• Авторы: Автомонова Дарья, Алексеева Майя, Вишнякова Мария, Солнцева Ольга, Алексеев Станислав
  • ГИПОТЕЗА Возможно ли отгадать исторические загадки спустя несколько столетий Какими средствами нужно пользоваться, чтобы разгадать загадку истории ЗАДАЧИ
  • ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
  • Часть I . ЗАГАДКИ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ. ОСУДАРЕВА ДОРОГА
  • Мыслимо ли: прорубать леса, мостить мосты, сделать из Руси страну «проезжую и прохожую», вывести корабли к морю и одержать победу над Шведами!
  • Как это происходило Магия цифр
  • Впечатляет: по 13 км в день скорость строительства, 0,5 км в час
  • Лефортовский парк (ул. Красноказарменная)
  • Лефортовского дворца (ул. 2 Бауманская, д. 3)
  • Меншиковой башней (Архангельский пер., д.15а)
  • Госпитальная улица, Госпитальная площадь, Госпитальный мост.
  • Барабанный переулок.
  • Улица 9 рота
  • Таким образом, можно сказать, что общедоступная, неофициальная память о правителе сохраняется в 3 видах

  • Скачать 447.47 Kb.


    страница1/3
    Дата15.06.2017
    Размер447.47 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 447.47 Kb.

    Тема исследования


      1   2   3

    ГБОУ «Школа с углубленным изучением французского языка №1251 имени генерала Шарля де Голля»

    ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ:

    ЗАГАДКИ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ

    Авторы:
    Автомонова Дарья,

    Алексеева Майя,

    Вишнякова Мария,

    Солнцева Ольга,

    Алексеев Станислав,

    Подображных Владислав
    ученики 3 класса «А».

    Руководитель проекта: Киселева Л.А.



    Москва, 2015-16 гг.


    ЦЕЛИ
    Изучить эпоху правления Петра Великого с помощью доступных информационных ресурсов: литературы, интернета, музейных экспозиций.

    На примере этой эпохи понять, как следует относиться к скрытому и неясному в исторической науке.




    ГИПОТЕЗА
    Возможно ли отгадать исторические загадки спустя несколько столетий?
    Какими средствами нужно пользоваться, чтобы разгадать загадку истории?

    ЗАДАЧИ
    1. Исследовать личность Петра Великого.

    2. Изучить эпоху его правления.

    3. Подготовить спектакль «Солдатская сказка». Создать кукол, изучить исторические прототипы персонажей.
    4. Ознакомиться с легендами, преданиями, историческими песнями о Петре I в качестве дополнительного исторического источника.

    5. Разработать индивидуальные исследования как части коллективной работы.

    6. Создать видеорепортаж о Петровской Москве.

    7. Представить проект широкой публике.




    ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ


    1. Экскурсия «В начале славных дел» в Государственный Исторический музей.




    1. Экскурсия «Пётр I и земля его предков» в домик Петра в Коломенском.



    1. Урок в музее-усадьбе Измайлово.




    1. Экскурсия в Музей истории Лефортово.



    1. Подготовка видеорепортажа о Петровской Москве.



    1. Изучение военных и гражданских костюмов Петровской эпохи.



    1. Изготовление кукол для спектакля «Солдатская сказка».




    1. Подготовка спектакля к показу.



    1. Анализ полученной информации. Работа над индивидуальными исследованиями в рамках коллективной работы:

    - «События-загадки Петровской эпохи» (Алексеев С., Подображных В.),

    - «Загадки исторической памяти» (Автомонова Д., Вишнякова М.),

    - «Загадки личностей Петровской эпохи» (Алексеева М., Солнцева О.)




    1. Защита проектной работы, показ спектакля.


    ВВЕДЕНИЕ

    Изучая во 2 классе эпоху правления царя Алексея Михайловича, мы обнаружили, что история содержит множество загадок, неясностей, тайн, разгадать которые довольно трудно. Иногда разгадка приходит спустя несколько столетий. Например, никто в точности не знал, как выглядела и существовала ли вообще главная улица Китай-города – Великая. А несколько месяцев назад во время археологических работ в Зарядье была найдена бревенчатая мостовая с каменными фрагментами, и таким образом, было установлено, что улица существовала в реальности и где точно она проходила.

