• Стратегия социально-экономического развития Чукотского автономного округа до 2030 года
  • Чукотского автономного округа до 2030 года
  • Анализ социально-экономического положения Чукотского автономного округа и результатов выполнения Стратегии развития Чукотского автономного округа от 2006 года
  • Цели, задачи и ориентиры социально-экономического развития Чукотского автономного округа до 2030 года
  • Основные направления инвестиционной деятельности Правительства Чукотского автономного округа по достижению поставленных целей в экономической и социальной сферах



  • страница1/9
    Дата27.07.2017
    Размер0.52 Mb.
    ТипАнализ

    Стратегия развития Чукотского ао до 2020 г


      1   2   3   4   5   6   7   8   9










    Стратегия социально-экономического развития

    Чукотского автономного округа

    до 2030 года

    Анадырь, 2014 г.


    Стратегия социально-экономического развития


    Чукотского автономного округа до 2030 года

    За последние 5-6 лет в экономике и социальной сфере Чукотского автономного округа (далее – Чукотский АО, Округ) произошли существенные изменения. В качестве вектора развития был избран путь, подразумевающий развитие добывающих отраслей экономики. В результате значительно выросли доходы населения, улучшилось качество его жизни. Возросла экономическая активность, увеличился приток инвестиций. Однако по уровню среднедушевых доходов Чукотский АО все еще отстает от зарубежных северных регионов.



    Анализ экономики Округа показал, что дальнейшая активизация хозяйственной деятельности должна базироваться здесь на использовании его конкурентных преимуществ, на всестороннем учете природных, географических, исторических и демографических особенностей региона. В соответствии с приведенным анализом и «Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» приоритеты экономического развития Чукотского АО должны заключаться:

    • в подъеме на современный уровень добывающих отраслей и традиционных видов хозяйственной деятельности;

    • в развитии инфраструктуры Чукотского АО при активном участии федерального центра;

    • в устойчивом развитии коренного населения Чукотского АО.

    Стратегия социально-экономического развития Чукотского АО до 2030 года предусматривает последовательную и планомерную реализацию названных приоритетов:

    • ускоренное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры за счет средств федерального центра, а также проведение масштабных геологоразведочных работ, что потребует в целом 190-200 млрд. рублей;

    • привлечение частных инвестиций в развитие Баимской рудной зоны, Беринговского угольного бассейна на сумму до 150 млрд. рублей;

    • значительное увеличение объема добычи полезных ископаемых частными компаниями (рост оборота добывающих отраслей в 5-6 раз);

    • исполнение указов Президента России в части развития социальной сферы и соответствующий рост расходных статей регионального бюджета;

    • сохранение национальной самобытности, природно-культурной среды обитания и традиционных отраслей хозяйствования коренных народов Чукотского АО.

    Реализации Стратегии позволит:

    • повысить ВРП на душу населения и среднедушевые доходы в 3,3 и 2,0 раза, соответственно; достичь по этим параметрам уровня Аляски и северных территорий Канады;

    • повысить уровень и качество жизни коренных народов Севера, что обеспечит рост их численности и увеличение доли в общей численности населения Чукотского АО до 35 %;

    • сформировать диверсифицированную экономическую базу Округа, опирающуюся на мощную базу добычи и переработки золота, угля и меди;

    • добиться обеспеченности регионального бюджета собственными доходами до 100 % к 2025 году.



    1. Анализ социально-экономического положения Чукотского автономного округа и результатов выполнения Стратегии развития Чукотского автономного округа от 2006 года

    Последние годы развитие Чукотского АО происходило в соответствии со Стратегией развития Чукотского АО до 2020 года, разработанной в 2006 году. Названная стратегия освещала три возможные альтернативы развития Округа:

    • форсированное развитие, заключающееся в масштабном инвестировании в геологоразведку и освоение новых месторождений полезных ископаемых;

    • умеренное развитие, подразумевающее сохранение экономической активности на достигнутом уровне;

    • превращение территории Округа в национальный парк.

    В рамках действующей Стратегии развития Чукотского АО от 2006 года была избрана первая альтернатива. Базовым направлением экономической деятельности в регионе определено развитие добывающих отраслей с целью более полного и эффективного освоения минерально-сырьевых ресурсов, сконцентрированных в двух зонах (территориях) опережающего развития: Анадырской и Чаун-Билибинской.

