• Тема 2. Актуальные вопросы развития спортивной борьбы
  • Тема 4 . СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА ПО СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ
  • Тема 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИГОДНОСТИ К ЗАНЯТИЯМ
  • Тема 8. МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ
  • Раздел II. Формы и средства подготовки по спортивной борьбе
  • Тема 10. ФОРМЫ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ борцов
  • Тема 11. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ в спортивной борьбЕ
  • Тема 12. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ
  • Раздел III. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ



  • страница1/4
    Дата01.09.2018
    Размер0.71 Mb.

    Тема характеристика и история спортивной борьбы


      1   2   3   4


    СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
    РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ
    Тема 1. ХАРАКТЕРИСТИКА И ИСТОРИЯ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ
    Роль физической культуры в общей культуре общества как одной из cфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека.

    Зарождение борьбы в истории человечества. Борьба как древнейшее средство и искусство воспитания, оздоровления, физической и волевой подготовки. Возникновение и развитие борьбы как одного из древнейших и популярных народных развлечений. Борьба, как естественное средство физической деятельности человека. Роль искусства борьбы в воспитании и подготовке защитников отечества. Борьба в древнем мире: Египет и Греция, Рим и страны Востока. Борьба в средневековье: Европа и Азия, Америка и Африка. Возникновение и развитие национальных видов борьбы. История развития восточных единоборств. Классификация национальных видов борьбы народов мира. Значение национальных видов борьбы в формировании современных видов спортивной борьбы. Отличительные особенности видов спортивной борьбы. Спортивная борьба в дореволюционной России. Развитие видов спортивной борьбы в СССР. Использование средств борьбы в системе физического воспитания молодежи в различных странах и континентах от средних веков до наших дней. Многогранность воздействия занятий спортивной борьбой на физическое совершенствование человека. Воспитательная, оздоровительная и образовательная роль спортивной борьбы в подготовке молодежи.

    Эволюция различных направлений национальных видов борьбы разных стран и народов в современные виды спортивной борьбы. Особенности национальной борьбы белорусов. История развития видов борьбы в Республике Беларусь.

    Тема 2. Актуальные вопросы развития спортивной борьбы
    Формирование системы спортивной борьбы. Становление и развитие видов спортивной борьбы в республиках Советского Союза. Выход видов спортивной борьбы на международную арену. Основные этапы в развитии видов спортивной борьбы. Сведения о развитии спортивной борьбы в Республике Беларусь и в мире. Анализ важнейших соревнований в мире. Результаты выступлений спортсменов Республики Беларусь на официальных чемпионатах мира и Европы. Участники Олимпийских игр и завоеванные медали.

    Вопросы организации деятельности Междунардных общественных федераций Европы, Азии, Африки, Америки и взаимодействие с международными федерациями по видам борьбы. Актуальные проблемы пропаганды и внедрения спортивной борьбы в системы физической культуры и спорта. Вопросы распространения идей развития спортивной борьбы и расширение географии видов спортивной борьбы в мире. Задачи дальнейшего совершенствования теории и методики спортивной борьбы. Организационные формы и методы совершенствования соревновательной деятельности в республике. Эволюция правил соревнований и её влияние на уровень технико-тактической подготовки спортсменов разных стран.

    Вопросы, обсуждавшиеся Международными и республиканскими федерациями видов спортивной борьбы. Вопросы дальнейшего развития видов борьбы в мире. Расширение географии видов спортивной борьбы. Проблемы развития женс­кой борьбы. Основные направления работы общественных объединений «Белорусская федерация борьбы», «Белорусская федерация дзюдо», Белорусская федерация самбо» и их региональных отделений. Организация централизованной подготовки членов национальных команд Республики Беларусь разного возраста и пола. Создание предпосылок качественной подготовки кандидатов в сборные команды на местах.

    Определение тенденции развития видов спортивной борьбы в мире по статистическим данным:



    количество стран, развивающих виды спортивной борьбы;

    количество организаций, клубов культивирующих виды спортивной борьбы;

    тренерские кадры и система подготовки;

    повышение спортивного мастерства спортсменов;

    анализ выступлений спортсменов разных стран на официальных соревнованиях.
    Тема 3. КЛАССИФИКАЦИЯ, СИСТЕМАТИКА И ТЕРМИНОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ
    Определение понятий: классификация, систематика, терминология. Взаимосвязь этих понятий. Основные принципы классификации и систематики. Требования к построению системы. Естественная и искусственная классификация. Функциональные системы. Основные признаки и требования к системам. Систематизация и классификация. Обоснование различных классификаций. Классификация видов борьбы. Классификация спортсменов по возрасту, весу, спортивной подготовленности, принадлежности к спортивным клубам (обществам).