    При Петре Великом также была построена дорога, в существовании которой до сих пор сомневаются многие историки. Называлась она Осударевой дорогой и проходила от Белого моря до Онежского озера. Некоторые считают, что построить такую дорогу за короткое время невозможно. Нам стало интересно, можно ли приблизиться к разгадке этой тайны.

    Также нас заинтересовали и другие неясные моменты истории конца 17 – начала 18 века. Многие документы были уничтожены, утеряны, спрятаны и даже зашифрованы. Поэтому, кроме книг и учебников мы использовали и менее официальные источники: исторические песни, экспонаты музеев, портреты Петра и его современников.

    Так, постепенно, мы выяснили, что многие загадки истории можно решить и даже разгадать – главное, чтобы сама загадка была «видна», а история не представлялась исследователю понятной и лишенной неясностей.


    Часть I.

    ЗАГАДКИ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ. ОСУДАРЕВА ДОРОГА

    Всем известно, что можно прочитать учебники и узнать существенные факты жизни и деятельности известных, в историческом прошлом, личностей. Про Петра Первого немало литературы и научно доказанных фактов деятельности, но вместе с тем, есть другие источники наших знаний об этом Великом человеке и его делах.

    Это народные песни, былины, легенды, названия населенных пунктов и другое в просторечье – «глас народный». Деяния Петра были связаны с народом, его «устроение Руси» носило масштабные, зачастую нереальны в восприятии, в настоящее время дела.

    Петр замахивался на грандиозное, потому и называют его Великим.



    Мыслимо ли: прорубать леса, мостить мосты, сделать из Руси страну «проезжую и прохожую», вывести корабли к морю и одержать победу над Шведами!

    Здесь не только стратегия нужна, разведка, но и опора на людей простых, солдат, крестьян. А уж они «трудиться, да ломаться неохочи», но «не могъ не увлечься работой, когда видѣлъ, что Петръ самъ рубитъ, подставляетъ катки, учитъ какъ строить мосты, успѣваетъ всюду, не знаетъ устали, выпьетъ своей анисовки и снова за работу берется».



    https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=7ae54259dcd0afdac458b8b932e81769&n=33&h=190&w=293https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=ebe630e081f593030a19960d73efb3d9&n=33&h=190&w=284https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=ebe630e081f593030a19960d73efb3d9&n=33&h=190&w=284

    В Северной войне Петр задумал такой маневр, который Шведский Король и его советники и предвидеть не могли!

    Смысла в переходе сухопутных войск к границам не было, так как взять портовые крепости без флота задача невыполнимая.

    Для этого Петр решил проложить путь от Питера до Архангельска, для войск и для судов.

    С помощью этих судов и войск через некоторое время были взяты шведские крепости Кексгольм (Приозерск) на Ладоге и Нотебург (Орешек, Шлиссельбург, Петрокрепость) при истоке Невы.

    Этими военными действиями был начат грандиозный план, согласно которому на этой территории должна была распространиться и укрепиться власть России.

    «Осударева дорога» - Путь Петра Первого по лесам и болотам Карелии от села Нюхча до Повенца. Дорога предназначалась для перемещения на повозках войск, генералитета, духовенства и артиллерии.

    осударева дорога карта

    "Осударева дорога" запечатлелась в народной памяти, о чем свидетельствуют многочисленные предания, записанные в этих местах. На основе этих преданий и архивных материалов проводились научные исследования и экспедиции в эти места.

    Эта дорога связана с военно-политической историей России и стран Северной Европы, со стратегическоим перемещением войск, была разведана по древнему новгородскому пути и проложена по заболоченным лесам.

    Руководил строительством сержант Преображенского полка М. И. Щепотьев. Строительство вели около 5000 крестьян из Архангельской, Олонецкой и Новгородской губерний.

    Работы призводились двумя строительными группами — северной и южной, продвигавшимися навстречу друг другу. Северный участок (94 версты) включал строительство пристани на мысе Вардегорский Белого моря и сухопутный участок до деревни Вожмосалма на берегу Выгозера. Южный участок составил 80 вёрст.

    Октябрь 1702 года - впечатляющая победа над шведами. Взятие Нотебурга на Ладоге, обеспечило России возврат берегов Невы и выход к балтийскому побережью.

    В ночь на 17 августа 1702 года в районе Вардегорского мыса армейская группа под командованием Петра I начала выдвижение по Осударевой дороге и уже 26 августа находилась в Повенце на Онежском озере для дальнейшей переброски на 85 судах М. И. Щепотьева в Ладогу

    26 сентября армейская группа начала штурм шведской крепости Нотебурга, и к 11 октября успешно овладела ею.

