• Объект исследования
  • Глава I . Русская народная песня Как складывались русские народные песни
  • Жанры русской народной музыки
  • Собиратели русского фольклора
  • Митрофане Ефимовиче Пятницком
  • Народная песня в наше время
  • Участие в фольклорных праздниках
  • Практическая часть

  • Скачать 10.28 Mb.


    страница1/15
    Дата03.06.2018
    Размер10.28 Mb.
    ТипРеферат

    Скачать 10.28 Mb.

    Стр. 2-3 Глава I. Русская народная песня


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Содержание

    Введение…………………………………………………….стр. 2-3


    Глава I. Русская народная песня

    1.1. Как складывались русские народные песни………… стр.3-8

    1.2 Жанры русской народной песни………………………стр.8-10

    1.3 Собиратели русского фольклора………………………стр.10-14

    1.4 Народная песня в наше время………………………….стр.14-15

    Глава II. Фольклорная студия « Родные напевы»……….. стр.15-17

    Глава III. Участие в фольклорных праздниках……………стр.17
    IV. Практическая часть (анкетирование и результаты)……стр.17-29

    V. Список литературы………………………………………. стр.30

    VI. Приложение……………………………………………........
    « В гармонии соединяются души и сердца. А если перестанет народ петь свои песни, то он перестанет и существовать как нация. Песня-хранилище души народной, а без души и народа не будет »

    В. Чернушенко.



    Введение

    Мы изучаем и восхищаемся эстетикой мировой культуры: скульптурами Древней Греции и живописью эпохи Возрождения, поэзией Средневековья и музыкой итальянских мастеров. А рядом с нами живет искусство, не менее древнее и не менее гениальное, веками рождающее искусство, которому тоже необходимо сооружать памятники, оберегать и сохранять, передавая по наследству, пока, чудотворный родник не иссяк, пока он живой - это народная песня.

    Время оставляет след-вчера, сегодня, завтра. В событиях, фактах, в камнях, руинах, в сердце и памяти народной. Нити времени, соединяясь, плетут правдивую летопись, которой нет конца. История отражается в жизни людей, в облике городов и сел, в красках художника, в резце скульптора, в рифмах поэта, в слове писателя, она - в песне народного творца, в музыке композитора, в летописи времени. Перелистаем же страницы этой удивительной летописи и задержимся на тех из них, которые ожили в звуках, став одним из прекраснейших творений человека – песней! Свою работу я посвящаю русской народной песне. 

    Идея данного исследования возникла недавно. Есть на земле люди с душой, как родник, радующие своей сердечной теплотой и отзывчивостью. С такой родниковой душой моя прабабушка Кушнерова Елена Дмитриевна. Несмотря на её возраст всё в её памяти хранится отчётливо и совершенно. Она поёт старинные причудливые народные песни с чувством и настроением, как будто заново переживает прожитые годы. Сначала для меня это были просто песни, которые мне пела прабабушка, затем я сама стала их разучивать, постепенно у меня стал проявляться интерес к фольклору. Поскольку я сама стала заниматься фольклорным пением, мне очень интересна эта тема. Так у меня возникла идея исследовать русскую народную песню.

    Для достижения этой цели нужно осуществить следующие задачи:


    • познакомиться с русскими народными песнями, традициями, обрядами;

    • узнать какие бывают народные песни;

    • разучивать и исполнять народные песни;

    • узнать отношение современных людей к русской фольклорной музыке.

    Основным методом моей исследовательской деятельности является

    -наблюдения

    - беседа

    -выступления

    - анкетирование

    - математическая обработка данных



    Актуальность этой работы заключается в том, что мы наблюдаем негативные тенденции в развитии русской культуры, в том числе и забвении русской народной песни, вытеснение её попсой.

    Объект исследования: содержание народных песен

    Гипотеза:

    - предположим, что русская народная песня помогает нам лучше узнать историю русского народа;

    - возможно, что русская народная песня будет жить до тех пор, пока жив русский народ.

