• Повести Белкина”» Выполнила
  • Руководитель
  • Цели и задачи
  • Актуальность
  • Что значит судьба для Пушкина
  • История 1.
  • В каких произведениях А.С.Пушкина поднимается тема судьбы
  • «Капитанской дочке»
  • Тема судьбы в «Повестях Белкина»

  • Скачать 130.93 Kb.


    Дата17.01.2018
    Размер130.93 Kb.
    ТипРеферат

    Скачать 130.93 Kb.

    Тема судьбы в произведении А. С. Пушкина \" Повести Белкина\"



    Всероссийский конкурс ученических рефератов «Кругозор»

    Реферат

    по литературе

    на тему: «Тема судьбы в произведении А. С. Пушкина

    Повести Белкина”»



    Выполнила: Балакина Анастасия

    Алексеевна, учащаяся 10А класса

    муниципального бюджетного

    общеобразовательного учреждения

    «Центр образования №8» г. Тулы

    Руководитель: Федотова Елена

    Юрьевна, учитель русского языка

    и литературы

    Тула, 2016

    Содержание

    1. Введение……………………………………………………..2


    2. Что значит судьба для Пушкина?........................................3
    3. В каких произведениях А.С.Пушкина

    поднимается тема судьбы?....................................................5


    4. Тема судьбы в «Повестях Белкина»………………………..6

    5. Выводы………………………………………………………..8


    6. Заключение……………………………………………………8
    7. Список литературы……………………………………………9


    Введение

    Если жизнь тебя обманет,

    Не печалься, не сердись!

    В день уныния смирись:

    День веселья, верь, настанет.

    А.С.Пушкин

    Многие из нас размышляют о судьбе или просто верят в неё, приписывая именно её воле все свои невзгоды и радости. Суеверие считается предрассудком, в силу которого происходящее представляется проявлением сверхъестественных сил, предзнаменованием будущего. Суеверие противоположно по смыслу христианской вере и является порождением языческого сознания, хотя следы суеверного мировосприятия могут обнаруживаться в сознании и христиан, и атеистов. Суеверный человек во многих событиях склонен подозревать тайный, сакральный смысл, но демонического, а не божественного свойства. Он верит в слепую судьбу, от которой «не уйдёшь», в роковые последствия символических встреч, гаданий, снов, прикосновений к сакральным предметам.

    На основе суеверных представлений о демонах, предзнаменованиях, встречах с судьбой в восточнославянском фольклоре сформировался жанр русского суеверного рассказа, который оказал значительное воздействие на поэтов и писателей, посвятивших теме судьбы свои произведения.

    Для А.С.Пушкина суеверные рассказы привлекательны своей поэтической стороной: они раскрывают таинственную суть мира.

    Цели и задачи:
    Цель моей работы - проследить, как развивается тема судьбы в произведении А.С.Пушкина «Повести Белкина».

    Мною поставлены следующие задачи:



    • Проанализировав биографию поэта, найти доказательства, что вера в судьбу влияла на жизнь и тему произведений А.С.Пушкина.

    • Проследить, в каких произведениях поэта поднимается тема судьбы.

    • Рассмотреть развитие темы судьбы в «Повестях Белкина».


    Актуальность
    Тема судьбы является актуальной на протяжении тысячелетий. О судьбе, её роли в жизни человека размышляют люди разных возрастов, уровня образованности. Мы пытаемся постичь суть явлений, происходящих с нами событий. Вот почему мне было интересно обратиться к русской классической литературе, в частности к произведениям А.С.Пушкина.

    Что значит судьба для Пушкина?

    Вера в приметы, увлечение суеверными рассказами – всё это было модой пушкинского времени. Суеверное отношение к миру было во многом свойственно семейству Пушкиных. Так, согласно семейным преданиям, семейство Пушкиных сопровождала «белая женщина», являвшаяся отдельным его членам.

    По воспоминаниям современников,  Пушкин был суеверен и придавал большое значение приметам. О «таинственных приметах» в его жизни не писал разве что ленивый: тут и «месяц с левой стороны», и бесконечные зайцы, «злоумышленно перебегающие дорогу в самый ненужный момент», и «грядущий белокурый убийца», и упавший во время венчания крест… Поэт никогда не садился за стол, где было 13 человек, не оставался в комнате с 3 свечами. Именно благодаря суевериям Пушкину удалось избежать различных тяжелых ситуаций, которые могли бы оказаться для него трагическими…

    Вот как раз несколько таких историй из жизни А.С.Пушкина.

