• Используемые методы, технологии обучения
  • Организационный момент Слайд 1.
  • 2. Проверка домашнего задания
  • Слайд 6.
  • Физминутка. Выполняются танцевальные движения под песню «Я – расту» (музыка С. Светлова, слова А.Барто) Слайд 8. 4.Введение в тему урока
  • 5.Знакомство с биографией А.Барто.
  • 6. Появление героя.
  • Слайд 11. Терраса
  • Слайд 12. 9. Выяснение эмоционального уровня первичного восприятия
  • 10. Речевая разминка
  • 11. Чтение и работа над текстом
  • 12. Физминутка для глаз (Красный предмет) Слайд 17.
  • 13. Отработка навыка выразительного чтения
  • Слайд 19. Чтение текста по частям, используя партитуру. Слайд 20 -.26.
  • Итог урока. Рефлексия
  • 16. Домашнее задание. Слайд 29.

  • Скачать 141.77 Kb.


    Дата04.12.2017
    Размер141.77 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 141.77 Kb.

    Тема: А. Барто





    Тема: А. Барто «Уехали»

    Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут: знать фамилию автора и название произведения;

    Уметь осмысливать прочитанное стихотворение, словесно воспроизводить эмоции, чувства;

    выразительно читать стихотворение, передавая эмоциональное настроение.

    Задачи:

    создать условия для развития воображения, эмоционального восприятия произведения; обогащения словарного запаса;

    содействовать развитию умения выслушивать мнение других и аргументировано доказывать свою точку зрения;

    способствовать воспитанию милосердия, стремлению быть добрыми,

    заботливыми.

    Используемые методы, технологии обучения: словесные наглядные,

    практические, ИКТ.



    Используемые формы организации познавательной деятельности

    учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

    Оборудование: мультимедийная презентация, оценочные листки

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Слайд 1.

    – Здравствуйте, ребята. Сегодня урок литературного чтения мы начнём с «искорки добра».



    Слайд 2.

    В одном городе люди умели дарить друг другу добро. А знаете как? Очень просто. Когда они протягивали друг другу руки, их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная, тёплая искра. Маленькое, маленькое солнышко. Оно было такое маленькое, что не обжигало, а только согревало ладошки. Давайте передадим друг другу искорку добра: протянем ладошки, возьмёмся за руки. Почувствуем рядом добрую, славную руку соседа. Легонько её пожмём и передадим друг другу частичку своего тепла и доброты. Представьте, что перед вами большое, яркое солнышко. Его лучи тянутся к вам.

    – Возьмите один из лучиков и оставьте себе. Другой подарите соседу.

    Посмотрите в глаза друг другу. Тихо улыбнитесь и повторите за мной слова:



    Слайд 3.

    Я желаю тебе добра.

    Ты желаешь мне добра.

    Мы желаем друг другу добра.

    Если будет трудно – я тебе помогу.

    – Ребята, давайте спрогнозируем, каким будет наш сегодняшний урок. У вас на партах находится оценочный листок с волшебными линеечками. На нём вы будете оценивать свою деятельность на разных этапах урока.



    Слайд 4.

    Найдите колонку под название «Прогноз» и оцените, как вы будете работать на сегодняшнем уроке.

    Если вы считаете, что на уроке вы будете активно работать, легко выполнять все практические задания с текстом и не допускать ошибок, то поставьте знак на самой верхней чёрточке волшебной линеечки. Если вы считаете, что будете не совсем активны на уроке, в практических заданиях с текстом будут допускаться неточности, то поставьте знак посередине. Ну, а если вы считаете, что на уроке вам понадобится при выполнении практических заданий помощь учителя, то оцените себя на нижней линеечке. (Самооценка учащихся на листочках)


    Прогноз

    Проверка домашнего задания

    Работа над стихотворением

    Интерес

    Трудность















    – Каким видите свою деятельность на уроке? (Ответы детей)

    – Давайте постараемся поработать так, чтобы урок получился интересным, творческим и поучительным.

    2. Проверка домашнего задания

    – Приступим к проверке домашнего задания.

    – Прочитайте хором слова, записанные на экране.

    Слайд 5.

    Говорят, что друзья не растут в огороде,

    не продашь и не купишь друзей.

    – Так ли это?

    – Почему так важно иметь друзей?