    Глава I. Русская народная песня

    Как складывались русские народные песни

    Сила народной песни в отличие от других письменных памятников старины состоит в том, что песня не несёт в себе отпечатков иноземного влияния, в отличие, например, от летописей (как известно, многие летописцы были далеко небеспристрастны на страницах своих «сказаний»). Песня сохраняет тот первозданный душевный лад людей, когда она рождалась. Песни создавал сам народ, без заморской подсказки и без корысти. Во все времена народ пел своё, вкладывал в песню свою жизнь, свои чувства, надежды, горе и радость. Народная песня жила так, как жил и чувствовал её создатель – народ, во всём своём многообразии. Она была явлением свободного творчества, естественным отражением жизни и быта народа. 

    «Песня, созданная народом,- это бесценное наше богатство. Она будит в нас чувства гордости, любви к Родине, в ней душа народа, жизнь народа во всём её многообразии, что может быть прекраснее раздольной русской мелодии, родившейся на великой земле, у великого народа!» Этими словами Людмилы Зыкиной, всемирно известной певицы, которая на протяжении полувека щедро дарила людям свой талант исполнительницы русских песен, хотелось бы начать наш разговор о Русской песне.

    Народное музыкальное искусство зародилось задолго до возникновения профессиональной музыки православного храма. В общественной жизни древней Руси фольклор играл гораздо большую роль, нежели в последующие времена. В отличие от средневековой Европы, Древняя Русь не имела светского профессионального искусства. В ее музыкальной культуре развивались только две основные сферы – храмовое пение и народное творчество устной традиции, включающее различные, в том числе и «полупрофессиональные» жанры (искусство сказителей, скоморохов и др.).

    Народная музыка прочно вошла в быт людей, отражая самые разнообразные грани социальной, семейной, личной жизни. Исследователи полагают, что до государственный период (то есть до того как сложилась Киевская Русь) восточные славяне имели достаточно развитый календарный и семейно-бытовой обрядовый фольклор, героический эпос и инструментальную музыку.

    С принятием христианства языческие верования постепенно теряют свое значение. Смысл магических действ, породивших тот или иной вид народной музыки, постепенно забывался. Однако чисто внешние формы древних праздников оказались необычайно устойчивы, и обрядовый фольклор продолжал жить как бы вне связи с породившим его язычеством.

    Христианская церковь (не только на Руси, но и в Европе) весьма негативно относилась к традиционным народным песням и пляскам, считая их проявлением греховности, дьявольского прельщения. Эта оценка зафиксирована во многих летописных источниках  и в канонических церковных постановлениях. Известны, например, ответы киевского митрополита Иоанна II писателю XI в. Якову Черноризцу, где говорится по поводу священников: «Тем лицам иерейского сана, которые ходят на мирские пиры и пьют, святые отцы повелевают соблюдать благообразие и принимать предложенное с благословением; когда же войдут с игрой, плясками и музыкой, то надлежит, как повелевают отцы, встать (из-за стола), дабы не осквернить чувства тем, что могут увидеть и услышать, либо совсем отказаться от тех пиров или уходить в то время, когда будет большой соблазн».

    Негативную реакцию православной церкви вызывала совершенно определенная область фольклора, рожденная в недрах так называемой «смеховой», или «карнавальной» культуры Древней Руси. Шумные народные гульбища с элементами театрального действа и с непременным участием музыки, истоки которых следует искать в древних языческих обрядах, принципиально отличались от храмовых праздников.  «Смеховая» культура всегда была «кривым зеркалом» действительности, абсурдной «дурацкой» жизнью, где все было наоборот, все менялось местами – добро и зло, низ  и верх, реальность и фантазия. Для этих праздников характерно выворачивание наизнанку одежды, использование для ряженья рогожи, мочала, соломы, бересты, лыка и другой карнавальной атрибутики.

