• Эпиграф
  • ^ Учитель. На занятие нашего кружка пришел гость – это казак Терского казачьего войска Кулебякин И.Н.. Выступление казака.____________________________________
  • Учитель.
  • Учитель
  • Учител
  • Учитель

  • Скачать 117.23 Kb.


    Дата12.08.2018
    Размер117.23 Kb.

    Скачать 117.23 Kb.

    «Судьба казачества в истории России»




    Тема: «Судьба казачества в истории России»
    Подготовила: Покидова О.А.

    "Судьба казачества в истории России"




    Эпиграф: “Для того казак родился, чтоб на службе пригодиться”. (поговорка)

    “Любить Историю нам велит Природа, Бог, а знать её – вот честь, достоинство долг” (Из тобольской летописи)

    ^ Учитель'>Учитель. На занятие нашего кружка пришел гость – это казак Терского казачьего войска Кулебякин И.Н..

    Выступление казака.____________________________________

    Учитель. 

    “Для того казак родился, чтоб царю на службе пригодиться”, - гласила старинная поговорка. Казачья служба по закону проходила 20 лет.

    После Октября 1917 года казачество пережило чудовищную трагедию Гражданской войны и политики расказачивания. В результате этой политики погибли сотни тысяч казаков, в том числе женщины и дети. Десятки тысяч казаков оказались в эмиграции. В 1920-х – начале 1930-х годов тысячи казачьих семей были высланы на Север.

    Однако с 1936 года ситуация изменилась. Советское правительство сняло с казаков ограничения, запрещающие им служить в Красной армии.

    Начало Великой Отечественной войны большинство казачьих дивизий встретило на западных границах Советского Союза. В казачьих станицах началось формирование добровольных сотен.

    За подвиги в войне казачьи корпуса и дивизии получали звание гвардейских. 

    Вместе с другими победоносными полками Красной армии казачьи части прошли по Красной площади во время парада Победы 24 июня 1945 года.

    (Звучит казачья песня “По Дону гуляет казак молодой”)

    Учитель « А как жили казаки в мирное время?»

    Я просила найти информацию о жизни казаков в мирное время Карандину Катю.



    Ученик:

    В быту казаки начала ХХ века заботились прежде всего об урожае, приплоде скота, закупке современного сельскохозяйственного оборудования (его немало – произвдства известных европейских фирм – закупалось зажиточными станичниками). Важны для них были вопросы размежевания земли меж станицами и округами, которые производились регулярно – и зачастую отмечались конфликтами соседствующих между собой обществ. В семьях старались увеличивать рождаемость – и хоть как-то «распланировать» ее так, чтобы когда одни сыновья будут служить, другие могли бы брать на себя долю общего труда. Нужно было вовремя выдать дочь замуж; женить сына до того, как он пойдет на службу (так надежнее можно было продолжить свой казачий род)… Дома казаки ходили в основном в одежде, которая представляла собой их военную форму – с «дополнениями» и заменой некоторых элементов: например, вместо сапог носили кожаные чувяки-чирики. Впротивовес нынешней моде казаков на военную форму, в тогдашних станицах модно было фотографироваться в «гражданской одежде» - в пиджаках, шляпах. Это было особенно характерно для молодежи. Пели свои, старинные казачьи песни; но городские напевы уже начинали проникать в женский репертуар… - Цивилизация сказывалась на патриархальном казачьем обществе все больше и больше. Атаманы и войсковые правления в основном занимались обычной административно-бюрократической волокитой (когда придет час в обезглавленной, лишенной царя России вновь собирать казачьи Круги, самим выбирать войсковых атаманов, решать политические вопросы – то в большинстве случаев выберут людей, совершенно к такой деятельности не готовых. Привыкших только выполнять приказы и верно служить).





