• Анализ стихотворений «Птичка», « Узник» и «Анчар».

  • Скачать 58.76 Kb.


    Дата14.02.2019
    Размер58.76 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 58.76 Kb.

    Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина



    Тема: Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина

    Класс: 9.

    Цели:

    - познакомить и дать понятие о свободолюбивой лирике Пушкина;



    - научить анализировать стихотворения, выразительному чтению;

    - воспитывать любовь к лирике.

    Тип урока: урок-анализ стихотворений.

    Структура урока:

    1. Орг. момент.

    2. Вступительное слово учителя.

    3. Чтение и анализ стихотворений.

    4. Д/З.


    5. Итог.

    Оформление доски: Число

    Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина

    Портрет писателя Эволюция темы Портреты друзей

    Свободолюбивая

    Вольнолюбивая

    Выставка книг с произведениями А. С. Пушкина
    Оборудование: листочки с заданиями, книги со стихотворениями.

    Учебник:


    Литература: Золотарева И. В. Поурочные разработки по литературе.
    Ход урока Этап урока Содержание этапов Примечания

    Деятельность учителя Деятельность учащихся

    Орг. момент Приветствие учащихся.

    Сообщение темы и целей урока. Приветствие учителя.

    Записывают в тетрадях число и тему урока. Настроить детей на работу на уроке.

    Вступительное слово учителя. Как вы понимаете слово « свободолюбивая»?

    Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы и вольности, которая претерпевала эволюцию в творчестве Пушкина.

    Как вы понимаете значение слова « эволюция»?

    Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без неё он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы. Свобода – это условие творчества. Жизнь без свободы окрашивается в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлениями о несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от её всевластья, становилась «святым провидением», когда сквозь её тучи брезжил луч света. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения. Слово « свобода» и близкие по смыслу слова «воля», «вольность», «вольный» - ключевые слова пушкинского словаря. В лирических произведениях эти слова-знаки выражают его мысли о направлении движения и о цели жизненного пути человека, о смысле его существования. Работа в группах (парах). По заданиям на листочках (5-6 мин). Совместное обсуждение и чтение стихотворений.

    Ода «Вольность»

    Учитель делает выводы после всего сказанного учащимися. Пушкин смотрит на мир пристрастный заинтересованный зритель. Он скорбит и негодует, п.ч. это мир, где свистят бичи, гремит железо кандалов, где на троне восседает «неправедная Власть».

    В этом стихотворении идеал общественной свободы стал высокой поэтической истиной, открывшейся самому поэту. Таким образом, в «Вольности» к миру обращается поэт – глашатай вечных истин, « друг человечества».

    Пушкин страстно желает, чтобы мир услышал голос его свободной души и жил по закону, который принят им самим – по закону свободы. Закон – прочная основа Свободы. Тираны - это источник несвободы, «ужас мира», « стыд природы».

    «Деревня»

    Таким образом, в этом стихотворении представления о свободе и рабстве конкретизируются. Речь идет уже не о тирании во всемирном масштабе, как в оде «Вольность», а о русском крепостничестве, не о свободе как абстрактной идее всеобщего блага, а о свободе русского крестьянства. Поэт мечтает увидеть « народ неугнетенный», а торжество «Свободы просвещенной» связывает с волей царя. Ответы и мнения учеников.

    Эволюция – это развитие, движение вперед.

    Чтение и анализ стихотворений. «К Чаадаеву»

    Послание «К Чаадаеву» - яркий лирический « символ веры» молодых и «друзей вольности». Стихотворение носит личный, даже интимный характер. Если в предыдущих стихотворениях он взывает к необозримому миру, пораженному тиранией, и к России, к монарху, то теперь у его порыва к свободе «частный» адрес: Чаадаев – друг, единомышленник, к которому Пушкин обращается как бы перед лицом тех, кто связан узами дружбы, и общей целью.



    Анализ стихотворений «Птичка», « Узник» и «Анчар».

    В стихотворениях «Птичка» и «Узник» выражен мотив личной свободы. Образы птиц – это образ свободы. Здесь мы видим призыв к воле, в свободной жизни.

    «Анчар» - философская притча, отразившая мысли поэта о добре и зле, о власти и человеке.

    Вмешательство человека в жизнь природы, познание им разрушительной силы «смертной смолы» ведут к обострению конфликтов между людьми, к гибели человечества.

    Прочитать стихотворения « Храни меня, мой талисман» « Я помню чудное мгновенье» «Я вас любил…» « Не пой, красавица, при мне» « На холмах Грузии….» «Мадонна». На следующем уроке разберем любовную лирику поэта.