    Самую обширную область народного музыкального творчества Древней Руси составляют обрядовый фольклор, свидетельствующий о высокой художественной одаренности русского народа. Обряд был нормативным, строго регламентированным религиозным действом, подчинялся сложившемуся в течение столетий канону. Он родился в недрах языческой картины мира, обожествления природных стихий. Наиболее древние считаются календарно-обрядовые песни. Их содержание связано с представлениями о круговороте природы, с земледельческим календарем. Эти песни отражают различные этапы жизни крестьян-земледельцев. Они входили в зимние, весенние, летние обряды, которые соответствуют поворотным моментам в смене времен года. Совершая обряд, люди верили, что их заклинания услышат могучие боги, силы Солнца, Воды, Матери-Земли и пошлют хороший урожай, приплод скота, безбедную жизнь.

    Один из самых древних жанров – хороводные песни. Водили хороводы на протяжении почти всего года – на Святки, на Масленицу, после пасхи. Распространенными были хороводы-игры  и хороводы-шествия. Первоначально хороводные песни входили в земледельческие обряды, но с течением столетий они стали самостоятельными, хотя образы труда землепашца сохранились во многих из них.                                           

    Сохранившиеся до наших дней плясовые песни сопровождали мужские и женские пляски. Мужские олицетворяли силу и сноровку, женские – нежность, пластичность, статность. Много веков сохраняют свою популярность плясовые напевы «Ах вы, сени, мои сени», «Камаринская», «Барыня», «У меня ль во садочке» и др.

    В канун Рождества и Крещения хороводы и пляски сменялись пением подблюдных песен наступало таинственное время святочных гаданий. Одной из наиболее старых подблюдных песен является «Хлебная Слава».

        А мы эту песню хлебу поем, Слава!

    Хлебу поем да хлебу честь воздаем, Слава!

    И самое главное русская песня является живым свидетельством исторических событий разных эпох.



    Это своеобразная летопись, хранимая народной памятью.

    С течением столетий музыкальный эпос начинает пополняться новыми темами и образами. Рождаются былины, баллады, рассказывающие о борьбе против ордынцев, о силе богатырской, о возникновении казачества, народных восстаниях.



    Народно-эпические баллады, сказания воссоздают картины седой древности, величие и героизм народа. Песни о великих русских победах, о наших дедах, потомках русских богатырей, поднимают дух величайшего патриотизма народа, который ощущает неразрывную связь своего прошлого с настоящим ( «Варяг», «Дело было под Полтавой», «Сусанин», «Солдатушки - ребятушки», «Ермак» и др.)

    Русская песня живая исповедь нашего народа. Она отражает не только положительные черты русского духа, но и подлинно исторические события, порою глубоко отрицательные. Такие песни, как «Из-за острова на стержень», «Дубинушка»,- говорят о сложнейшей многострадальной судьбе России. В них откровенно исповедуются самые страшные, смертельные грехи убийство, язычество, вольнодумство, вероотступничество, цареубийство. Но, надо отдать должное - таких песен мало. Ведь идеалом русской песни всегда было стремление к святости. Россия - страна, где народ любовно называет свою родину святою «Русь святая!»

    Музыкальной основой русских народных песен являются духовные песнопения, знаменные древние распевы. Это еще раз подчеркивает, что в основании великой русской культуры лежит христианство православная вера наших предков.

    Духовные знаменные распевы представляют собой одноголосное пение. Постепенно русская песня выработала на их основе глубоко самобытный тип многоголосья, где один голос подхватывается другим, другой третьим, и в своем развитии каждый проходит свой путь, как бы проживаем мелодическую ткань, напоминающую великолепные русские кружевные узоры.

    В удивительной мелодии раскрывается вся природная красота матушки России, ее раздолье, широта, чистота и искренность души русского человека.