    В ходе Северной войны «Осударева дорога» использовалась для доставки войск и грузов, главным образом пушек, из Олонецкого края в Архангельск и из Архангельска в Санкт-Петербург. В XIX веке дорога была заброшена.

    http://nord-tramper.expeditionlife.ru/wp-content/uploads/2010/10/dscf6901.jpg

    Осударева дорога таит в себе много тайн, которые до сих пор остаются неразгаданными. Например, почему Петр І хотел, чтобы дорога была проложена в незаселенных местах. Ведь для строительства удобней, чтобы рядом были деревни, в которых можно пополнить съестными припасами походную кухню и набрать работников.

    Исследователи пришли к выводу, что транспортировать суда было невозможно. Так как для этого необходимо было двигаться со средней скоростью более одного километра в час круглосуточно, не прекращая движения ни на минуту.

    Даже современные машины исследователей двигались со средней скоростью 5-10 километров в час, а на особо трудных участках приходилось буквально "ползти" из-за болотистой местности.

    Вот и не известно до конца: осуществлялся ли волок двух малых фрегатов «Святой Дух» и «Курьер», построенных в Архангельске, на Ладожское озеро и в Неву для содействия войскам во взятии шведских крепостей.

    Как это происходило? Магия цифр:


    • Строительство началось в двадцатых числах июня 1702, а 14 июля Петру I было доложено, что дорога готова. Таким образом: примерно 20 дней

    • Около 5000 крестьян

    • Северный участок - 94 версты и южный участок -80 вёрст.

    Совокупно 174 версты, около 260км.

    Впечатляет: по 13 км в день скорость строительства, 0,5 км в час

    • 5000человек неплотно стоя рядом занимают 7,5 км. Могли ли построить за 20 дней в непроходимых местах?

    Исследователи изучают, то что сейчас осталось от этого проекта, но никто точно не скажет: как это было построено.

    Могло ли быть пройдено войсками такой путь за 8 дней

    https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=16f6489c4b3308860abc10953ec03a20&n=33&h=190&w=271

    Что сейчас служит нам доказательством этого Великого Исторического Проекта?



    • В 1933 году по местам заброшенной дороги прошла трасса Беломорско-Балтийского канала. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=c58826d2af27fc67d73fd4e32d74467a&n=33&h=190&w=285



    • По состоянию на 2010 год, точные координаты прохождения дороги не известны. Большая часть дороги не найдена. Предположительный маршрут дороги проходил вблизи населённых пунктов и мест с корнями этого исторического периода, например:



    • Исторические Имена в названиях мест.

    Строил сержант Щепотьев – Щепотьева гора.

    http://nord-tramper.expeditionlife.ru/wp-content/uploads/2010/10/dscf6834.jpg

    Петр I разбил временный лагерь - Государев клоч 



    http://nord-tramper.expeditionlife.ru/wp-content/uploads/2010/10/dscf6772.jpg

    Петровский Ям — место временной стоянки армейской группы.



    • В 1993 г. в Петрозаводске, при поддержке Карельского отделения Фонда Культуры России, был создан исторический научно-исследовательский проект «Осударева дорога». Его цель – исследование и изучение интереснейшего ландшафтного памятника петровской эпохи, затерянного в лесах Карелии.

    Ежегодно участники проекта, в том числе студенческая молодежь, проводят научные исследования в российских и зарубежных архивах, фондах и библиотеках, организуют экспедиции на местности.

    Мы летом тоже были в Карелии и точно понимаем, в каких местах и условиях русский народ под предводительством Петра Первого строил Осудареву дорогу.



    c:\users\podobragnyh\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.outlook\3hcdbto7\image1 (3).jpg

    II

    Тайны памяти
    Каждый правитель оставляет по себе память. Но одни его действия и особенности личности сохраняются в общей памяти народа, а другие доступны только узким специалистам-историкам. Народная, неофициальная, память выбирает те детали, которые или показывают правителя как обыкновенного человека, со своими слабостями, страстями и страхами, или романтизируют его образ, показывая его более мудрым, более чувствительным, более справедливым, более добрым, чем он был на самом деле. Так, в неудачах и казнях обвиняются бояре, царь же или ничего не знает о происходящем (а если бы знал, обязательно вмешался бы и добился бы справедливости), или обманут теми же боярами. Соответственно, царя в песнях называют «ясным соколом», «сизым орлом», «царем белым», а бояр ругают: князя Долгорукова называют «шельмой», Меншикова – «собакой-вором». Если боярин вызывает симпатию – как граф Шереметьев, его зовут «царевым большим боярином».

