• Ход работы : Слово учителя
  • Будьте человечнее в эти дни Всеобщего озверения! Работа с карточками , чтение вопросов
  • Дается историческая справа
  • Выборочное чтение «Письма».
  • С этим материалом работает творческая группа. Вывод
  • Работа творческой группы. Анализ эпизодов .
  • Впечатлениями об этой статье делится один из подготовивших ее учеников.
  • Свое понимание этого эпизода попыталась передать ученица. Ее выступление.
  • Чтение отрывков из «Гедали».

  • Скачать 60.24 Kb.


    Дата03.10.2017
    Размер60.24 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 60.24 Kb.

    Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов XX в. М. Э. Бабель Конармия Возможен ли итернационализм добрых людей?



    Урок № 1 .

    Тема « Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов XX в. М.Э.Бабель «Конармия «Возможен ли « итернационализм добрых людей?»

    Цель: Решая основные вопросы рассказов из «Конармии», доказать ,что человек ,ставший на путь насилия, даже ради благородной цели, саморазрушается , война – это трагедия , особенно братоубийство , рождается ли гуманный человек в огне гражданской войны , настанет ли для него царство истины , прошедшего революцию и гражданскую войну.

    Оборудование : портрет писателя, стихи, высказывания о М.Э, Бабеле ,конверты с домашним заданием ,иллюстрации ,коллажи, скрипичная музыка, рабочий материал с вопросами к уроку.

    Ход работы :

    Слово учителя: Дело художника, особенность художника – видеть то ,что задумано, слушать ту музыку , которой гремит «разорванный ветром воздух».

    Что же задумано ?( А.Блок «Интеллигенция и революция»).

    А задумано М .Э. Бабелем показать в своих новеллах значительные исторические события, преломленные в человеческих судьбах. Обратимся к нескольким рассказам писателя. Это «Письмо», «Смерть Долгушова», «Гедали».Эпиграфом к уроку стали слова М.Горького.

    Будьте человечнее в эти дни

    Всеобщего озверения!

    Работа с карточками , чтение вопросов:

    Человек, ставший на путь насилия, даже ради благородной цели , саморазрушается.



    1. Война – это трагедия, особенно братоубийственная.

    2. Рождается ли гуманный человек в огне гражданской войны.

    3. Настанет ли для него царство вечной истины?

    4. Размышляя над этими вопросами ,попытайтесь ответить ,возможен ли «Интернационал добрых людей»? ( Цитата из «Гедали»).

    Бабель один из немногих литераторов , кто был прописан в своей эпохе и стремился к ее осмыслению.

    Не легкой была его писательская и человеческая судьба , об этом он пишет в своей автобиографии. (Автобиография подготовлена отдельно учеником). На долю Бабеля выпали тяжелые испытания , были взлеты и падения , закончившиеся 27.01.40 г. Пулей в застенке того государства, за создание которого он боролся. Бабель не умел ничего выдумывать , хотел все знать до последней прожилки , «иначе, -это говорил он,- ничего не могу написать. На моем щите вырезан девиз – «подлинность»!



    Словарь: Подлинность.

    Подлинность в том, что он видел страдания людей. Над ними издевались , их грабили как белые , так и красные. Красные и белые – это знак эпохи. Какой была эта эпоха?



    Дается историческая справа ( индивидуальное сообщение ).

    Делается вывод из индивидуального сообщения.

    Война – это трагедия, особенно братоубийственная. Обращаемся к новелле-портрету «Письмо».

    Словарь: Новелла.

    Выборочное чтение «Письма».

    Это жестокое послание раскрывает семейную трагедию. Докажите это.

    Можно ли назвать справедливой революцию, которая утверждает высокие идеи равенства , свободы и братства ,поощряя при этом насилие, братоубийство, кровопролитие?

    Лютов расспрашивает у подростка о родителях, тот протягивает сломанную семейную фотографию. Найти описание фотографии. Какова ее роль в новелле? Почему там нет Василия? Нет на фотографии, но он в своим письмом завещает семейный портрет ( прием самохарактеристики). Жесткость и насилие одержали верх над человеческими чувствами. Как это удалось передать в коллажах? ( работа с коллажами).

    Классовое вытесняет общечеловеческое . И это объясняет «Письмо»- предупреждение И.Бабеля и рассказ М.Шолохова « Родинка».

    С этим материалом работает творческая группа.

    Вывод: Так жестокость и кровь врываются в литературу 20-х годов ,окрашивая реальность в багровые тона.


    Все рядком лежат -

    Не развесть межой.

    Поглядеть: солдат.

    Где свой, где чужой?

    Белый был - красным стал:

    Кровь обагрила.

    Красным был - белый стал:

    Смерть побелила.

    М.Цветаева

    В эти дни всеобщего озверения так легко переступить границу дозволенного. В эпоху насилия слово дается только «товарищу маузеру».

    С чем это связано?