    Особая отличительная черта русских песен - отсутствие агрессивности. Русские люди, славяне, издревле занимались миролюбивыми занятиями земледелием и скотоводством. Он не завоеватель, а защитник, так было во все времена.

    Русский человек в народных песнях прощается со всем миром перед смертью. Здесь престает перед ним картина высшей нравственности. В последние минуты жизни он не клянет судьбу, а спокойно предается воле божьей, прося у всех прощения, отдавая поклон родителям, а жене свою последнюю волю, дабы она не печалилась и обвенчалась с другим, отпуская ее с миром и любовью, благословляя её на новую жизнь. Думы не о себе, а о близких людях, являются ярким примером высшей нравственной чистоты, неразрывности жизни русского человека с христианством, примером того, что русская песня - духовное отражение православия на Руси.
    Жанры русской народной музыки

    Русская песня является источником, носителем культуры, основой всех музыкальных жанров. Не случайно русский композитор, основоположник русской музыкальной классики Ф.И. Глинка подчеркнул, что «Музыку создает народ, а мы ее только аранжируем».
    Песня сопровождает человека от колыбели до могилы. Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье: всё находило и находит отражение в народном песнетворчестве. Отсюда богатство и многообразие жанров русской народной песни.
    Из учебника по музыке я узнала, что традиционно песни подразделяются на лирические, исторические, обрядовые. Это самое общее деление. Оказалось, что их, жанров русской народной песни, намного больше. Самую подробную классификацию я нашла на сайте интернета Википедия.
    Русские народные песни подразделяют на:

    • Песенный эпос

      • былины северная эпическая традиция;

      • исторические песни;

      • баллады;

      • небылицы и скоморошины;

      • песни в сказках.

    • Календарные обрядовые песни

      • Поздравительные;

      • святочные;

      • масленичные;

      • весенние;

      • семицкие;

      • летние;

      • жатвенные.

    • Семейные обрядовые песни

      • обряды рождения и пестования;

      • плачи и причитания;

      • свадебные;

      • колыбельные.

    • Традиционные лирические

    • Трудовые песни.

    • Отходнические песни

      • бурлацкие;

      • чумацкие;

      • ямщицкие;

      • солдатские;

      • рабочие.

    • Удалые песни

      • разбойничьи;

      • каторжные и ссылочные;

      • тюремные

    • Шуточные, сатирические, хороводные песни, частушки, припевки, страдания.

    • Песни литературного происхождения.

    • Казачий воинский репертуар.

    • Жанровые песни, связанные с хореографией

      • хороводные;

      • игровые;

      • песни и инструментальные наигрыши, сопровождающие пляску.

    Собиратели русского фольклора

    Передо мной встал вопрос: почему русская народная песня живет и по сей день? Когда появился интерес к русской народной песне, когда стали записывать и изучать ее, кто первый догадался, что это необходимо? В своей работе я попытаюсь хотя бы познакомить вас с известными собирателями песни. 