    Но чаще всего боярин – отрицательный герой, трусливый и лицемерный:

    Что возговорит наш батюшко, православный царь:
    «Ах вы гой еси, все князья и бояря!
    Вы придумайте мне думушку, пригадайте,
    Еще как нам Азов-город взяти?»
    Еще князья и бояря промолчали:
    Еще ж сам наш батюшка прослезился:
    «Ах вы гой еси, солдаты и драгуны!
    Вы придумайте мне думушку крепкую,
    Еще как-то нам Азов-город взяти?»
    Как не ярые пчёлушки зашумели,
    Что взговорят солдаты и драгуны:
    «Взять ли нам, не взять ли — белой грудью!»
    Какие детали царствования Петра Великого дошли до наших дней, охраняемые памятью потомков и передаваемые от поколения к поколению?
    1

    Архитектура


    В повседневной жизни в городе мы постоянно сталкиваемся со свидетельствами определенных исторических эпох, порой даже не замечая их. Это памятники архитектуры, история которых началась в правление того или иного правителя.

    Мы живем в Москве. Поэтому нам интересно было найти в Москве районы, здания и названия улиц, связанные с именем Петра Великого.


    Лефортово

    На юго-востоке Москвы, на берегу реки Яузы сохранился старинный район, названный по имени друга и сподвижника Петра I – Франца Лефорта, полк которого размещался в этом районе.

    Считается, что Лефортово было основано в 1699 году. Если мы посмотрим на карту района, увидим, что улицы словно прочерчены по линейке, в отличие от типичных московских улиц, облик которых складывался стихийно, не по законам геометрии.

    описание: c:\users\natanoid\desktop\пётр текст\f_2010_12_20_19_16_05__7.jpgописание: http://www.mapmarket.ru/files/f.2010.12.20.19.16.05..7.jpg описание: http://www.mapmarket.ru/files/f.2010.12.20.19.16.05..7.jpg
    Из ландшафтов, заложенных во время жизни Петра и при его участии наиболее интересен Лефортовский парк (ул. Красноказарменная). Он был заложен в 1703 году и стал первым регулярным парком в России.
    Регулярный парк - это парк с геометрически правильной планировкой, обычно с выраженной симметричностью композиции. Компонентами такого парка обязательно будут прямые аллеи, являющимися осями симметрии, цветники, партеры и бассейны правильной формы, подстриженные в форме геометрических форм деревья и кустарники.

    описание: c:\users\natanoid\desktop\пётр\квест\немецкая слобода\img_2080.jpg
    Сохранилось до наших дней здание Лефортовского дворца (ул. 2 Бауманская, д. 3). Его строил в 1697-99 годах «каменного дела художник» Дмитрий Аксанитов. Пётр подарил дворец Лефорту. Приемный зал мог одновременно вместить 1500 гостей. Современник сообщал, что одна из комнат была «обита зеленой кожей и уставлена ценными шкафами, вторая содержит предметы китайской работы, третья украшена серебряной дамасской парчой и здесь находится кровать трех локтей высотой с красноватыми занавесями; четвертую комнату его величество сверху донизу украсил маринами, а с потолка свешивались галера и корабли». Сам Лефорт писал брату: «Мой дом самый красивый и самый приятный из всех в окрестности; люди этой страны приходят сюда, чтобы посмотреть его как редкость».

    По случаю новоселья Лефорта были устроены пышные празднества. Но меньше чем через 3 недели Лефорт умер.



    описание: c:\users\natanoid\desktop\пётр\квест\немецкая слобода\img_2088.jpg

    После его смерти Пётр использовал дворец для приемов, праздников и размещения иностранных послов. А в 1706 году он подарил Лефортовский дворец Меншикову, поскольку его дом в Семеновской слободе сгорел.



    описание: c:\users\natanoid\desktop\пётр\квест\немецкая слобода\img_2075.jpg
    Имя Меншикова сохранилось в народном названии храма Архангела Гавриила, которую прозвали Меншиковой башней (Архангельский пер., д.15а).

