Стратегия развития Чукотского ао до 2020 г
- Навигация по данной странице:
- Стратегия социально-экономического развития Чукотского автономного округа до 2030 года
- Чукотского автономного округа до 2030 года
- Анализ социально-экономического положения Чукотского автономного округа и результатов выполнения Стратегии развития Чукотского автономного округа от 2006 года
- Цели, задачи и ориентиры социально-экономического развития Чукотского автономного округа до 2030 года
- Основные направления инвестиционной деятельности Правительства Чукотского автономного округа по достижению поставленных целей в экономической и социальной сферах
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Стратегия социально-экономического развития Чукотского автономного округа до 2030 года Анадырь, 2014 г. Стратегия социально-экономического развитияЧукотского автономного округа до 2030 года За последние 5-6 лет в экономике и социальной сфере Чукотского автономного округа (далее – Чукотский АО, Округ) произошли существенные изменения. В качестве вектора развития был избран путь, подразумевающий развитие добывающих отраслей экономики. В результате значительно выросли доходы населения, улучшилось качество его жизни. Возросла экономическая активность, увеличился приток инвестиций. Однако по уровню среднедушевых доходов Чукотский АО все еще отстает от зарубежных северных регионов. Анализ экономики Округа показал, что дальнейшая активизация хозяйственной деятельности должна базироваться здесь на использовании его конкурентных преимуществ, на всестороннем учете природных, географических, исторических и демографических особенностей региона. В соответствии с приведенным анализом и «Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» приоритеты экономического развития Чукотского АО должны заключаться:
Стратегия социально-экономического развития Чукотского АО до 2030 года предусматривает последовательную и планомерную реализацию названных приоритетов:
Реализации Стратегии позволит:
Последние годы развитие Чукотского АО происходило в соответствии со Стратегией развития Чукотского АО до 2020 года, разработанной в 2006 году. Названная стратегия освещала три возможные альтернативы развития Округа:
В рамках действующей Стратегии развития Чукотского АО от 2006 года была избрана первая альтернатива. Базовым направлением экономической деятельности в регионе определено развитие добывающих отраслей с целью более полного и эффективного освоения минерально-сырьевых ресурсов, сконцентрированных в двух зонах (территориях) опережающего развития: Анадырской и Чаун-Билибинской. Анадырская промышленная зона включает освоение месторождений каменного угля Беринговского каменноугольного бассейна, нефти и газа Анадырского и Хатырского нефтегазоносных бассейнов. В настоящее время введено в эксплуатацию Западно-Озерное газовое месторождение для обеспечения внутренних потребностей Округа. Ведется подготовка инвестиционного проекта по разработке месторождений Амаамской и Верхне-Алькатваамской площадей Беринговского угольного бассейна, ориентированного на экспорт высококачественного угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Чаун-Билибинская промышленная зона включает освоение крупнейших месторождений золота, олова и меди. К настоящему времени уже введены в эксплуатацию золоторудные месторождения Майское, Купол, Каральвеем, Двойное. Готовятся к вводу в ближайшей перспективе месторождения золота Кекура и Клен. Долгосрочные стратегические перспективы составляют разработка месторождений олова (Пыркакайские штокверки) и разработка месторождений Баимской рудной зоны, в первую очередь, золотосодержащего медно-порфирового месторождения «Песчанка» – крупнейшего месторождения меди на северо-востоке России. В итоге, за период реализации Стратегии были достигнуты значительные успехи в развитии промышленности Округа, привлечении отечественных и зарубежных инвестиций, создании новой современной социальной инфраструктуры. В последние годы развитию региона был дан мощный импульс. Так, по росту доходов населения Чукотский АО превзошел среднероссийский показатель. За пять лет среднедушевые доходы увеличились в 3 раза (см. Рис. 1), а по многим параметрам, определяющим качество жизни, Чукотка вошла в группу лидирующих субъектов Российской Федерации. Рисунок Правительством Чукотского АО предпринят комплекс мер, направленных на улучшение качества жизни местного населения. Эти меры предусматривают (см. Рис. 2):
Рисунок В отличие от среднероссийских показателей естественный прирост населения Чукотского АО на протяжении последних лет был положительным (см. Рис. 3). Однако общая численность населения Округа с 2006 по 2012 г. уменьшилась на 3%, что обусловлено отрицательными миграционными потоками, связанными с трудовой активностью населения. Рисунок 3 За последние годы значительные успехи достигнуты в сфере информатизации общества. Так, по показателю обеспеченность домохозяйств и сотрудников организаций компьютерами и доступом к сети Интернет Чукотский АО превзошел среднероссийский показатель (см. Рис. 4). Рисунок 4 За последние годы значительно увеличены объемы промышленного производства в регионе. Источником роста стали капитальные вложения: сегодня в экономику Чукотки вкладываются крупные инвестиции, реинвестируется прибыль от проектов, уже реализованных на территории Округа (см. Рис. 5). В отрасли, объединяющей предприятия по добыче драгоценных металлов, инвестиции направляются на расширение действующих производств и освоение новых месторождений. Однако период первоначальных вложений в экономику Чукотского АО, сопряженный со значительными рисками инфраструктурного характера, далек