    Общая классификация технических действий спортивной борьбы. Классификация тактики спортивной борьбы. Классификация подвижных игр-

    единоборств. Термины и их значение в обучении борьбе. Обоснование терминологии спортивной борьбы.

    Классы, подклассы, группы технических действий. Требования к терминам и их определениям (литературные, фактические, логические). Построение терминов. Определение основных терминов. Требования к построению определений и понятий. Требования к содержанию определений в соответствии с терминологией, имеющейся в учебной литературе.


    Тема 4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА ПО СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ
    Тренер как профессиональная квалификация специалиста с высшим образованием в области физической культуры и спорта. Тренер как педагог и воспитатель. Требования к уровню подготовки. Функции тренера: обучение, воспитание, учет, контроль, планирование, организация, самосовершенствование. Наличие в профессиональной подготовленности тренера по борьбе достаточного уровня знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Личные качества тренера: идейно-патриотические и нравственные, общие и профессиональные.

    Диапазон знаний и умений в профессиональной подготовленности к тренерской работе. Объем профессиональных компетенций, предусматривающий способности в организационно-управленческой деятельности, в проектно-аналитической работе, в научно-исследовательской деятельности, в физкультурно-оздоровительной работе.

    Педагогические способности тренера: экспрессивная, дидактическая, перцептивная, академическая, коммуникативная, личностная, организаторская, наблюдательная, мажорная, конструктивная, психомоторная, гностическая.

    Деятельность тренера как многофакторный процесс в рамках определенной пе­дагогической системы. Особенности структурных и функциональных компонентов в деятельности тренера по спортивной борьбе. Функциональные компоненты, обуславливающие становление, развитие и совершенствование тренерского мастерства: гностический, кон­структивный, организаторский, коммуникативный и двигательный компоненты.


    Тема 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИГОДНОСТИ К ЗАНЯТИЯМ

    СПОРТИВНОЙ БОРЬБОЙ (СИСТЕМА ОТБОРА)
    Система отбора как составная часть общей системы подготовки борцов. Понятие об одаренности и способностях. Принципы отбора. Основные пути отбора. Оценка морфофункциональных особенностей борцов. Ранжирование предпочтительных показателей физических и психических способностей при отборе юношей и девушек в группы начальной подготовки ДЮСШ. Критерии отбора по состоянию здоровья, возрастным отличиям. Методика измерения уровня развития физических качеств, мало под­дающихся изменениям в процессе многолетней тренировки. Средства и методы отбора (общие, инструментальные, специальные).

    Уточнение понятий системы отбора (отбор, одаренность, способность, прогноз, естественность отбора, административные и педагогические меры и др.). Учет морфофункциональных особенностей детей при определении пригодности к занятиям спортивной борьбой.

    Анализ конкретных случаев планирования развития способностей, длительного и кратковременного проявления одаренности, долгосрочных и краткосрочных прогнозов, взаимодействия естественности отбора и административно-педагогических мер.
    Тема 6. ОСНОВЫ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ
    Классификация соревнований. Календарь официальных международных соревнований. Система соревнований по спортивной борьбе в Республике Беларусь. Соревнования как основное звено и средство определения уровня мастерства спортсменов. Спортивные титулы и звания. Единая спортивная классификация Республики Беларусь и ее роль в развитии видов борьбы, повышении мотивации спортсменов к достижению высоких спортивных результатов и получения спортивных разрядов и званий. Требования ЕСК РБ для присвоения спортивных разрядов и званий по видам спортивной борьбы.

    Оборудование мест соревнований (ковёр, звуковой сигнал, гонг, весы, секундомер, сигнализация и демонстрационный щит). Требования к местам соревнований. Комендант соревнований и служебные обязанности.

    Права и обязанности участников. Тренеры и представители команд. Судейская коллегия.

    Определение результатов первенства в личных и командных соревнованиях.


    Тема 7. ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ В ВИДАХ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ
    Участники соревнований. Возрастные группы участников. Допуск участников к соревнованиям. Костюм участника. Составы судейской коллегии: главный судья, главный секретарь, руководитель ковра, арбитр, боковой судья, секундометрист, технический секретарь, информатор, комментатор, судья при участниках, врач соревнований. Содержание работы всех членов судейской коллегии. Терминология и жесты судей, судейство схватки в различных должностях, определение и представление победителя, судейская этика. Форма и содержание отчета главного судьи.