    Надо сказать два слова и о «казакоманстве» - так в то время назывался казачий патриотизм и национальная гордость. Это явление было обычным в казачьей среде. Но проявлялось такое начало прежде всего в некоей эстетической и поведенческой модели лихости, воинственной красоты, храбрости и сметки – в том, что у казаков ёмко называлось «задачностью». Лишь редкие индивидуумы были всерьез озабочены мыслями о вольном казачьем прошлом – и перспективах возможного самостоятельного будущего. Казачье общество смотрело на их метания с сочувствием – но всерьез их мало кто принимал…
    Учитель «Расскажите об участии казаков в политической жизни России».
    Ученик Запорожан Коля (заранее подготовил рассказ).



    В политической жизни России казачество приняло участие, как и все остальное население Империи – с созданием Государственной Думы. И толком во всем этом не разобралось. Просто не успело: слишком короток был срок – с 1905 года; слишком часты перерывы в работе Думы; слишком противоречивы и непоследовательны позиции думских политиков. Да и механизмы представительства депутатов не были отработаны… Все эти политические игры в далеком Петербурге доходили до казаков слабо. И интересовали казачество в основном местные хозяйственные вопросы да условия службы.

     

    - Так все выглядело перед великой войной и разрушительной революцией. Вроде бы – крепко, традиционно, с твердой верою и обычным для казаков бесстрашием в бою и практичностью в быту… А время испытания было уже на пороге.


    Учитель « Каким же оно было казачество в 20 веке?»
    Ученица Андриянова Вика (заранее получила задание, рассказать о казачестве в 20 веке)


    В конце XIX века в недрах царской администрации обсуждались проекты ликвидации казачества. Накануне Первой мировой войны в России насчитывалось 11 казачьих Войск: Донское (1,6 млн.), Кубанское (1,3 млн.), Терское (260 тысяч), Астраханское (40 тыс.), Уральское (174 тыс.), Оренбургское (533 тыс.), Сибирское (172 тыс.), Семиреченское (45 тыс.), Забайкальское (264 тыс.), Амурское (50 тыс.), Уссурийское (35 тыс.) и два отдельных казачьих полка. Они занимали 65 млн. десятин земли с населением 4,4 млн. чел. (2,4 % населения России), в том числе 480 тыс. служилого состава. Среди казаков в национальном отношении преобладали русские (78%), на втором месте были украинцы (17%), на третьем буряты (2%).Большинство казаков исповедовало православие, имелся большой процент старообрядцев (особенно в Уральском, Терском, Донском Войсках), а национальные меньшинства исповедовали буддизм и мусульманство.

    На полях сражений Первой мировой войны принимало участие более 300 тыс. казаков (164 конных полка, 30 пеших батальонов, 78 батарей, 175 отдельных сотен, 78 полусотен, не считая вспомогательных и запасных частей). Война показала неэффективность использования больших конных масс (казаки составляли 2/3 численности русской кавалерии) в условиях сплошного фронта, высокой плотности огневой мощи пехоты и возросших технических средств обороны. Исключения составили сформированные из добровольцев-казаков мелкие партизанские отряды, успешно действовавшие в тылу противника при выполнении диверсионных и разведывательных заданий. Казаки как значительная военная и социальная сила участвовали в Гражданской войне. Боевой опыт и профессиональная воинская подготовка казаков вновь была использована при решении острых внутренних социальных конфликтов. Декретом ВЦИК и СНК от 17 ноября 1917 формально казачество как сословие и казачьи формирования были упразднены. В Гражданскую войну казачьи территории стали основными базами Белого движения (особенно Дон, Кубань, Терек, Урал) и именно там велись самые ожесточенные бои. Казачьи части являлись в численном отношении главной военной силой Добровольческой армии в борьбе с большевизмом. К этому казачество подтолкнула проводимая красными политика расказачивания (массовые расстрелы, взятие заложников, сожжение станиц, натравливание иногородних против казаков). В Красной Армии также имелись казачьи подразделения, но они представляли малую часть казачества (менее 10 %). По окончании Гражданской войны большое количество казаков оказалось в эмиграции (около 100 тыс. человек).

