• Юрий Владимирович Федченко. Русская культура и культура народов Севера…………….……………………………….18 Светлана Георгиевна Чинина. Селькупская культура…………………………..………………33
  • Светлана Павловна Казанцева. Русская и селькупская культура…………………………..46 Использованная литература…………………..55 Содружество культур в Парабельском районе.
  • Анатолий Александрович Мельников. Русская и казачья культура.



  • страница1/8
    Дата24.03.2019
    Размер2.18 Mb.
    ТипЛитература

    Светлана Георгиевна Чинина. Селькупская культура Светлана Павловна Казанцева. Русская и селькупская культура Использованная литература


      1   2   3   4   5   6   7   8

    Оглавление.
    Содружество культур в Парабельском районе..2

    Анатолий Александрович Мельников. Русская и казачья культура……………………………….7

    Юрий Владимирович Федченко. Русская культура и культура народов Севера…………….……………………………….18

    Светлана Георгиевна Чинина. Селькупская культура…………………………..………………33

    Светлана Павловна Казанцева. Русская и селькупская культура…………………………..46

    Использованная литература…………………..55

    Содружество культур в Парабельском районе.
    Сегодня все международное сообщество стремится к сотрудничеству, согласию, диалогу. Это проявляется в различных сферах: политической, экономической, социальной. Коснулась данная тенденция и культурной сферы. Ведь чтобы установить взаимопонимание в мировом масштабе, необходимо достичь нравственной и культурной солидарности человечества. На 67-й сессии Генеральная Ассамблея приняла резолюцию «Поощрение межрелигиозного и межкультурного диалога, взаимопонимания и сотрудничества на благо мира», в которой провозгласила Международное десятилетие сближения культур (2013-2022 гг).
    В России в целом и в различных ее областях и районах представлено широкое разнообразие культур. Необходимо стремиться к созданию условий для возможности их мирного и плодотворного взаимодействия, для содействия взаимопониманию и взаимному ознакомлению с культурным и этническим разнообразием. Самобытность и уникальность различных культур отражается в декоративно-прикладном творчестве местных мастеров. Многие учреждения культуры по всей России занимаются распространением и популяризацией принципов и инструментов межкультурного диалога. Достигается это в том числе за счет создания каталогов, альбомов, тематических разделов интеренет-сайтов, посвященных декоративно-прикладному творчеству и изобразительному искусству мастеров, чье творчество отражает традиции и особенности различных культур. Например, ГАУ РК «Центр народного творчества и повышения квалификации» республики Коми инициировал выпуск альбома-каталога, куда вошли работы признанных местных художников. Краевое государственное автономное учреждение культуры г. Хабаровск ведет электронный каталог мастеров и художников, а так же их работ.
    В Парабельском районе также мирно сосуществуют различные культуры: славянская и исконно русская; казачья;коренные северные культуры, в частности селькупская. Они развиваются и взаимодействуют друг с другом с позиции диалога, терпимости и открытости.
    Русское народное творчество сохраняется и изучается в Парабельском районе. У подрастающего поколения формируется любовь и уважение к своему этносу, к его исторической, духовной и практической памяти. О русской культуре рассказывают на уроках в школах. На базе районного и сельских Домов культуры присутствуют специалисты, которые пропагандируют исконно русскую культуру. Существуют фольклорные коллективы разных возрастов. Проводятся фольклорные праздники, на которых местное население вместе с участниками художественной самодеятельности вспоминают русские традиции, обычаи, обряды; русскую культуру.
    Большое внимание уделяется казачьей культуре. Нарым – село Парабельского района, богатое своей историей, было основано в 1595 г. сургутским атаманом Т. Федоровым как острог. Первоначально население острога состояло из 20 казаков - годовальщиков, строивших его и в первый раз в нем зимовавших. Для сбора дани строили небольшие острожки, которые располагались на территории современного Парабельского района. Там проживали потомственные казаки, предки нынешних старожилов.

    Казачью культуру по-прежнему чтят на этих землях. В 2011 году в с. Парабель образовалось хуторское казачье общество, вошедшее в состав Томского Сибиркого войскового казачьего общества. Изучается богатое историческое прошлое казачества, их жизнь и быт, творчество и обычаи.