    Разделы и содержание международных правил соревнований. Правила судейства. Содержание борьбы, положения борцов. Применение и оценка

    разрешенных правилами атакующих и защитных действий. Начало и конец схватки. Ход и продолжительность поединка. Количество схваток. Результат и оценка схватки. Уклонение от борьбы. Борьба на границе ковра. Запрещённые приёмы. Замечания и предупреждения. Снятие и дисквалификация.

    Весовые категории. Взвешивание участников. Проведение жеребьёвки, составление порядка пар при различных способах проведения соревнований:

    Обязанности судей и права представителей команд при проведении взвешивания, жеребьёвки, составлении порядка пар.

    Особенности проведения соревнований в видах спортивной борьбы:



    правила и способы проведения соревнований по греко-римской и вольной борьбе;

    правила и способы проведения соревнований по дзюдо;

    правила и способы проведения соревнований по самбо;
    Тема 8. МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ
    Здоровье обучающихся видам спортивной борьбы как важнейшая задача учебно-тренировочного процесса. Комплексный подход к обеспечению безопасности борцов.

    Краткая характеристика специфических травм борца. Ушибы, ссадины, растяжения связок, вывихи, переломы. Меры предотвращения травм. Общие требования к личной гигиене борцов. Правила самоконтроля функциональных состояний и нездоровья. Подготовка мышечных групп и суставно-связочного аппарата к физической работе повышенной мощности и интенсивности. Правила безопасного выполнения технических действий. Приёмы самостраховки и правила страховки партнёра как обязательное условие обеспечения безопасности занятий. Поддержка партнера и способы преобразования поступательного движения во вращательное. Предотвращение применения запрещенных приемов при проведении схваток. Выполнение требований к содержанию и гигиене ковра. Обеспечение безопасности при обучении и совершенствовании приемов, выполнении сложно-координационных упражнений.

    Особенности техники падений. Стандартные положения и способы усложнения выполнения падений увеличением высоты и длины полёта, скорости перемещения в пространстве. Применение акробатических упражнений для повышения координационных способностей и прочности навыков самостраховки. Специально-подготовительные упражнения самостраховки. Методика обучения приёмам самостраховки с усложнением условий выполнения падений на спину, на грудь, на правый или левый бок, с вращением через голову и без вращения, увеличением высоты полёта и быстроты выполнения, через партнера или преграду.

    Методические формы освоения способов падений. Варианты усложнения выполнения приемов самостраховки (индивидуально и с партнером). Развитие мышечных групп и суставно-связочного аппарата упражнениями с отягощениями и спарринг-партнером. Специальные упражнения на борцовском мосту для укрепления мышц шеи, для укрепления связок и повышения подвижности в суставах.

    Требования к месту занятий: гигиена, условия организации занятий, численность групп, организационные формы выполнения заданий при обучении и совершенствовании техники и тактики борьбы. Личная гигиена борца: одежда, обувь, состояние кожи, ногтей. Погодные условия. Меры по профилактике простудных заболеваний. Правила пользования душем после занятий.

    Условия входа и выхода из зала во время занятий. Обеспечение доступности выполняемых упражнений по воздействию на суставно-связочный аппарат и мышечную систему. Системное повышение функциональных возможностей спортсменов к выполнению нагрузки разной мощности и интенсивности. Правила безопасного выполнения технических действий.


    Раздел II. Формы и средства подготовки по спортивной борьбе
    Тема 9. Техника и тактика спортивной борьбы
    Определение понятий: техника, приём, защита, техническое действие, технико-тактическое действие. Технический арсенал борца и закономерности его формирования. Биомеханический анализ техники (приёмов и защит). Площадь опоры и опорные поверхности, их изменение в процессе борьбы в стойке и лёжа. Центр тяжести борца и общий центр тяжести пары, изменение его положения в различных ситуациях борьбы. Проекция общего центра тяжести на площадь опоры и изменение её положения при выполнении приёмов и защит. Угол устойчивости и изменение его величины в различных положениях при выполнении приёмов и защит. Момент устойчивости и момент опрокидывания, коэффициент устойчивости, их изменение в процессе борьбы. Внешние и внутренние силы, их действие при выполнении приёмов и защит. Сила тяжести, сила нормального давления, сила реакции опоры, сила трения, сила скольжения, их направление и взаимосвязь. Величина и направление действия сил при выполнении приёмов и защит. Рычаг. Динамика пары сил. Величина рычага, плечо рычага (силы), момент силы, момент вращения. Рычаг 1 и 2 рода.

    Определение ошибок при выполнении технических действий путём упрощённого биомеханического анализа движений борца в процессе разучивания на тренировке и применения в соревнованиях.

    Характеристика базовых приёмов всех классификационных групп техники в спортивной борьбе.