    Анадырская промышленная зона включает освоение месторождений каменного угля Беринговского каменноугольного бассейна, нефти и газа Анадырского и Хатырского нефтегазоносных бассейнов. В настоящее время введено в эксплуатацию Западно-Озерное газовое месторождение для обеспечения внутренних потребностей Округа. Ведется подготовка инвестиционного проекта по разработке месторождений Амаамской и Верхне-Алькатваамской площадей Беринговского угольного бассейна, ориентированного на экспорт высококачественного угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

    Чаун-Билибинская промышленная зона включает освоение крупнейших месторождений золота, олова и меди. К настоящему времени уже введены в эксплуатацию золоторудные месторождения Майское, Купол, Каральвеем, Двойное. Готовятся к вводу в ближайшей перспективе месторождения золота Кекура и Клен. Долгосрочные стратегические перспективы составляют разработка месторождений олова (Пыркакайские штокверки) и разработка месторождений Баимской рудной зоны, в первую очередь, золотосодержащего медно-порфирового месторождения «Песчанка» – крупнейшего месторождения меди на северо-востоке России.

    В итоге, за период реализации Стратегии были достигнуты значительные успехи в развитии промышленности Округа, привлечении отечественных и зарубежных инвестиций, создании новой современной социальной инфраструктуры. В последние годы развитию региона был дан мощный импульс. Так, по росту доходов населения Чукотский АО превзошел среднероссийский показатель. За пять лет среднедушевые доходы увеличились в 3 раза (см. Рис. 1), а по многим параметрам, определяющим качество жизни, Чукотка вошла в группу лидирующих субъектов Российской Федерации.



    Рисунок
    Правительством Чукотского АО предпринят комплекс мер, направленных на улучшение качества жизни местного населения. Эти меры предусматривают (см. Рис. 2):

    • развитие общественных институтов коренного населения;

    • поддержку традиционных отраслей хозяйствования;

    • развитие социальной сферы.

    Рисунок

    В отличие от среднероссийских показателей естественный прирост населения Чукотского АО на протяжении последних лет был положительным (см. Рис. 3). Однако общая численность населения Округа с 2006 по 2012 г. уменьшилась на 3%, что обусловлено отрицательными миграционными потоками, связанными с трудовой активностью населения.



    Рисунок 3

    За последние годы значительные успехи достигнуты в сфере информатизации общества. Так, по показателю обеспеченность домохозяйств и сотрудников организаций компьютерами и доступом к сети Интернет Чукотский АО превзошел среднероссийский показатель (см. Рис. 4).



    Рисунок 4

    За последние годы значительно увеличены объемы промышленного производства в регионе. Источником роста стали капитальные вложения: сегодня в экономику Чукотки вкладываются крупные инвестиции, реинвестируется прибыль от проектов, уже реализованных на территории Округа (см. Рис. 5). В отрасли, объединяющей предприятия по добыче драгоценных металлов, инвестиции направляются на расширение действующих производств и освоение новых месторождений. Однако период первоначальных вложений в экономику Чукотского АО, сопряженный со значительными рисками инфраструктурного характера, далек от завершения. Сейчас инвестиции в экономику Округа – это не только вложения, ориентированные на развитие уже успешно работающих предприятий, но и вложения, нацеленные на запуск новых перспективных проектов.



    Рисунок 5

    Эти успехи Правительства округа в значительной мере обусловлены взятым на вооружение общим подходом к развитию экономики, опирающимся на представления о потенциале региона и возможностях его реализации в средне- и долгосрочной перспективе, а также окупаемости инвестиционных вложений. Значительные средства были направлены в первую очередь на улучшение условий жизни населения и развитие инфраструктуры (транспорт, связь и жилищно-коммунальное хозяйство), а также в восстановление традиционных секторов северной экономики – сельского хозяйства и добычи природных ископаемых. При этом к освоению наиболее перспективных месторождений удалось привлечь крупные отечественные и зарубежные добывающие компании, благодаря чему произошло становление золотодобывающей отрасли. Выстраивание эффективных взаимоотношений Правительства Округа с промышленными инвесторами позволяет планомерно двигаться к намеченным целям.

    По сравнению с 2005 годом в 4 раза выросли расходы консолидированного регионального бюджета на финансирование социальной сферы. Это позволило решить ряд важнейших проблем в сферах образования и здравоохранения. В частности, решены проблемы обеспеченности местами в детских садах, осуществлен капитальный ремонт и строительство образовательных учреждений, существенно обновлена материально-техническая база здравоохранения, улучшена кадровая ситуация.