    История 1. В 1818 году приехала в Петербург гадалка (немка Александра Кирхгоф). Она была весьма известна, к ней-то и направились узнать свое будущее Никита и Александр Всеволожские, Павел Мансуров, актер Сосницкий и А. С. Пушкин. Последним она гадала Пушкину.

    Разложив карты, Кирхгоф в изумлении воскликнула: «О! Эта голова важная! Вы человек не простой, станете известным!» Как рассказывал сам Пушкин, пророчества ее были таковы: «На этих днях встретитесь с вашим давнишним знакомым, который будет предлагать хорошее по службе место. В скором времени получите неожиданные деньги, дважды подвергнетесь ссылке. Кончите жизнь насильственной смертью от белой лошади или от руки высокого белокурого человека…»



    Речь шла о его смерти в 37 лет. По множеству свидетельств, Александр Сергеевич в последующие годы стал суеверным. Тем более что, как и напророчила гадалка, его два раза ссылали на Юг и на Север.

    А. С. Пушкин до такой степени верил в зловещее предсказание своей смерти, что боялся садиться на белую лошадь и общаться с белокурыми людьми.



    В Москве произошёл такой случай: поэт приехал к княгине Зинаиде Волконской, в ее особняк на Тверской. Его украшением были множество статуй. Зинаида пребывала в горе — у одной статуи отломалась рука. Кто-то из друзей поэта вызвался прикрепить руку. Александра Сергеевича попросили подержать лестницу и свечу. Поэт вначале согласился, но, вспомнив, что друг его белокур, в спешке бросил лестницу и свечу и отбежал в сторону, воскликнув: «Нет, нет! Я держать лестницу не стану! Ты белокурый, можешь упасть и прибить меня».

    История 2. Обряд венчания с прекрасной Натали также сопровождался плохими приметами. Упали крест и Евангелие, когда по традиции обряда молодые обходили вокруг аналоя. Обручальное кольцо Пушкина упало на ковер, а свеча в руке поэта потухла. Эти обстоятельства встревожили Пушкина, он произнес: «Tous les mauvais augures!» («Плохие предзнаменования!» (франц.).

    История 3. Друг Пушкина Владимир Даль вспоминал:

    «Пушкин, я думаю, был иногда и в некоторых отношениях суеверен; он говаривал о приметах, которые никогда его не обманывали, и, угадывая глубоким чувством какую-то таинственную, непостижимую для ума связь между разнородными предметами и явлениями, в коих, по-видимому, нет ничего общего, уважал тысячелетнее предание народа, доискивался и в нем смыслу, будучи убежден, что смысл в нем есть и быть должен, если не всегда легко его разгадать Всем близким к нему известно странное происшествие, которое спасло его от неминуемой большой беды. Пушкин жил в 1825 году в псковской деревне, и ему запрещено было из нее выезжать. Вдруг доходят до него темные и несвязные слухи о кончине императора, потом об отречении от престола цесаревича; подобные события проникают молнием сердца каждого, и мудрено ли, что в смятении и волнении чувств участие и любопытство деревенского жителя неподалеку от столицы возросло до неодолимой степени? Пушкин хотел узнать положительно, сколько правды в носящихся разнородных слухах, что делается у нас и что будет; он вдруг решился выехать тайно из деревни, рассчитав время так, чтобы прибыть в Петербург поздно вечером и потом через сутки же возвратиться. Поехали; на самых выездах была уже не помню какая-то дурная примета, замеченная дядькою, который исполнял приказания барина своего на этот раз очень неохотно. Отъехав немного от села, Пушкин стал уже раскаиваться в предприятии этом, но ему совестно было от него отказаться, казалось малодушным. Вдруг дядька указывает с отчаянным возгласом на зайца, который перебежал впереди коляски дорогу; Пушкин с большим удовольствием уступил убедительным просьбам дядьки, сказав, что, кроме того, позабыл что-то нужное дома, и воротился. На другой день никто уже не говорил о поездке в Питер, и все осталось по-старому». [1]

    По всем вышеперечисленным историям можно заметить, что А.С.Пушкин действительно был человеком очень суеверным и верящим в судьбу. Эта вера не обошла стороной и его произведения.

    В каких произведениях А.С.Пушкина поднимается тема судьбы?

    Тема судьбы поднимается в большинстве произведений А.С.Пушкина: и в его лирике, и в романе «Евгений Онегин», и в прозе («Пиковая дама», «Капитанская дочка», «Повести Белкина»), и в сказках.



    Сказки - это детский жанр, но особенность сказок Пушкина в том, что они имеют глубокий философский смысл. И возвращаясь к сказкам снова и снова, мы открываем новые философские грани.