    - С тем ,что время безжалостно и сурово.

    Вячеслав Полонский ,критик 20-х годов ,писал : «Автор «Конармии»подслушал пульс своего времени».

    Пульс своего времени слышал и Фадеев. Возможно ли в огне братоубийственной гражданской войны остаться гуманным человеком? Обращаемся к классическому эпизоду из романа А.Фадеева (смерть Фролова) и знаменитому эпизоду из рассказа М.Э.Бабеля «Смерть Долгушова».



    Работа творческой группы. Анализ эпизодов .

    Неужели нужно пролить кровь живого человека, изжить сострадание, порядочность, человечность ,чтобы приобщиться к победоносному коллективу?

    Гуманен ли Лютов ,отказавшись пристрелить раненого Долгушова?

    Почему Лютов не мог вымаливать у судьбы простейшего из умений – убить человека? (речь идет о раздвоении личности).

    Критик Лежнев писал : «Бабель не циник. Это человек, уязвленный жестокостью. Он ее изображает так часто, потому что она поразила его на всю жизнь».


    И там и здесь между рядами
    Звучит один и тот же глас:
    «Кто не за нас — тот против нас.
    Нет безразличных: правда с нами».
    А я стою один меж них
    В ревущем пламени и д
    И всеми силами своими
    Молюсь за тех и за других.
    Что сближает стихотворение М.Волошина и рассказ «Смерть Долгушова»?

    О сложном положении интеллигенции в это нелегкое время писали много. Об этом и статья Малинина «Судьба русской интеллигенции в русской литературе 20-х годов 20 века».



    Впечатлениями об этой статье делится один из подготовивших ее учеников.

    А красноармеец Афонька Бида этой раздвоенности не чувствует. Он ходит на блоковскую «голытьбу», что «без имени святого» «ко всему готова», «ничего не жаль, шла» в даль.

    А другой протянул сморщенное яблоко. Яблоко – это символ.

    Свое понимание этого эпизода попыталась передать ученица. Ее выступление.

    Рождается ли гуманный человек в огне гражданской войны?

    Автор погружен в понимание своего положения, положения

    Афоньки, «переступившего» за него. Жалость оборачивается

    жестокостью . Идет переоценка ценностей. Поиск истины. Кто гуманнее? Лютов? Афонька?

    Прямо вопрос поставить нельзя. Почему?

    Человек и война – понятия несовместимые. И ставить человека перед этим выбором нельзя. Всякая война аргументирована, особенно гражданская. К этим выводам приводят и размышления Бабеля. Страдает человеческая душа и Фролова, и Долгушова, и Лютова. Страдает человеческая душа маленького мудрого еврея Гедали.

    Великая, суровая эпоха нашла место и романтикам, верящим в революцию и непонимающим многого…



    Чтение отрывков из «Гедали».

    Могут ли сбыться мечты Гедали о революции как о «сладком удовольствии»?

    Согласны ли вы со словами «революция – это хорошее дело хороших людей. Я хочу интернационала добрых людей ,я хочу, чтобы каждую душу взяли на учет и дали бы ей паек по первой категории»?

    Что стоит за этими мечтами?

    Философия добра и зла ( мнение учащихся).

    Настанет ли царство истины для героев Бабеля? (Ответы учащихся).

    Можно сказать ,что о царстве истины заставит задуматься и М.Булгаков .

    Подводя итог урока, обращаемся к эпиграфу : «Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения !» - писал М.Горький.

    Как соотнести эти слова с сегодняшним днем и прочитанными новеллами из «Конармии» М.Э. Бабеля.

    Это будет ваша домашняя письменная работа.

    Критик Лежнев писал : «Скупой и осторожный мастер, выдерживающий годами ,как вино в подвалах, свои новеллы под спудом, Бабель краток ,насыщен, ярок и заразителен..». Бабель не был похож ни на кого из современников.

    «Моим стихам как драгоценным винам настанет свой черед»…Пришел и черед «Конармии» - не умирающей книге и ее автору.

    Чтение стихотворения И. Эдинбурга.(Звучит музыка).




    Средь ружей ругани и плеска сабель,

    Под облаками вспоротых перин,

    Записывал в тетрадку юный Бабель

    Агонии и страсти строгий чин.

    И от сверла настойчивого глаза

    Не скрылось то, что видеть не дано:

    Ссыхались корни векового вяза,

    Взрывалось изумленное зерно.

    Его ругали – это был очкастый,

    Он вместо девки на ночь брал тетрадь,

    И петь не пел, а размышлял, и часто

    Не знал, что значит вовремя смолчать.

    Кто скажет, сколько пятниц на неделе?

    Все чешутся средь зуда той тоски.

    Убрали Бабеля, чтоб не глядели

    Разбитые, но страшные очки.



    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов XX в. М. Э. Бабель Конармия Возможен ли итернационализм добрых людей?

    Скачать 60.24 Kb.