    В начале XVIII века Меншиков объединил земельные участки в районе Чистых прудов. описание: c:\users\natanoid\desktop\пётр\квест\меншикова башня.jpg

    Тогда они назывались «Поганым болотом», потому что в них сбрасывали отходы от мясных лавок. Меншиков приказал вычистить пруды, и с тех пор они носят название Чистых. Семья Меншикова проживала в доме на месте нынешнего Почтамта, а рядом, после сноса старой церкви, стоявшей на этом месте, построил новую. Новая церковь имела в высоту 84, 3 метра и превышала высоту колокольни Ивана Великого на 3 с лишним метра.

    Здание имело 5 уровней, 30-метровый шпиль, флюгер в виде ангела, 50 колоколов, декоративные скульптуры и английский часовой механизм.



    описание: c:\users\natanoid\desktop\пётр\фотографии\меншикова башня\dsc_0011.jpg

    В 1723 году в шпиль ударила молния, колокола упали и проломили часть сводов. Когда церковь спустя полвека восстановили, новый шпиль ставить не стали. Утрачены были также скульптуры и часы.



    описание: c:\users\natanoid\desktop\пётр текст\dsc_0009.jpg
    Пётр I тоже принимал участие в постройке московских церквей. В 1696 году для солдат первого Московского полка по инициативе Франца Лефорта была заложена деревянная церковь Петра и Павла (ул. Солдатская, д.4). В 1711 году на собственные деньги Петра на этом месте была построена каменная церковь.

    описание: c:\users\natanoid\desktop\пётр\квест\немецкая слобода\img_2158.jpgописание: c:\users\natanoid\desktop\пётр\квест\немецкая слобода\img_2175.jpg
    В Лефортове многие названия хранят память о Петровском времени.

    Госпитальная улица, Госпитальная площадь, Госпитальный мост. В 1708 году по инициативе Петра здесь строится госпиталь с хирургической школой, анатомическим центром, музеем и ботаническим садом. Главным врачом госпиталя стал Николас Бидлоо, который с 1702 года служил личным врачом (лейб-медиком) Петра.

    Аптекарский переулок. Первую грамоту на открытие частной аптеки в Москве получил «вольный» аптекарь Иоганн Готфрид Грегориус, которого лично знал царь. Аптека находилась в Ново-Немецкой слободе, на месте современного Аптекарского переулка.

    Барабанный переулок. На этом месте барабанщики Семеновского полка отбивали утреннюю и вечернюю зорю.

    Улица Бухвостова. В 1683 году Петр объявил о записи в Потешный полк. Первым, кто пришел записываться в солдаты, стал царский конюх Сергей Леонтьевич Бухвостов. Позже царь назвал его «первым российским солдатом». Памятник Бухвостову в 2005 году был поставлен в сквере у Преображенской площади.

    Улица 9 рота названа в память о 9 роте Преображенского полка.

    Палочный переулок напоминает о временах, когда на его месте располагался плац Преображенского полка. Солдаты обучались маршировать и стрелять не с настоящим оружием, а с палками.

    Красные ворота. В 1709 году в честь победы под Полтавой в Москве на Земляном валу была поставлена триумфальная арка. Москвичи назвали ее Красной – то есть «красивой».

    описание: c:\users\natanoid\desktop\пётр\квест\немецкая слобода\img_2107 — копия.jpg

    В 19 веке на месте сгоревших деревянных ворот были поставлены новые, каменные, и покрашены в красный цвет, хотя первоначально они, скорее всего, были белыми. Память о них сохранилась в названии площади и станции метро.


    2

    Исторические песни


    В мире, где давно принято фиксировать и сохранять информацию в виде письменных и цифровых источников, по-прежнему сильна устная традиция. Многое, как и раньше, передается от человека к человеку. В том числе, и песни.

    Исторические песни – это жанр русского фольклора, песни о конкретных исторических событиях и деяниях реальных лиц. Чаще встречался в 16-18 вв.

    Сохранилось немало исторических песен о Петре и его эпохе. Какие же события были запечатлены таким способом? Какие произвели наибольшее впечатление на современников?

    Факт рождения и смерти каждого царя обязательно сохранялся в виде песни. Каждому факту соответствовал свой жанр. Рождение наследника – это песнь ликования и радости, а смерть царя – плач.

