Стратегии финансирования водоснабжения и канализации в сельских районах Армении
- Навигация по данной странице:
- Сбор данных и их адаптация
- Базовый сценарий, дефицит финансовых ресурсов
- Из рисунка видно, что в долгосрочной перспективе, ожидается структурный дефицит финансовых средств в размере 20% от уровня доходов, необходимых для обеспечения уровня безубыточности.
- Базовый сценарий, доступность
- Институциональные аспекты
- Основные проблемы и задачи
стратегии финансирования водоснабжения и канализации в сельских районах Армении Моделирование базового сценария Окончательный отчет Данный проект осуществляется под руководством Специальной Рабочей Группы ПДООС, в сотрудничестве с Государственным Комитетом Водного Хозяйства Республики Армения и при финансовой поддержке со стороны Департамента Международного Развития Великобритании. Мнения, изложенные в данном документе, отражают мнение Консультанта, и не обязательно отражают мнение Руководящего Комитета проекта или Правительства Армении. Автор: Йохем Янцен При участии: Хенка Ван Дер Воерда Артема Харазяна Александра Мартусевича (ОЭСР) 16-ое мая 2007г. Институт прикладной экономики окружающей среды (TME) Hogeveenseweg 24 2631 PH Nootdorp Нидерланды Телефон: (+31)-15-310 67 38 Факс: (+31)-15-380 12 18 Электронная почта: jochem.jantzen@tme.nu URL: www.tme.nu ![]() СОДЕРЖАНИЕ Страница ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2 1 ПРЕДИСЛОВИЕ 5 1.1 Цель работы 5 1.2 Использование модуля программы FEASIBLE, предназначенного для сельской местности 5 2 СБОР ДАННЫХ, АНАЛИЗ И АДАПТАЦИЯ СОБРАННЫХ ДАННЫХ 7 2.1 Предисловие 7 2.2 Доступная информация 7 2.2.1 Данные о народонаселении 7 2.2.2 Водоснабжение и канализация 8 2.3 Классифицирование информации для моделирования сценариев 10 2.3.1 Водозабор 11 2.3.2 Географические и/или институциональные аспекты 11 2.3.3 Размер населенного пункта 11 2.4 Итоги 11 3 БАЗОВЫЙ СЦЕНАРИЙ 14 3.1 Предисловие 14 3.2 Итоги базового сценария: оценка затрат на водоснабжение 14 3.3 Финансирование 15 3.3.1 Доходы от потребительских взносов 15 3.3.2 Доходы от бюджетных поступлений и кредитов 18 3.3.3 Совокупные финансовые средства для сельского водоснабжения 19 3.4 Дефицит/избыток финансовых ресурсов 19 3.5 Доступность 21 3.5.1 Доступность для домашних хозяйств 21 3.5.2 Политика, направленная на обеспечение доступности счетов за водопользование 23 3.5.3 Доступность для бюджета и для хозяйства в целом 25 3.6 Основные проблемы и задачи, связанные с водоснабжением и 26 4 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ) СЦЕНАРИЙ 28 4.1 Предисловие 28 4.2 Воды по базовому сценарию и результирующие действия 28 4.2.1 Институциональные аспекты 28 4.2.2 Инфраструктура водоснабжения и канализации 28 4.2.3 Доходы 28 4.3 Цели в области развития Декларации Тысячелетия в водном секторе 29 4.4 Минимальные стандарты водоснабжния 30 4.5 Задачи 30 ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 31
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯДанный проект имеет различные цели, включая адаптацию (расширение) методологии Стратегии финансирования (СФ) для водоснабжения и канализации в сельских районах и пробное испытание методологии, посредством разработки СФ для водоснабжения и канализации около 850-ти сельских поселений Армении, а также испытание модуля программы Feasible, предназначенного для моделирования в сельском секторе водоснабжения и канализации. Настоящий отчет содержит информацию по предположениям и результатам базового сценария для Стратегии финансирования водоснабжения и канализации в сельских районах Армении. В базовом сценарии предполагается, что текущая ситуация в области сельского водоснабжения и канализации остается неизменной. Качество услуг по водоснабжению остается на прежнем уровне (без улучшений, но и без существенного снижения уровня сервиса). Для финансовой части сценария моделируются различные реализовываемые проектные (политические) мероприятия (касающиеся сбора потребительских взносов, финансовой поддержки из госбюджета или за счет кредитных ресурсов). Сбор данных и их адаптация Данные для базового сценария были получены из различных источников. Данные относительно сельского населения и населенных пунктов, а также инфраструктуры водоснабжения и канализации на уровне марзов (областей) были получены из статистических источников и впоследствии анализированы. Данная информация была скомбинирована с информацией, полученной от водопроводных компаний (ЗАО “Армводоканал”, “Нор Акунк” и “Лори Водоканал”), с данными, полученными при анализе вопросников Японского Агентства Международного Сотрудничества, разосланными в 565 муниципалитетов (в настоящее время не обслуживаемых водопроводными компаниями), а также с информацией, полученной из других источников. В нижеприведенной таблице представлен обзор некоторых собранных и анализированных данных.
