тел/факс8(812)713-27-37,ninalitvinova@mail.ru



c:\users\1\desktop\0givwnso7bm.jpg


Коьрта
Контакты

    Главная страница


«Становление культуры обучения на протяжении всей жизни»

Скачать 280.73 Kb.