    Одним из первых собирателей стал Владимир Иванович Даль (1801-1872) (Приложение № 1). Имя очень известное. Действительно великий собиратель. Кроме «Толкового словаря живого великорусского языка» и собрания пословиц, он записал и передал Афанасьеву в его собрание тысячу сказок. Записанные им песни отдал Петру Киреевскому, издавшему многотомное собрание русских песен, в Публичную библиотеку передал целую коллекцию лубочных картин. Какую цель достигал этим Владимир Иванович, какую задачу решал? 
    Современные продолжатели дела Даля подходят к этому вопросу вполне по бытовому: как сказано, так и есть. А сказано было самим Далем в одном из его литературных произведений. Его слова приводит современный издатель Даля профессор и заслуженный деятель науки А.Н.Тихонов. 
    Однажды Даль, услышав от везущего его ямщика неожиданное слово, выхватывает книжечку, записывает туда это слово и «принимает решение на всю жизнь. С тех пор для Даля это занятие стало потребностью души, повседневным делом. Об этом говорит он устами одного из своих героев, который, чувствуя необходимость “соединить с прогулкою своею какую-нибудь цель”, “задал себе вот какую задачу: 
    1) Собирать по пути все названия местных урочищ, расспрашивать о памятниках, преданиях и поверьях, с ними соединенных... 
    2) Разузнавать и собирать, где только можно, народные обычаи, поверья, даже песни, сказки, пословицы и поговорки и все, что принадлежит к этому разряду... 
    3) Вносить тщательно в памятную книжку свою все народные слова, выражения, речения, обороты языка, общие и местные, но неупотребительные в так называемом образованном нашем языке и слоге... 
    Вот такая легенда была создана Владимиром Ивановичем Далем для самого себя и уже полтора века является рабочей для всех собирателей. Большая часть из них безоговорочно подпишется под этим манифестом русского собирателя, разве что посетует, что не дотягивает до такой чистоты и жертвенности, с какой воплощал эту «программу» в жизнь Даль. 
    «В 1814-1819 годах Даль учился в Морском кадетском корпусе, после чего был направлен врачом в действующую армию в Турцию, потом участвовал в войне с Польшей. В 1832 году был переведен в Петербург на должность ординатора военно-сухопутного госпиталя» . 
    Это был 19 век, век, когда действительный интерес к фольклору был огромным. 

    Нельзя не рассказать и о Митрофане Ефимовиче Пятницком (Приложение №2) - исполнителе и собирателе русских народных песен; основателе и первом художественном руководителе русского народного хора своего имени.


    Пятницкий родился 21 июня (3 июля) 1864 года в семье священника. Учился в Воронежском духовном училище. Одновременно с учёбой брал уроки пения у Льва Михайловича Образцова, а позднее, уже в Москве, у Камилло Эверарди.

    В Москву приехал в 1897 году, с 1899 года поселился в Большом Боженинском переулке. С 1899 по 1923 год работал делопроизводителем в одной из московских больниц. Но увлечённость народным музыкальным творчеством приводит его в 1902 году к созданию ансамбля народной песни. Певицы ансамбля: П. В. Козимовская, М. А. Шевченко, Р. А. Кондра, певец-бандурист В. К. Шевченко.

    С 1903 года он член музыкально-этнографической комиссии при Императорском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии и ведёт научно-этнографическую работу. Посетил много деревень, записал много песен от крестьян. При этом только на фонографе он записал около 400 народных песен, часть которых была опубликована в 1904 и 1914 годах. М. Е. Пятницкий не ограничивался только собиранием песен и инструментальных наигрышей, он собрал коллекции народных инструментов и костюмов. В годы Первой мировой войны Пятницкий служил в одной из московских больниц, куда поступали раненые солдаты и другие нижние чины. Из их числа М. Е. Пятницкий создал так называемый «хор инвалидов» (в числе поющих действительно были воины-инвалиды, георгиевские кавалеры, а также и медперсонал). Многие участники хора, зачастую малограмотные и неграмотные крестьяне в прошлом, впервые изучили нотную грамоту и приобщились к хоровому пению.

    Первоначально Пятницкий записывал песни в своем родном селе Александровка, затем сгруппировал их в жанровые разделы, относящиеся к определенной песенной традиции, и опубликовал в 1904 году в своем первом сборнике «12 русских народных песен (Воронежской губернии Бобровского уезда)». 1904, 1910, 1920, 1925 годы, это годы, посвящённые наиболее плодотворным этнографическим поездкам.

    «Народная песня, — говорил М. Е. Пятницкий, — эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению вымирает с каждым днем… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает и её надо спасать».

