• Основная часть. Заключение. Цель работы: изучение истории малой Родины через исследования истории села.
  • -восполнить утерянные, но не забытые исторические события, больше узнать о родном крае; - перевод документов в электронный вид;
  • -оцифровать за период со 2 июля 2019 по 1 января 2020 годы в количестве 3 ед.хр.; - оцифровать за период со 2 января 2020 по 1 июля 2021 годы в количестве 3 ед.хр.;
  • Методы исследования: - беседа с долгожителями села; - поиск материала в местной редакции газеты «Мензеля»; - запросы в архивы Республики Башкирии;
  • - поиск информации в Мензелинском краеведческом музее. Отрицательные стороны: отсутствие места для приема дополнительной документации;
  • Для достижения своей цели я использовала разные методы исследования: опросы, изучение библиографических сведений
  • Практическая значимость. Данные исследования можно применять на уроках истории, краеведения, при проведении экскурсий по родному краю, при проведении занятий на внеурочной деятельности.
  • Гипотеза: Если каждый будет больше знать о родных местах, все мы лучше будем знать историю нашей страны, нашей Родины.
  • Конечная цель проекта: -сохранность истории родного края; -собрать информацию о забытых деревнях; -создать электронный читальный зал.
  • Бывало в нашей местности Куда ни погляди, Ночами по окрестностям – огни.огни,огни Как маяки приветные
  • Усаево, Игим Одни уже не помнятся, Другие в мире грёз, Но сердце больно помнится, От жгучих Горьких слёз, Ведь знаем; люди исстари
  • Рождались здесь росли И землю нашу чистую Любили, берегли Никто места родимые Покинуть не спешил, Пока судьбу ранимую
  • Вдруг кто-то не решил Деревни, сёла дивные Окутались бедой . Одни – неперспективные , Другие под водой Теперь одни названия
  • На картах прежних лет , И нету оправдания, Такому делу, НЕТ! Поехал и рассеялся
  • Ночная мгла застылая Не светяться с тех пор Ни Шадрино, ни Миловка, Ни Старый Красный Бор Погостами заросшими
  • Над берегом крутым Темнеют Полионовка Челнинки и Игим… Не все и вспоминаются Хотя Забыть нельзя



  • страница1/3
    Дата27.10.2018
    Размер1.31 Mb.
    ТипРеферат

    Тема проекта «истории долгожителей о деревнях мензелинского района»


      1   2   3



    ТЕМА ПРОЕКТА

    «ИСТОРИИ ДОЛГОЖИТЕЛЕЙ О ДЕРЕВНЯХ МЕНЗЕЛИНСКОГО РАЙОНА»


    Содержание:

    1. Введение.

    2. Основная часть.

    3. Заключение.

    Цель работы: изучение истории малой Родины через исследования истории села.

    Задачи: -расширить знания о селе и его истории;

    -сформировать среди жителей познавательный интерес к истории села;

    -восполнить утерянные, но не забытые исторические события, больше узнать о родном крае;

    - перевод документов в электронный вид;

    - отсканировать документы связанные с историей края.

    -оцифровать за период с 1 января 2018 по 1 июля 2019 годы в количестве 3 ед. хр.;

    -оцифровать за период со 2 июля 2019 по 1 января 2020 годы в количестве 3 ед.хр.;

    - оцифровать за период со 2 января 2020 по 1 июля 2021 годы в количестве 3 ед.хр.;

    Методы исследования: - беседа с долгожителями села;

    - поиск материала в местной редакции газеты «Мензеля»;

    - запросы в архивы Республики Башкирии;

    - поиск информации в Мензелинском краеведческом музее.

    Отрицательные стороны: отсутствие места для приема дополнительной документации;

    Не достаточное количество качественной орг.техники.

    Положительные стороны проекта:достаточное количество информации о селах;

    Для достижения своей цели я использовала разные методы

    исследования: опросы, изучение библиографических сведений,

    изучение разных источников, посещение музея, а также беседы со

    старожилами села. Я узнала о многом. Но то, что я смогла узнать - это

    лишь малая крупинка той огромной истории, которую имеют села.

    Поэтому я решила остановиться на исследовании истории одной из древних и исчезнувших деревень под названием Старый Красный Бор.

    Новизна данной работы в том, что всё больше людей в настоящее время интересуются историей родного края, появляется всё больше новой, ранее не опубликованной и неизвестной широкому кругу информации. Учитывая, что описываемый период необратимо отдален от нас, все материалы данного исследования можно считать определенным вкладом в составлении летописи родного края.