    Рождение Петра 1 выражено в традициях народной песни:

    Как плотники-мастеры


    Во всю ноченьку не спали,
    Колыбель-люльку делали
    Оне младому царевичу.
    А и нянюшки-мамушки,
    Сенные красные девушки
    Во всю ноченьку не спали,
    Шинкарочку вышивали
    По белому рытому бархату
    Они красныем золотом;
    Тюрьмы с покаяннами
    Оне все распущалися,
    А и погребы царские
    Оне все растворялися.
    Плач о смерти Петра начинается в традициях жанра, но в ней появляется новый герой – солдат, оплакивающий смерть не великого императора, а полковника Преображенского полка.
    Ах ты, батюшка светел месяц!
    Что ты светишь не по-старому,
    Не по-старому и не по-прежнему?
    Все ты прячешься за облаки,
    Закрываешься тучей темною?

    Что у нас было на святой Руси,


    В Петербурге в славном городе,
    Во соборе Петропавловском,
    Что у правого у крылоса,
    У гробницы государевой
    Молодой солдат на часах стоял.
    Стоючи, он призадумался,
    Призадумавшись, он плакать стал.
    И он плачет – что река льется,
    Возрыдает – что ручьи текут,
    Возрыдаючи, он вымолвил:
    «Ах ты, матушка сыра земля,
    Расступися ты на все стороны,
    Ты раскройся, гробова доска,
    Развернися ты, золот апарча,
    И ты встань-проснись, православный царь,
    Посмотри, сударь, на свою гвардию,
    Посмотри на всю армию:
    Уже все полки во строю стоят,
    Все полковники при своих полках,
    Подполковники на своих местах,
    Все майоры на добрых конях,
    Капитаны перед ротами,
    Офицеры перед взводами,
    А прапорщики под знаменами, -
    Дожидают они полковника,
    Что полковника Преображенского,
    Капитана бомбардирского!»
    Отражено в песне и такое событие, как Великое Посольство Петра в 1797-98 гг. В песне «Петра 1 узнают в шведском городе» говорится о том, как Петр под чужим именем и под видом купца приехал в Европу. Чтобы его принимали за торгового человека, он наполнил свои корабли чистым серебром, украшает чистым золотом и берет с собой «силушки очень мало». Но в «стеклольном государстве» - Стокгольме – его все равно узнают. Шведская королева кричит своим подданным:

    "Ой вы гой еси, мои шведские генералы!

    Запирайте вы воротички покрепче,

    Вы ловите царя белого скорее!"

    За царем снаряжают погоню:

    Обо всех он шведских замыслах догадался,

    Ко крестьянину он на двор скоро бросался:

    "Ты бери-ко, бери, крестьянин денег вдоволь,

    Ты вези меня на край сине моря".

    Царю удается обмануть преследователей, а погоня просит царя, чтобы он взял ее с собой, потому что назад им нельзя возвращаться. Петр отказывается, и погоня «в сине море побросалась».


    Начиная с 18 века основными хранителями и распространителями песен стали солдаты. Не удивительно, что в песнях Петровского времени, в основном, отразились военные кампании: Азовские походы и Северная война.
    И, если описывая царский и боярский быт, автор песни не мог в точности отразить происходившее, то в солдатских песнях часто события описываются очень подробно. Исторические песни сохраняют такие подробности, как имена военачальников, особенности вооружения и обмундирования:
    Не сон меня клонит, не дрёма долит,
    Сыпит, валит кручина добра молодца.
    Стоючи на карауле государевом,
    Смотрючи, братцы, на Азов-город,
    Что на те ли на раскаты на широкие,
    Что на те ли на колонны на турецкие,
    Что со вечера солдатам приказ отдан был,
    Чтобы ружья были чисты и кремни востры,
    Палаши отпущены, штыки примкнуты,
    Чтобы перевязи, портупеи были навохрены,
    Манишки, рубашки и стиблеты были белые,
    Что заутра нам, солдатам, на приступ идти,
    С генералом Левашовым и фельдмаршалом,
    Со любимыми полками со пехотою,
    С белокаменной стеною – гранодерами,
    Со большими лбами – со калмыками,
    С широкими бородами – со казаками.

