• От религии философия отличается тем, что рационально обосновывает свои принципы.
  • Наука - частное знание, философия общее
  • Онтология
  • Логика
  • Эстетика
  • Возникновение античной философии.
  • Анаксимен
  • Эмпедокл
  • Левкипп.
  • Этот человек говорит, что материя текуча, и при течении её, на месте утрат её возникают непрерывные прибавления, и восприятия перемешиваются и меняются, смотря по возрасту и остальному устройству тел
  • Человек – мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют
  • Я знаю, что ничего не знаю

  • Скачать 106.84 Kb.


    Дата30.12.2017
    Размер106.84 Kb.
    ТипЗакон

    Скачать 106.84 Kb.

    Сущность и структура философского знания. Сущность и структура и функции философского знания



    1. Сущность и структура философского знания.

    Сущность и структура и функции философского знания.

    Философия, как особый вид знания сформировался в 7-6 в. до н э в Древней Греции, Индии и Китае. Термин "философия" встречается впервые у Пифагора и переводится как “любовь к мудрости”.

    Ф.- "учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления."

    Философия - венец культуры, высшая мудрость (Панфилософизм, Гегель). Кьеркегор: Обычному человеку с его тревогами и бедами нечего ждать от философии. “Я предъявляю к философии вполне законные требования - что делать человеку? Как жить?...Молчание философии является в данном случае уничтожающим доводом против неё самой?”



    От религии философия отличается тем, что рационально обосновывает свои принципы. Розанов: Философия объясняет, религия решает проблемы (проблему преодоления смерти).

    Наука - частное знание, философия общее. В науке существует целый корпус не подвергающихся сомнению положений, имеется явное поступательное развитие. Результаты научной деятельности безличны. Философия не удовлетворяет принципам верификации и фальсификации.

    Рассел: философия - размышление о предметах, знание о которых еще не возможно.

    Если человек ищет ответ на вопрос как жить, и хочет обоснованного ответа то он обращается к философии. Но ответа не находит.

    Мировоззренческая ф-я. Методологическая функция. Маркс.-лен ф-я - есть общая методология познания и практического преобразования объективного мира. "Философия содействует приросту научных знаний и создаёт предпосылки для научных открытий".

    Соловьёв: “Что делает философия для человечества, какие блага ему даёт от каких зол избавляет?”.

    Философия “освобождала человеческую личность от внешнего насилия, и давала ей внутреннее содержание”. Философия служит, соответственно, и материальному и божественному началу. Но “Эта двойственная сила и этот двойственный процесс, составляя сущность философии, вместе с тем и составляют сущность самого человека”. Поэтому окончательный ответ Соловьева на вопрос, что же делает философия: “Она делает человека человеком”.

    Внутри философии сформировались такие философские дисциплины: Онтология - учение о бытии или первоначалах всего сущего



    Гносеология (эпистемология) - теория познания, занимающаяся исследованием природы познания, его структуры, выясняющая условия его достоверности и истинности.

    Логика - наука о формах правильного, т. е. последовательного, связного, доказательного мышления.

    Этика - учение о морали или нравственности.

    Эстетика - учение о прекрасном, о природе искусства.

    Социальная философия исследует общество как систему надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создаёт своей деятельностью. С ней непосредственно связана философия истории, которая исследует смысл, закономерности и основные направления исторического процесса; философская антропология, которая выясняет сущность человека как личности; политическая философия (и философия права), которая выясняет природу власти и государства.

    Философия науки изучает строение научного знания, механизмы и формы его развития.

    Философия религии осмысляет природу и функции религии. Всегда предстаёт либо как философское религиоведение либо как философская теология.

    Также выделяются философия культуры, философия техники, философия экономики, философия творчества, философия любви.

    Принципиально важной областью философии является история философии.

    Основной вопрос философии. Основные философские направления.

    Что первично - материя или сознание? Материализм и идеализм. Объективный и субъективный.

    Познаваем ли мир? Способен ли человек при помощи своих мыслей постигать мир таким, каков он есть на самом деле? Агностицизм, скептицизм.

    Что есть начало всего? Натурфилософия.

    Что обладает более реальным существованием - вещь или идея вещи? Платонизм и аристотелизм, реализм и номинализм.