    – А можно ли назвать настоящим другом Мальчика-Огонька? Почему? (Он был бескорыстным, добрым, смелым, стремился помогать другим людям).

    – Сейчас проверим, как вы усвоили содержание рассказа «Мальчик-Огонёк». А для этого выполним тест на листочках, которые находятся на ваших партах.

    Слайд 6.

    –Я буду читать вам предложение. Если вы согласны с высказыванием, то поставьте знак «+», а если с высказыванием не согласны – «-».



    Тест-опросник

    1. Жил на свете маленький горячий Огонёк? (+)

    2. Ему очень хотелось сделаться взрослым? (Мальчуганом) (-)

    3. Фея Огня предупредила его, что попав в воду он погаснет? (+)

    4. Крепко он дружил с ребятами? (+)

    5.Он всегда с ребятами ходил купаться на речку? (-)

    6. Однажды он увидел, как мальчик упал с велосиапеда? (Тонет) (-)

    7. Огонёк бросился в воду и спас мальчика? (+)

    8. Погасший Мальчик-Огонёк лежал на песке как чёрные угольки?(+)

    9. Справедливое солнце направило свой луч на погасшего Мальчика-Огонька и снова зажгло его?(+)

    10. Огонёк снова стал Мальчишкой? (Огнём) (-)

    –А сейчас проверим, правильно ли вы выполнили тест. (Самопроверка.) (На экране появляются правильные ответы)



    Слайд 7.

    – Обведите кружком правильные ответы.



    Проверка. Исправление ошибок.

    – Я буду читать вопросы, а вы с помощью ручных знаков«+», «-» показывать ответы.

    – Оцените свою работу на листе оценки. А в графе проверка домашнего задания поставьте знак на верхней линеечке те дети, которые не допустили ни одной ошибки или 1 ошибку. Кто допустил 2-3 ошибки – посередине, а кого ошибок больше, чем 3 – на нижней.

    – Встаньте те дети, кто поставил знак вверху нашей волшебной линеечки. Молодцы! Вы были самыми внимательными читателями!



    Вывод: Что хотела сказать нам в своей сказке «Мальчик-Огонёк» Элеонора Киселёва? (Доброта должна быть в каждом из нас. Она помогает жить. Мир будет прекрасен и удивителен, если в нём будут жить добрые люди, добрые чувства и добрые дела. Человек должен как можно больше совершать добрых и смелых поступков, чтобы иметь много настоящих друзей.)

    1. Физминутка.

    Выполняются танцевальные движения под песню «Я – расту» (музыка С. Светлова, слова А.Барто) Слайд 8.

    4.Введение в тему урока

    –Ребята, знакомы ли вам слова песни, под которую мы выполняли движения? (Да)

    – А кто автор этих строк? (Агния Львовна Барто)

    – Правильно. Эта песня написана на стихотворение Агнии Барто «Я – расту».

    –Как вы думаете, с творчеством какой русской поэтессы мы сегодня продолжим знакомство? (С творчеством Агнии Барто)

    5.Знакомство с биографией А.Барто.

    Вспомните, о ком писала Агния Барто? (О детях)

    – Правильно. Агния Барто всю жизнь посвятила детям. Слайд 9.

    Родилась она в Москве в семье ветеринарного врача. Стихи начала писать ещё в начальных классах. Мечтала стать балериной, окончила хореографическое училище. Многие стихи посвятила дочери Татьяне и внуку Володе. А вызнаете, что первыми читателями её произведений были ваши бабушки и дедушки. Ведь первый сборник был опубликован 65 лет назад.

    Часто, приезжая на выступления, Агния Барто предлагала: «Уважаемые дети! Я прочту лишь первую строчку, а вы сами продолжайте остальное»

    - Давайте и мы с вами попробуем так поиграть.

    Наша Таня громко плачет:

    Уронила в речку мячик.



    - Тише, Танечка, не плачь:

    Не утонет в речке мяч.
    У Танюши дел немала,

    У Танюши много дел.



    Утром брату помогал –

    Он с утра конфеты ел.
    А я не знал, что я расту

    Всё время, каждый час.



    Я сел на стул – расту.

    Расту, шагая в класс.

    Агнии Барто уже нет с нами, но стихи – задорные и поучительные – живут. Всегда они будут нас учить быть добрыми, вежливыми, заботливыми, милосердными.