    («Солдаты получают приказ идти под Азов»)
    17 июля 1696 года полторы тысячи казаков самовольно ворвались в крепость Азов. Это исторический факт. Вот, как его описывает солдатская песня:

    Собирается православный царь под крепкой Азов-город,
    Собирает он тележинек сорок тысячей,
    В каждую тележку сажал по пяти молодчиков,
    По шестому приставливал по извошшичку,
    Укрывали сукнами багрецовыми,
    Убивали гвоздочками полужоными.
    Подъезжал к Азовским крепким воротичкам.
    Возговорит православный царь таково слово:
    «Ох вы гой есте азовскии караульщички!
    Доложите во Азове свым начальничкам.
    Приехал к вам богатой гость Федор Иванович
    С теми ли с товарами со заморскими,
    Со куницами приехал и с соболицами"».
    Отворили ёму Азовски крепки воротички,
    Они ехали во Азов-город трои суточки,
    На четвертые суточки уставились.
    Северная война продлилась 21 год. И песен за это время было сочинено немало: «Пишет, пишет Карла Шведский», «Как во светло было во Христово воскресеньице…», «Во славном городе в Орешке...», «Как в тысячу восемьсот во первом году», «Государева служба», «Как на матушке на Неве-реке», «Под славным городом под Полтавою», «Поутру то было раным-рано» («Ладожский канал»).
    Как в тысячу восемьсот во первом году,
    Да и шестого месяца июня,
    Как шестого на десять во числах,
    Как во том было во чистом поле,
    Пролегала там дороженька широкая,
    Долиною пробойная, краю нет;
    Как по той по широкой по дорожке
    Там шел, прошел царский большой боярин,
    Кавалер Борис Петрович Шереметев
    Со своим он со конным эскадроном,
    Со своим он пешеходным батальоном,
    Со своими казацкими полками,
    Со своими донскими казаками.
    Проходили они на шведскую границу,
    Вокруг Красного мыса становились;
    Казаков посылали грабить город Илтаворы.
    Они Красный мыс разорили,
    В полон шведского майора посадили!
    Кроме войн, сочувствие народа вызывали бунты и восстания. От Петровского времени остались песни, посвященные Стрелецкому восстанию и казням стрельцов и Крестьянскому восстанию Кондратия Булавина.

    Симпатии народа явно на стороне казненных Петром стрельцов.

    В песнях стрельцы ни в чем не виноваты перед царем:

    Как на той-то было границе


    Императорской,
    Тут стояли же стрельцы-бойцы
    Двенадцать лет -
    За двенадцать лет им, стрельчикам,
    Им провианту нет,
    На добрых-то ихних на коней
    Фуражу нейдет.
    Собиралися стрельчики
    Во единый круг,
    Они думали крепку думушку
    Заединую:
    «Уж гой-то еси, стрельцы,
    Вы добры молодцы!
    Собирайтесь вы; стрелечки,
    Во единый круг,
    Уж делайте вы тележки
    Одноколочки,
    Уж сядемте в тележки
    По семи человек,
    По восьмому человеку
    На запяточки.
    Мы поедем-то, стрельцы,
    В каменну Москву».
    Они хотят правды и справедливости – то, что особенно ценят сочинители песен.

    Но царь не верит стрельцам, губит их, пользуясь своей властью:


    Он и бьет свого добра коня — не жалует,
    Его добрый конь осержается,
    От сырой мати-земли отделяется,
    Перепрыгивает он стенушку белокаменну;
    Он и держит путь-дорожку во далече, во чисто поле,
    Вовъезжает он во стрелецкую армеюшку,
    Воскричит-то он, возгаркнет громким голосом:
    «Ох вы гой еси, стрелецкие головушки!
    Еще хочет нас православный царь всех жаловать,
    Жаловать хоромами, хоромами высокими —
    Двумя столбами дубовыми
    И петлями шелковыми!»
    Оправдание – еще одна черта исторической песни. В песне о том, как царевича Алексея хотят казнить, Петр горько переживает потерю сына, который в конце концов оказывается живым:

    А у его-то родимого батюшки,
    У Петра-то да у Первого,
    В дому-то печаль да кручинушка,
    Призавешаны окошечки черным бархатом.
    Он зовет к себе да требует
    Любезного зятюшку да Микиту Романовича:
    «Что, любезный зятюшко, пьешь на радости, навеселе,
    А у меня-то тоска да кручинушка:
    Нету сына милого Алексея да Петровича».
    Отвечает Никита Романович: «Пью я навеселе, на радости,

    У меня-то в гостях родимый племянничек
    Алексей да Петрович…».