от завершения. Сейчас инвестиции в экономику Округа – это не только вложения, ориентированные на развитие уже успешно работающих предприятий, но и вложения, нацеленные на запуск новых перспективных проектов. Рисунок 5 Эти успехи Правительства округа в значительной мере обусловлены взятым на вооружение общим подходом к развитию экономики, опирающимся на представления о потенциале региона и возможностях его реализации в средне- и долгосрочной перспективе, а также окупаемости инвестиционных вложений. Значительные средства были направлены в первую очередь на улучшение условий жизни населения и развитие инфраструктуры (транспорт, связь и жилищно-коммунальное хозяйство), а также в восстановление традиционных секторов северной экономики – сельского хозяйства и добычи природных ископаемых. При этом к освоению наиболее перспективных месторождений удалось привлечь крупные отечественные и зарубежные добывающие компании, благодаря чему произошло становление золотодобывающей отрасли. Выстраивание эффективных взаимоотношений Правительства Округа с промышленными инвесторами позволяет планомерно двигаться к намеченным целям. По сравнению с 2005 годом в 4 раза выросли расходы консолидированного регионального бюджета на финансирование социальной сферы. Это позволило решить ряд важнейших проблем в сферах образования и здравоохранения. В частности, решены проблемы обеспеченности местами в детских садах, осуществлен капитальный ремонт и строительство образовательных учреждений, существенно обновлена материально-техническая база здравоохранения, улучшена кадровая ситуация. В целом, проводилась консервативная политика наращивания расходной части бюджета, что позволило добиться существенного снижения его дотационности. С 2004 года Правительству Округа удалось существенно снизить долю дотаций – с 85% до 35% от общего объема консолидированного бюджета Округа (см. Рис. 6). Рисунок 6 Сейчас можно констатировать, что локомотивом развития экономики региона стало промышленное производство. Заложена основа для активного развития индустриальных и агропромышленных парков (Чаун-Билибинский, Анадырский, Эгвекинот, Амгуэма). Удалось значительно превзойти целевые ориентиры стратегии 2006 года в сфере развития промышленного производства - вклад промышленности в валовой региональный продукт (ВРП) достиг почти 50%, что превосходит показатели большинства регионов Российской Федерации и северных территорий США и Канады (см. Рис. 7). Это было обеспечено разработкой месторождений драгоценных металлов на территории Чаун-Билибинской промышленной зоны и началом добычи на этих месторождениях. Сейчас это основа промышленного производства в Округе. Здесь уместно напомнить, что совсем недавно доля промышленности в ВРП составляла всего 10 %, и это не позволяло региону иметь устойчивую базу для развития экономики и социальной сферы. Рисунок 7 Несмотря на все эти достижения, сложившуюся к настоящему времени структуру экономики региона следует признать не диверсифицированной. Столь впечатляющего развития, как в сфере добычи драгоценных металлов, не смогли продемонстрировать другие отрасли. Прежде всего, речь здесь идет об угледобыче и добыче цветных металлов (помимо драгоценных), где не удалось существенно приблизиться к ранее намеченным ориентирам. На данный момент добыча газа на Западно-Озерном газовом месторождении составляет 27 млн. куб. м в год, добыча нефти не производится. Увеличение нефтегазодобычи в Округе возможно с освоением шельфа, прогнозные ресурсы которого составляют порядка 10 млрд. тонн условного топлива. Между тем, рост экономических показателей, обусловленный добычей драгоценных металлов, в значительной мере определяется конъюнктурой цен на золото на мировой бирже. Поэтому, при всех успехах отрасли, ее нельзя рассматривать как достаточно устойчивый источник развития (см. Рис. 8). Рисунок 8 На территории Чукотки есть значительные ресурсы меди. Однако ресурсы Округа по самостоятельному развитию добывающих отраслей во многом исчерпаны, поскольку:
Чукотского автономного округа до 2030 года Стратегия социально-экономического развития Чукотского АО до 2030 года призвана обеспечить достижение ключевой цели: повышение уровня доходов и качества жизни населения при планомерном движении к сбалансированности регионального бюджета. Для этого необходимо:
Для достижения поставленной цели и задач Стратегия социально-экономического развития Чукотского АО должна строиться с учетом следующих факторов и зарубежного опыта развития Северных территорий:
Рисунок 9 Для Чукотского АО в рамках повышения диверсифицированности добывающей промышленности наиболее перспективными являются проекты по развитию Баимской рудной зоны и Беринговского угольного бассейна, промышленная эксплуатация которых обеспечит диверсификацию добывающих отраслей и значительный рост выручки. Добыча углей высокого качества в Беринговском бассейне перспективна ввиду значительности их запасов. Этот бассейн расположен рядом с прибрежной зоной, что обеспечит существенную экономию при транспортировке добываемого угля конечным потребителям. Освоение Баимской рудной зоны может стать одним из самых масштабных проектов по добыче природных ресурсов в России. Месторождение богато не только золотом и серебром, но также медью, молибденом, запасы которых относятся к числу крупнейших в мире. Варианты его развития предусматривают как организацию добычи и обогащения руд, так и организацию полного цикла, включающего в себя переработку сырья и получение конечного продукта – катодной меди. Общий прирост выручки отраслей Округа в результате запуска данных проектов может составить до 200 млрд. рублей в год.
Рисунок 10
|