    В целом, проводилась консервативная политика наращивания расходной части бюджета, что позволило добиться существенного снижения его дотационности. С 2004 года Правительству Округа удалось существенно снизить долю дотаций – с 85% до 35% от общего объема консолидированного бюджета Округа (см. Рис. 6).



    Рисунок 6
    Сейчас можно констатировать, что локомотивом развития экономики региона стало промышленное производство. Заложена основа для активного развития индустриальных и агропромышленных парков (Чаун-Билибинский, Анадырский, Эгвекинот, Амгуэма).

    Удалось значительно превзойти целевые ориентиры стратегии 2006 года в сфере развития промышленного производства - вклад промышленности в валовой региональный продукт (ВРП) достиг почти 50%, что превосходит показатели большинства регионов Российской Федерации и северных территорий США и Канады (см. Рис. 7). Это было обеспечено разработкой месторождений драгоценных металлов на территории Чаун-Билибинской промышленной зоны и началом добычи на этих месторождениях. Сейчас это основа промышленного производства в Округе. Здесь уместно напомнить, что совсем недавно доля промышленности в ВРП составляла всего 10 %, и это не позволяло региону иметь устойчивую базу для развития экономики и социальной сферы.



    Рисунок 7

    Несмотря на все эти достижения, сложившуюся к настоящему времени структуру экономики региона следует признать не диверсифицированной. Столь впечатляющего развития, как в сфере добычи драгоценных металлов, не смогли продемонстрировать другие отрасли. Прежде всего, речь здесь идет об угледобыче и добыче цветных металлов (помимо драгоценных), где не удалось существенно приблизиться к ранее намеченным ориентирам.

    На данный момент добыча газа на Западно-Озерном газовом месторождении составляет 27 млн. куб. м в год, добыча нефти не производится. Увеличение нефтегазодобычи в Округе возможно с освоением шельфа, прогнозные ресурсы которого составляют порядка 10 млрд. тонн условного топлива.

    Между тем, рост экономических показателей, обусловленный добычей драгоценных металлов, в значительной мере определяется конъюнктурой цен на золото на мировой бирже. Поэтому, при всех успехах отрасли, ее нельзя рассматривать как достаточно устойчивый источник развития (см. Рис. 8).



    Рисунок 8
    На территории Чукотки есть значительные ресурсы меди. Однако ресурсы Округа по самостоятельному развитию добывающих отраслей во многом исчерпаны, поскольку:

    • регулирование изучения и разработки месторождений полезных ископаемых находится в компетенции федеральных органов власти;

    • потенциальным инвесторам нужна развитая энергетическая и транспортная инфраструктура, на финансирование которой средств в региональном бюджете при действующей практике «расщепления» налоговых доходов между уровнями бюджетной системы просто нет.




    1. Цели, задачи и ориентиры социально-экономического развития

    Чукотского автономного округа до 2030 года

    Стратегия социально-экономического развития Чукотского АО до 2030 года призвана обеспечить достижение ключевой цели: повышение уровня доходов и качества жизни населения при планомерном движении к сбалансированности регионального бюджета. Для этого необходимо:



    • снять инфраструктурные ограничения, прежде всего в сфере транспорта и энергетики, для комплексного промышленного развития Чукотского АО;

    • привлечь инвестиции в сферу добычи и начальной переработки природных ископаемых;

    • повысить благосостояние населения Чукотского АО и качество социального обслуживания.

    Для достижения поставленной цели и задач Стратегия социально-экономического развития Чукотского АО должна строиться с учетом следующих факторов и зарубежного опыта развития Северных территорий:

      1. Первый фактор состоит в экономических и климатических особенностях Чукотского АО относительно других регионов России – высокой стоимости жизни (стоимость фиксированного набора товаров и услуг в Чукотском АО на 70-80 % выше среднероссийских показателей), высоких тарифах на электроэнергию и жилищно-коммунальные услуги, недостаточно развитой транспортной сетью, экономической и инфраструктурной изолированностью от остальной части страны и наиболее развитых российских рынков, а также короткой продолжительностью летнего сезона.