    Определение понятий: бросок, сваливание, перевод, приём, защита, контрприем, техника, стойка (правосторонняя, левосторонняя, фронтальная, высокая, низкая, прямая, согнутая, прогнутая); дистанция (дальняя, ближняя, вплотную); партер, мост, положение лёжа, опережение, наклон, поворот, подворот, прогиб, вращение, сед, сбивание, скручивание, нырок, переворот, высед, забегание, переход, накат, разгибание, ключ, захват (скрестный, разноимённый, одноимённый, обратный, изнутри, снаружи, сверху, снизу), подножка, зацеп, обвив, подсечка, подхват, отхват, подсад, подбив,

    Особенности классификации технических действий в самбо и дзюдо:

    броски ногами, руками, туловищем.

    Биомеханическое обоснование структуры бросков в самбо и дзюдо: броски преграждающего, преграждающе-подбивающего, подбивающего, подсекающего, поднимающе-вращающего, преграждающе-перемещающего, перемещающе-вращающего действия.

    Определение понятий: болевой прием, рычаг, узел, ущемление, удушающий прием. Определение понятия «удержание». Способы удержаний.

    Особенности техники нападения и защиты в стойке. Особенности выполнения приемов. Тактические способы подготовки бросков. Комплекс действий в нарушение устойчивости соперника для создания облегчённых условий выполнения приема. Техника нападения и защиты в партере. Особенности выполнения переворотов с разными захватами, при положении соперника грудью к ковру (высокий и низкий партер).

    Определение понятий тактика и стратегия борьбы. Взаимосвязь стратегии и тактики. Сущность тактики и основные направления применения тактических действий в соревновательной деятельности. Взаимосвязь техники и тактики борьбы. Технико-тактические действия. Закономерности применения тактических действий в видах спортивной борьбы. Разделы тактики спортивной борьбы: тактика подготовки и проведения технических действий; тактика ведения схватки; тактика участия в соревнованиях. Содержание разделов тактики. Тактика подготовки и проведения технических действий Основные тактические приемы: угроза, вызов, двойной обман, способы использования инерции движения, возникающие и создаваемые благоприятные условия для проведения бросков. Осуществление захватов и способов воздействий на движения соперника. Способы выведения из равновесия как технико-тактические приемы подготовки технических действий в стойке. Группы тактических действий, способствующие эффективному ведению схваток: маневрирование, маскировка, подавление, преследование.

    Комбинационные действия и классификация комбинаций бросков. Комбинации технических действий как тактический приём, особенности выполнения и применения в схватках комбинаций разных классификационных групп. Преследование приемами в стойке и партере. Вариативность сложных технико-тактических действий преследования. Наработанные и спонтанные комбинации. Спонтанная комбинация приёмов – ситуативная реализация технической базы спортсмена.

    Манеры ведения схваток: атакующая, оборонительная, контратакующая.

    Выявление сущности разделов тактики. Влияние изменений в правилах соревнований на индивидуальный тактический рисунок ведения поединка.

    Овладение тактикой выполнения отдельных приёмов и защит. Тактика ведения схватки ведущих борцов страны. Моделирование как вид тактической подготовки борца.

    Тактика участия в соревнованиях (разведка, оценка ситуации, разновидности тактических решений). Составление тактического плана участия в соревнованиях Способы разведки. Сбор сведений о технической, тактической, физической, психологической подготовке соперника. Технико-тактические схемы ведения схваток с разными соперниками. Распределение сил в схватках и на соревновании. Восстановление между схватками и после соревнований.
    Тема 10. ФОРМЫ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

    борцов
    Цель физической подготовки в спортивной борьбе. Задачи и средства общей физической подготовки. Общая физическая подготовка как форма круглогодичной физической нагрузки борца. Физические качества борца. Определение понятий: физические качества, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость.

    Характеристика физического качества «сила». Способы определения силы. Факторы, влияющие на развитие силы. Абсолютная и относительная сила. Режимы мышечной работы. Особенности динамического и статического режимов. Методы развития силы. Специальная и общая сила борца. Определение понятия «взрывная сила». Внешние и внутренние силы. Основы взаимосвязи внутренних и внешних сил.

    Характеристика и способы измерения быстроты борца (общие и специальные). Факторы, влияющие на развитие быстроты. Методика развития быстроты двигательной деятельности борца. Понятие о быстроте реакции. Латентное время восприятия. Оперативное мышление борца и способы его развития.

    Характеристика и способы измерения выносливости (общей и специальной). Выносливость при статической и динамической работе. Способы увеличения функциональных способностей систем (дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной, мышечной и др.). Виды и механизмы утомления (физического, умственного, сенсорного, эмоционального и др.).