    Петр Киреевский(11.02.1808-25.10.1856)(приложение № 3),детские годы, как и его брат, Петр провел в имении своих родителей в Калужской губернии, получил солидное домашнее образование. Киреевский изучил семь иностранных языков, много переводил Байрона, Шекспира, Кальдерона. Первые литературные опыты Киреевского относятся к 1827 году. В 1829 — 30 выезжал вместе с братом в Германию, где изучал немецкую философию. Свои славянофильские взгляды на историческое развитие России Киреевский изложил в статье “О древней русской истории. Письмо к М. П. Погодину” В 1840-50-е года Киреевский усиленно занимался собиранием и изучением памятников русского фольклора. Народные песни и сказания Киреевский начал собирать в 1831 году в Московской, затем в Новгородской и Тверской губерниях. Некоторые из них (духовного содержания и свадебные) были изданы в 1847 — 56 годах в журналах и сборниках. Полностью изданы уже после его смерти, Киреевский собрал тысячи текстов лирических и исторических песен, народных былин. В этой работе Киреевскому помогали А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. И. Даль, Аксаковы и другие единомышленники-славянофилы. 
    Владея семью языками, Киреевский много переводил. Определившись в своих славянофильских пристрастиях и веря в великую судьбу русского народа, Киреевский с 1831 стал систематически записывать народные песни, мечтая воссоздать духовную основу народа, в них запечатленную. К этой работе Киреевский сумел привлечь многих литераторов. Киреевский создал уникальное собрание, насчитывавшее свыше 10 тысяч песен, составившее эпоху в отечественной фольклористике. При жизни Киреевского из-за цензурных сложностей было напечатано лишь 67 песен. Несмотря на ряд изданий русского, и современного времени, большая часть собрания остается неопубликованной. Исследователь жизни Киреевского. М.О. Гершензон пришел к выводу: "Не собиранием народных песен, не исследованиями в области русской истории он исполнил свое жизненное призвание, но тем, что в определенный момент он явился среди русского образованного общества, как живое воплощение русского народного духа и как живая связь между народом и этим оторвавшимся от народа обществом". 
    Народная песня в наше время

    Созданные первоначально отдельными талантливыми творцами и впоследствии ставшие достоянием широких народных масс, народные песни постоянно подвергаются коллективной творческой переработке. Переходя из уст в уста во все новых, разнообразных вариантах, они своеобразно «корректируются» народными певцами: постоянно видоизменяются, улучшаются, совершенствуются до тех пор, пока в каждом отдельном случае их песенная форма не «отшлифовывается» в соответствии с достигнутым уровнем художественного развития народа, его песенной культуры или же с местными певческими традициями. Мелодии лучших народных песен, бытующих в народе в течение десятков и сотен лет, представляют собой, таким образом, результат творческого труда целых поколений безвестных народных певцов, результат длительного отбора наиболее выразительных и жизненно ценных интонаций, попевок и мелодических оборотов.



    Но настоящую народную русскую песню в ее истинном звучании сейчас редко услышишь. А то, что мы слышим это несколько эстрадированный веселящий ни к чему не обязывающий современный фольклор, где от русской песни присутствует очень мало. Если мы и слышим наши любимые песни, то в совершенно искалеченном виде, обработанные современными агрессивными ритмами, которые глубоко чужды распевности русской мелодии. Это песни-калеки, где широкая протяжность русской песни должна подлаживаться под четкий ритм, так называемой «свободы».

    Я уже не говорю о том, что русские песни пытаются смешать с негритянскими ритмами и напевами, что совершенно недопустимо, не говоря уже о чисто внешнем облике, о «русских», расписанных золотыми узорами, костюмах молодых исполнителей, которые едва прикрывают наготу.