    Что является основой познания, опыт или разум? Эмпиризм и рационализм.

    Кант: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Позитивизм, неопозитивизм. Неокантианство. Прагматизм. Герменевтика.

    Кьеркегор: Как жить? Камю: Стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой?

    Маркс: Как возможно изменить социальный порядок?

    Христианская философия: Как спасти душу и почему именно так?

    Основной вопрос современных философских дискуссий: Что в человеке, обществе, культуре является сущностным, а что вторичным, производным? Структурализм, постструктурализм.

    Возникновение античной философии.

    Гомер.


    Гесиод. "Теогония". 1.Хаос. 2.Гея. Тартар. Эрос. Нюкта(ночь). Эреб(мрак). 3. Уран(небо). Нимфы. Понт(море). Эфир(свет). Гемера(день). 4. Титаны (Крон). Циклопы. Гекатонхейты. Ночь рождает Обман Сладострастие, Старость. Смерть. Печаль. Голод. Скорби. 5. Зевс и олимпийские боги.

    Гномы - высказывания общего характера: Ничего сверх меры. Мера - наилучшее. Говори к месту. Не позволяй своему языку опережать свой разум. Знай своё время. Познай самого себя.

    Возникновение философии связано с определённым уровнем абстрактного мышления, которое способно отразить действительность иным способом, чем при помощи аллегории или мифологической персонификации.

    Аристотель: Из тех, кто первым занялся философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь начала в виде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что в конечном счёте уходят, причём основное пребывает, а по свойствам своим меняется, это они и считают элементом и началом вещей



    Фалес(625-547) – “О началах”, Диоген Лаэртский: Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевлённым и полным божеств.

    Между жизнью и смертью нет никакой разницы! "Почему же ты не умираешь?" Именно поэтому!



    Анаксимандр(610 - 5..) апейрон(беспредельное), бескачественное первоначало.

    “О природе”, Апейрон, Симпликий: А. первым назвал началом то, что лежит в основе.

    “Из чего происходит рождение всего сущего, в то же самое всё исчезает по необходимости. Всё получает возмездие (друг от друга) за несправедливость и согласно порядку времени.”

    Всякое рождение есть преступление.



    Анаксимен. “О природе”. Воздух. Разрежается - огонь, сгущается - вода, земля, камень.

    Пифагор. Вечность души, переселение душ. В основе всего лежат числа. Музыка сфер.

    Религиозный орден: у друзей всё общее.



    Гераклит Цитата из Климента: Этот космос, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, в полную меру воспламеняющимся и в полную меру погасающим.

    Наделённый логосом огонь разумен и божественен.

    Всё течёт всё изменяется. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку.

    Парменид “О природе”

    “Есть бытие, а небытия вовсе нет” Доказательство: “Небытие невозможно познать, ни в слове выразить” (оно немыслимо). “И слово и мысль бытием должны быть”. Тождество бытия и мышлению, неразличение предмета мысли от мысли о предмете.



    Эмпедокл “О природе” Земля, вода, воздух и огонь “Равны и все одинаково древнего рода” Любовь и ненависть.

    Анаксагор “Начала” – мельчайшие, невидимые, сверхчувственные частицы воды, крови, древесины и т. д. – “семена всех вещей”, “гомеамерии” Качество вещи определяется качеством преобладающих в нём гомеамерий.

    Левкипп. "Ни одна вещь не возникает беспричинно, но всё возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости". Демокрит – первоначала: атомы и пустота. “Бытие существует нисколько не более, чем небытие” Бесконечным числом форм атомов объясняется бесконечное разнообразие явлений.

    Софисты.

    Софисты появились в Греции во второй половине 5 в. до н. э. Древнегреческое слово “софистэс” означало знатока, мастера, художника, мудреца. Но софисты были мудрецами особого рода. Они учили искусству побеждать противника в тяжбах и спорах. Профессиональных адвокатов тогда не было. А “в судах, - скажет позднее Платон, - решительно никому нет никакого дела до истины, важна только убедительность”. Поэтому слово софист приобрело предосудительный смысл. Под софистикой стали понимать умение представлять чёрное белым, а белое чёрным. А философами их можно считать только в той мере, в какой эта их практика получала мировоззренческое обоснование.