    Практическая значимость. Данные исследования можно применять на уроках истории, краеведения, при проведении экскурсий по родному краю, при проведении занятий на внеурочной деятельности.

    Гипотеза: Если каждый будет больше знать о родных местах, все мы лучше будем знать историю нашей страны, нашей Родины.

    Вывод: исследовательский проект направлен на развитие любви к истории родного села, уважение к ее прошлому. Мне хотелось возродить память о прошлом, о славных предках, о великих традициях родной земли- забытых селах, поближе познакомиться со знаменитыми людьми нашего края.

    Конечная цель проекта: -сохранность истории родного края;

    -собрать информацию о забытых деревнях;

    -создать электронный читальный зал.

    Бывало в нашей местности

    Куда ни погляди, Ночами по окрестностям –

    огни.огни,огни

    Как маяки приветные

    Манили нежно взор Курья, Гремячий, Шадрино

    и Старый Красный Бор А вместе с ними Миловка

    Над берегом крутым Вязовка и, Брудиновка,

    Усаево, Игим

    Одни уже не помнятся,

    Другие в мире грёз, Но сердце больно помнится,

    От жгучих Горьких слёз, Ведь знаем; люди исстари

    Рождались здесь росли И землю нашу чистую

    Любили, берегли

    Никто места родимые

    Покинуть не спешил,

    Пока судьбу ранимую

    Вдруг кто-то не решил Деревни, сёла дивные

    Окутались бедой. Одни – неперспективные,

    Другие под водой Теперь одни названия

    На картах прежних лет, И нету оправдания,

    Такому делу, НЕТ!

    Поехал и рассеялся

    По всей земле народ И больше не надеется Что вновь сюда придёт И вот Всё в той же местности,

    Куда ни погляди,- Безмолвные окрестности, Погасшие огни

    Ночная мгла застылая

    Не светяться с тех пор

    Ни Шадрино, ни Миловка,

    Ни Старый Красный Бор

    Погостами заросшими

    Над берегом крутым

    Темнеют Полионовка Челнинки и Игим…

    Не все и вспоминаются

    Хотя Забыть нельзя

    И без хозяев мается Отцовская земля.

    (Василий Докукин житель деревни Старый Красный Бор)
    Очаровательна природа Мензелинского края, невозможно ею налюбоваться. Она щедро наделена плодородными пашнями, обширными лугами, тучными пастбищами, много в нем лесов, рек, озер и родников. Леса изобилуют дикими зверями, водоемы-рыбой, водоплавающими птицами, луга-ягодами, лекарственными травами. Это сегодня. А какими они были пять-десять веков назад! Даже трудно вообразить.

    Ушедшие в небытиё русские деревни... Сколько их? Какие названия они носили? Кто в них жил? Тихо и незаметно уходят они из нашей памяти. Уходят в полном молчании они из нашей памяти. Уходят в полном молчании, словно провинились перед нами. Только мы не должны похоронить вместе с ними своё детство, молодость, первую любовь и преданность малой Родине.

    С карты Мензелинского района в 1973 году исчезла деревня Старый Красный Бор и близлежайшие деревни.

    Здесь давно не слышны голоса жителей, не раздается детский смех, не лают собаки, не перекликаются с утра пораньше петухи. Не мычит деревенское стадо, молчит наковальня в кузнице... Красивейшая местность заросла бурьяном, погребена под водой.

    Умерли деревни, но остались их жители. Судьба раскидала их по разным уголкам России. Встреча односельчан" звучит по особому значимо, ведь через много лет происходит радующее душу и трепетное событие - встреча жителей исчезнувших, но не забытой деревни.

    Мензелинский край был заселен издревне. Именно здесь была обнаружена Деуковская стоянка-еще 100 тысяч лет назад, в эпоху камня, тут уже жили наши далекие предки. Во времена Булгарского ханства здесь проходила "буферская зона", охранявшая государство от набегов воинственных соседей. После присоединения Казанского ханства к России роль пограничников стали выполнять стрельцы.

    Местный люд всегда отличался дерзким, независимым духом. На берегу Камы селились вольнолюбивые казаки, сюда отправлялись в ссылку непокорные польские шляхтичи (созданные ими деревни до сих пор живы), пугачевцы и прочий разбойничный люд, строили здесь оборонительные редуты.

    Ученые считают, что одной из русских деревень, имеющих самую долгую историю в Мензелинском уезде, является Старый Пьяный Бор. Дату образования старого Пьяного Бора считают 1676 год.