    6. Появление героя.

    Слайд 10.

    – Посмотрите на экран. Какое животное изображено? (Щенок)

    – Какое чувство он у вас вызывает? (Грусти)

    –Что с ним могло случиться? (Его прогнали хозяева, он хочет кушать и т.д.)

    – А вот какую историю рассказала об этом щенке А.Барто.
    7. Словарная работа

    –Прежде, чем начнём слушать стихотворение, обратите внимание на слово, записанное на экране.

    – Прочитаем его хором. (Терраса)

    –Кто знает, что это такое?



    Слайд 11.

    Терраса – летняя пристройка к заданию в виде площадки без стен.

    8. Первичное знакомство с произведением.

    –Сейчас вы послушаете стихотворение А.Барто «Уехали» .

    – Понаблюдайте, менялось ли ваше настроение при прослушивании стихотворения или оставалось одним и тем же? (Слушание стихотворения в исполнении актеров) Слайд 12.

    9. Выяснение эмоционального уровня первичного восприятия

    –Менялось ли ваше настроение при чтении стихотворения? Каким было настроение в начале? Потом? В конце?

    –Сейчас мы будем с вами читать стихотворение и анализировать его содержание, но прежде, чем начнём читать, необходимо подготовить речевой аппарат.

    10. Речевая разминка

    – Выполним речевую разминку.

    – Представьте, что перед вами сидит брошенный щенок. Давайте возьмём его на руки и согреем своим дыханием.

    (Вдох носом – выдох ртом)

    –Наш щенок весь в снегу. Сдуем с него снежок лёгкими толчками воздуха.

    На экране записано предложение. (Я люблю заботиться о щенке.)

    – Прочитаем это предложение, выделяя логическим ударением подчёркнутые слова.



    Слайд 13.

    Я люблю заботиться о щенке.

    Я люблю заботиться о щенке.

    Я люблю заботиться о щенке.

    Я люблю заботиться о щенке.

    Речевой аппарат подготовили, значит, можем переходить к чтению произведения.



    11. Чтение и работа над текстом

    –Откройте учебник на странице 9.

    – Прочитайте самостоятельно текст стихотворения и подумайте, на сколько частей можно разделить стихотворение? (Самостоятельное чтение стихотворения)

    – На сколько частей можно разделить всё стихотворение?

    – О чём рассказывается в первой части? (Как ребята ухаживают за щенком)

    – О чём говорится во второй части стихотворения? (Как щенок остался один)

    – О чём говорится в третьей части стихотворения? (О том, как встретились щенок и ребята после разлуки)

    – Прочитаем первую часть стихотворения и найдем слова, которые указывают на то, как ребята ухаживали за щенком. (Чтение)

    – Назовите эти слова. (Щенка кормили, бежали к нему босиком, щупали нос, учили щенка, возились с ним)

    Слайд 14.

    – Для чего щенка кормили молоком? (Чтоб он здоровым рос)

    – Как понимаете выражение «бежали тайком? (Так, чтобы никто не услышал, не увидел, чтобы взрослые не ругали их за то, что они не спят.)

    – Как понимаете слова «возили с ним»? (Заботились, ухаживали)

    –Зачем ребята бегали ночью щупать собаке нос? (Определить состояние здоровья собаки помогает нос. Если нос холодный и мокрый– собака здорова, если горячий и сухой нос – собака больна)

    –Как называется это чувство, которое дети проявляли щенку? (Сочувствие, сопереживание…)

    – Можем ли мы сказать, что они были милосердными? Что значит «милосердие»?

    –Читаем вторую часть стихотворение, обращаем внимание на то, как ведёт себя щенок, после отъезда ребят. (Чтение стихотворения по одной строчке)



    Анализ второй части стихотворения:

    – Что огорчило щенка?

    – Почему? (Закончилась лагерная смена)

    – А как вы определили, что действие происходило в лагере? (В стихотворении говорится о костре, о трубе, которая звала всех на сбор)

    – Как вел себя щенок, когда остался один? Зачитайте. (Коллективное составление кластера)

    Слайд 15.

    – Найдите в тексте слова – действия, которые описывают поведение щенка.

    –Как вы понимаете выражение «лаял до хрипоты», «лежал пластом»?