Для реализации моделирования базового сценария, данные о 847 сельских поселения, были сгруппированы (систематизированы) для 81 “модельного” поселения. В процессе систематизации данных были использованы следующие критерии: тип водозабора, географические / институциональные аспекты, размер поселений. Базовый сценарий, дефицит финансовых ресурсов Базовый сценарий служит основой для сравнения проектного сценария или сценария развития. Он описывает ситуацию, при которой не предполагается создание дополнительных инфраструктур или рост объемов услуг по водоснабжению (кроме уже запланированных реконструкционных мероприятий). По этой причине, данный сценарий описывает так называемый “минимальный вариант”. Моделирование, произведенное с использование сельского модуля программы Feasible, продемонстрировало, что суммарный годовой расход должен быть в пределах 2-х миллиардов драмов. Около 835 миллионов драмов из этой суммы необходимо для эксплуатации и поддержания системы, в то время как немногим более 1 миллиарда драмов потребуется для реинвестиций. Кроме того, в период с 2006г. по 2009г., около 1 миллиарда драмов будет потрачено на запланированные мероприятия по восстановлению инфраструктуры сельского водоснабжения. Доходы сельского водоснабжения и канализации складываются из потребительских взносов, бюджетных ассигнований и (международных) кредитов. В настоящее время, потребительские взносы в сельских поселениях составляют около одного миллиарда драмов. Однако этот показатель возрастет благодаря увеличению уровня сборов (постоянный процесс) до 1.5 миллиарда драмов в 2012г. (и более). Объем бюджетных вложений ограничен, а после 2007г. бюджетные вложения не ожидаются. По прогнозным оценкам, в целом около 3.6 миллиардов драмов кредитных средств будет доступно для финансирования сельского водоснабжения в течение 2006-2008гг. Учитывая объем запланированных расходов и доступные источники финансирования, можно сделать следующую оценку дефицита/избытка финансовых средств. П Из рисунка видно, что в долгосрочной перспективе, ожидается структурный дефицит финансовых средств в размере 20% от уровня доходов, необходимых для обеспечения уровня безубыточности. Базовый сценарий, доступность Доступность услуг для беднейшей части сельского населения была оценена посредством сравнения их доходов с прогнозируемым уровнем потребительских сборов (счета за водопользование, которые должны оплачиваться данной группой населения). Оказалось, что данная группа потребителей тратит около 4% своих доходов на услуги по водоснабжению. Данный показатель превышает предполагаемый порог доступности, оцененный в 3%. С другой стороны, анализ показал, что для большинства сельских жителей, средний счет за услуги по водопользованию равный 5050 драмов/человек/год практически сопоставим с трехпроцентным порогом доступности. По причине двух противоположных тенденций развития (повышение уровня доходов сельского населения с одной стороны, и снижение уровня водопользования по причине более экономного водопользования, с другой стороны), доступность услуг вряд ли может стать проблемой в 2012г., так как бремя оплаты счетов за водопользование снижается до уровня 1% доходов в среднем. Однако, в случае менее оптимистичных допущений (более низкий уровень экономического роста, неэкономное водопользование и повышение тарифов на услуги по водопользованию) к 2012г., оплата счетов за водопользование все еще будет затруднительным для большого числа сельских жителей. Для решения данной проблемы, потребуется предоставление пособий для наиболее бедных слоев населения и/или применение специальной тарифной политики (установление доступных тарифов). По результатам анализа видно, что в условиях действующей политики, существует структурный дефицит средств, необходимых для финансирования водоснабжения сельских районов Армении. Следовательно, потребуется дополнительное финансирование из госбюджета, для обеспечения необходимого уровня рефинансирования. Оценки показывают, что для решения этой задачи потребуется сумма равная около 0.1% текущего бюджета. Институциональные аспекты В настоящее время, в 2/3 сельских поселений Армении отсутствуют регулируемые водопроводные компании. В около ста сельских поселениях вообще не существует системы централизованного водоснабжения. Однако, даже если водоснабжение (и канализация) будут институционализированы (организованы) в этих поселениях, то данный факт еще не гарантирует улучшения, так как расходы на сельское водоснабжение могут значительно различаться (делая водоснабжение недоступным для определенных, наиболее удаленных поселений). По этой причине, институциональные вопросы должны решаться таким образом, чтобы обеспечивалась доступность водоснабжения во всех сельских поселениях, с использование механизма перекрестных субсидий, там, где это возможно.
Основные проблемы, которые должны быть решены в рамках диалога по национальной политике в области стратегии финансирования водоснабжения и канализации сельских районов Армении, следующие:
|