    Все сказки Пушкина так или иначе касаются темы судьбы. Герои сказок искушают свою судьбу: невежественная старуха пытается стать «владычицей морской», но жадность возвращает ее к «разбитому корыту». Злая мачеха хочет избавиться от доброй царевны и в итоге «лопается от злости». Злые завистники попытаются разлучить царя Салтана с сыном Гвидоном, но тяжелая судьба еще больше закаляет Гвидона и в конце концов воссоединит отца с сыном. Но наиболее яркой сказкой о превратностях судьбы является «Сказка о золотом петушке».



    Удивительно правдоподобно распоряжается судьба, когда у неё что-то просишь: она обязательно возьмет себе что-то взамен. Дадон на старости лет просил покоя, но взамен отказался отдать то, что ему не принадлежит. В этом проявляется его неблагодарность. Пушкин как бы говорит: или спокойная старость, или беспокойная молодость - всего сразу быть не может. Нарушив незыблемое царское слово, отказав мудрецу, оставив себе Шамаханскую царицу (символ молодости), Дадон наказан.

    Такую же важную роль судьба играет и в «Капитанской дочке».  Судьба Гринева соотнесена с изображаемыми историческими событиями: подавление Пугачевского бунта в России. Характер героя дается через призму восприятия им фигуры Пугачева от их первой встречи в дороге во время бурана и до последнего кивка головой Гриневу с Лобного места на Красной Площади.

    Пугачев играет в судьбе Гринева и его любимой Маши Мироновой огромную роль, не однажды спасая обоих от смерти. Великодушное отношение Пугачева к Гриневу не может не расположить доброго и отзывчивого молодого человека. «Ты мой благодетель», - говорит Гринев в минуту эмоционального порыва. Но в основе отношения Петра Гринева к Пугачеву лежит не благодарность, а бескорыстная искренняя симпатия (впрочем, взаимная). И Гринев, классический враг Пугачева, не может не признать его обаяние: «Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему».



    Тема судьбы в «Повестях Белкина»

    Как я уже отмечала, поэт был суеверен в жизни: он верил в народные приметы, вещие сны, предсказания гадалок, в неотвратимый рок или судьбу. 

     Подобные настроения мы часто встречаем не только в сказках, но и в пушкинской прозе, например в «Повестях Белкина». Утверждение о том, что «Повести Белкина» не простое соединение отдельных произведений, а сложная система, стало общепризнанным в пушкиноведении. В качестве единой общей идеи цикла выдвигается пушкинская интерпретация вечной философской проблемы – роли судьбы в жизни человека. 

     Уже в «Выстреле» эта идея приобретает трагическое звучание. В новелле Пушкин поднимает одну из серьезнейших философских проблем: возможно ли, чтобы кто-либо распоряжался судьбой другого человека? И ответ Пушкина однозначен: нет, невозможно, такого не должно быть в жизни. Писатель проводит своего героя через труднейшие нравственные испытания. Во время последней встречи с Сильвио противник целиком находится в его власти, и убей он [Сильвио] сейчас графа – никто не осудит его. Однако для героя неважно, оказывается, общественное мненье: он не может стрелять в безоружного и в конце концов прощает своего врага. 

    Не менее интересна идея «Метели»: каждому человеку предназначена своя судьба, которой невозможно избежать. Герои — уездная мечтательная и сентиментальная барышня и бедный прапорщик. Они влюблены друг в друга, родители против их брака, и вот Маша и Владимир, по классическим канонам жанра романа, решают бежать и тайно обвенчаться. Все спланировано и рассчитано, верные слуги готовы помочь, друзья жениха соглашаются стать свидетелями и даже "жизнь за него отдать", батюшка согласился венчать... И ничего не получилось! Вмешался случай, судьба рассудила по-своему. Метель сыграла роковую роль в жизни Владимира Николаевича. Обидевшись на Марью Гавриловну, он уехал в армию и вскоре погиб. Для Бурмина же и Марьи Гавриловны метель оказалась счастливой случайностью, соединившей навсегда их судьбы. Оформление же основной идеи повести мы находим непосредственно в тексте, в пословице, обронённой Прасковьей Петровной: «Суженого конем не объедешь…».  Метель — это символ судьбы, того непонятного, причудливого и своенравного игрока, который держит в руках карты нашей жизни.

    Более широкий смысл приобретает идея судьбы в повести «Станционный смотритель». В сюжете произведения заключен конфликт, постоянно волновавший Пушкина: столкновение между общепринятыми житейскими представлениями и неожиданностью, парадоксальностью жизни. «Немецкие» картинки, изображающие историю блудного сына, заключают в себе однозначную мораль, мораль «здравого смысла». Этой же моралью руководствуется и Самсон Вырин, пытаясь вернуть дочь и домысливая ее печальную судьбу. Однако развязка повести противоречит всем ожиданиям здравого смысла, расхожей немецкой морали, уверенности смотрителя: Дуня выходит замуж за Минского и, видимо, счастлива в браке.