    – О чём говорит поведение щенка? (О том, что он скучал)

    – Можно ли говорить о том, что щенок верен своим хозяевам? (Он остался их ждать)

    Чтение 3-й части стихотворения.

    – Прочитаем часть хором и найдем слова, которые говорят о том, как встретил ребят щенок. (Чтение)

    –Зачитайте эти слова. (Бежал навстречу, всем подряд лизал лицо, лаял от всей души)

    Слайд 16.

    – Какое чувство испытывал щенок при встрече с детьми? А ребята?

    – А кому-нибудь из них было стыдно? Почему?

    – Можно ли утверждать, что щенок и дети стали друзьями? Почему?


    -
    –Что хотела Агния Барто нам сказать этим стихотворением? (Мы в ответе за тех, кого приручили).

    12. Физминутка для глаз (Красный предмет)

    Слайд 17.

    1 -2-3- 4

    Круг глазами шире, шире.

    Влево, вправо/2 раза

    Глазки бегают лукаво.

    Вверх, вниз /2 раза

    Ну-ка, вдаль теперь вглядись.

    13. Отработка навыка выразительного чтения

    – На сколько частей мы раздели всё стихотворение? (На три части)

    – Какое настроение было в первой части? (Весёлое, радостное)

    – Во второй? (Грустное, печальное)

    – А третьей? (Весёлое)

    – Настроение можно выразить не только словами, но и при помощи цвета.

    – Сейчас вместе с вами попробуем составить цветовую гамму стихотворения.

    – На экране вы видите цвета и их обозначение. Слайд 18.



    Восторг – красный

    Радость – оранжевый

    Светлое чувство – жёлтый

    Спокойствие – зёлёный

    Грусть – синий

    Тревога – фиолетовый

    – Какие цвета подходят к первой части стихотворения. Почему?

    – Какие цвета подходят для второй части стихотворения? Почему?

    – Какие цвета подходят к третьей части стихотворения? Почему?

    – Получилось ли у нас передать настроение стихотворения цветом?

    Вывод:

    – С каким настроением нужно читать стихотворение? Первую часть? Вторую часть? Третью часть?

    – Прежде, чем начнём читать стихотворение, давайте повторим условные обозначение партитуры текста.

    (На экране появляются знаки и их обозначение) Слайд 19.

    Чтение текста по частям, используя партитуру.

    Слайд 20 -.26.

    – Оцените, как вы работали над стихотворением. Оцените уровень своей деятельности.

    – Чему учит стихотворение Агнии Барто «Уехали»?

    Вывод: человеческой природе свойственны добрые чувства. Человек в ответе за того, кого приручил.

    14.Работа в парах

    – Знаете, ребята, первоначально у этого стихотворения был другой вариант третьей части. Сейчас вы в парах прочитаете первоначальный вариант концовки стихотворения и ответите на вопрос «Отличаются ли настроением две концовки стихотворения?»

    – Почему стихи грустные?

    – Какой вариант концовки вам понравился больше? Почему?

    15. Итог урока. Рефлексия

    На экране записаны пословицы. Выберите те, которые подходят к нашему стихотворению. Объясните свой выбор. Слайд 27.



    Пословицы

    Дружбой дорожи, забывать ее не спеши.

    Вместе тесно, а врозь скучно.

    Рукам работа – душе праздник.

    –Над каким произведением сегодня работали?

    – Кто автор?

    – Посмотрите на экран. Изменился ли щенок? Слайд 28. Что в нём изменилось? (Стал радостным) Почему?

    – Были ли дети и щенок друзьями? Может ли быть собака другом? Почему?

    – Что открыли для себя на сегодняшнем уроке?

    –Я думаю, что сегодняшний урок научил нас проявлять доброту ко всему, что нас окружает, заботится о том, кого приручили.

    Урок подходит к завершению. Оцените в графе «Интерес» насколько интересным был для вас сегодняшний урок, а в графе «Трудность» насколько трудным были для вас задания, которые мы выполняли.


    16. Домашнее задание. Слайд 29.

    С.9-10, выразительное чтение

    Задание на выбор:

    Подобрать пословицы о дружбе.

    Подготовить рассказ о своём домашнем животном.

    –Спасибо за урок! Слайд 30.


    И.И. Халява

    учитель второй квалификационной категории;



    ГУО «Средняя школа №2 г. Ельска»