    Характеристика и способы измерения ловкости. Факторы, влияющие на развитие ловкости (общей и специальной). Способы увеличения координационных способностей борца.

    Характеристика и способы измерения гибкости. Общая и специальная гибкость. Факторы, влияющие на развитие гибкости. Активная и пассивная гибкость. Методика развития гибкости.

    Особенности воспитания физических качеств у подростков, юношей, взрослых, мужчин и женщин.

    Задачи и особенности специальной физической подготовки в видах спортивной борьбы. Требования к уровню развития специальной работоспособности борцов. Развитие физических качеств, применительно к специфике техники и тактики вида борьбы. Средства специальной физической подготовки. Дозирование используемых средств в процессе повышения уровня специальной физической подготовленности борцов.

    Формы контроля динамики развития физических качеств и уровня общей и специальной подготовленности борцов.
    Тема 11. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ в спортивной борьбЕ
    Определение понятий: психика, психология, психические качества. Психологические особенности спортивной деятельности. Взаимосвязь безусловных и условных рефлексов, чувств и уровней сознания. Определение понятий: воля и волевые качества, мораль, моральные качества. Механизм волевых проявлений.

    Способы, средства и методы развития волевых качеств. Характеристика понятий: выдержка, настойчивость, решительность, смелость, инициативность, терпеливость.

    Средства и методы воспитания моральных качеств борца: трудолюбия, принципиальности, коллективизма, гуманизма, интернационализма, дисциплинированности, ответственности, скромности, честности. Влияние положительных и отрицательных эмоций на процесс формирования морально-волевых качеств борца и черт характера.

    Задачи, средства и методы психологической подготовки борца. Средства и методы регулирования потребностей, чувств, эмоций спортсменов в процессе тренировки и соревнований. Методы совершенствования моральных качеств, характера и привычек борца. Нормы поведения борца на соревнованиях, в тренировке, в быту (на улице), в транспорте, в местах отдыха и проживания, на сборах, в официальных учреждениях и т.д. Способы регулирования психических состояний на соревнованиях, тренировке и в быту. Мобилизационная готовность, апатия, предстартовая лихорадка и др.

    Психологическая направленность содержания разминки перед схваткой в зависимости от типа нервной системы и состояния борца. Планирование моральной и психологической подготовки в тренировке. Средства и методы контроля моральной и психологической подготовки борца.
    Тема 12. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

    ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ
    Интеллектуальная подготовка как обязательный компонент формирования спортсмена. Требования к уровню интеллектуального развития человека. Знание и соблюдение этических норм поведения в обществе. Моральный облик интеллигентного человека. Задачи и пути формирования идейных основ поведения, этических норм и навыков. Содержание работы по нравственно-патриотическому воспитанию и пути её реализации. Формирование мотивации осмысленного стремления к всестороннему гармоничному развитию, приобретению и совершенствованию всего, что определяет ценность человека как активного участника общественного прогресса. Этические нормы, регулирующие поведение и взаимоотношения в сфере спорта (спортивная этика). Патриотизм как основа идейного воспитания спортсмена. Занятия борьбой как средство формирования стремления защищать честь страны на международных соревнованиях. Общественная активность как индикатор эффективности нравственного воспитания.

    Понятие о человеческом достоинстве. Порядочность, честность, способность оказать помощь, отзывчивость, обязательность в выполнении своих обещаний. Терпимость к негативным поступкам, способствующим возникновению конфликта. Постоянное повышение уровня знаний в различных сферах человеческой деятельности (культуре, искусстве, спорте, техническом прогрессе).

    Принципиальная схема взаимосвязи понятий умственной деятельности:

    потребности (врождённые и приобретённые);

    рефлексы (безусловные – инстинкты, условные);

    чувства и их взаимосвязь с рефлексами и потребностями;

    уровни сознания (подсознание, сознание, сверхсознание – мышление);

    умственные способности и их взаимосвязь с деятельностью на различных уровнях сознания.

    Средства и методы развития интеллектуальных способностей:



    выдержки, настойчивости, смелости, решительности, инициативности, терпеливости в преодолении трудностей;

    трудолюбия, чувства коллективизма, дисциплинированности, патриотизма и интернационализма, точности (обязательности), скромности, навыков поведения в быту и на соревнованиях;

    интуиции борца;

    эрудиции;

    интеллекта.

    Механизмы формирования полезных и вредных привычек, способы избавления (отучения) от вредных привычек.


    Раздел III. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
      1   2   3   4

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Тема характеристика и история спортивной борьбы