    В советское время официальная политика расказачивания фактически продолжалась, хотя в 1925 пленум ЦК РКП(б) признал недопустимым «игнорирование особенностей казачьего быта и применение насильственных мер в борьбе с остатками казачьих традиций». Тем не менее казаки продолжали считаться «непролетарскими элементами» и подвергались ограничению в правах, в частности, запрет служить в рядах Красной Армии был снят лишь в 1936, когда создали несколько казачьих кавалерийских дивизий (а затем и корпусов), отлично проявивших себя во время Великой Отечественной войны. Гитлеровское командование с 1942 также формировало части из русских казаков (15 корпус вермахта, командир генерал Г. фон Панвиц) численностью более 20 тыс. человек. Во время боевых действий они главным образом использовались для охраны коммуникаций и борьбы против партизан в Италии, Югославии, Франции. После поражения Германии в 1945 англичане передали разоруженных казаков и членов их семей (около 30 тыс. человек) советской стороне. Большинство из них было расстреляно, остальные попали в сталинские лагеря.

    Весьма осторожное отношение властей к казачеству (результатом чего стало забвение его истории и культуры) породило современное казачье движение. Первоначально (в 1988-1989 годах) оно возникло как историко-культурное движение за возрождение казачества (по некоторым оценкам, около 5 млн. человек). К 1990 движение, выйдя за культурно-этнографические рамки, стало политизироваться. Началось интенсивное создание казачьих организаций и союзов, как на местах бывшего компактного проживания, так и в крупных городах, где за советский период осело большое количество потомков, спасавшихся от политических репрессий. Массовость движения, а также участие военизированных казачьих отрядов в конфликтах в Югославии, Приднестровье, Осетии, Абхазии, Чечне заставили правительственные структуры и местные власти обратить внимание на проблемы казачества. Дальнейшему росту казачьего движения способствовали постановление Верховного Совета РФ «О реабилитации казачества» от 16 июня 1992 и ряд законов. При Президенте России было создано Главное управление казачьих войск, ряд мероприятий по созданию регулярных казачьих частей предприняли силовые министерства (МВД, Погранвойска, Минобороны).

    Учитель.


    ^ Заключение об исторической роли казачества
    От участия в народных волнениях к роли опоры государства, от вольных набегов к регулярной службе - казачество прошло сложный путь, выполняя различные социальные функции на каждом этапе своей истории. Процессы внутренней эволюции казачества, его трансформации в военно-служилое сословие все чаще попадают в поле зрения исследователей. Разрабатываются различные периодизации истории казачества. Следует отметить, что этнические и сословные границы часто не совпадают. Основу казачества составляло восточнославянское население, прежде всего русские и украинцы. Но нередко в его состав входили и представители народов Кавказа, Средней Азии, Сибири, Дальнего Востока: башкиры, горцы, казахи, калмыки и другие. В ряде войск они образовывали отдельные этнические группы, сохранявшие свою самобытность, язык, верования, культуру. С другой стороны, в казаки записывались выходцы из других сословий - крестьяне, мещане, бывшие солдаты. В зависимости от политической конъюнктуры российское правительство оказывало покровительство или препятствовало данным процессам. Поэтому казачьи войска складывались по-разному и в различных условиях. Наряду с образовавшимися естественным путем донским или запорожским казачеством существовали войска, искусственно созданные правительством для охраны южных и восточных границ государства. Разумеется, различные группы казачества никогда не были полностью идентичны. Сходство всех казаков определялось общностью их происхождения, социального положения, бытового уклада. Региональные особенности складывались под воздействием конкретных исторических и географических факторов, периода формирования войска, климата, отношений с соседями и других обстоятельств. К сожалению, вопросы соотношения общего в казачьей культуре и ее региональных (войсковых) особенностей пока недостаточно изучены.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    «Судьба казачества в истории России»

    Скачать 117.23 Kb.