      2. Второй фактор заключается в том, что развитие экономики северных территорий вообще и Чукотки, в частности, может происходить с опорой на ограниченное число отраслей (см. Рис. 9), об этом свидетельствует как отечественный, так и зарубежный опыт. Как правило, это добывающая промышленность. Наиболее активно добыча полезных ископаемых происходит на Аляске и в Северо-Западных регионах Канады. В России это Ханты-Мансийский АО. Во-вторых, во всех северных регионах развиваются традиционные виды деятельности населения. Однако их вклад в ВРП незначителен. Что касается Чукотки, то, согласно предпринятому анализу, конкурентные преимущества региона связаны главным образом с добычей полезных ископаемых.

      3. Третий фактор заключается в том, что развитие Чукотского АО может строиться по экспортно-ориентированной модели, соответствующей подходу Министерства РФ по развитию Дальнего Востока. Дело в том, что потенциал развития добывающей и обрабатывающей промышленности Чукотского АО значительно превышает потребности внутреннего рынка Округа. При этом с логистической точки зрения экспорт в страны АТР является гораздо более привлекательным по сравнению с выходом на общероссийский рынок. Важнейшим инструментом реализации политики экспортно-ориентированной модели могут стать экспортные территории опережающего развития – особые экономические зоны, индустриальные, технологические, агропромышленные парки с конкурентными условиями на фоне соседних стран. В качестве конкурентных условий, в первую очередь, имеется в виду создание при поддержке федерального центра необходимой транспортной и энергетической инфраструктуры и обеспечение предприятий электроэнергией по приемлемым тарифам, что полностью соответствует «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», утвержденной Правительством РФ.

      4. Четвертый фактор заключается в том, что добывающая промышленность зарубежных северных территорий имеет диверсифицированный характер. В современных условиях неразумно опираться на какую-либо одну отрасль добычи, поскольку возможны значительные колебания цен на мировом рынке, и, соответственно, приходится иметь ввиду уязвимость от внешней ценовой конъюнктуры. Правительства северных территорий США и Канады стимулируют дальнейшее промышленное освоение территорий за счет вложений в необходимую инфраструктуру: энергетику и транспорт. Оказывается поддержка проведению геологической разведки месторождений полезных ископаемых, до этого на данных территориях не разрабатывавшихся (см. Рис. 9).

    Рисунок 9
    Для Чукотского АО в рамках повышения диверсифицированности добывающей промышленности наиболее перспективными являются проекты по развитию Баимской рудной зоны и Беринговского угольного бассейна, промышленная эксплуатация которых обеспечит диверсификацию добывающих отраслей и значительный рост выручки.

    Добыча углей высокого качества в Беринговском бассейне перспективна ввиду значительности их запасов. Этот бассейн расположен рядом с прибрежной зоной, что обеспечит существенную экономию при транспортировке добываемого угля конечным потребителям.

    Освоение Баимской рудной зоны может стать одним из самых масштабных проектов по добыче природных ресурсов в России. Месторождение богато не только золотом и серебром, но также медью, молибденом, запасы которых относятся к числу крупнейших в мире. Варианты его развития предусматривают как организацию добычи и обогащения руд, так и организацию полного цикла, включающего в себя переработку сырья и получение конечного продукта – катодной меди. Общий прирост выручки отраслей Округа в результате запуска данных проектов может составить до 200 млрд. рублей в год.


      1. Пятый фактор заключается в необходимости активного участия федерального центра (федеральных органов исполнительной власти). Это участие может проявляться как в прямых инвестициях федерального центра, так и в особых налоговых условиях, создаваемых для компаний, которые работают в наиболее значимых отраслях экономики. Обращаясь к зарубежному опыту, следует подчеркнуть, что именно благодаря активной позиции правительств США и Канады в вопросе развития своих северных территорий доходы населения здесь почти в два раза больше относительно высоких доходов населения Чукотки (см. Рис. 10).

    Рисунок 10



      1. Шестой фактор состоит в заложенных в Стратегию социально-экономического развития Чукотского АО четких установках на сохранение среды обитания, развитие культуры коренных народов Севера, а также развитие сельского хозяйства – главной сферы приложения труда коренного населения. Этому условию удовлетворяет как отечественный опыт прежних десятилетий, так и значительный опыт, накопленный за рубежом. Поэтому в рамках проработки альтернатив развития региона данной проблеме было уделено значительное внимание.



    1. Основные направления инвестиционной деятельности Правительства Чукотского автономного округа по достижению поставленных целей в экономической и социальной сферах


      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Стратегия развития Чукотского ао до 2020 г