    По иному оценивает софистов Бертран Рассел. Он видит заслугу и преимущество софистов в их интеллектуальной честности. Он пишет “Поиск истины, когда он ведётся искренне, должен игнорировать моральные соображения. Мы не можем знать заранее, чем окажется истина по отношению к тому, что в данном обществе мыслится поучительным. Софисты были готовы следовать за доказательством, куда бы оно их не вело. Часто это приводило их к скептицизму”.

    Протагор.

    Если Гераклит утверждал, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды, ибо на входящего текут всё новые воды, Кратил утверждал, что в одну и ту же реку нельзя войти и единожды, то Протагор распространил этот принцип абсолютной изменчивости материи и на познающий субъект, утверждая, что изменяется не только мир, но и воспринимающее его одушевлённое тело. Секст-Эмпирик пишет о Протагоре: “Этот человек говорит, что материя текуча, и при течении её, на месте утрат её возникают непрерывные прибавления, и восприятия перемешиваются и меняются, смотря по возрасту и остальному устройству тел”. Из всех этих онтологических принципов релятивизма Протагор сделал смелый гносеологический вывод. Если всё меняется и переходит в противоположное себе, то о каждой вещи возможно два противоположных мнения. Человек может совершать выбор между двумя противоположными мнениями. Человек свободен. Из этих соображений и следует знаменитый тезис Протагора. У Секста-Эмпирика читаем: “В начале своих “Ниспровергающих речей” Протагор провозгласил: “Человек – мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют”. Платон, приводя эти слова Протагора поясняет: Протагор “говорит тем самым, что-де какой мне кажется вещь, такова она для меня и есть, а какой тебе, такова же она, в свою очередь, для тебя”. Далее следует пример: “разве не бывает иной раз, что дует один и тот же ветер, а кто-то мёрзнет при этом, кто-то нет. И кто-то не слишком, а кто-то – сильно?”. Одному человеку ветер “кажется”, продолжает Платон, холодным, а другому нет. Но “казаться” значит “ощущаться”. Возникает вопрос: можно ли сказать, что ветер холодный сам по себе или же только холодный относительно кого-то? Второе обоснование релятивизма Протагором говорит о том, что ничто не существует и не возникает само по себе, а лишь в отношении к другому. Поэтому вопрос о том, холоден ли ветер сам по себе или нет, бессмыслен, как и вопрос о том, существует ли сам ветер, ибо для одного он ветер, а для другого может и не быть им, одного он сбивает с ног, а другой его не замечает. Позиция Протагора о том, есть ли здесь какой-то критерий выбора и отбора между этими мнениями не совсем ясна. Секст-Эмпирик утверждает, что Протагор вообще не имел никакого критерия. Однако Платон утверждал, что для Протагора, хотя никто не имеет ложного мнения, но одно мнение может быть если не истиннее, то лучше. Мнение мудреца лучше мнения обычных людей.

    Все-таки главным критерием при выборе из двух мнений по Протагору, является выгода. Конечно, критерий выгоды ограничен ибо он действует лишь в том случае, когда мы определяем, что хорошо, а что плохо. Подобно тому, как нет объективного тепла и холода, так нет и объективного добра и зла. Добро и зло относительны. При определении того, что хорошо, что плохо, надо исходить из своей пользы и выгоды, как личной, так и в лучшем случае, государственной. Так Протагор обосновывал деятельность софистов, которые стремились не к истине, а к победе над своими противниками в споре или тяжбе. Природу нельзя обмануть, а человека можно. Господство над природой нельзя построить на обмане, господство одних людей над другими – можно. Софистика в крайнем своём проявлении и служит этому.

    Книга "О богах" начиналась словами: “О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду. Ибо многое препятствует знать (это): и неясность (вопроса), и краткость человеческой жизни”. Однако Протагор считал, что лучше верить в богов, чем в них не верить.