    Таким образом, прочитав и проанализировав все эти стихотворения, мы видим эволюцию темы свободы и воли.

    Свобода – это точка зрения на мир, на людей и самого себя. Именно свобода стала главным критерием оценки жизни и отношений между людьми, общества и истории.

    Свобода для него как абсолютная общечеловеческая ценность. Свобода – вне времени и пространства, это высшее благо и спутница Вечности. Работают с товарищем по парте, готовят устные ответы на вопросы на листочках.

    Записывают основные мысли самостоятельно

    Ода – это торжественное, патетическое произведение, прославляющее монарха, выдающихся лиц.

    Признаки жанра: высокий стиль, неразговорная лексика, нет просторечий.

    В данном стихотворении – ода свободе.

    Поэт – противник насилия. Свобода, с его точки зрения, не может быть достигнута в результате революции и заговоров. Мрачная диалектика в стихотворении. Подчеркивается разрушительный характер революции (смерть Людовика16 и Павла1). Он в конце оды призывает к разуму монархов, к их чувству самосохранения.

    «Поучение» - призыв, обращение к царям.

    В «Деревне» заметны новые оттенки свободы. Это связано с усилением авторского присутствия» В « Вольности» к миру обращается поэт- глашатай вечных истин, « друг человечества». В «Деревне» образ автора- поэта конкретнее: он подчеркивает, что приезд в деревню - акт его воли.

    Он предпочел спокойную деревенскую жизнь с её «мирным шумом дубрав» суетной городской жизни с порочным двором Цирцей. Именно в деревне, где суета сменяет праздность вольная, « подруга размышленья» поэт учится «Свободною душою Закон боготворить».

    Свобода и здесь предстает цель высоких стремлений поэта и его друзей, как ответ на «Отчизны …. призыванье». Но на первый план выходит внутренняя свобода, без которой Пушкин не мыслит достижения свободы общественной. Свобода – это «Желанье», страсть, говорящая в душе, вера, стремленье к счастью. Ожидание свободы – такое же «томленье упованья», каким охвачен « любовник молодой», ждущий « минуты верного свиданья». Свобода связана с жизнью сердца, с представлениями о чести и долге, с «прекрасными порывами» нетерпеливой души.

    В финале возникает образ будущего, в которое небо подаст весть об обновлении Росси, о наступающей поре свободы.

    Записывают названия стихотворений. Научить анализировать стихотворения, правильно составлять свой ответ, выразительно читать.

    Показ портрета Чаадаева.

    Итог.

    Задания по группам



    Группа 1. Прочитать оду « Вольность»( 1917г.)

    - Почему жанр этого произведения – ода?

    - Какие признаки оды встречаются в произведении?

    - Что, в отличие от произведений 18 века, становится предметом описания в оде Пушкина? О чём это говорит?

    Группа 2. Прочитать оду « Вольность»(1917г.)

    - Найдите строки, отражающие идею стихотворения?

    - Что является основой свободы по Пушкину?

    - Каково настроение, чувство лирического героя?

    - Чем заканчивается ода?

    Группа 3. Прочитайте выразительно стихотворение «Деревня»

    - Почему автор предпочитает деревню городу?

    Группа 4. Прочитайте выразительно стихотворение «Деревня»

    - На какие три части делится стихотворение?

    - Как в первой части – идиллического (спокойного, идеального) изображения природы – проявляется традиция сентиментальной литературы?

    - Почему вторая часть, о « барстве диком», имеет выраженное публицистическое звучание?

    - Можно ли считать революционным вопрос – призыв, заключенный в последней части?

    Группа 5.

    Прочитать стихотворения « Деревня».

    - Как в стихотворении «работает» прием контраста? ( Объяснить, что такое контраст). Привести примеры из текста стихотворения.

    Группа 6.

    Прочитать стихотворения « Деревня» и «Вольность».

    - В чем отличие этих двух стихотворений в понимании свободы?

    Группа 7.

    Прочитать стихотворение « К Чаадаеву».

    - В каких строчках содержится основная мысль этого стихотворения?

    - Что возникает в финале стихотворения?

    Группа 8.

    Прочитать стихотворения « Птичка» и «Узник».

    - Как в этих стихотворениях выражен мотив личной свободы?

    - Какую роль в этом играют образы- символы птиц?

    Группа 9.

    Прочитать стихотворение «Анчар».

    - Рабство – как противопоставление свободе личности. Как это стихотворение углубляет размышления поэта о свободе?

    Группа 10.



    Прочитать стихотворение «Анчар».

    - Каково отношение автора к героям стихотворения? Чем оно определяется?

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина

    Скачать 58.76 Kb.