    Есть несколько легенд, рассказывающих о том, как деревня получила своё название. Одна из них гласит: в 17-19 веках возле деревни останавливались плывущие по реке Каме суда, пароходы, здесь менялись бурские команды. Люди, тянущие бурлацкую лямку суден, идущих вниз по течению рекам Белой и Камы, получали здесь расчёт. Судна они передавали вятским бурлакам. Получив здесь деньги, бурлаки пьянствовали, дебоширили, таким образом, само собой возникло название "пьяный"

    Второе предположение приводится в Камском путеводителе-указателе. Там говорится, что в окрестных лесах растет в изобилии земляника, которая "опьяняет".

    Третье предположение липовые леса в пору цветения обладали способностью пьянить.

    В народе существовали и свои предания. Во времена Ермака несколько казаков, спасаясь от погони, схоронились в огромном бору на берегу речки Прость. Прежде чем расположиться на ночлег, они вдоволь накушались медовухи, залив водой дупло вековой липы, хранившей дикий мед. Уходить отсюда никуда не хотелось. Это знаменитые Егимские леса. Именно под их сенью и возникло некогда село. Так казаки Вохма, Чигвинец, Седун, Пономарь, Голяк, вырубив лесную чащу, основали селение, получившее название Пьяный Бор. Сначала казачки разбойничали на Каме, а потом построили лесную пристань и стали заниматься сплавом леса.

    Но как бы там ни было, Пьяный Бор рос и разрастался. Согласно третьей царской ревизии, в 1762 году здесь проживали 83 человека мужеского пола, причисленных к разряду "дворцовых крестьян с окладом в 70 копеек". По - другому их называли ещё царскими крестьянами, кормильцами царя и других приближенных царской фамилии. В документах Пятой ревизии (1795) старопьяноборцы в сословии удельных крестьян. Ввиду того, что во время оформления документов ревизии закон вошёл в силу, деревенских крестьян отнесли к этому сословию. В материалах ревизии деревня зарегистрирована как Сергеевское, Старый Пьяный Бор Пьяноборской волости Удельного имения.

    Первый молебельный дом был построен до 1682 года в честь Сергия Радонежского. Весной того же года мятежники под руководством Саета Ягфарова и мурзы Тлякея дошли до левого берега Камы. Решив отомстить за отнятые у них земли, они сжигали находившиеся на их пути помещичьи усадьбы, деревни, где жили их крестьяне. Они захватили Старый Пьяный Бор и унесли с собой церковную утварь: кресты, колокола, евангелие и другие предметы. В 1795 году в деревне построили другую деревянную церковь. ОПИСАНИЕ ЦЕРКВИ



    Третий храм построили из камня и освятили 1870 году. В самом Старом Пьяном Боре работала земская смешанная школа.


    Во время межевания, проведенного в 1799 году, за деревенской общиной было закреплено 5548 десятин земли. Из них 2495 десятин занимали пашни, 1500 десятин - луга, 100 десятин - леса, 1380 десятин неудобья. К концу 19 века жители деревни ввели в сельскохозяйственный оборот 150 десятин подсечных и раскочеванных земель.

    Несмотря на это, в населенном пункте немало было крестьян, не имеющих ни надельных земель, ни скотины. В 1913 году 2 хозяйства имели по 40, 8 по 30-40, 33 по 20-30,93 по 15-20,26 по 10-15, 109 по 5-10 десятин земли, в то же время у 17 хозяйств земельный надел составлял по 3-5 десятин, 16 были безземельными.

    Кроме занятия земледелием и скотоводством, сельчане успешно занимались подсобными промыслами: содержали пчелосемьи, занимались крашением (180 чел), кузнечным делом (20 чел). В 19 веке была построена ветряная мельница, льняной завод, у Камы - лесная пристань, паром, в 20 веке работала нефтебаза, сенопункт.

    Советскую власть в этих местах встретили равнодушно, коллективизация шла со скрипом. Коллективное хозяйство в деревне было организовано в 1929 году Его назвали "Луговой".



    В 1930 году коллективизация проходила в сложной обстановке. В 1931 году, прикрепив ярлык кулака, из колхоза исключили 23 крестьян-середняков. Они, говоря словами тех времен, были подвергнуты "жестокому налогу", в несколько раз превышающий обычный.

      1   2   3

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Тема проекта «истории долгожителей о деревнях мензелинского района»