    Так же на территории Парабельского района проживают представители малочисленных народов Севера – нарымские селькупы. Это коренной народ Сибири, который имеет свою уникальную культуру, традиции, обычаи. Их традиционными занятиями являлись рыболовство и охота. Несмотря на попытки привить христианскую религию, селькупы сохранили свои религиозные обряды и представления. Для селькупов характерны верования вдухов, хозяевах мест: духа земли, духа воды и т.д.Они использовали шаманов для общения с духами и потусторонним миром.
    Каждая из культур способна поделиться собственными ценностями, взглядами и моделями поведения, которые обогащают культурную жизнь села Парабель. Культурные традиции находят свое отражение в творчестве Парабельских мастеров декоративно-прикладного искусства. Настоящая брошюра призвана служить целям содействия ознакомлению населения Парабельского района с творчеством местных мастеров; развитию любви и уважения к народному творчеству. А так же она призвана содействовать межкультурному сотрудничеству, солидарности и примирению в атмосфере взаимного доверия и безопасности, взаимопонимания и получения более полных знаний о различных культурах, традициях и убеждениях, а так же в целях профилактики межкультурных конфликтов.
    Все иллюстрации, использованные в данной брошюре, являются фотографиями, на которых запечатлены сами мастера и результаты их творческой деятельности.
    Электронная версия брошюры размещена на сайте районного Дома культуры села Парабель по ссылке http://parabel.sokik.ru/vistovki-3153.html

    Анатолий Александрович Мельников. Русская и казачья культура.
    Резьба по дереву – старинный традиционный вид декоративно-прикладного искусства. На Руси издавна уважали и чтили мастеров, их работу называли резным делом, получившийся рисунок – ознаменка, вызорчье, узорчье. Рези расписывали яркими красками, покрывали сусальным золотом. У древних славян украшать свои дома резными художественными элементами стало традицией. Это было, скорее, не дань художественной нагрузке жилища, а дань суевериям. Резными узорами украшали окна и двери домов, чтобы через них в дом не могла проникнуть нечистая сила. Если узор был символом плодородия, то его обязательно помещали над входной дверью. Народный барельеф включает как языческие, так и христианские мотивы. Об этом говорят характерные завитки, создающие узор, изображение ликов божеств, образов фантастических животных. Многие ученые сходятся во мнении, что на Руси художественной резьбой по дереву дома украшали еще с языческих времен, задолго да крещения Киевской Руси. С течением времени русское искусство резьбы по дереву изменялось, испытывало влияние зарубежных течений, появлялись новые мотивы, новые инструменты для работы. Но и по сей день, оно остается любимым и востребованным для народа.
    В Парабельском районе так же развивается этот вид искусства. Здесь живет и творит мастер резьбы по дереву Анатолий Александрович Мельников.

    Анатолий знает и помнит исконно русские традиции, умело пользуется спецификой материала, показывает скромную и притягательную красоту дерева. Он придает своим изделиям красоту и художественную завершенность. К тому же многие его работы полезны не только с эстетической стороны. Мастер умело совмещает красивый декор с практическим бытовым и хозяйственным предназначением.
    Анатолий знает и помнит исконно русские традиции, умело пользуется спецификой материала, показывает скромную и притягательную красоту дерева. Он придает своим изделиям красоту и художественную завершенность. К тому же многие его работы полезны не только с эстетической стороны. Мастер умело совмещает красивый декор с практическим бытовым и хозяйственным предназначением.

    Однако всерьез увлекся резьбой он несколько позже. Будучи мальчишкой, в седьмом классе, в компании друзей, он случайно зашел в музей. Там они увидели, как работает мастер Солнцев Александр Борисович, занимается росписью по стеклу. Ребятам это очень понравилось, им захотелось попробовать самим. Александр Борисович предложил им попробовать резьбу по дереву. Так Анатолий приступил к созданию своей первой работы. Это была изометрическая резьба, работа называлась «Огненный петух».


    Первое время резьба по дереву была для Анатолия Александровича просто хобби. Он раздаривал свои работы родственникам и друзьям, их восхищение радовало мастера, давало стимул продолжать свое творчество, совершенствовать его. Постепенно хобби превратилось в профессиональную деятельность, любимое дело стало делом жизни.
    Одной из любимых тем для изготовления резных изделий Анатолия являются медведи.
    Хозяева русских лесов издавна вдохновляли мастеров резьбы по дереву. Для русских людей медведь – не просто зверь, живущий с ними на одной территории. Это – прародитель, символ силы, мощи и благополучия.

    Трехмерные скульптуры медведей прекрасно удаются Анатолию Александровичу. Они таят в себе саму душу Сибири и всей России, пользуются признанием, уважением местных жителей, заслуживают их искреннее восхищение. К тому же скульптуры прекрасно вписываются в ландшафтный дизайн в исконно русском стиле.

      1   2   3   4   5   6   7   8

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Светлана Георгиевна Чинина. Селькупская культура Светлана Павловна Казанцева. Русская и селькупская культура Использованная литература