    Царь-государь весьма этому обрадовался,
    Приказал он свои створчаты окошечки

    Открыть для света для белого

    Да призавесить алым бархатом.
    В песнях действия восставших всегда объясняются поисками правды и лучшей жизни:
    Как у нас-то на тихом Дону нездорово:
    Как приехали к нам на тихой Дон все рассыльщики,
    Во рассыльщиках были два боярина,
    Без указа-то они государева нас разоряют.
    И они старых стариков всех ссылают,
    Молодых-де малолеток берут во солдаты.
    Оттого-то наш славный тихий Дон возмутился,
    Возмутился славный тихий Дон вплоть до устьица,
    Как и до славного до города Черкасского.
    Исторические песни чаще всего ближе не к песне, а к былине – об этом говорят и эпитеты, которые используют автор или авторы, ритм, выражения, типичные для былин («гой-еси», «как во городе», «ой вы»).

    Отличает их от былин приближенность к реальным событиям.

    Граф Шереметьев, князь Долгорукий, князь Меншиков, царевич Алексей, Евдокия Лопухина, казацкие атаманы – их имена запечатлены в песнях Петровской эпохи. Кроме деталей быта, иногда исторические песни сохраняют даже точную дату события.

    Но главное – они передают настроение, отношение людей к тому, что происходило в стране во время их жизни. В исторических документах невозможно найти таких понятий, как сочувствие, сострадание, сожаление, в них нет ни горя, ни радости. Они точнее объясняют то или иное событие, но никогда не раскрывают его с точки зрения человека. Исторические песни важны тем, что они, прежде всего, человечны, и благодаря им события прошедших веков оживают и становятся понятнее.


    3

    Созданное руками


    В 1706 году здесь, на тогдашней северной окраине Москвы, за Сухаревой башней, по указу Петра I был заложен аптекарский огород для выращивания лекарственных растений. Сначала он принадлежал Аптекарскому приказу, затем Московскому госпиталю и Медико-хирургической академии.

    Для управления огородом по традиции приглашали опытных садовников и ученых-иноземцев, главным образом, из Германии. В медицинском саду не только выращивали, заготавливали лекарственные травы и на месте готовили из них лекарства (об этом косвенно говорят находимые в земле старинные аптекарские пузырьки), но и обучали студентов, будущих врачей. Отсюда посылали и первые ботанические экспедиции по России, а любознательные ученые-ботаники собирали в саду первые коллекции «курьезных плантов».

    По легенде, еще при основании сада сам Петр посадил здесь три хвойных дерева: ель, пихту и лиственницу «для научения граждан в их различии»; из них последняя жива до сих пор. Крона лиственницы повреждена молнией в начале XX века, и с тех пор она почти не растет.
    описание: c:\users\natanoid\desktop\пётр текст\аптекарский огород.jpg
    Ее почтенный возраст недавно был подтвержден с помощью возрастного бура.
    описание: c:\users\natanoid\desktop\пётр текст\лиственница.jpg

    Кстати, во время путешествия по Швеции в зоопарке Кольморден мы увидели ёлку, посаженную в 1790 году шведским королем Густавом III. Это дерево погибло в 1980, но ствол был пропитан специальным составом и помещен под стеклянный колпак у входа в зоопарк.



    описание: f:\2014\лето\к муми-троллям и карлсону\img_9363.jpg
    Желание сохранить память об этом дереве еще раз доказывает, что памяти народа дорого то, что сделал своими руками их правитель.
    Таким образом, можно сказать, что общедоступная, неофициальная память о правителе сохраняется в 3 видах:
    - архитектура и предметы быта (и те, и другие требуют бережного отношения и поддержания вещей «с историей» в рабочем состоянии);
    - устная народная традиция – исторические песни, анекдоты, истории (требует записи, сохранения и распространения);
    - артефакты, созданные руками исторической личности – дерево, вышивка, рисунок и пр. (необходимо консервировать и демонстрировать, дополняя и очеловечивая официальную информацию о правителе).
    ВЫВОД: Песни, написанные в годы правления Петра Великого, можно использовать как дополнительный исторический источник для изучения этой эпохи.

    А также – для разгадки некоторых тайн и загадок Петровского времени.




      1   2   3

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Тема исследования

    Скачать 447.47 Kb.