    Стыдно и больно слышать песню «Вечерний звон» - символ русской культуры в совершенно искаженном виде, в виде пляски-агонии. Обидно за наших эстрадных супер-звезд, которые по своему неразумению, своими же руками разрушают русскую культуру. Русская песня это голос народа и его не так-то легко подчинить. И если идут такие откровенные нападки па песню, то это только подчеркивает высочайшую ее духовность. Народная песня не только сохранилась, но и развивается. Глубокий поклон замечательной исполнительнице Л.Зыкиной, (Приложение №4). Л. А. Руслановой (Приложение№5) и другим, которые действительно берегут и хранят в своем сердце истинное звучание русской песни. Отрадно, что в наше время не пишутся новые песни, в которых сохраняется все то, что Русь хранила веками. Это действительно чистые родники. Как хочется, чтобы они зажурчали веселым гамом и освещали землю своими светлыми потоками. Смыли всю грязь, западную наносную культуру, которая коростой вцепилась в родную землю, в души русских людей. Русская песня это живое творчество русского парода и покуда она будет жить, будет жить и наша великая русская культура.

    А все, что происходит сейчас вне истинной культуры это сознательное действие опорочить великое настоящее искусство, которое дарит истинный свет души.

    Народную песню как русскую душу, нельзя уничтожить, теплится она неугасимой свечей в родных глубинках, как лампадка перед иконой, охраняя от недобрых взглядов свою истинную веру, свою культуру.


    Фольклорная студия

    Вот уже 3 года я занимаюсь русским фольклором. Я посещаю фольклорную студию «Родные напевы» Заветненского дома культуры (Приложение № 6,7). При написании своей работы мне пришлось взять интервью у руководителя фольклорной студии «Родные напевы» Ватаманюк Ирины Викторовны. Много лет она занимается изучением русской народной песни. Она любезно согласилась дать интервью, которое я включила в свою работу.



    1.Какую музыку Вы любите слушать? (современную, народную, классическую, зарубежную) 18

    2.Слушаете ли Вы русские народные песни? 18

    Из диаграммы ответов на первый вопрос видно, что учащиеся и люди старшего поколения предпочитают современную музыку народной. 20

    Рисунок 2.Из ответов вырисовывается следующая картина: молодое поколение и родители редко слушают народные песни или вовсе не слушают их. 21

    Рисунок 7. Символика русской народной песни. 26

    Что касается символики русской народной музыки, то респонденты младшей группы не смогли ответить на этот вопрос; у старшей группы-инструменты и использование предметов природы, у средней- деревья (калина, берёза, рябина). 26

    Рисунок 8. Названия известных русских народных песен Разнообразием знаний русских народных песен не может похвастаться ни одна возрастная группа, в основном назывались такие песни как « Во поле берёза стояла», «Калина», «Катюша», «Земелюшка – чернозём». Старшее поколение знает гораздо больше песен, больше всего так называемых застольных: «Валенки», «То не ветер ветку клонит», «Ой цветет калина» , «Ой Мороз-Мороз». 27

    Единодушно ответили на этот вопрос представители всех возрастных групп. 28

    Рисунок 10. Любители народной музыки 29

    Любителями народной музыки среди старшего поколения оказалось 20%, 70% не могли определиться являются ли они любителями народных песен; среди учеников младших классов любителями оказалось 30%, а вот среди старшеклассников не нашлось ни одного любителя. 29

    6. http://www.ruplace.ru/kuljtura/molodezhnoe-foljklornoe-dvizhenie.-zhulanova-n.i.html 31


    -Какие из русских народных песен вам больше всего нравятся?

    -Все народные песни нравятся, особенно для исполнения нравятся проголосные, протяжные.

    -А есть у Вас самая любимая песня?

    -Самой любимой песни нет, все любимые. Например, песня «Катюша» у нее есть автор, но ее столько пели, менялся текст, напев и она стала народной. Очень нравится песня «Степь, да степь кругом», существуют десятки обработок, аранжировок и все они звучат по-разному.

    -Как возникла идея создания песенного коллектива?

    - Весна - самое прекрасное время года. Просыпается природа, появляются первые цветы - подснежники.