     Стоит отметить, что в повести также очень важна проблема личного счастья за счет несчастья другого человека. И вопрос этот не разрешён в произведении. В данной ситуации счастье Дуни и Минского возможно только в одном варианте, когда Вырин глубоко несчастен. И наоборот, представления о счастье смотрителя, видимо, далеки от понимания счастья его дочерью. Однако, несмотря ни на что, авторский взгляд оптимистичен: поэт пытается убедить нас в том, что не нужно испытывать страха перед жизнью, и тогда она сама будет к нам благосклонна. 
    В «Гробовщике» Пушкин напоминает нам, что жизнь соседствует со смертью. Не найдя понимания у живых и будучи осмеянным ими, гробовщик Адриан Прохоров пытается найти понимание у своих клиентов. Он начинает созывать на новоселье «мертвецов православных». И мертвецы как бы вершат свой суд над гробовщиком, пробуждая его совесть. Появляется сержант Курилкин и начинает упрекать гробовщика в том, что тот продал ему сосновый гроб, выдав его за дубовый. Гробовщик не всегда был честен, и в подтексте повести угадывается мысль о том, что в жизни нет беспричинных явлений: за все свои поступки, хорошие или дурные, мы будем держать ответ. 
          Особая мудрость жизни, непредсказуемость судьбы – вот мотивы повести     «Барышня-крестьянка». В «Барышне-крестьянке» казавшийся романтическим герой, носивший даже перстень с изображением черепа, оказывается простым и «добрым малым». Он нашел свое счастье с милой, обыкновенной девушкой, а ссора их отцов, не породив ничего трагического, завершается добрым миром. Из этого и складываются основные мотивы повести – особая мудрость жизни и непредсказуемость судьбы.

    Выводы

    1. Факты жизни А.С.Пушкина убедительно доказывают, насколько большое значение поэт придавал приметам.

    2. Рационализму в отношении к миру Пушкин противопоставляет поэзию народных суеверий. Вот почему тема судьбы является одной из главных в его творчестве.

    3. По-особому раскрывается эта тема в «Повестях Белкина», где она обретает широкое философское звучание, так как связывается с такими понятиями, как «жизнь», «смерть», «личное счастье», «вера», «безверие».

    Заключение

    Жизнь А.С.Пушкина наполнена мистическими и порой необъяснимыми событиями. Пушкин верил во всё, что происходило вокруг него, и никогда не отступался от этого. Он всегда оставался самим собой и был верен своей судьбе. Именно поэтому он принес в наш мир так много поразительных, глубоких и поучительных произведений. А. Н. Островский говорил: «Прочное начало освобождению нашей мысли положено Пушкиным, - он первый стал относиться к темам своих произведений прямо, непосредственно, он захотел быть оригинальным и был – был самим собой. Всякий великий писатель оставляет за собой школу, оставляет последователей, и Пушкин оставил школу и последователей… Он завещал им искренность, самобытность, он завещал каждому быть самим собой, он дал всякой оригинальности смелость, дал смелость русскому писателю быть русским». (Из речи «Застольное слово о Пушкине». 1880.)[2]



    Литература:

    1. Гусляров Е. Суеверный Пушкин: Заметки о древностях русского духа//Простор.-1991.- №8-12

    2. А.С.Пушкин: Шк. энцикл. Слов./Сост. В.Я.Коровина, В.И.Коровин; Редкол.: В.И.Коровин (отв. ред.) и др..; Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 1999. – 776 с.: ил. – ISBN 5-09-0088 17-9/

    3. Скатов Н. Пушкин. Л.: Детская литература, 1991;

    4. URL: http://az.lib.ru/p/pushkin_a_s. (Дата обращения 15.01.2016.)

    5. URL: http://mirmystic.com. (Дата обращения 18.12.2015.)

    6. URL: http://artnow.ru. (Дата обращения 20.12.2015.)

    7. URL: http://www.nizrp.ru. (Дата обращения 10.01.2016.)

    8. URL: https://books.google.ru. ( Дата обращения 10.01.2016.)

    9. URL: http://pnu.edu.ru. (Дата обращения 15.01.2016.)



    1URL: http://mirmystic.com.(дата обращения 18.12.2015)

    2 URL: http://az.lib.ru/p/pushkin_a_s (дата обращения 15.01.2016)

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Тема судьбы в произведении А. С. Пушкина \" Повести Белкина\"

    Скачать 130.93 Kb.