    Горгий. Само название главного произведения Горгия – “О природе, или О несуществующем” - подчёркивало отличие позиции Горгия от позиции его современника элеата Меллисса, выраженной в его труде “О природе, или О существующем”. В отличии от элеатов, отождествляющих речь, мышление и бытие и отрицающих небытие, Горгий оторвал речь от мышления, а мышление от бытия. Он учил о том, что ничего не существует, а если и существует, то не постижимо, а если и постижимо, то невысказываемо и необъяснимо (для другого человека).

    Говоря о том, что ничего не существует, Горгий не хотел этим сказать, что существует небытие. “Ничего не существует” означало у него утверждение, что нельзя доказать ни того, что небытие существует, ни того, что бытие существует, ни того, что бытие и небытие существуют вместе.

    Парменид доказывая несуществование небытия, ограничивался указанием, что небытие немыслимо и несказанно. Для Горгия, раз он отрывал друг от друга мышление, речь и бытие, этот ход мысли был закрыт. Горгий обращает внимание на внутреннюю противоречивость суждения о том, что небытие (не-сущее) существует. В нём скрыто утверждение, что нечто должно и существовать и не существовать. Небытие не должно существовать, поскольку оно мыслится несуществующим, однако оно должно существовать, поскольку оно есть не-сущее, т. е. поскольку оно есть. Здесь Горгий делает логическую ошибку, отождествляя связку “есть” с предикатом “есть”, что неверно. Неизвестно, была ли эта ошибка у Горгия, невольной, или, как у софиста, намеренной, но так или иначе, делает вывод Горгий, совершенно нелепо чему-нибудь одновременно быть и не быть. Следовательно, тезис, что небытие существует, ложен.

    Но нельзя доказать и того, что сущее существует. Из-за того, что это суждение непротиворечиво, Горгий доказывает ложность этого тезиса опосредовано, показывая неразрешимость тех проблем, которые связаны с сущим. Это проблемы единого и многого, вечности и временности и т. п. При этом Горгий не гнушается прямыми софизмами. Например, если сущее вечно оно не имеет никакого начала, а следовательно, беспредельно, а если оно беспредельно, то его нигде нет, а если его нигде нет, то его вообще нет. Здесь время подменено местом и сделан неправильный вывод из отсутствия места к отсутствию существования. Беспредельного в самом деле нет нигде, но это не значит, что нон не существует. Далее, временность сущего предполагает, что оно возникло. Но возникнуть оно могло или из сущего, или из не-сущего. Но не-сущее якобы ничего из себя породить не может. Происхождение же сущего из сущего не есть возникновение. При таком происхождении сущее вечно. Так же не разрешима проблема единого и многого. Из этого следует сделать вывод, что нельзя сказать, что существует сущее и не-сущее – ведь то, что не существует порознь, не существует и вместе. Отсюда следует у Горгия общий вывод – “не существует ничего”.



    Гносеология. Горгий разделяет предмет мысли и существование предмета мысли. Оттого, что кто-то помыслит, что человек летит или колесницы состязаются на море, вовсе не значит, что человек в действительности летит и колесницы в действительности состязаются на море, ведь может мыслится и то, что в действительности не существует. По Горгию, можно мыслить и то, что не существует. Но из этой верной посылки Горгий делает софистический вывод о том, что если может мыслится несуществующее, то не может мыслится существующее: “Если предметы мысли не есть сущее, то сущее не мыслится”.

    Наконец, “даже если сущее и постигается, оно неизъяснимо другому” ведь слова отличаются от тел. Тела воспринимаются зрением а слова – слухом.



    Сократ

    Диоген Л. “Он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество” “Смерть – или переход в небытие, или жизнь в Аиде” (В Апологии Сократа). “Принесите Асклепию петуха, смерть тела – выздоровление души” (В “Федоне”).

    “Местности и деревья ничему не хотят меня научить, не то, что люди в городе”. “Я никак не могу, согласно дельфийской надписи познать самого себя.

    Скептик – истины нет, Софист – поэтому считай истиной то , что тебе выгодно, Сократ – истина для всех одна.



    Майевтика (повивальное искусство) – помочь родиться истине в душе своего собеседника. Знать – дать определение, понятие. “Я знаю, что ничего не знаю”.

    Зная, что хорошо и что плохо, никто не станет поступать плохо.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Сущность и структура философского знания. Сущность и структура и функции философского знания

    Скачать 106.84 Kb.