    Вот так однажды весной родился замечательный песенный коллектив «Весна» в сельском Доме культуры села Заветное. Сначала это была вокальная группа из шести односельчан. Затем в коллектив вливались новые голоса любителей песенного творчества. Так образовалась фольклорная студия «Родные напевы». И теперь коллектив насчитывает 15 участников. Возраст участников от 9 до 78 -и лет и всех их объединяет любовь к песне. В репертуаре коллектива более 100 песен.

    Жители села «Заветное» очень любят свой ансамбль и всегда ждут новой встречи с ним. Бурные аплодисменты благодарных зрителей вдохновляют на плодотворное творчество, и если от песен у слушателей блестят слезы в глазах, значит, песни спеты не зря.

    Коллектив активно участвует в фестивалях, концертах и других мероприятиях Советского района. Деятельность фольклорной студии «Родные напевы» отмечена многочисленными грамотами райсовета, Советской районной государственной администрации и отдела культуры (Приложение №8).


    ИР*

    - Как вы думаете, есть ли у русской народной песни будущее?

    -Конечно, родители поют народные песни своим детям. Дети вырастают и сохраняют их для своих потомков. Так и будет жить старинная русская песня, переходя от одного поколения к другому. Народная песня в наши дни постоянно звучит на концертной эстраде и по радио. У нас существует множество народных хоров. А лично наша студия привлекает к исполнению народной песни как старшее, так и молодое поколение. (Приложение № 9)



    Участие в фольклорных праздниках

    Я задумалась, как знакомить новое поколение с жанрами русского фольклора, символикой русской народной песни, музыкальными инструментами? Я обратилась к классному руководителю с предложением организовать в своём классе праздник русской песни, на котором будут звучать, и инсценироваться народные песни, будут включены жанры народного фольклора. Так был проведён праздник «Деревенские посиделки», с которым мы выступили перед родителями. (Приложение № 10, №11 ).

    Неоднократно после изученных народных песен мы устраивали конкурсы «Народные песни в рисунках детей) (Приложение № 12, №13, №14). Так мы проводим работу по изучению и сохранению традиций и обрядов русской культуры.

    Практическая часть

    Анкетирование

    В практической части своей работы я решила выяснить, что знают о русской народной (фольклорной) музыке русскоговорящие люди разного возраста. С этой целью я провела небольшое социологическое исследование среди разновозрастных групп: учащихся 3 класса Заветненской ош им. Крымских партизан (10-11 лет); учащихся 11 классов (16-17 лет); людей старшего возраста (30- 45 лет) разных профессий. В среднем, в каждой возрастной группе было опрошено 20 человека (всего 60 респондента). Для исследования была составлена анкета с разными вариантами ответов (закрытыми и открытыми).

    Анкета


    1. Какую музыку Вы любите слушать? (современную, народную, классическую, зарубежную)

    2. Слушаете ли Вы русские народные песни?

    А) Да

    Б) Нет


    В) Иногда

    3. Как Вы относитесь к русской народной музыке?

    А) Положительно

    Б) Отрицательно

    В) Затрудняюсь ответить

    4.Часто ли вы поёте русские народные песни?

    А) да

    Б) редко


    В) совсем не пою

    5. Присутствовали ли Вы на исполнении русских народных песен?

    А) Да

    Б) Нет


    6. Какие жанры русского народного фольклора вы знаете?

    7. Что на ваш взгляд является символикой русской народной песни?

    8. Назовите известные русские народные песни.

    9. Нужна ли нам народная песня?

    А) да

    Б) нет


    10. Можете ли вы назвать себя любителем русской народной музыки?

    А) да


    Б) нет

    В) затрудняюсь сказать



    Результаты опроса для удобства представлены в виде диаграмм.





    Рисунок 1. Какую музыку Вы любите слушать? (современную, народную, классическую, зарубежную).



    Из диаграммы ответов на первый вопрос видно, что учащиеся и люди старшего поколения предпочитают современную музыку народной.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Стр. 2-3 Глава I. Русская народная песня

    Скачать 10.28 Mb.